Не перестав быть тем, чем Он был прежде создания мира и прежде Своего воплощения, Он приобретает теперь и такие качества, которыми ранее обладать не мог. Бог как чисто духовное бытие не может иметь тела. Но с момента Рождества Сын его имеет. Бог как вечное бытие не может умереть, но, став человеком, Сын делает Себя доступным для смерти. Бог как полнота всего не может ни в чем нуждаться. Но, воплотившись, Сын начинает испытывать все человеческие потребности как Свои. Голод и жажда, усталость и скорбь о потерях, ревность и человеческая любовь теперь входят в Его жизнь. И еще Он принял человеческое имя – Иисус. С момента Рождества предвечное Слово Божие, Тот, Чье имя Сущий (Ягве), соединяется с человеческим именем – Иисус. Очень важно понять, что Он не перестал быть Богом. Богом в том исключительном, уникальном понимании, какое открыл Ветхий Завет . Не одним из «богов», но Тем, Единственным. И еще Он стал человеком. Именно стал, а не «начал казаться». Он не просто принял облик человека, а действительно принял в Себя все свойственное человеческому бытию (кроме греха). Не только тело, но и душу, и волю человека Он сделал Своими». 10 В Св. Писании читаем: Откр.19:13 : «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». (См. также: 1Ин.1:1–2 ; Пс.32:6 ) Пс.2:7 : Господь сказал мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Кол.1:13,15–16 : «Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, ... который есть образ БОГА НЕВИДИМОГО, РОЖДЕННЫЙ прежде всякой твари; ибо ИМ СОЗДАНО ВСЕ, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». Деян.13:3 : «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». (См. то же: Евр.1:5, 5:5 ) Ин.8:25 : «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: «От начала Сущий». Ин.8:58 : «Иисус сказал им: истинно... говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Мих.5:2 : «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИЗ НАЧАЛА. ОТ ДНЕЙ ВЕЧНЫХ».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

178 Как надо понимать «место» применительно к Богу, когда Писание повсюду говорит, что Божество беспредельно и что «Небо – престол Его, а земля – подножие ног Его» ( Ис.66:1 ), – и еще: «Поставил холмы весами и землю горстью» (ср. Ис.40:12 ), – и опять же: «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, и там Ты» ( Пс.138:8 )? Какое же место Иезекииль придумал для Бога? Мы говорим, что кажущееся нам непостижимым Бог для тех, кто всеми силами Его ищет, освещает. Говорит ведь божественное Писание: «Если заповеди Мои соблюдает кто, то Я и Отец придем и обитель у него сотворим» (ср. Ин.14:23 ). Так что и умопостигаемые силы, и души святых и всех хранящих заповеди могут воистину быть названы местом и покоищем Божиим. И еще где–то Он говорит: «Опочил Дух Мой на них» (ср. Чис.11:25–26 ). 181 Сказанное: «Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» ( Деян.7:49 ; ср. Ис.66:1 ), – показывает, что говорится не о чем-то воспринимаемом чувствами, но об этих божественных умах. Или и так: Бог захотел показать, что божественное неописуемо. И иначе, – что среди самих слушавших Его не было Богу места для покоя из-за их неверия, как говорит в Евангелиях Господь: «Сын же Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ). 182 Трисвятой гимн и голос, славословящий Бога от «места Его» (ср. Пс.102:22 ), не только, говорит он, показывают, что и меньшим чинам предоставляется познавать и воспевать Бога, но вдобавок к этому и нечто иное означают. Это делает ясным речение, гласящее: мы говорим, что триипостасный Бог есть Единица и Монада и что Он промышляет всем, от первых до последних земли, всех содержа нерасторжимо, не телесно то есть удерживая, но божественным промыслом сверхсущественно. А что Он – Единица и Монада, и Евагрий непреподобный во второй сотице, в главе третьей, говорит так: «Сам Он есть Монада, поскольку Божество просто и нераздельно. Того ради – Монада, что монада, говоря языком арифметики, проста и несложна. А Единица – потому что Святая Троица едина в Себе по природе и всех приближающихся к Ней единит, согласно сказанному в Евангелиях: «Да будут они едино, как и Мы едино» ( Ин.17:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

В Пекине однажды я говорил о Христе, Спасителе мира. В конце собрания ко мне подошел китайский доктор и сказал: «Христос родился около 2000 лет назад, но задолго до этого в нашей стране был уже учитель Конфуций. Как же можно сказать, что Христос охватил весь мир? Учение Конфуция и других наших учителей нам вполне достаточно». Я ответил: «Если ты говоришь, что Христос родился только 2000 лет назад, то ошибаешься. Задолго до того, как Он стал учителем, Он был уже в мире, но мир не узнал Его, а те, которые узнали, возрадовались ( Ин.1:10, 8, 56-58 ). Я ничего не имею против Конфуция и его учения. Но скажи мне, в чем Китай, используя учение Конфуция, как нация достиг успеха, а также скажи, какую пользу от него получил лично ты?» Он ответил: «Это учение не похоже на кусок, который можно проглотить и сразу почувствовать его действие. Его действие медленно покажет само себя». Я возразил: «Без сомнения, кусок не может сразу перевариться и стать частью нашего тела. Но тем не менее мы сразу же радуемся его вкусу, если наш вкус не ослаблен какой-либо болезнью. Хорошее учение само по себе похоже на ожерелье из диамантов, которое, если положить на шею больного, не излечит его. Слова же Христа являются не только хорошим учением, но одновременно и «Духом и жизнью» ( Ин.6:63 ). И миллионы миллионов, которые приняли Его, получили через Него новую жизнь». Доктор сказал: «Эта новая жизнь и преображение не могут прийти извне, но зависят от наших собственных усилий”. Я ответил: «Это правильно, результат получения зависит от нас, но новую жизнь своими собственными усилиями мы не получим. Дикое дерево само по себе не может стать, но через прививку его можно облагородить. Точно так же и грешный человек через веру во Христа может быть облагорожен, тогда жизнь Христова вливается в него и преобразует его в новое существо, и это есть спасение”. Здесь доктора позвали к больному и наш разговор закончился. Раввин В Иерусалиме я встретил одного иудейского раввина, который в своих взглядах был справедлив и открыт. Я спросил его, что он думает о Христе и о будущем обетованной страны. Он сказал: «Что касается меня, я жду, что Мессия придет и восстановит обетованную землю. Но я не знаю, исполнится ли это желание в этой жизни или в будущей. Я не могу также с уверенностью сказать, был ли Иисус, распятый в этом городе, действительно Мессия, или Мессия должен еще прийти. Конечно, я должен согласиться, Иисус был великий пророк и мой народ обошелся с Ним с внешней суровостью и жестокостью. И я знаю, что по сегодняшний день мы несем наказание за свои грехи, за то, что мы убили Его: «Кровь Его на нас» ( Мф.27:25 )».

http://azbyka.ru/propovedi-sing/3

Ещё более удивителен в данном событии тот факт, что и Ветхий Завет, и Иисус предсказывали это воскресение из мёртвых. Благодаря таким предсказаниям значение воскресения Христа для христианской апологетики становится уникальным. Ветхозаветные пророчества о Воскресении. Иудейские пророки предсказывали Воскресение как посредством прямого указания, так и косвенно, в качестве следствия в методе логического исключения. Апостолы соотносили определённые ветхозаветные тексты с воскресением Христа ( Пс. 2:7 ; ср. Евр. 1:5 ; Деян. 13:33 ). Как указывает Пётр, мы, поскольку знаем, что Давид умер и был похоронен, должны прийти к выводу, что он подразумевает Христа, когда говорит: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:8–11 ; цитируется в Деян. 2:25–31 ). Не вызывает сомнений, что Павел, проповедуя евреям в синагогах, обращался к этому и к аналогичным текстам, когда «говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых» ( Деян. 17:2–3 ). Кроме того, Ветхий Завет учит о Воскресении косвенно, в качестве следствия в методе логического исключения. Здесь мы встречаем ясные указания на то, что Мессии предстоит умереть (ср. Пс. 21 : Ис. 53 ), и не менее ясные указания на то, что Мессию ждёт непреходящая политическая власть в Иерусалиме ( Ис. 9:6 ; Дан. 2:44 ; Зах. 13:1 ). Невозможно по-настоящему согласовать два эти утверждения, если только не предположить, что Мессия, умерев, воскреснет из мёртвых для вечного царствования. В Ветхом Завете нет никаких указаний на то, что могут прийти два Мессии – один для страданий, другой для царствования – как предполагают некоторые иудейские богословы. Мессия всегда упоминается в единственном числе (ср. Ис. 9:6; 53:1 и далее; Дан. 9:26 ). Ни о каком втором Мессии нет и речи. Однако Иисус ещё не начал царствовать, когда умер. Только благодаря Его воскресению смогло бы исполниться пророчество о мессианском Царстве. Предсказание Своего воскресения Иисусом. В нескольких случаях Иисус тоже предсказывал Своё воскресение из мёртвых. В самом начале Своего служения Он сказал: «разрушьте храм сей [Моё Тело], и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2:19, 21 ). Согласно Мф. 12:40 , он сказал: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». А тем, кто видел Его чудеса и упрямо не веровал, Он сказал: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Мф. 12:39; 16:4 ). После исповедания Петра Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать [...] и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мк. 8:31 ). С тех пор и до самой Его смерти это стало центральной темой в Его учении ( Мф. 27:63 ; Мк. 14:58 ). Далее, Иисус учил, что воскресит Себя из мёртвых, говоря о Своей жизни: «имею власть отдать её и власть имею опять принять её» ( Ин. 10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Надо еще заметить, что в словах посланных есть оттенок презрения к Иоанну «одетому не в мягкие одежды и не сидящему в чертогах царских» ( Мф. 11:7–9 ). Они жаждут земного величия и только перед ним преклоняются. Они никогда и не могли понять того, что Господь говорил: «царствие Божие внутрь вас есть». Поэтому они и не могли понять, что в крещении Иоанновом совершались пророческия слова Иезекииля, говорившего именем Господним: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» ( Иез. 36:25 ). Это было «уготовление пути Господня», очищение сердца и обновление духа, чтобы достойно встретить Грядущего Царя святости и правды. Ср. в Ев. Мф. 3:7–12 , Лк. 3:7–18 слова Иоанна Крестителя к народу. Ин.1:26 . Отвеща им Иоанн, глагола: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, его же вы не весте. Ин.1:27 . Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: ему же несть аз достоин, да отрешу ремень сапогу его. Ниже в ст. 33-м Иоанн Креститель говорит о «крестящем Духом Святым». Здесь же он в стихе 26-м указывает, что крещение его есть крещение лишь приуготовительное, неполное, что оно есть только образ другого крещения Духом Святым 111 . Объяснив стоявшим пред ним фарисеям приуготовительный характер своего крещения, он указывает им, что если они ищут сердцем и душою Того, Который есть чаяние Израиля 112 , то Он уже находится среди их. Весьма замечательно, что услышав, что есть Некто «грядый, иже пред Иоанном бысть» и «ему же Иоанн не достоин да отрешит ремень сапогу его», – фарисеи не любопытствуют узнать, кто же Сей, возвещенный столь торжественными словами. По-видимому посланные не хотят и даже боятся вникнуть в эту тайну и не только не исследуют, кто Сей стоящий посреди их, но по-видимому не отвечают ничего и удаляются в молчании. Мы выше говорили по поводу стиха 15-го, что выражение «бысть предо мною», и «первее мене бе» удаляет мысль в неопределенную глубину прошедшего , подобно тому, как в 58-м ст. 8 главы Ев. от Иоанна Господь глаголал: «Аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть Аз есмь».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Подумай также, не можешь ли ты, ввиду того, что [слова]: «излию от духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать» ( Иоил.2:28 , Деян.2:17 ) после явления Спасителя исполнились в церквах язычников, сказать, что те, кто прежде был от мира и, уверовав, стал уже не от мира (ср. Ин.15:19 ), восприяв Духа Святого и начав пророчествовать, не имеют чести в своём отечестве, [т. е.] мире, но бесчестятся. Поэтому блаженны претерпевшие то же, что и пророки, согласно сказанному Спасителем: «Ибо так же поступали с пророками отцы их» ( Лк.6:23 ). Кто уделит должное внимание этим [словам], если будет терпеть ненависть и злоумышления из-за того, что живёт с большим рвением и обличает грешников, тот, как гонимый и бранимый «за правду» ( Мф.5:10 ), не только не огорчится, но и возрадуется и возвеселится, уверенный, что за это получит великую награду на небесах (ср. Мф.5:12 ) от Того, Кто уподобил его пророкам, поскольку он претерпел то же самое, [что и они]. Стало быть, должно, чтобы взыскующий пророческой жизни и вместивший [присутствовавший] в них дух не имел чести в мире и у грешников, которых раздражает жизнь праведника. 19 . Дальше можно видеть, что Он «не совершил там многих чудес (δυνμεις) по неверию их» ( Мф.13:58 ). Эти [слова] учат нас тому, что чудеса происходили среди верующих, поскольку «всякому имеющему дастся и преумножится» ( Мф.25:29 ), а среди неверующих чудеса не только не творились, но, как написал Марк, и не могли твориться. Ибо обрати внимание на [слова]: «И не мог совершить там никакого чуда» ( Мк.6:5 ). Ведь он не сказал «не хотел», но «не мог», как если бы творящемуся чуду оказывалось содействие верой того, на кого воздействует это чудо, а неверие мешало бы ему осуществиться. И заметь, что сказавшим: «Почему мы не могли изгнать его?», – Он сказал: «По маловерию вашему» (ср. Мф.17:19–20 ), и начавшему тонуть Петру сказано: «Маловерный, зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ). Но и страдавшая кровотечением [женщина], не попросив о лечении, а только рассудив, что исцелится, если прикоснётся «к краю одежды Его» ( Мк.6:56 ), «тотчас исцелилась» ( Лк.8:47 ), и Спаситель признаёт, [что таков был] способ исцеления, говоря: «Кто прикоснулся ко Мне? 73 Ибо Я чувствовал силу (δναμιν), исшедшую из Меня» ( Лк.8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

„Я есмь хлеб жизни» – возвестил Христос народу: – „Как Я живу Отцем, так и ядуший Меня жить будет Мною. Сей то есть хлеб сшедший с небес» ( Ин. 6:35,57–58 ). Вне Христа нет жизни. Без причащения Его тела и крови из рук Св. Церкви, призванной к совершению этого таинства нет истинного христианства и следовательно не будет спасения. Вот весь ответ молоканам на их пренебрежение к таинству Св. Причащения. Глава 8-я. О необходимости церковного брака „Боже Пречистый и всея твари содетелю – взывает Св. Церковь в первой молитве при венчании: – Ты ребро праотца Адама за твое человеколюбие в жену преобразивый, и благословивый их и рекий: – раститеся и множитеся и обладайте землею, – и обоих их един уд показавый сопряжением; сего бо ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину, и яже Бог сопряже, человек да не разлучает... Сам и ныне Владыка Пресвятый приими моление нас рабов твоих... и зде пришед невидимым Твоим представительством благослови брак сей...» „Боже, Боже наш, – возглашается в заключительной молитве при венчании: – Пришедый в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивый, благослови рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака составившияся, благослови их входы и исходы, умножи во благих живот их, восприми венцы их в царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь». Первый брак безгрешных блаженных прародителей наших совершил Сам Творец вселенной. Первое чудо Его Единородный Сын сотворил на браке для соблюдения общей радости. Кому же, следовательно, надлежит благословлять бракосочетание, как не тем, которые являются прямыми преемниками от Бога власти на строение таин Божиих. Сочетающиеся браком должны по учению Ап. Павла руководиться таким же духом единению и взаимности, какой объединяет Св. Церковь с Господом ( Ефес. 5:25–28 ), и должны, следовательно, знать всю сущность, свойства и назначения духовных уз между Господом и созданною Им Церковью. А это можно знать только из сведений, преподаваемых Св. Церковью, призванной быть истинною и непорочною провозвестницею о Христовом законе духа жизни, освобождающем каждого человека от рабства греху ( Рим. 8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

«Малахия, пророчествуя о Церкви, которую мы видим распространенною через Христа, говорит от лица Божьего, обращаясь очевиднейшим образом к иудеям... Когда мы видим, что это жертвоприношение совершается уже священством Христа по чину Мелхиседекову (т. е. минуя чин Аарона — О. С.) на всяком месте от востока солнца до запада, а жертвоприношения иудеев, которым сказано: нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне , — прекратились, чего они сами не могут отрицать, — то почем-же они ждут еще доселе другого помазанника?» . И действительно, как мы уже касались этого вопроса, — если об Аврааме неоднократно сказано, что в семени его благословение народам, то определенно мы можем сказать, что здесь речь идет не обо всех его потомках, но об одном — о Христе! Сами иудеи и поныне сохраняют молчание по отношению к народам мира... И, напротив, во Христе и чрез Христа, как чрез Искупителя, вся вселенная узнала закон Божий и писания Пророков. И мы не просто узнали все это, но почтили и с благоговением приняли. Что сделаю тебе, Иаков? Не хотел ты повиноваться, Иуда. Переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои. Так как вы Меня оставили, то и Я оставлю вас… (3 Езд. 1, 24, 25); и еще: …а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери (то есть двери Иерусалимского храма, — О. С.), чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне (Мал. 1, 9–10). Настоящая радость приходит в мир только с рождением Христа Спасителя И действительно, Господь наш Иисус Христос по плоти — потомок Авраама (Мф. 1, 1). А Исаак ( Ицхак) — сын обетования Авраама и символизирует собой Христа. И само имя «Исаак» означает радость в будущем времени: возрадуются . То есть настоящая радость приходит в мир только с рождением Христа Спасителя! Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой (т. е. Христа — О. С.); и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 56–58).

http://pravoslavie.ru/102186.html

Очередная беседа цикла, посвященного толкованию Евангелия от Матфея, объясняет слова, которыми открыто было Ангелом Господним Иосифу о приходе в мир Спасителя. Мы публикуем этот материал на Страстной неделе. Близится Крестная Жертва, и полезно еще раз вспомнить, каким было Пришествие Иисуса Христа в этот мир – Его Рождество, в котором явлено было преодоление Божественным человеческого физического естества – как прообраз грядущего преодоления смерти. Мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея. Рассмотрев Родословие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , переходим к описанию самого Рождества и событий, с ним связанных. Они изложены в 1-й главе Евангелия от Матфея, стихи 18–25-й. Читаем: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф. 1: 18). Прежде всего, обратим внимание на некую двойственность повествования. В начале главы говорится: «Родословие Иисуса Христа…» (Мф.1: 1), то есть о Рождестве в общем смысле, и лишь потом в частном. Сам о Себе Сын Божий однажды сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8: 58). Словами «Я есмь» Сын Божий свидетельствует о Себе Самом именно как о Предвечносущем. То есть Он именно сошел на Землю и воплотился как Богочеловек «нас ради человек и нашего ради спасения». Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение!» Потрясенный этой тайной, Златоуст восклицает: «Итак, не простирайся далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай: каким образом Дух произвел Младенца от Девы? Если при естественном действии невозможно объяснить этот способ устроения, то как мы сможем объяснить его, когда чудодействовал Дух? Чтобы ты не беспокоил евангелиста и не утруждал его частыми вопросами об этом, он, назвав Совершившего это чудо (то есть Духа Святаго. – прот. О.С .), освободил себя [от всего]. Ничего больше не знаю, говорит он, а знаю только, что совершившееся совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение! Если никто не может изъяснить то рождение, которому есть тысячи свидетелей, которое предвозвещено за столько веков, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, кто с любопытством исследует и старается постигнуть неизреченное рождение? Ни Гавриил, ни Матфей не могли сказать ничего более, кроме того, что [Родившееся] есть от Духа; но как и каким образом [родилось] от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно» .

http://pravoslavie.ru/92819.html

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Послесловие В результате грехопадения прародителей в раю гармония душевных сил человека и его гармония с окружающим миром были нарушены. Протоиерей Владислав Свешников говорит: «Чем острее и внимательнее сознание всматривается в жизнь человека, стремясь раскрыть ее нравственные смыслы и содержание, чем обширнее становится опыт общения с людьми и с миром, тем трагичнее раскрывается эта описанная в Библии онтологическая и нравственная катастрофа, случившаяся с человеком. Начала всех человеческих катастроф как общего и исторического характера, так и совсем личных, известных только мокрой от ночных слез подушке, – берут начало в этом, по-видимому, простом событии» (84: 58). Возможность греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в склонность (приверженность) ко греху 179 . Священное Писание прямо говорит о всеобщности человеческого греха: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6:12 ); «... Нет человека, который не грешил бы...» ( 3Цар. 8:46 ); «…Нет правдивых между людьми…» ( Мих. 7:2 ); «... Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ); «... Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ). (См. также сноски 100, 124, 130, 133 и приложения 5, 8). Это нравственное состояние мира святой Иоанн Предтеча характеризует как грех мира 180 . В результате процветания зла на земле, когда увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время ( Быт. 6:5 ), Он навел на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни( Быт. 6:17 ) и все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло ( Быт. 7:22 ). В дальнейшем, за грехи людей Богом были уничтожены города Содом и Гоморра: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли» ( Быт. 19:24,25 ). Впоследствии Бог, наставляя людей к правде, неоднократно наказывал их за грехи. При этом Он заранее предупреждал людей о наказании (проклятии) за невыполнение Его повелений и о благословении – за послушание (см., например, Втор. 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010