Слово «истина» неоднократно встречалось нам на страницах четвертого Евангелия начиная с пролога ( Ин.1:17 ). Мы помним слова Иисуса, адресованные иудеям: И познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:32 ). Мы также помним, что, говоря об Иоанне Крестителе, Иисус приравнял свидетельство о Себе к свидетельству об истине ( Ин.5:32–33 ). На вопрос Пилата – Что есть истина? ( Ин.18:38 ) – Иисус ничего не ответит. Этот ответ Он дает сейчас, на Тайной Вечере: истина – не отвлеченное философское понятие. Истина – это Он Сам, воплотившийся Сын Божий, пришедший в мир, чтобы указать людям путь к Богу и повести их этим узким путем через тесные врата ( Мф.7:13–14 ) в дом Своего Отца. Слово «жизнь» напоминает нам о том, что Иисус говорил Марфе перед воскрешением Лазаря: Я есмь воскресение и жизнь ( Ин.11:25 ). Оно также напоминает о словах Иисуса в беседе с иудеями о небесном хлебе: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:40 ). Термин «жизнь» употребляется в значении жизни вечной: Иисус говорит о Себе как о жизни в преддверии Своей смерти, за которой последует воскресение. Знание и видение Сына Божия означает знание и видение Бога. Здесь Иисус возвращается к теме, которая звучала в Его беседах с иудеями: Видящий Меня видит Пославшего Меня ( Ин.12:45 ). Но если там Иисус обвинял иудеев в духовной слепоте, то здесь, напротив, Он говорит ученикам о том, что они знают и видели Отца. На просьбу Филиппа показать ученикам Отца Иисус отвечает призывом видеть Отца в Нем – Его Единородном Сыне: если вы не верите Моим словам, верьте, по крайней мере, моим делам. Опять же, эта тема уже звучала в полемике с иудеями ( Ин.10:37–38 ). В Ветхом Завете люди узнавали о невидимом Боге через Его чудеса и знамения. В Новом Завете лик Божий открывается через лик Иисуса, а свойства Бога – через чудеса и знамения, совершаемые Его Сыном. Эти чудеса и знамения, которые в четвертом Евангелии именуются «делами» (ργα), будут продолжаться и далее в жизни основанной Им Церкви. О каких «бóльших» делах говорит Иисус ученикам? Очевидно, о тех, которые они совершат в предстоящем им миссионерском походе: о массовых обращениях в христианскую веру, об исцелениях, изгнаниях бесов, воскрешениях. Этому обещанию созвучно то, что в Евангелии от Марка воскресший Иисус говорит перед вознесением на небо: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:17–18 ). Рассказами о чудесах апостолов наполнена книга Деяний. Продолжая речь, Иисус обещает вернуться к ученикам после Своего воскресения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ариане говорят, что написано: Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня ( Ин.12:44 ). Но вы взгляните на продолжение и увидите, как Сын Божий считает необходимым, чтобы Его видели! Следуют же такие слова: И видящий Меня видит Пославшего Меня ( Ин.12:45 ), то есть в Сыне мы видим Отца. Он объяснил то, что Он прежде обещал: верующий в Сына исповедует Отца, тот же, кто не знает Сына, не знает и Отца: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца, и Сына ( 1Ин.2:23 ). 121. Quid est ergo non credit in me? «Non in id», inquit, «quod corporaliter cernitis, non in hominem tantummodo, quem uidetis». Non enim in hominem tantummodo credendum adseruit, sed ut credas quia Iesus Christus ipse est et dei filius et homo. Propter quod et utrumque ait: A me ipso non ueni, et alibi: Ego sum principium, quod loquor uobis. Quasi homo a se non uenit, quasi dei filius non ex homine principium habet, sed «sum, inquit, ipse principium quod loquor uobis, neque humana, sed diuina sunt, quae locutus sum». Что же значит: не в Меня верует ( Ин.12:44 )? Это означает веру не в телесное и зримое, не только в человека, которого вы видите. Он побуждает тебя верить не только в человека, но верить, что Сам Иисус Христос и Сын Божий, и Человек. Вот почему в одном случае Он говорит: Я пришёл не Сам от Себя ( Ин.7:28 ), – а в другом: Я от начала Сущий, как и говорю вам ( Ин.8:25 ). Как Человек Он пришёл не от Себя, как Сын Божий Он имеет начало не от человека: Я от начала Сущий, как и говорю вам, и возвещаю вам не человеческое, но божественное 633 . 122. Neque enim fas est credere quod negauerit in se esse credendum, cum ipse dixerit: Vt omnis qui credit in me, in tenebris non maneat, et alibi: Haec est enim uoluntas patris mei, qui me misit, ut omnis, qui uidetfilium et credit in eum, habeat uitam aetemam, et alibi: Credite in deum, et in me credite. Невозможно согласиться, что Его слова отрицают веру в Него, когда Он Сам сказал: Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин.12:46 ), – и в другом месте: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную ( Ин.6:40 ); и в другом месте: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

– Народ, т. е. масса или большинство (в противоположность другим – меньшинству, некоторым только из народа), слышал только звук и говорил, что это гром; другие же слышали членораздельный голос и говорили, что это Ангел говорит Ему; вероятно, слыша членораздельные звуки, они не понимали, однако, их, потому что в противном случае слов сказанных они не придали бы ангелу, так как в связи с молитвой Господа слова Голоса необходимо было бы приписать Самому Отцу Небесному. Господь и, может быть, апостолы и слышали слова и понимали смысл их, что, по крайней мере, один из них – Иоанн – записал как голос с неба с определёнными словами и их смыслом. Такое неодинаковое впечатление небесного голоса на людей с неодинаковым духовным состоянием и настроением мы видим при обращении ко Христу Савла: при явлении ему Иисуса Христа был голос с неба; Савл слышал этот голос и понимал смысл обращённых к нему слов, из бывших же с ним и тоже поражённых явлением одни слышали голос, но не понимали изрекаемого, а другие и голоса не слыхали (ср. Деян. 9:1–7, 22:6–9, 26:12 и далее). 30. Ин. 12:30 . Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ин. 12:44, 11:42 . 31. Ин. 12:31 . Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. Ин. 9:39, 16:11, 14:30 ; Лк. 10:18 . 32. Ин. 12:32 . И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Ин. 3:14, 8:28, 11:52, 6:44, 14 д. 33. Ин. 12:33 . Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт. Ин. 18:32 . На это сказал: точнее – отвечал, т. е. на говор народа, что это гром, и других – что это речь ангела. Отвечает Он на этот говор не опровержением его и не объяснением изречённого с неба, а опровержением того, что в этом говоре было гибельного для самого народа, а потом – разъяснением важности самого этого события. Взор Господа видел в этом говоре то опасное заблуждение, что народ не поставлял этого голоса ни в какое отношение к себе, как будто он был вовсе не для него. Господь прямо и решительно объявляет народу, что этот небесный голос был собственно для народа, а не для Него Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Объясн. Бог именуется живым в противоположность идолам, которые были мертвы, потому что они ничто в мире: 1Кор.8:4 . В противоположность им Бог именуется живым как вечно сущий, имеющий в Себе полноту жизни: Ин.5:26 . Изображение живого и истинного Бога не есть «ничто» в мире. Мертво дерево, мертвы краски, но изображаемый красками лик не мёртв, – он соответствует действительно бывшему явлению вечно живого Бога; явления же эти были пророкам Исаии: Ис.6:5 , Даниилу: Дан.7:13–14 , при крещении Спасителя: Лк.3:22 , и во всей истории сошествия на землю Иисуса Христа: 1Тим.3:16 . 1Тим.3:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе». Объясн. Бог явился во плоти, и, присоединим, сделавшись видимым, соделал достопоклоняемым Свой видимый образ, или Своё изображение: Ин.14:9:1:14 ; Гал.3:1 . Откр.4:2–3 . «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису». Объясн. Описание наружного вида, в котором явился Тайновидцу Бог Отец, изобличает самоуверенность тех, которые отрицают всякую возможность изображать и представлять Божество в видимом образе. Правда, мы не должны думать, что Божество само по себе, по существу Своему, подобно золоту, или серебру, или камню: Деян.17:29 . Однако невидимый Бог, когда благоволил явиться Иоанну, то принял видимый образ и представлялся подобным человеку, сидящему на престоле, и вид Его был, как вид ясписа и сардиса, драгоценных каменьев. Этим дана возможность верующему человечеству изображать Бога в тех образах, в коих Он благоволил показать Себя: Дан.7:9:13–14 ; Ин.1:14 ; Лк.3:22 . Исх.33:20 . «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Объясн. Здесь говорится о невозможности видеть Господа по Его существу, ибо если Господа не мог видеть Моисей, с которым «говорил Господь... как бы говорил кто с другом своим»: Исх.33:11:23 , то тем более не могли видеть Его другие люди. По сему в Новом Завете прямо сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»: Ин.1:18 , и далее: «Бог явился во плоти»: 1Тим.3:16 ; сравн. Кол.2:9 . В тех видах, в каких Господу угодно было являться людям, православные христиане и изображают Его на святых иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». ( Ин.14:6 ); «потому что через Него, и те, и другие, имеем доступ к Отцу» ( Еф.2:18 ); «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам». ( Ин.10:7 ); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». ( Ин.10:9 ). Конечно для спасения есть и другие условия, как вера, покаяние, евхаристия и богоугодная жизнь. Но к Богу кроме как через Иисуса нет пути: «Я есмь путь» ( Ин.14:6 ). «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин.5:40 ); «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» ( Мф.7:23 ); «...Господи! Господи! отвори нам... истинно говорю вам: не знаю вас». ( Мф.25:11,12 ); «Истинно, истинно говорю вам: кто не через дверь входит во двор овчий, а влезает иным путем, – тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 , ПЕК). Кто не общается с Господом, того Господь, по сути, и «не знает». Кто ищет спасения вне Иисуса, тот не сможет найти Бога. Такие люди пытаются незаконно взять спасение, тогда как оно дается только через Христа. Свидетели Иеговы уводят от Христа людей, которого считают лишь за ангела, недостойного Божьей сущности, а значит и полноценного внимания. Создается лишь иллюзия того, что члены организации вступили в полноценные взаимоотношения с Богом. С помощью Библии мы видим, что Христу можно молиться, а значит, настоящие христиане и должны молиться Ему, призывать Его в нашу жизнь. Здесь видна вся ужасность и бессмысленность положения тех, кто ежедневно навязываются простым людям как «единственные истинные христиане». Более того, Свидетели Иеговы против молитвы к Иисусу, для них это равнозначно признанием Его Богом, чего они упорно не хотят. Какой же выбор вы сделаете: превознести Христа, или принизить? Принять, обратиться или отвергнуть? Насколько велик был выкуп? Свидетели Иеговы учат, чтобы выкупить людей из грешного состояния из-за грехопадения Адама, Иисус Христос обязан был заплатить Богу соответствующую «цену» – свою безгрешную человеческую жизнь. Но Свидетели Иеговы считают, что для этого искупления людей от греха, нужен был полный эквивалент Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Скачать epub pdf Глава VIII Ин.8:1 .  Иисус же пошел на гору Елеонскую. Иисус же иде в гору Елеонску, избегая ночного нападения. Ин.8:2 .  А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Заутра же паки прииде в церковь , и вси людие идяху к Нему. И сед учаше их. Людьми называет здесь тех, которые говорили: «Сей есть воистину пророк» ( Ин.6:14 ), и тех, которые говорили: «Сей есть Христос»; а иудеи, негодуя на это, смотри, как лукавят. Ин.8:3–4 .  Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; Приведоша же книжницы и фарисее к Нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде, глаголаше Ему: Учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии; " Ныне» ( π´ ατοφρ – на месте преступления) значит – явно, открыто, так что не может ничего возразить. Ин.8:5–6 .  ...а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. ...в законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши? Сие же реша искушающе Его, да Быша имели что глаголати Нань. Зная, что Иисус Христос милосерд и сострадателен, они думали, что Он пощадит жену, и таким образом они будут иметь обвинение против Него в том, что Он противозаконно щадит ту, которая по закону должна быть побита камнями. Ин.8:6 .  Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая [им]. Так обыкновенно часто делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили. Ин.8:7 .  Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Якоже прилежаху вопрошающе Его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде (первый) верзи камень на ню.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Ритуальные, национальные, социальные, экономические ( Иак.2:1 сл.) и все прочие отличия потеряли силу или, лучше сказать, не составляют граней для универсальности Церкви. Дихотомическое деление человечества на обрезанных и необрезанных исчезло; в Церкви Христовой обрезание – ничто, и необрезание – ничто ( 1Кор.7:19 ), ни то, ни другое не имеет силы ( Гал.5:6, 6:15, 11 ; 1Кор.7:18 ; Гал.2:9 ; Гал.2:3 ; Гал.5:2 ; Деян.21:21 и др.), потому что Господь Иисус есть мир обрезанных и необрезанных, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном Теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на Нем ( Еф.2:14–16 ). Сам Господь говорил: «Слушайте Меня все» ( Мк.7:14 ) 684 ; никто не лишён возможности слышать проповедь Евангелия, дабы все чтили Сына ( Ин.5:23 ), да будут все едино... и да уверует мир, что Отец послал Сына ( Ин.17:21 ). Христос предсказывал, что когда вознесен будет от земли, то всех привлечет к Себе ( Ин.12:32 ); а пророк Исаия пророчествовал, что пред Ним преклонится всякое колено, и что всякий язык будет исповедывать Бога ( Ис.45:23 = Рим.14:11 ). Эта универсальность в назначении Церкви есть необходимое следствие всеобщности греха. Полная победа над великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщающим всю вселенную ( Откр.12:9 ), есть возглавление всего Христом ( Еф.1:10 ). Если ни место, ни внешнее состояние верующего не может служить к исключению его из Тела Христова, то – не препятствие к соединению с Ним и то или другое время, та или другая эпоха, в которую выпало жить верующему. Господь обещал пребыть с верующими во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) 685 и, значит, тем более, по окончании этого века, когда наступит век грядущий, когда всё будет возглавлено Христом, всё войдет в состав Его Тела. Дух Утешитель, освящающий Церковь и верующих, пребудет с нею и сними вовек ( Ин.14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Деян. 17:7 . Мудрое слово Господа понравилось Пилату (ср. Феофил. и Злат.). С этого, т. е. слова, по действию этого слова (ср. 6:66), и с этого времени Пилат искал отпустить Его. Так как и ранее сего Пилат изъявлял желание отпустить Господа, то выражение евангелиста означает, что с этого времени Пилат особенно решительно вознамерился и употреблял усилия отпустить Господа. В чём состояли эти усилия, евангелист не говорит, но они не привели к цели, и решимость оставила Пилата перед угрозами иудейского Синедриона. Обвинители, видя, что никакие обвинения их не действуют на прокуратора, решились прибегнуть к крайнему средству – угрозе обвинить самого прокуратора в измене римскому императору. Тогдашний император или кесарь римский Тиверий был жестокий и подозрительный деспот. Доносы в измене величеству были принимаемы им с большой благосклонностью (Тацит, Annal. III, 38), и таким доносом решились пригрозить Пилату обвинители Господа, если он отпустит Его. – Ты не друг Кесарю: т. е. неверен, изменник императору, если не присудишь к смертной казни того, кто выдаёт себя за царя (делает себя царём, ср. 10:33) и, следовательно, бунтует (якобы) против императорской власти. 13. Ин. 19:13 . Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Мф. 27:19, 24 ; Деян. 25:6 . 14. Ин. 19:14 . Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Ин. 19:31 ; Мк. 15п.; Мф. 27:45 . 15. Ин. 19:15 . Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Ин. 19:6 ; Лк. 23:18 ; Деян. 3:13 . 16. Ин. 19:16 . Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. Мф. 27п., 27 п., 32 д. Услышав это слово: этой угрозой дело было окончено, твёрдость и решимость оставили римского чиновника, опасение за свою жизнь превозмогло, и – предание Господа на распятие было решено. Пилат формально и торжественно оканчивает суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И опять-таки, рассказывающий о творении мира великий служитель Моисей: «В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды» ( Быт.1:1–2 ). Подобно же и великий Павел говорит: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). И Сам Отец говорит через великого пророка: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут» ( Иоил.2:28 ). И Сам Господь, придя спасти род наш человеческий, собственным голосом сказал: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), и «Я есмь Истина» ( Ин. 14:6 ), и «Не оставлю вас сиротами» ( Ин.14:18 ), но «Пошлю вам Утешителя, Духа истины» ( Ин.15:26 ). Итак, Дух во Истине, а Истина в Отце. Вот Троица нераздельная, триплетеная вервь, посредством которой мы вяжем снопы и приносим Отцу. И посему и эти [еретики] также с ариоманитами почили. 6 . Скажем мы и несчастному Павлу Самосатскому, говорящему, что с того момента, как [Господь] родился от Неискоумужной Девы, Он стал именоваться Сыном 12 . Неразумный, разве ты не слыхал, как Сам Господь говорит иудеям, когда неблагодарные иудеи говорили Господу: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и ты видел Авраама?» ( Ин.8:57 ). Он ответил им и сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 )? Итак, если прежде чем Авраам был, Он есть, то как ты говоришь, что Он стал Сыном после Своего Пришествия во плоти? Разве ты не слышал у Приточника, как Сама Премудрость говорит: «Аз бех, о Нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его» ( Притчи.8:30 ), что сотворил вселенную и соприсутствовал с Ним? И вновь говорит великий Приточник: «Бог премдростию основа землю» ( Притчи.3:19 ). Итак, Он всегда есть в Отце. И великий апостол: «Христос есть, Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Что это говорит безумный Самосатец, но и сей – превратив в воду божественное сие вино и испив и будучи биен, погиб вместе с ариоманитами. [Col. 513] 7 . Скажем и нечестивейшим манихеям – этим мутным осадкам пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Ин.13:6 .  ...и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?: ...и глагола Ему той: Господи, Ты ли мои умыеши нозе? Ты, Сын Божий? Петр сказал это в изумлении к такому делу, так как сильно благоговел пред Господом. Ин.13:7 .  Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь,... Отвеща Иисус и рече ему: еже Аз творю, ты не веси ныне,... чему Я учу таким делом. Ин.13:7 .  а уразумеешь после. ...уразумееши же по сих, когда Я объясню. Действительно, немного спустя, Господь сказал: «аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе» ( Ин.13:14 ). Или – «уразумеешь после», т.е. когда увидишь, что Я вознесся на небо, когда сойдет на вас Утешитель, – тогда ты уразумеешь, каков Я, какое дело Я совершил и для чего. Ин.13:8 .  Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Глагола ему Петр: не умыеши ногу моею во веки, т.е. никогда. Петр стоял на своем, но из уважения и глубокого благоговения пред Учителем, то Ин.13:8–9 .  Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Отвеща ему Иисус: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною. Глагола Ему Симон Петр: Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу. Иисус Христос не сказал Петру, зачем Он делает это, потому что знал, что от этого Петр не убедится, а еще больше будет противиться Ему. Так как Петр противоречил Иисусу Христу вследствие сильной любви к Нему, то этою же любовью Иисус Христос и воспользовался, чтобы убедить Петра. Пригрозив ему лишением любви, Иисус Христос тотчас склоняет его и делает так, что Петр сам теперь просит о том, о чем прежде просили его, и высказывает теперь такую же готовность, какое прежде высказал сопротивление, и даже большую; потому и говорит: «не нозе мои токмо, но и руце и главу». Таким образом, Петр и сначала противоречил, а потом согласился только вследствие сильной любви к Иисусу Христу. Ин.13:10 .  Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010