Избрание и послание апостолов «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ; ср. Ин.20:21 ), – т.е. «как по предвечному определению Божию» ( Еф.3:11 ; Евр.10:7 ), Сын Божий послан в мир, так по такому же определению посланы Им и апостолы. Избранные Господом апостолы были во все дни Его земного служения, свидетелями Его дел, им одним Он открывал «тайны Царствия небесного» ( Мф.13:11 ; Мк.4:11, 33 ; Деян.1:3 ), т.е. сокровенные истины относительно Церкви, и им 55 (а не обществу верующих) непосредственно от Себя передал Свои полномочия: а) учить божественным истинам : «одиннадцать же учеников пошли в Галилею... и, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите, научите все народы» ( Мф.28:16, 18–19 ). «Наконец, явился самим одиннадцати... и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:14–15 ). «Будете Мне свидетелями (о Моей жизни, Моем учении, Моих делах или, что то же, проповедниками Евангелия) в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). б) Священнодействовать, т.е. освящать верующих божественными таинствами . «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). «Сие (таинство Святого Причащения) творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). «Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). в) Управлять, т.е. руководить и направлять верующих к достижению спасения . «Иисус говорит ему (Петру): паси агнцев Моих (т.е. членов Церкви неопытных в духовной жизни)... паси овец Моих» (членов более совершенных в духовной жизни), – т.е. заботься, управляй верующими ( Ин.21:15–17 ). «Истинно говорю вам: что вы свяжите на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ; ср. Ин.20:22–23 ). Здесь говорится о власти суда над верующими с правом подвергать виновных наказанию (ср. Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Наталия Ростова 23 сентября 2019, 17:40 Александру. 23 сент. 13:52. Дерзкое заявление. Просто хотя бы логику включите. Упомянутый в комментариях доктор Москати был католиком, а за свою жизнь спас много людей. Протестанты - это те, я считаю, у которых нам, православным, стоит поучиться любви, кротости и смирению. И что же получается? Они все недостойны Царствия Небесного??? Бог - есть Любовь, а из Него делают карателя. Типа, если не православный, то вот тебе дорожка в мрак и компания с приспешниками сатаны....Бр-р-р... Послушайте хотя бы Осипова Алексея Ильича. Может хоть он изменит Вашу точку зрения в этом вопросе... Александр 23 сентября 2019, 13:52 Андрей22 сентября 2019, 22:24 " Какой Вселенский или Поместный собор сказал, что католики и протестанты не спасутся? Протицитируйте, пожалуйста! " Протестанты, как минимум лишены нормального священства - через цепочку рукоположений, начиная от апостолов. Следовательно, они лишены Евхаристии и прочих Таинств. А нет Таинств - нет и спасения, так как цитирую: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " Выходит, что не спасутся. Катерина 23 сентября 2019, 09:11 Андрей22 сентября 2019, 22:24 - мы вообще-то не запрещаем искать " другим " свой какой-то особый путь к их Богу. Или богам. Богиням даже. Хозяин барин. Пусть ищут. Как им угодно и где угодно. Но у нас, православных, как и у любого футбольного клуба или там общества защиты памятников культуры, есть свой устав, кратенько изложенный в Символе Веры (см. недавнюю статью на эту тему). Поэтому желающие вступить в наш " футбольный клуб " обязуются этому уставу подчиняться. Подчинение начинается с разделения правил, изложенных в уставе. Бессмысленно принимать в футбольный клуб спортсмена, с самого начала отвергающего правила и условия клуба. Поэтому кандидат в крестные и был отвергнут. Александр В 23 сентября 2019, 08:58 Андрей, кому Вы верите больше: Богу или собственному мнению? " Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет " . (Ин. 10:7-9). Если Бог один и Истина одна, то должна быть одна истинная религия, данная Богом. Следовательно, все остальные ложные. Все религии не могут быть истинными, т.к. Бог не может давать противоречивую и даже лживую информацию о Себе разным людям. Сам раньше думал как вы сейчас. Но начав разбираться, пришёл к выводу, что серьёзно заблуждался по причине незнания конечных целей

http://pravoslavie.ru/124041.html

Равным образом и тогда, когда говорит, что «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), Он указывает нам на равенство. Ему следовало бы со всей силой опровергнуть это, если бы Он был меньше, и решительно никогда не говорить: «Я в Отце и Отец во Мне», или: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), или: «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). А между тем Он, когда у Него была речь о силе, говорил: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), и когда была речь о власти, опять говорил: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). Но этого Он не мог бы делать, если бы был другого существа; а если бы и мог, то Ему не следовало бы этого говорить, чтобы не подумали, что (у Них) одно и тоже существо. Если для того, чтобы не считали Его противником Богу, Он часто говорит и то, что Ему несвойственно, то тем более следовало (поступить так) в том случае. Но Он и словами: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин.5:23 ), и словами: дела, «что творит Он», и Я также творю ( Ин.5:19 ), и тем, что называет Себя воскрешением и жизнью ( Ин.11:25 ) и светом миру ( Ин.8:12 ), – показывает, что Он равен Родившему, и утверждает то предположение, какое составили себе иудеи. Видишь ли, как много Он говорил, чтобы защитить Себя в том, что Он не разоряет закона? А мнение о равенстве Своем с Отцом не только не опровергает, но и утверждает. Так и в то время когда они сказали: ты говоришь хулу, потому что творишь Себя Богом ( Ин.10:33 ), Он подтвердил это, указав на равенство дел. 2. Но зачем я говорю о том, что Сын так поступал (говорил о Себе уничиженно), когда и Отец, не восприявший плоти, делает тоже самое? И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного. Так слова: «воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» ( Быт.3:9 ), и: «посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них» ( Быт.18:21 ), и: «теперь Я знаю, что боишься ты Бога» ( Быт.22:12 ), и: «будут ли они слушать, или не будут» ( Иез.3:11 ), и: «о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» ( Втор.5:29 ) сего народа, и также: «нет между богами, как Ты, Господи» ( Пс.85:8 ), – это и многое другое подобное, встречающееся в ветхом завете, очевидно недостойно величества Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

76. О Пасхе (22, 1). Мф. 63. Мк. 45. 77 . О споривших о том, кто – больший (22, 24). 78 . О просьбе сатаны (22, 31). Мф. 67. Мк. 47. 79 . Об уничижении (Христа) Иродом (23, 11) 13 . 80 . О плачущих женщинах (23, 27). 81 . О покаявшемся разбойнике (23, 39). 82 . О просьбе (отдать) тело Господа (23, 50). Мф. 68. Мк. 48. Ин. 18 14 . 83 . О Клеопе (24, 13). ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Блаженный Лука был антиохиец родом 15 и прошел всю словесную науку, изучив искусство врачевания тел, а позднее овладел и искусством врачевания душ. Сначала он хаживал за Христом и от Него принял семена благочестия, а позднее соединился с первоверховным Павлом и вошел в особенную близость с ним, став его последователем и спутником, точно так же, как Марк – первоверховного Петра. Некоторые же говорят, а вернее, Ориген 16 , что и Марк и Лука еще прежде креста Владыки были причислены к Семидесяти. А через пятьдесят лет после Вознесения Спасителя по поручению Павла он написал Евангелие к некоему Феофилу, вернейшему и боголюбивейшему, упомянув многое из того, что обошли молчанием другие Евангелисты. (1, 1). Как уже многие взялись 17 составлять повествования о совершенно известных между нами событиях. Он указал на некоторых, хотя и взявшихся за написание Евангелия, но далеко отклонившихся от истины. Ведь говорит он это не о Матфее и Марке, поскольку они не «взялись за написание», а написали. О совершенно известных, то есть достоверно подтвержденных, между нами, то есть истинными учениками Господа, событиях. А это и деяния, и слова, и чудеса, и учения, а попросту говоря, Его жительство во плоти. (1, 2) Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. «С самого начала» чудес и учений. Написав это, он показывает, что сам стал ходить за Ним позднее их. Поэтому он и узнал это от них, бывших с Ним всегда, видевших и слышавших каждое (из этих событий). Говорит же он о Двенадцати учениках. Называет здесь Христа Словом, Которое они увидели благодаря вочеловечению. Наименовал их служителями как бывших в послушании и посланных на проповедь веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Когда сердце христианина воспламеняется любовь ко Христу, тогда он весь так охватывается радостью, что не может не говорить 126 всем ближним о своей любви Божественной ко Христу Богу, чтобы и в других воспламенить такую же любовь Божественную, чтобы и они возрадовались такою же радостью неизреченной, которую никто и отнять-то от них не сможет. Это и по человечески нам понятно; нас радует общение с ближними, нас любящими. Само пребывание в любви взаимно любящих, скажем, меня и ближнего моего, будет обоих радовать. Потому же, когда сердцем я воспламеняюсь любовью ко Христу, тогда я поистине исполняюсь неизреченною и неотъемлемою от меня радостью. Верующий слышит призыв Иисуса Христа: «Приходи, последуй за Мною, взяв крест» ( Мк.10:21 ). И знаменательно, что только взявший крест – принявший на себя иго благое и бремя легкое любви – почитается достойным следовать за Спасителем. Иисус предупреждает: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). Только там есть жизнь, где есть любовь. Жизнь без любви – смерть. Любовь – оборотная сторона медали, а ее лицевой стороной является Истина. Любовь – суть христианской жизни: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). «Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.23:15 ). «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:16 ). " Вот путь, иди!». 127 Любовь ко Христу свидетельствуется тем, что верующий с любовью исполняет слова и заповеди Его. «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» ( Ин.14:15 ). «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» ( Ин.14:23 ). «Не оставлю вас сиротами» ( Ин.14:18 ); «увижу вас... и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). «Вождем и в слове и в жизни своей имей Христа – Слово, Который превыше всякого слова» 128 . Господи Иисусе Христе! Прости грехи мои прошлые и научи меня всегда быть кротким и смиренным последователем Твоим. Зная, что все слова Твои святы и направлены ко благу моему и спасению, я всегда стремлюсь смиренно, с любовью исполнять все слова Твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Ис.66:22 . «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше». Объяснение. Что это пророчество относится не ко времени после Страшного суда, когда будет новое небо, видно из следующего 23 стиха этой же главы. Значит, поклонение Богу и телом и духом будет и должно совершаться до страшного суда. И только после страшного суда, когда не будет уже смены дня и ночи, недель и месяцев, явится новый порядок Богопоклонения: Откр.21:23–25:22:5 . Мал.1:11 . «От востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф». Объяснение. Ветхозаветное поклонение было тесно связано с жертвой: Быт.12:7:22:5 . Жертвоприношения приурочивались к одному определённому месту: Лев.17:3–9 ; Втор.12:5–14 ; 3Цар.8:16 ; 1Пар.22:1 . Но с пришествием Мессии это определённое для всех место поклонения Богу и жертвоприношений не должно иметь значения, ибо это поклонение свободно в отношении места, как свободен дух, т.е. везде: Мк.11:17 ; 1Тим.2:8 ; Ин.4:21 . Всё же христианская жертва и во времена апостолов приносилась на известных жертвенниках, отличных от жертвенников ветхозаветных: Евр.13:10 ; 1Кор.10:18 . Приносилась в известных помещениях, отличных от жилых людских помещений: 1Кор.11:22 . Эти-то дома, начиная с Сионской горницы ( Мк.14:15 ), в которой Христос установил таинство святого Причащения, и были первыми христианскими домами молитвы, или храмами. Основные места Священного Писания в учении о поклонении Богу, которые необходимо заучить наизусть 1Кор.6:20 . Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. Рим.12:1 . Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. 1Тим.2:8 . Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседы с Никодимом и с самарянкой здесь перекликаются, только там вода и Дух по смыслу разделены, а здесь, наоборот, отождествлены. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, — говорит Иисус про воду из колодца Иакова, — а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей (буквально – αλλομνου, «бьющей ключом») в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). «Вода живая» (Ин. 4, 10) — δωρ  ζν — здесь совсем не природная вода… Слово ζν означает не просто «живая», а « живущая », то есть та, которая живёт. Епископ Кассиан (Безобразов) в своей книге «Водою и кровию и Духом (толкование на Евангелие от Иоанна)» указывает: «Как субъект жизни, «вода живая» есть личность… Для нас важно, что мы получили право толковать δωρ  ζν   в Ин. IV в смысле Божественного Лица Святого Духа». Кульминация беседы Христа с самарянкой, конечно же, выразилась в следующих словах Господа: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24). Эти слова возымели решающее воздействие на дальнейшую историю человечества. Они не отменяют вообще какие-то внешние, «культовые» формы поклонения Богу, без которых и невозможно совсем обойтись человеку как душевно-телесному существу, но просто показывают их относительность и задают правильную иерархию ценностей. В частности, они имею в виду также то, что всякая форма почитания, поклонения, славословия Бога может быть напрасна и не нужна, если она совершается с недолжным расположением чувств и состоянием души поклоняющихся. Интересно также сопоставить слова Ин. 4, 23 с аналогично построенной фразой в Ин. 5, 25: «…наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Обещанное здесь телесное воскресение мёртвых – ещё вовсе не данность в опыте. Ну разве что можно в прообразовательном смысле заключить, что есть в нашей жизни мёртвые, которые погребают своих мертвецов (Мф. 9, 22), как есть и те, кто, как блудный сын из известной притчи, «был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15, 32). Точно так же поклонение Богу в духе и истине – не столько данность, сколько заданность, идеал для каждого христианина, цель и смысл его жизни. Даже самым близким ученикам Иисусу порой приходилось жёстко замечать: «Не знаете, какого вы духа…» (Лк. 9, 55).  Только Бог-Троица как Любовь и совершенное единство в общении внутри Себя самого и может наставить каждого на такое поклонение. Главное – самим не закрываться от воздействия Духа истины в мертвящем законничестве, в неконструктивной ревности об истине, в суетном немирном обличении, выяснении отношений или борьбе против кого-то или чего-то. И плоды такого поклонения известны: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22).

http://pravmir.ru/zhazhdushhuyu-dushu-mo...

24). – Я отхожу, повторяет Господь, будете искать Меня, но вместо прежде сказанного не найдёте, здесь с силою указывается другая черта – умрёте во грехе своём. Разумеется грех неверия их во Христа, как главный грех их и основа всех других грехов (ст. 24), этот грех доведёт их до смерти, страшной смерти среди бедствий и страданий, от которых не будет у них спасителя и избавителя, а потом и до смерти вечной вне Царства Христова. – Куда Я иду и пр.: ср. прим. к 7:34. Я отхожу, и вы отойдёте (умрёте), но между нами будет такая бездна, что вы не пойдёте за Мною. «Показывает, что Он подлинно воскреснет во славе и сядет одесную Бога, они умрут в грехах своих» (Феофил.). 22. Ин. 8:22 . Тут Иудеи говорили: неужели Он убьёт Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»? Неужели Он убьёт и пр.: иудеи поняли, что, говоря о Своём отшествии, Господь разумеет добровольное Своё отшествие; но указание, что они не могут быть там, где Он будет, снова раздражило их и снова вызвало насмешку с их стороны, ещё более злую, чем прежде ( Ин. 7:35 ). Прежде в насмешку над такими же словами они говорили, что, должно быть, Он хочет сделаться Мессиею еллинистов (что, по их мнению, было совсем нелепо); теперь говорят, издеваясь, что Он, вероятно, хочет сделаться Мессиею мёртвых в шеоле, куда сойдёт, как самоубийца. Да, конечно (такова мысль насмешки), если Он Сам Себя убьёт, сойдёт в шеол и там объявит Себя Мессиею, то мы, без сомнения, не можем туда последовать за Ним и не придём туда, где Он будет. – Они, как праведники, конечно, мечтали быть на лоне Авраамовом, а не на месте самоубийц и вообще грешников. 23. Ин. 8:23 . Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Ин. 3:13, 31, 17:16 ; 1Ин. 4:1 д. 24. Ин. 8:24 . Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших. Ин. 8:28, 4:26, 6:36 ; Мк. 16:16 . Он сказал им: не отвечая на грубую насмешку их, Господь указывает им на их нравственный характер, по побуждению которого они доходят до подобного глумления над Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Очевидно, он был тайным последователем Господа. Предание говорит, что впоследствии он действительно сделался христианином. 22. Ин. 3:22 . После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. Ин. 2:13, 4:3 д. После сего: после пребывания Господа в Иерусалиме на празднике Пасхи, после всего, что Он здесь делал. – В землю Иудейскую: в Иудею в тесном смысле слова, как известную (южную) часть или область Палестины. – И там жил: судя по тому, что Господь, отправившись на сей раз из Иудеи в Галилею, проходил чрез Самарию, вероятно, во время полевого посева ( Ин. 4:35 ), надобно полагать, что Господь в этот раз довольно долго пробыл в Иудее, и именно несколько более полугода (с марта-апреля до ноября-декабря). Нет указания в словах Евангелия, чтобы всё это время Он пробыл в каком-либо одном месте; вероятно, Он путешествовал по всей земле Иудейской (почему и говорится обще: в землю Иудейскую), и, вероятно, в первый и в последний раз в качестве уже свыше объявленного народу Мессии посетил Вифлеем, Хеврон и другие священные места. Из Евангелий мы не видим, чтобы Христос ещё бывал в этих местах – южной части Палестины, и это также даёт право предполагать, что Господь в настоящий раз обошёл эти места; ибо невероятно, чтобы, проповедуя и в Галилее, и в Самарии, и в Перее, и даже в пределах Тирских и Сидонских, Он не бывал в южных пределах Иудеи. Предположив же теперешнее Его путешествие по сей части Иудеи, мы заметим, что Господь проходил со Своею проповедью всю священную землю в её известных древних границах – от Дана до Вирсавии – крайних пределов святой земли с севера и юга. – И крестил: чрез Учеников ( Ин. 4:1–2 и прим.). 23. Ин. 3:23 . А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, Ин. 1:28 ; Нав. 15:32 ; 1Цар. 9:4 . Иоанн также крестил: Креститель продолжал своё дело приготовления народа к принятию пришедшего Мессии, проповедуя покаяние во оставление грехов (см. прим. к Мф. 3:1–2 ), видимым знаком чего было крещение ( Мк. 1:4 и прим.), конечно, уже не в грядущего, а в пришедшего и явленного народу Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010