32. Сотрудник Братства св. Гурия. 12 июня 1910 года Иерархия и иерократия (Прощальное слово курсистам выпуска 1910 года). Прощаясь с вами и отпуская вас в жизнь на дело пастырское, – если Господь удостоит вас Своей милости вверить вашему попечению души человеческие, – я хочу сказать вам несколько напутственных слов, а в вашем лице и тем моим ученикам, которые ранее вас окончили здесь своё обучение. За последнее время приходится часто слышать, что пастырское служение становится с течением времени всё более и более трудным, что пастыри св. Церкви подвергаются ныне почти открытым издевательствам и оскорблениям. Вот – чтобы укрепить вас на перенесение скорбей пастырских, я и хочу сказать вам несколько слов. Если ныне пастырское служение трудно, то помните твёрдо, что оно было таким всегда и не было времени, когда бы оно было лёгким. Оно и сейчас, и всегда, легко только для тех, кто не понимает той страшной ответственности пред Богом и пред людьми, которую несут на себе пастыри. Господь, когда оставлял Своих учеников и давал им последнее наставление, то предупреждал, их, говоря: «если мир вас ненавидит; знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если вы бы были от мира; то мир любил бы своё, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ). Да и не только пастыри, но и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим. 3:12 ). Таково общее положение жизни земной. Так было всегда, так оно пребывает и ныне. И это служители церкви должны знать твёрдо и к этому должны быть готовы, укрепляясь на врага только святым Крестом и молитвой. Никакие земные силы и вообще никто на земле не в состоянии ослабить этой страшной борьбы греха и злобы против жизни благодатной и против служителей Христовых. Но предупреждая вас о предстоящей для вас борьбе с миром, я хочу вам сказать несколько слов о том, что мы не должны с своей стороны подавать ни малейшего повода к тому, чтобы мир имел основание к нашему осуждению. Иначе говоря: мы не должны быть, хотя бы в слабой степени, виновниками чужих грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава третья. Третье Богоявление Аврааму. Явление Бога Аврааму в Сихеме по вхождении его в Ханаан И прошел Авраам по земле сей [по длине ее[ до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда (жили) хананеи. И явился Ягве Аврааму, и сказал [ему]: потомству твоему отдам землю сию. И создал там Аврам жертвенник Ягве, Который явился ему ( Быт. 12:6–7 ). 3.1. Сихем. Авраам – это земля твоя! Ур – Халдейский, Харран, Дамаск в Сирии... Все дальше передвигается со своими стадами Авраам, далеко позади отеческая земля. Вот он уже на западном берегу Иордана. Он еще не знает, где та земля, которую обетовал Бог ему и потомству его. Он все еще странник в неизвестное, не знающий, где главы приклонить. «Поскольку намерение дать землю сию Аврааму Бог утаил от него до вступления в нее, то надобно, чтобы он имел прежде, по крайней мере, некоторые знамения, по которым мог бы давать направление своему пути. Какие они были, неизвестно» 430 . И прошел Авраам по земле сей Ханаанской [по длине ее] до места Сихема. Медленно передвигается караван. Пройдена уже половина Ханаанской земли по долине ее. Вот место Сихема, дубравы Море. Где же та земля, в которую ведет являвшийся в Уре и Харране Бог?.. И вот, в Сихеме, в центре Ханаанской земли, Бог в третий раз является Аврааму и говорит ему: потомству твоему отдам Я землю сию, Авраам! – ты уже дома! Авраам! – оглянись вокруг, ты в Земле Святой, ты в Земле Моей, ты прошел уже до середины земли, которую Я обещал тебе. Здесь, в Сихеме, Авраам узнает, что он уже давно в Земле Обетованной. Авраам, сказано, прошел до места Сихема. Позднее, при внуке Авраама Иакове говорится о городе Сихеме ( Быт. 33:18 ). (Шхем) или «Сихем» означает «плечо». Вполне возможно, что это название появилось уже после Авраама, по имени Сихема, сына Эммора [см. Быт. 34:2 ], князя земли той. С этим городом после Авраама будут связаны различные события священной истории. Там Иаков закопает под дубом [дубрава Море] языческих идолов [ Быт. 35:4 ], там будут пастбища Иакова [ Быт. 37:12–14 ]. В Сихеме Иаков купит часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова, и недалеко от того места ископает колодец [ Быт. 33:19 ; Ин. 4:12 ]. Там заблудился Иосиф, когда искал братьев своих, будучи потом продан ими в рабство египетское [ Быт. 37:15 ]. Сихем станет одним из городов-убежищ Израиля [ Нав. 20:7 ]. В Сихеме Иисус Навин собрал колена Израилевы перед смертью [ Нав. 24:1–25 ] и в нем же были погребены кости Иосифа [ Нав. 24:32 ]. После отпадения десяти колен Израилевых от Иерусалима, Иеровоам-мятежник сделает Сихем столицей Северного десятиколенного Царства [ 3Цар. 12:25 ]. Господь Иисус Христос здесь у колодца Иакова беседовал с самарянкой. Римляне возобновили это город, назвав его новым городом – Неаполем. Видоизменившись, это название превратилось в Наблус.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Глава 5 Нагорная беседа. Блаженства ( Мф.5:1–16 ). Учение о законе ( Мф.5:17–20 ). Ветхозаветные заповеди: о убийстве ( Мф.5:21–26 ), О прелюбодеянии ( Мф.5:27–30 ), о разводе ( Мф.5:31–32 ) о клятве ( Мф.5:33–37 ), о мести ( Мф.5:33–37 ), о любви к ближним ( Мф.5:43–48 ) Мф.5:1 . Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. «Взошел на гору». Почему вся эта беседа и называется обыкновенно Нагорною беседой или проповедью Спасителя. Предание указывает на эту так называемую гору Блаженства недалеко от Капернаума. Христос взошел на гору, без сомнения, потому, что с горы удобнее было проповедовать множеству народа, нежели оставаясь с ним в равнине. «Сел». Это был обычай у иудеев произносить более или менее длинные поучения сидя ( Лк.4:20, 5:3 ; Ин.8:2 ; Деян.13:14,16:13 ). «Приступили… ученики». Не из 12-ти только, но вообще следовавшие за Ним и жаждавшие слушать Его учение. Мф.5:2 . И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. «Учил». По сказанию Евангелиста Матфея представляется, что вся эта беседа ( Мф.5–7 ) произнесена за один раз на горе (ср.: Мф.5:1–8:1 ); по сказанию же Евангелиста Луки различные части этой беседы сказаны были в разное время и по разным случаям ( Лк.6:20–49 ; Мф.6:9 и далее. Ср.: Лк. 11:1 и далее; Мф. 6:25 и далее. Ср.: Лк.12:22 и далее; Мф.6:7 и далее. Ср.: Лк.11:34 и далее). В пояснение этого обыкновенно предполагают или что Евангелист Матфей сопоставил в одной длинной речи разные речи, сказанные в разное время по разным случаям, как повествует Евангелист Лука, или что части этой речи, сказанной на горе, были потом повторены Господом и в других случаях (последнее более вероятно). Дело, впрочем, не в том, так или иначе было это, – важнее знать самое учение Господа, чем исследовать, при каких обстоятельствах сказано то или другое. В тех случаях, когда невозможно прямо и положительно определить это, приходится вдаваться в догадки, мало уясняющие дело. «Учил их». «Когда слышишь слова учил их, не ду­май, что Он говорит только к ученикам Своим, но что через учеников говорит ко всем» (Златоуст; ср.: Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Содержание Введение Исследование общих особенностей книги пророка Исаии применительно к вопросу об единстве книги Изложение самого текста книги и исследование всех ее частей в отдельности с вышеуказанных сторон Глава 1-я Главы 2–4 Глава 5-я Глава 6-я Отдел 7–12 гл. Пророчество о Вавилоне и Ассуре 13–14:27 Пророчества о филист. (14:28–32), Моаве (15–16 гл.), Дамаске и Израиле (17 гл.) «Пророчество о Дамаске». (17:1–2) Пророчество об Эфиопии и Египте – 18–20 Пророчества о Вавилоне, Эдоме, Аравии, Иерусалиме и Севне. (21:1–10, 11–12, 13–17; 22:1–14, 15–25) Пророчество о Тире – 23 гл. Отдел 24–27 гл. Отдел 28–35 гл. Исторический отдел 36–39 гл. Исследование вопроса об отношении хронологии библейской и ассиро- вавилонских памятников Отдел 40–66 гл. Изложение его и исследование об его подлинности О «Рабе Господа» в отделе 40–66 гл. Заключение     Введение Господь однажды сказал неверовавшим в Него иудеям: «испытайте писаний,... та суть свидетельствующая о Мне» ( Ин.5:39 ). Это значит, что иудеи должны были тщательно исследовать смысл ветхозаветных писаний и чрез это исследование убедиться в том, что Христос, Которого они пред собою видели и слышали, действительно есть Мессия, предсказанный в Ветхом Завете; свидетельство же пророчеств, как сверхъестественное, есть свидетельство Самого Бога и потому заключает несомненную истину. Для новейших ученых отрицательного направления недостаточно простого исследования смысла св. ветхозаветных книг: они отрицают саму подлинность многих книг и принадлежность той или иной из них одному писателю; а в отрицании единства книг – особенно пророческих – находят удобный путь к обоснованию своих взглядов и оправданию неверия. Необходимо поэтому «исследовать» предварительно вопрос об единстве книги, а затем уже сам смысл книги. – В чем заключается важность для отрицательной критики вопроса об единстве пророческих книг, – это ясно можно видеть, если ближе определить существенные особенности и значение пророчеств. Ветхозаветные пророчества, согласно взгляду на них самой Библии , были явлением сверхъестественным, необъяснимым ни из каких естественных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #88eac19c18 Закрыть Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 4 Анатолий Байбородин   00:16 19.02.2019 1032 Время на чтение 16 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 ХРИСТИАНСКОЕ В КРЕСТЬЯНСКОМ Крест Господень и крестьяне... Повторю изначально реченное: для русского народа, до начала минувшего века сплошь земле­дельческого, национальная история - история крестьянской жизни, история развития народных душ от испуганного и по-детски восторженного одухотворения природы и природных стихий, от языческого идолопоклонничества к душеспасительной вере в Единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, в Единого Бога Иисуса Христа, Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всех век. В Святом Благовествовании речено: «...Выходя, они (иудеи и римские войны, что вели Христа на распятье, - А.Б.) встретили одного Киринеянина (слышим, крестьянина. - А.Б.), по имени Симона; сего заставили нести Крест Его» (Мф.27:32). Православные сельские жители, возглашая: мы, крестьяне, слышали, чуяли душой в сем слове Крест, ибо русские крестьяне, в отличии от иных мирских сословий, худобожиих и чужебесных, со Святого Крещения и до воцарения богоборцев смиренно несли Крест Господень во Имя Христа Бога. С крещенными веками христианское в мировоззрении сельских жителей причудливо сплелось с крестьянским: крестьяне не токмо учеников Христа, до апостольского служения рыбаков, пастухов, виноградарей, хлеборобов, но и Сына Божия причислило к своему крестьянскому сословию. Для сего сельские мудрецы изыскали в описаниях земного обетования Иисуса Христа изрядно крестьянского: воплотился в крестьянско-ремесленной среде, до тридцати лет плотничал и, надо думать, попутно занимался земледелием, что было неизбежно в патриархальном царстве-государстве, и даже был по-крестьянски бережлив: «...И когда насытились, то [Христос] сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало...».(Ин.6:12)

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/19/...

В книге Левит мы читаем следующее: «и поставлю завет мой в вас, и не возгнушается душа моя вами и похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете ми людие» ( Лев.26:11–12 ). Сии слова, «буду вам Бог, и вы будете ми людие», находятся и у других Пророков, а именно, у Иеремии, Иезекииля и Захарии ( Иер.31:33:32:38 ; Иез.11:20:37:27 ; Зах.8:8 ). Здесь должно приметить, как Богомудрый Апостол, по Апостольской благодати, в нем сущей, взял из книги Левит слова не слово в слово, но по выбору приличному к мысли, и приспособил оные к верующим во Иисуса Христа, по их истинному смыслу и цели, с которою они были предречены Богом. Почему вместо «в вас», он положил «в них» : вместо, «поставлю завет Мой», он употребил истолковательное того слово: «вселюся», а о сих: «не возгнушается душа моя вами», для сокращения речи умолчал. Примечания также достойно и составление речи. Во-первых, полагает, как бы первую часть оной 15 . «Вы есте Церкви Бога жива». Вы, говорит, Христиане, есте жилище Бога, не Бога тленного и смертного, каковы были боги идолопоклонников, то есть, бренные изваяния и смертные люди, но Бога нетленного и бессмертного, который есть Бог живый и пребываяй в бесконечные веки. А потом тотчас приводит и доказательство: Бог утвердил сие, сказал: «вселюся и похожду в них», то есть в верующих в мя, «и буду им Бог», а они будут возлюбленным и избранным народом Моим. То же самое обещал и Господь наш, Иисус Христос, любящим Его: «Аще кто любит Мя», сказал Он, «слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). В Ветхом Завете для того так сказал Бог: «поставлю завет мой 16 и похожду», дабы показать тем имеющее быть пременение закона: ибо как сень или палатка, так и ходящий, переменяют место: а в Новом сказал Он: «приидем и обитель сотворим» для того, дабы показать чрез то неизменяемость и твердость Евангельского учения и Евангельских дарований. Каким же образом Бог вселяется в нас и ходит? Вселяется Он, просвещая, укрепляя и усиливая нас благодатию Пресвятого Духа Своего: а ходит в нас, последствуя, руководствуя и содействуя нам во всяком деле блазе. После сего доказательства выводит Апостол из оных Пророческих слов следующее заключение:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Некто из красноречивых законоведцев вопросил старца (св. Марка) подвижника, говоря: «Прошу тебя, вразуми меня, желающего узнать, на чем основываетесь вы, иноки, утверждая, что обижающих нас не должно предавать суду, и что вы делаете, удаляясь от чувственных вещей и дел? Я очень порицаю вас за это, как людей, противозаконно устраняющих суд и противоестественно (предпочитающих) праздность. Если же узнаю, что вы делаете это из любомудрия; то необходимо и сам, оставив такое порицание, поревную вашей добродетели». Подвижник, помолившись сперва в уме, отвечал ему так: «Если ты, ученый муж, желаешь убедиться в этом, то тебе следовало бы научиться сему от людей, хорошо это знающих, ибо мы находимся еще в числе учащихся. Но поскольку ты, как сказал, по собственному желанию пришел к невеждам, желая удостовериться в сказанном (тобою), то слушай. Иноки не держатся мудрования, противного Церкви, но стараются следовать мудрованию Христову, по словам апостола: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Иже, во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп.2:5–7 ). Знай же, что такой образ мыслей и жизни дарован Богом и порождает великую добродетель – смиренномудрие. Совершать же сие дело заповедал Господь в Церкви, сказав: «делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный» ( Ин. 6:27 )». Законоведец сказал: «Прошу (тебя, скажи нам), чтобы и мы узнали: какое это дело?» Подвижник отвечал: «То, чтобы молитвой искать Царствия Божия и правды Его, которое «внутрь нас», как сказал Господь ( Лк. 17:21 ), обещавший ищущим его «приложити» и все потребное для тела ( Мф. 6: 31 ). Как же ты нас, услышавших сие от Господа, уверовавших (слову Его) и по мере сил своих исполняющих его, называешь действующими не по естеству? Если же тебе видится это противоестественным, то познай, кого ты порицаешь – Бог заповедал это. Подобно сему и то, чтобы обижающих (нас) не предавать суду, есть заповедь Божия. Каким же образом исполняющие ее поступают противозаконно, когда Бог сказал чрез пророка: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Втор.32: 35 ); и Христос в Евангелии: «не судите, и не судят вам: (и) не осуждайте, да не осуждены будете: отпущайте, и отпустят вам» ( Лк.6:37 ), и апостол говорит: «прежде времене ничтоже судите» ( 1Кор. 4:5 ); и еще: «не себе отмщающее»; и в ином месте: «ты кто еси судяй чуждему рабу» ( Рим.12:19, 14:4 )? Кто же после всего этого установил более праведные законы? Кто, считая себя безгрешным, хочет прежде времени судить обижающих, а старающихся исполнить закон Божий обвиняет в законопреступлении и незлобие называет злобою?»

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная в храме Святого Андрея Первозванного Патисион 12 апреля 1975 года. Дорогие мои чада! Человек, о котором повествует сегодняшнее Евангелие (см.: Мк. 7:32–37 ), глухой и косноязычный, вызывает у нас особое сострадание. Для Господа он – жаждущая общения душа, но при этом сама не способная ни воспринимать звуковые сообщения людей, ни через звуки оформлять собственные мысли и выражать себя перед стоящим возле нее Господом. Некто глухой и косноязычный, неспособный ни слышать, ни говорить. Господь, видя столь великое несчастье – душу, не могущую обратиться к своему Спасителю, как сказано в Евангелии, вздохнул. Вздохнул Он и перед четырехдневным Лазарем (см.: Ин. 11:38 ), вздохнул и перед глухим. Но что различает их – погребенного мертвеца и косноязычного? Стоя перед косноязычным, Господь промолвил одно лишь слово – «еффафа», что значит «отверзись». Уши, откройтесь, откройтесь, уста! И тотчас заговорил наш глухой и косноязычный. И тотчас отверзсяу него слух и разрешились узы его языка ( Мк. 7:35 ), и уши настроились на волны, исходящие от Бога, стоящего рядом. Дорогие мои, вам кажется, что это дела давно минувших лет? А я думаю и прихожу в особый трепет от одной только мысли: ведь глухие и косноязычные – все мы перед Господом. Кто из нас мог бы с уверенностью сказать, что ему довелось разговаривать с Богом и быть услышанным Им? А кто признается в том, что отверз свой слух и принял в себя, глубоко запечатлел в сердце сказанное Господом? Кто из нас хранит всегда отверстыми уста и уши для Бога? Напротив, глухие и косноязычные, ежедневно предстоим мы перед Господом. Давайте, дорогие мои, разберемся, что такое «еффафа». Это: «отверзтесь, уши», «отверзтесь, уста», с которым обращается Господь к каждому из нас. Как с помощью одного слова разрубить наши с вами гордиевы узлы и сделать возможным общение человека с Богом? Стоя перед Богом, мы понимаем: чтобы услышать Его и заговорить с Ним, необходимо завязать личный разговор с Господом посредством ума. Ведь Бог есть Дух, и следовательно, Он осуществляет общение с человеком только через ум. Бог слышит нас, воспринимая волны, посылаемые умом и исходящие через уста. Но важно понять: ум способен направлять Богу сигналы и не прибегая к помощи уст. Наш ум может напрямую беседовать с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Скачать epub pdf Часть 2. Общие вопросы Средства содержания пастырей Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни. Опровержение Возражений. Покрытие пастырями своих голов во время богослужений. Опровержение возражений. Благословение священническое. Целование руки пастырей. Нравственные недостатки пастырей. Суд над пастырями принадлежит епископу. Отношение пасомых к пастырям. Учение отцов и учителей Церкви. Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни В Ветхом Завете Бог заповедал народу еврейскому давать содержание священству ( Чис.18:19–32 ; ср. Евр.7:5 и др.). В Новом Завете Господь Иисус Христос и апостолы так учили: «трудящийся достоин пропитания” 279 ( Мф.10:10 ). «Трудящийся достоин награды 280 за труды свои» ( Лк.10:7 ; ср. Лк.8:3 ; Ин.12:6 ). «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» ( Фил.4:16–18 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада..? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:7–14 ). «Другим Церквам я причинял издержки, получая от них содержание (слав. «оброк» οψνιον содержание, вознаграждение, награда, жалованье) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (τημς от τημ – цена, плата), особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:14 ). Апостол повелевает заботиться о материальном положении пресвитеров, особенно, если они трудятся в слове и учении. В следующ. стихе (18) ап. яснее выражает свою мысль, приводя твердое основание сказанному: «ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего», – а также: «трудящийся достоин награды своей». Опровержение Возражений. Сектанты говорят: 1) православное духовенство должно бесплатно совершать все требы: «даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди..». ( Мф.10:8–9 ). 281

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Часть третья. Этюд второй. Вера Израиля. Авраам Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. ( Рим. 4:3 ). На трех добродетелях, на трехсоставном камне зиждется духовная жизнь народа – на вере, надежде и любви. Все непрочно и проходит, а пребывают сии три: вера, надежда, любовь… ( 1Кор. 13:13 ). Имел свою веру, свою надежду и упование, свою любовь единственный в древности Божий народ, народ Израильский. Вера, упование и любовь Израиля были совершенно не такими, как у других народов. Свои отличительные особенности имеет любой народ. Но здесь, речь идет не об отличительных особенностях народа, а о Божественном даре народу Божию. Речь не о субъективных особенностях израильтян в их веровании и уповании, которые существуют, но не столь уж важны. Суть в богодарованности и богооткровенности веры народа Израильского. Речь, в основе своей, будет не о том, как веровал, как надеялся и как любил этот народ, но о том, как Бог ему открывался и какую даровал веру, как Бог любил свой народ и какое даровал ему упование. Своеобразно то, что у истоков веры, любви и упования Израиля стояли конкретные личности. На их примере, их личностях и жизни и явил Господь эти дарования Своему народу. Вера Израиля – это вера Авраама. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность ( Рим. 4:3 ). Любовь Израиля и любовь Божия к Своему народу открылись через Моисея. С именем Моисея связан пасхальный исход народа израильского из Египта и Закон. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14:15 ), – сказал Христос. Огонь любви – в пламени Божественных заповедей. Любовь Божия даровала Израилю свою славу и свое имя. Упование Израиля состояло в мессианской благой вести Самуила и пророков ( Евр. 11:32 ). «Разве не блаженны те, верою которых свидетельствуется сам Бог, когда говорит: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова ( Исх. 3:6 )» – св. Амвросий Медиоланский 376 . Велика была вера Авраама и верность его Богу, он был абсолютно предан, Призвавшему его. Но мужи веры были и кроме него. Почему же именно Авраам стал отцом всех верующих в обрезании и необрезании, всех, ходящих по следам веры отца нашего Авраама ( Рим. 4:11–12 )? Дело в том, что ко времени Авраама иссякла вера Божия на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010