29. Рим.10:10 : «Сердцем веруют», – это означает, что оно – орган веры, и потому им человек или спасается, или губит себя. Вся наша судьба – в сердце нашем. Сердцем и не веруют, – это значит: сердцем выбирают Бога или дьявола, живут тем или другим, живут ради Одного или другого. От этого зависит наш рай или наш ад. 30. Грех? – Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели – обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком – внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом . Отсюда распад человеческой личности: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф.12:30 ). 31. «Удостой меня, Господи, истинным светом Твоим и просвещенным сердцем творити волю Твою» (Канонник). 32. «Просвещение во тьме сидящих, спасение отчаянных, Христе, просвети мя, осиянием Твоим» (Акафист Иисусу Сладчайшему). 33. «Церковность: мир разума, сердца; это – новая жизнь, над-разумная». – Свящ. П. Флоренский «Столп и утверждение Истины». 34. Святой Нил: начало веры – презрение себя, оставление себя, умирание в невидимом. «Пойди, продай имение твое, и раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Переход из Ветхого в Новый Завет . Граница между верой и умом – Иоанн Креститель. Ин.1:27 : «Я недостоин развязать ремень у обуви Его». Переход из Ветхого в Новый Завет : принять все как свет, не отрывать сердце от ока Христова: страх и покаяние; не искушением, но бесконечным сознанием ничтожества нашего и мессианством ремня от обуви Христовой. Ремень Христов: Мессия больше Иоанна. Иоанн: переход из Ветхого в Новый Завет. Коленопреклоненно, окаивая себя, обожаясь, не меряя самого себя. Ко Христу подходи, не ища знамения, а будучи жаждущим, алчущим и нищим. 35. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Вера – Крест; уверовать – распять себя всего: и тело, и душу, и ум, и волю: креститься «во имя отца и Сына и святого Духа» ( Мф.28:19 ): соединиться со Святой Троицей, выйти из своего естества и войти в Божие; распять себя во имя Христа (ср.: Рим.6:3 )... Атмосфера и граница веры: Святая Троица: весь смысл и цель Христова – возвести людей верой в догматическо-этическую Троичность: Мк.16:16 ; Мф.28:19–20 . (Афины, 1920).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет.Толкование во вторую неделю по Пятидесятнице (Евангельское чтение)  Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в первую неделю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в первую неделю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Поучение во вторую неделю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования. НовыйЗавет (Евангельское чтение)  Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в первую неделю по Пятидесятнице. Сонм Русских Святых (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Посланий апостола Павла к Евреям, читаемый в первую неделю по Пятидесятнице, именуемую Всех Святых (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. В неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Преподобный Серафим Саровский. Беседы (Евангельское чтение) Святитель Иоанн Златоуст. Толкование в Неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования. Новый Завет (Евангельское чтение) Мф 4:18.  Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; Мф 4:19.  и говорит им: Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мф 4:20.  И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Смотри, какими послушными людьми были они,– тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его. Мф 4:21.  Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их,

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 38. О крещении Иоанна Далее нам предстоит рассмотреть крещение Христа. А поскольку Христос крестился крещением Иоанна, то мы исследуем, во-первых, крещение Иоанна как таковое и, во-вторых, крещение Христа. В отношении первого будет рассмотрено шесть пунктов: 1) приличествовало ли Иоанну крестить; 2) было ли это крещение от Бога; 3) сообщало ли оно благодать; 4) должен ли был получить это крещение кто-либо помимо Христа; 5) надлежало ли этому крещению прекратиться после крещения Христа; 6) должны ли были крестившиеся Иоанном впоследствии получить крещение от Христа. Раздел 1. Приличествовало ли Иоанну крестить? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Иоанну не приличествовало крестить. В самом деле, всякий священный обряд связан с тем или иным законом. Но Иоанн не учреждал новый закон. Следовательно, ему не приличествовало вводить новый обряд крещения. Возражение 2. Далее, Иоанн был послан Богом «для свидетельства» ( Ин. 1, 6, 7 ) как пророк, согласно сказанному [в Писании]: «Ты, младенец, наречешься «пророком Всевышнего " » ( Лк. 1, 76 ). Но жившие до Христа пророки не вводили никаких новых обрядов, а убеждали людей соблюдать обряды Закона, как это явствует из слов [Писания]: «Помните закон Моисея, раба Моего» ( Мал. 4, 4 ). Следовательно, и Иоанну не приличествовало вводить новый обряд крещения. Возражение 3. Далее, когда чего-либо излишне много, к этому не должно прибавлять что-то еще. Но в еврейских соблюдениях наличествовала избыточность крещений, в связи с чем читаем, что «фарисеи и все иудеи... не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться, – наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7, 3, 4 ). Следовательно, Иоанну не приличествовало крестить. Этому противоречит авторитет Священного Писания, которое после слов о святости Иоанна добавляет, что многие «выходили к нему – и крестились от него в Иордане» ( Мф. 3, 5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

5 . О том, что Христос есть действительно посредник, засвидетельствовало Священное Писание , а что Он и поручитель, принимающий на Себя поруку, чем подтвердить нам это, чтобы не показалось, что мы в Церкви предлагаем не церковное учение, а свои собственные измышления? Если я сам от себя говорю, то зачем говорить? А если я возвещаю то, что от Бога, изъясняю то, что от Духа, то принимай это учение. Итак, что Иисус есть поручитель, говорит Павел: «но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета» ( Евр.8:6 ); «лучшего завета поручителем соделался Иисус» ( Евр.7:22 ). Вот посредник между Богом и людьми ходатайствует за человека перед Богом. Он сказал, что восстановит нас – и восстановляет, сказал, что наградит нас бессмертием – и награждает. Когда Он сотворил Адама, то, не будучи связан какими-либо ручательствами, прямо без порук дал ему небо и землю: не обещал ведь Он ему раньше ни земли, ни рая, ни всего прочего, но все это, чего не обещал, дал ему; неужели же не даст Он того, что теперь обещал с ручательством? Евангелие в Священном Писании называется иногда новым (καινν) заветом, иногда недавним (ναν) заветом, иногда лучшим заветом, иногда вторым, иногда вечным. Так как одно название всего значения выразить не может, то различными названиями лучше всего и указывается сила Евангелия; но Павел, в котором говорит сам Христос, называет Евангелие по преимуществу Новым Заветом, как будто обновившим ветхий. Значение слова новый указывает на необыкновенную и поистине неприкосновенную природу, недавний указывает на отличие от устаревшего, лучший – в противоположность худшему, второй – в отличие от первого, вечный – в противоположность временному. Новым Завет называется согласно блаженному Иеремии, который говорит: «наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» ( Иер.31:31 ); и Спаситель, передавая таинство, говорит: «сие есть Кровь Моя Нового Завета» ( Мф.26:28 ). Вот Новый Завет . И в другом месте называет его недавним, во внимание к молодому, имеющему полную силу благовестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостолы называли Христа Учителем и Пророком, Который «был силен делом и словом пред Богом и всеми людьми». Ап. Иоанн Богослов говорил о Нем: «Он дал свет и разум да познаем Бога Истиннаго». Сам Христос говорил о Себе: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», «Аз есмь Свет миру». Христос учил как власть имеющий. О Нем говорили: «Николиже так говорил человек, яко же Сей Человек». Христос указал путь спасения, научил людей истинному боговедению. Еще в Ветхом Завете Он именуется Великим Пророком, а в Новом «Светом Истинным, Иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир». В Ветхом Завете было предсказано, что «вся земля наполнится ведения Божия». Господь приводит ветхозаветное пророчество, применяя его к Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» Господь говорил: «Я для того родился, чтобы свидетельствовать Истину». Он Сам является Истиной с большой буквы. Он принес нам истинное боговедение во всей полноте и чистоте, о спасение через покаяние и веру, о вечной жизни. Он начинал свою проповедь не со слов «рече Господь», как это делали ветхозаветные пророки, а: «Аминь, аминь, глаголю вам». Он свидетельствовал о Себе, что пришел «взыскать и спасти погибшаго». В Евангелии о Нем сказано: «Той спасет людей Своих от грех их». Христос пришел не разорить, а исполнить Закон, Он – конец Закона, теперь уже Новый Завет, который предсказывал пророк Исаия. Мы оправдываемся без дел Закона обрядового – его отменил Апостольский Собор, о котором повествуется в книге Деяний. Новый Завет дан для всех людей, а не только для одного богоизбранного народа, как Ветхий. Евангелие нам свидетельствует о Боге, как духовном существе, о том, что Он Един, но троичен в Лицах, о том, что Он, прежде всего, Отец. В Евангелии определенно, а не как раньше, прикровенно, говорится о безсмертии души, о любви к врагам. Ветхий Завет не потерял своего значения – он отменен лишь в той области, где он являлся несовершенным, временным и преходящим. Христос принес, возвестил полноту Истины: «Вся, яже слышах от Отца, сказах вам». И апостолы «возвестили всю волю Божию» и потому «никто не может положить другого основания, кроме положеннаго». Пророк Иеремия говорил: «Грядет день, в который Я возвещу Израилю Новый Завет». Как Первосвященник Христос восстановил союз рода человеческого с Богом, искупил нас от греха, проклятия и смерти. Св. Афанасий Великий говорил: «Слово воплотилось, чтобы мы обожились».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/25/gr...

Бог в Ветхом Завете говорит и о Мессии, который принесет в этот мир все вышесказанное. Мессия не будет принадлежать к роду священников Левитов, Он будет совершенным человеком из рода Иудина и будет Он священником Бога. Он, Мессия, будет принесен в жертву за грехи людей и приблизится к Богу не потому, что унаследовал сан священника (как это происходило в роду Левитов), а потому, что Сам будет подобен Богу – совершенен будет Мессия. Если люди последуют за таким Мессией и примут Его плату за грехи всего мира, то Господь вложит закон во внутренность их и напишет его на сердцах их, и будет Господь милостив к ним, ибо справедливость Его будет удовлетворена. И уже затем они могут стремиться стать ближе к Богу, так как Он хочет общаться со Своим творением (Бытие 3:8–11), но грех не позволяет делать этого. Не спорю, что все это достаточно сложно и запутанно, но всестороннее изучение Ветхого Завета может в полной мере разъяснить все трудности. Все писание полезно, включая и систему искупления. Но Бог обещал в Библии заключить новый завет со Своим народом. Новый завет начался с того, что старая система жертвоприношений была заменена совершенной жертвой в образе Мессии, Иисуса. Многие книги Писания рассказывают о Мессии, с Которого начинается новый завет. Бог сделал Его “жертвой умилостивления” и “…Он взял на Себя наши немощи [грехи] и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились”. (см. Исаия 53). Если хотите, можете заплатить за собственные грехи – вам будет стоить это жизни в вечности. Вы умрете за свои грехи и отправитесь прямиком в ад. Или, благодаря любви Божией, Мессия может заплатить эту страшную цену за вас. Взяв на Себя наши немощи, Он принес вам мир с Богом. Бог же позволит вам войти на небеса и остаться там навсегда, так как правосудие будет удовлетворено. Именно по этой причине, увидев Иисуса, Иоанн Креститель сказал: “… вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира… Верующий в Сына [Иисуса] имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем”. (Иоанна 1:29; 3:36).

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

«В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Иоан. 1,1 ). »После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» ( Mpk. I, 14 ). 175. Из чего составлен Новый Завет Божественного Откровения? Новый Завет есть закон Иисуса Христа, выраженный Его учением и делами, изложенный в Евангелии, проповеданный Апостолами в их Деяниях и Посланиях ; к сему закону приложена книга Откровения Ап. Иоанна Богослова... Ветхозаветный закон соделал человека способным воспринять Евангелие. Новый Завет как бы вводит человечество в наследство по завещанию Ветхого Завета. 176. Что содержать и обнимают собою Христовы заповеди? Христово нравоучение составили беседы, которыя Господь повторял ученикам и народу. Первоначальный и вая:нейшия поучения Христа сказаны Им в Нагорной Проповеди : 1) о блаженстве, 2) об апостольстве, 3) об отношении Христа к закону и о применении закона, 4) о подаянии милостыни, 5) о том, как молиться, 6) о посте, 7) о сокровищах земных и небесных, 8) о неосуждении, 9) о сбережении святыни, 10) об исполнении Богом просимаго, 11) об отношениях к ближним, 12) об узком пути к совершенству, 13) о распознавании лжепророков, 14) показном благочестии, 15) об исполнении Слова Божия. Эти же поучения Спаситель повторял впоследствии в разных случаях. 177. В каком месте Евангелия изложена Нагорная Проповедь? Когда, где и пред кем она произнесена? Сия святая проповедь заполняет главы V, VI и VII Евангелия от Матфея и часть ея приведена в VI главе от 20-го стиха Евангелия от Луки. Проповедь сказана повидимому весной, между 2-й и 3-й Пасхой служения Господа. Место ея – плоский холм у Галилейского озера, который и по сие время зовется «горою блаженств». Народныя толпы собрались слушать Христа из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи, из за Иордана и приморских мест Тирских и Сидонских. «Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:» ( Mф. V, 1, 2 ). 178. Бак воспринимали ученики и народ проповедь Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В целом ряде мест в Евангелиях говорится о Царстве Небесном или Царстве Божьем как об учении Христовом. Например, «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). То есть в этой цитате говорится о том, что книжник, как ученый человек «наученный Царству Небесному» (то есть учению Христову), выносит из своей сокровищницы и новозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «новое». И выносит ветхозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «старое». Потому что в Библии ясно сказано о том, что с приходом Иисуса Христа на смену Ветхого Завета приходит Новый Завет . «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16 ). У Марка также конкретно указывается на то, что под Царством Божьим имеется в виду именно учение Христово. «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк.1:14). Евангелие – это благая весть, то есть рассказ о земной жизни и учении Иисуса Христа. Евангелие Царства Божьего это и есть учение Мессии, то есть Новый Завет , который и выражает новые религиозные законы. А через эти новозаветные заповеди и законы и выражается религиозное христианское учение Царства Божьего. О том, что именно через Новый Завет, то есть через Евангелия, выражается учение Царства Божьего, ясно написано в Библии. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). То есть в этой цитате понятно говорится о том, что с приближением Царства Божьего нужно покаяться и уже нужно веровать именно в Евангелие, которое пришло на смену ветхозаветному учению. О том, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, и что Сам Спаситель должен его распространять, ясно указано в Библии. «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк.4:43 ). Из этой цитаты становится понятно, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, которое Спаситель и должен распространять.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый ( Ис.52:1 ). Иоанн в Откр.21:27 пишет нечто похожее: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». Мы видим, что «обрезанных», то есть верующих иудеев, Исаии у Иоанна заменяют те, «которые написаны у Агнца в книге жизни», то есть спасенные, те, которых Агнец «Кровию Своею искупил… из всякого колена и языка, народа и племени» ( Откр.5:9 ). Они сохранили себя от идолопоклонства («мерзости и лжи») и остались верными Богу и Христу. Иными словами, формально традиция ветхозаветная используется. Отсюда и появляются неожиданно, как бы со стороны, некие «народы и цари». Но все ветхозаветное переосмысляется. Речь идет просто об универсальности христианства, не знающего национальных разделений. Одновременно стих 27 имеет, конечно, и увещевательное значение, предупреждение от соглашательства с миром идолопоклонства. Привлекательно аллегорическое толкование слов Апокалипсиса о народах и царях, несущих дары в Новый Иерусалим. Если под святым городом понимать Церковь Христову, то народы действительно принесли свои дары Церкви. Греки принесли ей силу своего философского ума, породившего христианское богословие и дающего разумное обоснование вере. Римляне были величайшими в мире специалистами по юриспруденции и администрации. Они принесли в Церковь способность организовывать, управлять и формулировать каноническое право. Когда любой человек вступает в Церковь , он вместе с собою приносит и свой природный дар, который освящается Духом Святым. Писатель – силу слова, художник – силу красок, скульптор – искусство формы, музыкант – музыку, ремесленник – ремесло и так далее. Нет такого таланта, который не мог бы умножиться во Христе, став харизмой, то есть даром Святого Духа. е) Новый Иерусалим – Новый рай ( Откр.22:1–5 ) 1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его, и заповеди Его, и законы Его, и слушать гласа Его. И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его» ( Втор.26:17–18 ) Ветхозаветная идея Завета отражает и самую границу авторитета Божия – внешней власти, часто выражавшейся в антропоморфических категориях монархии, абсолютной и внушающей страх. И мы знаем, что апостол Павел именно с этой идеи начинает разъяснять в Послании к Римлянам содержание христианской проповеди : «Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает... А ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим.9:18–20 ) Однако в Евангелии и Посланиях апостолов содержится также и возвещение о Новом Завете, радикально изменяющем характер проявления власти Божией над человеком. Одно из самых разительных различий в том, что «...ветхозаветные повествования есть история общины; хотя интерпретация дается через индивидуальное прозрение. Новый Завет повествует уже главным образом не об общине, а о личности» (Ч. Додд) Личностный Мессия принимает на Себя судьбы Израиля и становится – от лица всего человечества – участником Нового Завета с Богом. Моисей, собравший Израиль у подножия Синая, окропил его кровью тельцов, как «кровью Завета» ( Исх.24:8 ); а Новый Завет Христа – «в Его Крови» ( 1Кор.11:25 ; Лк.22:20 ), или, по Матфею и Марку, кровь Самого Христа становится «кровью Завета» ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ). Если, как отметил Додд 1 , в Новом Завете тема народа Божия и является лишь «второстепенной и производной», то это потому, что Израиль становится в Новом Завете «Телом» Мессии и, таким образом, утрачивает свою автономию, перестает быть просто «одной из сторон» – хотя бы даже и подчиненной – соглашения с Богом. Павлова концепция Церкви как Тела Христова есть фактически усвоение из Второзакония и Книги пророка Исайи мессианской темы страждущего раба. Мессия для Павла, безусловно, – Иисус, но в то же время «во Иисусе» заключен весь Новый Израиль; точно так же, как, по Второзаконию и пророку Исайе, образ раба подразумевает и Личность, и Израиль как нацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010