Ее слова намекают на пророчество из Книги Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19: 25–27). Пророк Исаия возвещал, что «восстанут мертвые тела» (Ис. 26: 19). Иезекииль в подробностях сообщил, как это будет: засохшие кости будут обложены жилами, затем плотью, затем кожей. Наконец вернется в тело дух, и мертвые восстанут на ноги, выйдут из гробов (см.: Иез. 37: 1–14). Но это воскрешение умерших будет, по пророку Даниилу, в далекие последние времена, после различных войн и вселенских катаклизмов (см.: Дан. 12: 1–4). Вряд ли Марфа, стоя в ясный мирный день перед Иисусом на краю маленькой деревни, накануне светлого иудейского праздника пасхи, предчувствовала, что для нее «последний судный день» уже настал. В момент недоумения Марфы Христос как будто поменял ее угол зрения в представлении о «последнем дне». « Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек », – сказал Он (Ин. 11: 25–26). Выходит, что для восстановления человеческой жизни во плоти не надо ждать конца света. Христос, как Альфа и Омега (см.: Откр. 1: 8), смыкает границы времени в одну точку веры. Главное – не просто надеяться, что когда-то будет всеобщее обновление мира, но – знать и верить, что это совершает Бог. А раз это в Божией власти, значит, Он вправе преодолеть границы времени и воскресить любого умершего раньше всеобщего воскресения. «Веришь ли сему?» – спросил Господь Марфу. Она ответила Ему: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11: 26–27). И после этого исповедания веры Спаситель мира вернул к жизни ее брата Лазаря. Можно сказать, что исполнение чуда для семьи Марфы и Марии предварило их испытание веры. Но еще большее испытание веры было для более широкого круга учеников Христовых, для апостолов и всех, кто видел Господа во плоти. Нам с вами трудно представить себе, что переживали ученики, когда Господа распяли на Кресте. По ветхозаветным представлениям, Мессия после воцарения никак не должен был погибнуть. Сын Человеческий в конце времен должен был восстановить Царство, которому уже не будет конца. «Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и Царство Его не разрушится», – писал пророк Даниил (Дан. 7: 14; 7: 27; 2: 44). Воскрешая Лазаря, Христос ясно говорил о том, что Его чудо ведет «к славе Божией» (Ин. 11: 4, 40).

http://pravoslavie.ru/69910.html

потому, что только верующий может восприять это таинственное явление или откровение, или – войти в духовное общение с Христом и Отцом Небесным во Святом Духе. Далее – ответ на вопрос, почему не хочешь явить Себя миру, ответ, заключающийся в ответе на первый вопрос. Потому, что не любящий Меня, кто в сердце своём не имеет любви к Господу Иисусу, тот не соблюдает слов Его, ежели их и слышит, не следует им (ср. ст. 21), и потому (ст. 21 и 23) он не способен к восприятию этого таинственного духовного явления, откровения или общения, о котором говорит здесь Христос. А так как слова Его – слова Отца Небесного (ср. 7:16; 8:28; 12 и прим.), то и Отец не может обитель у него сотворить, т. е. войти с ним в духовное общение. Следовательно, миру – неверующему во Христа обществу людей – ни Он Сам, ни Отец во Святом Духе даже и не могут явить Себя. – Иуда и ученики должны были понять, что мечты о чувственном царстве Мессии совершенно противны учению их Учителя и Господа, которого, как видно и из вопроса Иуды, они, несомненно, считали Мессией. – Но так вошла в душу их эта ходячая мысль о царстве Мессии, что совершенно и теперь они не расстались с ней (ср. Деян. 1:6 ). И только по сошествии на них Духа Святого в день Пятидесятницы не видно более в них этой мысли, во исполнение теперь сказанного слова Христова: в тот день узнаете и пр. (ст. 20). 25. Ин. 14:25 . Сие сказал Я вам, находясь с вами. 26. Ин. 14:26 . Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Ин. 16 д.; 1Ин. 2:20, 27 . Сие сказал Я вам и пр.: ученики в настоящее время ещё не могли понять многого, что нужно будет им знать для их будущей деятельности и чего посему Господь не открывал им теперь (16:12). Сие же, сколько Он открыл им теперь и сколько они могли вместить теперь (сравнительно со всем, что откроет им Дух Святый; ст. 26), сказал им Господь, находясь ещё с ними, – выражение, указывающее на близость разлуки, с извещения о которой и начал эту речь Господь, возвращаясь, таким образом, к началу её.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христианство учит о необходимости искупления кровью. Как Иисус, так и Павел учили, что пролитая кровь Христа необходима для искупления наших грехов (см. смерть Христа). Иисус провозглашал: «ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). На последней вечере Он сказал: «сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Павел столь же категоричен. Он подтверждает, что во Христе «мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф. 1:7 ). В Послании к римлянам он добавляет: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим. 5:8 ). Вспоминая прежнюю, ветхозаветную Пасху, Павел сказал: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Христианство провозглашает воскресение Христа. Иисус и Павел учили также, что смерть и погребение Иисуса обрели своё завершение в Его телесном воскресении (см. воскресение Христа: свидетельства; воскресение Христа: физическая природа). Иисус сказал: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день» ( Лк. 24:46 ). Иисус предрекал: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его [...] А Он говорил о храме тела Своего» ( Ин. 2:19, 21 ). После воскресения Иисуса из мёртвых Его ученики вспомнили, что Он говорил им. Тогда они поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус ( Ин. 2:22 ; ср. Ин. 20:25–29 ). Апостол Павел тоже указывал на необходимость Воскресения для спасения. Римлянам он писал: «[Иисус] предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). Действительно, Павел, подчёркивая, что вера в Воскресение имеет решающее значение для спасения, наставлял: «если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься» ( Рим. 10:9 ). Христианство учит о спасении по благодати через веру. Иисус подтвердил, что каждому человеку необходима Божия благодать. Ученики Иисуса спросили Его: «так кто же может спастись?» Глядя на них, Иисус ответил: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» ( Мф. 19:25–26 ). Во всём Евангелии от Иоанна Иисус указывает только на один путь для обретения Божьей благодати ко спасению: «верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:36 ; ср. Ин. 3:16; 5:24 ; Мк. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Богочеловек всей своей земной жизнью оказывает совершеннейшее послушание воле Отца, терпит все присуждённые человеку правдой Божией скорби, страдания и самую смерть, и такой жертвой вполне удовлетворяет правосудию Божественному за всё человечество. Как вина Адама делает всех людей виновными пред Богом, так праведность Христа поставляет человека чистым пред Господом ( Рим.5:18–19 ). Это благодатное наследие мы получаем путём таинственного рождения в купели Крещения. По силе безмерных крестных заслуг Христовых не только прощаются согрешения верующих, но и изливается на них обилие благодатных даров. Благодатные дары, изливаемые на нас, недостойных, даются Богом как бы Христу, нашему Искупителю, и нам во Христе: «От полноты Его мы все приняли благодать на благодать» ( Ин.1:16 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении об искуплении Мф.20:28 . «Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Объяснение. Господь предал Себя для искупления всех: 1Тим.2:6 ; Рим.5:18 ; но воспользоваться этим искуплением могут только те, кто служит Господу: Ин.12:26:17:24 , и кто потеряет душу свою ради Иисуса Христа: Мф.16:25 , и Евангелия: Мк.8:35 . Ин.1:29 . «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Объяснение. Не сказано: имеющий взять или взявший, но – который берёт... грехи людей, приходящих к Господу и кающихся: 1Ин.1:9–10 ; как, например, и в другом месте сказано: «приходящего ко Мне не изгоню»: Ин.6:37 ; или: «не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне»: Ин.17:9 ; отсюда ясно, что Господь берёт на себя грехи только тех, кто уверовал в Него и творит волю Его: Ин.9:31:10:30 . Ин.10:18 . «Никто не отнимает её (жизни) у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её; сию заповедь получил Я от Отца Моего». Объяснение. Если в другом месте сказано: «Я и Отец одно»: Ин.10:30 , то понятно отсюда, что в предвечном определении Божием Господь, как вторая Ипостась Святой Троицы, участвовал и добровольно принял на себя подвиг искупления людей: Ин.12:58 ; Ис.53:8–10 , но воспользоваться этим искуплением могут не все: Евр.6:4–6:10:29 ; Ин.6:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В этом случае Иисус ел еду в полностью физическом смысле слова, чтобы убедить учеников, что и воскрес Он физически, телесно. «Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк. 24:42–43 ). Столь внушительным доказательством этот рассказ становится в силу того обстоятельства, что Иисус указал на Свою способность принимать пищу в физическом смысле слова для подтверждения материальной природы Своего тела, состоящего из плоти и крови. Иисус перебрал уже буквально все способы, которыми мог бы продемонстрировать плотскую, материальную сущность Своего воскрешённого тела. Таким образом, если бы воскрешённое тело Иисуса не было тем же самым материальным телом из плоти и крови, в котором Он умер, Иисус оказался бы обманщиком. Одиннадцати ( Ин. 20:24–31 ). Фомы не было с учениками, когда им явился Иисус ( Ин. 20:24 ). И даже после того, как апостолы – его собратья – рассказали ему, что видели Иисуса, Фома отказывался поверить, пока сам не увидит и не сможет прикоснуться к Нему. Неделей позже его желание исполнилось: «после восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» ( Ин. 20:26 ). Когда Иисус явился Фоме, тот увидел и услышал воскресшего Господа и смог прикоснуться к Нему. Фома видел Господа. Иисус был явственно виден Фоме, а позднее сказал ему: «ты [...] увидел меня» ( Ин. 20:29 ; курсив Н. Г.). Фома также слышал, как Господь сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:27 ). После этого предъявления бесспорно убедительных физических свидетельств Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Мы можем также сделать вывод, что Фома прикасался к Господу. Безусловно, именно это Фома, по его собственным словам, хотел бы сделать ( Ин. 20:25 ). И Иисус велел ему сделать это ( Ин. 20:27 ). Хотя в тексте сказано только, что Фома увидел и уверовал, естественно предположить, что он также прикоснулся к Иисусу. К Иисусу прикасались и в других случаях ( Ин. 20:17 из значения греческого глагола данную фразу можно понять как «не обнимай Меня так крепко, ведь Я ещё не ухожу... " Поэтому вполне возможно, что Фома в данном случае тоже прикоснулся к Нему. Как бы то ни было, бесспорно, что Фома ощущал через свои природные органы чувств визуально наблюдаемое, физическое тело воскресшего Иисуса. Прикасался ли Фома к Иисусу или нет, он, безусловно, видел Его раны от распятия ( Ин. 20:27–29 ). Тот факт, что у Иисуса всё ещё оставались эти физическое раны от распятия, выступает неопровержимым доказательством того, что Он воскрес в том же материальном теле, в котором был распят. Это было уже во второй раз, что Иисус показывал Свои раны. Трудно представить себе, как Он мог бы дать более весомые доказательства того, что воскрешённое тело – то же самое тело из плоти и крови, которое было распято, а потом прославлено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25–26 )? Если Иисус – не Бог, как тогда Он объявляет Себя Господом (см. Ин.13:13 )? Если Он не Бог, как тогда требует, чтобы в Него веровали, как и в Бога Отца (см. Ин.14:1 )? Если Иисус – не Бог, как тогда мог Он возвестить о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 )? Если Иисус по Божеству – не одно с Отцом, то неужели мог сказать Он о Себе: «Видевший Меня видел Отца; Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин.14:10, 10:38 )? Если Иисус – не Всемогущий Бог, подающий Божественные силы и всемогущества, то разве мог Он возвестить: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 )? Если Иисус – не Бог, как тогда вера в Него и любовь к Нему могли низводить Пресвятую Троицу в душу верующего (см. Ин.14:23 )? Если Иисус – не Единородный Сын Божий, то разве мог Он говорить о Себе: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» ( Ин.16:28 )? Если Иисус – не Предвечный Божий Сын, то мог ли Он тогда обратиться к Отцу Небесному со словами: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 )? Всемогущее и всемилостивое Божество Господа Иисуса Христа особенно сильно проявляется в делах Его святых апостолов и последователей. Ибо деяния апостолов суть деяния божественные. Никто из людей, пребывая в границах человеческого естества и человеческих сил, не смог бы совершить ни одного из тех дел, которые описаны в Деяниях апостолов и в Посланиях святых апостолов. Явные дела и очевидная практика свидетельствуют об Иисусе, что Он есть Бог, Который всегда, по обетованию (см. Мф.28:20 ), живет и действует в Своих последователях и творит дела, подобные Его делам и большие сих (см. Ин.14:12 ). Божественные дела святых апостолов неопровержимо свидетельствуют об Иисусе, что Он есть истинный Бог и Господь; здесь нет ничего априорного, абстрактного, не основанного на живом, личном опыте, не введенного в рамки посюсторонней деятельности, но везде и во всем дело, практика (πρξις) – это дело божественно-апостольское, то есть божественно-апостольская практика, Досточудный Господь Иисус Христос как Носитель новозаветного Откровения – весь дело, Божественное дело в границах человеческой жизни и опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В дополнение к намеченным нами в общих чертах принципам православной миссии необходимо рассмотреть тип духовности, характеризующий православного миссионера. A. Поскольку дело миссионера есть продолжение земного служения Господа, ему надлежит усвоить и образ жизни своего Владыки. Жизнь миссионера должна характеризоваться как κνωσις («[само]уничижение») (ср.: Флп.2:1 ) и διακονα («служение») ( Мк.10:45 ). Он обязан шествовать по стопам первого Посланца Божия, Кто «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ), Кто, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Как Тот «обитал с людьми Своими» и явил славу Свою (ср.: Ин.1:14 ), так и миссионер призван жить среди людей, являя славу Божию и тайну Воплощения. B. Чтобы быть во всякое время живым свидетелем явления Господа, миссионеру необходимо пребывать в постоянном общении с Ним: не только думать или говорить о Нем, но и «жить во Христе» (ср.: Гал. 2:20 ). Это предполагает глубокую связь с Христом всего человека, а не одного только разума – иными словами, преображенную жизнь всецелого существа во Христе, которая и отличает истинного миссионера. Спаситель определяет миссионерское служение Своих учеников как прямое продолжение Его дела. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (ср.: Ин.20:21 ). В контексте этого «как... так и» мы должны искать не только содержание, но и средства и методы миссионерской работы. Евангелие от Иоанна подчеркивает сокровенную связь и единство Отца и Сына. Всякое слово и дело Господа обусловлено Отцом и связано с Ним: «... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин.8:28–29 ). Его весть не что иное, как то, что Сам Он «слышал» и «видел». «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру», «Я говорю то, что видел у Отца Моего», «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:26, 38, 48 ; ср.: Ин.12:49, 10:25, 5:36 ). Его воля – то же, что и воля Его Отца. «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ; ср. Ин.6:38 ). Дела Его – дела Отца. Все, что Он делает, свидетельствует, что Он послан Отцом (ср.: Ин.5:36 ). Апостолы сопричастны этим отношениям Отца и Сына: «Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» ( Ин.13:20 ; ср.: Ин.17:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Прежде всего, Иисус не выступает против общественной молитвы как таковой. Тот факт, что Он ежегодно приходил в храм Иерусалимский и каждую субботу посещал синагогу, свидетельствует о Его уважительном отношении к общественной молитве. Острие Его критики направлено против конкретного аспекта поведения фарисеев в местах молитвенных собраний, а не против совместной молитвы. Если бы Он был противником такой молитвы, Он не сказал бы Своим ученикам: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Кроме того, Иисус нигде не высказывается против продолжительной молитвы – ни в Нагорной проповеди, ни где-либо еще. Совет не многословить в молитве вовсе не означает, что молитва не может быть продолжительной. Сам Иисус иногда целые ночи проводил в молитве. Об этом свидетельствует, в частности, рассказ о буре на море. Отпустив народ и учеников с вечера, то есть, надо полагать, еще до заката, Он взошел на гору для уединенной молитвы. К ученикам он вернулся лишь в четвертую стражу ночи, то есть под утро, незадолго до рассвета ( Мф. 14:22–25 ). Перед избранием двенадцати апостолов Он также взошел на гору и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк. 6:12 ). Обычай удаляться от людей для уединенной молитвы был характерен для Иисуса ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ; Лк. 5:16 ; Лк. 6:12 ; Ин. 6:15 ; Ин. 8:1 ). Однако, как явствует из Евангелия, Он мог молиться и в присутствии учеников ( Лк. 10:21 ; Ин. 17:1–26 ), и даже в присутствии народа, прерывая для этого обращенную к народу речь ( Мф. 11:25–26 ; Ин. 12:27–28 ). Молитва была для Него настолько естественной формой самовыражения, что Он мог в любой момент обратиться к Богу. Иногда люди слышали не только Его молитву, но и ответ Бога ( Ин. 12:28 ). Совет не многословить в молитве может относиться не только к внешним формам молитвы, но и к ее внутреннему содержанию 306 , особенно если его рассматривать в свете напоминания о том, что Бог заранее знает все, в чем человек нуждается. В молитве наибольшую ценность представляет не то или иное земное благо, которое человек может получить благодаря ей, а сама молитва, само предстояние перед Богом, чувство присутствия Бога. Датский философ-экзистенциалист С. Кьеркегор (1813– описывает опыт молящегося человека:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В этом прославленном теле Церкви мир неверующий волей-неволей убедится также, что Ты, Отче, возлюбил их, т. е. верующих, как возлюбил Меня, тою же отеческой любовью, какой Ты возлюбил Сына Твоего Единородного как Искупителя мира (3:16; Еф. 1:5 ). Эту же мысль о единении всех верующих в славном Царстве Отца и Сына и Святого Духа выразительно изрекает Господь в дальнейших словах: Отче, хочу и пр. Хочу: это – завещание умирающего, воля которого должна быть исполнена. Выражая эту волю, умирающий за живот мира Господь тем же самым выражает уверенность, что Отец Небесный исполнит эту Его волю, нераздельную с Его волей. – Которых Ты дал Мне: по связи речи – всех верующих по слову апостолов и самих апостолов, т. е. всю Церковь Христову в истинных живых членах её (ст. 20, 2, 5 и прим.). – Чтобы там, где Я, и они были со Мною: т. е. на небе, или в дому Отца Небесного, где обителей много (14:2–4; Лк. 24:51 и парал.), где и Господь пребывает как Богочеловек с прославленным телом Своим. – Да видят славу Мою: славу небесную (ст. 22, 5). Видят – в смысле созерцают ( θεωρσι), что указывает на участие созерцающего в созерцаемом, и, следовательно, выражается мысль о том же единении во славе Христовой верующих в Него. – Основание этой славы Христа – любовь к Нему Отца Небесного, любовь вечная (ст. 5, 23), точно так же, как и основание сопрославления верующих с Ним – та же любовь к ним, как и к Сыну Его возлюбленному (23). Любовь и вследствие её слава – вот внутреннейшая основа Церкви Христовой на земле и на небе. 25. Ин. 17:25 . Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. Ин. 15:21, 8:19 ; Флп. 1:23 ; Ин. 16:3, 27 . 26. Ин. 17:26 . И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Ин. 17:8, 6, 15:9 . В окончании первосвященнической молитвы Господа сосредоточивается всё, что сказано в этот вечно великий вечер в прощальной беседе с учениками, которая, в свою очередь, сосредоточивает в себе всё, что сказано и сделано Господом во всё время Его общественного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:26 ). Смотри, как Он возвышает ее ум. Ведь не в том только было дело, чтобы воскресить Лазаря, но надобно было и ее, и присутствующих с нею научить воскресению. Поэтому Он прежде, чем воскресил, рассуждает о (воскресении). Если же Он сам есть «воскресение и жизнь», то не ограничивается местом, но может исцелять везде. И если бы (сестры Лазаря), подобно сотнику, сказали: «скажи слово, и выздоровеет слуга мой» ( Мф.8:8 ), то Он так бы и сделал. Но так как они звали Его и просили придти к ним, то Он снисходит, чтобы возвести их от уничиженного о Нем понятия, и приходит на место. Но и при этом снисхождении Он показывает, что может исцелять и не присутствуя на месте. С этой-то целью Он и медлит. В самом деле, благодать не сделалась бы очевидною, если бы она тотчас была дарована, если бы прежде не появился уже смрад. Но откуда знала эта женщина о будущем воскресении? Она слышала многие беседы Христа о воскресении; а теперь желала увидеть это на самом деле. Смотри однако же, как она еще вращается долу! В самом деле, уже услышавши: «Я есмь воскресение и жизнь», она даже и после того не сказала: воскреси его, – но что? «Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ). Что же ей Христос? Всяк «верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ), разумея здесь эту (телесную) смерть; «и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:26 ), указывая на ту (духовную) смерть. И так как «Я есмь воскресение», то не смущайся; хотя уже и умер, но веруй, это не есть смерть. Таким образом Он пока утешил ее в случившемся и пробудил в ней надежду, и тем, что сказал: «воскреснет», и тем, что изрек: «Я есмь воскресение», и тем, что если после воскресения он и опять умрет, то не потерпит никакого вреда, а потому и не должно страшиться этой смерти. Слова Его имеют тот смысл, что ни он не умер, ни вы не умрете. «Веришь ли сему?» Марфа отвечает: «верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:26–27 ). Мне кажется, что женщина не поняла слов. Она сознавала, что в них есть что-то великое, но всего не уразумела. Поэтому, будучи спрошена об одном, она отвечает другое. Но по крайней мере она получила теперь ту пользу, что отложила свою скорбь. Такова-то сила слов Христовых! Поэтому-то и Марфа первая вышла навстречу Христу, и Мария последовала за нею. Любовь к Учителю не давала им сильно чувствовать настоящую (скорбь). Таким образом, с помощью благодати, и ум этих жен любомудрствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010