227 Вот краткие понятия о подробностях предания и страданий Иисуса Христа: Чем более Он творил чудес и знамений, тем более слава Его имени возрастала и распространялась, и число Его учеников и последователей умножалось чрезмерно; но чем более славился Иисус, тем более теряли фарисеи и книжники, и посему самому они противу Него более и более злились; ещё и прежде, они многократно покушались на Его жизнь, но как не пришло еще время, в которое по пророчествам Ему надлежало отыти от мира, то в прежние покушения Он обыкновенно уклонялся ( Ин.7:1,8,59 .); Когда же наступили дни определенные для Его страдания, Он решительно сказал Апостолам: весте яко по двою дню пасха, будет, и Сын человеческий предан будет на пропятие ( Мф.26:2 .); также точно Он говорил о своей смерти и в час тайныя вечери: Аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя ( Мф.26:21 .); сии слова ужаснули Апостолов, и они с великою скорбию один за другими вопрошали Его: еда аз семь Господи? подобный вопрос сделал Ему и Иуда, и Господь сказали Ему: ты рекл ecu; сим пристыжденный Иуда тотчас оставили собрание, и пришед к Архиереям и книжникам, говорил им: что хощете ми дати, и аз вам предам Его? они вступили с ним в договор, и дали ему 30 сребренников, то есть, такое количество денег, которое тогда платилось за последнего раба. (см. Библ. Истор. стр. 716.) Между тем, как Иуда договаривался о предательстве Иисуса Христа, и сказал воинами, что они узнают Его по его лобзанию, Сей, (то есть Иисус Христос) окончив тайную вечерю, с одиннадцатью Апостолами, поя духовный песни взошел в сад Гефсиманский. Здесь отделясь от своих учеников, Он начал скорбеть и тужить, троекратно молился, упадал на землю, и молился с такою ревностию, что из тела Его упадал пот подобный каплям крови; когда кончил Он третью молитву, то паки соединился с Апостолами (которые во все продолжение Его молитвы спали) и сказали им: се приближися час, и Сын человеческий предается в руки грешников: приближися предаяй Мя. (Мф.26:45,46.); едва Он произнес сии слова, как явился Иуда, сопровождаемый многочисленною вооруженною стражею; подступя к Иисусу, он сказал Ему: радуйся Равви, и облобызал Его; Господь не отвергнул сего лобзания, но только сказал ему: Иудо, лобзанием ли предаеши Сына человческаго? ( Лк.22:48 .) потом обратясь к страже, сказал: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назореа; и Он сказал: аще у бо Мене ищете, оставите сих (Апостолов) ити ( Ин.18:5–8 ); и почто яко на разбойника, изыдосте со оружием и дреколъми яти Мя: по вся дни бых при вас в Церкви уча, и не ясте Мене ( Мк.14:48 .).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

А это уже явилось историческим событием, значительной вехой в развитии Церкви Христовой, в которой утверждалась благословенная мысль о том, что Господь наш Иисус Христос — Бог всех людей и принадлежит всему миру. Всякие попытки монополизировать христианство, предпринимаемые различными сектами уже в наши дни, ведут к краху, потому что не имеют будущего. Мы, христиане, усыновляемся Богу Таинством Святого Крещения, вступаем в теснейшее единство с Сыном Божиим в Таинстве Святого Причащения, возвращаем себе милость Господа и прощение грехов в Таинстве Святого покаяния. Мы, христиане, живем Спасителем нашим, и Спаситель наш Иисус Христос живет в очищенных, преисполненных веры, православных душах. Научимся же беречь то, что имеем! Уподобимся Христу, ибо некогда Он уподобился нам. Ведь каждое слово, произнесенное Господом, и каждое дело, Им сотворенное, — пример величайшей добродетели и образец высочайшего благочестия. Будем же, по словам святителя Григория Богослова , «следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному». Аминь. Христос воскресе! Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. ( Ин.8:31 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении Господь наш Иисус Христос призывает уверовавших в Него пребывать в Своем слове (см. Ин.8:31-42 ). Что это значит? Давайте внимательно посмотрим и подумаем, к кому Спаситель обращается с этим призывом, кто слушает Его? Его словам внимают иудеи, которые, как пишет святой евангелист Иоанн, уверовали в Него. Но ведь Сын Божий есть Истинный Бог, Ему открыты сердца всех людей, и Он хорошо видит, что в них нет пока настоящей веры, они колеблются, сомневаются, они скорее готовы пойти за своими вождями — книжниками и фарисеями, чем за Человеком, говорящим такие удивительные вещи. Однако Господь обещает им потрясающий дар: …и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Между тем, Феофилакт переводит этот ответ Иисуса иначе. «Господь говорит: " Я говорю вам то, что и в начале " » (Толкование на Иоанна, с. 209). По переводу епископа Михаила, Иисус сказал им: «Прежде всего, я то, что и говорю вам» (Толковое Евангелие. 3. С. 262). А по мнению Иоанна Златоуста, ответ Иисуса значит вот что: «Вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и нимало не внимаете словам Моим» (Беседы на Евангелие от Иоанна. 59). Евфимий Зигабен понимал этот стих так же, как и Иоанн Златоуст: «Это все равно, если бы Иисус Христос сказал так: совершенно излишне даже и то, что Я говорю вам; вы недостойны никакого слова, как искусители» (Толковое Евангелие от Иоанна. С. 136). К. П. Победоносцев в своем переводе «Нового Завета» на русский язык переводит слова Господа так: «Я начало, как и говорю вам». Таким образом, ни один из этих переводов не согласуется с синодальным переводом на русский язык. Какой же перевод надо считать правильным? Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь в виду, что в Своей речи Христос высказал фарисеям много горькой правды о них же самих, и даже назвал их сынами диавола, исполняющими похоти отца своего. И эта горькая правда, эти слова, которые должны были показаться оскорбительными для гордых сынов Авраама, были встречены ими лишь с язвительной насмешкой: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? (Ин. 8, 48). Но когда Христос в конце этой беседы сказал: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58), то есть когда Он назвал Себя Вечносущим, или Богом, то фарисеи бросились к сложенным в кучи камням, чтобы ими казнить Его. Между тем, после ответа Иисуса на вопрос — кто же Ты? — фарисеи не только не прибегли ни к какому насилию, но даже ничем не помешали Ему продолжать Свою речь. А из такого поведения врагов Христовых вслед за ответом Его на вопрос — кто же Ты? — надо заключить, что самый ответ не содержал в себе ничего такого, что могло бы вызвать взрыв негодования со стороны фарисеев. Если бы Господь отвечал на этот вопрос так, как сказано в русском синодальном переводе (Я —

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Наконец, были в народной толпе и такие, которые хотели Его схватить; но никто не возложил на Него рук. Между этими последними были служители Синедриона, которые имели повеление схватить Иисуса. Но и они возвратились, не исполнивши данного им поручения. В оправдание себя они говорили: «никогда человек не говорил так, как Этот». Такой ответ служителей привел в сильное негодование их начальников. «Уверовал ли кто в Него, – говорят они своим служителям, – из начальников ваших?» Вы увлеклись народным движением, но народ – невежда в законе, проклят он. Член Синедриона, Никодим, тайно уверовавший во Христа, призывает судей сначала расследовать дело, как того требует закон, и тогда уже произносить суд над Иисусом. Но ему заметили: «и ты не из Галилеи ли, не один ли ты из учеников Его? Рассмотри историю, и увидишь, что из Галилеи не происходит ни один из древних пророков». Прощение И. Христом грешницы (Ин.8:1–11) Ночь после последнего дня праздника Кущей Иисус Христос провел на горе Елеонской. А на другой день утром опять пришел в храм. Здесь около Него собрался народ, а книжники и фарисеи привели к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, и, искушая Его, спрашивали: «Моисей таких заповедал побивать камнями; Ты же что скажешь?» Он сказал: «кто из вас без греха (т. е. против 7-й заповеди), первый брось на нее камень». Тогда обвинители все один за другим разошлись, и Он, обратившись к обвиняемой, сказал: «иди и впредь не греши». Беседа И. Христа с иудеями в тот же день (Ин.8:12–59) 12 ст. Чрез некоторое время после оправдания женщины, уличенной в прелюбодеянии, Иисус Христос сел в храме близ сокровищницы, в которую богомольцы опускали добровольные пожертвования, и начал учить о Себе, как о свете мира. «Я свет миру. Все, которые верою последуют за Мною, просветятся светом истинного боговедения и не будут ходить во тьме заблуждений и пороков». 13–18 ст. Из того, что Иисус Христос Сам о Себе свидетельствует, фарисеи делают заключение, что Его свидетельство для других не имеет значения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

О положительном отношении Христа к ветхозаветным Писаниям свидетельствуют многие примеры: Он постоянно ссылается на Ветхий Завет как основу Своего учения; Он явил Свою славу, стоя на горе Преображения между Моисеем – законодателем и Илией – главным из пророков. Всё время Своего земного служения Христос был послушен всему учению Ветхого Завета. Примеры положительного отношения Христа к Ветхому Завету можно найти и в самой Нагорной проповеди. Христос говорит: Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном ( Мф.5:17–19 ). Святитель Иоанн Златоуст объясняет, как Христос исполнил закон: «Закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чём не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Мф.3:15 ). Равным образом и иудеям Он говорил: кто от вас обличает Мя о гресе ( Ин.8:46 ); также ученикам Своим: грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничесоже ( Ин.14:30 ). Издревле и пророк предсказал о Нём, что Он греха не сотвори ( Ис.53:9 ). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что кончина закона Христос в правду всякому верующему ( Рим.10:4 ), и что Он осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих ( Рим.8:3–4 ), и в другом месте: закон ли убо разоряем верою? Да не будет, но закон утверждаем ( Рим.3:31 ). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего однакож он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил Сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то Сам Христос совершил чрез веру, – почему и говорит: не приидох разорити закон ( Мф.5:17 ). Если же кто тщательно будет исследовать, то найдёт ещё и третий образ исполнения закона. В чём же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его» (Беседы на Евангелие от Mamфeя. XVI, 2–3 ) 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) …Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. ( Ин.8:54 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Вчера мы с вами много говорили об истине и лжи. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.8:51-59 ) продолжается разговор Господа нашего Иисуса Христа с иудейским народом о сущности веры и подлинного благочестия. Когда Господь обещал бессмертие верным Своим последователям, фарисеи в негодовании возопили: Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Для слушателей Христа слова Господа кажутся безрассудными. В самом деле, рассуждают они, если даже Авраам, при всех его заслугах перед Богом, умер, то как простые люди могут не умереть, если будут соблюдать слова обращающегося к ним Проповедника?! Не слишком ли много Он берет на Себя? Что за сила в Нем и Его словах содержится?! Человеческому разуму это непонятно, непостижимо, а верою принять сей факт иудеи не хотят. Вот и остаются в недоумении, которое в сочетании с гордостью разжигает в их душах еще и возмущение: выходит, что какой-то сын плотника из Назарета ставит Себя не только выше многоуважаемых современных вождей, но и праотца всего иудейского народа. Так Кто же Он — прельстившийся бесом прорицатель или Сам Бог?! Принять Иисуса Христа как Бога и Сына Божиего они не могут, и не только потому, что знают, откуда Он родом, кто отец Его, кто Мать, сколько у него братьев. Дело не в этом: для фарисеев и книжников просто невозможно признать Иисуса Христа Мессией. По ожесточенности сердечной, по зависти и лицемерию своему они этого совершенно не хотят! В меркантильном ослеплении своем иудеи не поняли, что слова Господа: не увидит смерти вовек равнозначны словам: «достигнет блаженной вечности». Слушатели думают, что Христос обещает им бессмертие в земной жизни, а потому готовы обвинять Его опять и опять. И посыпались на Спасителя упреки — в гордости, в самозванстве, в тщеславии: …чем Ты Себя делаешь? Но Господь наш Иисус Христос спокойно отвечает: Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. Этими словами Спаситель хочет предостеречь их. Вот как истолковывает это место блаженный Феофилакт Болгарский: «.Отец прославлял Его всячески, то пророчествами о Нем, то свидетельством с небес, то бесчисленными и безмерными чудесами. О сем Отце вы говорите, что Он Бог ваш. Но вы не признаете Его ни Отцом Моим, ни Богом вашим. Если бы вы признавали Его Отцом, вы почитали бы Сына Его. А ныне вы Сына Его не почитаете. Очевидно, вы не признаете Его Отцом Моим. Но вы не признаете Его и просто Богом. Иначе вы боялись бы слов Его, как Бога. Ныне же вы решительно пренебрегаете Им».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее ( Ин.8:31–59 ). Первый вопрос, который возникает при чтении этого текста: кто собеседники Иисуса? Если на протяжении всего диалога имеется в виду одна и та же группа слушателей, то почему вначале она названа «уверовавшими в Него Иудеями», а на протяжении всего диалога она ведет себя по отношению к Иисусу агрессивно и заканчивает покушением на Его жизнь? Каким образом уверовавшие в Иисуса иудеи могли так быстро, после первой же обращенной к ним фразы, «разувериться» и превратиться в Его непримиримых оппонентов? Здесь можно вспомнить о том, как при посещении синагоги в Назарете Иисус, прочитав отрывок из Книги пророка Исаии, начал проповедовать, и слушатели поначалу дивились словам благодати, исходившим из уст Его. Однако беседа вскоре приняла иной разворот, Иисус перешел в резко полемическую тональность, и дело закончилось тем, что все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился ( Лк.4:16–30 ). Беседа, описанная в 8-й главе Евангелия от Иоанна, развивается по похожему сценарию: она начинается со «слов благодати», обращенных к уверовавшим в Иисуса, но тональность ее резко меняется, агрессивность слушателей с каждой новой репликой Иисуса возрастает, и дело заканчивается точно так же. В большинстве рукописей четвертого Евангелия рассказ завершается словами: «но Иисус скрылся и вышел из храма» (ησος δ κρβη κα ξλθεν κ το ερο). Слова «пройдя посреди них» добавлены лишь в некоторых рукописях: они представляют собой вероятное заимствование из Лк.4:30 . По-видимому, сходство двух историй бросилось в глаза переписчикам, и они захотели усилить его при помощи данной интерполяции. Вернемся к поставленному вопросу о собеседниках Иисуса. Некоторые ученые полагают, что собеседниками до конца беседы являются «уверовавшие в Него Иудеи». Термин πεπιστευκτες («уверовавшие»), представляющий собой причастие совершенного вида, нередко указывает на действие, произошедшее в прошлом и не имеющее продолжения в настоящем. Эта же грамматическая форма употреблена, например, в рассказе о воскрешении Лазаря: И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами ( Ин.11:44 ). К тому моменту, когда Лазарь вышел из гроба, он уже не был умершим. По аналогии, причастие «уверовавшие» объясняют как указание на лиц, которые поначалу уверовали, но потом потеряли веру 298 . Этим и объясняется их агрессивность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

22 . Наконец, и Сам Спаситель говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» ( Ин.8:31 ). Неужто следует причислять к ним Иуду, который не пребыл в слове Его? Разве следует считать в числе учеников тех, которые именно так названы в Евангелии, когда Господь заповедал есть Плоть Свою и пить Кровь Свою, и евангелист говорит следующее: «Это сказал «Он, уча в синагоге, в Капернауме.» Поэтому «многие» слушающие «из учеников Его» сказали: странная речь эта, «кто может слушать» ее? «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на это, сказал им: Это ли соблазняет вас? А если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был» Он «прежде?» Ибо «Дух животворит,» а «плоть» не приносит никакой пользы. «Слова, которые Я» сказал «вам, суть дух и жизнь. Но есть некоторые из вас,» кто не уверовали. «Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его, и сказал:» Поэтому «Я и говорил вам, что никто» не придет «ко Мне, если не будет дано ему от Отца Моего. С того времени многие из учеников Его отошли» прочь «и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:59–67 ). Разве не были и эти названы учениками, по слову Евангелия? И однако воистину они не были учениками, поскольку не пребыли в слове Его, в соответствии со сказанным: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Поэтому, так как не имели [дара] пребывания [в добре], не были они ни истинными учениками Христовыми, ни истинными детьми Божьими, даже когда казалось, что они таковы, и когда они так назывались. Итак, мы именуем [людей] и избранными, и учениками Христовыми, и чадами Божиими, поскольку так надлежит называть тех, кто, на наш взгляд, благочестиво живет после возрождения; но лишь в том случае станут они воистину тем, чем называются, если пребудут в том, из-за чего называются так. А если не будет у них пребывания [в добре], то есть не останутся они в том, что начали, то неправильно называются тем, чем лишь называются, а не являются; ведь не таковы они для Того, Кому известно, чем они станут, а именно из добрых – злыми. Те, кто призваны по намерению Божию – уже прославлены

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010