120:3–8). 57. Царь, входящий в город или дом   Бывает, что когда Царь в город или дом какой-то хочет войти, слуги и посланники его говорят прочим людям, в городе или доме живущим: «Откройте ворота, Царь идет». И так входит Царь в город или дом, и принимается с честью гражданами или домашними. Так Христос Господь, Царь Небесный, придя на землю и соделав спасение вечное посреди земли, послал во все страны и города всей земли святых Своих учеников и апостолов возвестить пришествие Свое и спасительный к ним вход Свой. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Эти посланники Божии и верные рабы Христовы, пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16:20). Они в каждом городе и каждой стране живущим людям говорили: «Откройте ворота, и войдет к вам Царь Небесный, Царь ваш, но вам неизвестный. Он хочет в вас царствовать, и в вечное Свое царствие вас привести: откройте ворота, и войдет к вам. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23:7). И так в города и страны языческие вошел Царь славы со Своею благодатью и спасением вечным. Не приняли Его, как Истинного своего Царя, иудеи, к которым и послан был, как написано: пришел к Своим, и Свои Его не приняли (Ин. 1:11). Поэтому и отнялось у них царствие Божие. Народы, не знавшие и не ожидавшие Его, с радостью и верой отворили Ему города свои, приняли Его, поклонились Ему, и приняли на себя сладкое иго Его. Поэтому и царствие Божие обратилось к ним, ибо где Христос, Господь и Царь славы, там и царствие Божие. Богу благодарение, что и в нашу страну, в наше Отечество и города Царь славы и мира Иисус Христос вошел, и с Ним царствие Божие! Но видим, что от многих стран и городов за неблагодарность и презрение слова Его святого опять отошел, а с Ним и царствие Божие от них отнялось. А поскольку видим, что уже и в нашем Отечестве всякая неправда умножилась, любовь уже совсем почти иссякла, безмерная роскошь умножилась, плотская и беспечная жизнь почти везде усматривается, и так слово Божие в крайнем находится презрении, и почти все прихотям плотским и мирским, а не Божиим устам внимают, почти все плоти и миру, а не Богу угождают, временных и мирских, а не вечных благ ищут, то опасно, христиане, очень опасно, как бы и от нашей страны и городов не отошел Христос Господь со Своим царствием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Господь передает Таинство, когда «должно прекратиться законное. Главный праздник заканчивается, и Он готовит их (двенадцать Апостолов) к другой Трапезе, самой таинственной» (там же, ср. 1, t. 57, col. 206). Так заканчивается целый период, в котором все прообразовало имеющую прийти Истину. Согласно трем первым Евангелистам, Таинство учреждено во время пасхальной вечери ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:8 ). Однако Евангелист Иоанн сообщает нам ( Ин. 18:28; 19, 14 и 31), что иудейская пасха была на следующий день после Тайной Вечери. Много было сказано в объяснение этого «разногласия». Мы полагаем более вероятным, что Христос, зная, что Ему предстоит быть распятым в пятницу, празднует на день раньше, чтобы открыть новую, истинную Пасху. Златоуст часто подчеркивает, что в пасхальный вечер Господом совершено Таинство. «Спрашивают ученики: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе вкусить пасху? Какую пасху? Не эту, не нашу, но бывшую ранее иудейской, ибо ту ученики уготовили, а эту, нашу, Он уготовил. И не только Сам уготовил, но и Сам Пасхой стал... На этой самой Трапезе Христос завершил преобразовательную пасху и предложил (Пасху) истинную» (1, t. 49, col. 378–379). Искупитель, празднуя пасху вместе со «Своей семьей», то есть двенадцатью Апостолами, которые в тот момент представляли всю Церковь , устанавливает новую Пасху, которую должны они совершать впредь. Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26:26–29 . Ср.: Мк. 14:22–25 ; Лк. 22:17–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Согласно святым Евангелистам, различаются четыре главных момента в акте учреждения Таинства: принятие хлеба и благословение его; преломление хлеба и раздаяние ученикам; принятие, благословение и причащение от чаши; сообщение цели учреждения Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

„Я есмь хлеб жизни» – возвестил Христос народу: – „Как Я живу Отцем, так и ядуший Меня жить будет Мною. Сей то есть хлеб сшедший с небес» ( Ин. 6:35,57–58 ). Вне Христа нет жизни. Без причащения Его тела и крови из рук Св. Церкви, призванной к совершению этого таинства нет истинного христианства и следовательно не будет спасения. Вот весь ответ молоканам на их пренебрежение к таинству Св. Причащения. Глава 8-я. О необходимости церковного брака „Боже Пречистый и всея твари содетелю – взывает Св. Церковь в первой молитве при венчании: – Ты ребро праотца Адама за твое человеколюбие в жену преобразивый, и благословивый их и рекий: – раститеся и множитеся и обладайте землею, – и обоих их един уд показавый сопряжением; сего бо ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину, и яже Бог сопряже, человек да не разлучает... Сам и ныне Владыка Пресвятый приими моление нас рабов твоих... и зде пришед невидимым Твоим представительством благослови брак сей...» „Боже, Боже наш, – возглашается в заключительной молитве при венчании: – Пришедый в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивый, благослови рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака составившияся, благослови их входы и исходы, умножи во благих живот их, восприми венцы их в царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь». Первый брак безгрешных блаженных прародителей наших совершил Сам Творец вселенной. Первое чудо Его Единородный Сын сотворил на браке для соблюдения общей радости. Кому же, следовательно, надлежит благословлять бракосочетание, как не тем, которые являются прямыми преемниками от Бога власти на строение таин Божиих. Сочетающиеся браком должны по учению Ап. Павла руководиться таким же духом единению и взаимности, какой объединяет Св. Церковь с Господом ( Ефес. 5:25–28 ), и должны, следовательно, знать всю сущность, свойства и назначения духовных уз между Господом и созданною Им Церковью. А это можно знать только из сведений, преподаваемых Св. Церковью, призванной быть истинною и непорочною провозвестницею о Христовом законе духа жизни, освобождающем каждого человека от рабства греху ( Рим. 8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

« При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою » (ст. 19). И это дело опытного врача — прилагать к ранам соответствующие лекарства. Под болезнями в сердце разумей или скорбь о собственных своих грехах, рождающуюся от покаяния и сокрушения, или скорбь о благополучии грешников, или же причиняемые нам несправедливо страдания. Всем этим скорбям Бог дарует соответствующее утешение. Для неправедно обижаемых служит новым утешением следующее блаженство Христа: « блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное » (Мф. 5:10). Сокрушающиеся о своих грехах также находят великое блаженство, потому что « блаженны плачущие, ибо они утешатся » (Мф. 5:4). Те же, кто скорбит о благополучии беззаконников, будут наслаждаться славою, когда первых постигнет гибель: « возвеселится праведник, когда увидит отмщение » (Пс. 57:11). Если же ты назовешь скорбями души, как бы ее болезнями и ранами, грехи, то и для них Христос дает великое утешение: « придите ко Мне », говорит Он, « все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Мф. 11:28), и еще: « Я пришел не судить мир, но спасти мир » (Ин. 12:47). « Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему)» (ст. 20). Престолом беззакония называется, несомненно, диавол; разумей под престолом или царство, или покой, или какое–нибудь седалище, поскольку беззаконие царствует и покоится в диаволе. Равным образом он называется и судьею неправды, не в том смысле, что судит неправду, а в том, что судит неправедно. Он созидает труд на повеление, т. е. на повеление Бога, поскольку старается сделать для нас трудным закон Божий, возбуждая в нас удовольствия и праздность. Бог попускает это, желая увеличить награду исполняющим Его закон, потому что « каждый получит свою награду по своему труду » (1 Кор. 3:8). Диавол не будет пред Богом, т. е. не будет предстоять Ему во время суда, потому что предстоять Богу, когда Он станет судить, будут ангелы, а диавол не будет предстоять, потому что он, хотя и имеет бытие, но лишился своего достоинства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

А что Спаситель явился ей, когда была вне Плиромы в роде выкидыша, об этом, говорят, Павел в первом послании к Коринфянам сказал: " после же всех, как некоему извергу, явился и мне» ( 1Кор. 15:8 ). Подобно сему пришествие Спасителя с его сверстниками к Ахамофе открыл он в том же послании, сказав: «должно жене иметь покрывало на главе ангел ради» ( 1Кор. 11:10 ). А что Ахамоф, когда шел к ней Спаситель, от стыда надела покрывало, это показал Моисей, « положив покров на лице свое» ( Исх. 34:35 ). И страсти ее, которыми она страдала, говорят назнаменовал Господь на кресте. Так словами: «Боже мой, Боже мой, зачем оставил Меня» ( Мф. 27:46 ), он показал, что Премудрость была оставлена светом и удержана Пределом от стремления вперед; а печаль ее означил словами: «прискорбна душа Моя до смерти» ( Мф. 26:39 ), страх – словами: «Отче.., если возможно, да мимо идет от Меня чаша " ( Мф. 26:39 ) и замешательство словами: «и что скажу не знаю» ( Ин. 12:27 ) 2 . На три рода людей, учат они, Он указал так: на вещественный, когда говорившему: «иду по тебе», отвечал: «не имеет Сын человеческий где преклонить голову» ( Лк. 9:57–58 ); на душевный, когда сказавшему: «Пойду за Тобою..., но прежде позволь мне проститься с домашними моими», отвечал: «никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен царствия небесного» ( Лк. 9:61–62 ). Об этом человеке говорят, что он из средних; а также и тот, который исповедал о себе, что исполнил весьма много дел праведности а потом не захотел последовать, но, по пристрастию к богатству, не сделался совершенным, по их мнению, был душевного рода. Духовный же род, Он означил словами: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди возвещай царствие Божие» ( Лк. 9:60 ), и тем, что сказал мытарю Закхею: «сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме» ( Лк. 19:5 ); ибо этих людей они относят к духовному роду. И притча о закваске, которую женщина, как сказано, положила в три меры муки, указывает по словам их, на три рода: ибо женою, по учению их, называется Премудрость; тремя мерами муки – три рода людей: духовный, душевный, земной; закваскою же, назван сам Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

10. Видите яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любящи дремати. 10. Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. Ст. 10. Наблюдавшие Его ( ср. 52:8: , объясн.) оказались слепыми и неразумными, подобными дремлющем и не лаящим псам. Бл. Иерон., бл. Феодор. и св. Кир. ал. видят здесь пророчество о духовной слепоте современных Христу Спасителю израильтян, преимущественно же книжников, фарисеев и начальников синагоги, которые не прияли света истинного, не пожелали знать Христа, говорящего: Аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ) и: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя, во тьме не пребудет (ib. 12:46). “Их слепота, говерит бл. Феодор., была такова, что они в ясный полдень не узнали Солнца правды“. Сам Спаситель о них говорит: буи и слепии, – вожди слепии ( Мф. 23:17:24 ). Кроме слепых, к ним здесь применяется также название “немых псов“ за то, что они, как говорит бл. Иерон., – долгом которых было сторожить стадо Господне, отгонять волков, лаять за Господа (latrare pro Domino), – любят сон и услаждаются демонскими видениями (ср. св. Кир. ал., бл. Феод.). Стоящее в евр. м. т. =в р. с. стражи их (буквально: стерегущие его) 70 читали почему: δετε, ср. слав. 11. И пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукави, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от перваго и до последняго. 12. Приидите, да возмем вино, и наполнимся пиянства, и будет яко днесь, тако и злутра, и многа множае. 11. И это псы, жадные душею, незнающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть. 12. Приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра тоже будет, что сегодня, да еще и больше. Ст. 11–12. Подобные бесстыжим и ненасытным псам, злые и неразумные, они заботятся только о своих личных выгодах и исключительно преданы чувственным удовольствиям. В ст. 12, вместо =в р.-с. Я достану, 70 читали: , почему: λβωμεν, ср. сл. Глава 57

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Они сохраняют всю свою четкость и полноту. В этом таинственное своеобразие Евангельского изображения, передающего своеобразие самого чудесного Христова лика. Полнота человечества, – именно поэтому Христа можно было принимать за «только человека», ибо не для всех вразумительны знамения божества. Для иных они были поводом к горшему соблазну. Книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И даже ближние Его хотели взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя ( Мк.3:22–21 и след.: Мф.9:34 ; Лк.11:15 и след. Ин.8:48 ). И пришед в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о нем ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:2–3 )... Из Евангелия мы знаем, что все почти принимали Иисуса за простого человека – и не только враги Его, книжники и старцы, архиереи, Ирод и Пилат, но и ближние Его, и ученики – до времени... Полнота человечества, – отсюда бесспорная четкость и живость изобразительного рисунка в Евангелии. Евангелие полно живых людей, зарисованных в полноте их личного своеобразия, которое часто дается понять и почувствовать немногими словами. Евангельские лица выступают перед нами так ясно и ярко, что только с натуры, с действительности можно снять такое изображение. И образ Захарии и Предтечи, и образ Пречистой Девы и образы часто безымянных верующих и исцеленных, притекавших к Иисусу, – все они в самих себе несут свидетельство своей подлинности, своей жизненной действительности. Они взяты из жизни. Конечно, сама наглядность и изобразительность рассказа еще не вполне обеспечивает его историческую достоверность. Но в Евангельском рассказе есть нечто большее, чем одна только живая наглядность. Есть бескорыстная, свободная непосредственность рассказа, прямо свидетельствующая о его действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ст. 43–45. По двою дню – иде в Галилею.... Пророк во своем отечествии чести не имать. После двух дней пребывания в Сихеме, Спаситель отправился в Галилею. На пути Он был в Назарете, но скоро оставил его. Так показывает св. Матфей ( Мф.4:13 ). Причину тому выставляет св. Иоанн. «Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве». Назарет считался отечественным городом Иисуса от того, что Иисус был воспитан в нем ( Мф.4:13 ). Наблюдение опыта в отношении соотечественников прилагалось к Назарету и в другое время ( Мф.13:57 ; Лк.4:27 ). Итак, напрасно этот отзыв у Иоанна относили к Капернауму (Зигабен), который ни почему не был отечественным городом Иисуса. Галилеяне принимали проходящего Иисуса с уважением; и именно потому, что когда по предписанию закона ( Втор.16:16 ; Исх.34:29 ) были они в Иерусалиме в праздник пасхи, то были очевидцами великих дел, совершенных Иисусом в пасху ( Ин.2:13 ). Ст. 46–47. «Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино». Кана была на пути из Назарета в Капернаум и к Тивериадскому озеру. Для чего остановился здесь Иисус? Чтобы оживить Своим присутствием веру, возбужденную первым чудом (Зигабен). «В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен». Он явился к Иисусу в Кану с просьбой за умирающего сына. Проситель называется у евангелиста Βασηλικος. Сирский переводчике разумеет служащего царю; в эфиопском переводе: служащий при дворе царя. Флавий (de bello 7, 5. 2) послов, посланных царем парфянским к Титу называет Βασιλικοι; он же министров Ирода сперва называет υπερεται служащими, а потом Βασιλικοι (Antig. 15, 8. 4). Прибавляя к тому то обстоятельство, что Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Цереи, носил титул царя, приходим к убеждению, что евангельский Βασιλικος был один из придворных Ирода. Если этот придворный, служа при таком царе, каков Ирод, отдавший голову Предтечи плясунье, является сколько-нибудь добрым человеком, это значит, что в нем довольно было твердости для добра, чтобы не увлекаться примерами греха. Придворный увидел, что ни богатство, ни чести не защищают от смерти и он обратился за помощью к назаретскому Пророку, – сам явился к Иисусу с просьбою за больного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

26-я глава 57-й стих: «А взявшие Иисуса [стражи, читай,] от Анны; – отвели его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь Синедрион [а это было верховное судилище], искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили. [Ну, действительно: на вопрос в 8-й главе от Иоанна: кто из вас обличит Меня в неправде? (см. Ин 8:46 ) – ведь этого вопроса никто из людей в не мог задать – за каждым найдётся что-то. Хоть однажды, да человек был несправедлив. И все молчат. Кто из вас обличит Меня в неправде? – полное молчание. Действительно, потому что в Нём не было не только греха – но и тени греха (см. 1Ин. 3:5 ): никаких коллизий, никакого покаянного в Нём чувства не было – никакого сожаления: ах, почему Он так поступил или ошибся? Всё исключительно, свято, боголепно, правдиво – во всей истине. И поэтому молчали. Хорошо. И не находили]. Но наконец пришли два лжесвидетеля [и вот заметьте, есть правдоподобие и есть истина. Вот правдоподобие хуже лжи. Смотрите на это правдоподобие: Наконец пришли два лжесвидетеля] и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. [Да не говорил Он таких слов! Он говорил, но немножко не так: Могу разрушить храм Божий и в три дня воздвигнуть его. В Евангелии от Иоанна 2 -я глава (см. Ин. 2:19 ). Достаточно изменить только окончание, и вот вам будет уже не истина, а правдоподобие, которое хуже лжи.] 2-я глава, 13-й стих: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в Храме продавали волов для жертв, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал их из храма всех, также и овец и волов: и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1Кор. 15:55–57 ). Святой Иоанн Златоуст в своем Слове на Святую Пасху так прославляет окончательную победу Воскресшего Христа: «Воскресе Христос и ты (ад – Авт.) низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос возстав от мертвых, начаток умерших бысть». Спасительная сила Христова Воскресения полностью раскроется во Втором пришествии и всеобщем воскресении из мертвых, ныне невидимым образом действует в мире со времени Воскресения Христова, завершившегося Вознесением Господним, когда вочеловечившийся Сын Божий Воссел одесную Бога Отца и спосадил на Своем Престоле воспринятую в Свою Ипостась и обоженную Человеческую природу, и послал от Отца Духа Святого, освящающего мир. Спасительная сила Христова Воскресения созидает на земле начало вечной жизни и подготавливает всеобщее воскресение мертвых. Вечная жизнь, по словам Николая Кавасилы , начинается еще здесь, хотя в полноте своей раскроется только в будущем веке. Сила Христова Воскресения, сила вечной жизни, проявляется прежде всего в Церкви и ее таинствах. В таинстве Крещения, в троекратном погружении и восхождении из воды, мы соумираем и спогребаемся Христу, а затем совоскресаем с Ним. Мы становимся участниками Его смерти и Воскресения. «Все мы крестившиеся во Христа Иисуса, – пишет святой апостол Павел Римлянам, – в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены я подобием воскресения…» ( Рим. 6:3–5 ). Уже сейчас мы – обладатели обновленной жизни, дающей нам уверенность в воскресении в последний день: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6:8–9 ). Но соумирание и совоскресение со Христом в Крещении тогда бывает действительным, когда мы истинно умираем греху и начинаем новую жизнь. «Так и вы, – поучает нас святой апостол Павел, – почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 6:11 ). Крещение есть рождение для вечной жизни: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010