Иисус провозглашал, что Его авторитетность равна Божьей. Иисус также ставил свои слова наравне со словами Бога. Оборот «вы слышали, что сказано древним [...] а Я говорю вам [...]» ( Мф. 5:21–22 и другие) повторяется снова и снова. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы [...]» ( Мф. 28:18–19 ). Бог дал Моисею Десять заповедей, но Иисус сказал: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин. 13:34 ). Иисус также сказал: «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона» ( Мф. 5:18 ), однако позже сказал о Своих словах: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). О том, кто отвергает Его, Иисус сказал: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). Не может быть сомнений, что Иисус предполагал для Своих слов такую же авторитетность, как для откровений Бога в Ветхом Завете. Иисус провозглашал Себя Богом, требуя молиться во имя Своё. Иисус не только наставлял людей верить в Него и выполнять Его заповеди, но и учил их молиться во имя Его. «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю [...] Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю» ( Ин. 14:13–14 ). «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» ( Ин. 15:7 ). Иисус даже утверждал: «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин. 14:6 ). В ответ на эти слова ученики не только молились во имя Иисуса ( 1Кор. 5:4 ), но молились и Христу ( Деян. 7:59 ). Определённо, Иисус предусматривал, чтобы Его имя упоминалось в молитвах как при обращении к Богу, так и в качестве самого этого обращения к Богу. Учитывая эти недвусмысленные способы, которыми Иисус указывал на Свою божественную сущность, любой непредвзятый читатель Евангелия должен будет признать, что Иисус из Назарета провозглашал Себя Богом в человеческом воплощении. Он провозглашал, что тождественен ветхозаветному Яхве. Предполагаемые противоположные высказывания Христа. Несмотря на эти Его многократные провозглашения Себя Богом, некоторые критики расценивают определённые высказывания Христа как отрицание Его Божественной сущности. Обычно приводят два таких примера. В первом из них богатый юноша из начальствующих подошёл к Иисусу, обратившись к Нему: «Учитель благий». Но Иисус упрекнул его, говоря: «что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10:17–18 ; см. Мк. 10:17–27 ; ср. параллельные Мф. 19:16–30 ; Лк. 18:18–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Старый Иерусалим ночью Отставной первосвященник Анна, как глава большого и влиятельного семейства, пользовался авторитетом в синедрионе. В его доме был учинен первый допрос Божественному Узнику. «Суд» Анны законной силы не имел, потому что тесть Каиафы в это время был в отставке. Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его (см.: Ин. 18: 19). В этих вопросах Анна сразу же обнаружил себя хитрым и опытным политиком. Бывший первосвященник хотел, по-видимому, привести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Осуждение на казнь, вынесенное синедрионом, подлежало утверждению прокуратора Иудеи. Самый короткий путь к этому вожди иудейские видели в тех обвинениях, которые возбудили бы политические опасения полномочного представителя римского императора в неспокойной Иудее. Анна был одним из вождей дружески настроенной к Риму саддукейской партии. Спокойным, кратким и точным ответом Христос разрушил план отставного первосвященника: «Я говорил явно миру. Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18: 20). К этому Узник прибавил слова, в которых видно желание перевести допрос в юридическую плоскость, ибо для суда объективно значимо не столько мнение подсудимого, сколько показания свидетелей: «Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18: 21). Один из слуг совершил гнусный поступок. Он ударил Спасителя по лицу. Иисус сказал ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 23). Анна отправил связанного Иисуса к своему зятю, первосвященнику Каиафе, дворец которого находился в 200–230 шагах от его дома. Сейчас неподалеку стоит католический храм San-Pietro in Gallicantu (ин Галиканту, то есть «где пел петух»). В доме Каиафы страдания Иисуса Христа продолжились. Он провел несколько изнурительных часов перед судилищем синедриона. Незаконным оно было уже потому, что древнееврейское право запрещало ночные судебные разбирательства.

http://pravoslavie.ru/30087.html

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Но зло не вечно будет терпеться в Царстве Христа: всякий делающий грех , есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин.8:34–36 ). Людей, упорствующих в своих грехах или не покоряющихся учению Церкви, Христос повелел исключать из среды благодатного общества, говоря: если и Церкви не послушает, то да будет тебе он, как язычник и мытарь ( Мт.18:17 ). В Царстве Божием осуществляется реальное единение верующих с Богом и друг с другом. Соединяющим началом в Церкви служит Богочеловеческая природа Христа, к которой верующие приобщаются в таинстве Святого Причастия. В Причастии Божественная жизнь Богочеловека таинственно снисходит в верующих, как сказано: Мы (Отец, Сын и Святый Дух) придем к нему и обитель в нем сотворим; так Царство Божие входит в человека ( Ин.14:23 ; Лк.17:21 ). Иисус Христос подчеркивал необходимость причащения такими словами: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:53–54 ). Без единения со Христом, человек, как обломившаяся ветвь, духовно вянет и не способен творить добрых дел: Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4–5 ). Научив Своих учеников необходимости иметь единство с Собой, Господь в Великий Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство Причащения (см. выше), повелев им в заключение: Сие (таинство) творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Свое благодатное Царство Иисус Христос противополагал миру, во зле погрязшему, говоря Своим ученикам: Я избрал вас от мира, т.е. выделил из него и Царство Мое не от мира сего ( Ин.18:36 ). Князь мира сего – дьявол , который есть волк, человекоубийца и отец лжи. Но сыны Царства не должны страшиться лукавого и его сынов: Ныне князь мира сего изгнан будет вон ... Дерзайте, ибо Я победил мир( Ин.12:31,16:33 ). Царство Христово пребудет до конца мира, и все усилия дьявола и его слуг разрушить Царство Христа, разобьются, как волны об скалу: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Эти слова говорят не только о физическом существовании Церкви до конца времен, но и о сохранении ею своей духовной целостности, исполненной благодати и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Основополагающий принцип толкования Библии состоит в том, чтобы объяснять Писание Писанием. В соответствии с этим принципом, если толкование какого-то отрывка явно противоречит всему контексту Библии, оно неверно по определению. Внутреннее единство Писания имеет первостепенное значение. Не нарушая этого принципа, из текста 1Пет.3:18 нельзя сделать вывод, что Иисус воскрес из мертвых в духовном теле. Беседуя со Свидетелем Иеговы, укажите ему на следующее обстоятельство: Сам воскресший Иисус сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ). Обратите внимание на три обстоятельства: 1) воскресший Христос утверждает, что он не дух; 2) Его воскресшее тело состояло из плоти и костей и 3) телесные руки и ноги Христа были осязаемым доказательством вещественности Его воскресения из мертвых. Аналогичным образом, в Деян.2:31 мы читаем: «...не оставлена душа Его в аде, и плоть его не видела тления». Почему его плоть не видела тления? Потому что Иисус был воскрешен из мертвых в материальном, плотском теле. Спросите: В Евангелии от Лк.24:39 Иисус говорит, что Он не дух и у Него есть тело из костей и плоти. Как вы согласуете это с учением Сторожевой Башни о том, что Иисус был воскрешен как духовное создание, лишенное физического тела? Еще одним аргументом в пользу физического воскресения Христа являются Его собственные слова, записанные в Ин.2:19–21 : «Иисус сказал им в ответ: „Разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его». Тогда иудеи сказали: „Этот храм строили сорок шесть лет, а ты воздвигнешь его в три дня?» Но он говорил о храме тела своего» (ПНМ, курсив автора). Здесь Иисус утверждает, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых телесно, а не духовно. Спросите: Что Иисус называет словом «храм» в Ин.2:19–21 ? Поскольку «храм» – это тело Иисуса, и поскольку Он обещал, что Сам воздвигнет этот «храм» (тело), не говорил ли Иисус в Ин.2:19–21 о Своем телесном воскресении? Задав эти вопросы, продолжите беседу и подчеркните следующие несколько моментов:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Ин.12:16 .  Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Как ученики прежде не поняли слов Христа о Себе как о храме, который будет сперва разрушен, а потом восстановлен ( Ин.2:19 ), так и по отношению ко входу Господню в Иерусалим они обнаруживают непонимание того, что в этом исполнились ветхозаветные пророчества о Христе. Только после прославления Христа они поняли, что и сами послужили к осуществлению этих пророчеств, приведя к Господу осла, на котором Он и совершил вхождение в Иерусалим ( «и это сделали Ему»). Ин.12:17 .  Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Ин.12:18 .  Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Ин.12:19 .  Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. «Народ», т.е. толпа народа ( χλος), бывшая в Вифании при воскрешении Лазаря; разъяснял «народу», т.е. опять толпе ( χλος), которая встречала Христа в воротах Иерусалима, что сделал Господь в Вифании. Этим и объясняет евангелист восторг, с которым встречен был Христос. Фарисеям тогда показалось, что уже «весь мир» или весь народ идет за Христом, и они побуждают этими соображениями друг друга к более решительным действиям против Христа. Ин.12:20 .  Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Эллины, о которых здесь упоминает Иоанн, принадлежали, по-видимому, к так называемым «прозелитам врат» и пришли в Иерусалим для поклонения (ср. Деян.24:11 ). В какой день случилось следующее происшествие евангелист не указывает. Ин.12:21 .  Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Эти прозелиты видели, как иудейский народ встречал своего Мессию, с ожиданием Которого они не могли не быть ознакомлены прежде, и пожелали «видеть Иисуса», т.е. познакомиться с Ним («видеть» же Его они могли и прежде). С просьбою познакомить их с Христом они обращаются к апостолу Филиппу. Иоанн, говоря, что Филипп был из Вифсаиды Галилейской (см. Лк.9:10 ), этим самым дает понять, что Филипп мог быть известен этим «эллинам», по всей вероятности, пришедшим из Десятиградия, в отношении к которому Вифсаида занимала соседнее место (ср. Мф.4:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сектанты говорят: «Учение о том, что единство Церкви состоит в соединении многих отдельных собраний христиан в одно общее или вселенское собрание единой веры и порядка – Писание не учит так, и баптисты отвергают это учение» (Бапт. 1910 г., 187). Православный ответ: читайте: Мф.16:18 ; Еф.4:4–6 ; 1Кор.12:12–14, 20 ; Ин.17:20 21. Сектанты говорят: Господь молился не об единстве Церкви, а об единстве Апостолов ( Ин.17:21 ) (Мозаев Дий). Православный ответ: Господь молился о всей Церкви, о всех верующих, а не об Апостолах только: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их да будут все едино» ( Ин.17:20–21 ). Сектанты говорят: Баптисты признают «духовное единство в общении святых». которое существует между всеми, истинно рожденными от Бога, как бы ни были различны и не похожи их церковный строй и отношения (Б. 1910, 24, 187). Православный ответ: Еф.2:20, 21–22 : «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Сектанты же требуют разных камней и разной кладки. Порядки должны быть согласные с апостольскими: Флп.3:17 ; Гал.2:19 . Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь , и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: »На сем камне создам Церковь Мою« ( Мф.16:18 ). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» ( Кол.1:18 ). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». ( Евр.12:23 ). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Пс.49:16–20 . «Грешнику говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Моё, и слова Мои бросаешь за себя?.. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Объяснение. Здесь чрез пророка Давида Господь ставит человеку в упрёк его общение с грешником не молитвенное, а греховное общение в преступлениях («когда видишь вора... и с прелюбодеями сообщаешься»: ст.18–19), иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками (вспомни притчу о Мытаре и Фарисее: Лк.18:10–14 ). Только в иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, но святому апостолу Петру Бог открыл, чтобы не почитать ни одного человека скверным или нечистым: Деян.10:28 . Об отделяющихся от единства веры Пс.88:36–37 . «Однажды Я поклялся святостью Моей: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мной». Объяснение. Семя Давида есть Христос по плоти, который царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их; дана, говорит, Мне власть на небе и на земле: Мф.28:18 . А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрождённые оным христиане, утверждённые на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем: Еф.2:20–21 . Люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19 , не могут быть названы семенем Христовым, но, по толкованию свят. Отцов, они называются семенем вражиим; сравни: Мф.13:39 . Ис.52:5 . «И теперь что у Меня здесь? говорит Господь, народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Моё бесславится». Объяснение. Здесь говорится не о православных христианах, а о нравственном состоянии иудеев и язычников, посему совершенно неосновательно поступают те люди, которые, заметив недостатки в отдельных личностях – членах Церкви, отделяются от веры православной. Господь и апостолы свв. не гнушались даже Иудой искариотским, который до конца своей погибели был в лике апостолов: Мф.10:1–7 . Из храма вышел оправданным не фарисей, гордящийся своей праведностью, а хотя «грешный», но смиренный мытарь: Лк.18:10–14 . Нельзя забывать, что в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . И если Сам Господь явился на землю не судить, а спасти мир и взыскать погибшее: Ин.12:47 ; Мф.18:11 , то «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает»: Рим.14:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1. Сам Иисус Христос учил о себе об истинном Сыне Божием, как о Боге, во всем равном Отцу: “Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также… как Отец воскрешает мертвых и оживляет, кого хочет…как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе” ( Ин.5:19,21,26 ). При праздновании обновления храма в ответ на вопрос иудеев о том, кто Он, “Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне… Я и Отец – одно… Отец во Мне и Я в Нем” ( Ин.10:25,30,38 ). В Своей молитве к Отцу Иисус Христос Взывал: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира… все Мое Твое, и Твое Мое” ( Ин.17:5,10 ). Осознавая Свое единосущие с Отцом, а также славу Свою как истинного Бога, Иисус Христос призывал, чтобы люди веровали в Него как в истинного Бога: “Веруйте в Бога, и в Меня веруйте” ( Ин.14:1 ). Он также увещевал, “дабы все чтили Сына, как чтут Отца” ( Ин.5:23 ). Воплотившийся Сын Божий – Господь Иисус Христос есть одновременно абсолютный Бог и совершенный человек, в котором не было даже тени греха, поэтому в Его свидетельствах о Своем божестве невозможно допустить ни самообольщения или самообмана, ни тем более намерения ввести в заблуждение окружающих. Вся Его жизнь, дела и смерть на кресте подтвердили это. Об этом же свидетельствовали и Его ученики, например апостол Петр: “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его” ( 1Петр. 2:22 ). 2. О божестве Сына Божия учили и апостолы, дополняя учение Иисуса Христа своими мыслями и суждениями, которые были свидетельствами очевидцев всех дел и жизни Спасителя. От лица всех апостолов Петр на вопрос Иисуса Христа: “А вы за кого почитаете Меня?” – исповедовал перед Спасителем веру в Его божество: “Ты – Христос, Сын Бога Живаго” Τιος του θεου του Ζντος” ( Мф.16:15-16 ). Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем учении о Сыне Божием как о Слове (греч. Λγος – Слово-Разум) наделяет Его такими возвышенными, и необыкновенными чертами, как безначальное бытие, самостоятельное участие в творении , а также именами Бог, жизнь, свет ( Ин.1:1-5 ); все это ясно свидетельствует о божественной природе личного Логоса. Это Слово есть “Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( ων ες τον κλπον)” ( Ин.1:18 ), т.е. единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и всегда нераздельно с Отцом существующий. В воплощении Он остался тем же, чем и был до воплощения: “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010