«Тщательно наставленный в отеческом законе», за что ручается самое имя Гамалиила. «Тщательность» здесь разумеется и в смысле усердия изучения закона, и в смысле строго иудейского его изучения и понимания. «Ревнитель по Богу, как и все вы ныне». Это, конечно, принято ими за похвалу, хотя в этой похвале скрыто достаточно горечи. Но прежде всего слова эти имеют целью показать, что Павел не мог быть таковым, каковым выставляют его обвинители. Деян.22:4 . Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, «Гнал последователей сего учения», – точнее: гнал " сей путь» (ср. Деян.9:2, 18:25, 19:9, 23 ). «Даже до смерти» – выражение для обозначения особенной страстности чувства или действия, в данном случае – гонения. «Связывая и предавая» – ср. Деян.8:3 . Деян.22:5 . как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание. Очевидно, лица, на которых ссылается апостол, были еще живы, хотя первосвященник был уже смещен с должности (см. к Деян.9:2 ). Деян.22:6–16 . Рассказ об обращении совершенно сходен с повествованием о сем дееписателя ( Деян.9:3–8 и далее), за исключением лишь очень немногих различий. Так, апостол говорит, что свет осиял его около полудня, что указывает на его особую чрезъестественную силу, затмившую наиболее яркий свет солнца. В ответе Господа к имени Его добавляется «Назорей». Деян.22:9 . Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. «Бывшие со мною свет видели, .. но голоса... не слыхали». В рассказе дееписателя ( Деян.9:7 ) здесь, по-видимому, разница: «слыша голос, а никого не видя». Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники Павла могли действительно «слышать» какие-то звуки, но не слыхать их смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла ( «мне»), так сказать – «слыша, не слышать» (ср. Ин.12:28–29 ). Могло быть и то, что они и «свет видели», и «никого не видали» при этом. Все предназначалось и совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать, только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку, поскольку это могло послужить большим уверением в действительности события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла. |
4. Христос рождается! Уготовляется жертва, удовлетворяющая правосудию Божественному за грехи рода человеческого, – жертва приносимая своим и Отца небесного произволением! Жрется Агнец Божий, закланный от вечности Троичным Божества предопределением, Агнец, вземлющий на Себя грехи всего мира ( Ин. 1:29 )! Христос, Спаситель, Ходатай Бога и человеков, который вчера и днесь, той же и во веки ( Евр. 13:8 ), единым приношением своим совершает во веки освящаемых (10:14)! Повергнись пред Ним, грешник, с верою и слезами покаяния! И хотя бы грехи твои превзошли главу твою, хотя бы они были бесчисленное песка морского, хотя бы, как елей, проникли в кости и состав твой... Дерзай: Христос низошел принесть Себя в жертву, чтобы тебя помиловать, простить, очистить, омыть и оправдать пред правосудием Божественным! 5. Христос рождается! На земле, в виде младенца, явился хлеб небесный, хлеб вечной жизни, который питает и услаждает Собой Ангелов, силой которого движутся, живут и существуют ( Деян. 17:28 ) все твари, который насыщает голод душевный, и предлагает Себя всем верующим в пищу, на веки насыщающую, и в наслаждение, превосходящее все удовольствия! А ты, несчастный, томишься голодом душевным; ничто не может насытить тебя в этом мире; все для тебя не в сытость, ты ничем не доволен! Вкуси от хлеба Вифлеемского, усвой душе своей заслуги Спасителя, притекай чаще к трапезе тела и крови Его! И ты познаешь: насколько благ и щедр Господь ( Пс. 33:9 )! И душа твоя престанет томиться голодом ненасытных желаний, утолить жажду, палящую сердце твое, и ты обновишься в силах своих, или паче, получив благодатные силы, укрепишься до того, что в состоянии будешь достигнуть царствия небесного – наследовать жизнь блаженную, бесконечную! 6. Христос рождается! – вечное веселье! Предвечный умалил Себя до младенческого возраста, чтобы тебя, человек, возвеличить; принял образ раба, чтобы в тебе обновить свой Божественный образ; связался пеленами, чтобы даровать нам свободу от уз греховных; немотствует, подобно младенцу, чтобы нас научить славословию Ангелов; проливает детские слезы, чтобы соделать нас участниками вечной радости. |
(ст. ст.) 21 марта – Разгром двух русских дивизий на р. Стоход – Германское мин. ин. дел затребовало у мин. финансов еще 5 миллионов марок «для политических целей в России» – Ф. Платтен по поручению Ленина вошел в конспиративный контакт с германским послом в Берне 24 – На Западе Страстная пятница – Соединенные Штаты объявили войну Германии – Германское правительство сообщило ленинской группе согласие на их проезд в изолированном вагоне 25 – 28 – Съезд партии к-д в Петрограде 27 – Выезд группы Ленина-Зиновьева из Цюриха в Германию. Германский посол в Берне: «Крайне необходимо, чтобы немецкая пресса полностью игнорировала происходящее.» 29 – 3 апр. – Всероссийское Совещание Советов в Петрограде 30 – Группа Ленина плывет в Швецию. Император Вильгельм распорядился: если Швеция не примет их – перепустить через Восточный фронт 31 – Встреча Плеханова на Финляндском вокзале 1 апреля – День Ленина в шведской глуши, скрытый от биографий (встреча с Парвусом?) 2 – Первый день православной Пасхи 3 – Встреча Ленина на Финляндском вокзале 4 – Ленин в Таврическом дворце выступает с тезисами («апрельскими») об углублении революции 8 – Встреча на Финляндском вокзале Чернова, Дейча, Авксентьева, Савинкова ВСТУПЛЕНИЕ ДОКУМЕНТЫ - 1 24 марта ЛИЧНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ГЕОРГА V СТАМФОРДАМ – МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ БАЛЬФУРУ … должен умолять вас передать премьер-министру, что все, что Ко роль слышит и читает в прессе, показывает, что присутствие императора и императрицы в этой стране не понравится публике и конечно ухудшит позицию Короля и Королевы… Бьюкенен должен сказать Милюкову, что недовольство в Англии против приезда императора и императрицы так сильно, что мы должны отказаться от нашего прошлого сог ласия на предложение русского правительства… ДОКУМЕНТЫ – 2 31 марта ПОСОЛ В ПЕТРОГРАДЕ БЬЮКЕНЕН – МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ БАЛЬФУРУ … Я полностью согласен с вами… Будет намного лучше, если бывший император не поедет в Англию. 1 Это возникло перед сибирскими социал-демократами внезапно: к Церетели, в два дня ставшему хозяином Иркутска, пришли спрашивать: пропускать ли подошедшие на станцию эшелоны снаряжения из Владивостока – на фронт? И Церетели, нисколько не задумавшись, воскликнул: „Конечно пропускать!” Так родилось то, что через несколько недель стали дразнить „революционным оборончеством”. |
Особое место в вопросе о происхождении «К. л.» занимает гиперкритическая, не получившая признания в науке т. зр. австр. исследователя Й. Хамма, который пытался доказать, что памятник является подделкой, созданной в 1-й пол.- сер. XIX в. фальсификатором западнослав. письменных древностей чеш. ученым В. Ганкой . Но физико-химическое изучение кодекса, проведенное на рубеже 70-80 гг. XX в. в лаборатории судебно-технических исследований документов Киевского научно-исследовательского ин-та судебных экспертиз и лаборатории радиофизики Киевского ун-та показало отсутствие в «К. л.» палимпсестных текстов и отличие состава их чернил от чернил, к-рыми пользовался Ганка ( Hiмчyk. 1983. С. 26, 28-29). Основная (древнейшая) часть «К. л.» написана 2 почерками. Первым - 2 начальные мессы (Л. 1 об.- 2 (верхние 8 строк)), вторым - остальные (Л. 2-7 об.). Оба почерка представляют древнейший, не вполне круглый вариант глаголицы, письмо «висящее» (буквы не стоят на линии строки, а подвешены к ней), что свойственно ряду древнейших слав. рукописей, как глаголических, так и кириллических. В «К. л.» употребляются 34 глаголические буквы: нет букв «зело», «омега», «щ», «юс малый» и «х паукообразное»; «у» встречается только в составе диграфа «оу». Литургические тексты снабжены развитой системой надстрочных знаков, отсутствующей в других старослав. памятниках, истолкованию к-рой посвящена обширная лит-ра (Н. К. Грунский, Дж. Л. Трагер, Э. Зиверс, Э. Кошмидер, О. Неделькович, Ф. Кортландт, Й. Схакен, В. М. Загребин). Изолированное положение почерков «К. л.» среди древнейших памятников глаголической письменности осложняет их датировку, к-рая в научной лит-ре колеблется от кон. IX - нач. X в. до кон. X - нач. XI в. (последняя считается наиболее вероятной). На лицевой стороне 1-го листа позднее (вероятно, в XII в.) были приписаны отрывок Послания к римлянам ап. Павла (Рим 13. 11-14; 14. 1-4) и молитва Богородице из мессы на Благовещение. Единого мнения о месте написания этой части рукописи также не сложилось: высказывались предположения о ее древнеболг. (Б. Велчева, Схакен) или хорват. (далматинском) происхождении (И. В. Ягич, М. А. Пантелич). |
Посмотрим же, что далее делает Бог. Когда уже по всем правилам справедливости нельзя было человеку быть помилованным, там Бог, воспомянув о нем, еще большую являет милость. Как Отец, Он положил твёрдую любовь, Благий, Он послал в мир Единородного Своего Сына в очищение, да будет Он Примирителем и Ходатаем пред Ним за нас. Он, придя, закон Моисеев, начертанный перстом Отчим, подписал кровию Своею, нещадно за нас излиянною; запечатлев Своею смертию, преподал нам новый милосерднейший закон, без громов, без страха и в меньшем числе — только в семи Таинствах, и тем воссоединил нас в такую любовь, что не только примирил нас с Богом, Отцом Своим, но исходатайствовал нам ещё и сыновство. «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1:12). «Еяже ради вины не стыдится братию нарицати их» (Евр. 2:11). Отсюда-то мы и в нуждах наших прибегаем дерзновенно к Небесному Отцу и, как плачущие дети, просим у Отца на каждый день хлеба. «Отче наш…хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф.6:9, 11). И бывает слышимы в молитвах. «Иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует» (Рим. 8:32). Итак, христолюбцы, вникнем, сколь великую любовь явил нам Небесный Отец, когда не пощадил отдать за нас Своего Единородного Сына, чтобы сделать нас сынами. Каждый, размышляя об этом, внесет в отношении себя справедливое решение. Следовало бы нам, презирающим эту любовь, вовеки не являть милости, но, не терпя более, воздать каждому по делам без пощады. Павел взывает: «Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или троих свидетелех умирает. Колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый и кровь завета за скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый?» (Евр. 10:28—29). Не мы ли, освящённые Его кровию и пребывающие в нерадении, этой муки бываем ежечасно заслуживающими? Но и здесь Бог вконец всегда, как Судия на осуждённом, проявляет на нас любовь. Не взыскивает за грехи, избавляет от мучения, день за днем ожидая покаяния, как вертоград, плода на бесплодной смоковнице. |
Пс.67:5 . Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. «Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним». Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них ( Лев. 26, 12 ). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: «уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: «возвеселися пустыня жаждущая» 17 ( Ис. 35, 1 ); и еще: «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ( Ис. 54:1 ). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим. Пс.67:6 . Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. «Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц». Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он – правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостию о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят: " что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). «Бог в месте святем Своем». Поскольку Пророк сказал: «да воскреснет Бог», и: «путесотворите возшедшему на запады», то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественнаго естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца. |
С другой стороны, наступление второго пришествия отодвигается в неопределённое будущее. Так, свв. Матвей и Марк говорят, что второе пришествие Господа последует не прежде, как Евангелие проповедано будет всем народам ( Мф.24:14 ; Мк.13:10 ), а ев. Лука между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Господа полагает «времена язычников» ( Лк.21:24 ), т. е. определённый Богом период времени, в течение которого войдёт в царство Христово полное число язычников (ср. Рим.11:25 ). Указанная неясность и неопределённость в установлении синоптиками хронологической связи между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Господа зависит от того, что Господь, сообразно с пророческим характером Своей речи и вопросом учеников: «Когда это (т. е. разрушение Иерусалима) будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века» ( Мф.24:3 ), соединявших по времени оба эти события, также соединил в Своей речи то, что относится к разрушению Иерусалима, с тем, что относится ко второму Его пришествию, так как первое служило образом второго. Поэтому трудно истолковать смысл отдельных выражений эсхатологической беседы Господа. Трудна она была и для понимания учеников. Если ап. Филипп понимал, кто такой Господь по Своему существу и по отношению к Богу Отцу ( Ин.14:8–10 ), если апостолы долго не могли отрешиться от обще-иудейских чувственных представлений о царстве Мессии ( Деян.1:6 ), то становится вероятным предположение, что некоторые слова и выражения, заключающиеся в эсхатологической беседе Господа, – особенно Мк.13:24 ; Мф.24:29, 34 и паралл. – могли быть истолкованы учениками в смысле указаний на близость парусии. На близость парусии указывает также ответ Господа первосвященнику: «Отселе (π’ ρτι) узрите Сына Человеческого, седяща одесную силы к грядуща на облацех небесных» ( Мф.26:64 ). Непосредственный смысл слов Господа тот, что люди очень скоро увидят Его славу и величие, будут свидетелями Его славного второго пришествия на всемирный суд. Далее такие выражения Господа, как Мф.10:23 : «не успеете обойти городов Израилевых (речь к апостолам при посольстве их на проповедь ), как приидет Сын Человеческий», или Мф.16:28 и паралл.: Мк.9:1 и Лк.9:27 : «Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят Сына Человеческого, грядуща во царствии Своём» – также могли подать ученикам повод ожидать второе пришествие Господа в недалёком будущем. |
Читается во вторник 16-й недели по Пятидесятнице. В этом 28 зачале Евангелия Марка, содержится продолжение беседы Иисуса Христа с фарисеями и книжниками о ядении хлеба неумытыми руками и обличение их (см. зач. 27-е). Мк.7:5 . Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Объяснение сего см. в объяснении 3 ст. Мк.7:6 . Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; Мк.7:7 . но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Ис.29:13 ). О вас лицемерех. Лицемеры, это – которые стараются в своих действиях показывать себя не такими, каковы они на самом деле – показывают себя нравственно и религиозно хорошими, а на самом деле не таковы. Сии людие устнами Мя чтут, сердце же их далече (далеко) отстоит от Мене, то есть, например, молятся только одними словами, произносимыми языком, без сердечного чувства; исполняют только внешние обряды, не стараясь войти в дух, в духовное значение их; служат Богу только одним наружным образом. т. е. телом, без внутреннего, – духовного и сердечного расположения; благочестивы только на словах, а не на деле. Поэтому всуе, т. е. тщетно, без пользы для себя, чтут Меня (Мя): так как Бог ищет не внешнего только служения, но, главным образом, внутреннего. Бог есть дух, сказал Иисус Христос в беседе с Самарянкой, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться духу и истине ( Ин.4:24 ). Учаще учением, заповедем человеческим. Здесь разумеется предание, которого держались сами фарисеи и которому учили и других. Мк.7:8 . Ибо вы, оставивши заповедь Божию держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Мк.7:9 . И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Мк.7:10 . Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать, смертию да умрет ( Исх.20:12, 21:17 ). Мк.7:11 . А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, т.е., дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; |
Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35–36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр.: хазан ). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28–29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18). История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключался в ожидании и приготовлении к встречи грядущего Избавителя. Особенно обострились мессианские чаяния в последние десятилетия перед приходом в мир Спасителя, ибо исполнились сроки. Хотя представления иудеев о Мессии были искажены земными интересами, но ожидание Его оставалось средоточием их религии. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, то наступила духовная смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Ин. 15: 23). В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15: 6, 22). |
всяк глагол? то есть, Создателю и Владыки всех возможно ли не знать чего либо, совершающегося в Мире? Иер.32:28 . Сего ради тако глаголет «Господь: отдан предастся сей град» в руки Халдеев и «в руце» Навуходоносора «царя вавилонска, и возмет его». Потом сказует, как враги, вошедши в город, зажгут и его и те храмины, в которых приносили жертвы Ваалу, и делал возлияния иным богам; обличает и намерение, с каким делали сие. Иер.32:29 . Ко еже разгневати Мя. Предаю город, говорит Бог, за беззакония жителей; ибо не переставали они всегда раздражать Меня с того дня, как создал Я город сей: ( Иер.32:31 ) «и даже до сего дне». Поэтому признал Я за благо, говорит Бог, «Отставити его от лица Моего», ( Иер.32:32 ) «злобы ради всякия сынов Израилевых и сынов Иудиных». И цари и священники, и князья их, и пророчествующее ложно, единодушно со всем народом, ( Иер.32:33 ) «обратиша хребет ко Мне, а не лице», оставив Меня, служили идолам. Извещает же и блаженный Иезекииль, что, «задняя своя» дав «ко храму», поклонялись «солнцу» ( Иез.8:16 ). А Я, говорит Бог, не преставал чрез Пророков наставлять их в истине. Но им недостаточно было нечествовать в домах своих, даже и в доме, Мне посвященном, поставили кумиры идолам. Иер.32:35 . И соградиша требища Ваалу, яже в дебри сына Енномля, башни, которая в Геве. Из сего видно, что Тафеоф было имя идола: потому что «ваал» – общее именование идолов. Сказует же Пророк, что в сих местах отваживались на убиение сынов и дочерей. За сие то, говорит Бог, предал Я город сей мечу, гладу, мору и рабству. Однако же, по истечении определенного времени, снова дам порабощенным свободу, возвращу их в отечественную землю, и сподоблю прежняго о них попечения. А сказанное: ( Иер.32:39 ) «И дам им сердце ино, и путь ин, боятися Мене вся дни», надобно разуметь так, что, вследствие наказания и последовавшего за тем освобождения, познают они единого сущего Бога, и освободятся от прежней прелести. Иер.32:40 . И завещаю им завет вечный, его же не отвращу последи их. И исполнилось бы на них и сие обетование, если бы только захотели. Но отступив от Бога, сами себя лишили они сей благодати. Сие и подобное сему сказав гораздо подробнее, Бог присовокупил: |
| |