29 . Г. Свв. славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Пала. Св. апостол Петр, брат апостола Андрея (см. 30 нояб.), родом иудей, отличался пылкостью и решительностью своего характера (Мф.16:15–17, 22–23; 14:25–31; Мк.1:20, 30; Ин.1:42 ). Призванный Господом от скромной доли рыбака к уловлению человеков, он был одним из ревностных учеников Спасителя (Мф.4:18–19; Лк.5:10–11 ). До призвания он назывался Симоном, после же призвания, в предзнаменование и в награду своей твердости в вере, получил прозвание Кифы, по-гречески – Петр, что значит камень. Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. Он был участником и свидетелем величайших чудес Спасителя и важнейших событий Его земной жизни ( Ин.1:42 ; Мф.16:18; 17:1; 26:37; Лк.8:51 ). По воскресении Спасителя, призванный Им вторично к апостольскому служению, он во всю свою жизнь сохранил непоколебимо твердую, как камень, веру в Иисуса Христа, как Сына Божьего и Спасителя мира , и старался внушить ее и другим людям ( Ин21 ; Деян.2:14; 4:8; 12:3; 8:14; 12 ). Он был апостолом преимущественно иудеев ( Гал.2:7, 8 ). В 44 году, когда ему угрожала в Иерусалиме от Ирода Агриппы смерть, св. Петр, освобожденный из темницы ангелом ( Деян.12:1–11 ), оставил Иерусалим. Он проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте, подтверждая силу своих слов великими чудесами: он воскрешал мертвых и исцелял недужных, причем последние исцелялись даже от одной только тени его ( Деян.5:5, 10, 15; 9:33–34, 40 ). Св. Церковь прославляет его, как «Апостолов предначальника», ибо он первый исповедал Спасителя Сыном Божьим (Мф.16:16), первый начал проповедовать Его воскресение, первый положил начало обращению язычников ( Деян.2:14–36; 10:34–48 ). В царствование Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину на кресте. Признавая себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос, апостол Петр упросил, чтобы его распяли головой вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В стихах, где говорится о плоти Христа (Ин 6. 51-58; ср.: 1. 14), нек-рые толкователи (уже Iren. Adv. haer. III. 14. 1; ср.: Bultmann. 1941; Strachan. 1941; Shultz. 1972; Borgen. 1965) видят полемику с докетизмом и в целом с гностицизом. Однако евангелист, видимо, стремится не столько доказать подлинное человечество или присутствие Иисуса во плоти, сколько акцентирует внимание на Его небесном происхождении и статусе Воплощенного Бога Слова. Т. е. высказывания о плоти Христа направлены не против докетов, а против тех, кто не разделяют веры во Христа как Воплотившегося Слова (Ин 1. 14). Отмечается также стремление евангелиста показать то, как соотносится служение Иоанна Предтечи и Иисуса Христа (1. 6-8, 15, 19-28, 30; 3. 22-30; 5. 33-36; 10. 40-42). В этом некоторые исследователи ( Bultmann. 1941; Kümmel . 1975) видят полемику с мандеями, почитавшими Иоанна Крестителя как Мессию. Однако эта гипотеза несостоятельна, поскольку сам Иоанн Предтеча свидетельствует о мессианстве Христа (Ин 1. 29; Moloney, Harrington. 1998). В качестве еще одной полемической линии экзегеты выделяют мнимое противопоставление «любимого ученика» и ап. Петра (Ин 21. 7, 20-23; ср.: 13. 23-25; 20. 3-8; Brown R. 1966), которое отражает конфликт между общинами, возглавляемыми этими апостолами. Наконец, нем. экзегеты Э. Кеземанн и О. Кульманн считали, что целью евангелиста было изложить более глубокое понимание сущности церковных таинств Крещения и Евхаристии ( Käsemann . 1971; Cullmann. 1953). Если в синоптических Евангелиях описаны события установления таинств Крещения (Мф 3. 16; Мк 1. 9) и Евхаристии (Мф 26. 26-28; Мк 14. 22-24; ср.: 1 Кор. 11. 24-25), в Евангелии от Иоанна эти описания заменены словами о духовном содержании таинств, которое раскрывается в описанных евангелистом событиях жизни Иисуса Христа. Духовный смысл таинства Крещения раскрывается, по мнению экзегетов, с помощью символа воды ( Koudela. 1978; Callahan. 1960; Jones. 1997): в рассказе о чуде превращения воды в вино (Ин 2. 7-9); в диалогах с Никодимом (3.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Мертвии о Христе воскреснут первее ( 1Сол.4:16 ). Воскресение есть то действие всемогущества Божия, посредством которого умершее и разрушившееся тело оживет и соединится с душой в той личности человеческой, какая некогда была в здешней жизни. Григорий Нисский пишет: «Чтó иное есть воскресение, как не совершенное восстановление в прежнее состояние» ( Григорий Нисский . Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, беседа 1). Иисус Христос в ясных словах возвещает воскресение. Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. И изыдут сотворшии благая в воскресение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин.5:28–29 ; сл. Ин.6:40 ; Мф.10:28, 12:41–42, 22:29–32 ). В своем собственном воскресении Он даровал залог воскресения всех. Апостолы указывают на воскресение тел как на следствие воскресения Христа, а на воскресение Христово как на основание общего воскресения. Аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:12–19 ; Деян.4:2, 17:18, 32 ; Евр.6:2 ; 2Тим.2:18–19 ). Воскреснут все люди от Адама до того, который умрет последний ( 1Кор.15:20 ). Воскреснут люди всех веков и вероисповеданий, не только добрые, но и злые ( Деян.24:15 ). Те, которых второе пришествие Иисуса Христа застанет живыми, не умрут, но изменятся, т. е. тела их получат вдруг вид подобный прочим телам воскресшим ( 1Кор.15:51 ; Ин.5:29 ). Ветхозаветные несомненно ожидали воскресения мертвых. Так, например, Иов ( Иов.19:25 ), Давид ( Пс.15:8–11 ; сл. Деян.2:25–32 ), Мария, сестра Лазаря ( Ин.11:24 ). Сам Спаситель доказательства воскресения мертвых заимствует из Ветхозаветных книг Св. писания ( Мф.22:31 ; сл. Исх.3:6 ; Дан.12:2 ; Ис.26:19 ; Евр.11:15–16 ). Вера Церкви в воскресение мертвых выражается в Символе веры , в сказаниях о страданиях мучеников, в постановлениях вселенских и поместных соборов и в учении отцов Церкви. Отцы Церкви воскресение мертвых признают основанием учения об уповании, а отвержение оного дьявольским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

671. Ср.: Мф. 5, 3. 672. Свт. Василий Великий. Письма, II, 2//Vol. 1, p. 8: 50–51 Courtonne; PG 32, 228 A. 673. Этот абзац, структурно напоминая заповеди блаженства, лексически очень близок к псалмам. Грамматики, риторы и философы – традиционные в Византии ступени обучения. 674. Congruentio ad sensum; в ряде рукописей – единственное число («будет воспрославлена»). 675. Пс. 88, 16–17 (ряд рукописей и издатели Фикары продолжают цитату далее до конца 18-го стиха). 676. См.: Мк. 12, 42 пар. 677. Пс. 50, 19. 678. Ср.: Ин. 8, 56. 52. 679. Ср.: Ин. 8, 56. 52. 680. Ср.: Гал. 6, 14 (Сотиропулос). 681. Ср.: 1Кор. 13, 13 (издатели Фикары). 682. Ср.: Пс. 50, 10. 683. Ср.: Иак. 2, 5 (Сотиропулос). 684. В ряде рукописей и в издании Фикары славословие продолжено в виде традиционной формулы «Ему же подобает слава… с безначальным Его Отцом… во веки веков. Аминь». Х. Г. Сотиропулос предлагает сравнить эту главу с творениями прп. Петра Дамаскина (Кн. I, гл. 36 Что великое благо любовь//Φιλοκαλα. 11784. Σ. 628=51991. Τ. 3. Σ. 93: 36 – 94: 1). Определённая тематическая схожесть поддерживается двумя однокоренными словами, так что отдалённая аллюзия не исключена (Пер.). 685. Ср.: Изречения святых отцов (алфав.). Макарий Египетский, 19//PG 65, 269 C=PG 34, 249 A. 686. Ср.: Ин. 5, 22. 687. Лк. 18, 13. 688. Здесь и в дальнейших главах автор пишет о преимуществе молитвы мытаря (со словами «смилуйся надо мной» и т. д.) перед молитвой Иисусовой (со словами «помилуй меня»), ибо первая годится как для грешника, так и для совершенного. 689. Ср.: Рим. 2, 15 (Сотиропулос) 690. Мф. 7, 21. 691. Ср.: Изречения святых отцов (алфав.). Макарий Египетский, 19//PG 65, 269 C=PG 34, 249 A. 692. Исх. 33, 19. 693. В издании Фикары добавлено: «грешным». 694. Ср.: Мф. 27, 37? 695. Ряд рукописей и издатели Фикары добавляют (возможен пропуск по гомиотелевтам): «исповедуя, что он грешен; однако же и сам он имеет грехи». 696. Место установил А. Риго. См.: прп. Иоанн Кассиан. Собеседования, I, 18//PL 49, 507 B; CSEL 13, p. 27 Petsch enig; SC 42, p. 99 Pich ery. В Добротолюбии ( Φιλοκαλα. 11782. Σ. 80=31957. Τ. 1. Σ. 84), на которое ссылается А. Риго, этот текст помещён в древнем переводе с латинского, однако в данном месте греческий перевод менее детальный, чем латинский оригинал (в греческом тексте говорится только о «хлебе (пшенице) или плевелах», тогда как в латинском читаем: utrumnam triticum malit an hordeum loliumve comminui, «пшеницу ли молоть, или жито, или куколь растирать», цит. рус. пер., с. 181–182; греческий переводчик опустил «ячмень»), так что автор 50-ти глав пользовался другим переводом, более близким к латинскому оригиналу, нежели текст Добротолюбия (Пер.).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Неделя о самарянине (Деян 11:19–26, 29–30; Ин 4:5–42). Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова — восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе. Понедельник (Деян 12:12–17; Ин 8:42–51). Господь объяснял иудеям, почему они не веруют в Него, чем бы вы думали? Тем, что Он истину им говорит: «А как Я истину говорю, то не верите Мне».

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

34–36. Эти два стиха сложным образом связаны с различными отрывками Мф и Лк, ср. Лк 12:35–38; Мф 24:42–44=Лк 12:39–40; Мф 24:45–51=Лк 12:42–46; Мф 25:14–30=Лк 19:12–27 и представляет собой “гомилетическое эхо нескольких притч” (Тейлор). Четыре стражи, перечисленные в ст. 35, отражают римский обычай деления ночного времени. 37. Заповедь бодрствования обращена не только к четырем Апостолам, но и к остальным из Двенадцати, к читателям Мк в Римской Церкви и ко всей Церкви на протяжении последних времен. 74. Заговор первосвященников и книжников (14:1–2) (Мф 26:1–5; Лк 22:1–2) Общепризнанно, что повествование о Страстях сложилось в своей целости на самом раннем этапе устного предания. Апостол Марк опирался, скорее всего, на тот вариант этого предания, который бытовал в Римской Церкви (можно предполагать, что к нему непосредственно восходит по крайней мере 14:1–2,10–11,17–21,26–31,43–46,53a; 15:1,3–5,15,21–24,26,29–30,34–37,39,42–46), дополняя его воспоминаниями апостола Петра и, возможно, других очевидцев. 1. πσχα ‘Пасха’, из арам. pîs’, что в евангельские времена должно было произноситься как pas’ — слово, часто используемое в переводе Семидесяти наряду с φασεκ и φασεχ, которые ближе к евр. форме pesa. Здесь и в ст. 12 (второе употребление), 14 и 16 это слово обозначает праздничную трапезу. Первое употребление этого слова в ст. 12 обозначает пасхального агнца, а в Лк 22:1 — праздник в целом. Трапеза происходила между заходом солнца и полуночью 15 нисана (у евреев день начинается с вечера, см. Быт 1:5). τ ζυμα ‘опресноков’. Праздник опресноков (евр. maô t) продолжался с 15 по 21 нисана. См. Исх 12:15–20; 23:15; 34:18; Втор 16:1–8. Поскольку день 14 нисана, в который закалывались жертвенные агнцы, иногда назывался первым днем праздника опресноков, не ясно, от какой даты следует отсчитывать два дня; скорее всего имеется в виду все же 15-е и, следовательно, действие происходит 13 нисана. 2. Если ν τ ορτ ‘в праздник’ означает просто ‘во время праздника’, то можно предположить, что план схватить Иисуса после праздника был изменен в результате предательского предложения Иуды. Однако лучше, как предлагает Иеремиас 49 , переводить ν τ ορτ как ‘в присутствии толпы, собравшейся на праздник’, ср. Ин 2:23; 7:11 и также Лк 22:6 τερ χλου ‘не при народе’.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Таково Воскресение Иисуса Христа! - Что была вся жизнь Его, как не единое непрерывное служение Богу и ближним? Иудеи, почитая Его воскресшим пророком, не напрасно недоумевали, какой пророк воскрес в Иисусе. Ибо в Нем, можно сказать, воскресли все пророки и праведники. В Нем вера Авраама сочеталась с подвижнической жизнью Иеремии, ревность Илии облеклась кротостью Моисея, чистота Иосифа совокупи­лась с терпением Иова. Между тем, что было уделом этих добродетелей? - Какой праведник был посрамлен, презрен, умучен более Иисуса Христа? На одной Голгофе, в лице Его, были поруганы все добродетели. Поругана святая преданность в волю Божию; упова на Бога, да избавит ныне Его (Мф. 27; 43). Поругана любовь к ближним: иныя спасе, себе ли не может спасти (Мф. 27; 42). Поругано смирение: аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста . Поругана истинность: помянухом, яко льстец он рече (Мф. 27; 63). Но зрите торжество благочестия! - Какая из добродетелей не увенчана ныне в лице Воскресшего? - Он смирил себе, послушлив быв... до смерти... крестныя : и вот Бог Его превознесе, и дарова Ему имя... паче всякого имени, да о имени Иисусове всякое колено поклонится, небесных и земных и преисподних! (Флп. 2; 8-10). Он, богат сый , обнищал для нас (2 Кор. 8; 9), не имел где главы подклонити (Мф. 8; 20): и вот предана Ему всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28; 18)! Он из любви к ближ­ним отдал душу Свою: и вот души всех сынов человеческих предаются Ему во власть, яко Искупителю и Судии! И это еще только видимые для нас следы торжества невидимого. Если бы мы, по обещанию Спасителя, узрели небо отверстым (Ин. 1; 51): какое бы торжество добродетелей открылось в лице Его пред очами нашими! Там увидели бы мы Сына Человеческого за приятие смерти, славою и честию венчанна (Евр. 2; 9), сидящего одесную силы Божия (Лк. 22; 69); увидели бы двадцать четыре старца , повергающих венцы свои пред Агнцем закланным (Откр. 4; 10); увидели бы сонмы Ангелов, не " восхо­дящих уже и нисходящих " над Сына Человеческого (Ин. 1; 51), а закрывающих лица свои от неприступной славы Его лица.

http://radonezh.ru/analytics/svyatitel-i...

Посему Тело Христово животворит тех, кои приобщаются Ему, ибо изгоняет смерть, когда является между умирающими, и удаляет тление, нося в Себе Слово, совершенно уничтожающее тление. Следствия тайны воскресения Христова простираются на всё человечество. Как в первозданном Адаме мы низложены в смерть, так в Первородном Христе все оживет, но «добро сотворившие в воскресение жизни, а зло соделавшие в воскресение суда» ( Ин.5:29 ). Ведь воскресение для наказания и оживление для получения одних только посрамлений должно признать неизмеримо горшим смерти, а истинная и действительная жизнь во Христе, святости и блаженстве 6, 51. б. 40–42. –8, 51, –10, 14–15. 493–494, –10, 26–28, –11, 25–27, –13, 31–32, –14, 21. Человеческие тела снова будут восстановлены и душа каждого восприимет свою кущу, после трубного звука 11, 43–44, – воскресшие тела не будут иметь никаких пороков тления и недостатков, но восстанут в славе, – и если воскресший Господь показывал апостолам и даже ангелам язвы на теле Своём, то только для удостоверения в истинности Своего воскресения 20, 26–27. Смерть святых не противоречит вере во всеобщее воскресение людей, ибо она бывает только до известного срока и на малое время, так что смерть имеет над верующими только временную власть 11, 25–27. Преображение Спасителя было предуказанием и предварительным знамением будущего преславного воскресения святых 20, 22–23. 264. По воскресении невозможно будет раскаяние и бесполезно желание следовать за Христом, ибо Он явится тогда не снисходительным и кротким, но обличительным и карающим Судьей 6, 26. 455. Воскресенье – восьмой день недели, когда воскрес Господь и являлся апостолам, – бывают собрания христиан в церквах, совершается богослужение и Евхаристия и приобщение верующих 20, 26–27, – обрезание в осьмый день – прообраз воскресения Христова 7, 24. б. 157–158. Воскрешение Лазаря, сына вдовы и дочери Иаира, как и Преображение Спасителя, суть предварительные знамения и предуказания будущего всеобщего воскресения 20, 22–23.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первое Послание апостола Петра Сведения о писателе Апостол Пётр, брат Андрея Первозванного, был сыном Ионы ( Мф.16:17 ), родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города по ту сторону Иордана ( Ин.1:44 ), занимался рыбной ловлей ( Мф.4:18 ), был женат и имел дом в Капернауме ( Мк.1:20,30 ). До призвания он назывался Симоном, по призвании же в предзнаменование и в награду своей твёрдости в вере, получил прозвание Кифа (по-гречески Пётр – камень) ( Ин.1:42 ; Мф.16:18 ). Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказывал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. И Господь всегда отличал его перед прочими апостолами, делая его участником и свидетелем самых больших чудес Своих ( Лк.8:51 ) и важнейших событий Своей жизни ( Мф.17:1; 26:37 ). По воскресении Иисуса Христа, ободрённый к прежней ревности любовью Господа ( Ин.21 ), он сначала является одним из важнейших деятелей образующейся Церкви Христовой и первый начинает проповедь о Христе в день Пятидесятницы ( Деян.2:14 ) и перед синедрионом ( Деян.4:8 ), и в числе первых подвергается и опасности пострадать за Христа ( Деян.12:3 ). Он же первый заботится об устройстве Церкви вне Иерусалима ( Деян.8:14 ) и первый полагает начало Церкви христиан из язычников обращением Корнилия (глава 10). В последствии времени он, оставаясь по преимуществу апостолом обрезания ( Гал.2:11 ), в Малой Азии (Евс., Ист. Ц. 3:1,4), куда пишет потом свои Послания ( 1Пет.1:1 ; 2Пет.3:1 ), проповедует, по преданию, в Греции ( 1Кор.1:12 ) и, может быть, в Вавилоне (Assem. Bibl. Orint. t. III, Р. II. р. 6 и далее. 1Пет.5:13 ); и, наконец, к концу жизни переносит своё пребывание в Рим, где в последние годы царствования Нерона, в 66-м или 67-м году, пострадал мученической смертью, будучи распят вниз головой на кресте, как сам того пожелал, не считая себя достойным уподобиться Христу в образе смерти (Евс., Ист. Ц. 2:24. Климент римский , К коринфяном 1:5; Ириней, Adv. haer. 3:1 и другие, Четьи-Минеи под 29 Июня). Подлинность Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010