Письмо 2; ed. Courtonne, 224–233=рус. пер. 3, 7–8. 509 PG 37, 1460–1464=2.86–87. 510 PG 37, 1466–1467=2.88. 511 Письмо 125; ed. Gallay, 92=2.481. 512 PG 37, 1349=2.253–254. 513 PG 37, 1350–1351=2.254. 514 См. Lampe. Lexicon, 1317–1318. 515 " Великий Собор решительно определил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону и вообще никому из состоящих в клире не дозволялось иметь в доме сожительствующую женщину, исключая разве матерь, или сестру, или тетку… " Правило относится, естественно, к безбрачным клирикам. 516 PG 37, 88–93=2.172–173. 517 Слово 2–е (в рус. пер. Слово 3–е). Об этом трактате и о взглядах Григория на " " царственное священство " " см., в частности, Portmann. Paidagogia, 125–136. 518 Ср. 1 Кор.12:12–27; Кол. 1:18 и др. 519 Сл. 2, 3, 3–5, 8; SC 247, 88–92=1.24–25. Ср. идею порядка в Церкви по образу порядка, существующего в устройстве вселенной, в Сл. 32, 8–13; SC 318, 100–112=1.466–469. 520 Ср. Пс. 22:1; 79:2; Ис. 40:11; Иерем. 31:10 и др. 521 Ср. Иезек. 34; Иерем. 23:1–4 и др. 522 Ин. 10:11–16. 523 Лк. 15:4–7. 524 Ин. 21:15–27. 525 Риторический прием сравнения широко используется как в этом, так и в других Словах Григория. 526 Сл. 2, 9–12; SC 247, 100–106=1.26–28. 527 Сл. 2, 16, 3–6; 110=1.29. 528 Сл. 2, 13, 1–14, 10; 106–108=1.28. 529 Сл. 2, 14, 10–13; 108=1.28. 530 См. Daniйlou. Platonisme, 309; Rondeau. Exйguse, 517–531. 531 1 Тим. 4:12. 532 Сл. 2, 16, 6–18, 11; 110–114=1.29–30. 533 1 Пет. 3:11. 534 Ср. Быт. 1:26. 535 Ср. Еф. 3:17. 536 Т. е. принявшего св. крещение. 537 Сл. 2, 21, 1–22, 15; 116–120=1.31–32. 538 Сл. 2, 71, 1–12; 73, 11–18; 182–186=1.50–51. 539 Сл. 2, 91, 17–19; 208=1.56. Ср. Сл. 2, 53, 11–12; 160=1.43. 540 Сл. 2, 50–69; 156–182=1.37–50. 541 Сл. 2, 35, 1; 132=1.36. 542 Сл. 2, 35, 8–36, 7; 134–136=1.36. 543 Сл. 2, 37–38; 136–140=1.36–37. 544 Сл. 2, 39, 4–6; 140=1.37. 545 Ср. Исх. 30:10. 546 Ср. Рим. 12:1. 547 Ср. Пс. 49:14. 548 Ср. Пс. 50:19. 549 Выражение " " вместообразные " " встречается в Литургии св. Василия Великого и относится к хлебу и вину Евхаристии, под " " образом " " (видом) которых верующим преподается Тело и Кровь Христа. 550

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

666 3 Цар. 19, 4–8. 667 Деян. 12, 1–11. 668 Деян. 8, 39–40. 669 Дан. 14, 31–39. 670 Дан. 3, 50. 671 Деян. 2, 2. 672 Поуч. 17, о Святом Духе, гл. 5. 673 Икос 8 Акафиста Божией Матери. 674 Лк. 1, 11. 675 Лк. 1, 26–38. По преданию Церкви, Архангел Гавриил предстал Богоматери в виде человека. 2 стихира Акафиста Божией Матери. 676 Мк. 16, 5. 677 Мф. 28, 2–3. 678 Ин. 20, 11–12. 679 Мф. 12, 43–45. 680 Иов. 1, 7. 681 Мф. 4, 1–11. 682 Чис. 22, 22–23. 683 Natura horret vacuum. 684 Деян. 12, 23. 685 2 Цар. 24, 15–17; 1 Пар. 21, 15–27. 686 4 Цар. 19, 35. 687 Иов. 2, 7, 6. 688 Лк. 13, 16. 689 Тов. 3, 8. 690 Описание чудотворных икон Афона и письма Святогорца. 691 Мф. 22, 30; Лк. 20, 36. 692 Лк. 2, 8–15; Пс. 6, 3. 693 Тов. 6, 8–18; 8, 2–3. 694 Быт. 18, 1–2. 695 Нав. 5, 13–15. 696 Суд. 13, 6–20. 697 Лк. 24, 4. 698 Деян. 1, 10–11. 699 Деян. 10, 30. 700 Дан. 3, 49. 701 Дан. 3, 91–95. 702 Дан. 9, 21. 703 Дан. 10, 5–6. 704 Дан. 12, 7. 705 Деян. 5, 19–20. 706 Мк. 9, 25. 707 Лк. 11, 14. 708 Мф. 13, 28. 709 Апок. 12, 9. 710 Пс. 73, 19. 711 Быт. 3, 1. 712 Лк. X, 18; Апок. 13, 9. 713 Иов., главы 29–41. 714 Мф. 18, 10. 715 Мф. 22, 30. 716 Евр. 1, 14. 717 Мф. 24, 31. 718 Еф. 6, 12. 719 Апок. 12, 7–9. 720 Иов. 1, 7; 2, 2. 721 Еф. 6, 12. 722 Еф. 2, 2. 723 Лк. 8, 33. 724 Лк. 8, 29. 725 Ис. 14, 15. 726 Апок. 20, 1–7; слич. 1, 18. 727 Лк. 24, 39. 728 Еф. 6, 12. 729 Homilia, quod Deus non est auctor malorum. Tom. III, Pag. 351–352. 730 Слово о душе. 731 Апок. 6, 9. 732 Апок. 7, 9. 733 1 Цар. 28, 14. 734 Мф. 17, 2 и далее. 735 Святой Кирилл Иерусалимский. Огласительное слово 14, гл. 19. 736 Мф. 27, 52. 737 Втор. 34, 6. 738 2 Кор. 12, 3. 739 Об этом подробно изложено в «Слове о смерти». 740 Четьи-Минеи, 3 марта. 741 1 Кор. 15, 39–46. 742 Мф. 16, 27. 743 Мф. 25, 31. 744 Мф. 26, 64. 745 Четьи-Минеи, 28 октября. 746 Патерик Печерский. 747 Четьи-Минеи, 20 января. 748 Патерик Скитский. 749 Четьи-Минеи, 23 ноября. 750 Патерик Печерский. 751 Патерик Печерский. 752 Четьи-Минеи, 2 октября. 753 Пролог, 6 октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

100 . К Поликарпу, 5. Изд. Гебгардта. С. 112. 101 Строматы, 3, 10. Mg. 8. 1169. Ср.: Строматы, 3, 18; 4, 20; 7, 12. 102 Толкование на Мф. 14, 16; Mg. 13, 1229. 103 De monogam. 9; Ml. 2. Ср.: Ad uxorem 2, 9, Ml. 1. 104 Беседа на Еф. 5, 22-24; Mg. 62, 141. 105 Беседа 20, 4 на Еф. Mg. 62, 135. 106 Афинская Синтагма 5, 286—291. 107 Кормчая, изд. 1816. Гл. 43, листы 35 и 38 на обороте. 108 Горчаков. «О тайне супружества», прилож. С. 7 и 8. 109 Афинская Синтагма 2, 334: «?? ???? ????????????? ??? ??????????? ?? ????? ???????? ?????». Слов «??? ???????????» нет в древнейшей Трапезундской рукописи, и, по-видимому, слова эти включены в текст правил из толкования Зонары (Синт. 2, 335). Совершенно неправилен и тенденциозен Синодальный перевод: «Богом установленный и Им в Его пришествие благословенный брак». Правильно переводит епископ Никодим Милаш: «Богом установлени и Ньеговим присутстваньем благословени брак». (Правила са ту-мач., т.1. Нови Сад, 1895. С. 473), но он не считается с сомнительной подлинностью слов «и благословени». 110 Антоний (Храповицкий). Нравственный смысл догмата о Святой Троице. 111 Строматы, 3, 10; Mg. 1169: «то Kupimcov». 112 Беседа 20, 3 на Послание к Ефесянам, Mg. 62, 143: «? ????? ??? ???????? ???? ???? ?????». 113 ? ???????? ???????? — Рим. 16, 5; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 2. 114 2 Кор. 4. Изд. Гебгардта. С. 41- 42. 115 Пастырь, вид. 2, 4. Изд. Гебгардта, С. 134. 116 Вид. 1,1. Изд. Гебгардта, С. 129-130. 117  О воскресении плоти 6; Ml. 2, 802—803. Против Праксея, 12; Ml. 2, 168. 118 К Поликарпу 5: ??????… ??? ????? ??? ?????? ??? ??????. Изд. Гебгардта. С. 112. 119 Строматы, 3, 10; Mg. 8, 1169. 120 Слово на Мф. 19, 1-12; Mg. 36, 292. 121 См., например, Ис. 1, 21; 49, 18; 54, 1-6; 61, 10; 62, 5; Иер. 2, 20; Иез. 16, 7; Ос. 2, 19, 31; 4, 12; 9, 1 и др 122 Мф. 8, И; 9, 15; 22, 2-14; 25, 1-13; Лк. 12, 35-37; 14, 16-24; Еф. 5, 25, 27; Откр. 17, 1, 2, 5; 19, 7-9; 21, 2. 123 Ин. 3, 29. 124 Мф. 25, 1; Ин. 3, 29; Откр. 18, 23; 21, 2, 9; 22, 17. 125 Беседа 12 на Послание к Колоссянам. Mg. 62, 387. Ср.: Беседу на Бытие, 56; Беседу о том, каких нужно брать жен. 126

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

1 В качестве предисловия использована в сокращении редакции статья кандидата физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Института Проблем Информатики РАН, ст. преподавателя Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета Н. В. Сомина. 2 Экземплярский В. И. Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых. Приложение к книге «За что меня осудили?» Киев, 1912. 3 Проценко П. Г. Предисловие к работе В. И.Экземплярского «Старчество»//Дар ученичества. М.: изд. «Руссико», 1993. — с. 136. 4 Экземплярский В. И. К предстоящему Всероссийскому Поместному собору//Христианская мысль. 1917, 7. — с. 139. 5 «Из системы христианского нравоучения». Киев. Тип. Г. Т. Корчак-Новицко- го, 1896, стр. 412. 6 Например: М. А. Олесницкий, указ. соч., стр. 409—410. 7 1 Кор. I:25. 8 Иак. I:25. 9 Мф. V:48. 10 Ин. XVII:21 11 Ин. XIV:6. 12 Евр. X:1. 13 Деян. XVII:28. 14 Быт. I:28—29. 15 Быт. IX:1—4. 16 Быт. XII:7. 17 Быт. XXXV:12. 18 Лев. XXV:27; Втор. XV, 7 и др. 19 1 Цар. II:7; Притч. XXX:8; Еккл. V:18; Сир. XI:21 и др. 20 Лев. XXV:23. 21 Втор. X:14. 22 Пс. XXIII:1; 1 Цар. XXIX:11—12 и др. 23 Пс. XLIX:10. 24 Аг. II, 8. 25 Исх. XXX:15. 26 Пс. XLVIII:18. 27 Иов I:21; сравни: Еккл. V:14. 28 Быт. XXIII:20; сравни: XLIX, 30. 29 Исх. XX:15; Втор. V:19; Лев. XIX:11; Зах. V:3; Исх. XXII:2; Втор. XXIV, 7 и мн. др. 30 Исх. XX:17; Втор. V:21. 31 Числ. XVIII:21, 24, 26 и др. 32 Лев. XIX:18. 33 Деян. XX:35. 34 Евр. VII:19. 35 Гал. III:24. 36 Мф. V:43. 37 Числ. XXVI:54; сравни: XXXIII, 51. 38 Лев. XXV:23. 39 Втор. XV:1—4. 40 Втор. XXIII:24—25; сравни: Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1. 41 Лев. XIX:9—10; XXIII, 22. 42 Втор. XXIV:19—21. 43 Втор. XXIV:12—13; Исх. XXII:26—27. 44 Втор. XXIV:6. 45 Втор. XV:7—11. 46 Например, Пс. XXXVI:26; XL, 2; CXI, 9; Притч. XI:24—25, 28; XIV, 21, 31; XXII, 7—9 и мн. др. 47 Втор. XV:7—11; Пс. IX:23—39; Притч. XI:17; XIV, 21, 31; XXII, 22—23; 1 Сир. XXXIV:20—22 и мн. др. 48 Исх. XXII:25; Лев. XXV:35—37; Втор. XXIII:19—20; Пс. XIV:5; Притч. XXVIII:8; Иез. XVIII, 8 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

“«Кровь Моя» — не образ, не символ крови, но истинная и действительная Кровь Нового Завета. Как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Этим также показывает Христос, что Он претерпел смерть, потому и упоминает о завете и воспоминает о первом, так как и Новый Завет обновлен был кровию” (свт. Иоанн Златоуст), изливаемою во оставление грехов, так как страдания и смерть Сына Божия были искупительною жертвою за грехи всего рода человеческого, которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и по этой вере причащающимся Пречистого Тела и Крови Его (см. Ин. 1, 29. Еф. 5, 2. Евр. 7, 27. 1 Ин. 2, 2. 2 Кор. 5, 15)» . «Сказываю же вам, — прибавил Иисус, — что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). «Что значит “новое вино”? То, которое будет принято по воскресении Христовом “новым, то есть необыкновенным образом, не в теле, подверженном страданию, но бессмертном, нетленном и не имеющем нужды в пище” (свт. Иоанн Златоуст)» . Прощальная беседа с учениками «Когда он (Иуда) вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13, 31–35) Провидя в будущем отречение Симона Петра, Иисус сказал ему: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». (Лк. 22, 31–32) «Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя». Иисус же сказал: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы (см. Зах. 13, 7). По воскресении же Моем Я предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит Ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня». (Ин. 13, 36–37. Мк. 14, 27–30)

http://pravoslavie.ru/3133.html

О, какое явное бесстыдство! О, сколь открытая разбойничья языковредность! Когда Ирод «расспрашивал их, где надлежит родиться Христу» (Мф. 2:4), то они еще более дерзновенно говорили: «В Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:5) и указывали на пророческое предсказание и приводили слова священноявителя, свидетельствовавшего: «Пророк великий восстал» во Израиле. И ныне с прикровенным лицом (2 Кор. 4:15–16) до сих пор восклицают: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29). Воистину «не познали и не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81:6). Воистину сей «народ глупый, а не мудрый» (Втор. 32:6). Справедливо Христос вопиял к ним: «Мы играли вам на свирелях, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11:17). Кто сможет по достоинству представить их неблагодарное мнение? Кто обличит их злобную враждебность? Столькие для них почерпал Христос чудотворения, укрепляя расслабленных, очищая прокаженных, даруя здравие болящим, исцеляя бесноватых, открывая зеницы очей, восставляя их мертвых из гробов, превращая воду в вино и даруя им тысячи других чудес, о которых трудно и рассказать. И веры в них не было никакой, пусть и на краткое время. Пусть ты не веришь нам, о иудей, прочти священноявителей . Открой страницы, лежащие пред тобою. Не принимай ни Петра, ни Павла. Не считай святыми Евангелистов. Послушай хотя бы Моисея. Что он написал в законе? «Пророка вам воздвигнет Господь Бог из братьев ваших, как меня, Его послушаете» (Втор. 18:18). Смотри, что восклицает Исаия, пророчествуя: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14). Послушай Иеремию, вопиющего о великом: «Сей Бог наш, не сравнится иной с Ним» (Вар. 3:36). И немного ниже: «После сего Он на земле явился и обращался с людьми» (Вар. 3:38). Смотри, что знаменовал Захария: «Се Муж, восток имя Ему» (Зах. 6:12). И Малахия: «Воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды и исцеление на крыльях Его» (Мал. 4:2). И это слово с другими удостоверила и запечатлела кровоточивая жена, исцелившаяся через много лет, принявшая исцеление, коснувшись крыла Его одежды.

http://pravoslavie.ru/80678.html

Александр 21 апреля 2023, 19:24 Да вы правы, я размягчу сердце больше мои комментарии здесь вы не увидите. Александр К 21 апреля 2023, 11:48 Прошу пост о посещении Оптиной Пустыни и знакомстве с иереем Львом читать под авторством Александра К. И не путать с просто Александром. Иоанна_ 21 апреля 2023, 09:46 Человек пишет не с потолка, а о своём СЛУЖЕНИИ, порученном ему Богом - быть мамой 5 (!) детей. Пронзительные рассказы нужны, так как они воспитывают чувства, смягчают сердце, учат состраданию. Сердце должно быть мягким, милостивым, как говорил о. Серафим (Роуз), если этого нет, тогда все по видимости духовные усилия - в песок. Александр 20 апреля 2023, 11:37 Продолжение... Не создавая трагедии, с желанием добра, спешу напомнить: к свободе призваны вы (Гал 5:13). На потребу не заставлять и принуждать. Христиане должны жаждать мудрости духовной утешением и назиданием друг друга в поучительных беседах, а не искать слёз от пронзительных рассказов. Спаси, Господи. Александр 20 апреля 2023, 11:36 Продолжение... Мало называть грехи, необходимо ещё искреннее сокрушение (познание своей духовной нищеты) и твёрдое намерение не повторять их, духовными очами увидеть перед собой Бога (Пс 15:8). Если не будем стяжать плоды покаяния (прощение грехов, новое сердце, новый дух), повторяя те же грехи, то покажем свою неблагодарность Богу и маловерие. Только творящий печаль ради Бога (2 Кор 7:10) возвращает благодать крещения и избавляется от смерти. Господь, подаёт Свою милость не за дела, достойные утешения, а за скорбь о бедственном состоянии. Признаю неспособность донести светлое, со смирением и кротостью объяснить дело. Александр 20 апреля 2023, 11:34 Иоанна, Христос Воскресе! А было ли покаяние, плач о грехах своих? Священство — не мода, а выбор служения на всю жизнь, какие бы ни были, в последствии, тяжелые обстоятельства и искушения. Многие причащаются как во спасение, так и в осуждение, по нерадению. Черпая истину в глаголах Господних, опираясь на творения носителей и приемников Предания, видно, что пока в нас ветхий человек — телесно мы живы, но духовно мертвы. Цель воплощения и схождения Христа на землю: открыть людям путь к спасению, через духовное воскресение (Мф 4:17), поставив их перед выбором воздаяния (Ин 5:29). Часто путают ложное покаяние с истинным.

http://pravoslavie.ru/153073.html

Если мы можем избавить наших ближних от смерти, но не избавляем, например, имея средство помочь голодающим, по скупости, не помогаем и таким образом доводим до смерти, то мы являемся их убийцами, а убийство — страшный, смертный грех. Если не покаемся, не омоем слезами покаяния свое бессердечие, не исправим свою жизнь, то неизбежно погибнем. Суд человеческий может нас не наказать, но суд Божий непременно осудит. Слово Божие учит, что все, чего себе желаем, мы должны делать и другим (см. Мф. 7, 12). Скажи же мне: желаешь ли ты, если будешь утопать в бушующих волнах глубокой реки или моря или умирать от голода, чтобы тебе подали руку помощи? Если да, то делай то же и другим. Мы все — члены Тела Христова, мы все братья по Богу: как же нам не подавать руку помощи нашим братьям в их нужде и горе? Помни, что все добродетели твои — ничто, если нет у тебя любви и сострадания к людям. Любовь — царица добродетелей, и без нее нет входа в царствие Вечной Любви. Не согрешил ли ты против шестой заповеди закона Божия, запрещающей не только лишение жизни ближнего, но и всякое оскорбительное слово и действие и даже ненависть против него? Святой апостол Павел учит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Еф. 4, 29). Мало того: за всякое слово праздное люди дадут ответ на страшном суде Божьем (Мф. 12, 36), а о гнилом — ложном, соблазнительном, матерном или черном, которые люди произносят в гневе, и говорить нечего. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Знай, что Бог не простит нам наших грехов, не примет нашего покаяния и не услышит нашей молитвы, если мы не простили грехов нашим ближним, если мы гневаемся на них и ненавидим их. «Кто имеет вражду к брату и думает, что любит Христа, тот лжец и себя прельщает»,— учит преподобный Ефрем Сирин. Каким образом можно не приходить в гнев? Отвечая на этот вопрос, святитель Василий Великий говорит, что этого можно достичь: 1) «если всегда держаться мысли, что ты пред очами видящего тебя и находящегося близ тебя Господа, ибо какой подданный в глазах государя отважится на что-нибудь ему неугодное? 2) если не ожидать повиновения от других, но самому быть готовым к повиновению, почитая всех высшими себя, ибо если кто требует повиновения для своей пользы, то пусть знает, что Слово Господне учит, чтобы каждый услуживал другим. А если взыскивает за нарушение Господней заповеди, то требуется ему не гнев, а милосердие и сострадание, чтобы поступить подобно сказавшему: кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал (2 Кор. 11, 29)?» 124 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

26) Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27) Искренно отрекшийся мирских вещей и нелицемерно из любви служащий ближнему скорее освобождается от всякой страсти и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения. 28) Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно божественному Иеремии, не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 7, 16); но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29) Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30) Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31) Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32) Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33) Чист ум есть, вышедший из неведения и просвещаемый Божественным светом. 34) Чиста душа, освободившаяся от страстей и непрестанно возвеселяемая Божественною любовию. 35) Страсть достойна порицания, как неестественное движение души. 36) Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37) Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысящи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то (Лк. 23, 34). 38) Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор. 13, 4): то очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога: поелику Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). 39) Не говорите, что вы есте храм Божий, говорит божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

3) Из дел, совершенных Иисусом Христом. Ему приписывается творение и сохранение в том же смысле, как и Отцу (Ин. 1; 3. Кол. 1; 16-17. Евр. 2; 10). «Нося же всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1; 3). Здесь предлог δια, если строго держаться герменевтики, делает некоторое затруднение, и как бы унижает Сына пред Отцем; но есть другие места, где Сын прямо называется Творцом. Притом, судя по тем именам, какими мы нарекли Лица Святой Троицы, так и должно быть, чтобы Отец действовал через Сына, ибо мы Сына назвали Словом - умом, а известно, что мы всегда действуем через слово - через ум. Сверх сего, Иисусу Христу приписывается воскрешение мертвых (Откр. 2; 23. Иер. 17; 10), ибо решительного суда, который Он произведет, невозможно будет совершить без всеведения (Иер. 17; 10. Мф. 25; 31. Деян. 17; 31. 1 Кор.4;5. 2 Кор. 5; 10). Говорится, что Он повелевает натурой (Мф. 4; 23-24. Мк. 6; 48); приписывается всемогущество (Ин. 10; 28-30). «Никто», - говорит Иисус, - «не может похитить их» (овец) «из руки Отца Моего» (Ин. 10; 29). Но «Я и Отец -одно» (Ин. 10; 30). Следовательно, и «Я... Всемогущий» (Быт. 17; 1); «и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10; 28. Евр. 1; 1-12). 4) Наконец, из не отделяемости Его от Отца. Сын называется образом Отца: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси» (Евр. 1; 3). Сим показывается совершенное Его сходство и равенство со Отцем: «Иже, во образе Божии сый» (Флп. 2; 6). Поелику сему выражению далее противополагается выражение: «в подобии человечестем» (Флп. 2; 7); а известно, что последним выражением означается то, что Он был совершенный Человек, следовательно, и первое должно означать то, что Он есть совершенный Бог. Из приведенных нами мест Священного Писания ясно открывается Божественность натуры Сына Божия. Как же еретики утверждали, что Он есть творение, или и Бог, но меньший Бога Отца? Некоторые неточные выражения Священного Писания были поводом к заблуждениям. Таковы выражения (Кол. 1; 15): «перворожден всея твари» (но это выражение, по учению Вселенской Церкви,-означает, что Он рожден прежде всей твари, то есть от вечности; между тем еретики на основании его состроили такую мысль, что Он в числе тварей первый родился); Имже вся «быша» (Пс. 148; 6),где творение приписывается неполное, и где Он описывается, как орудие Отца: «Отец мой... болий» Мене «есть» (Ин. 10; 29). Явно, что Он в отношении к Отцу есть меньший; Иисус Христос не знает времени суда (Мф. 24; 36), и прочее. Но все сии сомнения легко уничтожаются; одни - яснейшими местами Писания, а другие - тем, что Иисус Христос во многих местах говорит о Себе только как о Человеке, а не как о Боге; в последнем случае Он сказал бы: Аз и Отец одино есма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010