Древнейшее свидетельство о Симоне волхве мы имеем в Деян. 8:5–25 . По Деян. 8Симон „волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого». Деятельность Симона имела необычайный успех среди самарян, так что „ему внимали все от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия“ (ст. 10). Но когда явился в Самарию диакон Филипп с благовестием о царстве Божием и о имени Иисуса Христа, народ оставил Симона и обратился к Филиппу. Сам Симон уверовал в Христа, принял крещение и даже не отходил от Филиппа, изумляясь его знамениям (ст. 13). Вскоре к самарянам пришли ап. Петр и Иоанн, чтобы извести на новокрещенных Св. Духа. Тогда Симон, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес апостолам деньги и обратился к ним с просьбой дать ему власть возложением рук низводить Св. Духа (ст. 14–19). Но ап. Петр сильною речью обличил нечистое желание волхва получить за деньги дар Божий и призвал его к покаянию (ст. 20–23). Симон же сказал в ответ: „помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (ст. 24). Кроме кн. Деяний, в древней письменности имеются и другие многочисленные свидетельства о Симоне волхве 1232 . Все эти свидетельства примыкают к свидетельству Деян. 8:5–25 , но вместе с тем восполняют последнее многими существенно новыми чертами. Так, апокрифические Деяния Петра в их различных редакциях, представляя Симона магом и гоитом, разукрашивают краткое сообщение кн. Деяний о его волшебствах легендарными рассказами 1233 . Местом встречи Симона с ап. Петром, а по некоторым редакциям и с ап. Павлом, в апокрифах представляется Самария, иногда Иудея, в частности Иерусалим, и особенно Рим. Временем деятельности Симона называется царствование Клавдия и Нерона. При этом апокрифы усвояют Симону притязания на мессианство и наименование οτ ς. Из церковных учителей важные сведения сообщает о Симоне Иустин Мученик в первой Апологии (гл. 26 и 56) и в Диалоге (гл. 120). По его словам, Симон был родом из Гитты. Своими волхованиями он увлек почти всех самарян и некоторых из других народов настолько, что его признали „за первого бога» ( ς τν ρτον θεν), „богом выше всякого начальства, власти и силы». Вместе с Симоном, по свидетельству Иустина Муч., почитали „какую-то Елену, которая везде с ним в то время ходила, а прежде жила в блудном доме», называя ее „первою происшедшею от него мыслию». К этому Иустин добавляет, что Симон своими волшебными действиями, совершавшимися силою демонов, возбудил веру в себя и в Риме; здесь он признан был, как бог, и почтен даже статуей с надписью „Симону, богу святому».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Его похоронили. Приходит жена его, Сапфира. Апостол Петр спросил ее: «За сколько вы продали имение?» Она сказала то же, что и Анания. Апостол Петр сказал ей: «И ты согласилась с мужем обманывать Святаго Духа», и Сапфира упала и умерла тотчас же ( Деян.5:1–10 ). Распространение Церкви в Иудее, Самарии и др. местах между евреями Синедрион, т. е. верховное судилище у евреев, видя быстрое распространение христианства, решился остановить оное мерами строгости. Открыто было гонение на верующих в Иерусалиме. Апостол архидиакон Стефан побит был камнями. Избегая преследований, христиане из Иерусалима рассеялись по всей Иудее и др. странам и вместе с собою пронесли всюду евангельское учение. Избрание диаконов и убиение архидиакона Стефана Когда число христиан умножилось, тогда апостолы избрали в помощники себе диаконов. Поводом к сему избранию послужило то, что апостолы, занятые проповедью, не имели возможности свободно заниматься раздачею приношений нуждавшимся. Поэтому они предложили верующим избрать семь благочестивых мужей, которые заведовали бы сей раздачей. Так и было сделано. Помолившись, апостолы возложили руки на избранных семь мужей и тем низвели на них Духа Святаго. Название диакон с греческого значит служитель или помощник. Из этих диаконов Стефан был особенно исполнен веры и Духа Святаго, как о нем говорится в кн. Деяний Апостольских. Именем Иисуса Христа он совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противиться его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он говорил хулу на Бога и ветхозаветного законодателя пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его, справедливо ли то, что донесли на него? Тогда Стефан сказал им, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, как равно чтит и храм Божий и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного Богопочитания в сердцах своих. Он кончил речь свою следующими словами: „Народ упрямый и жестокосердый! Вы всегда противитесь Духу Святому. Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами того Праведника, о котором они предсказывали“. Услышав эти слова, члены синедриона заскрежетали зубами своими от досады на Стефана. А Стефан взглянул на небо и сказал: „Я вижу небо отверсто, и Сына человеческаго (т. е. Иисуса Христа), стоящаго по правую сторону Бога Отца“. После чего иудеи бросились на Стефана, вывели за город и там побили его камнями. А он в это время молился, говоря: „Господи Иисусе! Приими дух мой“. Последние же слова св. Стефана были молитва за врагов: „Господи, не поставь им сего во грех!“ ( Деян. 6 и Деян.7 ). Обращение Савла (ап. Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Есть протестанты, которые утверждают в соответствии с Библией, что гомосексуализм- это грех, а есть протестанты, которые говорят: ничего подобного. Никакого греха здесь нет. И они имеют даже пастырей- открытых гомосексуалистов. И совершают так называемые гомосексуальные браки, и так далее. То- есть это просто один из примеров сообществ людей, которые в настоящее время и в истории провозглашали себя церковью. И более того, как у нас говорят: не так важно, какая разница? Да, мол, есть различия, но так ли они важны? Самое главное- что у нас есть то, что нас объединяет. Но вот как святой Иоанн Златоуст говорил: что-то нас объединяет со всеми без исключения людьми. С любым человеком, каких бы взглядов он не придерживался, мы найдем что-то, что нас объединяло. С любым человеком мы можем найти что-то, что объединяет нас. Только с дьяволом нас нет ничего общего. Но это не значит, что мы с ним принадлежим к одной церкви. И, в частности, вот такого плюрализма мнений, такой идеи, что не важно, кто во что верит, лишь бы называли себя христианами- этого мы не встретим ни у апостолов, ни в Священном писании. Например, апостол Павел говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями. По прошествии моем войдут туда волки, не щадящие стадо. И из вас самих останутся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой». Книга «Деяния апостольские», 20 глава, 28-30 стихи. В другом месте апостол говорит: «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделение и соблазны вопреки учению, которому вы научились. И уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и к ласкательству красноречия обращаются сердца простодушных». Это послание к римлянам, 16 глава, 17-18 стихи. И в другом месте апостол говорит: «Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Послание Галатам, 1 глава, 9 стих. Так что, как мы видим, вероучительные различия оказываются настолько серьезными, что апостолы прямо предписывают предавать таких людей анафеме. Отделять их от церковного тела. Он описывает, что само внесение разделений является следствием греха. И в другом месте, в послании к Галатам, 5 глава, 21-22 стих, апостол говорит, что кто предается ереси- тот царство божие не наследует.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

Жаждать нам нужно правды и истины, любви, веры, праведной жизни. Нужно поступать нам честно и справедливо пред Богом, – тогда Господь и Сам придет к нам, и, как сказано здесь же, из чрева того, кто верует и Него, потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин 7, 38–39 ). Ибо блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф 5,6 ). Если же мы будем жить несправедливо, а не так, как велит нам Господь, если будем лгать и поступать по неправде, то Он и не даст нам Своего Духа, не даст нашим сердцам той благодати, которая была послана ученикам Христовым, апостолам, в день Пятидесятницы, но которой мы вовсе не заслужили. Заслужить же эту благодать мы можем только всей своей христианской жизнью, своими молитвами, своею любовью к Богу и к ближним, своими духовными победами над плотской жизнью – и мира, и своей же собственной. В противном случае – если кто-то будет чрезмерно любить свою плоть, совершая плотские грехи, и не будет любить брата своего, то не пребудет в нем Духа Господня, ибо человек этот суть плоть! И действительно, как можем мы в таком состоянии обрести хотя бы частицу благодати Пресвятаго Духа? Как можем мы надеяться, что Господь пошлет нам дары Духа Своего Святаго? Разве не знаете вы, что ни блудники... ни прелюбодеи... ни мужеложники... Царства Божия не наследуют (ср.: 1Кор 6,9 -ю)? И точно так же святой апостол Иоанн Богослов говорит о том, что в Царство Небесное не войдет... ничто нечистое ( Откр 21,27 ). Благодать Пресвятаго Духа нужно еще заслужить у Господа! А для этого нам нужно стараться быть правым пред Ним – хотя бы в самых маленьких повседневных делах. Такими нам нужно быть и во всех наших взаимоотношениях с людьми, с которыми мы общаемся: быть справедливыми равно и с начальниками, и с подчиненными, с родными – родителями и детьми, с друзьями, знакомыми, соседями и вообще со всеми ближними своими. Нужно попросту любить Бога, любить посещать храм Божий, нужно быть справедливыми и честными по отношению и к Богу, и к ближним, и к своей собственной совести – то есть поступать так, чтобы она не обличала нас ни в чем. А для этого следует всячески избегать греха; согрешив же – непременно покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем поется прокимен Господь просвещение мое читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (зачало 143е: 1Кор.10:1-4 ) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море;  и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. В Евангелии (зачало 2е: Мк.1:9-11 ) повествуется о Крещении Господа. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: Господи Иисусе Христе… (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя… и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): Во Иордане крещающуся Тебе, Господи… Молитва

http://azbyka.ru/chin-velikogo-osvyashhe...

Здесь разумеются еретики, которые отвергают брак, а мясо и вино считают нечистыми сами по себе; как и в нашем отечестве хлысты, скопцы и др. утверждают, что вино есть кровь сатаны, что брак скверна, и некоторые из них гнушаются мяса. Сам апостол считал пост душеспасительным подвигом ( 1Кор.9:27, 7:5 и др.). Церковь Православная неизменно следует апостольскому учению и в вопросе о необходимости поста для христианина, почему именуется апостольскою Церковью. Она, как учит апостол (ср. Рим.14:14 ; 1Тим.4:4 ), не считает мяса нечистым по природе и, запрещая есть его в посты ради подвига воздержания, дозволяет вкушать в другое время. Согласно 51 прав. Святая Апостольская Церковь даже подвергает отлучению того, кто гнушается брака и вкушения мяса и вина не ради воздержания, а как чего-то нечистого. «Аще кто, епископ или пресвитер или диакон или, вообще, священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (69 ап. прав). 598 «О манихеях, энкратитах, маркионитах и обо всех сборищах говорит он, – замечает святой Иоанн Златоуст , – что в последние времена некоторые отступят от веры... Он назвал их духами льстивыми. – и справедливо, потому что, побуждаемые этими последними, они проповедовали такое учение. Что значит: через лицемерие лжесловесников? То, что они лживо проповедуют не по неведению, и не потому, что не знают, напротив, они знают истину, а притворяются лжецами, будучи сожженными в совести своей, то есть будучи порочной жизни... Запрещающих, говорит, вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил. Отчего же он не сказал и о других ересях? Он и на них указывает, когда говорит: внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Он не хотел преждевременно посеять эти заблуждения в душах людей, но указывает на то, что уже получило начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И говорят о самых глубоких вещах. 21 августа Господь пришел спасти нас. Для этого Господь сделался человеком: И Слово плоть быстъ ( Ин 1,14 ). Господу не нужно этого, но ради человека Он сделался человеком, чтобы спасти его. И, однако, человечество во многих случаях не обращает на это внимания. И даже иногда борется с этим, противится, богоборствует. Ну уж если и это великое, величайшее дело – Воплощение Сына Божия – не поможет человеку, тогда уж ничего не поделать. 2 сентября На молитву надо идти, как на пир. 15 сентября Замечательно то, что говорится в Евангелии от Матфея о древе бесплодном. В Святом Евангелии все, конечно, замечательно, но иногда некоторые места особенно поражают, обращают на себя внимание; так и тут: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф з, 10). Следует задуматься над этим. Приносит ли каждый из нас плод добрый? А мы должны приносить. Торопитесь! А если не приносим, то такое дерево срубают и в огонь бросают... Страшно. Надо приносить плод добр! Другое место в Евангелии от Матфея – о Крещении Гоосподнем (см.: Мф 3,16–17 ). Когда Господь наш Иисус Христос крестился во Иордане-реке и выходил из воды, тогда отверзлись небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Иисуса. Небеса открылись после Крещения Господа. Так не открываются ли Небеса духовно, невидимо – каждому из нас после крещения? И разве не нисходит ли тогда и на нас Дух Святой и не почивает ли и в нашей душе Он в виде голубя – Своим миром, благодатию или даже радостью? И не говорит ли Бог Отец после крещения Христова о том, что вот Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – в назидание и нам? Так важно, так значительно для нас должно быть на основании всего этого и Таинство нашего крещения! Аминь. 20 сентября Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф 5,48 ). Какое великое задание человеку! Быть совершенным, как Отец Небесный... И, значит, это возможно, раз Господь сказал: «Будьте»! Если бы нельзя было, Господь бы и не сказал этого. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потому, когда Господь наш Иисус Христос проходил через селение самарянское и его жители не приняли Господа, а святые апостолы Иаков и Иоанн по своей ревности предложили за это низвести на них огонь с неба, то Христос запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк9,56 ). И когда Иуда предал Спасителя и на Него возложили руки, а один из бывших с Иисусом, вынув меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо, то Иисус сказал ему: возврати меч твой в его место, а затем: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Но как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Мф 26, 52–54 ). Господь мог бы представить в Свою защиту двенадцать и более легионов Ангелов, но Он этого не хочет, потому что Он – иного духа. Он долго терпит, желая, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим 2,4 ). Аминь. Человек пал чрез преслушание Богу. Теперь он должен научиться послушанию Богу, воле Божией. Думаю, что как раз в монашестве чрез послушание наставнику человек хочет научиться послушанию Богу, исполнению воли Божией. Не смог человек непосредственно повиноваться Богу, так теперь и должен через повиновение другому человеку учиться повиновению Самому Богу, исполнению Его святой воли! Аминь. Человек создан для мира (мирного состояния, усмирения), а не для страстей. Ибо Бог, сотворивший человека, есть Бог мира, а не неустройства, – говорит нам Священное Писание. Счастье внутри нас, а не вне нас. И в монастырях есть страсти. Но в монастырях с ними борются, а в миру они царствуют, господствуя в нем вполне. Человеку не нужно интересоваться чужими делами, особенно грехами и страстями, а мы, как мухи нечистые, привыкли копаться в чужом навозе. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся». Какая надежда слышится в этих словах – надежда на ходатайство, на заступничество, на молитвы Божией Матери к Сыну Своему и Богу нашему о нас, грешных! Какое упование возлагает Церковь на силу Ее молитв и Ее заступничества!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И тем не менее, несмотря на все предупреждения Иисуса, в первый момент после Его крестной смерти, так трагически, до основания, потрясшей Божию Матерь и учеников Христовых, вера в Его Воскресение, как может показаться, у них совершенно исчезла... Однако для Господа нет ничего невозможного и слова Его непреложны! Как прежде и уверял Спаситель учеников, в третий день Он воскрес, неоднократно являясь затем и святым Женам-мироносицам, и святым апостолам, показывая им при этом истинность Своего трехдневного Воскресения и уверяя их в нем. Так, прежде всего Он явился Марии Магдалине, вознаграждая тем самым ее беззаветную любовь к Нему. Мария неоднократно приходила ко гробу-пещере, где был погребен Иисус, и вот, в очередной раз приступив ко гробу, она обнаружила, что камень от входа в пещеру отвален, и тела Христова здесь нет. Поначалу она подумала, что Господа перенесли куда-то в другое место, и потому, когда Он вдруг явился позади нее и позвал: Мария! – то, обернувшись, решила, что это, верно, здешний садовник, и обратилась к нему со словами: если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его ( Ин 20,15 ). Но тут она вдруг узнала Его и от радости и благоговения хотела припасть к ногам Его; Господь же сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Он уже находился как бы на границе двух миров – небесного и земного, наполовину еще оставаясь в этом тварном мире. Господь так и говорит об этом Марии Магдалине: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему ( Ин 20,17 ). В другой раз о совершившемся Воскресении Христовом Марии Магдалине и другим мироносицам возвестили, согласно Евангелию от Луки, два Ангела, сказавшие им: Что ищете живаго с мертвыми; несть зде, но воста ( Лк 24, 5–6 ) – Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть ( Лк 24,6–7 ). А согласно евангелисту Марку, Ангел указал им еще и на гроб Иисусов, сказав: Вот место, где Он был положен ( Мк 16, 6 ). Опустевший гроб, где остались только пелены и сударь, лежавший, как сообщает нам евангелист Иоанн, отдельно в стороне, свидетельствовали о действительном Воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из сих свидетельств Священного Писания для всякого ясно, что Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16). 3. Святые Соборы о посте и трапезе Отцы Апостольского Иерусалимского Собора написали для первенствующих христиан таковой устав: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. 15, 28-29). Из сих слов видно, что апостолы сами устанавливали новые законы, например, относительно употребления в пищу мяса. Вот как рассуждает об этом святитель Иоанн Златоуст. Христос ничего не установил и не заповедал касательно удавленины и крови. Следовательно, апостолы и их преемники имеют власть устанавливать законы. А что сей апостольский закон обязывал тогда совесть православных христиан исполнять его, почитая нарушение оного закона грехом, это открывается из последующих слов: 1. Оный закон называется бременем (тяготою): Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более (Деян. 15, 28). 2. Закон сей называется необходимым законом. 3. Апостолы Павел и Сила, проходя по городам, побуждали первенствующих христиан соблюдать законы, установленные апостолами и пресвитерами (Деян. 16, 4). Шестьдесят третье апостольское правило тоже подтверждает запрет апостолов: " Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010