Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон (Фомин), митр. Астраханский и Камызякский. Фотография. 2017 г. (Фомин Николай Геннадьевич; род. 7.01.1963, с. Мордовский Канадей Николаевского р-на Ульяновской обл.), митр. Астраханский и Камызякский. Окончил среднюю школу в пос. Майоровском Сызранского р-на Куйбышевской (ныне Самарской) обл. Обучался в сельскохозяйственном техникуме в г. Беднодемьяновске (ныне Спасск) Пензенской обл. В 1982-1984 гг. проходил срочную военную службу. 11 сент. 1985 г. Ивановским и Кинешемским еп. Амвросием (Щуровым ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона к Преображенскому кафедральному собору г. Иванова. 20 окт. того же года пострижен в монашество с именем Никон. Осенью 1990 г. назначен экономом Шартомскогово имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря с. Введенье Шуйского р-на Ивановской обл. 18 окт. того же года рукоположен во иерея. 1 февр. 1991 г. назначен наместником Шартомского мон-ря. В 1992 г. возведен в сан архимандрита. В том же году стал членом епархиального совета Ивановской епархии (до 2016). Шартомский мон-рь в годы наместничества Н. активно восстанавливался. По решению наместника Шартомский монастырь стал учредителем и основным попечителем школы-интерната для мальчиков в дер. Клещевке Шуйского р-на и общеобразовательной правосл. школы для девочек в г. Шуя, в 1998 г. выступил учредителем Ивановского православного богословского института в честь ап. Иоанна Богослова. В 1998 г. Н. заочно окончил Самарскую ДС. В 1999 г. окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «религиоведение». По решению Синода РПЦ от 7 июня 2012 г. избран правящим епископом новообразованной Шуйской и Тейковской епархии. 1 июля того же года хиротонию Н. в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . 4 окт. того же года Синод РПЦ утвердил Н. в должности священноархимандрита Николо-Шартомского монастыря. 15 июля 2016 г. назначен преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии. 18 июля того же года возведен в сан митрополита. Награждался золотым наперсным крестом (1991) и орденом св. кн. Владимира 3-й степени (2010).

http://pravenc.ru/text/2577563.html

призначений керуючим м. Москви 12 2018 р. 17:09 Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 января 2018 года епископ Подольский Тихон в связи с назначением управляющим Берлинско-Германской епархией (см. постановление Священного Синода от 28 декабря 2017 года, журнал 116 ) освобожден от управления Северо-Восточным викариатством г. Москвы. Управляющим Северо-Восточным викариатством назначен епископ Домодедовский Иоанн . Также Патриаршим указом епископ Домодедовский Иоанн назначен настоятелем подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Живоначальной Троицы в Свиблове. Настоятель означенного храма протоиерей Александр Тимофеев указом Святейшего Патриарха освобожден от занимаемой должности с выражением благодарности за понесенные труды и назначен помощником настоятеля. Епископ Домодедовский Иоанн (в миру Руденко Владимир Николаевич) родился 8 ноября 1966 г. в Новосибирске. В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГГУ). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГГУ, последние два года в должности доцента. Крещен 20 января 1996 г. в соборе св. блгв. кн. Александра Невского в Новосибирске. В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии, в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание. 17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. 24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5131473...

Дунилове Шуйского р-на. В 1995 г. в епархии было 4 действующих мон-ря, в 1998 г.- 10, в 2008 г.- 11. Летом 1993 г. в Свято-Введенский жен. мон-рь были перенесены мощи Кинешемского еп. св. Василия (Преображенского) и блж. Алексия († 1937). В авг. того же года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил их местное почитание. Святейший Патриарх Алексий II находился в Ивановской епархии с визитом 18-21 авг. 1993 г. Надвратная Преображенская ц. (1813) Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Фотография. 2007 г. Надвратная Преображенская ц. (1813) Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Фотография. 2007 г. В 1996 г. в Иванове открылись епархиальные пастырско-богословские курсы. В 1999 г. они были преобразованы в Ивановское ДУ, 17 июля 2002 г.- в Иваново-Вознесенскую ДС с 5-летним сроком обучения. В честь Московского свт. Алексия семинарии присвоено именование «Свято-Алексиевская». 6 окт. 2004 г. состоялось освящение семинарского храма в честь Собора Ивановских святых (празд. Собору под 7(20) июня установлено в 2000, приурочено к условному дню образования Иваново-Вознесенского викариатства - дате создания Иваново-Вознесенской губ. (20 июня 1918)). В 2001 г. при Ивановском ДУ был открыт Научный центр по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России. В 90-х гг. ХХ в. началась издательская деятельность в епархии: с 1998 г. выходят ежемесячная газ. «Ивановский епархиальный вестник», ежеквартальный «Журнал Ивановской епархии» и ежегодный «Богословский сборник Ивановской епархии», с 2002 г. издается «Церковно-исторический ежегодник». На рубеже 80-х и 90-х гг. в епархии возродилась традиция проведения крестных ходов. 9 июля 1989 г. в Приволжске состоялся 1-й в области за много десятилетий крестный ход по центральным улицам города. 8 окт. 1992 г. прошел 1-й общегородской крестный ход в Иванове, приуроченный к 600-летию преставления прп. Сергия Радонежского. Решением Свящ. Синода от 13 марта 2002 г. епархии усвоено название Иваново-Вознесенская и Кинешемская, ЕУ неоднократно ставило вопрос о возвращении центру области исторического названия - Иваново-Вознесенск.

http://pravenc.ru/text/200499.html

Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Собор Никольский - основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке.  К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света. Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками.

http://sobory.ru/article/?object=20721

Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: Вознесенской с приделом Параскевы Пятницы (1806) и Иоанна Богослова (1843). Комплекс этих храмов , расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками. Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили комплекс Введенской (1807) и Владимирской (1845) церквей . Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку. Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный " Росгипрониисельстроем " в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть. Николо-Шартомский мужской монастырь, сер. 17 - 1-я пол. 19 в. Заложен в кон. 14 в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р.

http://sobory.ru/article/?object=00144

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Введенье (Введенское, Пупки). Расположено по обоим берегам небольшой речки Молохта, неподалеку от ее впадения в Тезу. Образовано из двух сел: собственно Введенье (правый берег) и Пупки (левый берег), возникших в кон. 14 в. у пересечения реки и старой дороги из Костромы во Владимир. Первое известие о с. Пупки относится к 1425 г. - в грамоте нижегородской княгини Марии упоминается находящийся здесь Николо-Шартомский монастырь. По преданию, село было основано кн. Василием Темным, а в 16 в. служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских (при монастыре находилось их родовое кладбище). Уже на раннем этапе Пупки имели преимущественно торговый характер в связи с учрежденными у стен монастыря Никольскими ярмарками. Сюда приезжали торговцы из Иванова, Васильевского, Дунилова, а также городов Нижегородского уезда. Разорения 1609 и 1624 гг. от польско-литовских войск и казаков не изменили деятельности местных жителей. Здесь жили портные, кузнецы, каменщики, плотники, сапожники и часовщики, что говорит об усилении, одновременно с торговлей, ремесленной деятельности населения. Ядром планировочной композиции села явился ансамбль Николо-Шартомского монастыря, расположенный на небольшом повышении рельефа у моста через реку при въезде со стороны с. Введенье. К северу от монастырских стен раскинулась обширная торговая площадь, к которой сходятся три улицы. Их направления определены дорогами на Дунилово (совр. ул. Северная), на Кохму (Мельничная), последняя ведет к переправе у бывшей монастырской мельницы, затем устремляется на юг, через мост в с. Введенье и далее в Шую. Оба селения - Пупки и Введенское (Введенье) - были приписаны к Николо-Шартомскому монастырю. Устроенная во 2-й пол. 18 в. купцами Рябовым и Талицким полотняная мануфактура была первой из возникших вскоре 10 ситценабивных фабрик в обоих селах. Одновременно существовало несколько свечных заводов. Развитие планировочной структуры новыми порядками изб в северо-западном направлении с.

http://sobory.ru/article/?object=00144

Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении. В западной и южной сторонах Николо-Шартомкого монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела. Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году. Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 1981. Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца — один на дереве, другой — изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.

http://sobory.ru/article/?object=00144

Феодор Левонов 2 янв. 1732 перев. из Московского Сретенского монастыря; с 11 мар. 1735 синодальный ризничий. Варлаам в 1735 перев. с Перервы; 22 июня 1736 представлен в архим. Спасо-Андрониева монастыря, но оставлен; до 1742. Иона Лещинский , с 1742; 18 апр. 1744 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. Феофан Чарнуцкий перев. из Высоцкого в 1744 (несколько месяцев); перев. в Троицкую Сергиеву Лавру в казначея; с 25 сент. 1749 наместн. оной; с 1753 – архиерей Нижегородский. Иов 1 янв. 1745 перев. из Московского Андреевского монастыря; 7 авг. 1749, по суду, лишён монашества и сослан. Иоанн Ястрембский в 1749 перев. из Путивльского Молчанского монастыря; в 1752 отрешён. Иларион Завалевич в 1753 перев. с Перервы; в начале 1758 – в Ростовском Яковлевом мнтре 51 . Варлаам Гловацкий 27 февр. 1757 перев. с Перервы; 28 янв. 1759 уволен. После архим. Спасо-Андрониевский. Ефрем , Серб, 14 апр. 1759 вызван в С.-Петербург для посылки в Кёнигсберг. После архим. Спасо-Евфимиевский. Ириней Братанович , 1759, из префектов Московской духовной акад.; по авг. 1762 перев. в Брянский Петропавловский мнтрь. Гедеон , в 1762–68, 4 дек. отрешён; с 1770 – в Московском Сретенском. Антоний Протопопов 11 мая 1770 перев. из Московского Сретенского, а 11 мар. 1771 – в Златоустов. Сильвестр Буявинский , 1772, член консистории. (См. Пафнутиев мнтрь). Соломон Доброгорский 1772 перев. из Шартомского, а 20 июня 1774 – в Суздальский Евфимиев. Арсений Изографов в 1774 перев. из Шартомского, а 6 мар. 1776 – в Устюжский Архангельский. Симон , 1776 и 77, † 14 авг. Варнава , из Чудовских наместн., 1777–91, в июле уволен на покой. Иероним Ершов в авг. 1791 перев. с Перервы; † 15 дек. Ионафан , из наместн. Савво-Сторожевских, определён 23 февр. 1792; до 1803. Амвросий Виноградовский , 1803–4. Никандр Алексеевский , 1804–7; † 7 окт. Лаврентий Бакшевский 25 янв. 1808 перев. с Перервы; 14 окт. – в Московский Златоустов мнтрь. Антоний Левшин-Платонов , в 1809; вскоре †. Евгений Казанцев определён 5 июня 1810, а 6 авг. перев. в Дмитровский Борисоглебский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн, епископ Шуйский и Тейковский (Руденко Владимир Николаевич) Дата рождения: 8 ноября 1966 г. Дата хиротонии: 24 апреля 2016 г. Дата пострига: 17 апреля 1998 г. День ангела: 11 сентября Страна: Россия Биография: Родился 8 ноября 1966 г. в Новосибирске в семье служащих. В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента. Крещен 20 января 1996 г. в соборе блгв. кн. Александра Невского в г. Новосибирске. В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях  Новосибирской епархии , в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание. 17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. 24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл.  архиепископом Амвросием (Щуровым)  рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера. В 1998-2001 гг. заочно обучался в  Московской духовной семинарии , в 2001-2005 гг. — в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого». В 1998-1999 гг. — преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. — первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. — директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг. — в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4437061...

Возвышение у престола было из итальянского мрамора, за престолом находился деревянный крест с изображением на нём рапятия Господня. Пол в алтаре, на солее и амвоне был изготовлен из подольского мрамора, а подоконники во всём храме - из итальянского. Пятиярусный иконостас был украшен резьбой и колоннами, с царским вратами из вызолоченного чеканного серебра. Чудотворная Шуйско-Смоленская икона Божией Матери находилась в иконостасе по левую сторону царских врат " . Стоит отметить, что храм продолжал функционировать до конца 1930-х годов. Большевики в 1922 году не тронули православные святыни, изъяв только драгоценные ризы. Когда же храм решили закрыть, то начали с того, что стали сбрасывать колокола. Очевидцы вспоминали, что осколки разлетались во все стороны, ранили людей и нанесли ущерб близлежащим зданиям. Кому-то пришло в голову лишить колокольню креста, но два молодчика, решившихся на это святотатство, смогли добраться только до середины шпиля, а потом сошли с ума. Причём одного из них не могли спустить несколько дней: он ни кому не разрешал к себе приближаться, размахивал руками и орал благим матом. Что касается чудотворной Шуйской Смоленской иконы, то искусствоведы признали её ценным памятником старины и даже поставили на баланс Третьяковской галереи. Но это не помогло, при закрытии храма образ исчез; найти его не удалось до сих пор. После закрытия церковь долгое время пребывала в запустении. Одно время в её стенах был склад. Лишь в 1990-е годы Воскресенский собор вернули верующим. Тогда же он стал подворьем Свято-Николо-Шартомского монастыря. Несмотря на историческую принадлежность Владимирской земле, культурно Шуя и окрестности столь же сильно тяготели к Костроме. Не удивительно, что костромская архитектурная школа оставила на территории нынешней Ивановской области значительное наследие. " Законодателем стиля " в строительстве храмов " соборного типа " в данном регионе надолго стал собор Николо-Шартомского монастыря в селе Введеньё под Шуей. Трёхсветный основной объём - вот главное отличие Шуйского храма от исторических прототипов XVII века! Конечно, зодчие допетровской эпохи о таких архитектурных решениях могли только мечтать.

http://sobory.ru/article/?object=00143

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010