В книге Левит мы читаем следующее: «и поставлю завет мой в вас, и не возгнушается душа моя вами и похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете ми людие» ( Лев.26:11–12 ). Сии слова, «буду вам Бог, и вы будете ми людие», находятся и у других Пророков, а именно, у Иеремии, Иезекииля и Захарии ( Иер.31:33:32:38 ; Иез.11:20:37:27 ; Зах.8:8 ). Здесь должно приметить, как Богомудрый Апостол, по Апостольской благодати, в нем сущей, взял из книги Левит слова не слово в слово, но по выбору приличному к мысли, и приспособил оные к верующим во Иисуса Христа, по их истинному смыслу и цели, с которою они были предречены Богом. Почему вместо «в вас», он положил «в них» : вместо, «поставлю завет Мой», он употребил истолковательное того слово: «вселюся», а о сих: «не возгнушается душа моя вами», для сокращения речи умолчал. Примечания также достойно и составление речи. Во-первых, полагает, как бы первую часть оной 15 . «Вы есте Церкви Бога жива». Вы, говорит, Христиане, есте жилище Бога, не Бога тленного и смертного, каковы были боги идолопоклонников, то есть, бренные изваяния и смертные люди, но Бога нетленного и бессмертного, который есть Бог живый и пребываяй в бесконечные веки. А потом тотчас приводит и доказательство: Бог утвердил сие, сказал: «вселюся и похожду в них», то есть в верующих в мя, «и буду им Бог», а они будут возлюбленным и избранным народом Моим. То же самое обещал и Господь наш, Иисус Христос, любящим Его: «Аще кто любит Мя», сказал Он, «слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). В Ветхом Завете для того так сказал Бог: «поставлю завет мой 16 и похожду», дабы показать тем имеющее быть пременение закона: ибо как сень или палатка, так и ходящий, переменяют место: а в Новом сказал Он: «приидем и обитель сотворим» для того, дабы показать чрез то неизменяемость и твердость Евангельского учения и Евангельских дарований. Каким же образом Бог вселяется в нас и ходит? Вселяется Он, просвещая, укрепляя и усиливая нас благодатию Пресвятого Духа Своего: а ходит в нас, последствуя, руководствуя и содействуя нам во всяком деле блазе. После сего доказательства выводит Апостол из оных Пророческих слов следующее заключение:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf Глава 5 Нагорная беседа. Блаженства ( Мф.5:1–16 ). Учение о законе ( Мф.5:17–20 ). Ветхозаветные заповеди: о убийстве ( Мф.5:21–26 ), О прелюбодеянии ( Мф.5:27–30 ), о разводе ( Мф.5:31–32 ) о клятве ( Мф.5:33–37 ), о мести ( Мф.5:33–37 ), о любви к ближним ( Мф.5:43–48 ) Мф.5:1 . Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. «Взошел на гору». Почему вся эта беседа и называется обыкновенно Нагорною беседой или проповедью Спасителя. Предание указывает на эту так называемую гору Блаженства недалеко от Капернаума. Христос взошел на гору, без сомнения, потому, что с горы удобнее было проповедовать множеству народа, нежели оставаясь с ним в равнине. «Сел». Это был обычай у иудеев произносить более или менее длинные поучения сидя ( Лк.4:20, 5:3 ; Ин.8:2 ; Деян.13:14,16:13 ). «Приступили… ученики». Не из 12-ти только, но вообще следовавшие за Ним и жаждавшие слушать Его учение. Мф.5:2 . И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. «Учил». По сказанию Евангелиста Матфея представляется, что вся эта беседа ( Мф.5–7 ) произнесена за один раз на горе (ср.: Мф.5:1–8:1 ); по сказанию же Евангелиста Луки различные части этой беседы сказаны были в разное время и по разным случаям ( Лк.6:20–49 ; Мф.6:9 и далее. Ср.: Лк. 11:1 и далее; Мф. 6:25 и далее. Ср.: Лк.12:22 и далее; Мф.6:7 и далее. Ср.: Лк.11:34 и далее). В пояснение этого обыкновенно предполагают или что Евангелист Матфей сопоставил в одной длинной речи разные речи, сказанные в разное время по разным случаям, как повествует Евангелист Лука, или что части этой речи, сказанной на горе, были потом повторены Господом и в других случаях (последнее более вероятно). Дело, впрочем, не в том, так или иначе было это, – важнее знать самое учение Господа, чем исследовать, при каких обстоятельствах сказано то или другое. В тех случаях, когда невозможно прямо и положительно определить это, приходится вдаваться в догадки, мало уясняющие дело. «Учил их». «Когда слышишь слова учил их, не ду­май, что Он говорит только к ученикам Своим, но что через учеников говорит ко всем» (Златоуст; ср.: Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Возьмем принципы: свобода, равенство и братство, ставшие лозунгами всякой революции, возьмем их в христианском и в революционном понимании. Христианская свобода есть свобода от греха и страстей греховных. Она состоит в обладании истиною и в согласном с истиною действовании ( Ин.8:32 ). Она не зависит ни от какого внешнего состояния или положения: и раб может быть свободным, и господин может рабствовать. «Я назову и раба свободным, и господина достойным цепей, если вы укажете мне дела их», – говорит св. Златоуст 164 . Революционная же свобода сводится прежде всего к внешней независимости человека, а в своей внутренней природе она граничит с произволом, не признавая никаких других уз, кроме революционной «этики», не имеющей ничего общего с возвышенной христианской моралью. Христианское равенство есть равенство в богосыновстве, в благодатных правах и в ответственности. «Отче наш» – Бог – равно для всех Отец. Пред Вечным Судьею вкупе предстанут «раб и владыка, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве» 165 . Уравнения во внешних благах, во внешнем положении христианство никогда не проповедывало, ибо такого уравнения и не может быть: счастливые и несчастные, богатые и бедные, знатные и простецы будут существовать до тех пор, пока будут здоровые и больные, одаренные и бездарные, добрые и злые, честные и бесчестные, трудолюбивые и ленивцы, пока грех и зло будут царствовать в этом мире, т. е. до конца мира. Если Господь не сравнял людей, то никакая человеческая сила не сможет сравнять их. Взявшийся выполнить сверхчеловеческую задачу коммунизм в наше время уже потерпел крах: он пообещал народу «хлеб, мир и свободу, и немедленно после этих слов начались голод, война и всеобщее рабство» 166 . Он пообещал сравнять всех в счастье и всех обогатить, а на деле он всем несет нищету и горе, и если сравнял многих в чем-либо, так это в горе и нищете. Наконец, христианское братство основывается на единстве крови ( Деян.17:26 ), единстве спасения, которого мы достигаем, будучи членами единого тела – Церкви ( 1Кор.12:12–27 ), единстве цели и единстве будущей жизни, всех нас ожидающей. Коммунизм как будто убоялся такого братства, заменив высокое слово «брат» 167 опошленным словом «товарищ», – товарищи же могут быть и по организации убийств, грабежей и всяких пошлостей. Такие товарищи, как мы видим, с легким сердцем перегрызают горло друг у друга. Коммунизм признает товарищами лишь своих единомышленников, христианство видит брата в каждом человеке, независимо от его внутреннего настроения и внешнего положения. Ап. Павел писал Филимону о его рабе Анисиме: «Ты же приими его, как мое сердце... не как уже раба, но выше раба возлюбленного, особенно мне, а тем более тебе, и по плоти и в Господе» ( Флм.1:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

ЗАПОВЕДЬ Заповеди, что они есть (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ , 383). Заповеди изображают волю Божию (2:276, см. ЛЮБОВЬ , 463). Отвергнув сатанинское иго греха, следует взять легкое Христово иго Его заповедей Работает Христу, кто, отвергше тяжкое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по словеси Его: «возмите иго Мое на себе» ( Мф. 11, 29 ). Благое иго Христово значит заповеди Его святыя и легкия, яко «заповеди Его тяжки не суть» ( 1Ин. 5, 3 ). Что легчае, как любить, как выше сказано? Он заповедает нам друг друга любить: «се заповедаю вам, да любите друг друга» ( Ин. 15, 17 ). А от любви все добрыя дела, как от источника ручьи, проистекут; любовь бо есть «корень добрых дел» ( 1Кор. 13, 1–8 и 13). Аще убо кто истинную христианскую любовь имеет, сей носит иго Христово и заповеди Его исполняет, и тако Ему работает (3:174). Помни о Боге, помнить и о Его заповедях Когда убо говоришь, христианине, о Боге, «как мне Бога забыть»: то не забывай и ЗАПОВЕДЕЙ Его святых, но имей их всегда пред собою, яко заповеди Божия, и помни творити их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самаго Бога не будешь забывать. Иначе хотя на всяку минуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога благодетеля своего, и тако Ему неблагодарным показуешися. Память бо твоя о Нем только на устах и языке: а в сердце нет ея, но забвение (4:390). Почитать Бога нужно через исполнение Его заповедей (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 107). Христианин тот, кто исполняет заповеди Божии (5:15, см. ВЕРА , 140) (4:22, см. ХРИСТИАНИН , 1105). Тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает (5:59, см. БОГОПОЗНАНИЕ , 100). Кто заповеди Божии исполняет, тот Богу живет (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА, 367). Исполняя заповеди, христианин приносит себе пользу, а не Богу (4:23, см. ХРИСТИАНИН, 1108). Со ВНИМАНИЕМ наблюдать, исполняются ли заповеди Бог, говорю, толикий любитель твой и благодетель, хощет и велит, чтобы ты любил ближняго твоего, т. е. всякаго человека, якоже себе любишь: удовлетворяеши ли убо святому хотению толикаго любителя твоего и Благодетеля? угождаеши ли святой воли Его? показуеши ли усердное послушание Ему? любиши ли любимаго Богом ближняго твоего? не делаеши ли ему того, чего себе не хощешь? подаеши ли ему в нуждах его руку помощи, чего себе хощешь? «Осмотрись!» (4:187–188).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

О монашестве Разговор между православными христианами, мирянином и монахом Мирянин. Отец мой! признаю себя счастливым, что, при знакомстве моем с вами, я нашел в вас лицо, пред которым могу открывать мое сердце, и от которого слышу искреннее слово. Желаю, желаю от души и вполне, принадлежать Православной Церкви, последовать ее догматическому и нравственному преданию. С этою целью стараюсь о всех предметах предания иметь определенное понятие. Неправильные понятия ведут к неправильным действиям; неправильное действие – источник вреда частного и общественного. В настоящей беседе не откажитесь объяснить мне значение «монашества» в Церкви Христовой. Монах . Бог да благословит желание ваше. Из точных и правильных понятий рождается все доброе; из превратных и ложных рождаются все бедствия. Это мнение принадлежит Евангелию. Оно предлагает нам Истину в начальную причину спасения, а на ложь указывает как на начальную причину погибели ( Ин.8:32, 44 ). Почему вы хотите, чтоб сегодня предметом разговора нашего было именно «монашество»? Мирянин. В обществе, которое я посещаю, часто возбуждается речь о монашестве, высказываются различные современные мнения о нем. Знакомые мои почти всегда обращаются ко мне, как к находящемуся в сношении со многими духовными лицами, выражая желание, чтоб и я высказал мое мнение. Хочу доставлять ближним сведения точные, а потому и прошу вас сообщить мне их. Монах . Не знаю, в какой степени я способен удовлетворить вас: но желаю быть и искренним пред вами, и изложить то, что привелось узнать из чтения Священного Писания и святых Отцов, из бесед с достойными уважения и доверия по жизни иноками, наконец из собственных наблюдений и опытов. В основание беседы нашей, как бы полагая краеугольный камень в основание здания, скажу, что монашество есть установление Божие, отнюдь не человеческое. Мирянин. Представьте себе! мысли, что монашество есть Божественное установление, я и не слыхал в обществе. Монах . Это я знаю. Потому-то, когда зачнется в светском обществе разговор о монашестве, один говорит: «мне кажется так!» – другой: «а мне кажется вот так!» – иной: «а я сделал бы то!» другой: «а я сделал бы это!» Слышится тысяча противоречащих мнений и предположений, произносимых людьми, не имеющими никакого понятия о монашестве, но готовыми сделаться писателями правил для монашества и распоряжаться монашеством по своему премудрому усмотрению, без всяких справок. Некоторые повторяют даже хулы, произнесенные на монашество протестантами и безбожниками. Чувством грусти и страха объемлется сердце от таких возгласов и суждений, в которых неведение попирает своими копытами драгоценнейшие перлы Божественного предания и установления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Основные понятия нравственности На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом. Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32). Представители исторического секуляризма (Ренессанс, Просвещение, деятели революций) выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм. Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие, как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не существует. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм как грех, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1955895...

Прорыв к свободе, или разгадка канона Андрея Критского Если сатана искушал Христа, постившегося в пустыне, то тем более гораздо легче ему донимать каждого из нас через наши собственные уязвимые места, отнимая у нас внутреннюю свободу. 29 февраля, 2012 Если сатана искушал Христа, постившегося в пустыне, то тем более гораздо легче ему донимать каждого из нас через наши собственные уязвимые места, отнимая у нас внутреннюю свободу. Иисус говорил, что необходимо познать истину, которая сделает нас свободными, поскольку всякий, делающий грех, есть раб греха (см. Ин. 8, 32-34). Это значит познать Самого Христа и сродниться с Ним. Христианин пытается посвятить этому всю свою жизнь, он может приобрести вкус к этой, хотя бы частичной и кратковременной обретённой им свободе, но нередко она неизбежно ускользает от него, уступая гораздо чаще повседневной обыденности и необходимости снова сопротивляться своим зависимостям и пристрастиям. Стоять в свободе, дарованной Христом, только лишь своими силами не представляется возможным. К тому же, через самого первого человека всему последующему человечеству было обещано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И добывание этого хлеба насущного в самом широком смысле, нередко сопряженного с неизбежной суетой, занимает у многих людей большую часть их жизни. Путь к внутреннему освобождению не только не прост, но от поражения к поражению он может приводить чаще, чем от победы к победе. Поскольку он предлагает превзойти самого себя, фактически вытащить себя за волосы из болота повседневной рутины, сделав очередной рывок от земли к небу, в точности согласно тому, как поётся в одном из предпостовых богослужебных песнопений: Поста время в радости начнем, к подвигам духовным себя побуждая; очистим душу, очистим плоть, воздержимся, как от пищи, от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями Духа; дабы в них совершенствуясь с любовью, удостоиться всем нам увидеть всечестные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости. (стихира на вечерне Прощеного воскресенья)

http://pravmir.ru/proryv-k-svobode/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Свобода – дарованная Богом способность человеческой  воли , без которой он не мог бы осознанно и охотно стремиться к  добру , а значит, не мог бы стать добродетельным. Свобода в евангельском понимании — это свобода от греха ( Рим.6:16-22 , Ин.8:31-32 ). Бог является высочайше свободным Существом, потому что Он действует независимо от необходимости или принуждения. Он избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. При этом Его воля обладает совершенной  святостью , Сам Он творит только высочайшее добро и благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму. Созданный по Образу Божьему человек также обладает даром свободной воли. «Если человек сотворен по Образу блаженного и пресущественного Божества, а Божество свободно и имеет волю по естеству, то и человек, как Образ Божества, свободен по естеству и имеет волю» (св. Иоанн Дамаскин ). Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог. Однако после грехопадения человек встал на путь зла . Грехопадение произошло от злоупотребления свободой разумных тварей, которую Бог создал доброю, и, даровавши им, уже не желает нарушать. После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Избирая добро, человек борется с грехом и  соединяется с Богом , возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати . Для чего человеку дана свобода? Бог даровал человеку свободу воли, в том числе для того, чтобы человек мог свободно и осознанно уподобляться Ему, духовно сближаться с Ним как со своим Творцом, Источником всяческих благ, чтобы он мог, при содействии Божественной благодати, реализовать свои творческие силы. Свобода воли, которая свойственна нам по существу, при правильном ее употреблении, позволяет нам стяжать и развивать добродетели, добровольно восходить по лествице духовных совершенств. Однако первый человек воспользовался этой свободой для постижения греха, а, кроме того, еще и обвинил Бога в этой данной ему возможности. Является ли свобода причиной греха?

http://azbyka.ru/svoboda

Разделы портала «Азбука веры» Что такое свобода? Какая свобода, с христианской точки зрения, настоящая, а какая ложная? Как погибает свобода в обществе потребления? Об этом разговор с протоиереем Вадимом Леоновым , доцентом Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия. – Слово «свобода» сегодня одно из самых популярных, причем не только сегодня, а вообще на протяжении последних 200–300 лет. Все хотят быть свободными. На ваш взгляд, почему современная эпоха так ценит свободу? – Мне кажется, что во все века и во всех народах свобода была важнейшей ценностью для людей. Различие во мнениях возникает из-за того, что даются разные ответы на вопрос, в чем ее суть и как ее достичь. Иногда задача обрести свободу казалась людям столь сложной, что они провозглашали свободу недостижимой или иллюзией человеческого сознания, однако стремление к свободе от этого не угасло. В последние 200–300 лет в это понятие привнесены новые смыслы, что породило новое ощущение его значимости. Если рассуждать в рамках европейской истории, то до начала XVIII века свобода понималась как свобода во Христе, а после наступления так называемой эпохи «просвещения» ее начинают понимать как свободу от Христа, от религиозных и нравственных норм и даже как свободу против Христа. В связи с этим у христиан и нехристиан стали возникать острые дискуссии, взаимные обвинения в несвободе, хотя для обеих сторон свобода – величайшая ценность человеческой жизни. Мое глубокое убеждение, что значимость свободы нигде, ни в одном религиозном или философском учении не раскрыта так глубоко и сильно, как в христианстве. Христианство – это религия любви и свободы. Эти ценности не просто декларируются, но к ним проложен путь. Вспомните слова Христа: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ). Вы спрашиваете, почему современная эпоха так ценит свободу? Люди начинают ценить ту или иную вещь в полной мере лишь тогда, когда она исчезает или существенно повреждается. Кто больше жаждет свободы – человек в тюремной камере или тот, кто за ее пределами? Для человека в тюремной камере повседневная жизнь – это свободная жизнь, он думает и мечтает о свободе, а человек вне камеры считает, что он просто живет. Так и со свободой в наши дни – большинство людей искренне стремятся к свободе, потому что в глубине души ощущают, что эту свободу они потеряли, чувствуют необходимость в ней, желают обрести ее, но не знают, где ее найти и в чем ее суть.

http://azbyka.ru/gde-nahoditsya-obshhest...

Теперь в дни различных свобод, дарованных русскому обществу, в дни, когда шумно празднуется это торжество свободы, а на ряду с этим обильнее льются слезы и кровь братняя и слышатся стоны и проклятия, нам, служителям Слова Божия, хочется тоже говорить о свободе, хочется напомнить о свободе без этих печальных явлений, а о свободе мира и любви, о свободе не частных только явлений жизни (слова, печати и т.п.), а о свободе всей жизни человеческой во всем многообразии ее проявлений. Голос совести и христианского долга побуждает нас вспомнить слова Спасителя нашего, сказанные Им некогда уверовавшим Иудеям и конечно имеющие свою силу и значение и для нас, званных ко Христу. Вот этим-то уверовавшим Иудеям Господь и говорил: " Если Вы будете верны Моему слову, то поистине будете Моими учениками и Вы познаете истину и истина сделает Вас свободными. И если Сын (Божий) свободит Вас, то поистине будете свободны " (Ин.8:31,32,36). Так, значит, все званные ко Христу давно уже призваны и к свободе и должны бы быть уже свободными; но только под тем условием могут быть свободными, если будут неизменно верны учению Господа, в котором открыта высшая правда и истина: и о нас самих, и о нашей жизни, и о мире, и о Боге и о всем происходящем с нами. Итак, свобода в истине, а истина для всякого человека открыта в учении Христовом. Учение же Христово, мы скажем далее, есть учение наипаче о любви живой и сильной, о любви не словом и языком только, а самым делом. Сам же Господь говорит, что тогда только признают во всех верующих в Него истинных учеников Его, когда они будут иметь любовь между собой. Итак, скажем теперь короче: свобода, полная и совершенная свобода, для человека только в полной и совершенной любви по образу любви Христовой. Не даром же один из великих и блаженных древних учителей Церкви, долго искавший истину и свободу в различных философских учениях и нашедший их только в христианстве, сказал прямо: " Научись любить, а потом делай что угодно " (бл. Августин). Значит, любовь только может дать человеку полную свободу во всей его жизни и не потребуется тут никаких стеснений и ограничений, ибо не будет тут нарушено право другого, не произведено будет в жизни тех прискорбных событий, которые видим теперь при свободе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/362/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010