Выше Иоанн говорит пришедшим от фарисеев: стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете, но Который первенствует передо мною (ст. 26 и 27), а теперь и перстом указывает Его, и объявляет незнающим, говоря: Сей есть Тот, о Котором я свидетельствовал пред фарисеями, что Он первенствует предо мною, то есть превосходит меня достоинством и честью. Почему? Потому, что Он был прежде меня. Слушай Арий. Не сказал Иоанн о Христе: " создан прежде меня, но " был " . Слушай и ты, секта Самосатянина. Господь начал бытие не от Марии, но был прежде Предтечи по предвечному бытию. Ибо если бы Господь, как вы пустословите, получил начало бытия от Марии, то как бы Он был прежде Предтечи? А Предтеча, всякому известно, явился на свет шестью месяцами прежде рождения Господа во плоти. - " Мужем " называется Господь, может быть, и потому, что имел совершенный возраст, ибо Он крестился тридцати лет, а может быть, в том смысле, что Он есть Муж всякой души и Жених Церкви. Ибо апостол Павел говорит: я обручил вас, чтоб представить единому Мужу, именно Христу (2 Кор. 11, 2). Так и Предтеча говорит: я только друг Женихов и посредник, а Муж идет за мною; я привлекаю души к вере во Христа, а Он есть Муж, который соединится с ними. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Так как Предтеча был родственник Господу (ибо ангел говорит Деве: вот Елизавета " родственница " твоя зачала (Лк. 1, 36), то, чтобы кто не подумал, что Предтеча благоприятствует Господу и дает о Нем такое высокое свидетельство по родству с Ним, он часто говорит: " я не знал Его " и тем удаляет подозрение. " Но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю " , то есть, чтобы все могли прийти к вере в Него и Он был явлен народу, для того я крещу; ибо, когда я крещу, народ стекается, а когда народ собирается, то и я объявляю ему о Христе в проповеди моей, и Сам Он, будучи на виду, является присутствующим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Какое евангелие сей недели? Об обстоятельстве перед крещением Христовым, воспоминаемом сию неделю – о проповеди Иоанна Предтечи в пустыне и крещении народа им. Map. 1, 1–8. Зач. 1. 1 Начало Евангелия Исуса Христа Сына Божия, 2 Как написано у пророков: се Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовил путь Твой пред Тобой. ( Малах. 3,1 .) 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, правыми сделайте стези Ему. (Исаии, 40,3). 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у которого я не достоин, наклонившись развязать ремень обуви Его. 8 Я крестил вас водой, а Он будет крестить Духом Святым. Ст. 2–3. Что значат слова сих стихов: «се Я посылаю .... стези Ему? Это – слова пророчества о Иоанне Предтече Христовом. Предтеча называется ангелом? за его ангельскую и как бы бесплотную на земле жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Предтеча называется голосом, вопиющим в пустыне о исправлении для Господа пути. Здесь ГИредтеча, приготовляющий людей к принятию Спасителя, представляется под образом вестника, который царем, идущим с войском в походе, посылался вперед объявить приближение его, приготовить нужное, исправить дороги и пр. Ст. 6. Что за пища: акриды и дикий мед, которою питался Предтеча? Акриды – вид саранчи, очень обыкновенная пища на востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. Дикий мед – это медь диких пчел, или жидкость медоподобная, нетекавшая из некоторых деревьев, как-то пальмы, фиги; на вкус он горький. Ст. 7. Что значат слова Предтечи о Христе: У него я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его? Это значит, что Предтеча считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывая тем несравненное величие Его и крайнее смирение свое: так как обязанность снимать и надевать обувь у господ обыкновенно была делом низших служителей у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Сын Божий естественный, желая, чтобы сыны Божии приобщенные были сообразны Ему на земле не в чем-либо ином, как в страданиях, показал это Свое хотение при Своем рождестве. Ибо, сойдя с неба в землю, чтобы возвести от земли на небо род человеческий, и родившись от Пречистой Девы в Вифлееме, тотчас же дарует спасение четырнадцати тысячам младенцев, подобных Ему в младенчестве, и дарует его не иначе, как только мученичеством, чтобы те, которые будут сообразны Ему в небесной славе, прежде всего были сообразны Ему на земле в страдании. Ныне празднуемый святой Иоанн Предтеча явил себя сообразным Спасителю в страдании, на что хорошо указывает и самый настоящий день пятничный – день воспоминания о двух тех смертях. И когда воспоминание о двух смертях соединяешь в одно место, то видишь как бы одну истину. Взят и связан Христос: «Взяли и связали Его» ( Ин. 18:12 ). Взят и связан святой Иоанн, ибо «Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду» ( Мф. 14:3 ). Умирает Иоанн в темнице; и во время смерти Христовой тьма была по всей земле ( Лк. 23:44 ). Христос преклонил на Кресте главу Свою, Иоанн преклонил главу свою под меч; и оба проливают кровь свою. Иоанн пострадал за истину с радостью. Христос, Сама Истина, пострадал за наши неправды: «Тот грехи наши понес» ( Ис. 53:4 ). Так, сообразуясь между собой в смерти, Господь и раб, Христос и Предтеча беседуют друг с другом по Писанию: «Возлюбленный Мой Мне, и Я ему» ( Песн. 2:16 ), Христос говорит: «Возлюбленный Мой Иоанн, раб Мой и Предтеча Мой подобен Мне, а Я ему». Иоанн же отвечает: «Иисус Христос, Господь Мой, «у Которого я недостоин развязать обувь на ногах» ( Деян. 13:25 ), сообразен мне, ибо принял на Себя образ мой, и я подобен Ему, умирая от беззаконного Ирода, как Он от синагоги иудейской». Разве только в том можно усмотреть между ними разницу, что Христос умер на Кресте, а Иоанн усечен мечем. Но это случилось для того, чтобы сбылись слова, сказанные Иоанном: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3:30 ). Христос возрос высоко, вознесенный выше всех на Кресте, Иоанн же умалился мечом и отпавшею от тела на землю главой поклонился до ног Христу Господу своему, до ног, стоящих на Кресте, что он предвидел пророческими своими очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это объяснение Иоанна Златоуста принято всеми богословами. Правда, есть некоторые, и особенно среди богословов новейшего времени, полагающие, что сам Креститель Христов недоумевал о личности Господа Иисуса. Такое мнение разделяю и я и хочу объяснить вам, что если принять это мнение, оно нисколько не уничижает великого Иоанна Предтечу, но еще больше возвеличивает его. Св. Предтеча во время крещения Господа Иисуса слышал глас Бога Отца, с небес принесшийся: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих! Его послушайте» , он видал Духа Святого, в телесном виде, как голубя, спускавшегося над главой Господа Иисуса Христа. Это было явление Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, Крестившемся во Иордане, Дух Святой сошел на Него. Это Богоявление, эти слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» , разумеется, потрясли до глубины души Иоанна, и мыслил он: О Господи, Господи! Кого крещу?! Я крещу Сына Твоего!.. И на другой день после Крещения, когда увидел Иоанн Иисуса, идущего к Иордану, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира; Сей есть, о Котором я сказал: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29–30). Подумайте, как мог Иоанн Предтеча, который говорил, что не знал Иисуса, и только Дух Святой возвестил ему о Нем, как могло быть, чтобы он, слышавший также Божьи глаголы, теперь сказал такие глубоко изумительные слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»? Неужели мог знать Предтеча, что Господь Иисус Христос, Которого явил он миру этими словами, возьмет на Себя грехи всего мира и вознесет их на крест Голгофский? Конечно, нет. Откуда же, откуда знал Он, что это Агнец Божий, Вземляй на Себя грехи всего мира? Как мог он сказать такие удивительные слова: «Сей есть, о Котором я сказал: «За мной идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня»? Подумайте, какие это глубочайшие, изумительные слова: «Который был прежде меня». Мы же знаем, что Господь родился позже Предтечи Своего, а Предтеча сказал, что Он был прежде его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Здесь выражается и законченная христология, и полное самосознание Предтечи. Иоанн свидетельствует дважды, что он не знал Мессию. Едва ли нужно это понимать в том смысле, что он никогда не встречал и не видал своего Родственника, Которого он, к тому же, узнал, будучи еще в чреве матери во время ее посещения Матери Божией. «Исполнившись Духом Святым», Елизавета свидетельствовала о пришествии к ней Матери Господа. Трудно допустить, чтобы Предтеча в самосознании своем не останавливался исключительным вниманием на Том, Кто таился в Назарете, «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2,52 ). Хотя пребывание в пустыне вообще и исключало или затрудняло возможность встреч с людьми, но здесь надо принять во внимание исключительную, притом благодатную чуткость Предтечи к Тому, Кого он Предтеча. Поэтому вполне можно и даже нужно допустить, что Предтеча знал Иисуса из Назарета, и потому, когда Он пришел к нему для крещения, не как незнакомца встретил он Его, удерживая словами: «мне надобно креститься у Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф. 3, 14 ). Пусть это было пророческое озарение, но и оно говорит не о незнании Пришедшего. И Предтеча ждал Иисуса, он был весь это ожидание, как и сам свидетельствует о себе: «Для того я пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». И, однако, тайна Благовещения, недоведомая даже ангелам ( 1Петр. 1,12 ; Ефес. 3, 30 ; 1Тим. 3, 15 ), не могла быть доступна ни одному человеческому существу, кроме Той, Которая Сама явилась богорождающим лоном. И она не могла быть ведома и Предтече, сколь бы он ни преклонялся в смирении своем пред Грядущим и Недоведомым, сколь бы ожидание Его ни наполняло всю его, Предтечи, жизнь, и мысли, и сердце, и волю. И потому еще оставалось тайной боговоплощение, что его ведение было вместе с тем и ведением Св. Троицы, Отца, Сына и Духа, притом в такой полной мере, в какой не дано было это Ветхому Завету, знавшему о троичности только прикровенно. Боговоплощение есть и Богоявление, откровение всей Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Преподаватель ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров, комментируя этот же отрывок, пишет: «Это пророчество об Иоанне Предтече, вкупе с которым стоит пророчество о внезапном явлении Господа в Свой храм, где повествование о служении Христа начинается с явления Его в храме в первую Пасху» . Связь ветхозаветных пророчеств о святом Иоанне Предтече со Священным Писанием Нового Завета Ветхозаветные пророчества о святом Иоанне Предтече цитируются в Священном Писании Нового Завета. У всех четырех евангелистов при описании проповеди Крестителя Христова дается ссылка на пророчество святого Исаии из сороковой главы. Следует обратить внимание на некоторые имеющиеся различия подачи цитаты. Например, апостол Матфей пишет так о святом Иоанне: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: Глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:3). Евангелист Лука дает пророческую цитату полностью: «И он проходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Лк. 3:3-5). Святой апостол Иоанн Богослов же вовсе пишет, что пророчество святого Исаии произносит сам Креститель Господень, как ответ на вопросы его происхождении: «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:23). Апостолы Марк и Матфей приводят в Евангелии пророческое место о святом Иоанне Предтечи из Книги пророка Малахии. Если у евангелиста Марка с этого начинается само Евангелие (Мк. 1:2), то у автора первого Евангелия эта цитата звучит из уст Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11:10). По какой-то причине некоторые библеисты и толкователи Священного Писания игнорируют свидетельства евангелистов о том, что рассматриваемые нами пророчества святых Малахии и Исаии посвящены именно святому Иоанну Предтече. Возможно, это связано с тем, что толкователи либо не учли, либо вовсе упустили из виду этот момент. 

http://bogoslov.ru/article/6167241

" Проповедник покаяния " сентября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи " Мы вспоминаем сегодня небесного покровителя этого храма - святого пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, - сказал владыка. - Это был необычный человек: рос в пустыне, ангелы оберегали его, пока он сам не мог за собой ухаживать. Потом голос Божий позвал его на Иордан, где он выступил с проповедью покаяния, чтобы люди подготовились к пришествию Мессии и встретили Его в чистоте. Не остался без внимания Иоанна Предтечи и дом царя Ирода, где творилось беззаконие. Пророк сказал Ироду: " Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего " (Мф. 14:3-4). Иоанн хотел развязать душу царя от греха, а в итоге сам был связан царем и за обличение брошен в темницу. Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 6:14-30), как произошло это беззаконие: царь поклялся девице, дочери Иродиады, отдать все, что та попросит. По наущению матери она попросила голову великого пророка Иоанна Предтечи " . " Это беззаконие не осталось безнаказанным в очах Божиих, - продолжил архипастырь. - Если бы они покаялись, Господь, возможно, и простил бы их, но не было никакого покаяния. И вот, какой мерой они согрешили, такой и были наказаны. Девица, как гласит предание, шла зимой по льду реки, поскользнулась, свалилась в прорубь и не смогла выбраться. Как плясала на дне рождения царя Ирода, так плясала и в воде, потому что льды сошлись на ее шее и ей отрезало голову. Люди ее нашли, и как она принесла матери на блюде голову Предтечи, так и родителям принесли голову их дочери. Сами Ирод и Иродиада вскоре после этого погибли в ссылке в Испании. Ничто не может быть безнаказанным, если нет раскаяния. Поэтому обязательно надо принести покаяние, если мы согрешили " . " О чем говорит евангельская история? О том, что никогда не надо клясться: Ирод поклялся, что исполнит любую просьбу девицы, и вынужден был ее исполнить. Господь предупреждает: " Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Рождество Иоанна Предтечи Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1.

http://pravoslavie.ru/35999.html

Святой Иоанн Предтеча проповедовал: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Без покаяния грешным людям нельзя получить Царствия Божиего. Поэтому каждый в своих грехах должен приносить искреннее покаяние в грехах и подражать святой жизни Иоанна Предтечи, то есть стараться быть всегда воздержанным и трезвым, избегать пиршеств и других греховных дел. Глава 6. Крещение Господне В то время, когда святой Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет и Он отправился к святому Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн считал себя недостойным крестить Сына Божиего и сказал Иисусу Христу: мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне? Но Иисус Христос отвечал ему: так надлежит нам исполнить всякую правду. Святой Иоанн повиновался Его воле и крестил Его. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись над Ним небеса. Иоанн Предтеча увидел Духа Божиего, Который сходил на Иисуса Христа в виде голубя. В то же время был слышен голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. После крещения Иисус Христос был возведен Святым Духом в пустыню. Здесь Он пробыл сорок дней и ночей в посте и молитве. Диавол искушал Его к греху, но не имел в этом успеха. Крещение Господне иначе называется Богоявлением – от явления трех Лиц Пресвятой Троицы во время крещения. Когда сын Божий крестился, Святой Дух сошел на Него в образе голубя; Бог Отец свидетельствовал, что Иисус Христос есть возлюбленный Сын Его. Крещение Господне воспоминается Святой Церковью 6 января (19 января) . Накануне праздника положен пост. Этот день называется Сочельником. В Сочельник в церкви, после вечерни, бывает освящение воды, а в сам праздник ходят на реку, озеро или колодезь для освящения воды. Это называется хождением на Иордан. Глава 7. Первые ученики Иисуса Христа Когда Иисус Христос возвращался из пустыни после сорокадневного поста, Иоанн Креститель стоял у реки Иордан. Увидев Его, Иоанн сказал тем, кто был с ним: вот Агнец Божий, вземлющий грехи мира. Двое из учеников Иоанновых тотчас же пошли за Иисусом. Один из них был Андрей, который поэтому и называется Первозванным; другой же, как полагают, Иоанн Богослов. Потом Андрей привел к Иисусу брата своего, Симона. Иисус, предвидя в нем крепкую веру, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Господь призвал к Себе Филиппа, а Филипп привел к Нему Нафанаила.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

– По свидетельству Философумен, даже еретики офиты (2 стол) приводили места из этой беседы, именно: 1–3 ст., 6 и 8 ст. Таким образом, наряду с внутренними доказательствами и внешние свидетельства неоспоримо говорят в пользу несомненной подлинности и исторической достоверности беседы Господа с Никодимом. 6) Пребывание И. Христа в Иудее и последнее о нем свидетельство И. Предтечи ( Ин.3:22–36 ) Повествование Евангелиста Иоанна о пребывании Иисуса Христа в Иудее, в связи с последним о Нем свидетельством 377 Иоанна Предтечи, принадлежит к числу замечательнейших эпизодов евангельской истории. В этом повествовании, что особенно для нас дорого, сохранилось единственное известие о мессианской деятельности Иисуса Христа в иудейской земле и притом в то время, когда Иоанн продолжал еще свое служение. Деятельность эта обнимает довольно значительный период времени, от первого дня после первой пасхи до заключения Предтечи в темницу, приблизительно около девяти месяцев. 378 Несмотря на то, что И. Христос только что начинал тогда Свое служение, а Иоанн уже оканчивал, деятельность Господа имела такой успех, что возбудила зависть в учениках Иоанна. „Тот, говорили они своему учителю, Кто был с тобою по ту сторону Иордана и о Ком ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин.3:26 ). Это собственно обстоятельство и дало Иоанну случай высказать торжественно свое последнее свидетельство о Христе, – свидетельство полное глубокого прозрения в тайны царства Мессии. В самом начале этого свидетельства, как бы в ответ на завистливое чувство своих учеников к успеху крещения и проповеди И. Христа, Иоанн заявил, что „не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» ( Ин.3:27 ); затем он напомнил им о своем клятвенном заверении, что он не Христос, а только вестник, посланный пред лицом Его ( Ин.3:28 ); далее Иоанн трогательно сравнил свое отношение ко Христу с отношением друга к жениху после обручения его с невестой. Как друг жениха – Христа, в таинственном союзе Его с Церковью , Иоанн явился ближайшим и довереннейшим Его служителем и посредником. И теперь, по исполнении этого дела, он радостью радуется, слыша голос „жениха» ( Ин.3:29 ). Продолжая это сравнение, Иоанн прибавил: „Ему подобает расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). В конце свидетельства Иоанн объяснил ученикам, почему расположение народа ко Христу, доверие к Нему и слава Его возрастает? – потому, говорит он, что И. Христос по природе Своей неизмеримо выше всех людей, Он не просто человек, но принявший природу нашу – Сын Божий, и поэтому вера в И. Христа, как истинного Бога, есть необходимое условие и единственный путь нашего спасения: веруяй в Сына, имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010