Воскресение Христа является величайшим событием в Его жизни. Без воскресения Христа тщетна была бы и проповедь наша, и вера наша была бы тщетна, и мы погибли бы, так как спасаемся только воскресением Иисуса Христа ( 1Кор.15:14–18 ; 1Пет.3:21 ). И вот это величайшее в жизни Христа событие и самое спасительное для нас совершилось именно в первый день недели, как согласно повествуют о сем все Евангелисты: «воскресши рано в первый день недели... ( Мк.16:9 , сравн. Мф.28:1–6 ; Мк.16:1–2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ). Первым днем недели назывался день, следующий тотчас за субботой: «по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели»... (Мф.28:1). Следовательно, как в Ветхом Завете Бог-Отец освятил день седьмой тем, что почил в оный день от дел творения, так и в Новом Завете Бог-Сын покоем в первый день недели ( Деян.2:24–26 ), покоем от дел творения новой твари, навсегда сменившей тварь древнюю ( 2Кор.5:17 ), освятил для Себя и для всех христиан, как участников в покое Христа, первый день недели. И в этом покое Христа в первый день недели заключается первое освящение Христом первого дня недели (сравн. Быт.2:2–3 ; Исх.20: 8–11 ). Затем, в дальнейшей Своей жизни на земле по воскресении Христос не раз выделял первый день недели из ряда других дней, как день особенный, когда именно к этому дню приурочивал все свои явления верующим в Него. Так, уже в самый день Своего воскресения, т. е. в первый день недели, Он пять раз являлся: 1) Марии Магдалине ( Мк.16:9 ), 2) женам, пришедшим ко гробу ( Мф.28:9 ), 3) Петру ( Лк.24:34 ), – Ошибаешься, Петр. Во-первых, еванг. Иоанн не пишет: «восемь дней после первого дня недели», а говорит только: «после восьми дней». С какого же времени? Конечно, со времени собрания апостолов в первый день недели (20:19–26). Является вопрос: считать ли первый день недели в числе восьми дней? Если не считать, как делаете вы, то можно прийти к нелепому заключению, что Христос и воскрес-то во второй день недели! В самом деле, Христос учил, что Он воскреснет « после трех дней» со дня смерти Своей ( Мф.27:63 ; Ин.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Каким знамением докажешь Ты нам — здесь и в 6:30 слово знамение употребляется в том значении, которое необычно для Ин, но характерно для синоптиков: наглядное доказательство могущества Иисуса, которого требуют, но не получают Его противники. Вместо знамения звучат загадочные слова, смысл которых до времени после Воскресения непонятен даже для учеников. Разрушьте — императив может здесь быть употреблен в условном значении (‘если вы разрушите’), или же это его ироническое значение, нередкое у пророков, ср. в особенности у Амоса: Идите в Вефиль — и грешите, в Галгал — и умножайте преступления (Ам 4:4), и еще Ис 8:9–10; Иер 7:21; Мф 23:23. В три дня — у синоптиков выражение встречается только в Мк 15:29 и в параллельных местах, оно означает ‘в продолжение трех дней’. Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? — иудеи воспринимают только буквальный смысл слов Иисуса, и для Евангелиста это недоразумение имеет символический характер: они видят в Нем то, что доступно поверхностному взгляду, но истину познают лишь те, кто способен проникнуть дальше внешней очевидности. Глагольная форма o„kodom»qe ‘был выстроен’ обозначает действие, рассматриваемое целиком, как единое событие. В действительности, согласно Иосифу Флавию (Древности XX:219), храм был окончен только к 63 г. по Р. Х. Строительство храма Иродом было начато, согласно тому же Иосифу, на восемнадцатом году правления Ирода, то есть в 20/19 г. до Р. Х. (Древности XV:380), в “Иудейской войне” (I:401) он дает, впрочем, другую дату — пятнадцатый год, но это может относиться к возникновению проекта перестройки храма. Прибавив 46 лет, получаем 27/28 г., что согласуется с некоторыми из наиболее вероятных датировок служения. А Он говорил о храме тела Своего — для четвертого Евангелия характерны такие пояснения слов Иисуса, ср. 2:24–25; 6:6,64,71; 7:5,39; 9:7; 11:13,51–52; 12:6,33; 20:9. Ср. о человеческом теле как храме в 1 Кор 6:19; 3:16–17. Филон говорит о первом человеке как храме разумной души и в другом месте — о душе как доме Божием. Для стоиков человеческое тело было также хотя и не чтимым, но местом обитания Божественного начала. Иоанн, однако, мыслит совершенно иначе, чем современные ему философы: он исходит не из отвлеченных рассуждений о взаимоотношениях человеческого тела, души и Божества, а из уникального опыта познания Отца как пребывающего в Сыне и Сына как пребывающего в Отце (14:10). В человеческом теле Иисуса открылась полнота Божества, и поэтому оно стало единственным истинным храмом. В отличие от кумранитов, которые отвергали иерусалимский храм как уклонившийся от ритуальной чистоты, Иисус говорит, что на смену храмовому богослужению придет поклонение в Духе (4:20–24). Евангелист мог быть знаком с Павловым образом Церкви как тела Христова (Рим 12:5; 1 Кор 12:12–27).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

б) Причиною же, почему это поражение совершено Самим Иисусом Христом, Сыном Божиим, было то, что никто другой не мог этого сделать. «Я посмотрел и (увидел, что) не было другого помощника; подумал Я и (нашел, что) никто не заступается: и вот Я Сам явился их (т. е. людей) избавителем (избави я мышца Моя), тогда то и обнаружился Мой гнев (ярость Моя наста на врагов), и Я попирал их ногами в гневе Своем и пролил (сведох) кровь их на землю» (5–6 ст.). Здесь речь идет о той окончательной победе над исконным врагом рода человеческого диаволом, обетование о которой изречено Богом в утешение согрешившим прародителям сряду же после их грехопадения в словах: вражду положу между тобою (змием – диаволом), и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ея: Той твою сотрет главу, и ты блюсти будеши Его пяту ( Быт. 3:15 ). Из сопоставления слов пророка со словами настоящего обетования видно, что враги, о которых говорит пророк, это змий-диавол и семя его, т. е. все другие темные духи, участники его падения, и все упорные грешники, исполняющие его злую волю и поэтому именуемые в Писании чадами его ( Ин. 8:44 ; 1Ин. 3:10 ); а Победитель этих врагов Тот, Который благоволил соделаться Семенем жены, т. е. Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся от Приснодевы Марии. Победа эта уже совершилась чрез крестные страдания и воскресение Иисуса Христа; по эта победа неокончательная: для совершенного и решительного поражения диавола Иисус Христос имеет прийти в мир во второй раз, когда появится человек беззакония, которого Он поразит духом уст Своих ( 2Сол. 2:8 ). После этого упразднится, по словам апостола, последний враг – смерть ( 1Кор. 15:26 ) и тогда можно будет сказать вместе с апостолом ( 1Кор. 15:24–25 ), что исполнились слова пророков: пожерта бысть смерть победою ( Ис. 25:8 ). Где ти, смерте, жало; где ти, аде, победа ( Ос. 13:14 ). Таким образом окончательное исполнение рассматриваемого пророчества нужно относить к концу мира. Основанием для этого, кроме сказанного, может служить еще следующее: настоящее пророчество о Победителе врагов церкви (63:1–6), видимо, служит повторением сказанного выше, – в Ис. 59:15–21 ст., а последние слова пророка, по объяснению ап. Павла, относятся именно к последним временам мира, пред всеобщим воскресением ( Рим. 11:15, 25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

слышал голос… между двух херувимов» ( Чис.7:89 ). «Назначение изображений херувимов», – замечает еп. Сильвестр , – «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих ( Быт.3:24, 24:7, 28:12–13 ; Иис. Нав.5:13–15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета». 353 25) Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании. О всем в слове Божием написано кратко ( 1Пет.5:12 ; Еф.3:3 ; ср. Ин.21:25 ). Для нас довольно кратких указаний ( Мк.11:11, 17 , ср. Иез.41:17–20; 25 ; Деян.5:15, 22:17, 24:11 ). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова?» ( Мф.22:29–32 ). Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею ( Исх.3:6 354 ). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама..», что «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания? 26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни. Α Библию не печатают ли такие же люди? Однако же сектанты не отвергают ее. Иконы освящаются «словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:5 ). Скиния со всеми принадлежностями была освящена по повелению Божию. В храме Соломоновом иконы херувимов и все золотые, серебрянные, медные и деревянные предметы, сделанные язычником Хирамом – Авиею ( 2Пар.4:16 ), были освящены, и «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 3Цар.8:63 ). 27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами? Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь ( 2Тим.4:8 ; 1Кор.9:25 ; Откр.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

как дым... как одежда. Эти метафоры подчеркивают преходящую сущность тварного мира (50,9; ср. 24,4; 34,4; Пс. 67,2; 101,4.27 ; Ос. 13,3 ; Евр. 1,10.11 ; 2Пет. 3,10 ). Мое спасение. См. ком. к 12,2. правда Моя. См. ком. к 1,21. 51 в сердце закон Мой. См. Пс. 39,9 ; Иер. 31,31 ; Иез. 36,27 . 51 Восстань, восстань. Пророк от лица всех гонимых и угнетенных взывает к Богу о помощи. Раава. Очевидно, подразумевается египетский фараон периода исхода из Египта. крокодила. Исаия прибегает к образу этого животного, как к обобщенной метафоре силы, противостоящей Богу Творцу и Спасителю ( Иов 7,12 ; Пс. 73,13.14 ; Иез. 29,3–5; 32,2–6 ). Напоминая о поражении Египта, противостоявшего Божиему плану спасения Израиля, пророк обращается к заимствованному из культурного обихода соседствующих с Израилем народов образу водяного чудовища, тем самым соотнося исход из Египта с ныне описываемым исходом из Вавилона. И Вавилон, и Египет выступают олицетворением зла как противления воле Божией. 51 Утешитель. См. ком. к 40,1. 51 пленный... в яме. Эти слова относятся не только к плененным иудеям, но и ко всем, кто будет испытывать чувство беспросветного одиночества и скорби в день гнева Господня (42,7.22; 49,9.24.25; 52,2; 61,1). 51 Я Господь. См. ком. к 41,4. возмущающий море... волны его ревут. В ветхозаветной поэзии власть Бога над морской стихией является воплощением Его власти над всей вселенной ( Иов 26,12 ; Пс. 106,25 ; Иер. 31,35 ). Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. 51 слова Мои в уста твои. Остаток Израиля представляется здесь прообразом Иисуса Христа (см. ком. к 49,2; 50,4). 51 Воспряни, воспряни. См. ст. 1,9; 52,1.11; ср. Еф. 5,14 ; ком. к ст. 9. чашу ярости Его... чашу опьянения. Метафора Божественного суда (29,9; 63,6; Пс. 74,9 ; Иер. 25,15–31 ; Иез. 23,31–34 ; Зах. 12,2 ; Ин. 18,11 ; Откр. 14,10; 16,19 ). 51 два бедствия. Т.е. опустошение земли и гибель населявших ее людей. 51 как серна в тенетах. Осада Иерусалима вавилонянами. 51 мучителям. Т.е. вавилонянам ( Плач 1,4.5.12; 3,32 ) и всем, кто будет преследовать и угнетать детей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26. В. Св. и славного великомуч. мироточца. Родом из г. Солуни (или Фессалоник), он, по смерти отца, сделан был начальником города. Движимый ревностью к вере Христовой, он стал открыто проповедовать имя Христово и учить истинной вере жителей Солунских, поклонявшихся идолам. За это имп. Максимиан повелел заключить св. Димитрия в темницу, в которой он благословил на мученический подвиг св. Нестора (см. 27 окт.), и затем был избоден копьями (сн. 23 авг.), ок. 306 г. Вскоре после кончины его был усекнут за исповедание Христа верный слуга его св. Лупп (см. 23 авг.). Чрез несколько времени при копании рвов найдены были мощи св. Димитрия Солунского, которые источали целебное и благовонное миро. В церковных песнопениях св. Димитрий воспевается, как «мучеников украшение», «царей хранитель», «споборник воинов», «врагов потребитель», «нищих обогатитель», «пристанище прибегающих к нему». Тропарь, гл. 3. Велика обрете в бедах тя поборника вселенная страстотерпче, языки побеждающа: якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако святе Димитрие Христу Богу молися, даровати нам велию милость. Кондак, гл. 2. Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредим: того бо еси утверждение. Парем. (1. Ис.63:15–19; 64:1–5, 8–9; 2 . Иер.2:2–12; 3 . Прем.4:7–15 ; Утр. Ев. см. 4 февр. Ап. см. 3 янв. Ев. Ин.15:17–27; 16:1–2; 52 зач.). – Аще хочет настоятель, творим бдение. великого и страшного (т.е., землетрясения), бывшего в Константинополе 26-го окт. 740 г. Тропарь, гл. 8 . призирали на землю, и творяй ю трястися, избави ны страшнаго труса прещения Христе Боже наш, и ниспосли нам богатыя милости Твоя, молитвами Богородицы, и спаси ны. Кондак, гл. 6. Избави труса тяжкаго всех нас Господи, и язвы нестерпимыя, грех ради наших; пощади Господи православнаго Императора нашего, и люди Твоя, яже стяжал еси Твоею кровию Владыко, и град не предаждь в погибель, трусом страшним, иного бо разве Тебе Бога не вемы, и воззови поющим: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2) Не закрывайте руки своей для ближнего. Господь воздаст сторицей. Если разломите хлеб свой нищему, он увеличится в ваших руках. 3) Дадите им вы ясти (ст. 16). Обязанность наша, по примеру Господа, заботиться о доставлении удовлетворения потребностей наших ближних, духовных и телесных. 4) При благословении Божием малое и скудное делается великим и преизбыточествующим (ст. 17, 19, 20). 5) Пример Христа, очень часто уединявшегося для молитвы (ст. 22, 23), как побуждение нас к усердной и постоянной молитве ( Мф.6:5, 6 ). 9-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 59, гл. 14, ст. 22–34; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 128, гл. 3, ст. 9–17). 1) Жизнь – море бурное. Волны – грехи заливают нас. Нам кажется, что мы гибнем. Будем крепко держаться за Господа... Держась за руки Его, мы не утонем. 2) Не бойтесь! Не бойтесь смущений житейских, не бойтесь страхов и страданий. Знайте, что в тяжелую минуту придет Он со Своею помощью. 3) Сопоставление жизни человеческой с бушующим морем (ст. 24). В нашей жизни мы встречаем постоянно опасности, но они страшны и губительны только тогда, когда нас оставляет Господь (ст. 22, 24); затем, когда в бедах мы не прибегаем тот же час за помощью с молитвою и раскаянием к Богу (ст. 26, 30) и, наконец, тогда, если кто решается оставить корабль, или Церковь (ст. 29, 30) или же теряет веру и надежду (ст. 31). 4) Верующие – Божий храм, Божие строение, Божия нива (ст. 9, 16). Любвеобильность и человеколюбие Господа в этих образах и наименованиях людей. 5) «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (ст. 16). а) Высокое достоинство нашей души ( Мф.6:25, 16:26 ; Мк.8:36, 37 ; Лк.9:25 ); б) Грех пренебрежения своею душою ( Мк.8:36 ); в) Счастье и радость души, в которой живет Святой Дух ( Рим.14:17 ; Ефес.5:9 ); г) Горе души, покинутой Святым Духом ( Мф.21:19 ; Ин.13:27 ; Лк.11:26 ; Рим.1:28 ; 1Цар.16:14, 15 ; Ис.63:10 ; Иерем.15:6). 6) Великая кара Божия на соблазнителей и растлителей души человеческой (ст. 17; Мф.18:6, 7 ; 2Петр.2:13 ; Рим.1:24–26 ). Увещание удаляться от соблазнителей ( 2Кор.6:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

между двух херувимов» ( Чис. 7:89 ). «Назначение изображений херувимов», замечает еп. Сильвестр, «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовнаго мира, как блаженных слуг и посредников Божиих ( Быт. 3:24; 24:7; 28:12,13 ; Нав. 5:13–15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета» 41 . 25) На строке в Новом Завете не сказано об иконопочитании. О всем в слове Божием написано кратко ( 1Петр. 5:12 ; Ефес.3:3 ; сн. Ин. 21:25 ). Для нас довольно кратких указаний ( Мк. 11:11,17 ; сн. Иез. 41:17–20,25 ; Деян. 5:15; 22:17; 24:11 ). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что св. иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так, Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... А о воскресении мертвых не читали ли вы реченнаго вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова“ (Мф. 22:29–32)? Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею ( Исх. 3:6 ). На строке в кн. Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т. е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама»... что, «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Св. Писания? 26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни. А Библию не печатают ли такие же люди? Однако ж сектанты не отвергают ее, а высоко ценят. Иконы освящаются «словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4:5 ). Скиния со всеми принадлежностями была освящена, по повелению Божию. В храме Соломоновом иконы херувимов и все золотые, сереб., медн. и дерев, предметы, сделанные язычником Хирамом –Авиею (2Парал. 2:15), были освящены, и «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар. 8:10,11 сн. 63). 27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами? Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь ( 2Тим. 4:8 ; 1Кор. 9:25 ; Откр, 4:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Преображение души, преображение - как новые силы, как новые желания, радость, любовь, как сила ума и сердца. Вот лишь некоторые плоды животворящего духа. Так говорит Господь: Ин.6:63: Дух животворит. Так же свидетельствует апостол Павел: 1Кор.15:45: ...дух животворящий; 2Кор.3:6: ...а дух животворит. Дух может являться там, в душе, куда направит его Господь, - в уме, в сердце, в воле и даже в теле: " Духовная сладость, переходящая от ума на тело... тело преображает, делая его духовным " (Святитель Григорий Палама) Но чаще всего мы замечаем веяние духа в себе как радость, легкость, как свободу. Притч.20:27: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца. Первые действия духа не осознаются умом, но очевидны сердцу. Именно чувства (или эмоции, хотя это разные вещи) первыми заявляют человеческому я о глубокой перемене в душе, о приходе (возврате) духа. " Осуществляется и выражается воздействие " духа " на психическую жизнь человека собственно в сфере эмоциональной, в области сердца " (С.М. Зарин) Если присутствие духа - это радость, " духовная сладость " , то его отсутствие - это уныние, тоска, другие духовные болезни. Но самое страшное - это богооставленность. 7.3.2. Богооставленность Причина богооставленности - конечно, грех человека, как первородный, так и личный. " Дух, себе оставленный, не мог уже быть властителем души и тела, но был увлечен и сам, завладев ими. Над человеком возобладала душевность, а через душевность - телесность, и стал он душевен и плотян. Дух хоть тот же, но без власти. Дух зазнался и засвоевольничал. За это потерял власть " (Святитель Феофан Затворник) " ...Как скоро люди изменились, отняли у них Дух, и они отвержены; но кающихся Он снова примет и, дав им свет, опять наречет сынами Божиими, даровав им вначале эту благодать " ... " мы спасаемся, как сотелесники Слова " (Святитель Афанасий Александрийский) Утрата духа и есть богооставленность. Господь в богословском смысле никогда не покидает человека, Он всегда близь есть. Но дух человека, который есть плод Духа Божия, или действие (энергия) Его, Господь может отнять. Окончательная утрата духа есть смерть и ад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою истину всякой разумной силе… Он неприступен по естеству и легко приемлем по благости. Хотя Он все наполняет Своей силой, однако сообщается только достойным и не в равной мере приемлется ими, но действует по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом и весь повсюду. Он, разделяемый, не страждет, и когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния,- каждый наслаждающийся им как бы один, между тем это сияние озаряет землю и море и растворяется в воздухе. Так и Дух в каждом из приемлющих Его пребывает, будто присущий ему одному и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной способности принять, а не по мере возможного для Духа» 62 . «Дух Святой живет в христианах таким образом, что участвует во всей их жизни: они Им ощущают и себя, и Бога, и мир; они Им мыслят и о Боге, и о мире, и о себе; все, что делают, Им делают: Им молятся, Им любят, Им веруют. Им действуют, Им спасаются, Им освящаются, Им соединяются с Богочеловеком, Им становятся бессмертными (ср. Рим. 8:26-27 ). В действительности, в Богочеловеческом Теле Церкви весь подвиг спасения осуществляется Духом Святым. Он Тот, который нам в Иисусе открывает Господа; Он Тот, который через веру вселяет господа Иисуса Христа в сердца наши; Он Тот, который посредством святых таинств и святых добродетелей соединяет нас со Христом; Он Тот, который наш дух настолько соединяет со Христом, что мы становимся «одним духом с Господом» ( 1Кор. 6:17 )», – учит св. Иустин Попович 63 . Святой Дух обладает самобытием, которое Он получил от Божественного Ума вневременно, прежде всех веков. Божественный Ум предвечно рождает Сына, и от Божественного Ума столь же предвечно исходит Святой Дух. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 15:26 )», – говорит Спаситель. В этих словах Спасителя содержится учение о вечном исхождении Духа Святого от Отца.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010