А в таком виде аналогия между музыкантом и его музыкальным инструментом, с одной стороны, и телом и душою, с другой, является точным выражением православно-христианской истины, раскрытой уже отчасти и в приведенных ранее местах Священного Писания ( Еккл.9:5, 10 ; Ин.9:4 ), то есть той истины, что с прекращением земной жизни «для свободной, самой в себе живущей души должны быть другие условия жизни» 35 , причем, однако, то индивидуально-нравственное содержание, которое было приобретено ею (душою) в ее совместной жизни с телом в момент смерти навсегда закрепляется за нею 36 . Против же мнения психопанихитов о сноподобном состоянии душ после смерти и данные психологии, на которые ссылаются иногда сторонники психопанихитских воззрений. Мы имеем в виду факт так называемого двойственного состояния, когда душа человека, как бы освобождаясь от уз тела, уже по сю сторону жизни делается способною к созерцанию и пониманию того, что недоступно человеку в его естественном состоянии. Как на выдающийся по своей убедительности пример такого состояния можно указать на заявление апостола Павла ( 2Кор.12:2–4 ) о своем особенном состоянии: «знаю человека во Христе, который, – говорит о себе апостол, – назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Таким образом, Апостол уже в этой жизни предвкусил или «антиципировал то состояние» 37 , которое ожидает праведных по смерти. Подобного рода фактами двойственного состояния, которые знает и изучает современная психология 38 и которые знали и выдвигали на вид еще отцы Церкви при выяснении взаимоотношения души и тела 39 , совершенно отрицается абсолютная зависимость духовной жизни от телесной, зависимость, которая с такою настойчивостью отстаивается психопанихитами. Как расходящаяся с идеею человека, выразившеюся, как мы заметили, в творческом акте, и как неоправдываемая данными Откровения, логики и психологии, на которых думают обосновать свое заблуждение психопанихиты, мысль о сноподобном состоянии душ умерших совершенно теряет всякую точку опоры, утрачивает свой смысл и ценность и вынуждает нас поэтому выставить на вид иное, более согласующееся с данными Откровения и здравого смысла, воззрение на состояние душ с момента смерти до всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа. 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа. Каноны, опубликованные в составе Analecta Hymnica Graeca (собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей). Кроме 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов. 26 мч. Маманту, 2 сент.; 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; 38 вмч. Артемию, 20 окт.; 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; 52 мц. Анастасии, 22 дек.; 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 63 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Верным залогом успешного ведения всякого вообще дела служит одушевляющая любовь к этому делу. И для достойного прохождения пастырского служения надобно, прежде всего, воспитать в себе чувство сердечного расположения к этому званию. Пастырское служение, не смотря на всю его трудность и ответственность, весьма привлекательно, как служение непосредственно Самому Богу и ближним. Поэтому, скажем словами св. Григория Великого , те, которые «наделены от Бога особенными дарами благости Божией, видимо возвышены пред другими и для блага других отличными способностями, люди чистые благодаря своему целомудрию, крепкие благодаря своему воздержанию,... ко всякому благосклонные по любви к крепости и вместе по любви к правде, – такие люди, если, быв призываемы к пастырскому служению, отказываются принять его, – можно сказать, губят собственные свои дарования, которые получены ими не для себя только, но и для других. В особенности же получившим богословское образование и воспитание в духовных школах следует всегда помнить призыв Господа: жатвы много, делателей же мало ( Мф.9:37 ; Мк.6:34 ). И еще: не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светят всем в доме ( Мф.5:14–15 ). Имея это в виду, апостол говорит: если кто епископства желает, доброго дела желает ( 1Тим.3:1 ). Святой Григорий Великий , смотря на пастырские труды как на свидетельство любви к Господу, замечает, что «кто, имея все потребные способности пасти стадо Божие, отказывается от этого, тот обнаруживает, что не любит Пастыреначальника». И наоборот, достойно проходя пастырское служение, невозможно не засвидетельствовать о своей любви к Богу и ближним. Только одна истинная любовь способна воспитать в сердце человека такую преданность Богу, поколебать которую не могли бы, по примеру ап. Павла, ни скорбь, ни теснота, ни смерть, ни живот ( Рим.8:35–38 ), и которая вообще служит условием точного выполнения заповедей Божиих ( Ин.14:23 ). Вот почему Христос, призывая ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

е. как несомненные доказательства изложенного в первых четырнадцати стихах предложения: Иисус Назарянин, сын древодела Иосифа, есть предвечное Слово или Сын Божий, вочеловечившейся и явившийся Мессией для доставления человекам жизни вечной. Как беспристрастный и верный историк, Иоанн представляет в надлежащем свете некоторые (по преимуществу неописанные другими евангелистами) обстоятельства из жизни Иисусовой, которые показывают необыкновенную высоту характера, Божественную силу и неисчерпаемую благость в лице Сына человеческого; излагает некоторые Его беседы или проповеди, из коих каждый может уразуметь, чему учил и что обещал сей – Посланник Божий. Вывести же заключения из каждого описанного обстоятельства о лице Иисуса Евангелист предоставляет разумению читателя. Впрочем, у него и происшествия и беседы изложены так, что каждый свободно и охотно согласится с заключением писателя в конце Евангелия: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( Ин.20:31 ). Сущность содержания Евангелия Иоаннова состоит в следующем. Бог – Слово, источник бытия для всех тварей, а для людей в особенности источник блаженства и просвещения; но люди Его не поняли (1:1–5). Это не Иоанн Предтеча, посланный от Бога для приготовления всех к вере во грядущего (1:6–8). Был другой истинный просветитель, неузнанный своим народом, но дающий своим последователям право чадом Божием быти (1:9–13). В нем то действительно Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполни благодати и истины (1:14), Он, живший среди нас Иисус, есть истинный просветитель, Мессия: 1) По свидетельству Иоанна Предтечи, которое он произносил неоднократно: пред всем народом (1:15–18), пред посланными от синедриона (1:19–28), при крещении Иисуса (1:29–34) и пред учениками своими (1:35–37; 3:25–36). 2) По тем делам, чудесам и учению, на основании коих апостолы (1:38–2, 25) и Никодим (3:1–21) несомненно признали Его Мессией. 3) По учению Самого Иисуса о Боге, о спасении человеков, и о Своем Лице, и по тем многочисленным и великим чудесам, которые совершил Он в доказательство истины и Божественности Своего учения; здесь излагаются также обстоятельства, бывшие или случаем к произнесению бесед, или непосредственным следствием предложенного учения; все же повествование разделяется на три пасхи, кроме той, в которую совершились Его страдания (4:1–17:26); 4) По обстоятельствам Его страданий, особенно же последовавшему воскресению, в котором ученики уверились многократными явлениями воскресшего Иисуса (18:1–21:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Об этом свидетельствует заглавие из «Похвалы святому Константину» Евсевия Кесарийского : «Благодарность, приписывающая Христу победы и прочие блага царя…» 35 . Святитель Григорий Богослов пишет: «Но дерзайте, со Христом победа, победившим мир» 36 . Святитель также проникновенно писал: «Я одно имею уврачевание для всего, один путь к победе. Во Христе горжусь смертью за Христа» 37 . Обращаясь к своему отцу, великий Каппадокиец воспевал «победы за паству, которые [он] одержал во Христе» 38 . «Победа», «слава» и «царство» Христовы – цель жизни людей, стремящихся выйти из-под уз, в которые их ввергло грехопадение Адама 39 . Эти разрозненные мысли о победе Христовой «в настоящем» основываются на том, что: · Христос – Победитель по Своему Божеству; · Христос – Победитель по Своему человечеству; · Христос – Победитель по Своему Богочеловечеству. Поскольку невозможно описывать Божественную или человеческую природу Христа Спасителя в разъединении с другой, а Божественная и человеческая природы находятся в теснейшем взаимообщении свойств, то победа Богочеловека – это Божественный дар, вечно преподаваемый Богом Отцом Богу Сыну, а через Бога Сына – всем достойным и способным к его принятию и усвоению. – Победа святого во Христе означает достижение в Нем спасения. – Победа грешника во Христе может означать потенциальную возможность спастись. – Победа Христова – это независимая добрая победа на том или ином жизненном рубеже, которую Он позволяет совершить, и – согласно другому возможному пониманию – эта малая победа вполне сопричастна великой победе Христовой. Иными словами, Христос Спаситель помогает подвизающимся побеждать, но именно Сам и является основанием и примером победы. По аналогии с речениями Христа: Видевый Меня видел и Отца ( Ин. 14:9 ); Никто не познал Бога Отца, только через Сына (ср. Мф. 11:27 ) – можно было бы сформулировать и речение о духовной победе: «Никто же побеждает, если не через Христа Победителя», в соответствии с Апокалипсисом ( Откр. 3:21 ): Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его ( νικν δσω ατ καθσαι μετ’μο ν τ θρν μου, ς κγ νκησα κα κθισα μετ το πατρς μου ν τ θρν ατο).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ин.9:8 . Соседи же и иже бяху видели его прежде, яко слеп бе, глаголаху: не сей ли есть седяй и просяй; Ин.9:9 . Овии глаголаху, яко сей есть: инии же глаголаху, яко подобен ему есть. Он же глаголаше, яко аз есмь. Ин.9:10 . Глаголаху же ему: како ти отверзостеся очи; Ин.9:11 . Отвеща он и рече: человек нарицаемый Иисус, брение сотвори и помаза очи мои и рече ми: иди в купель Силоамлю и умыйся. Шед же и умывся, прозрех. Ин.9:12 . Реша убо ему: где ( πο) той есть; Глагола: не вем. 13.Ведоша же его к фарисеем, иже бе иногда слеп. Мы в двенадцатом стихе вносим в текст поправку, делаемую самим синодальным изданием, и которая единственно правильное выражение мысли оригинала. Когда соседи и знавшие прежде слепого начали расспрашивать его, как он получил зрение, то он назвал Господа по имени, а потому вопрос мог касаться лишь местонахождения Господа и не мог быть формулирован местоимением кто? 986 По всей вероятности расспросы и последующие обстоятельства происходят на другой день после исцеления; это явствует из двух обстоятельств: слепого ведут к фарисеям и ставят перед сонмищем (ст. 14), что не могло в обыкновенном порядке вещей иметь место в субботу, и из стихов 7 и 12 мы видим, что прозревший или не воротился в Господу, или же вернее не нашел Его, если приходил благодарить Его, ибо на вопрос – где Он? прозревший отвечает «не вем», из чего следует заключить, что в субботу, в день прозрения он не видел Господа, ибо иначе конечно узнал бы Его в храме, когда Господь Сам сыскал его (ст. 35). Все повествование о том, как слепорожденный сидел и просил милостыню, как расспрашивали его соседи, как повели его к фарисеям, и ответы прозревшего перед сонмищем явно записаны очевидцем событий, получившим все эти сведения частию из уст исцеленного, частию видевшим и слышавшим все лично. Этот очевидец событий был конечно евангелист Иоанн, по всей вероятности сам беседовавший с прозревшим после того, как Господь нашел его в храме и он поклонился Господу и исповедал Его быти Христа (38 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Только если мы в нравственном образе в одно и то же время видим Спасителя и Искупителя, Он служит к нашему утешению, и тогда по мере того, как мы убеждаемся в нашем бесконечном расстоянии от Него, мы чувствуем себя в более сильном общении с Ним». 261 И. Христос, как Искупитель, для нравственной жизни верующих в Него, служит неиссякаемым жизненным первоисточником. Христианская нравственность получает силу и жизнь только из этого божественного источника и без него немыслима. Она от Христа, чрез Христа и для Христа. Как в целом своем направлении, так и в отдельных актах она не знает никакой другой цели, кроме Христа, никакого другого завершения, как быть в живом единении с Ним. Это живое отношение И. Христа к нравственной жизни людей засвидетельствовано во многих местах Евангелия и апостольских посланий. И. Христос говорил о Себе народу и ученикам: «кто верует в Меня, у того, как сказано в писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). «Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14:6 ). «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10:9 ). «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин. 6:35 ). «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин. 15:5–6 ). Апостолы говорили: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ) и нет ни в ком спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:11–12 ). Они называли И. Христа нашею премудростью от Бога, праведностью, освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30 ), говорили, что в Нем мы сделались наследниками царства Божия ( Еф. 1:11 ) и проч. Все это указывает на внутреннюю, нераздельную связь нашей нравственной жизни с И.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/mor...

Объясн. Этими словами пророка осуждается то обделанное дерево (обточенный столп), которое для религиозных целей употребляемое было язычниками: ст.2, т.е. осуждаются идолы, но этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, например, не осуждается употребление придорожных и намогильных крестов, что уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем: Чис.21:8–9 ; ср. Евр.13:13 . Крест не везде разумеется в переносном смысле Мф.10:38 ; ср. Мф.16:24 . «И кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня». Объясн. Если здесь слово «крест» употреблено в переносном смысле, то отсюда не следует, что и в других местах оно употребляется так же, а не в собственном: Ин.19:17–19 ; Мф.27:32 ; Евр.13:13 . Мк.8:34 . «И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Объясн. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16–19 ; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо Креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40 . Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24 ; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18 , и враги Креста: Флп.3:18 . Лк.14:27 . «И кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником». Объясн. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово «крест» и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном: Мф.27:40 ; Лк.23:26 . Одно воззрение на крест с верой избавляет от погибели: Ин.3:14–15 . Деян.2:35 ; ср. Пс.109:1 . «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Объясн. Под подножием не везде разумеется земля, но и дерево: Деян.5:30 ; Флп.2:8–9 ; о прославлении подножия – земли, ничего не сказано; прославление же древесного подножия ясно указано – «прославлю»: Ис.60:13 . Здесь говорится о том подножии, которое попрало врагов Божиих: Мф.22:44 ; Деян.2:35 , т.е. именно Крест Христов назван здесь подножием: Еф.2:16 ; Евр.10:12–13:13:13–15 ; Мф.27:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Феофил. и Злат.)?– Умылся и пришёл зрячим: так как ни брение, ни умовение сами по себе не имели целительной силы по естественным законам природы, то прозрение слепорождённого от сих действий было, несомненно, чудом, особенным действием Господа, превышавшим законы природы. – Пришёл: т. е. возвратился в дом свой или на место, где прежде сидел и просил милостыни, а не к Господу, ибо после уже Господь встретил его (ст. 35 и далее). 8. Ин. 9:8 . Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Деян. 3 д. 9. Ин. 9:9 . Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. В этих стихах наглядно изображается впечатление, произведённое на знавших слепорождённого чудом его исцеления. Кажется, живость и наглядность всего последующего изображения даёт право предполагать, что возлюбленный ученик Господа слышал всё это из уст самого исцелевшего, сделавшегося потом верующим и, может быть, последователем Христовым (ст. 35–38). Соседи, по месту жительства, отличаются здесь от видевших или привыкших обыкновенно видеть слепца на известном месте сидевшим и просившим милостыню. Те и другие свидетели достоверные в том, что слепой действительно был слеп; соседи, конечно, знали от родителей его и то, что он слеп от роду. – Который сидел: вероятно, по большей части на одном определённом месте, как имели и имеют обычай убогие, просящие милостыню. – Иныеиные: в ответе на вопрос – не тот ли это слепец, который сидел и просил – обнаружилось у иудеев опять двоякое направление духовное; одни, несомненно, признавали самый факт исцеления, другие искали средства обойти факт и перетолковать его; обходили же они его тем, что говорили, будто это не тот слепец, которого они знали, а совсем другой человек, только похожий на того слепца по виду, и, следовательно, косвенным образом отвергали самый факт исцеления, перетолковывая его, несмотря на то, что получивший исцеление сам прямо и положительно утверждал, что он именно тот бывший слепец, теперь зрячий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

34 . Никто не может по-настоящему познать при помощи чувственных очей ни величину неба, ни широту земли, ни смысл всего остального. Ибо как смогут телесные очи понять то, что превосходит ум и разумение? Только если ум будет очищен от помыслов, освобожден от приражений и просвещен милостью и благодатью Божией, он сможет, в соответствии с мерой просвещения, по достоинству достичь созерцания сущего. 35 . Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное ( Ин. 3:5 ). И еще: Если кто не родится свыше ( Ин. 3:3 ); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа. 36 . В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина. 37 . Подвижнику следует не только воздерживаться от злых поступков, но и заботиться о том, чтобы быть свободным от противных помыслов и мыслей, всегда же пребывать в душеполезных и духовных размышлениях, чтобы таким образом оставаться вне житейских забот. 38 . Как тот, кто обнажил все свое тело, если оставит глаза покрытыми каким-либо покровом и не захочет взять и сбросить его, не сможет благодаря одному обнажению прочего тела видеть свет, так и тот, кто отверг все свои прочие вещи и деньги и избавился от пристрастий к ним, если не освободит око души своей от житейских воспоминаний и порочных мыслей, никогда не увидит умственный свет – самого Господа нашего и Бога Иисуса Христа. 39 . Что покров, наложенный на глаза, то мирские помыслы и житейские воспоминания для разума, то есть для ока души. Итак, до тех пор, пока допускаем их, не сможем видеть; когда же они изгнаны при помощи памяти о смерти, тогда ясно видим Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010