«Тщательно наставленный в отеческом законе», за что ручается самое имя Гамалиила. «Тщательность» здесь разумеется и в смысле усердия изучения закона, и в смысле строго иудейского его изучения и понимания. «Ревнитель по Богу, как и все вы ныне». Это, конечно, принято ими за похвалу, хотя в этой похвале скрыто достаточно горечи. Но прежде всего слова эти имеют целью показать, что Павел не мог быть таковым, каковым выставляют его обвинители. Деян.22:4 .  Я даже до смерти гнал последователей сего уче­ния, связывая и пред­авая в темницу и мужчин и женщин, «Гнал последователей сего учения», – точнее: гнал " сей путь» (ср. Деян.9:2, 18:25, 19:9, 23 ). «Даже до смерти» – выражение для обозначения особенной страстности чувства или действия, в данном случае – гонения. «Связывая и предавая» – ср. Деян.8:3 . Деян.22:5 .  как засвиде­тель­ствует о мне первосвящен­ник и все старей­шины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних при­вести в оковах в Иерусалим на истязание. Очевидно, лица, на которых ссылается апостол, были еще живы, хотя первосвященник был уже смещен с должности (см. к Деян.9:2 ). Деян.22:6–16 . Рассказ об обращении совершенно сходен с повествованием о сем дееписателя ( Деян.9:3–8 и далее), за исключением лишь очень немногих различий. Так, апостол говорит, что свет осиял его около полудня, что указывает на его особую чрезъестественную силу, затмившую наиболее яркий свет солнца. В ответе Господа к имени Его добавляется «Назорей». Деян.22:9 .  Быв­шие же со мною свет видели, и при­шли в страх; но голоса Говорив­шего мне не слы­хали. «Бывшие со мною свет видели, .. но голоса... не слыхали». В рассказе дееписателя ( Деян.9:7 ) здесь, по-видимому, разница: «слыша голос, а никого не видя». Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники Павла могли действительно «слышать» какие-то звуки, но не слыхать их смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла ( «мне»), так сказать – «слыша, не слышать» (ср. Ин.12:28–29 ). Могло быть и то, что они и «свет видели», и «никого не видали» при этом. Все предназначалось и совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать, только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку, поскольку это могло послужить большим уверением в действительности события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. Христос рождается! Уготовляется жертва, удовлетворяющая правосудию Божественному за грехи рода человеческого, – жертва приносимая своим и Отца небесного произволением! Жрется Агнец Божий, закланный от вечности Троичным Божества предопределением, Агнец, вземлющий на Себя грехи всего мира ( Ин. 1:29 )! Христос, Спаситель, Ходатай Бога и человеков, который вчера и днесь, той же и во веки ( Евр. 13:8 ), единым приношением своим совершает во веки освящаемых (10:14)! Повергнись пред Ним, грешник, с верою и слезами покаяния! И хотя бы грехи твои превзошли главу твою, хотя бы они были бесчисленное песка морского, хотя бы, как елей, проникли в кости и состав твой... Дерзай: Христос низошел принесть Себя в жертву, чтобы тебя помиловать, простить, очистить, омыть и оправдать пред правосудием Божественным! 5. Христос рождается! На земле, в виде младенца, явился хлеб небесный, хлеб вечной жизни, который питает и услаждает Собой Ангелов, силой которого движутся, живут и существуют ( Деян. 17:28 ) все твари, который насыщает голод душевный, и предлагает Себя всем верующим в пищу, на веки насыщающую, и в наслаждение, превосходящее все удовольствия! А ты, несчастный, томишься голодом душевным; ничто не может насытить тебя в этом мире; все для тебя не в сытость, ты ничем не доволен! Вкуси от хлеба Вифлеемского, усвой душе своей заслуги Спасителя, притекай чаще к трапезе тела и крови Его! И ты познаешь: насколько благ и щедр Господь ( Пс. 33:9 )! И душа твоя престанет томиться голодом ненасытных желаний, утолить жажду, палящую сердце твое, и ты обновишься в силах своих, или паче, получив благодатные силы, укрепишься до того, что в состоянии будешь достигнуть царствия небесного – наследовать жизнь блаженную, бесконечную! 6. Христос рождается! – вечное веселье! Предвечный умалил Себя до младенческого возраста, чтобы тебя, человек, возвеличить; принял образ раба, чтобы в тебе обновить свой Божественный образ; связался пеленами, чтобы даровать нам свободу от уз греховных; немотствует, подобно младенцу, чтобы нас научить славословию Ангелов; проливает детские слезы, чтобы соделать нас участниками вечной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

  (ст. ст.)   21 марта – Разгром двух русских дивизий на р. Стоход – Германское мин. ин. дел затребовало у мин. финансов еще 5 миллионов марок «для политических целей в России» – Ф. Платтен по поручению Ленина вошел в конспиративный контакт с германским послом в Берне 24 – На Западе Страстная пятница – Соединенные Штаты объявили войну Германии – Германское правительство сообщило ленинской группе согласие на их проезд в изолированном вагоне 25 – 28 – Съезд партии к-д в Петрограде 27 – Выезд группы Ленина-Зиновьева из Цюриха в Германию. Германский посол в Берне: «Крайне необходимо, чтобы немецкая пресса полностью игнорировала происходящее.» 29 – 3 апр. – Всероссийское Совещание Советов в Петрограде 30 – Группа Ленина плывет в Швецию. Император Вильгельм распорядился: если Швеция не примет их – перепустить через Восточный фронт 31 – Встреча Плеханова на Финляндском вокзале 1 апреля – День Ленина в шведской глуши, скрытый от биографий (встреча с Парвусом?) 2 – Первый день православной Пасхи 3 – Встреча Ленина на Финляндском вокзале 4 – Ленин в Таврическом дворце выступает с тезисами («апрельскими») об углублении революции 8 – Встреча на Финляндском вокзале Чернова, Дейча, Авксентьева, Савинкова ВСТУПЛЕНИЕ ДОКУМЕНТЫ - 1 24 марта   ЛИЧНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ГЕОРГА V СТАМФОРДАМ – МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ БАЛЬФУРУ   … должен умолять вас передать премьер-министру, что все, что Ко роль слышит и читает в прессе, показывает, что присутствие императора и императрицы в этой стране не понравится публике и конечно ухудшит позицию Короля и Королевы… Бьюкенен должен сказать Милюкову, что недовольство в Англии против приезда императора и императрицы так сильно, что мы должны отказаться от нашего прошлого сог ласия на предложение русского правительства…   ДОКУМЕНТЫ – 2 31 марта   ПОСОЛ В ПЕТРОГРАДЕ БЬЮКЕНЕН – МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ БАЛЬФУРУ   … Я полностью согласен с вами… Будет намного лучше, если бывший император не поедет в Англию. 1 Это возникло перед сибирскими социал-демократами внезапно: к Церетели, в два дня ставшему хозяином Иркутска, пришли спрашивать: пропускать ли подошедшие на станцию эшелоны снаряжения из Владивостока – на фронт? И Церетели, нисколько не задумавшись, воскликнул: „Конечно пропускать!” Так родилось то, что через несколько недель стали дразнить „революционным оборончеством”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Особое место в вопросе о происхождении «К. л.» занимает гиперкритическая, не получившая признания в науке т. зр. австр. исследователя Й. Хамма, который пытался доказать, что памятник является подделкой, созданной в 1-й пол.- сер. XIX в. фальсификатором западнослав. письменных древностей чеш. ученым В. Ганкой . Но физико-химическое изучение кодекса, проведенное на рубеже 70-80 гг. XX в. в лаборатории судебно-технических исследований документов Киевского научно-исследовательского ин-та судебных экспертиз и лаборатории радиофизики Киевского ун-та показало отсутствие в «К. л.» палимпсестных текстов и отличие состава их чернил от чернил, к-рыми пользовался Ганка ( Hiмчyk. 1983. С. 26, 28-29). Основная (древнейшая) часть «К. л.» написана 2 почерками. Первым - 2 начальные мессы (Л. 1 об.- 2 (верхние 8 строк)), вторым - остальные (Л. 2-7 об.). Оба почерка представляют древнейший, не вполне круглый вариант глаголицы, письмо «висящее» (буквы не стоят на линии строки, а подвешены к ней), что свойственно ряду древнейших слав. рукописей, как глаголических, так и кириллических. В «К. л.» употребляются 34 глаголические буквы: нет букв «зело», «омега», «щ», «юс малый» и «х паукообразное»; «у» встречается только в составе диграфа «оу». Литургические тексты снабжены развитой системой надстрочных знаков, отсутствующей в других старослав. памятниках, истолкованию к-рой посвящена обширная лит-ра (Н. К. Грунский, Дж. Л. Трагер, Э. Зиверс, Э. Кошмидер, О. Неделькович, Ф. Кортландт, Й. Схакен, В. М. Загребин). Изолированное положение почерков «К. л.» среди древнейших памятников глаголической письменности осложняет их датировку, к-рая в научной лит-ре колеблется от кон. IX - нач. X в. до кон. X - нач. XI в. (последняя считается наиболее вероятной). На лицевой стороне 1-го листа позднее (вероятно, в XII в.) были приписаны отрывок Послания к римлянам ап. Павла (Рим 13. 11-14; 14. 1-4) и молитва Богородице из мессы на Благовещение. Единого мнения о месте написания этой части рукописи также не сложилось: высказывались предположения о ее древнеболг. (Б. Велчева, Схакен) или хорват. (далматинском) происхождении (И. В. Ягич, М. А. Пантелич).

http://pravenc.ru/text/1684541.html

Посмотрим же, что далее делает Бог. Когда уже по всем правилам справедливости нельзя было человеку быть помилованным, там Бог, воспомянув о нем, еще большую являет милость. Как Отец, Он положил твёрдую любовь, Благий, Он послал в мир Единородного Своего Сына в очищение, да будет Он Примирителем и Ходатаем пред Ним за нас. Он, придя, закон Моисеев, начертанный перстом Отчим, подписал кровию Своею, нещадно за нас излиянною; запечатлев Своею смертию, преподал нам новый милосерднейший закон, без громов, без страха и в меньшем числе — только в семи Таинствах, и тем воссоединил нас в такую любовь, что не только примирил нас с Богом, Отцом Своим, но исходатайствовал нам ещё и сыновство. «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1:12). «Еяже ради вины не стыдится братию нарицати их» (Евр. 2:11). Отсюда-то мы и в нуждах наших прибегаем дерзновенно к Небесному Отцу и, как плачущие дети, просим у Отца на каждый день хлеба. «Отче наш…хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф.6:9, 11). И бывает слышимы в молитвах. «Иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует» (Рим. 8:32). Итак, христолюбцы, вникнем, сколь великую любовь явил нам Небесный Отец, когда не пощадил отдать за нас Своего Единородного Сына, чтобы сделать нас сынами. Каждый, размышляя об этом, внесет в отношении себя справедливое решение. Следовало бы нам, презирающим эту любовь, вовеки не являть милости, но, не терпя более, воздать каждому по делам без пощады. Павел взывает: «Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или троих свидетелех умирает. Колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый и кровь завета за скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый?» (Евр. 10:28—29). Не мы ли, освящённые Его кровию и пребывающие в нерадении, этой муки бываем ежечасно заслуживающими? Но и здесь Бог вконец всегда, как Судия на осуждённом, проявляет на нас любовь. Не взыскивает за грехи, избавляет от мучения, день за днем ожидая покаяния, как вертоград, плода на бесплодной смоковнице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3408...

Пс.67:5 .  Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. «Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним». Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них ( Лев. 26, 12 ). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: «уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: «возвеселися пустыня жаждущая» 17 ( Ис. 35, 1 ); и еще: «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ( Ис. 54:1 ). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим. Пс.67:6 .  Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. «Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц». Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он – правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостию о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят: " что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). «Бог в месте святем Своем». Поскольку Пророк сказал: «да воскреснет Бог», и: «путесотворите возшедшему на запады», то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественнаго естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

С другой стороны, наступление второго пришествия отодвигается в неопределённое будущее. Так, свв. Матвей и Марк говорят, что второе пришествие Господа последует не прежде, как Евангелие проповедано будет всем народам ( Мф.24:14 ; Мк.13:10 ), а ев. Лука между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Господа полагает «времена язычников» ( Лк.21:24 ), т. е. определённый Богом период времени, в течение которого войдёт в царство Христово полное число язычников (ср. Рим.11:25 ). Указанная неясность и неопределённость в установлении синоптиками хронологической связи между разрушением Иерусалима и вторым пришествием Господа зависит от того, что Господь, сообразно с пророческим характером Своей речи и вопросом учеников: «Когда это (т. е. разрушение Иерусалима) будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века» ( Мф.24:3 ), соединявших по времени оба эти события, также соединил в Своей речи то, что относится к разрушению Иерусалима, с тем, что относится ко второму Его пришествию, так как первое служило образом второго. Поэтому трудно истолковать смысл отдельных выражений эсхатологической беседы Господа. Трудна она была и для понимания учеников. Если ап. Филипп понимал, кто такой Господь по Своему существу и по отношению к Богу Отцу ( Ин.14:8–10 ), если апостолы долго не могли отрешиться от обще-иудейских чувственных представлений о царстве Мессии ( Деян.1:6 ), то становится вероятным предположение, что некоторые слова и выражения, заключающиеся в эсхатологической беседе Господа, – особенно Мк.13:24 ; Мф.24:29, 34 и паралл. – могли быть истолкованы учениками в смысле указаний на близость парусии. На близость парусии указывает также ответ Господа первосвященнику: «Отселе (π’ ρτι) узрите Сына Человеческого, седяща одесную силы к грядуща на облацех небесных» ( Мф.26:64 ). Непосредственный смысл слов Господа тот, что люди очень скоро увидят Его славу и величие, будут свидетелями Его славного второго пришествия на всемирный суд. Далее такие выражения Господа, как Мф.10:23 : «не успеете обойти городов Израилевых (речь к апостолам при посольстве их на проповедь ), как приидет Сын Человеческий», или Мф.16:28 и паралл.: Мк.9:1 и Лк.9:27 : «Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят Сына Человеческого, грядуща во царствии Своём» – также могли подать ученикам повод ожидать второе пришествие Господа в недалёком будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Читается во вторник 16-й недели по Пятидесятнице. В этом 28 зачале Евангелия Марка, содержится продолжение беседы Иисуса Христа с фарисеями и книжниками о ядении хлеба неумытыми руками и обличение их (см. зач. 27-е). Мк.7:5 . Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Объяснение сего см. в объяснении 3 ст. Мк.7:6 . Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; Мк.7:7 . но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Ис.29:13 ). О вас лицемерех. Лицемеры, это – которые стараются в своих действиях показывать себя не такими, каковы они на самом деле – показывают себя нравственно и религиозно хорошими, а на самом деле не таковы. Сии людие устнами Мя чтут, сердце же их далече (далеко) отстоит от Мене, то есть, например, молятся только одними словами, произносимыми языком, без сердечного чувства; исполняют только внешние обряды, не стараясь войти в дух, в духовное значение их; служат Богу только одним наружным образом. т. е. телом, без внутреннего, – духовного и сердечного расположения; благочестивы только на словах, а не на деле. Поэтому всуе, т. е. тщетно, без пользы для себя, чтут Меня (Мя): так как Бог ищет не внешнего только служения, но, главным образом, внутреннего. Бог есть дух, сказал Иисус Христос в беседе с Самарянкой, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться духу и истине ( Ин.4:24 ). Учаще учением, заповедем человеческим. Здесь разумеется предание, которого держались сами фарисеи и которому учили и других. Мк.7:8 . Ибо вы, оставивши заповедь Божию держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Мк.7:9 . И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Мк.7:10 . Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать, смертию да умрет ( Исх.20:12, 21:17 ). Мк.7:11 . А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, т.е., дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35–36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр.: хазан ). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28–29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18). История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключался в ожидании и приготовлении к встречи грядущего Избавителя. Особенно обострились мессианские чаяния в последние десятилетия перед приходом в мир Спасителя, ибо исполнились сроки. Хотя представления иудеев о Мессии были искажены земными интересами, но ожидание Его оставалось средоточием их религии. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, то наступила духовная смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Ин. 15: 23). В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15: 6, 22).

http://pravoslavie.ru/7447.html

всяк глагол? то есть, Создателю и Владыки всех возможно ли не знать чего либо, совершающегося в Мире? Иер.32:28 . Сего ради тако глаголет «Господь: отдан предастся сей град» в руки Халдеев и «в руце» Навуходоносора «царя вавилонска, и возмет его». Потом сказует, как враги, вошедши в город, зажгут и его и те храмины, в которых приносили жертвы Ваалу, и делал возлияния иным богам; обличает и намерение, с каким делали сие. Иер.32:29 . Ко еже разгневати Мя. Предаю город, говорит Бог, за беззакония жителей; ибо не переставали они всегда раздражать Меня с того дня, как создал Я город сей: ( Иер.32:31 ) «и даже до сего дне». Поэтому признал Я за благо, говорит Бог, «Отставити его от лица Моего», ( Иер.32:32 ) «злобы ради всякия сынов Израилевых и сынов Иудиных». И цари и священники, и князья их, и пророчествующее ложно, единодушно со всем народом, ( Иер.32:33 ) «обратиша хребет ко Мне, а не лице», оставив Меня, служили идолам. Извещает же и блаженный Иезекииль, что, «задняя своя» дав «ко храму», поклонялись «солнцу» ( Иез.8:16 ). А Я, говорит Бог, не преставал чрез Пророков наставлять их в истине. Но им недостаточно было нечествовать в домах своих, даже и в доме, Мне посвященном, поставили кумиры идолам. Иер.32:35 . И соградиша требища Ваалу, яже в дебри сына Енномля, башни, которая в Геве. Из сего видно, что Тафеоф было имя идола: потому что «ваал» – общее именование идолов. Сказует же Пророк, что в сих местах отваживались на убиение сынов и дочерей. За сие то, говорит Бог, предал Я город сей мечу, гладу, мору и рабству. Однако же, по истечении определенного времени, снова дам порабощенным свободу, возвращу их в отечественную землю, и сподоблю прежняго о них попечения. А сказанное: ( Иер.32:39 ) «И дам им сердце ино, и путь ин, боятися Мене вся дни», надобно разуметь так, что, вследствие наказания и последовавшего за тем освобождения, познают они единого сущего Бога, и освободятся от прежней прелести. Иер.32:40 . И завещаю им завет вечный, его же не отвращу последи их. И исполнилось бы на них и сие обетование, если бы только захотели. Но отступив от Бога, сами себя лишили они сей благодати. Сие и подобное сему сказав гораздо подробнее, Бог присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010