Видно, доброму желанию местного казачества суждено до поры до времени остаться без практического осуществления только выражением искреннего и глубокого уважения к памяти в Бозе почившего архиепископа Иоанна. В заключение сообщим главные черты его жизни на основании послужного его списка. Родился он в Лукояновском уезде Нижегородской губернии. Сын священника Стефана Михайлова, в мире назывался Михаил Доброзраков. Обучался сперва в Нижегородской семинарии, а в 1817 г. кончил курс в С–Петербургской духовной Академии со степенью магистра и определен профессором в Черниговскую духовную семинарию. Там же, в следующем 1818 г. поставлен начальником Черниговских уездного и приходского училищ. В 1819 г. в августе месяце переведен в С–Петербургскую духовную Академию бакалавром по классу церковного красноречия и пострижен в монашество, с причислением к соборным иеромонахам Александро–Невской Лавры. В 1821г. определен инспектором Академии с возведением в сан архимандрита. До посвящения в сан епископа носил звание архимандрита–настоятеля Владимирской епархии Юрьева–Польского монастыря, затем второклассного Новгородского Антония Римлянина монастыря, далее второклассного Московской епархии Можайского Лужецкого монастыря, и, наконец, первоклассного Пинского монастыря Минской епархии. В 1824 г. переведен ректором С–Петербургской духовной семинарии, с званием и благочинного над законоучителями в кадетских корпусах и других учебных заведениях. В 1825 г. за сочинение под названием: De–lineatio hermeneuticae Sacrae, предварительно рассмотренное и одобренное докторами богословия, конференцией Академии единогласно признан и Комиссией духовных училищ утвержден доктором Богословия. А в январе 1826 г. был уже ректором и профессором богословских наук в С–Петербургской духовной Академии, оставаясь на этом посту до 1880 г.; в этом же году, августа 5, хиротонисан в С–Петербурге в казанском соборе, в епископа Пензенского. В январе 1835 г. переведен на архиерейскую Нижегородскую кафедру, на которой оставался 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вступил я в училище, как сказано выше, в 1847 г. (конечно, осенью, в сентябре), в год перемены епархиального начальства. В этом году весной оставил Нижегородскую кафедру, назначенный архиепископом Донским, наш земляк, нижегородец, епископ Иоанн (Доброзраков), 11-й магистр II курса С.-Петербургской духовной академии, на котором первенцем оказался также наш земляк, нижегородец Иван Михайлович Скворцов, впоследствии профессор Киевской духовной академии и университета, сначала магистр, а потом доктор богословия, автор многих капитальных сочинений и учебника по канонике, который мы изучали в семинарии. Преосв. Иоанн 23 был также доктором богословия за свою «Священную герменевтику» (напечатанную в 1828 г.), и мы, нижегородцы, гордились ими обоими. Преосв. Иоанна я никогда не видал 24 , но много слышал о нем от отца, наших родных и знакомых 25 . Преосв. Иоанн, судя по портрету, очень красивый лицом (чисто русского типа), по рассказам, очень красноречивый и остроумный, добродушный, веселого характера и очень общительный, любивший посещать граждан, даже купцов 26 , пользовался в Нижнем большой любовью и уважением. К сожалению, его одолевали родные, которых было немало на его родине и которым он покровительствовал поневоле, в силу известной пословицы, и только это одно падало некоторой тенью на его блестящий образ, сохранившийся доселе таким именно в воспоминаниях нижегородцев. Его преемник, Преосв. Иаков (Вечерков) – кандидат С.-Петербургской духовной академии следующего за Преосв. Иоанном III курса 27 , представлял совершенную противоположность своему предшественнику. Высокий ростом, брюнет, еще без особенно большой седины, очень худощавый, аскетического вида, он производил впечатление древнего отшельника греческого Востока, и был очень почитаем нижегородцами за свою строгую жизнь. При нем я поступил в духовное училище. Он любил посещать семинарию и училище. Был однажды и в моем II классе и попал к нам на урок по арифметике. Вошел он в наш класс как раз в тот момент, когда я был вызван к доске. Помню, сам он задал мне решить нетрудную задачу на сложение и вместе вычитание, и я верно ее решил, за что после ухода архиерея похвалил меня учитель (В.В. В-ий), заметивший при этом, что он очень боялся, справлюсь ли я с заданной мне работой. Преосв. Иаков очень любил также, чтобы ему представляли работы учеников нашего низшего класса по каллиграфии, почему в числе прочих представляли и мои, хотя они и не выдавались особенным изяществом; некоторые мои товарищи писали красивее меня. Кроме борьбы с расколом Преосв. Иаков обращал особенное внимание на усиление проповедничества в местном духовенстве и поощрял ревностных проповедников, в том числе моего отца, который ему, кажется, первому из Преосвященных, представлял собрание своих поучений. Проповедовал и сам Преосв. Иаков, и проповеди его напечатаны, но я их не слыхал в его произношении с кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Синодом. По прошествии каждого месяца Цензурный комитет представляет академической Конференции, отчет: какие книги и когда вступили в Комитет и какие из них рассмотрены одним или всеми членами Комитета, какие из них одобрены к напечатанию или неодобрены; а в Конференции, по прошествии года, составляется из таковых отчетов общий и представляется в св. Синод. В должности цензоров со времени учреждения Духовно-цензурного комитета, находились: Архим.: Анатолий Максимович (1809–1812) ректоры С.-Петербургской семинарии Мефодий Пишнячевский (1812–1813) Поликарп Гойтанников (1819–1824) Иоанн Доброзраков (1824–1827) инспекторы академии Антоний (1827) ректоры Спб. семинарии Нафанаил Павловский (1827–1830) Соборный иеромонах Иосиф Позднышев, инспектор академии (1831). Макарий, ректор С.-Петербург. семинарии (1831–1837). Платон Городецкий , инспектор академии (1832 –1838). Климент Мажаров, бакалавр академии (1837–1839). Иоасаф Покровский (1839 –1840). Евсевий Ильинский 1839. Афанасий Соколов, ректор семинарии (1840–1841). Филофей Успенский (1840–1842). Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии (1842–1848). Аввакум Честной (1845–1849). Иоанникий-Горский, ректор С.-Петер. семинарии (1850–1854). Иоанн Соколов , бакалавр академии (1848–1857). Кирилл Наумов , эктраорд. профессор академии, 1851. Протоиереи и священники: И. С. Данков (1809–1817). И. Н. Голубов (1809–1810). И. И. Бедринский (1811–1824). При увольнении от Цензурного Комитета, протоиерей И. И. Бедринский Всемилостивейше пожалован, за долговременную и усердную службу, алмазными знаками ордена св. Анны 2 ст. Г. П. Павский (1817–1827). За усердную девятилетнюю службу протоиерея Г. П. Павского в Цензурном Комитете изъявлена ему от лица Комиссии благодарность. С. Я. Платонов (1825–1831). И. Иванов (1831–1834). И. Д. Колоколов (1835–1839). К. Я. Делекторский (1841–1842). А. И. Райковский (1841–1845). Т. Ф. Никольский (1842–1848). А. И. Окунев (1842–1851). М. И. Богословский 1853. Из светских: профессор академии В. Н. Карпов, с 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Донская Учреждена в 1829 году Новочеркасская и Георгиевская Кафедра в Новочеркасске Афанасий (Телятьев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 5.04.1829 архиепископ с 11.01.1830 по 17.07.1842 переименован архиеп. Донской и Новочеркасский Донская и Новочеркасская С 17 июля 1842 года Афанасий (Телятьев) архиепископ, бывший еп. Новочеркасский и Георгиевский с 17.07.1842 по 17.10.1842 на покое; †7.05.1847 Игнатий (Семенов) архиепископ, бывший архиеп. Олонецкий и Петрозаводский с 17.10.1842 по 13.01.1847 архиеп. Воронежский и Задонский Иоанн (Доброзраков) архиепископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 13.01.1847 по 6.03.1867 на покое; †23.06.1872 Платон (Городецкий) архиепископ, бывший архиеп. Рижский и Митавский с 9.03.1867 по 25.04.1877 архиеп. Херсонский и Одесский Александр (Добрынин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Бобруйский с 25.04.1877 по 23.05.1879 архиеп. Литовский и Виленский Митрофан (Вицинский) архиепископ, бывший архиеп. Оренбургский и Уральский с 23.05.1879 †19.11.1887 Макарий (Миролюбов) архиепископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 5.12.1887 по 30.04.1894 на покое; †24.12.1894 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ, бывший архиеп. Литовский и Виленский с 30.04.1894 по 12.11.1894 на покое; †16.04.1896 Викарии Донской епархии Аксайские епископы Викариатство учреждено 25 мая 1871 года Никанор (Бровкович) епископ, рукоположен с 4.07.1871 по 25.12.1876 еп. Уфимский и Мензелинский Нестор (Метаниев) епископ, рукоположен с 17.04.1877 по 8.09.1880 еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии; †25.07.1910 Флавиан (Городецкий) епископ, рукоположен со 2.02.1885 по 29.06.1885 еп. Люблинский, викарий Варшавской (Холмской) епархии; †4.11.1915 Серафим (Жемчужников) епископ, рукоположен с 21.07.1885 по 30.09.1887 на покое; †4.12.1887 Августин (Гуляницкий) епископ, бывший еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии с 30.09.1887 по 24.12.1888 еп. Костромской и Галичский Иоанн (Митропольский) епископ, бывший еп. Алеутский и Аляскинский с 12.08.1889 по 9.04.1910 еп. Уфимский и Мензелинский Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1859 г. жители ст-цы Кременской построили каменную часовню у могилы «Семи братий». Много людей приходили на праздник Вознесения Господня. Крестные ходы к часовне из близлежащих станиц и хуторов начинались за 3 дня до этого. У могилы во время эпидемий молящиеся получали исцеление. В 1861 г. был перестроен настоятельский дом с 5 покоями, буфетом и кладовой. В 1863 г. архим. Маркеллин окончил строительство деревянного братского корпуса с 8 кельями и кухней, а на следующий год - мезонина, соединившего дом архимандрита с новыми кельями, дома для просвирни, 4 келий с отдельным входом. С марта 1867 по 1872 г. в мон-ре пребывал на покое архиеп. Донской и Новочеркасский Иоанн (Доброзраков) . Последние годы проживал с келейником в отдельном доме, построенном донским помещиком М. В. Себряковым для своего сына, принявшего постриг в обители. Архиеп. Иоанн был погребен в Благовещенском приделе Вознесенского собора у правого клироса, но по ходатайству казаков Новочеркасского торгового об-ва и по указу Синода от 1 сент. 1911 г. его останки были перенесены в кафедральный собор Новочеркасска. Во 2-й пол. XVIII в. К. м. представлял собой мощный хозяйственный комплекс. Ежегодно засеивали до 120 дес. земли. Возделывали пшеницу, рожь, овес, просо, лен. Сад насчитывал ок. 1 тыс. деревьев. Мон-рю принадлежали огород, пасека, лес, сенокосы. В 1875 г. в К. м. насчитывалось 72 вола, ок. 50 коров, гужевой скот и до 300 овец. При К. м. был конный завод (до 100 коней), каменотесная мастерская, изготовлявшая надгробные плиты. В XIX в. К. м. получил от войска Донского 1680 дес. земли. В 1878 г. войсковое и епархиальное начальство изучало вопрос, далеко ли мон-рь расположен от железной дороги, т. к. здесь планировалось устроить госпиталь и приют для раненных на русско-тур. войне 1877-1878 гг. солдат. В нач. XX в. при К. м. существовали приют для странников, богадельня, с 1901 г.- школа грамотности. В монастыре проживали архимандрит, 25 монахов и 47 послушников. При обители существовали Пятницкий муж.

http://pravenc.ru/text/2459005.html

То–то, прежде нас давно сказано: никто же весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий, в нем“. И в жизни женящихся и посягающих важен акт женитьбы до того, что составилась вековая пословица: «суженого или суженой конем не объедешь». Тем более важен для отваживающихся на принятие иночества шаг иноческого пострижения. А в жизни этого человека именно и случилось буквальное осуществление пословицы, что свою «суженую, или точнее – суженую, да не ему, он объехал конем». Еще прежде прочтения этой статьи в «Вестнике Европы» по смерти преосвященного Иоанна, не раз поднималась в нашем круге речь о том, как он пошел в монашество, при чем по воспоминаниям нескольких лиц рассказывалось, что в этом обстоятельстве его жизни произошло нечто странное. Он сам рассказывал об этом преосвященному архиепископу Платону, также жившему при нем около 20 лет его духовнику и душеприказчику архимандриту Исаии; рассказывал и келейнику своему Ивану Григорьевичу, который замечателен тем, что выжил при старце безотлучно до последнего издыхания его всего 41 год, и наконец о. игумену Исидору, бывшему некоторое время настоятелем в монастыре, в котором преосвященный Иоанн жил на покое и скончался. Теперь вот пред самым набрасыванием этих строк мы обновили собственный рассказ старца об этом замечательном в его жизни событии точными расспросами двух последних лиц. Вот сущность этого рассказа. «Был он начальником Черниговского духовного училища. Был веселый человек, не решался идти в монахи и хотел жениться. Заприметил девицу, дочь протоиерея в одном из уездных городов и решился за нее посвататься. Поехали свататься с одним спутником–сватом. Дело стало зимою, поднялась вьюга. Жених и сват сбились с дороги. Прибились однако же к городу, в который ехали, на такое расстояние, что слышали звон церковный. Держат путь на звон; но вдруг звон оказывается с другой стороны. Направляются туда, но к изумлению звон слышится с противоположной стороны. Блуждали, блуждали, едва не замерзли, но наконец кое–как прибились к месту, куда ехали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Сомнительно, чтобы между присяжными судьями нашелся хотя один серьезный человек, который позволил бы себе даже улыбнуться, дослушавшись до такой сути обвинения; а наверное, не нашлось бы ни одного, который решился бы кинуть в обвиняемых камнем осуждения. А между тем Р. С., человек серьезный, надо думать – христианин, надо думать – из наших, надо думать – питомец осуждаемых им воспитателей, швыряет за это комками грязи в могилы русских иерархов, в свежую могилу преосвященного архиепископа Смарагда, в едва засыпанную могилу, или лучше – в смертный одр преосвященного архиепископа Иоанна! Но позвольте однако же, отчего же о. Иоанн плохо кормил студентов, так плохо, как преемники его не кормили? А мы в свою очередь спросим обратно: а предместники его кормили лучше его? Замечательно, что Р. С., как мы заметили уже, принадлежит к числу не сильных обвинителей, так как в самом обвинении он дает оружие противникам для собственной защиты. В самом деле, вот и в рассматриваемом случае плохого кормления студентов стоит только перестановить посылки обвинительного силлогизма, почти даже не изменяя буквальных выражений Р. С–а, и из обвинительной его речи выйдет защитительная. Сделаем попытку подобной перестановки. «Веселый, разбитной характер Доброзракова не подходил к господствовавшему до него аскетическому тону в Академии. Любя, до известной степени, «свободу в жизни и мыслях, он и на должности ректора не стеснял ни наставников, ни студентов». Тем не менее сколько по сознанию долга, столько же и по благоразумию он остерегался, чтобы «не было очень резких отступлений от заведенных порядков». В этом общем отзыве о нем Р. С–а, по нашему мнению, заключается ключ к объяснению всей начальственной деятельности о. Иоанна на ректорстве в С–Петербургской Академии. «До Доброзракова Академия, находясь под суровым аскетическим и монашески–деспотическим управлением Филарета Дроздова и Григория Постникова , начала было принимать вид какой–то полу–киновии. При Доброзракове это изменилось во многом», хотя и не во всем, так как требовалось действовать исподволь, без резких перемен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

27 КДУ 1194. И отпечатанный озаглавлен: «Журнал первого Собрания Конференции С-Пб. Дух. Академии 1814 г. августа 13 дня». 29 См. формулярные списки Григория, Моисея, Кирилла и всех окончивших в 1814 году, где сказано, что они кончили не в июне, а 13 августа. См. также Мнения и Отзывы, 1, с.365. 31 В последнее время каждый, удостоившийся степени доктора, вносит в эту книгу собственное имя и фамилию сам; но вначале было положено имена докторов вносить в нее при каждом производстве рукою Преосвященного Епархиального или ректора. П 1814г. 3 июн. § 6. 33 Напр., по представлению ректора Афанасия (П 1843г. 21 окт.) Макарий Булгаков становится экстраординарным профессором и действительным членом Конференции (П 1844г. 26 февр). Вообще, если чего не просмотрел, только лишь один бакалавр Иоанн становится членом Конференции, не производясь наперед в экс.-орд. профессора (К 1848г. 28 янв.). А если (К. 1825г. 30 сент.) таковым делается бакл. Иннокентий, то он был ведь инспектором. 34 Первым экстраординарным был архимандрит Григорий (П 1815г. 29 сент.); далее архимандрит Иоанн Доброзраков (П 1822г. 13 окт.); инспектор иером. Иннокентий Борисов (П 1826г. 5 янв.); Райковский (К. 1826г. 5 июля); архимандрит Климент Можарин (за долговременную и ревностную службу) 28–30 июня 1833 г. 35 Они непременно были назначаемы на «решительные» (КДУ 2251) испытания и, кроме вопросов экзаменующего преподавателя, имели право и долг давать свои вопросы. См. напр. Κ 1825г. 26 мая; 1841г. 18 июн. 36 См. напр. К 1816г. 31 июл.; 1818г. ?янв. Ср. 1821г. 12 июл.; 1826г. 27 апр.; 1834г. ?июл.; 1839г. 21 июл.; ДУУ 1856; 1840г. 8 июн.; 1848г. 21 июн. (представил чрез Протасова тот курсовик о Грузинской церкви, за который получил кандидата, о чем К. с отказом в степени магистра и доложила); 1849 г. 24 мая: просят кандидата – он кандидат философии Виденского университета, слушал курс богословия в Кременецком монастыре, а потом в С-Пб. Дух. Академии. Конференция: у нас курса не окончил, а без экзаменского удостоверения опасно давать ученую степень; поэтому, ввиду прекрасной аттестации его Могилевским Владыкою, признать его достойным годичного оклада смотрительского жалованья (он был хорошим и бережливым смотрителем). Однако Св. Синод (K 1849г. 26 нояб.) возвел его в кандидаты. К 185? г. 15 февр.; Ср. 1857г. 1 февр. и 17 июл. К 1848г. 24 дек.: по отзыву архимандрита Аввакума, соч. Успенского о миссиях – вклад, ибо по новым источникам; Храповицкий: очень хорошо. Положено: хотя не окончили (уехали миссионерами, но учились хорошо, курсовые тоже хорошие, поэтому в кандидаты. Но они изъявили готовность ехать в миссию под условием получить магистра; на это не согласились (П 1848 г. 23 март.), однако (П 1849 г. 14 окт.) магистра они получили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Первые курсы преобразованных академий выставили из своей среды несколько замечательных духовных писателей по разным специальностям. Так, из первого курса Петербургской академии вышли математики В. Себржинский, автор руководства к алгебре, и С. Райковский, автор руководства к геометрии; филолог и экзегет протоиерей Герасим Павский, доктор богословия, профессор богословия в университете и законоучитель в семействе Государя Николая Павловича, известный как автор классической еврейской грамматики и «Филологических наблюдений над составом русского языка» и участник в переводе Св. Писания на русский язык († 1863); протоиерей Иоаким Кочетов, написавший «Черты деятельного учения веры» (1824) и «Начертание христианских обязанностей», профессор Ирод. Ветринский, издавший (1829–1844) 6 томов «Памятников древней христианской церкви» по Бингаму; ректор Московской академии архим. Поликарп, догматист и составитель латинской хрестоматии, по которой учились латыни много духовных поколений до учебной реформы 1860-х гг.; наконец, известный наш святитель, ревнитель миссионерского дела, доктор богословия Григорий Постников , преемник Филарета по ректорству, с 1825 по 1860 г. последовательно служивший на кафедрах Калужской, Рязанской, Тверской, Казанской и Петербургской; в печати изданы: несколько его академических лекций по догматике, проповеди, «День святой жизни», «Жития казанских чудотворцев» и «Истинно-древняя Христова церковь » против раскола; он известен также, как основатель нескольких духовных журналов – в Петербурге «Христианского чтения» (с 1821 г.)», Духовной беседы» (с 1858 г.) и отчасти «Странника» (с 1860 г.), в Казани «Православного Собеседника» (с 1855 г.). Из II курса той же академии вышел доктор богословия Иоанн Доброзраков, архиепископ Донской, автор «Свящ. Герменевтики» (на лат. языке), из III – протоиерей Иоанн Григорович († 1653), воспитывавшийся за счет графа Румянцева, автор ученого «Опыта о посадниках новгородских», «Сведений о жизни св. Митрофана», «Известия о храме Христа Спасителя XII в»., издатель Переписки пап с российскими государями, сочинений Георгия Конисского с ученой его биографией, Исторических актов России (I и II тт.) и Актов западной России (I-IV тт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010