Он идет разбудить его ( Ин.11:11 ). Цель воскрешения – вера учеников. Поставленный ранее вопрос о причинах того исключительного ударения, которое Иоанн делает на чуде, не упоминаемом синоптиками, получает теперь более конкретную форму. – Какой символический смысл открывается для Иоанна в воскрешении Лазаря, как факте историческом? Символическое толкование чуда дается в диалоге Спасителя с Марфою. Марфа встречает Учителя восклицанием: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» ( Ин.11:21–22 ). Она надеется на чудо, но не решается прямо просить о нем. И Господь ей отвечает: «Воскреснет брат твой» ( Ин.11:23 ). Как понимать Его слова? Господь воскресил Лазаря Воскрешение умершего показало Марфе, что эти слова можно было понимать буквально. Но Марфа не смеет понять буквально: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день» ( Ин.11:24 ). В ответных словах Господа слышится возражение. Господь не говорит ей прямо, что Он воскресит его. Он говорит другое: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Словом «оживет» переведен по русский греческий глагол ζ σεται. Переводчик думал при этом о воскрешении Лазаря. Но ζ σεταιможет значить не только «оживет», но и – в несовершенном виде – «будет жить». Преодолено, смерти – в вере, и Господь продолжает свою мысль именно в этом направлении: «... всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему?» ( Ин.11:26 ). Марфа исповедует свою веру: «Так, Господи! γ πεπ στευκα – я уверовала и ныне верую» – таков точный смысл греческой перфектной формы, – «что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ). Ответ Марфы содержит прямую ссылку на учение Христово, дошедшее до нас в четвертом Евангелии в беседах Господа с Никодимом ( Ин.3 ) и с самарянкою ( Ин.9 ) и в речи к иудеям в Иерусалиме ( Ин.5 ). – Христос есть начало жизни. Приобщение к жизни происходит через веру во Христа. Дарование жизни есть дело Сына, как и дело Отца. Иудеев, соблазненных исцелением больного в субботний день, Господь ставит перед тайной богосыновнего отношения: Иисус есть Сын Божий, и потому – источник жизни и спасения. Но дарование жизни нельзя понимать чисто спиритуалистически. «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). «Наступает время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 , ср. еще Ин.6:39–40 ). Из веры в Иисуса Христа, как Начало жизни, вытекает и вера в грядущее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

А воля Отца в том, чтобы всякий, кто увидел Сына и уверовал в Него, наследовал бы воскресение и жизнь. Кроме того, никто не может прийти к Нему, если его не привлечёт Отец, ибо всякий, кто от Отца услышал и научился, приходит к Нему. [Не случайно] Он добавил здесь слова: Это не то, чтобы кто видел Отца ( Ин.6:46 ), но чтобы показать, что Отцу принадлежит Слово, через Которое они были научены. И когда отошли от него многие, и Он спросил Своих Апостолов, не хотят ли и они отойти, что тогда ответил Ему Симон Пётр? – К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос ( Ин.6:68–69 ). Итак, Кто Он: Отец или Христос Отца? 22. Таким образом, Чьё учение, вызвавшее у них удивление, Он имеет в виду? Своё или Отца? И сомневавшимся между собой, не Он ли Христос, то есть не Отец, а Сын, Он сказал: И знаете Меня, [и знаете], откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я у (apud) Него пребываю ( Ин.7:28–29 ) 78 . Не сказал Он: «Потому что Я есть Сам Он» или «Я Сам послал Себя», но: Он послал Меня ( Ин.7:29 ). И когда фарисеи послали к Нему [служителей], чтобы схватить Его, [Он сказал]: Ещё не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня ( Ин.7:33 ). И там, где Он отрицает, что Он один, – [ведь] Он говорит: Но Я и [Отец], Пославший Меня ( Ин.8:16 ), – неужели Он не указывает этим на Двух, но Двух нераздельных? Скорее же всё это изложил Он для того, чтобы показать неразделённость Двух. Он даже привёл следующий пример: если и в законе признается истинность свидетельства двух человек, в таком случае Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня ( Ин.8:18 ). В самом деле, если бы Он был один, поскольку [якобы] Один и Тот же есть Сын и Отец, то Он не прибегнул бы к авторитету закона, который доверяет свидетельству только двух, а не одного. Далее, когда Его спросили, где Отец [Его], Он ответил, что они не знают ни Его, ни Отца ( Ин.8:19 ). Так Он назвал Двух, которых не знают, ибо если бы они знали Его Самого, то знали бы и Отца ( Ин.8:19 ), но не потому, что якобы Один и Тот же есть Отец и Сын, а потому, что по [Их] нераздельности нельзя ни знать, ни не знать Одного без Другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян.14:23 ). " и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит.1:5 ). «рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ». Священноначалие установлено не от людей, но от Бога: «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11–13 ). »И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:28–29 ). " Дух Святой поставил вас» ( Деян.20:28 ). Самочинное священство невозможно: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... ( Ин.15:16 ). все поручено Апостолам только и их преемникам ( Мф.28:16–20 ; Мк.16:14 ). «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?»... ( 1Кор.12:29 ). Священноначалие поставляется не общиной, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа: «с возложением рук священства», а не общины ( 1Тим.4:14 ). епископ Тимофей поставляет, а не община ( 1Тим.5:22 ). дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины ( 2Тим.1:6 ). Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам ( Тит.1:5 ). Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам ( Деян.14:23 ). В Иерусалиме. при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:3–6 ) (VI-й Вселенский Собор, правило 16). Дар священства – непрерывен: Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Отсюда доказательство истинности православного священства – его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».) Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» ( Мф.12:29 ): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его. Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 ). Священноначалие в Церкви учит: Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). «самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» ( Мк.16:14–15 ). Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ). Самочинники не проповедуют: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). «Как проповедовать, если не будут посланы» ( Рим.10:15 ). «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» ( Евр.5:4 ). Священноначалие священнодействует: Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви ( Мф.28:19 ). Низводить Святого Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники ( Деян.8:14–19 ). Священноначалие совершает таинство Елеосвящения ( Иак.5:14 ). Священноначалие предстоятельствует в молитвах ( 1Фес.5:12 ). Преломляет хлеб, то есть совершают литургию ( Деян.20:11 ). Священноначалие управляет: Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:20 ). Епископы «пасут стадо Божие», то есть, значит, управляют верующими ( Деян.20:28 ; 1Пет.5:1–6 ). Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим.3:15 ). Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Священноначалию должно повиноваться: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... ( Евр.13:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В. Господь создал Меня началом путей Своих для дел Своих... Прежде же всех холмов рождает Меня ( Притч.8:22,25 ). Этот фрагмент не только не доказывает правоту иеговистов, но, напротив, пророчествует о двух природах во Христе – Божественной и человеческой. Для этого здесь характерным образом используются два глагола: «рождать» – о Божественной природе; «создавать» – о человеческой природе. Значит, правильный смысл заключается в следующем: «Господь создал Меня как человека, чтобы положить начало (ρχ) путей Своих, то есть учения, в Своих творениях (делах Своих), то есть в людях. Прежде же всего творения Он рождает Меня». Кроме того, характерно, что глагол «создал» стоит в прошедшем времени совершенного вида, потому что Христос воплотился один раз. В то время как глагол «рождает» употреблен в настоящем времени, потому что рождение Сына – предвечное. Рассмотрим также и те фрагменты, которые явно не терпят неверного толкования и о которых иеговисты умалчивают, в чем я убеждаюсь каждый раз, когда говорю с людьми, которых они обращают в свою веру и которым они даже не упоминают об этих местах. А. Господь с возраста 12 лет знает о том, что отец Его – не Иосиф, но Отец Небесный 41 . Б. Господь беседует как власть имеющий ( Мф.7:29 ) и учит со властью: Я говорю вам ( Мф.5:22,28,32,34,39,44 ). В. Он относит к Себе неоднократно Божественные свойства: прощает грехи, властвует и повелевает природой, диаволом, смертью . Он возвещает: Я есмь свет миру ( Ин.8:12 ); Я есмь Истина ( Ин.14:6 ); Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то ( Ин.13:13 ). Но ведь только Бог есть Свет, Истина, Господь. Г. Он воскресает из мертвых как Всемогущий Бог и подает Святого Духа: приимите Духа Святого ( Ин.20:22–24 ). Д. Он принимает обращения Своих учеников, которые называют Его Богом. Когда Фома говорит Ему после осязания: Господь мой и Бог мой, Иисус подтверждает это: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:28–29 ). А однажды, когда Филипп попросил у Господа показать ему Отца, Господь ответил: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? ( Ин.14:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Различием почвы объясняется различие семени, сеянного Господом в сердцах иудеев и самарян. 27. Ин. 4:27 . В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж, ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею? Пришли ученики: из города (ст. 8). – Удивились: тому, что Он ведёт беседу с женщиной Самарянкой, тогда как иудеи с самарянами не имеют общения (ст. 9), и – тому, что вообще беседует с женщиной. Восточный обычай предписывал строгие границы в обращении мужчины с женщиной (Lightfoot, Schöttgen), а раввины иудейские усилили сие ещё своим учением, доведённым до предрассудка, по которому с женщиной и нечего говорить о религиозных предметах, ибо она к религиозному обучению не способна. «Не разговаривай долго с женщиной». «Никто не должен на дороге (или на улице) разговаривать с женщиной, даже со своей законной женой». «Лучше сжечь слова закона, чем научать им женщину», – вот были раввинские изречения (там же). – Однако ж, ни один не сказал: из благоговения к лицу своего великого Учителя. Может быть, они стали уже примечать, что Он устрояет новые порядки в Своём новом Царстве, новые отношения между людьми в нравственно-социальном смысле. 28. Ин. 4:28 . Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: Ин. 4:5 . 29. Ин. 4:29 . пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Ин. 4:18, 25 . 30. Ин. 4:30 . Они вышли из города, и пошли к Нему. Тогда: по приходе учеников, которыми был прерван разговор женщины с Господом. – Оставила водонос свой: незначительная по внешности черта, но важная по смыслу внутреннему. «Так возгорелась огнём духовных помышлений, что оставила сосуд и нужду, за которою пришла» (Евф. Зиг. ср. Феофил.). – Который сказал мне всё: может быть, разговор Господа с Самарянкой передан евангелистом не в полном виде, а только в существенных чертах (как то же нужно думать и о других беседах), но и на основании только тех слов, какие переданы евангелистом, женщина могла сказать жителям, особенно в смятении и радости, в каких находилась она, что беседовавший с нею рассказал ей всю её жизнь, – ибо из слов Господа она не могла не видеть, что Он читает тайны в её сердце и высказал ей существенное, что было в её жизни. – Не Он ли Христос: судя по всему, женщина уверовала, что беседующий с нею – Мессия, но величие, так сказать, открытия её как бы подавляет её веру, она как бы не верит сама себе и потому вопрос её выражается в форме как бы сомневающейся – не Он ли Христос. Или же: «не говорит утвердительно, что Он Христос, а – не Он ли Христос – для того, чтобы их самих привести к одинаковому с собою мнению и слово сделать удобоприемлемым» (Феофил.). – Они вышли из города: вероятно, сила, может быть, восторженность речи женщины были таковы, что жители оставили свои обычные занятия и поспешили сами посмотреть на необыкновенного человека, о котором им говорила женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

27. Ин. 3:27 . Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Ин. 19:11 ; Евр. 5:4 Иоанн сказал в ответ: он не входит в их чувства, а прямо начинает раскрывать величие Христово сравнительно с собою. – Не может человек и пр.: это общая религиозная истина в отношении к Царству Божьему на земле. Всё здесь на земле делается по воле Божией; всякие дарования, всякое положение человека в этом Царстве Божием, всякие успехи – всё основывается на свободной воле и определении Божием. А отсюда следует, что нужно покоряться этой воле, в чувстве смирения преклоняться пред этою волею и орудиями проявления её, в этом находить высшее успокоение духовное, а не питать, например, чувство ревности и зависти к дарам и успехам других. Успокойтесь, говорит Креститель, ни я не могу восхитить или принять на себя такого служения, какого не дано Мне Богом, ни Иисус, о Котором вы говорите; а если Он так действует, как действует, то, значит, это по воле Божией, значит, Ему так должно действовать по Божию велению; тут не должно быть места ни ревности, ни зависти к великим успехам Его. «Посему вы за раз согрешаете дважды, раз – тем, что противитесь определению Божию, а другой – тем, что предпринимаете невозможное. Вместе с сим он их и успокаивает несколько тем, что побеждающий их не человек, но Бог» (Феофил.). 28. Ин. 3:28 . Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Ин. 1:20, 23, 30 ; Мф. 11:10 ; Деян. 13:25 . Вы сами и пр.: Креститель ясно говорил прежде, что он не Мессия, а предтеча Его ( Ин. 1:20, 23 и далее и парал.), и теперь повторяет то же самое, ссылаясь на свидетельство самих учеников. Если же я – только предтеча Мессии, то следует, что я ниже Его и вам не следует возвышать меня пред Ним и завидовать успехам Его. Иоанн здесь не называет имени Иисуса как Мессии, но из всего хода речи несомненно, что говорит он именно о Нём, Иисусе, как Мессии, а о себе только как о предтече Его. 29. Ин. 3:29 . Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

27. Бог отец и Бог Сын по существу Своему непостижимы: посему никто не знает единосущного со Отцем Сына, кроме Отца; ни Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын открыть восхощет ( Ин.1:18 ). 28. Блаженны все труждающиеся для Господа и обремененные крестом Его: ибо они мертвые, умирающие всегда (Слав. отныне ( 1Кор.15:31 ) в Господе, почиют от трудов своих ( Откр.14:13 ). Будем опасаться, чтобы, тогда как остается еще обетование войти в покой Божий, не оказался кто из нас опоздавшим ( Евр.4:1 ). 29. Все страдания должно переносить по примеру Иисуса Христа с кротостью и смирением ( Евр.12:1–2 ). 29–Блажени кротцыи (ожидающие Господа, смиренные, терпящие – Пс.36:9 ), яко тии наследят землю (обетованную в будущем веке ( 2Пет.3:13 ), где ни печаль, ни воздыхание, но жизнь мирная ( Пс.36:11 ), бесконечная. Мф.5:5 . 29–30. Кто взирает на Начальника и совершителя веры Иисуса на предлежащем поприще страданий, и на вечную по страдании славу ( 2Кор.4:16 ); тот не будет жаловаться на беды и скорби, как на неудобоносимое бремя. Гордость есть главное препятствие с терпением проходить узкий и скорбный путь к блаженству ( Евр.12:1 ). 30. Все страдания, переносимые нами ради имени Христова, полезны и легки; ибо кто страдает, тот перестает грешить ( 1Пет.4:1 ), а кто оставляет грех , тот не смотрит на временное, но на вечное ( 2Кор.4:17–18 ). Гл. 12. Ст. 1–2. Кто разбирает дни, разбирает для Господа; и кто не разбирает дней, для Господа не разбирает. Кто ест, для Господа ест; ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и (сим) также благодарит Бога ( Рим.14:6 ). 1. Никто сам себе не враг и в великий день: ибо никто никогда не имеет ненависти к плоти своей, но питает и греет ее ( Еф.5:29 ). 5. Если священники, священнодействующие (приносящие жертву) во храме, питаются от святыни (от жертвы) в субботы, и служащие жертвеннику берут часть от жертвенника (от жертв – 1Кор.9:13 ) не нарушая субботы; то кто не ест в субботу (в праздник), не осуждай того, кто ест, потому что пища не приближает нас к Богу ( 1Кор.8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Глава 19 1–16. Христос пред Пилатом. – 17–29. Распятие Христа. – 30–42. Смерть и погребение Христа. Ин.19:1 .  Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Ин.19:2 .  И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, Ин.19:3 .  и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. (См. Мф.27:26 ; и сл.; Мк.15:15 и сл). Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании Христа, Иоанн изображает это бичевание не как наказание, предшествовавшее, по обычаю, распятию, а как средство, которым Пилат думал удовлетворить злобу иудеев, питаемую ко Христу. Ин.19:4 .  Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Ин.19:5 .  Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Пилат, наказав Христа и выведя Его к иудеям со знаками побоев на лице, в терновом венце и багрянице (ср. Мф.27:28–29 ), этим самым показывал иудеям полное ничтожество их обвинений, какие они выставляли против Христа. «Разве такой человек может рассматриваться как претендент на царскую корону?» – как бы говорил этим Пилат. Нет, Пилат не находит сколько-нибудь серьезных оснований к обвинению Христа в приписываемых Ему замыслах. Слова же «се, Человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царской властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу. Ин.19:6 .  Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Ин.19:7 .  Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Ничего не сказано, как отнесся к этому жалостному зрелищу собравшийся перед дворцом прокуратора простой народ: народ молчал. Но «первосвященники и» их «служители» стали громко кричать, что Пилат должен распять Христа (ср. Ин.18:40 , где изображаются кричащими «все»). Раздраженный их упорством Пилат снова с насмешкой предлагает самим иудеям совершить казнь над Христом, зная, что они не посмеют этого сделать. Тогда враги Христа указывают Пилату новое основание, по какому они требуют осуждения Христа на смерть: «Он сделал», т.е. назвал «Себя Сыном Божиим». Этим иудеи хотели сказать, что Христос в беседах с ними приписывал Себе равенство с Богом, а это было преступлением, за которое в законе Моисеевом полагалась смертная казнь (это было хулой или унижением Бога, Лев.24:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сказать, что а-го Лица Святой Троицы I-e Знание старше II-ro, а II-e старше III-ro, не значит сказать, что Отец был прежде Сына, а Сын прежде Духа, хотя „рождение“ и „исхождение“ невольно заставляют человека думать и представлять себе, что Лица Св. Троицы не равны между Собой по времени, – не ровесники: Отец прежде всех, за Ним сначала Сын, а потом и Дух Святый. О в-м Лице говорится: „В начале бе Слово“, а можно ли о г-м Лице сказать: В начале бе Дух Святой? Кроме порядка времени есть много и других порядков. Из двух предметов один может быть старше другого в различных отношениях: по времени, месту, причинности, зависимости, должности и т. п. Из двух равных по времени и одинаковых по сущности предметов, из двух ровесников, сверстников, один может быть старше другого в каком-нибудь другом отношении. Во многих случаях выражение „старше“ значит „выше“, „важнее“, „более“ и т. п. Вообще же „старшинство“ означает какое-нибудь „преимущество“, „превосходство“. В каком же смысле надо понимать, что у а-го Лица I-e Знание старше II-ro, а II-e старше III-ro? В том, что II-e зависит от I-ro, а III-e от II-ro, что I-e есть побудительная причина возникновения II-ro, а II-e – побудительная причина возникновения III-ro; что I-e есть объект II-ro, а II-e – объект III-ro. А если I-e Знание старше II-ro, то Сын более Духа, подобно тому, как Отец более Сына. Следовательно между Лицами Святой Троицы есть иерархия, порядок подчинения. Cbяmjй Дух подчинён Сыну, а Сын – Отцу. „Отец Мой больше всех“ – говорит Сын ( Ин.10:29 ). —16— Отец посылает Сына, а Сын – Духа Святого. Посылать может только больший меньшего. „Я от Бога изшёл и пришёл: ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня“ ( Ин.7:42 ). „Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца“ ( Ин.6:38 ). „Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца“ ( Ин.5:30 ). „Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю!!... Я всегда делаю то, что Ему угодно“ ( Ин.8:28–29 ). „Слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца“. ( Ин.14:24 ). „Моё учение не Моё, но пославшего Меня“ ( Ин.7:16 ). „Я говорил не от Себя: но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать, и что говорить ... И так, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец“ ( Ин.12:49–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010