Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497 XVI в. Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515 Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе Псковских святых (во 2-м ряду, волосы и борода с проседью) он изображен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. повторениях этой композиции: 1997 г. работы Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках; 2002 г. работы М. В. Пыжова из храма Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др. Фигура преподобного в рясе, парамане и мантии, с куколем на плечах, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке включена под 8 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Образ Д. встречается в совр. композициях Собора Псковских чудотворцев (напр., в правой группе на 2 иконах в Троицком соборе Псковского кремля). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) КОРНИЛИЙ (Поляков Лука Михеевич; 1841-1903), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/180309.html

Преподобный Иоаким Опочский (+ ок. 1515) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 сент. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых В Ильинской церкви на реке Шелони, в 20 верстах от города Порхова Псковской губернии, почивают под спудом святые мощи прп. Иоакима Опочского. Его монастырь, расположенный невдалеке от Ливонской границы, был миссионерским. • Опочский Ильинский монастырь был расположен в погосте Опочка, упразднен в 1688 г., монастырская церковь во имя пророка Илии стала приходской. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437630/

Иоаким Опочский представлен старцем с окладистой седой бородой, в клобуке. Из Благовещенской церкви в Опоках происходит икона первой половины XX века: преподобный изображен в рост, прямолично, вместе с прп. Никандром Псковским на фоне архитектурного ансамбля монастыря, постройки которого - белокаменный пятиглавый Благовещенский храм, колокольня и часовенка с зелеными куполами - раскинулись на берегу р. Шелони; вверху в облаках расположена композиция " Благовещение Пресв. Богородицы " . Иоаким Опочский показан старцем с широкой седой бородой средней длины, в темной мантии и схимническом куколе; правая рука с четками на запястье поднята перед грудью для благословения, в левой - игуменский посох. Образ преподобного, в аналогичном облачении, с более узкой и длинной бородой, встречается на двух иконах ремесленного письма середины XX века из той же церкви. Святой представлен идущим по луговой тропинке; надпись на иконе: " Св. пр. Ioakuм Опочской " . Прямоличный поясной образ Иоакима Опочского в традиционной иконописной стилистике создан в мастерской Троице-Сергиевой лавры в 2008 году. Преподобный, с высоким лбом и худощавым ликом, обрамленным волнистыми волосами, и с продолговатой, слегка раздвоенной бородой с проседью, благословляет десницей и держит посох в левой руке. Он облачен в коричневую мантию с куколем на плечах; надпись на иконе: " ОА(г) IAKIMъ ONOЧECKIЙ " . В иконописи XX-XXI веков изображения Иоакима Опочского (в куколе) включаются в композицию " Собор Псковских святых " , в частности, на двух иконах: 1982 года и конца XX века из псковского Троицкого собора. Литература Использованные материалы    " Обрт. мощ. преп. Ioakuмa Опочскаго (1621) Православный Календарь на 2019 г. - Монастырь. Пр. Почаевскагω въ Джорданвилл, 2018, -    " Преп. Ioakuмa, Опочскаго (ок. 1550) Православный Календарь на 2019 г. - Монастырь. Пр. Почаевскагω въ Джорданвилл, 2018,   С. 44; ср. также перечни рус. святых в рукописях: РНБ. Вяз. Q. 80. Л. 109-110; Мих. Q. 348. Л. 9 об.; Q.I.382.

http://drevo-info.ru/articles/11406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИННОКЕНТИЙ XI (1611 - 1689; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676) ИННОКЕНТИЙ XII (1615 - 1700; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691) «ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» офиц. издание Миссионерского отд-ния КазДА, выходившее с дек. 1912 по 1916 г. в качестве приложения к ж. «Православный собеседник» IN PARTIBUS INFIDELIUM (лат. в странах неверных), наименование титулярных архиепископов и епископов, а также титулярных архиепископских и епископских кафедр, употреблявшееся в Римско-католической Церкви до 1882 г. ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ в Римско-католической Церкви канонически утвержденные церковной властью сообщества, к-рые добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) ИНТЕРИМ в церковно-исторической науке общее неформальное название 2 политико-канонических документов 1548 г., регулировавших положение лютеран. церковных структур в Германии «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОАКИМ I [Иоаким Пани, Славный] (ок. 1449 - 1565/67)), патриарх Александрийский (с 1486 или 1487), свт. (пам. 17 сент. ИОАКИМ I († 1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_121.htm...

Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий , Харалампий и Памфил , погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский . Молитвословия Тропарь, глас 4 Житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, блаженне,/и повеленная распятым Господем Иисусом Христом вся исправил еси,/и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/и, благочестив делатель, животным заповедем Христовым благотрудно прилежал еси./И сего ради Бог прослави тя/и по преставлении чудеса показа от честнаго гроба твоего,/Темже и неоскудно угобзися обитель твоя,/и нищим бысть богатное пристанище и покров,/отче наш преподобне Евфросине,//моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тот же Изволением Божественнаго разума вселися в пустыню/и тамо вперив свой ум в Небесныя обители/и равно Ангелом житие пожив на земли,/в молитвах, и в трудех, и в пощениих образ быв своим учеником./Темже Бог, видев твое благое изволение,/умножи тебе чада в пустыни,/слез твоих тучами напаяема,/но, яко имея дерзновение к Богу,/поминай стадо свое, еже собрал еси, мудре,/и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад своих,//Евфросине, преподобне отче наш. Кондак, глас 8 Божиим светолитием просвещен, отче,/постническое стяжав жительство, преподобне,/иноком предобрый наставниче/и постником благое украшение./Сего ради Господь, труды твоя видев,/даром чудес обогати тя, источаеши бо исцеления./Мы же, радующеся, вопием ти://радуйся, отче Евфросине, иноком удобрение.

http://drevo-info.ru/articles/15162.html

Для сбора судных пошлин и вир посылались по волостям тиуны, которые отбирали их у судей. Половина всех вир и судных пошлин по Новгородской Земле принадлежала князю, а другая Великому Новгороду. О торговых пошлинах дает слабое и смутное понятие жалованная грамота Троицкому монастырю (1444–1454 г.) Там исчисляются некоторые пошлины, от которых освобождались монастырские торговцы в виде привилегии подоральное, подзорное, описчее, подъездное, амбарное, т. е. плата с амбаров и лавок в городах и в торговых местах, побережное, померное. Это были более платы за труды, употребленные при разных поверках торговых оборотов. Псковская Земля заключала в себе полосу между рекою Плюсом и озерами Псковским и Чудским, и пространство, составляющее часть нынешней Псковской губернии, именно уезды: Псковский, Островский и Опочский; на запад она простиралась до Нейгаузена и нынешней границы Лифляндской губернии. Южный берег Псковского озера, между реками Медою и Великою, принадлежала к ней; на восток она доходила до Дубровны и Вышгорода, новгородских поселений. Граница шла невдалеке от этих мест прямо с севера на юг, а на юге она соприкасалась с Литвой в пределах нынешней Витебской губернии. Северная часть земли ровна и болотиста, южная же лесиста и холмиста. Последняя довольно плодородна, особенно в урожайные годы и родит в изобилии хлеб, сено, в особенности лен, который издавна возделывали Псковичи, точно, как и теперь. Эта промышленность составляла важнейший источник народной экономии. Земля Псковская имела пригороды и волости; к пригородам приписывались волости и носили названия по пригороду: Велейщина, Красногородчина и пр.; но были волости и без пригородов, например Березская волость, Кокшинская волость. Кроме волостей, существовали еще губы, под которыми кажется понимать следует окрайные земли, представляющие собою загибы. Край соседний с новгородскою волостью, Порховщиною, называли Навережскою губою; на озере была Пецкая губа; по Нарове – Наровская; упоминается еще Бельская губа. Как и в Новгородской Земле, во Псковской сел больших не было; поселения устраивались небольшими деревнями, тянувшими к погостам, где были церкви, и при них, вероятно, совершались народные сходки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

На вершину его вела извилистая дорога. По краями этого холма, наверху был сделан вал, закрывавший строения. Вышина холма в настоящее время 75 шагов, вышина вала на холме, как можно судить по небольшому его остатку, вышиной до 15 шагов. Вся площадь городища 240 шагов в длину и 46 в ширину. Около этого городища внизу, раскинувшись лежал вревский посад и предание сохранило память о месте церквей (Троицкой, Ильинской, Михайловской). У самой подошвы холма на северо-восточной стороне по преданию были лавки; против этого места показывают впадину, куда будто бы был ход в подземелье. 143 Ныне погост близ села Тригорского. С реки представляются глазам три высоких живописных холма. На правом расположено село Триторское, на левом погост с поселениям, а на среднем городище древнего пригорода. Это естественный холм, обделанный в виде вала; искусство дополнило пригородную защиту. Вышила вала до 40 шагов, но задняя часть его поднята выше; в окружности более семисот шагов. На этом холме церковь , кладбище и жилища церковников. Об этом городище сохранились в народе поверья: говорят, что там сокрыты клады, но трудно их взять, потому что привидения путают того, кто станет их вырывать; а во время пасхальной заутрени слышны под землею вой, вопли и звук оружия. Посад был разбросан, отчасти на близь лежащем холме, где теперь погост, а отчасти внизу на низком месте. В расстоянии одной с половиною версты от него над Соротью искусственная возвышенность – курган с часовней, в память бывшей там церкви. Вероятно, здесь было укрепление, господствовавшее над ходом по реке; в другом месте – также возвышение на противоположной стороне Сороти. 144 В 12-ти верстах от уездного города Опочки, на чрезвычайно высоком, диком и непреступном холме, покрытом лесом. Вал его, как и во Вреве, дополняет естественное укрепление. На верху холма, в окружности имеющего до 800 шагов, есть старый переломленный каменный крест с надписью, которую разобрать трудно. В лесной чаще – яма, где, как думают, был ход в подземелье. На месте Коложе находили не раз старинные вещи, серьги, копья, медные образки и пр. 145 Опочское городище в самом нынешнем уездном городе над рекой Великой, вышиною 40 шагов, в окружности 750. В средине площадь его изрыта холмами и ямами, свидетельствующими о бывших на ней строениях. Сохранилась память о том, что в самом Городище было четыре церкви: соборная Преображения, Троицы, Космы и Дамиана и Серия. 146 В 30-ти верстах от Опочки, Городище его, теперь существующее, лежит между рекою Синею и протоком, впадающим в эту реку, в окружности 515 шагов, имеет форму неправильного параллелограмма с округленными углами, суживающегося с одной стороны, где виден вход в укрепление. Есть две часовни на месте двух бывших церквей: Преображения и Богородицы. За укреплением есть надгробный камень со стертой надписью «Об этой надписи существует предание», что кто се разберет, тот может достать клад, будто бы зарытый на городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Амфилохия глушицкого (вместо 12 окт.), 12 Неониллы (вместо 28 окт.), 15 успение Иустина царя и Феодоры (вместо 14 ноября), 16 св. Епифания, ученика Андрея, 23 муч. Максима (неизвестен), ноября 9 успение Евфимия, епископа новгородского, 10 пр. Феогноста, 17 св. Николая, еп. солунского (М. Гр. 29 ноября), 19 св. Агафоника, 26 Иулиана еп., 28 св. Феоктисты (вместо 9 ноября), декабря 3 пр. Неофита, 8 муч. Фоки, января 5 св. Евфимия новгородского, 9 пренесение мощей Ионы, архиеп. новгородского, 12 св. Силуана, 15 преставление Петра царевича ростовского. 21 Ивана и Феодосия, февраля 6 св. праведного Илии, Христа ради юродивого нового чудотворца, 7 Евстафия, Зинона, Киприана, 15 затмение 6984 года, 21 Иакова железноборовского (11 апр.), 22 Иулиании, 27 Семиона, 28 Симона, марта 2 Авраамия, игумена Всемилостивого Спаса, 3 Севастиана, 10 Марка мниха (вместо 5 апр.), 17 Дионисия мученика, 18 Даниила, оболганного блудом, 19 Викентия вологодского, 23 пр. Евсевия, 29 Анакия в летвице (вместо 7 июля и 29 ноября), 30 Саввы еп., 31 св. Анны, апреля 15 Зосимы и Савватия (вместо 17), 19 обретение мощей Иоакима опочского, 20 Стахия, 27 св. Моисея, мая 13 св. Стефана, еп. сурожского (15дек.), 15 пр. Онуфрия псковского (12 июня), 17 ап. Кодрата, 19 Панкратията вроменийского (9 июля), 22 св. Афанасия, 25 Короната, июня 6 муч. Тимофея, 7 Ионы, еп. пермского, 10 обретение телеси царя Ивана, Никиты, еп. новгород. 11 ап. Тита (25 авг.), муч. Василия, 13 муч. Евстратия, 19 муч. Пелагии, 22 обретение мощей пр. Михаила клопского, июля 3 Лупиана, Никифора, 14 Евстафия, 16 Саввы стромынского, 17 Ефрема перевомск. (16 мая), 29 Рождество Николы мирликийского. Многие из означенных памятей не известны или в неканонизованных.     Святцы московской синодальной библиотеки 878, XVII в. (ибо есть в них память Димитрия царевича) с историческими сведениями, много сходствуют с 54. Имеют следующие особенности: 10 окт. св. жен Анны и Елисаветы (вместо 9), 7 ноября муч. Антония (вместо 9), 9 ноября муч. Иоанна (неизвестен), янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ныне это – в 80 вер. от города Лальска. Болота, окружавшие это место, делали обитель почти неудобной для общежития. Для осушения их Леонид прокопал канал от реки Лузы до Чёрного озера, от Чёрного озера до Святого и от Святого до Чёрной речки; всего прорыто им 840 саж. Во время этого труда Леонид ужален был у Чёрного озера змеёй и сначала встревожился мыслью о последствиях яда; но потом, с упованием на Бога, положил не думать и остался здоров. По этому случаю назвал он канал Недумой рекой, и обитель назвалась Усть-недумской. Край тот, где поселился труженик, был край пустынный и глухой. Он долго и после назывался «Луской Пермцей», т. е. частицей страны диких Пермяков 228 . Отселе понятно, какое значение имела пустынь Леонида для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Преп. Леонида справедливо чтут просветителем «Пермцы». Сколько борьбы вынес он с природой негостеприимной! Канал, проведённый трудами его, значительно осушил болота; но Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. Потому преподобный вынужден был наконец перенести постройки на мыс, возвышающийся над Чёрным озером. Здесь построенный храм освящён был мая 25-го 1652 г., а в 1654 г. июля 17-го преп. Леонид окончил труженическую жизнь свою на 100 году от рождения. Власяница его поныне сохраняется в бывшей монастырской, ныне приходской, Введенской церкви; здесь же почивают мощи его под спудом 229 . Празднование Святогорским иконам Богородицы Святогорских икон Богородицы две. Они пребывают в мужском монастыре Опочского уезда Псковской губернии, основанном на хребте горы, которая прежде называлась Синичьей, а по явлению св. икон Божией Матери некоему Тимофею Юродивому, названа Святой. Первая Святогорская икона, которая называется иконой Умиления, явилась Тимофею в 1563 году. Однажды вечером он видел на воздухе, а потом на Синичьей горе ту самую икону, которая находилась в приходской церкви пригорода Вороночи. При сём появлении Тимофей слышал голос, что через шесть лет на той же горе воссияет благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010