10. Сошествие Святого Духа на апостолов Сошествие Святого Духа на апостолов было первое чрезвычайное событие в церкви Христовой, которым началась и самая ее история. Как случилось оно, довольно подробно описывает св. евангелист Лука в книге Деяний Апостольских. «Егда скончавашася дние пятьдесятницы, – говорит он, – беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще: и явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати. Бяху же во Иерусалуме живущии Иудеи, мужие благоговейнии, от всего языка, иже под небесем. Бывшу же гласу сему, снидеся народ и смятеся, яко слышаху един кийждо их своим языком глаголющих их. Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголюще друг ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии Галилеане? и како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся... Ужасахуся же вси и недоумевахуся, друг ко другу глаголюще: что убо хощет сие быти?» ( Деян. 2:1–8, 12 ). Важность этого события, как доказательства божественности христианской религии, открывается: а) из самого его характера: оно, очевидно, есть событие сверхъестественное; б) из того, что оно ясно и неоднократно предсказано было Спасителем ( Ин. 14:16, 17, 26, 16:7, 8, 13, 14 ; Лк. 24:49 ); в) из того, что оно служит непререкаемым свидетельством воскресения и вознесения Спасителя на небо, без которых никак не могло бы случиться ( Ин. 7:39, 16:7, 8 ), наконец – г) из того, что сошествие Святого Духа на землю было началом и причиною всех последующих знамений в церкви Христовой, свидетельствующих о ее божественности. А достоверность этого чуда – а) открылась тотчас же на самих апостолах новым чудом: апостолы, как только сошел на них Дух Святой, вдруг начали говорить разными языками, «якоже Дух даяше им провещавати» ( Деян. 2:4 ); и – б) засвидетельствована бесчисленным множеством народа из Иудеев и язычников-прозелитов, собравшихся в то время в Иерусалим со всех сторон на праздник пятидесятницы. Изумление этих свидетелей было так велико, что едва только ап. Петр объяснил им необычайное явление, случившееся пред ними, и сказал: «покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ), немедленно обратилось к Христу в один день до трех тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

507. Дворкин А. Л. Проверьте себя: Несколько тест -вопросов из программы экзамена по истории Церкви в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова в 1994/95 учебном г./Сост.: А. Л. Дворкин//АиО. 1995. С. 191–194. 508. Лосский В. Н. Программы курсов догматики и истории Церкви: [Ин-т св. Дионисия, Париж, после 1945 г.]/Пер. с фр.: Ф. А. Иогансон; Ред.: Ю. Г. Малков//АиО. 1996. 1(8). С. 198–207. 509. Мансуров С. П., свящ. Очерки по истории Церкви//БТ. 1971. Сб. 6. С. 79–116; Сб. 7. С. 5–114. См. также 542, 545, 548, 552–556. Археология раннего христианства 510. Антонин (Капустин) , архим. Древняя христианская могила в Палестине/Публ.: С. А. Беляев//БТ. 1999. Сб. 35. С. 115–118. 511. Беляев Л. А. Паломнические реликвии средневековой Руси: (Археологический аспект)//РЧ, 4-е. 1996. С. 453–462. 512. Беляев С. А. Неизвестная работа архим. Антонина (Капустина) о раннехристианской гробнице в Иерусалиме//БТ. 1999. Сб. 35. С. 111–114. 513. Беляев С. А. Христианская топография Херсонеса: Постановка вопроса, история изучения и современное положение//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 3–49. 514. Зубарь В. М., Сорочан С. Б . Смерть богов//BiP. 2000. 1. С. 168–196. Захоронения в Херсонесе эпохи раннего христианства: археология, реконструкция, культурология. См. также 764, 765, 767, 1375, 2439, 2440, 2442, 2868. Богословие, культура и духовность в древней церкви 515. Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в Древней Церкви (III–VI вв.): Речь на годичном акте СПбДА 17 февр. 1913 г.//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 6–55. 516. Иларион (Алфеев) , еп. Венский и Австрийский. Духовное образование на христианском Востоке (I-VI вв.): [Докл. на VII Консультации богосл. школ. Санкт-Петербург, 20–26 янв. 1999 г.]/Иером. Иларион (Алфеев) //ХЧ. 1999. 18. С. 105–143. 517. Постернак А. В . Женское служение в ранней христианской Церкви (I-VI вв.)//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 209–245. 518. Сагарда А. И., Сидоров А. И. Антиохийская богословская школа и ее представители: Этап становления//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 139–192.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 7. Первомученик Стефан (3-й день Рождества Христова. Небо открыто). (Деян. 6:8–15; 7:1–5; 47–60) «Я вижу небеса отверсты »( Деян. 7:56 ). Чтобы спасти нас, братия и сестры, Сыну Божьему нужно было сойти с неба и, воплотившись, сделаться Сыном Человеческим, совершить дело нашего спасения и вновь уйти, «вознестись» на небо. С тех пор небо и открыто для нас. Ещё в первые дни своего служения на земле при избрании апостолов Иисус Христос сказал Нафанаилу и другим слушателям: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Ангелы Божии не раз сходили на Сына Человеческого (Мф. 4и др.). При крещении Спасителя небо было открытым, и Дух Святой низошёл на Него, и был с неба голос Отца ( Лк. 3:21–22 ). По отшествии Христа на небо был послан Им с неба Утешитель – Дух Святой. Между небом и землёй в христианскую эпоху установилось самое тесное взаимообщение. На небе – Престол Божий ( Деян. 7:49 ). Там – Церковь торжествующая, Царство Славы с ангелами и праведниками. Это Царство Славы непрерывно пополняется праведными и очищенными душами из Церкви земной, страждущей и взыскующей помощи Божией. И все мы, живущие на земле, лишь странники и пришельцы, взыскующие Бога и отечества Небесного. Живя на земле, мы явно и тайно тяготеем к небу, «тоскуем» по нему. Тяготение это настолько сильно и непреодолимо, что некоторые святые, будучи ещё на земле, восторгались духом своим на небо. Так, апостол Павел восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова ( 2Кор. 12:2–4 ); а также святой Андрей, Христа ради юродивый и другие. Христиане – граждане не только своей страны, но, по запросам и устремлениям своего духа, – граждане и всей вселенной. Они призваны уподобляться Богу и быть духом своим везде с Ним, как Владыкой всего мироздания, всей вселенной. В часы духовных подъёмов, ощущения связи с Богом и умиротворения духа не только у подвижников, а и у обыкновенных людей стираются грани между небом и землёй, и в небесах они видят Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 7-й седмицы по Пасхе Ин., 49 зач., 14, 27–15, 7 Сказал Господь Своим ученикам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам», – говорит в прощальной беседе с учениками накануне Крестной смерти Христос. Он говорит о даре Духа Святого, и этот дар – мир. В Священном Писании «мир» никогда не означает просто отсутствие тревог. Он означает все, что составляет наше высшее благо. Мир, который мир дает, касается только временного и земного. Христовы дары касаются вечности. Есть мир, который только замазывание трещин. «Мир, мир, говорят они, – свидетельствует Пророк, – а мира нет. Скажи обмазывающему стену грязью, что она упадет». Мир Христов бесконечно драгоценней мира, который дает мир. Мир в наших сердцах, мир, о котором возвещали ангелы людям в ночь Христова Рождества. Христос оставляет нам мир, как небесное сокровище, как Божие благословение.

http://pravoslavie.ru/3300.html

§ 101. Сочинения его. Св. Александр по делу с нечестивым Арием писал около 70 писем к разным епископам, объясняя нечестие Ария 46 . Эти послания в последствии собраны были епископами в одну книгу, как память ревности и веры св. Александра 47 . И, однако до нас дошли в целости только два послания, краткая речь к пресвитерам и еще несколько слов из двух сочинений; кроме того, недавно найдено одно слово его на страдание Спасителя в сирском и арабском переводах 48 . Послание, сохранившееся с надписанием к Александру епископу Константинопольскому, писано после второго Собора против Ария 49 . По намерению Александра, оно долженствовало быть объявлено и другим епископам и составляло присовокупление к тому (τμος) или определению Собора, подписанному всеми епископами, но для нас потерянному. Св. Александр объяснял в сем послании основания, на которых произнесено осуждение против Ария. В начале он кратко описывает беспорядки, произведенные Арием в Александрии (§ 1. 2) и учение Ария (§ 2. 3), потом излагает учение о Божестве Сына Божия и свое исповедание веры, преследуя вместе с тем учение Ария опровержениями. Так как ариане выставляли две нечестивые мысли: а) Сын Божий не вечен, и сотворен, и потому б) не есть Бог , а только избранник Божий: то Учитель Церкви, в опровержение первой мысли, превосходно объясняет слова Евангелиста о Боге ( Ин. 1:1–3 ) и некоторые другие места (§ 3–7). Вторая мысль опровергалась уже первым объяснением и Александр только кратко указывает в опровержение ее на некоторые слова Писания, замечая в то же время хитрость ариан старавшихся в спорах выставлять всего более слова Писания, относящиеся к земной, уничиженной жизни Спасителя (§ 8–9). Затем, коснувшись нравственных качеств Ария (§10–11), излагает исповедание веры, где, между прочим, говорит о Господе Иисусе: «Не по виду только, но и в самом деле имел тело от Богородицы Марии (Θετκος). Наконец, сказав о своей решимости умереть за исповедание апостольской веры (§ 13), убеждает и просит епископов – не слушать и не принимать врагов Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день. Гадалки, колдуны знахарки и т.д. в своей бесовской деятельности ссылаются на Евангелие от Марка ( Мк.9:38 ). Подскажите как мне правильно им ответить когда они ссылаются на Евангелие? Похожие вопросы 3 Ответа В контексте этого отрывка говорится о том, что были последователи Христа, которые видели и слышали Его чудеса и учение, но не могли пребывать с Христом и Апостолами вследствие гонений со стороны саддукеев и фарисеев на Церковь Божию. Например, мы знаем, что Никодим, член Синедриона  был тайным последователем Христа, но до времени не имел возможности заявить об этом Ин. 3:1–2 Ваш пример ( Мк. 9:38–41 ) говорит о таких, кто не имеет возможности публично быть с Ним в Церкви. Но мы знаем, что кто не со Христом, не с Его Телом-Церковью ( Еф. 1:22–23 ), тот против Него, и кто не соработает с Ним, с Его Телом-Церковью, тот расточает. Мф. 12:30 Сегодня Церковь не подвергается таким гонениям, что были, потому те кто не с Христом-Церковью, имея прямую возможность быть с Ним, по факту убегают от Христа. А кто убегает, тот и есть Его противник. Августин Блаженный: Не следует смущаться, когда божественная сила проявляет себя через людей, которые не принадлежат или пока еще не принадлежат к Церкви, то есть через тех, в которых не обитает или пока еще не обитает Бог, как это было в случае с тем, кто именем Христа изгонял бесов, хотя сам еще не был Его учеником (ср.  Лк. 9:49 ). Сам Христос позволил ему продолжать, поскольку многим людям он засвидетельствовал имя Христа. Господь говорит, что в последний день многие скажут: «Именем Твоим мы творили многие чудеса». Не ответил бы им на это: «Не знаю вас» (ср.  Мф. 7:22–23 ), если бы они уже принадлежали к Божьему храму, нахождение в котором и делает блаженными. Сотник Корнилий, который еще до своего полного обновления был принят в этот храм, видел посланного к нему ангела, который сказал ему, что молитвы его услышаны и жертвы приняты ( Деян. 10:3–4 ). Протоиерей Андрей Ткачев: Надо понимать, что  Церкви  ещё не было, новозаветная Церковь родилась в Пятидесятницу, в день Сошествия Святого Духа… И всякий творящий чудо именем Иисуса должен был по опыту знать, что имя Иисуса — великая святыня. Тогда он уже не враг Господу. Поскольку Церкви ещё не было, а имя Иисусово ещё только подобало усвоить человечеству, то Господь хвалит этих людей, которые Его именем совершают чудеса, и запрещает апостолам делать им выговоры.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponjat-mk-9-...

Скачать epub pdf 19. Неделя 2 Великого поста. Исцеление Капернаумского расслабленного. О вере и борьбе с грехами (Мк. 2:1–12) «Чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2:5 ). Во время Своей земной жизни, братия и сестры, Господь наш Иисус Христос учил и назидал народ везде, где только встречался с ним: и среди природы (в долинах, предгорьях, пустынях, на берегу озёр), и в синагогах еврейских городов, и в городских домах. О проповедях Его в отдельном доме в Капернауме и о чуде, совершённом в этом доме, и повествуется в сегодняшнем Евангельском чтении. Дом, в котором Христос говорил Своё слово ( Мк. 2:2 ) был так тесно заполнен и окружён народом, что трудно было в него проникнуть. Эта трудность не стала неопределимой для четырёх человек, принёсших на носилках расслабленного. Они не стали ждать, когда Он выйдет из дома по окончании проповеди . Вера их во Христа Чудотворца была так велика, что они сразу же поднялись на крышу, прокопали потолок и опустили к ногам Спасителя носилки с расслабленным. Присутствующие при этом неожиданном и небывалом зрелище не могли не испытать страха и недоумения: из-за чего так болен, так страдает этот скованный человек? И вот Христос в словах, обращённых к расслабленному, даёт ответ на это недоумение, на это молчаливое вопрошание: Чадо, прощаются тебе грехи твои ( Мк. 2:5 ). Из этих слов Чудотворца-Христа все присутствующие поняли, что грехи явились причиной тяжкого состояния этого человека. И, следовательно, если эти грехи удалить, простить, то больной может выздороветь. Но ведь прощать грехи может только Бог, и если Христос простил их расслабленному, значит Он от Бога, значит Он – Сын Божий. Уже кое-кто из лиц, сопровождавших Христа с первых же дней Его проповеди , пришли к выводу, что Христос – Сын Божий ( Ин. 1:49 ). Настало время и народу убедиться в этом по тем делам, которые творил Христос. Совсем к другому выводу пришли лукавые книжники. Видя чудо исцеления расслабленного, они подумали, что Христос богохульствует ( Мк. 2:7 ). Они потому так помышляли, что не верили во Христа как Сына Божия и считали Его обманщиком народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 15 марта 2009, 22:15 Несмотря на то, что акция протеста была организована Движением гражданских инициатив (ДГИ) и другими леворадикальными организациями, к ней присоединились верующие. Возвращавшиеся с богослужения в обители охотно ставили подписи под обращением в прокуратуру. 10 марта 2009, 23:31 Всю историю русской Церкви ХХ века вобрала в себя жизнь духовника Санкт-Петербургской епархии, первого наместника возрождающейся после длительного запустения Александро-Невской лавры. 7 марта 2009, 23:25 Студенты-сербы СПбДА и семинаристы из города Сремски-Карловцы совершили 7 марта в усыпальнице панихиду по графу Рагузинскому на родном языке, на которой присутствовали представители общественности из России и Сербии. 6 марта 2009, 22:36 Из окон восьми 19-этажных небоскребов хорошо просматривается весь монастырь. По выражению насельниц, их жизнь станет теперь " общественным достоянием " . Кроме того, испорчен вид на церковный ансамбль. 2 марта 2009, 08:49 Отец Кирилл ушел на 89-м году жизни, его кончина в первый день Великого поста прошлого года стала не просто освобождением от тяжкой болезни. Это знак того, что вся его жизнь была Великим постом, очищением перед вечной пасхальной радостью в Царствии Небесном. 25 февраля 2009, 23:49 Архивные материалы, выстроенные во впечатляющий видеоряд, стали иллюстрацией крылатых слов святого благоверного великого князя Александра Невского " Не в силе Бог, а в правде! " .

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=12&t...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 06.01.2023 23:08:39 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне, когда Церковь Небесная и земная в соборном единстве прославляет Бога Воплотившегося, сердечно поздравляю всех вас с великим и светозарным праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня мы вновь обращаем наши мысленные взоры к событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад в Вифлееме. Мы взираем на кроткого Младенца, лежащего в яслях в окружении Пречистой Матери, праведного Иосифа и пастухов, которым первым была сообщена весть о пришествии на землю Спасителя, и вторим Бесплотным Силам, прославляющим Вышнего Творца, чрез Единородного Сына Своего даровавшего мир и благоволение людям. Святитель Григорий Богослов, раскрывая суть сего праздника, свидетельствовал: торжество наше — о пришествии Бога к человеку, чтобы нам возвратиться к Богу (Слово 38). Ныне воистину приблизилось к нам Царствие Небесное (Мф. 3:2): во исполнение древних пророчеств пришел на землю долгожданный Примиритель (Быт. 49:10), Младенец родился нам — Сын дан нам; и имя Ему: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6). «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет , по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий , который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни.

http://radonezh.ru/2023/01/06/rozhdestve...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 11 февраля 2008, 14:34 10 февраля, в день памяти святых новомучеников и исповедников российских, в Санкт-Петербургской епархии вспоминали всех погибших за православную веру. В храме-часовне во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Миргородской улице был престольный праздник. В тот же день сразу несколько приходов епархии совершили традиционное паломничество на Левашовскую пустошь. 8 февраля 2008, 22:49 8 февраля в Москве подведены итоги федерального конкурса на производство реставрационных работ в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга на период в 2008 - 2010 гг. Победителем объявлено ФГУП НПО " Ресма " (Москва) - реставрационная компания, успешно выполнившая первоочередные противоаварийные работы в 2007 году. 8 февраля 2008, 12:22 6 февраля тысячи людей прибыли в Северную столицу почтить память одной из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви - Ксении Блаженной. Божественную Литургию по случаю праздника в храме Смоленской Иконы Божией Матери возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. 8 февраля 2008, 11:42 7 февраля на встрече с журналистами председатель Совета Федерации Сергей Миронов выразил удовлетворение в связи с восстановлением регулярного богослужения в Санкт-Петербургском императорском Петропавловском соборе. 7 февраля 2008, 22:44 Первое в русской классической музыке произведение, посвященное блаженной Ксении, прозвучало в исполнении Петербургского камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств Николая Корнева.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=59&t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010