4. Как понимать слова стиха 18-го: «страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения твоего, егоже сотворихом на земли?» 20 – Рождение и содеяние «духа спасения Божия», о чем говорится в стихе 18-м, есть возрождение благодатию св. Духа (ср. Ин.7:37–39 ; Тит.3:5 ; Гал.4:19 ) при подвиге веры спасаемых. Теми же образами и о таком же рождении говорил Господь Иисус Христос апостолам, утешая их пред Своими страданиями и смертию и пред страшною опасностию для них потерять спасительную веру в Него: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда раждает, терпит скорбь, потому что пришел час ея; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отымет у вас» ( Ин.26:20–22 ). Страх Божий, объявший благочестивых Иудеев при Езекии во время нашествия Сеннахирима и произведший в них «дух спасения» от Господа, был, по пророчеству Исаии, прообразом духовного возрождения верующих в Церкви Христовой. § 21. Гл. Ис.28:14–18; пророчество о краеугольном камне, полагаемом в основание Сиону и на спасение верующим Изложение содержания. – Когда в царствование Езекии пр. Исаия и другие истинные пророки предсказывали грядущие бедствия от Ассириян и учили народ строго исполнять заповеди Господни, чтобы избегнуть гнева Божия; то пьяные священники и лжепророки насмехались над печальными предсказаниями их и над якобы детскими поучениями их и одобряли союз с Египтом против Ассириян, который заключен был по настоянию князей Иерусалимских ( Ис.28:7–18 ). Имея это в виду, пр. Исаия обращается с обличительным словом Божиим к означенным злобным насмешникам и к князьям Иерусалимским. Так как они кощунственно хвалились тем, что заключили союз с смертию и адом (т. е. с языческим Египтом), что они крепко надеются на то, что пророк называет ложью и обманом, и потому не боятся приближающейся бури бедствий; то, вот, Господь определяет следующее: Он для спасения верующих «полагает в основание крепости Сионской камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, и верующий в него не постыдится» в своем уповании на спасение (ст. 14–16). И когда Господь будет определять мерою и весом и карающий суд Свой, и спасающую милость; тогда укрывающиеся ложью погибнут, и буря гнева Божия сокрушит их союз с смертию и договор с адом (ст. 17 и 18). |
SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1 |
Важно помнить, что в православной традиции под Пятидесятницей понимается не только день Святой Троицы, но и промежуток в 50 дней от Пасхи до этого праздника. Таким образом, преполовение в данном случае означает 25-й день по Воскресении Христовом. Примечательно словосочетание «преполовившуся празднику». Оно состоит из причастия и существительного в дательном падеже и является специфическим церковнославянским оборотом, носящим название «дательный самостоятельный». В данном случае на русский язык он может быть переведен придаточным предложением времени: «когда было преполовение праздника» . Реки воды живой В тропаре мы просим Господа напоить нашу душу водами благочестия. Этот образ связан с евангельским отрывком, о котором речь шла выше. Христос сказал Своим ученикам: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38). Слово «водами» в оригинале выражено древнегреческим «νματα» и переводится как «что-нибудь текущее, ручей или родник» , то есть в буквальном смысле речь идет о питьевой, проточной воде. Однако после слов Христа о живой воде евангелист Иоанн уточняет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39). Так Христос говорит ученикам о грядущей Пятидесятнице. Примечательно, что в тропаре сказано о водах благочестия. Слово «благочестие» является переводом древнегреческого «εσβεια»: «ε» – «благо, добро» , а «σβομαι» – «почитать, чувствовать страх перед Богом» . Этими словами мы просим Бога даровать нам благодатную помощь в деле нашего спасения, просим Его научить жить в благочестии, то есть в соответствии с евангельскими заповедями. Такую помощь Господь нам посылает действием Духа Святого, через наитие которого «в душе человека снова возобновляется та духовная, благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме, и союз между Богом и человеком восстанавливается в полной своей гармонии» . |
Второе прошение: " Да приидет... " (продолжение) Теперь нужно нам остановиться на словах: " Да приидет " . В Молитве Господней Царство Божие представляется не пришедшим уже, а желательным, просимым, будущим. Что это значит? [Значит ли это, что оно] не пришло ещё ко мне лично [или] не явилось вообще в мир, и мы молимся, чтобы Царствие Божие пришло теперь к людям? Это не относится к пришествию в мир и Самого Господа Иисуса Христа. " ... " Сам Он, вслед за Иоанном Крестителем, говорил лишь: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 3, 2; 4, 17), а не пришло уже. И у евангелиста Марка говорится: " Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие " (Мк. 1, 14-15). То же и у евангелиста Луки (Лк. 10, 9-II). Что же означает это слово " приблизилось " ? Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё, - даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им " о Царствии Божием " . И ученики ещё не могли отрешиться от земных, общежитейских воззрений и спрашивали Господа: " Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? " (Деян. 1, 6). В ответ на это Он сказал им ясно: " Вы примете силу, когда найдет на вас Дух Святый " (Деян. 1, 8). И это произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они " начали говорить на иных языках " (Деян. 2, 3-4). О Нём Господь предсказывал и раньше, в праздник кущей (Ин. 7, 2), говоря: " Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (см. Ис. 12, 3; Поил. 3, 18). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен " (Ин. 7, 37-39). Святитель Иоанн Златоуст называет славою крест. И даже объясняет это: " Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу, а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но - друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас Жертве, разрушиться вражде во плоти, и нам соделаться друзьями Божиими, и тогда уже получить этот дар " (т. 8, с. 336). |
Замечательно, что слуги первосвященников более их уразумели учение Спасителя и сказали: никогда человек не говорил так, как сей ( Ин.7:46 ). По истине учение Иисуса Христа Божественно. Он возвещал высочайшие тайны и подтверждал их великими чудесами. Он требовал от людей только правды, добрых дел, чистой жизни и вместе с тем просвещал их познаниями высоких истин веры, подавал дивные и великие дары Своей благодати. Он открыл и возвестил людям, что Он тот Мессия, которого так долго желали и ожидали Патриархи, и люди верующие, о котором так давно предсказали Моисей и Пророки, и который прообразован в ветхом завете. Он возвестил людям, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его: что жизнь вечная состоит в познании единого, истинного Бога и Христа, которого Отец ниспослал для искупления грешных людей; Он открыл людям, что Бог есть Дух, и что Ему должно покланяться Духом и истиною; что Бог един, но существует в трех лицах: Отца, Сына и Святаго Духа. Он объявил, что весь нравственный Божественный закон, все преподаваемые Им человечеству правила, состоят в следующих двух заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ). Вот первая и величайшая заповедь; вторая подобна ей, потому что она отрасль первой: возлюби ближняго твоего, как самаго себя ( Лев.19:18 и Мф.22:39 ). Следовательно, все люди, даже неверные и смертельные наши враги, суть ближние наши 17 . Учение Иисуса Христа, повторяем, самое высокое и самое важное, какого прежде не было преподаваемо человеческому роду – учение во всех отношениях достойное Бога, которому Он и относил его, как источнику и Отцу Своему, говоря: «мое учение не Мое, но пославшаго меня» ( Ин.7:16 ). Заповеди Иисуса Христа внушают чистейшую и совершеннейшую нравственность; беседы Его исполнены важности и мудрости, и, при всем этом, вразумительны и ясны. Достаточно вдуматься в нагорную беседу Иисуса Христа о блаженствах, чтобы уразуметь, как спасительно учение Его: – сколько наслаждения и уроков для души в этих блаженствах; а притчи Господа, – как много поучительного в них! Спаситель самым приятным, простым и сильным образом дает ответы на многие хитрые и коварные вопросы, предложенные Ему Фарисеями. |
" От века престол Твой у готован: Ты от века существуешь» ( Пс.92:2 ). Пророк называет человеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и престолом, как говорит о ней и другой пророк: «и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» ( Ис.16:5 ). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: «и престол его, как солнце, предо Мною» ( Пс.88:37 ). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было «у готован от века», т.е. от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: «существуешь», как бы говоря как: воплотившийся ныне «Ты от века существуешь», создавши от века человека, как Тебе было благоугодно. »Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои» ( Пс.92:3 ). Под реками разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ), а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). Эти-то дары Духа воздвигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. «Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь» ( Пс.92:4 ). Посредством каких орудий? Несомненно, чрез апостолов, так как пророк, упомянул здесь о будущем времени, когда дары Духа возвысились чрез апостолов и особенно возвысили свои «волны». Под «волнами» можешь разуметь или глубины, как перевел Симмах, или уничижение, как переведено в пятом и шестом издании, и разумей или глубины мысленных рек, т.е. сокровенные таинства даров Духа, или уничижение, в каком остается у многих слава Св. Духа, которая, оставаясь для многих неизвестною, возвышается и проявляется чрез апостолов. От гласов вод… Недостает. |
Откр.7:16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать. В вечности искупленные не будут алкать, ибо будут питаться от древа жизни. Они не будут жаждать, ибо припадут к источникам воды живой. И не будет палить их солнце и никакой зной. Они не будут более терпеть бедствия, изображенные здесь палящим солнцем и зноем. Время страданий для них прошло. Они прошли через великую скорбь и теперь наследовали спасение. Причиной их грядущего блаженного состояния является сам Бог. Откр.7:17 Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Ибо Агнец, Который среди престола – Христос, восседший одесную Отца, единосущный со Отцом и с Ним спрославляемый, будет пасти их . Не от нападений волков будет тогда Пастырь ограждать стадо, ибо все враги будут уже истреблены ( 1Кор. 15:26 ) и ввержены в геенну. Не от них будет охранять Агнец-Христос Своих агнцев, но будет водить их на живые источники вод. Агнец становится пастырем. То будут небесные пажити, чистые и плодоносные. Там будут источники воды живой, к которым припадут, кто ныне «будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). Потому прибегайте чаще ныне к воде живой, дабы утолить ею всякую жажду в жизни вечной. Источники этих вод означают приобщение к божественному разумению и вообще обилие благодати божественного Духа ( Ин. 7:37–39 ). И отрет Бог всякую слезу с очей их. Сейчас время плача. Христос говорил: блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф. 5:4 ). Здесь плач – там утешение. И даже усопшим праведным предстоят слезы. Еще предстоит Страшный суд, когда возрыдают все племена земные и явными сделаются дела. Но обещает Бог искупленным, что в вечности, после Суда (21,4) отрет Бог всякую слезу. То будет дивное утешение. Прозрачна и чиста слеза покаянная, слеза умиления. Слезы осушит Бог, «моря уже нет» (21,1), но останется душа очищенная, чистая и прозрачная, мерцающая в небесном свете и излучающая тепло. |
Праздник Кущей указывал на время благодатной свободы. «Народ мой, говорил Господь устами пророка Исаии, будет обитать в кущах мира, в жилищах безопаснейших, в местах покоя ненарушимого ( Ис.32:18 ). Аз Господь Бог твой, изведох тя из земли египетской: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника». Слова: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника ( Ос.12:9 ), ясно прообразовали дальнейшую свободу, которую сыны Израиля могли найти в недре новозаветной Церкви. Духовное значение дает празднику Кущей и пророк Захария (14:16–19). Многочисленный сонм торжествующего народа и обилие жертвоприношений, коими праздник Кущей отличался от прочих, выражали благодатное время, которое пророки многократно представляли богатым духовными жертвами, и в которое все народы от востока солнца и до запада потекут на поклонение Святому Израилеву ( Ис.60:6–14 . Иез.45:16–17 . Мал.1:11 ). Обряд почерпания и излияния воды в праздник Кущей прообразовал благодатные дары Св. Духа ( Ин.7:37–39 ). Этот обряд совершался и во время земной жизни И. Христа и, вероятно, подал случай к тому, что Спаситель, находясь во храме в последний день праздника Кущей, торжественно произнес: веру ли в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут води живи ( Ин.7:38 ). Праздник нового года Как седьмой день в неделе, так и первый седьмого месяца почитался священным у евреев. Число семь было у них очень знаменательно; оно напоминало о сотворении мира и свободе их от рабства египетского, которою они должны были пользоваться преимущественно в седьмой день, седьмой месяц, седьмой год и в седьмой из седьмых годов, или в 50-й. Так как первый день седьмого месяца церковного был началом года гражданского, то израильтяне в этот день имели сугубое торжество – и по случаю седьмого месяца, и по случаю нового года и новолуния. Всякое новолуние оглашаемо было звуком священных труб, а новолуние нового гражданского года оглашалось целый день. Оттого оно называется преимущественно праздником труб. «Скажи сынам Израилевым, говорил Господь Моисею, в месяц седьмой, в первый день месяца да будет вам покой, праздник трубного звука, священное собрание да будет у вас: никакой работы не работайте, и приносите жертву Господу» ( Лев.23:24–25 . Чис.29:1–6 ). В собрании совершаемы были жертвы, молитвы, чтение и толкование слова Божия ( Неем.8:1–8 ). Этот праздник израильтяне проводили с особенным веселием. |
Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой — вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня — не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг — дьявол — вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» ( Пс.39:18 ). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи! Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» ( Пс.26:9 ), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Св. мученику Вонифатию от алкоголизма Аудио: О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие ! Ко твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших не отвержи, но милостиво услыши нас. Исцели братию и сестры наша (имена) , тяжким недугом пиянства одержимыя, и того ради от матере своея Церкви Христовой и вечнаго спасения отпадающия. |
Фоновый пейзаж как бы проводит границу неба и земли, однако кроны четырех деревьев на Елеонской горе выходят за эту границу, четко показывая, что природа участвует в космической литургии: Бог устремлен к миру, а мир – навстречу своему Царю. Сочетание зеленого и цвета слоновой кости тонов говорит о освобождении по благодати. Все на иконе охвачено настроением умиротворенности и молитвенного славословия, ибо радостные надежды тела Церковного устремлены к Главе. Богослужение и призывает нас помнить грядущее и надеяться на то, что уже есть. Глава 9. Икона Пятидесятницы В среду четвертой седмицы по Пасхе, точно посредине отрезка времени между Пасхой и Пятидесятницей, празднуется Преполовение Пятидесятницы. Богослужение этого дня раскрывает значение торжеств, к которым восходит литургическая линия. Становится понятным, почему в Православной Церкви воскресенье Пятидесятницы посвящено Пресвятой Троице, и только в следующий день, именуемый Духовым днем, празднуется схождение Святого Духа. Ответ содержится в евангельском чтении дня: «В половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил… Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен… Истинен Пославший Меня… Я от Него… и пойду к Пославшему Меня» ( Ин.7:14–36 ). В праздничном богослужении уточняется: «Отверзл еси устне Твои, Владыко, проповедал еси мирови Безлетнаго Отца и Всесвятаго Духа, сродное Обоих храня и по воплощении» (тропарь 6–й песни канона преполовения). Реки жизни берут начало в явлении Троицы: «Стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей… Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:37–39 ). Надо иметь еврейское происхождение, чтобы найти слова, замечательно ярко выражающие эту жажду Духа Святого. Такие слова нашла Симона Вейль: «Просто, прямо позвать Его… Когда жажда невыносима, когда умираешь от жажды, то воображению представляется не утоление жажды… Представляется лишь сама вода, чистая вода сама по себе, но этот образ воды – словно вопль всего существа…» 349 Излияние Духа Святого происходит от полноты троичного Откровения, оно же – и завершение его: «Ныне облачатся державою Христовою с высоты апостол и: обновляет бо их Утешитель, в них обновлялся таинственным обновлением разума… Триипостасное почитати Благодетеля всех Бога» (стихира на стиховне вечерни Пятидесятницы). |
| |