Между тем Христос, один только имеет право назваться всеобщим образцом для всеобщего подражания во всех отношениях. Явление подобного лица никаким образом не может быть уяснено из нравственных и интеллектуальных сил времени, в которое жил Христос. Лицо Христа стоит в резком контрасте с окружающим иудейским и языческим миром, – миром, который представляет печальную картину внутреннего упадка и скоро должен был превратиться в развалины пред новым нравственным творением распятого Иисуса Назарянина. Христос есть единственное, абсолютное и необъяснимое исключение из всеобщего опыта человеческого рода. Указанные черты из жизни Спасителя совершенно не дают оснований согласиться с тем положением Милля, что для разумного скептика есть возможность признавать Христа не Богом, а человеком. Несправедливо также и то мнение, будто Христос Сам никогда не называл себя Богом; наоборот, Он весьма ясно и положительно указывал на свою Божественную природу и на свои сыновние отношения к Богу Отцу; так Он часто называл себя сыном Божиим. «Все предано мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Лк.10:22 ; Мф.11:27). Ha вопрос Первосвященника: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Божий?» Иисус отвечал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:63–64; Мк.14:61–62 ). Подобные названия себя Сыном Божиим встречаются у Иоанна (5:19–26; 9:35–38; 10:36; 11:4; 14:13; 17:1). Христос, как называет Его возлюбленный ученик Его, есть единородный Сын Божий. Такое же название усвояли Ему и другие ученики ( Мф.16:16 ; Ин.1:18,34,49; 11:27; 20:31 ). Сам Бог Отец называет Его Своим Сыном при Крещении и на горе Преображения. Как Бог, Спаситель не возвещает только истину подобно другим вестникам Божиим; а Сам объявляет себя путем, истиною и жизнью ( Ин.11:25 ), светом мира ( Ин.8:12 ) и обещает вечную блаженную жизнь только тем, которые уверуют в Него ( Ин.3:36; 5:24; 6:40–47; 11:25 ); как Мессию, засвидетельствованного древними пророками и царя израилева ( Ин.4:26; 5:36–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Сам евангелист понимает слова Господа ближе всего, как предуказание на сам образ Его смерти – распятие, при котором Господь, действительно, был вознесен или приподнят над землей и, простирая на кресте Свои руки, как бы хотел привлечь к Себе весь мир. Ин.12:34 .  Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Толпе народа показалось невозможным примирить недавнее торжественное вступление Христа в Иерусалим как Мессии и эти речи Его о Своей скорой смерти. Ветхозаветные пророчества ведь говорили, что Мессия будет царствовать вовеки ( Пс.109:4 ; Ис.9:6 ; Дан.7:13–14 ). Нет, если Мессия, или Сын Человеческий должен оставить место Своей деятельности, то это уже не тот Мессия, какого ожидали иудеи – это какой-то особенный Мессия! Пусть Христос разъяснит им, кого, собственно, Он имеет в виду. Ин.12:35 .  Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Ин.12:36 .  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Господь опять встречает непонимание со стороны Своих слушателей, но не находит теперь возможным вступать с толпою в какие-либо объяснения по вопросу о том, каков должен быть Мессия с точки зрения пророков. Он убеждает слушателей воспользоваться теми немногими днями, в которые еще будет для них сиять свет солнца – Христа (ср. Ин.7:33, 8:12 ). Но, конечно, для того, чтобы пользоваться этим Светом (ходить при нем), нужна вера в этот Свет, и вот Христос считает нужным напомнить им об этом, обещая притом, что они могут сделаться со временем «сынами света» (см. комментарии к Лк.16:8 ). Сказав это, Христос удалился, вероятно, в Гефсиманию, на гору Елеонскую. С 37-го по 50-й стих евангелист бросает взгляд на результаты деятельности Господа Иисуса Христа среди иудейского народа и удивляется тому, как скудны были эти результаты, как мало оказалось верующих во Христа. Чем объяснить этот факт? Здесь, по воззрению евангелиста, осуществилась угроза Божия иудейскому народу, которую некогда произнес пророк Исайя. При этом евангелист кратко резюмирует свидетельства, которые имеются о Христе в ранее приведенных Иоанном речах Христа иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос возвышается над своими соучастниками тройным превосходством и исключительным величием. Первое – Священство по чину Мелхиседека, о котором так говорит Апостол: «Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10 ). Он же называет Христа Священником в другом месте, потому что Тот принес Себя в жертву Богу и Отцу, и говорит: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ). И ниже: «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (9:28). Второе исключительное превосходство и величие – Его Царство, что открыл Архангел Гавриил, когда принес спасительную весть Пречистой Деве: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). Также и волхвы, которые принесли дары во время Его рождения, свидетельствовали о Его Царстве, говоря: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2:2 ). Это же утверждает и надпись наказания Его, во время Его смерти: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ). О Его третьем превосходстве пророчествовал от Бога Моисей, говоря: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой» ( Втор. 18:15 ). Это Его величие обнаруживается из Его святого учения, в котором Он открыл и Свою Божественность, и все, что было нужно для спасения человека, как Он Сам говорит: «Я открыл им имя Твое» ( Ин. 17:26 ). И выше: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17:8). Христос показал Свое достоинство Пророка (третье превосходство) тогда, когда предсказывал будущее не благодаря какому-нибудь откровению, но по собственному знанию, как истинный Бог и Человек. Вопрос 35. Почему Сын Божий называется «Единородным»? Ответ. Священное Писание ясно учит, что Сын Божий – Единородный: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). И ниже: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1:18). Он называется Единородным, потому что только Он один Сын Божий по природе. Остальные [люди], которые называются сынами Бога, носят это имя не по природе, а по благодати и усыновлению, как все верные и избранные Бога. Эта благодать усыновления ( χρις τς υοθεσας) даруется через Христа, как говорит Писание: «Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими» ( Ин. 1:12 ). Вопрос 36. Что означают эти два слова: «Свет от Света»?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Кроткий глас Богочеловека вопрошает их по человечеству, за которое из добрых дел хотят они побить Его каменьями? Господь хочет вразумить их и возвратить им хотя бы только человеческий разум и образ, которые они утратили в бешенстве своем. И Господь достигает сего, ибо они хотя с прежнею злобою, но выслушивают дальнейшие слова Его. Но Господь и в этом увещании напоминает, что дела, Им явленные, явлены от Отца, т. е. суть дела Божия 1095 . Ин.10:33 . Отвещаша ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, яко ты, человек сый, твориши себе Бога. Ин.10:34 . Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: аз рех: бози есте? Ин.10:35 . Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися писание: Ин.10:36 . Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь? Мы ясно видим, что главное обвинение Иудеев заключается в том, что Господь раскрывал им, что Он Мессия. Они не могут отрицать в ответе своем, что дела его велики и добры, но они ясно указывают, что не хотят признать Его Сыном Божиим. Господь для этих узких умов, не могущих воспрянуть на крыльях веры, приводит выводы человеческой логики. Напоминая им слова псалма 81-го, обращенного преимущественно к начальствующим и судьям:... 2. «Доколе будете вы судить неправедно?.. 6. Я сказал вы боги и сыны Всевышняго все вы 7. Но вы умрете как человеки», – Господь указует им, что даже смертные человеки, поставленные Богом судьями 1096 , пользуются в сем звании божественными преимуществами и называются сынами Всевышняго. Но Господь еще ранее сего 1097 говорил Иудеям, что Отец весь суд отдал Сыну, и что Он есть истинный великий Судия мира, а потому если те названы богами, «к нимже слово Божие бысть», – то как же они, Иудеи, откажут в имени Сына Божия тому, которого «освяти Отец и посла в мир». При этом Господь явно имеет в виду последние слова 81-го псалма, пророчествующего именно о Том, Которому «Отец суд весь даде». Слова сии – 8 «Восстань Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Это пророчество раскрывало в Ветхом Завете будущее величие христианства, имеющего охватить все народы и признающего в воплощенном Боге Слове, Господе нашем Иисусе Христе, единого Судию всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые» ( Ис.59:8–10 ). Господь говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 , см. также 12:35–36, 46, ср. 1Пет. 2:9 ; 1Ин.1:5–7 ). Бог есть любовь, и потому, «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин. 2:11 ). Хранить как зеницу ока ХРАНИТЬ (БЕРЕЧЬ) КАК ЗЕНИЦУ ОКА Хранить как самое дорогое для человека то, что требует особой заботы и в силу ценности, и в силу своей уязвимости. Зеница — зрачок. Одна из метафор, выражающих в тексте Б. заботу Бога о сынах Израилевых: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего…» ( Втор.32:10 ); «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня…» — обращается Псалмопевец к Господу ( Пс.16:8 ); «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его» ( Зах.2:8 ). Выражение относится и к духовным ценностям. В книге Притчей отец наказывает сыну: «Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих» ( Притч.7:2 ); «Милостыня человека — как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» ( Сир.17:18 ). Ч Чающие движения воды ЧАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ ВОДЫ Говорится о группе людей (имеющих схожие интересы в чем-либо), надеющихся на благоприятные перемены, ожидающих событий, которые изменят их жизнь к лучшему. Образность этого выражения связана с рассказом о целебном источнике, называемом Вифезда (букв. — Дом милосердия). «Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» ( Ин.5:1–4 ; в речи сохранился оборот слав.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Из тех, кто был в прошлом году на этой службе, некоторых уже нет в живых. Из нас, которые присутствуют сегодня на службе, некоторых, вероятно, не будет в живых на будущий год. Кого из нас призовет Господь к ответу? Мы не можем знать. Каждый должен быть готовым предстать пред Господом. Неужели эта мысль не смягчит наши мертвые сердца и не побудит к покаянию, к исправлению! «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» Исцеление слепорожденного. (Ин. 9:1–38) Неделя 6-я по Пасхе Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам об исцелении Господом Иисусом Христом слепого от рождения. Этого бывшего слепого Господь при встрече после исцеления спросил: ты веруешь ли в Сына Божия? ( Ин. 9:35 ). Этот вопрос обращен и к каждому из нас. Исцеленный слепец на этот вопрос спросил: кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? ( Ин. 9:36 ). Мы же знаем, кто Он. О Нем нам рассказали те, кто видел и слышал Его. От них мы знаем, как Он жил, чему учил, какие творил чудеса, как был распят и умер, как воскрес и вознесся на небеса. И если мы, не будучи, например, в Америке, верим и знаем по рассказам других, что она есть, если мы по рассказам других верим и знаем, что было то или иное историческое событие, то тем более мы верим и знаем о Господе Иисусе Христе, пришедшем на землю во плоти, знаем и верим по свидетельству тех, кто Его видел и знал. И, размышляя о Его жизни, учении и делах, мы видим, что Он действительно был не только человек, но Богочеловек, Сын Божий. Не всегда и не все могут этому верить, ибо есть глаза, которые в духе не видят. Есть духовная слепота. Эта слепота бывает от невежества, от незнания, иногда – от рождения, от слепоты родителей, а иногда – от греха или грехов, ибо чистые сердцем ... Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Итак, на вопрос: «Веруешь ли в Сына Божия?» – отвечаем: «Верую, Господи, и Тебе поклоняюсь и прошу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50, 12 )». Аминь. Исцеление слуги сотника. (Мф. 8:5–13) Неделя 4-я по Пятидесятнице Чему учит нас Евангелие, которое мы сегодня слышали? У одного сотника в Капернауме – это город на берегу Галилейского моря, от которого теперь остались лишь развалины, тяжело заболел слуга. Сотник пошел к Господу Иисусу Христу и сказал Ему об этом. Господь ответил: Я приду и исцелю его ( Мф. 8, 7 ). Но сотник сказал: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово – и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8, 8 ). Господь, видя такую веру сотника, сказал: иди, и, как ты веровал, да будет тебе ( Мф. 8, 13 ). И слуга сотника выздоровел в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но Иоанн уже в это время спешит навстречу Спасителю со своим приветственным хором и заставляет нас прислушиваться к крикам «осанна» ( Ин.12:13 ). Таков здесь наиболее вероятный распорядок евангельских событий. По словам Иоанна, народное движение из Иерусалима началось вследствие того, что народ знал и свидетельствовал о воскрешении Спасителем Лазаря из мертвых ( Ин.12:17 ). Мф.21:7 .  привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. (Ср. Мк.11:7 ; Лк.19:35 ; Ин.12:14 ). Ученики покрыли одеждами обоих животных потому, что не знали, на какое из них сядет Иисус Христос. «Поверх их», т.е. поверх одежд. Одежды были, очевидно, положены вместо седла. Иероним прямо говорит, что это сделано было для того, чтобы Иисусу Христу «было помягче сидеть» (ut Jesus mollius sedeat). Мф.21:8 .  Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; (Ср. Мк.11:8 ; Лк.19:36 ). Лука не говорит о ветвях. Все это торжество было выражением народной радости, вследствие которой народ желал сделать как можно более удобным путь для медленно вступающего в Иерусалим Нового и Великого Царя. Феофилакт замечает: «Что касается прямого, исторического смысла, то подстилание одежд выражает великую честь». Подобный же вход «с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями» совершил в Иерусалимскую крепость Симон Маккавей ( 1Мак.13:51 ; ср. 4Цар.9:13 ). Но тогда это было торжество победителя ( «ибо сокрушен был великий враг Израиля»), теперь же это было торжество Царя, идущего на великие и страшные страдания, Раба Иеговы, вступающего в Иерусалим для искупления человечества. Он, по словам Златоуста, и прежде часто приходил в Иерусалим, но никогда не входил в него так торжественно. «Конечно, это возможно было сделать и с самого начала, но было бы не нужно и бесполезно». Лука дополняет слово «Грядущий» двух первых евангелистов словом «Царь» ( βασιλες – так по некоторым чтениям). По сравнению с Марком и Лукой, у Матфея речь сокращенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так, явясь по воскресении двум ученикам Эммауским, Он объяснил им все сказанное о Нем в писании, начиная от Моисея ( Лк.24:27 ). Что касается прямых названий Себя, то более обычными были: Сын Человеческий и Сын Божий. Хотя название „Сын Человеческий“ и указывало на человеческую Его природу, тем не менее и оно, как неупотребительное никем из людей, свидетельствовало, что называющий себя так имеет другую природу – Божественную. Что так именно должно быть понимаемо это название, о том свидетельствует вопрос, предложенный фарисеям по поводу признания Христа сыном Давидовым. Как же, говорил Он им, Давид, по вдохновению, называем Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Из вопроса этого видно, что Он хотя и есть сын Давидов, но в том смысле, в каком Давид называет Его Господом, сидящим одесную Бога Отца ( Мф.22:42–45 ). О том же самом свидетельствовали и те свойства, какие соединяемы были с названием Сын Человеческий. Он выше Ангелов ( Лк.12:8 ), Он – господин субботы ( Мф.12:8 . Мк.2:28 ), Он имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 . Мк.2:10 ), Он пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Ему дана от Отца власть производить суд ( Ин.5:27 ), и Он явится для того вторично в славе Своей ( Мф.25:31 ). Нельзя забывать при этом и того, что название „Сын Человеческий“ есть название, усвоенное одним из Пророков лицу Мессии ( Дан.7:13–14 ). Можно, итак, думать, что, называя Себя Сыном Человеческим, Христос Спаситель премудро соединял тем указание и на природу человеческую, и на природу Божественную, и даже на свое Мессианское призвание. Будучи Сыном Человеческим, Христос Спаситель есть, по Его учению, и Сын Божий. Он и Сам многократно называл Себя этим названием ( Мф.11:25–27 . Ин.10:36 . Мф.26:63 ) и одобрял других, когда те возвышались до такого признания. Ты веруешь ли в Сына Божия? говорил Он исцеленному слепому при встрече с ним после исцеления, и когда тот спросил: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Христос Спаситель отвечал: и видел ты Его и говорит Он с тобою ( Ин.9:35–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Скачать epub pdf 19. 15 неделя по Пятидесятнице. О беседе Христа с законником. О любви к Богу и ближнему (Мф. 22:35–46) «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ). Основной заповедью Евангелия является, благочестивые слушатели, заповедь о любви к Богу и ближнему. В Евангелии от Матфея мы читаем: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:37–39 ). Почему мы призываемся прежде всего и больше всего возлюбить Бога? Потому, что Он прежде возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ). Из-за этой любви Он сотворил нас, даровал жизнь, а когда пришло время нашего искупления, то послал на землю Сына Своего Единородного, дабы Его жертвенной любовью спасти и спасать нас. С тех пор Он открывается нам как любовь ( 1Ин. 4:8 ), как Отец ( Мф. 6:9 ), любящий нас неизмеримо больше, чем мы любим Его. С тех пор Его любовь окружает нас, мы ею живём и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Слово Божие говорит, что Господь стоит у двери нашего сердца) и стучит ( Откр. 3:20 ). Стучит и просит: Сын мой! Отдай сердце твоё Мне ( Прит. 23:26 ). Нам трудно любить того, кто не любит нас, кто отвращается от нас и не хочет иметь никакого общения с нами. Неизмеримо легче и приятнее любить того, кто сам любит нас и награждает нас дарами своей любви. Но что это за дары, которых жаждет и любит наша душа? Этими дарами является свет, добро, любовь, истина, красота, мир, радость, свобода духовная и другие. Все эти дары может даровать нам Бог, ибо Сам Он и есть свет ( Ин. 1:5 ), есть любовь ( 1Ин. 4:16 ), есть Истина и Жизнь ( Ин. 14:6 ), есть мир ( Ин. 14:27 ), святость ( 1Пет. 1:16 ), есть добро и милосердие ( Лк. 6:36 ). Выходит, что если мы хоть сколько-нибудь любим свет, добро, истину, любовь, мир и радость, то тем самым любим Господа, хотя, быть может, не всегда осознаём это. Но, однако, такая любовь – неполная, несовершенная любовь. Здесь мы больше любим дары Божии (добро, истину, мир и прочие), чем Самого Бога из-за слабой любви нашего сердца, души, разума и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Опять заповедую вам: оказывайте всякую честь и благомыслие, почитание со страхом, непоколебимую покорность, послушание вашему игумену, как сказал некто из Святых Отцов. Ибо говорит: «Если пекущиеся о вас будут за вас отвечать, то как не покоряться им во всем и не быть послушными и услужливыми, как остальные члены тела – голове?» И божественный и великий Апостол Павел вот как говорит в своем Послании к Евреям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр.13:17 ). Но храня друг с другом единомыслие, любовь и мир, между собой разогревайтесь любезной волей, утверждая друг друга, направляя, утешая, поднимая, поучая и побуждая к любви и добрым делам, и просто словам – на все благое, спасительное, добродетельное, похвальное ( Фил.4:8 ), стараясь исполнять, насколько возможно. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Сие заповедую вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.15:12, 15:17 ), и снова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Видите, Чьими будем учениками, соблюдая это; видите, какой славы и веселия достигнем, поучаясь от Владыки Человеколюбца. Потому со всем старанием и со всей силой и ревностью да внимаем Его заповедям. Глава 42. Прощальное наставление Я многогрешный и неуклюжий для духовного подвига, был в нашем монастыре Пресвятой Владычицы и Богородицы, Наставницы нашей, и послужил ли, или потрудился ли, и принял ли великие скорби – не знаю. Говорю по апостолу Павлу: «В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» ( 2Кор.12:2 ). Так скажу я и о себе: сделал ли я что из сказанного – не знаю: Бог знает! Ибо оставался я в монастыре до тех пор, пока не собрал ваше о Господе возлюбленное стадо, после того как моей немощи помогла Владычица наша и Госпожа Богородица Наставница. Когда я говорил, как Христос говорил Своим ученикам: «Мир вам» ( Лк.24:36 ; Ин.20:19 ), – я подумал: «Когда, желая вас собрать или послужить вам, я пребывал с вами в монастыре, то из любви к вам забывал о многих своих согрешениях, содеянных мною пред Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010