И прибавляет: Измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити (Ис. 1:16-17). И Приточник говорит: Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое (Притч. 3:30). И еще: Страх Гсподень ненавидит неправды (Притч. 8:13), бесстыдный жес досаждением творит злая (Притч. 13:10). Любитель браниться радуется сварам (Притч. 17:19). И еще: Муж удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). Давид же, молясь, говорит Богу: Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящи мя туне… но Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою (Пс. 34:19, 4) и Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею, то есть во Христе (ср. Ин. 14:6), потреби их (Пс. 53:7). И еще: Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:8);О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша (Пс. 107:14). Так он молился по поводу духовных врагов, а не людей. И об этом [говорит священная] история. Когда Саул искал души его и преследовал его с тремястами мужами и [потом] был предан в руки его, и бывшие с ним [с Давидом] и раз, и два говорили ему: заключи Господь днесь врага твоего в руце твои (1 Цар. 26:8), он отвечал, говоря: Жив Господь! Да не будет ми нанести руку мою на христа Господня (1 Цар. 26:10). И не только это, но и оплакивал смерть его и умертвил возвестившего об убийстве его (2 Цар. 1:15-17). Также плакал и о гибели Авессалома, желавшего его самого убить (2 Цар. 18:33). Все вышеизложенное несомненно доказывает, что не против людей была у него вражда, но против бесов. Посему и мы к Богу всяческих да простираемся [в молитве], чтобы Он спас нас от врагов наших — духовных и чувственных, особенно если мы слышим Иакова, говорящего: Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9), и Самого Господа, говорящего: А Я говорю вам, слышащим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Ему же слава во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Евр.11:6 . «А – без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». Объяснение. Название «вера» имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение к Богу, б) вера есть вероучение, или знание, о Боге: Мк.11:23 ; Ин.17:3 . Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Если сказано, что без веры угодить Богу невозможно, то сказано также, что вера без дел мертва: Иак.2:24–26 . О спасении по вере Ин.3:36 . «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Объясн. Не всякий верующий может иметь жизнь вечную: Лк.6:46 ; с другой стороны, и добрый язычник может сделаться примерным христианином: Деян.10:1–6:44–47 ; похвалил и Господь веру и смирение жены Хананеянки: Мф.15:28 , но об уверовавших и отпавших сказано: Евр.6:4–6:10:29 . Ин.16:31–32 . «Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною». Объяснение. Вот урок здесь для того, чтобы не быть самонадеянным в вере. Господь как бы так говорит: не хвалитесь вашей верой, не пережив и даже не зная того великого испытания, которое предстоит теперь этой вере. Вот почему апостол Павел хотя и удостоился откровения, но хвалился только немощью: 2Кор.12:1:5, 9 . Ин.17:22–24 . «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Объяснение. Испрашивая верующим единство, Иисус Христос присоединяет: «да уверует мир, что Ты послал Меня» (ст.21), и ещё: «и да познает мир, что Ты послал Меня» (ст.23). Здесь вера и разумение не разделяются одна от другого, но одна сопровождается другим: Рим.10:17 . Верующие увидят славу Божию в том смысле, что будут принимать участие в ней: Рим.8:17:30 ; будут царствовать с Христом, если только не отрекутся: 2Тим.2:12 , а кто отречётся, того отречётся и Господь: Мф.10:33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1462. Лк. 1. 35. 1463.  Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3. 31). 1464. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 81. Добротолюбие. Ч. 4. 1465. Святой Исаак Сирский. Слово 5. 1466. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 1467.  Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори… «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при свое. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.] (Притч. 3. 27, 28). 1468. Пс. 38. 4, 5. 1469.  …век мой как ничто пред Тобою (Пс. 38. 6). 1470. Закон математики. 1471. Лк. 14. 33, 26, 27. 1472. Преподобный Пимен Великий, Скитский патерик и Достопамятные сказания, гл. 144. 1473. Лк. 8. 2. 1474. Лк. 23. 40–43. 1475. Мф. 9. 13. 1476. Рим. 5. 6, 18. 1477. Мф. 5. 4. 1478. Мф. 18. 11. 1479. Ис. 53. 5–8. 1480. Еф. 2. 14. 1481. Ин. 5. 25. 1482. Мф. 25. 32. 1483. Ин. 11. 39. 1484.  Ангел Господень рече к Филиппу, глаголя: возстани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Деян. 8. 26. 1485. Пс. 118. 29, 30, 32. 33, 38. 1486. Ин. 11. 23. 1487. Ин. 11. 39. 1488. Ин. 11. 27. 1489. Мк. 11. 23. 1490. Ин. 11. 40. 1491. 1 Кор. 15. 42–44. 1492.  Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (Откр. 20. 6). 1493.  Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор (Пс. 4. 2). 1494.  Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 16–18). 1495.  Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4. 7, 8). 1496. Пс. 117. 19. 1497.  Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4. 9). 1498. Притч. 11. 14. 1499. Лествица. Слово 1. 1500. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 2. 1501.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 1502. Ин. 20. 17. 1503. Лк. 15. 6, 9. 1504. Лк. 15. 6, 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   Чрез смерть Иисуса Христа и Его воскресение положено основание христианской Церкви, метафизическое, мистическое, но конечно реальное. Апостол Павел говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святой постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, которую стяжал честною Своею кровию». Явление же Церкви Христовой миру и действие её среди людей последовало (и началось) в день Пятидесятницы.    Иисус Христос положил начало также и внешней организации Церкви, как Христианского общества. Церковь, по учению Христа, есть общество верующих в Него, как Сына Божия и Спасителя. Слово «Церковь» Он употребил три раза (Мф. 16:18; 18:17). Он установил иерархию, как чиноначалие (Ср. Ин. 20:22—23): «Дунул, и сказал им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ср. Мф. 16:19; 18:18), а не просто нравственный союз людей. Он дал ученикам молитву, как образец («Отче наш»), установил таинства - крещение, причащение, покаяние, указал необходимость человеческой дисциплины: «Если же согрешит против тебя брат твой… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15—17).    Но дело Христа было только бросить семя, и оно вырастет, зажечь огонь - и он разгорится. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.    По вознесении Господа Иисуса Христа, в Галилее было уверовавших в Него более 500 человек (ср. 1 Кор. 15:6) и во Иерусалиме с апостолами 120 душ (Деян. 1:13—16). О судьбе галилейских верующих мы ничего не знаем. Весь интерес первохристианских источников сосредоточивается на общине верующих в Иерусалиме. Они собирались вместе, и на одном собрании, по предложению апостола Петра, они избрали на место изменника и самоубийцы Иуды - Матфия (Деян. 1:6—26).    Десять дней спустя после Вознесения, во время иудейской пятидесятницы, последовало обетованное сошествие Св. Духа, Который, при сильном ветре, в виде огненных языков, снизошел на апостолов и собравшихся учеников и сделал их способными к чудесной речи на различных языках (см. Деян. 2:1—12). Что такое «дар языков» или глоссолалия - чрезвычайно трудно выяснить. Параллельное этому сообщение о даре языков в Коринфской общине (1 Кор. 14 гл.) не только не помогает разъяснить дело, а напротив, свидетельствует, что в книге Деяний говорится о ином чудесном даре, чем в 1 Кор. 14 гл. Слушавшие глоссолалов в день Пятидесятницы говорили о них: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (2:7—8). Между тем о Коринфских глоссолалах сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь» (1 Кор. 14:23). «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу… тот говорит в назидание себе» (14:2—4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Исключительный гений Моисея не смог воспринять всей глубины явленного ему «Аз есмь»: «ты увидишь меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе]» ( Исх. 33, 23 ; Мф.18:10 ). Истинное содержание Синайского Откровения веками пребывало не раскрытым, и сокровенный Бог созерцался во мраке ( Исх.20:21 ; 2Кор.3:14–16 ). «Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Закон,данный чрез Моисея, содержал в себе семена, долженствовавшие в своем развитии приготовить людей к восприятию воплощения Бога и сделать их способными «узнать» в явившемся предсказанного Моисеем Пророка, Который сообщит миру познание о Боге Истинном как о Свете, в котором нет ни единой тьмы, и уже не во мраке Синайском, но во Свете Фаворском ( Втор.18:15–19 ; Ин.1:45, 4:25–29 ; Мф.11:3 ; Деян.3:22 ). Всему, что было открыто в Ветхом Завете, Господь дал новые, вечные измерения, но намек на предстоящее восполнение был вполне необходим в истории Богооткровения ( Мф.5:17 ) и далее. Велик и свят для нас Ветхий Завет , когда мы его понимаем, как учит Христос и Апостолы Его, и даже Моисей. Никто из них не абсолютизировал Закона, как последнее совершенство, в силу чего, нужно было бы отвергнуть всякое новое «восполнительное» откровение. Да и Моисей заповедал ждать нового Пророка, который «когда придет, то возвестит нам все» ( Мф. 5:17 ). Христос говорил народу на языке, понятном и самым простым людям, но содержанием Его бесед были реальности, недоступные никому на Земле; ни даже Апостолам: «Прежде, нежели был Авраам, Аз есмь». «Я и Отец – едино есмы». «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». «Отец мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Мф.11:27 ; Ин.8:58, 10:30, 14:23, 14:16 ). Вот, некто Третий... Как возможно примирить сие с нашим глубоким сознанием, что Бог один? Опять Господь сказал: «Когда придет Дух Истины, который от Отца исходит, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13, 15:26 ). И Он, Дух Святой, пришел и действительно наставляет, но, как видим, и это «наставление» оказывается медлительным процессом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Изменить ИСХОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Исход ( цсл. , ξοδος, διξοδος) - выход, уход: Исход души - смерть, уход из мира: Исход, книга Ветхого Завета , вторая из Пятикнижия Моисеева , названная так по описываемому в ней событию исхода еврейского народа из Египта. Главы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40 Авторство Автором книги Исход, как видно прежде всего из ее содержания, был Моисей Боговидец . Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: «напиши сие для памяти в книгу» ( Исх 17:14 ). Подобное же повеление дано было Моисею после восстановления нарушенного Израилем завета: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии» ( Исх. 34:27 ). Равным образом пред торжественным заключением завета после Синайского законодательства Моисей, пересказав народу все слова Господни и все законы, «написал Моисей все слова Господни» ( Исх. 24:4 ). О Моисее, как авторе книги Исход, свидетельствует и Иисус Христос в известных словах к саддукеям: «о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему…». ( Мк 12:26 ). Рассказ о явлении Бога Моисею при купине помещается в книге Исход, и она-то является, по словам Спасителя, книгой Моисеевой. Конечно, выражение «книга Моисеева» может значить: книга, говорящая по преимуществу о Моисее или называющаяся по имени Моисея. Но подобное понимание не может иметь места, так как в книге Исход Моисей не занимает главного места и в названии книге его имя у евреев не упоминается. Выражение «книга Моисеева» имеет лишь один смысл: книга, написанная Моисеем (ср. 5:45-47 ). Критика В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает Моисеево происхождение книги Исход, дробит ее содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. Так, по словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моисея ( 15:1–18 ); лет через 100 после Моисея была кем-то написана «жизнь Моисея»; в последние годы судей появилась «книга завета» ( Исх 20 – 23 гл.), в век Соломона «книга начал», обнимающая большую часть содержания книги Исход; окончательная же редакция ее падает на время Иоафама , современника пророка Исаии. Приблизительно подобных же взглядов держатся Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.

http://drevo-info.ru/articles/8236.html

Но это для лжеучителей лишь первые ступеньки лестницы ведущей вниз. Поскольку, по их понятиям, Бог единоличен, то стало быть Пресвятой Троицы нет, и «свидетели», наученные лженаставниками Расселом и его последователем – судьей Рутерфордом, кощунственно провозглашают, что учение о Троице ложно и выдумано сатаной. Можно ли измыслить слова более страшные и более отвратительные для христианского сердца?! Иеговистский бог скорее напоминает президента какого-нибудь островного государства, который не очень любит своих подданных и пользуется услугами экзекуторов и палачей. Более того, по «учению» свидетелей выходит, что Иегова сотворил сатану специально для того, чтобы доказать его бессилие и низвергнуть. Вы не находите, уважаемый читатель, что во всем этом есть нечто жестокое, не сообразующееся с тем, что ищет в Боге человеческое сердце? «Бог есть любовь» – вот какая радостная истина открыта нам чрез св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1, 4, 16), «Бог есть любовь»; стало быть измерение любви – вечность. Но ведь никакая истинная любовь не может быть единоличной, направленной только на себя и в себя. Именно на стремлении к совершенству любви, которое вложено в нас Самим Творцом (но искажено грехом нашим), основана наша вера в Пресвятую Живоначальную Троицу: В Бога-Отца, Бога-Сына (Слово) и Бога Духа Святого. Бог один, но не единоличен. О Боге-Сыне (Слове) свидетельствуют первые же строчки Евангелия от Иоанна. Сыном Божьим исповедал Иисуса Христа апостол Петр, и Господь всецело принял это исповедание ( Мф. 16, 16 и далее). Нерасторжимое единство, единосущность Отца и Сына утверждает Сам Спаситель: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ) и, обращаясь к Отцу: «Все Мое Твое и Твое Мое» ( Ин.17:10 ). Он говорит и о своем рождении (а не сотворении, как «научают» иеговисты) от Отца: «… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» ( Ин.3:16 ). Господь открывает нам, через учеников Своих, и тайну о Боге-Духе Святом: «…приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам, Дух истины, Который от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). А в Книге Деяний Свв. Апостолов мы находим прямое свидетельство апостола Петра о Духе Святом как Лице (Божественной Личности). Когда некий Анания солгал Церкви о цене за проданное им имение «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому…» и далее: «Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:1-4 ). Т.е. Дух Святой есть Бог (Ипостась Триединого Божества).

http://azbyka.ru/iegovizm-kult-galantere...

1Кор.2:9 . «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис.64:4 ). Объясн. Господь говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, любит Меня: Ин.14:21 , а в числе заповедей Господних есть повеление и о том, чтобы слушать тех, кого Он послал на дело проповеди: Лк.10:16 ; Мф.10:40 . Отвергающих пастырство, по словам Библии, постигла страшная кара от Бога: Чис.16:1–3:32 ; 2Тим.3:8–9 . Кол.3:14 . «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Объясн. Оканчивая Свою заповедь о любви к ближним, возвышающейся до любви к врагам, Иисус Христос прибавил: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»: Мф.5:48 , показывая тем, что любовь есть ближайший путь достигнуть богоподобного совершенства. Апостолы с достаточной ясностью показали силу и важность любви – христианской добродетели, в которой сокращается весь закон: 1Ин.3:23:4:21 ; Рим.8:10 ; из этой же любви вытекают все добрые дела: Иак.2:22 ; 1Кор.13:4 . Об исповедании имени Божьего Мф.10:32 . «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным». Объясн. Не всякий исповедующий или призывающий Сына Божия будет исповедан перед Богом: Мф.7:21 , а только подвизающийся в истинной вере: Рим.10:9–10:15 ; 1Тим.6:12 . О служении Богу Лк.1:74–75 . «Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». Объясн. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14 ; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22–24 , а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28 . Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26:17:24–26 ; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4–6 . Лк.7:42:47 . «Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

После сошествия Иисуса Христа во ад, Новый Завет определенно различает места пребывания душ умерших праведников и грешников. Относительно первых мы слышим слова Господа в Его молитве к Богу Отцу: Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне ( Ин.17:24 ). Эти и подобные им слова: где Я, там и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ), имеют отношение ко всему загробному существованию праведников, обнимают собою не только жизнь по воскресении, но и первый период загробной жизни, что несомненно свидетельствуется обетованием благоразумному разбойнику: ныне (σμερον) же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Согласно с этим и Апостол Павел рассматривает жизнь души по смерти тела, как пребывание со Христом ( Флп.1:23 ). Но если Христос и души праведников находятся у Бога Отца ( Ин.14:12, 28 ; Ин.16:16, 28 ), в Его небесных обителях ( Ин.14:2–3 ), то мы не можем мыслить находящимися там же и души грешников, отринутых от блаженного единения со Христом. Пребывание в небесных обителях обещается только избранным, о грешниках же говорится, что они должны отойти от Спасителя ( Мф.7:23 ), что они будут изгнаны из небесного царства ( Мф.8:12 ; Лк.13:28 ; Мф.25:30 и пр.). Что здесь, разумеется, не только лишение нравственного единения с Богом, но вместе и пространственное удаление от места блаженного пребывания праведников, можно видеть из слов кн. Деяний об удавившемся Иуде предателе, что он пошел в свое место (ες τν τπον τν διον – Деян.1:25 ). Греческое διος указывает не просто на принадлежность предмета кому-либо, но и па качественное соответствие предмета свойствам лица, которому он принадлежит (ср. 1Кор.15:23 ), и в данном случае дает право заключать, что души умерших пребывают до своего воскресения в таких пространствах, которые соответствуют их нравственному состоянию 205 . Эта мысль находит себе оправдание также в том, что небо по преимуществу означается в Писании, как престол и местопребывание Божества, что при решительном утверждении истины вездеприсутствия Божия, может говорить только одно, что здесь особенным образом проявляется вечная слава Творца вселенной. Потому и в приведенных выше словах Спасителя: Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы та, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, обитание со Христом ставится в самую тесную связь с видением Его предвечной славы. Если же, таким образом, в неизмеримом пространстве мира не все области бытия качественно одинаковы, то мысль, что души праведников и грешников обитают в различных пространствах и, притом, души первых в лучших, души же вторых в худших, не может подлежать ни малейшему сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

До сего пятидесятого дня Христос бывал с ними и пред ними, а теперь Он, будет в них через Святого Духа, Который освятил и просветил их. Посему и говорил Ап. Павел: «не я живу, но живет во мне Христос» ( Галат.2:20 ). – Впрочем, мы обещали прежде выяснить действия Св. Духа в жизни общественной, в жизни общецерковной, участие Его силы, Его Божественной Личности в той борьбе добра со злом, веры с неверием и противлением Богу, в которой проходит жизнь мира и будет проходить до последнего конца. Сам Господь в Своих предсказаниях о ниспослании Святого Духа, упомянув кратко о том, что Утешитель пребудет с Его последователями вовек и напомнит им все, о чем говорил им Христос ( Ин.14:17,26 ) вскоре же переходит к выяснению Его действий в мире, в мире, враждебном Христу и Его ученикам. «Он, пришедши обличить мир о грехе, о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден есть» ( Ин.16:8–11 ). Слова не сразу понятны читателю, как и первоначальным Его слушателям, что видно из дальнейшей речи Христовой ( Ин.12:13 ). На этих словах необходимо остановиться. Хотя Христос Спаситель даёт и Сам некоторое им разъяснение, но, всё-таки, для понимания нашего недостаточное и нуждающееся в дополнении. – Каким же способом Св. Дух обличает мир? Кто этот мир? Очевидно, что мир, враждебный Христу и обществу Его проповедников и вообще Его последователей. – В каком же смысле Дух обличил его в грехе неверия во Христа? В том, конечно, что неверие было посрамлено и безответно и могло противопоставить проповеди учеников Христовых только грубое насилие, но не действительное возражение. Сие сказалось с особенной силой в повествовании о мученичестве св. Стефана. Его противники «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян.6:10 ). Они тогда его оклеветали, повлекли на суд Синедриона, где согласно закону потребовались свидетели; но на этот раз выступили лжесвидетели-клеветники, а когда Стефан произносил пространную речь в своё оправдание, в которой исповедал себя истинным иудеем и чтителем закона, то, все «сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» ( Деян.6:15 ); но когда он в заключение своей речи, начал обличать их, в том, что они всегда противились Святому Духу, как отцы их, так и они сами ( Деян.7:51 ), то они «разрывались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Ин.7:54 ) – явление – обнаруживающее всегда бессильную злобу) и забыв требование о суде ( Втор.13:14 ) и о свидетелях ( Втор.19:15–19 ), устремились на Стефана и избили его камнями, подвергнув сами себя ( Ин.18:31 ) судебной ответственности за самовольную расправу, ибо в порыве злобы оставили вещественные доказательства своего преступления у ног юноши Савла ( Деян.7:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010