А об ожесточении фараона можно сказать, «что ожесточен был египетский тиран, это не в том смысле надо понимать, будто Бог нарочно силою Своею влагал в душу его ожесточенное противление, но что так произошло потому, что произволение его, по склонности ко злу, не принимало слова, имевшего целью умягчить его ожесточение» 30 . Как видим, доводы, представленные Кальвином, не совсем соответствуют букве Святого Писания. Слова Спасителя: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин. 6:44 ), «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» ( Ин. 15:16 ) и слова апостола Павла: «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ) – дали основание заявить Кальвину, что «те, кто утверждает, что учение о спасении распространяется на всех людей без исключения, жестоко заблуждаются» 31 , а также заключить, что благодать Божия действует на людей избирательно, а удостоившиеся ее не в силах ей противостоять. Однако приведенные цитаты никак не подтверждают учение Кальвина о безусловном предопределении и безусловном действии благодати Божией в деле спасения человека, а тем более о насильственном привлечении человека к Богу. Они лишь подтверждают то, что ничего в мире не происходит без ведома Бога и Его воли. Ведь в тех же главах содержатся и слова Спасителя: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» ( Ин. 6:40 ). Слово Божие учит, что благодать Божия, получаемая нами по заслугам Искупителя, распространяется на всех людей и является всеобщей: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:3–4 ); «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух... Ибо Я не хочу смерти умирающего... но обратитесь, и живите!» ( Иез. 18:31–32 ); «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И льна курящегося не угасит . А другие переводчики говорят: " и льна тонкого не угасит " . Некоторые под льном разумели законы, а под тростником народ. Будет производить суд по истине . Почему говорится: по истине ? Чтобы показать и обличить человеческую ложь. Они не только отвергали истину, но были исполнены всяких страстей и сует­ности. До того времени никто никогда не упражнялся в истине, но все следовали тщетному и пустому. Впрочем, здесь можно понимать и нечто другое – суды и наказания, по написанному: ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:31-32). Происходит великий суд, его желает сам Бог. Если бы кто и не пожелал, то та­ковой не устоит против Него, как некто мудро сказал: кто скажет: что Ты сделал? (Прем. Сол.12:12). Итак, хотя Он, будучи Богом, был выше всего, однако Он отвечал скромно и кротко, и воздавал суд не только нам, но и преступному демону, чтобы кто-либо не сказал, что тот был осужден не­справедливо. Смерть по праву и по заслугам подчинила своей власти людей, потому что они согрешили и являлись виновными, как и сам Христос говорит: ныне суд миру сему (Ин.12:31), т.е. мщение человеческой природе. Все считались виновными и по­винными греху. Но каким образом ты, диавол, осмелился причи­нить насилие Сыну Божию, иже греха не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9)? На каком основании ты, диавол, по­будил людей к тому, чтобы они подвергли Его казни? А чтобы ты (человек) считал побудителем именно его (диавола), для этого выслушай: диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин.13:2). Сам диавол побу­дил, сам зачал преступление, чтобы привести их к убийству Христа Бога. Если бы, диавол, кто спросил и стал выведы­вать у тебя: зачем ты убил Его, какую вину нашел в Нем? – То ты только один был бы осужден и понес наказание, а прочие были бы целы. Мщение миру уже совершено, – невинный умер, как нечестивый, для того, чтобы оживотворить умерших, подверженных казни смертной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И льна курящегося не угасит . А другие переводчики говорят: " и льна тонкого не угасит " . Некоторые под льном разумели законы, а под тростником народ. Будет производить суд по истине . Почему говорится: по истине ? Чтобы показать и обличить человеческую ложь. Они не только отвергали истину, но были исполнены всяких страстей и суетности. До того времени никто никогда не упражнялся в истине, но все следовали тщетному и пустому. Впрочем, здесь можно понимать и нечто другое – суды и наказания, по написанному: ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:31-32). Происходит великий суд, его желает сам Бог. Если бы кто и не пожелал, то таковой не устоит против Него, как некто мудро сказал: кто скажет: что Ты сделал? (Прем. Сол.12:12). Итак, хотя Он, будучи Богом, был выше всего, однако Он отвечал скромно и кротко, и воздавал суд не только нам, но и преступному демону, чтобы кто-либо не сказал, что тот был осужден несправедливо. Смерть по праву и по заслугам подчинила своей власти людей, потому что они согрешили и являлись виновными, как и сам Христос говорит: ныне суд миру сему (Ин.12:31), т.е. мщение человеческой природе. Все считались виновными и повинными греху. Но каким образом ты, диавол, осмелился причинить насилие Сыну Божию, иже греха не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9)? На каком основании ты, диавол, побудил людей к тому, чтобы они подвергли Его казни? А чтобы ты (человек) считал побудителем именно его (диавола), для этого выслушай: диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин.13:2). Сам диавол побудил, сам зачал преступление, чтобы привести их к убийству Христа Бога. Если бы, диавол, кто спросил и стал выведывать у тебя: зачем ты убил Его, какую вину нашел в Нем? – То ты только один был бы осужден и понес наказание, а прочие были бы целы. Мщение миру уже совершено, – невинный умер, как нечестивый, для того, чтобы оживотворить умерших, подверженных казни смертной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О том, что чрез Пророков точно говорил Дух Святой или что то же, о богодухновенности ветхозаветных священных книг, ясно свидетельствуют, кроме высоты самого содержания этих книг, которой ни в каком случае не могла достигнуть не только древняя младенческая мысль человеков, но и какая угодно позднейшая философия людская, – свидетельствуют Святые Апостолы и Сам Иисус Христос. Св. Апостолы – а) приводили многие места из ветхозаветных книг для подтверждения или раскрытия новозаветных истин (например, Деян. 3:17–25 , а особенно много мест в послании к Евреям); б) называли эти книги писаниями святыми ( Рим. 1:2 ), писаниями священными ( 2Тим. 3:15 ), словом Божиим ( Рим. 3:2 ); в) иногда выражались, что устами того или другого ветхозаветного писателя говорил Сам Дух Святой ( Деян. 1:16; 28:25 ; Евр. 3:7 ), и наконец – г) ясно засвидетельствовали о богодухновенностп всего вообще Ветхого Завета: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, говорит Св. Апостол Петр (место это приведено и в Катехизисе). Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр. 1:20–21 ). Сам Господь и Спаситель наш, явившись на земле в такое время, когда вера в богодухновенность всего Ветхого Завета была в народе иудейском, как видно из свидетельства между прочим Иосифа Флавия – почти современника Иисуса Христа 227 , всеобщей и несомненной, – не только не обличал за нее сынов Израиля, не только ничем не выразил, что Он, по крайней мере, не разделяет ее с ними; напротив, показывал полное уважение к ветхозаветным книгам, как к книгам священным, Божественным. Он – а) ссылался на них, подобно всем иудеям, для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мертвых (Мф. 22:31) и даже важнейшей истины Своего божественного посольства: исследуйте Писания, – говорит Он Израильтянам: – ибо и вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 ); еще: если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне ( Ин. 5:46 ); и ученикам Своим, шедшим в Еммаус, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк, 24:27). Он – б) нередко выражался об этих писаниях так, как можно говорить только о слове Божием, а отнюдь не человеческом, например: не может разориться (нарушиться) Писание ( Ин. 10:35 ); надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк. 24:44 ; Мф. 26:54); истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18) 228 . Он даже, приводя некоторый места из Ветхого Завета, – в) прибавлял: Бог заповедал (Мф. 15:4), реченного вам Богом (Мф. 22:31) и при этом обличал иудеев: вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15:6. Мк. 7:13 ), а о Давиде в одном месте заметил: той (Давид) рече Духом Святым: глагола Господь Господеви моему: седи одесную Мене ( Мк. 12:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Он говорил об Иуде Искариотском, ибо сей имел (μελλεν) предать Его, будучи один из двенадцати» (6:70). Избрал дьявола: такова тайна этого предопределения Иуды, каково бы оно ни было во всей его полноте. 30 Этот рок исполняется в главе 13-ой. Здесь еще раз и уже прямо подтверждается Христом мысль о предопределенности Иуды: «не о всех вас Я говорю: Я знаю, которых Я избрал». Это общее знание подтверждается и у синоптиков прямым предсказанием Господа об отречении ап. Петра и об оставлении Его другими апостолами, а также и о предательстве Иуды. Здесь оно еще соединяется с заверениями Петра в противном, хотя и не оправдавшимися: Мф. 26:31, 33–35, 69, 75 ; Мр. 14:27–31, 66–72 ; Лк. 22:33, 34, 54–62 . Христос далее так продолжает пророчество об Иуде: «Но да сбудется писание: «ядущий хлеб со Мною подъял на Меня пяту свою» ( Пс. 40.10 ). Теперь сказываю вам прежде нежели сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин. 13:18, 19 ). Кроме всех этих свидетельств о предопределенности Иуды к предательству, можно сказать его обреченности, к тому в Четвертом Евангелии характерно отсутствуют все другие конкретные черты события, имеющиеся у синоптиков (ср., впрочем, 18:2–5). Но еще раз подчеркивается предустановленность совершающаяся, притом даже как будто без прямой к тому необходимости повествовательной: «Иисус же, зная все, что с Ним будет , вышел и сказал...» ( Ин. 18:4 ). Судьба эта является лишь частным примером для подтверждения мысли об общей предустановленности не только к погибели «сына погибельного», «да сбудется Писание ( Псал. 108:17 )...» ( Ин. 17. 12; 18:9 ), но и к спасению в других случаях. Именно так говорит Христос в речи евхаристической: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю Пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (6:37–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Хула на Духа Святого – 1) упорное и сознательное отвержение спасительной  благодати Божьей; 2) поношение или отрицание бытия третьего Лица Пресвятой Троицы; 3) богохульство вообще. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». ( Мф.12:31–32 ). Под хулой на Духа Святого Богочеловек Иисус Христос подразумевал отрицание, оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого – оскорбление Своего человечества. Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Хула на Духа Святого – это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати. Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго К основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя Афанасия Великого , святителя Василия Великого , святителя Иоанна Златоуста , преподобного Исидора Пелусиота , преподобного Симеона Нового Богослова и блаженного Феофилакта Болгарского . Святитель Афанасий Великий (293–373) Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера. В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий ( Ин.13:31 ).

http://azbyka.ru/xula-na-duxa-svyatogo

Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Т. о., в НЗ, как и в ВЗ, понятие «З.» относится не только к тому, что не отвечает этическим или религ. нормам, но также и вообще ко всем вредным, опасным или просто тягостным и неприятным явлениям. Наиболее очевидно З. проявляется в поступках человека. Поэтому для богословия проблема З. имеет прежде всего этическое значение, что в НЗ выражается в антропологических терминах: в качестве источника З. в человеке указываются различные стороны его природы. Причиной злодеяний, напр., является сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 12. 34-35; 15. 19); «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр 3. 12). «Худое (πονηρς) око», искаженный взгляд на мир, погружает во тьму всего человека: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф 6. 23). Неистребимым З. в человеке является его язык: «...язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак 3. 8). Так же З. в человеке может быть связано с его мыслями (ср.: Иак 2. 4), совестью (ср.: Евр 10. 22), страстями (ср.: 1 Тим 6. 10). Действительность З. в этом мире очевидна: «настоящий век» зол (Гал 1. 4), мир «лежит во зле» (1 Ин 5. 19). Но Бог не искушает человека З. (ср.: Иак 3. 13), а спасает от него (ср.: 2 Фес 3. 3; 2 Тим 4. 18). «Князем» и «богом» мира является сатана (Ин 16. 11; 2 Кор 4. 4; ср.: Мф 13. 19), обладающий силой принуждать людей к З. (ср.: Еф 4. 27; 1 Тим 3. 7; 2 Тим 2. 26). Но Господь «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого (πονηρο) века» (Гал 1. 4). Поэтому власть З. ограниченна: «князь мира» будет изгнан (Ин 12. 31) и уже осужден (Ин 16. 11), а человек может быть «добрым и правдивым» (Лк 23. 50) и «хранить себя» так, чтобы З. не прикасалось к нему (1 Ин 5. 18). Поэтому ап. Павел говорит: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3. 12) и в то же время призывает: «Делай добро...» (Рим 13. 3), подчеркивая тем самым не только силу власти З. над человеком, но и обязанность человека постоянно противостоять З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

А это ясно указывает на сатану. Подобным образом Апокалипсис и в других местах показывает образ дьявола. В 9,2–11 мы видим Аполлиона, ангела бездны, царя саранчи (бесов), выпущенного из кладезя бездны со всей своей силой. Или в 11,7 это «зверь, выходящий из бездны», чтобы сразиться с двумя пророками кончины века и установить свое царство на три с половиной года. В 13,2 это дракон, дающий свою силу, престол и власть антихристу. То, что он был, и нет его, и выйдет из бездны, соответствует получению одной из голов смертельной раны и исцелению ее. В 20,2–3 мы видим, как сатана сковывается, запечатывается на много лет в бездну и в кончину века освобождается на малое время. То, что сатана был , означает, что он был властелином мира ( Мф. 4:9 ) до пришествия Христова в мир, был князем века сего ( Ин. 12:31 ) и осуществлял свое царство над людьми через идолопоклонство, когда люди, поклонялись идолам, а фактически поклонялись ему ( 1Кор. 10:20 ). Но вот приходит Христос, поражает сатану своим Крестом, запечатывает в бездну, и нет его , гаснут идольские капища, побеждает христианство, царствует Христос в Церкви и через Церковь над миром ( Ин. 12:31 ; Мк. 16:17 ). Однако в кончину века на малое время (3,5 года) Христос отпустит сатану, он выйдет из бездны и снова установит свою власть на земле через антихриста. Но недолго этому быть, и пойдет в погибель , будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (20,10). Это будет «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ), в который они пойдут в день Страшного суда. Когда в лице антихриста сатана снова утвердит свое царство на земле, то и удивятся те из живущих на земле . «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю» (13,3–4). Сколько не привычен мир к греху, но удивится тому, что будет творить антихрист. Мир удивится возрождению и возобновлению тех грехов, которые были во времена варварства и идолопоклонства и вдруг возобновятся в новом блеске в цивилизованном мире кончины века.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Диавол и злые духи искушают людей, стремясь их обмануть. Диавол пытался искушать даже Самого Христа, однако Спаситель отверг все искушения ( Мф 4:1–11 ; Мк 1:12–13 ; Лк 4:1–13 ). Диавол не открывает человеку свою истинную сущность, маскирует зло под добро. Желая отвратить человека от Бога, диавол может принимать «вид ангела света» ( 2Кор 11:14 ). Диавольское искушение является испытанием, помогающим человеку укрепиться в добре и верности Богу. Злые духи могут приобретать власть над человеком, который «сам по себе падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и Бесы пользуются ложью, чтобы завлечь и обмануть человека ( Ин 8:44 ). Злые духи могут действовать через других людей — магов, знахарей, гадателей, астрологов, экстрасенсов. В Ветхом Завете неоднократно говорится о запрете волшебства. Моисей передает израильтянам заповеди Господни: «Не ворожите и не гадайте… Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» ( Лев 19:26, 31 ). Иисус Христос пришел, чтобы «разрушить дела диавола» ( 1Ин 3:8 ) и Своей «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр 2:14 ). Христос изгонял нечистых духов, вселявшихся в людей ( Мк 1. 27 ), наделял апостолов властью изгонять бесов ( Мк 16:17 ; Лк 9:1; 10:17 ). Хотя сатана уже «осужден» ( Ин 16:11 ), он не прекращает своей борьбы не только во время земной жизни Иисуса Христа, но и после Его Воскресения; он препятствует христианской проповеди ( 1Фес 2:18 ). Ложь и коварство он проявит и во время пришествия антихриста, которое «по действию сатаны» будет сопровождаться «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» и «всяким неправедным обольщением» ( 2Фес 2:9–10 ). § 4. Совершенство творения Сотворенный Богом мир — благ. В библейском повествовании о шести днях творения неоднократно говорится, что создаваемый Богом мир — благ (хорош, добр): «И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт 1:10; 1:4,12,18,21,25 ); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт 1:31 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010