Если кто из носящих имя Христово Стоик, тот хотя бы и всегда учился, никогда не может прийти в познание истины. ( 1Кор.1:18 ); 23. И тот, кто не имеет истинного понятия о совершенствах Божиих, почитает единого Бога, хотя и не знает, чему кланяется ( Ин.4:22 ). Бога никто никогда не видел: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин.1:18 ). 25. Господь дает всем животным жизнь и дыхание и все; посему никакой не имеет нужды в приношениях и жертвах скотов несмысленных ( Рим.12:1 ), приносимых идолам. Богу нельзя угодить идолослужением; живому Богу и дающему жизнь всему, мертвенным и делами рук человеческих не угождают ( Ин.4:24 ). 26–27. Род человеческий расселен по всему лицу земли, но каждый народ, появляющийся на свет в определенное время, имеет способ познать Бога во всех пределах вселенной. Ибо небеса проповедают славу Божию по всей земли, и о делах рук Его вещает твердь день и ночь; нет языка, и нет наречия, на котором бы не был слышан голос их ( Пс.18:1–4 ). 27–28. Царствие Божие внутрь нас есть ( Лк.17:21 ); ибо мы Им живем (получаем жизнь) и движемся (растем) и существуем (продолжаем бытие). 30. Чудны пути Божии в излиянии света благовествования! Среди мрака смертного, для людей не ищущих света, Он поставляет живые светильники ( Ин.5:35 ; 2Пет.1:19 ); и отъемлет оные там, где, по-видимому, и разумеют, и любят Его свет ( Откр.2:5 ). 34. Кто правильно пользуется светом естественного познания, того Бог возводит к разумению и высших, духовных предметов ( Мф.2:2 ). Гл. 18. Ст. 6. Сам себе убийца, кто делает себя недостойным вечной жизни ( Деян.13:46 ): самоубийца, отвергая Слово Божие ( Мф.5:21 сл.), сам себя проклинает и осуждает на вечное от Бога отвержение. 7. Божиим изволением и Провидением и язычники живут близ святой церкви: кто живет близ храма, тот должен быть ближе к Богу. 9. Кого Бог определил возвещать святую волю Его, тот не бойся, но говори и не умолкай; будь бодр во всем, совершай дело благовестника, выполняй служение свое; настой в благоприятное и не в благоприятное время, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Сам евангелист понимает слова Господа ближе всего, как предуказание на сам образ Его смерти – распятие, при котором Господь, действительно, был вознесен или приподнят над землей и, простирая на кресте Свои руки, как бы хотел привлечь к Себе весь мир. Ин.12:34 .  Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Толпе народа показалось невозможным примирить недавнее торжественное вступление Христа в Иерусалим как Мессии и эти речи Его о Своей скорой смерти. Ветхозаветные пророчества ведь говорили, что Мессия будет царствовать вовеки ( Пс.109:4 ; Ис.9:6 ; Дан.7:13–14 ). Нет, если Мессия, или Сын Человеческий должен оставить место Своей деятельности, то это уже не тот Мессия, какого ожидали иудеи – это какой-то особенный Мессия! Пусть Христос разъяснит им, кого, собственно, Он имеет в виду. Ин.12:35 .  Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Ин.12:36 .  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Господь опять встречает непонимание со стороны Своих слушателей, но не находит теперь возможным вступать с толпою в какие-либо объяснения по вопросу о том, каков должен быть Мессия с точки зрения пророков. Он убеждает слушателей воспользоваться теми немногими днями, в которые еще будет для них сиять свет солнца – Христа (ср. Ин.7:33, 8:12 ). Но, конечно, для того, чтобы пользоваться этим Светом (ходить при нем), нужна вера в этот Свет, и вот Христос считает нужным напомнить им об этом, обещая притом, что они могут сделаться со временем «сынами света» (см. комментарии к Лк.16:8 ). Сказав это, Христос удалился, вероятно, в Гефсиманию, на гору Елеонскую. С 37-го по 50-й стих евангелист бросает взгляд на результаты деятельности Господа Иисуса Христа среди иудейского народа и удивляется тому, как скудны были эти результаты, как мало оказалось верующих во Христа. Чем объяснить этот факт? Здесь, по воззрению евангелиста, осуществилась угроза Божия иудейскому народу, которую некогда произнес пророк Исайя. При этом евангелист кратко резюмирует свидетельства, которые имеются о Христе в ранее приведенных Иоанном речах Христа иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

То была величайшая и торжественная минута в истории человечества, когда Господь Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве возгласил: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... He о них же только молю, но и о верующих в Меня no слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11, 20:21 ). В этих словах молитвы Христовой уже ясно определена сущность Церкви. Христос пришёл на землю, чтобы спасти мир 1 , a потому и христианство не есть только учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собою, что их единение можно уподобить существенному единству Лиц Святой Троицы. О создании из людей такого-то единства, Церкви, и молился Господь Иисус Христос Своему Небесному Отцу. В основу единения людей в Церкви Христос полагает любовь. Указав идеал Церкви в единодушии Лиц Святой Троицы, Он в той же молитве говорил: пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин.17:26 ) 2 . Подражать этой-то несравненной взаимной любви Лиц Святой Троицы и убеждал Господь Иисус Христос Своих учеников в прощальной беседе: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:34–35 ; см.: Ин.15:12 ). Но для того, чтобы люди могли вступить в такой союз любви, чтобы они соединились в Церковь , для этого нужно было пересоздание самой природы человеческой, заражённой грехом, который всегда противится всякому единению людей. В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос и говорит о новом рождении человека 3 . Для этого-то именно возрождения природы человеческой, для этого её пересоздания и потребовалось воплощение Сына Божия, Его крестная смерть 4 . В лице Христа человечество сделалось причастным Божественного естества, a без воплощения Сына Божия невозможно было бы соединение людей в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

У Него не было цели оставить после Себя группу хорошо организованных людей – ведь так поступают и грешники, сотрудничая и объединяясь друг с другом (ср. Мф.5:47 ). Он пришел возродить нас, даровать нам совершенно новое единство, единство Троицы; даровать нам Свой собственный мир, превосходящий всякий ум: Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин.14:27 ). Господь наш – не сторонник какой-либо миротворческой деятельности. Напротив, Его проповедь настолько отлична от идей и действий «зле согласившихся» 53 , что больше напоминает разделение и является для них «мечом»: Не мир пришел Я принести, но меч. Я пришел разделить человека... ( Мф.10:34–35 ). Он пришел «разделить» тление, упразднить его. Он пришел не судить мир тления, не делить его на составные части: Кто поставил Меня судить или делить вас? ( Лк.12:14 ). Он пришел, чтобы отдать Себя. Чтобы поделить и отдать свою плоть: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое " 54 . Он пришел, чтобы даровать Своего Духа: Примите Духа Святаго ( Ин.20:22 ). Так Он создал Свое малое стадо двенадцати, Церковь . Он принес в мир тринитарный динамизм и здравие – закваску Царствия, которая заквасит три меры всего творения (см. Лк.13:21 ). То, в чем нуждается мир, – это стадо, созданное на основе тринитарного принципа, независимо от того, большое оно или малое. Величие этого стада коренится в его тринитарной основе. Человек жаждет вечности, «хотя бы маленькой-маленькой вечности». И эта вечность присутствует здесь. Вечность есть Троичность. Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Вот почему Господь в Своей первосвященнической молитве постоянно возвращается к одной и той же просьбе. Он освящает Себя, чтобы были освящены в истине двенадцать – Его Церковь . Он освящает Себя, чтобы в мире, в истории мог быть реализован сверхмирный способ существования, чтобы повсюду воцарилось тринитарное «как» – и на небе и на земле: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

   Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке.    От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его... и поклонился до земли семь раз» (Быт. 33:1, 3). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42:6, 47:31, ср.: Евр. 11:21). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18:7).    Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого» (1 Пет. 1:23), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), — и в Евангелии Господь говорит «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34), — и еще «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), «в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). И еще: как Христос «положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: «Любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5:44).    Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: «Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5). И Господь наш Иисус Христос говорит «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). И еще: «Если... правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5:29). И апостол говорит «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Другой навязываемый стереотип — наказание грешников. Веня только об этом и говорит на протяжении всего фильма, так что вывод, что Бог может только истреблять и карать, напрашивается сам собой. Но уж как-то очень странно этот юноша читал Библию, если не увидел в ней слов о любви Божией. Не увидел он, по-видимому, и слов Христа к людям, которые хотели побить камнями женщину, совершившую прелюбодеяние: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Не услышал и молитву Господа, пригвождаемого ко Кресту: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). В понимании Вениамина Бог не умеет прощать. Но Бог здесь ни при чем. За волю Божию мальчик Веня выдает свое личное неумение прощать и любить. Есть такое выражение: «страх Божий». Нередко под этими словами понимается именно страх наказания. Но как говорит апостол Иоанн Богослов, не случайно названный апостолом любви, в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви (1 Ин. 4, 18). И это еще одно приглашение к самостоятельной работе над вопросом, что такое любовь к Богу и что такое вообще любовь.      Надо признать, в фильме есть робкая попытка осмысления любви в ее евангельском смысле. Учительница Елена Львовна тоже решает прочитать Библию, чтобы разговаривать со своим учеником на одном языке. Но для нее слова из Евангелия от Иоанна по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35) приобретают, увы, только один смысл: а что если все они были гомосексуалистами?! К сожалению, слово «любовь» для современного человека все чаще и чаще сводится лишь к одному значению… Но опять-таки дело не в Евангелии, а в содержании сердца человека. Апостол Павел пишет, что любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). Но любви в понимании апостолов Павла и Иоанна — той любви, о которой свидетельствовал Господь Иисус Христос,— в фильме нет. Она просто не ведома никому из его героев. И в этом их главная трагедия. Что это — еще один навязываемый зрителю стереотип или реальность, так жестко показанная в фильме? И это еще один вопрос для самостоятельного размышления…

http://pravoslavie.ru/101860.html

Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке. От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: “Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его… и поклонился до земли семь раз”(Быт. 33, 1, 3.). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42, 6; 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18, 7.). Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго”(1 Пет. 1, 23.), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: “Люби ближнего твоего, как самого себя”(Лев. 19, 18.), — и в Евангелии Господь говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”(Ин. 13, 34.), — и еще: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”(Ин. 13, 35.), “в почтительности друг друга предупреждайте”(Рим. 12, 10.). И еще: как Христос “положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”(1 Ин. 3, 16.). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: “Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас”(Мф. 5, 44.). Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: “Гневаясь, не согрешайте”(Пс. 4, 5.). И Господь наш Иисус Христос говорит: “Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”(Мф. 18, 17.). И еще: “Если… правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”(Мф. 5, 29.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Наконец, заповедь о любви к брату содержит все, что другие заповеди имеют своею целью; в ней они находят свое исполнение: «Любовию работайте друг другу, – говорит Апостол Павел: ибо весь закон в едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего якоже себе» ( Гал.5:14 ). Но это еще не все. «Любовь к брату» есть полное выражение живого общения с Богом и, следовательно, хождения во свете. Припомним учение Апостола Иоанна о любви. Абсолютная любовь существует только в Боге, Который есть любовь ( 1Ин.4:8 ); всякая любовь имеет свой источник в Нем; отсюда обратно: всякий любящий рожден от Бога ( 1Ин.4:7 ), пребывает в Боге и Бог в нем пребывает ( 1Ин.4:16 ). Далее, любовь Бога к людям особенно обнаружилась в посольстве единородного Сына для умилостивления за грехи наши, – чрез Него мы сделались детьми Божиими ( 1Ин.3:1 ). Но если всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, то всякий любящий родившего должен любить и рожденного от Него ( 1Ин.5:1 ), т.е. должен любить брата своего. Отсюда: если любовь к брату есть факт, то это есть несомненный знак, что любящий рожден от Бога и ходить во свете, и по 1Ин.1:7 общение друг с другом есть следствие хождения во свете, равно как отсутствие этого признака свидетельствует о совершенно противоположном. Спаситель в Своей прощальной беседе указал на взаимную любовь Апостолов как на признак, по которому всякий может узнать, что они Его ученики, находятся с Ним в постоянном общении: «заповедь нову даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученики есте, аще любовь имате между собою» ( Ин.13:34–35 ; cp. Ин.15:12, 17 ). «Якоже возлюбих вы, – говорит Иисус Христос. Таким образом, в Нем осуществлен высочайший идеал любви; ибо Он, возлюбль своя сущия в мире, до конца возлюбил их» ( Ин.13:1 ). Такова необходимая связь между братскою любовью и хождением во свете, хождением, как Он ходил, или иначе истинным христианским состоянием. Братская любовь есть существенная часть обязанностей христианина, тогда как ненависть есть отрицание их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

О нетлении святых мощей угодников Божиих Ин.11:11:39 . «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его... Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Объяснение. В Ветх. Завете до окончательного совершения Иисусом Христом дела искупления вообще не было нетленных святых мощей, этой же участи подвергся и Лазарь, но далее, с воскресением Христовым, не только явилась возможность сохраняться нетленными телам святых угодников: 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:49 , но и гробы отверзлись: Мф.27:52 . Не только Лазарь предался тлению, как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39 , но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36 , всё же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в Крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22 . Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8–11 , поэтому нам, грешным, нужно только смиренно исповедовать бессилие своего познания перед премудростью Божией: Рим.11:33–34 . Деян.8:2 . «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем». Объяснение. Каждый усопший христианин всегда предаётся земле, для прославления же износятся святые мощи из земли впоследствии, когда Господь благоволит изъявить на то Свою волю особым откровением и чудесами, как это и было впоследствии с мощами архидиакона Стефана, часть коих можно видеть в Киево-Печер. Лавре. По совершении Господом искупления явилась возможность сохранения нетленных мощей угодн. Божиих: Деян.2:27:13:35 ; 2Тим.1:8–10 ; 1Кор.15:48–49 . 1Кор.15:36:42–43 . «Безрассудный, то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт... Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе». Объяснение. Кто, основываясь на этих словах, отрицает нетление тел новозаветных святых, на том сбываются слова пророка Божия: «Огрубело сердце... да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем»: Ис.6:10 . Что не всех, происшедших от Адама, тела подвергнутся тлению и обратятся в прах, читай ст.51–52 сей же главы. Победив смерть, Христос победил и тление и победу сию даровал своим истинным сынам, избавляя и их от тления. Это воспел святой Давид: Пс.15:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Описывая воплощение знаменитой фразой «и Слово стало плотью и обитало с нами», Иоанн тут же объясняет ее смысл: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Мы еще рассмотрим этот отрывок подробно, но на данном этапе следует отметить, что Божья слава связана с его присутствием среди людей, которым она была явлена особенным образом, когда его единородный Сын вошел в этот мир. И наконец, в главе, предшествующей беседе Иисуса в горнице, мы читаем его предсказание о своей скорой смерти: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» ( Ин.12:23 ). Это возвращает нас к тому месту, откуда мы начали, а именно к горнице, в которой Иисус озадачил нас странными ассоциациями между «смертью» и «славой». Однако теперь мы можем видеть, что понятие славы относится не только к описанию Божьего великолепия и величия. Оно означает то, что Бог , единственный и славный, пребывает с нами и выступает на нашей стороне. 13 Описав славу столь невероятным способом, Иисус говорит ученикам о том, чего он ожидает от них (и от всех нас, следующих сегодня за Иисусом). Чуть ниже в этом отрывке он говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» ( Ин.13:34–35 ). Первое предложение в этой цитате представляет собой самое известное изречение в Библии, и нет ничего удивительного в том, что Иисус желает видеть своих учеников любящими друг друга. Но обратите внимание на несколько нюансов в этом отрывке. Во-первых, Иисус говорит, что наша любовь друг к другу тесно связана с его любовью к нам. Мы должны любить друг друга таким же образом, как он возлюбил нас. Но какова природа этой связи? Должны ли мы любить друг друга только потому, что он полюбил нас? Конечно же, но это еще не все. Должны ли мы любить друг друга так, как он возлюбил нас? Несомненно, продемонстрировал это, омыв ноги своим ученикам. Я считаю, что предполагаемый здесь смысл любви включает в себя и то и другое, а также содержит в себе и кое-что более глубокое.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010