Ибо Господь знает человеческую немощь: от того, что неестественно, Он отвращается и скорбит о том; и вместе с тем то, что естественно, Он постоянным сошествием сверхъестественно освящает. При крещении людей омывают водою и помазывают миром, и таким образом им сообщается дар Святого Духа: человек двусоставен, из души и плоти, и потому двойное дано нам и очищение — от воды и Духа, ибо видимое тело омывается видимою водою, душа же невидимая очищается Духом невидимым. Так и в Причастии: у людей существует обычай — есть хлеб и пить вино и воду, и Он присоединил к этому Свое Божество и сделал так, что через обычное для естества мы станем выше естества. Он принял Плоть от Приснодевы, но не эта Плоть, восшедшая на Небо, сходит с Небес, а хлеб и вино и вода претворяются Духом Святым в Плоть и Кровь Божию, по слову Господа: “Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие”(Ин. 6, 55.), — и: “Ядущий Меня жить будет Мною”(Ин. 6, 57.), — и человек принимает эту Плоть и пьет Кровь, как бы приникая своими устами к ребру Господню. И тот, кто приемлет с верой и достойно, приемлет в оставление грехов и в жизнь вечную, и во спасение души и тела: ибо пожжены будут грехи наши и освятятся сердца наши. А тот, кто приемлет в безверии и недостойно, приемлет в томление и мучение; ибо Господня смерть для верующих — к жизни вечной, а для неверующих — к томлению и муке вечной. И это не образ Плоти и Крови, потому что Сам Господь сказал: “Это Моя Плоть и Кровь”, — а не “образ Плоти и Крови”. Это жертва пречистая и бескровная, которая приносится Богу от восхода солнца до заката и бывает в составление и освящение, в оживление и просвещение души и плоти. И не истлевает, не иссушается, не превращается в скверну. И с этим брашном бывает не так, как бывает у людей с иной пищей, — но подобно оно восковой свече: когда воск сгорает и невидимо поглощается огнем, огонь, поглощая воск, освещает здание; точно так же и действие Святого Духа, примесившись хлебу и вину и воде, претворяет их в Плоть и Кровь Христову, не превращает их в тлен и скверну, но поглощает Божественным огнем, неизреченно и сверхъестественно. “Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел”(Евр. 9, 13–14.), — как говорит апостол. Очищаемые ею, мы приобщаемся к Плоти Господней и Духу Его, и будем как Плоть Христова: ведь через эту Плоть и Кровь мы приемлем святое Христово Божество и все будем членами друг для друга, потому что Бог неизреченным образом соединил плоть с Собою, и Плоть эта животворит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Как же веровать, что Он стал в подобии человека, если Он не может изображаться подобно людям? Как сказать, что Он по виду стал как человек, если Он не будет усматриваться написанным в образе человеческом? Видите, светлейшие, как Тот, Которому надлежало «во всем уподобиться братиям» ( Евр.2:17 ), и Который подобно им принял плоть и кровь, должен подобно им и иметь Свое изображение. А если же нет, то Он не уподобился им, и лжет сказавший это, и естество Его неодинаково. Между тем, Сам Бог и Слово говорит: «За что ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» ( Ин.7:19; 8:40 )? Неизображаемый никогда не назвал бы себя Человеком; и тот, кто может быть убитым, не может быть неизображаемым, ибо одно следует из другого и подтверждается другим. Он был «умерщвлен по плоти, но ожив духом», как сказал блаженный Петр ( 1Пет.3:18 ). Не означает ли это, что изображается по плоти изображенный Духом? Он сказал: «И ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). А неописуемый не мог бы сказать, что Он вкушается, если только Он не есть призрак. Если же это мы допустим, то впадем в заблуждение манихеев, отвергнув «великую благочестия тайну» ( 1Тим.3:16 ). Ибо Манес 256 говорил, что Сын на горе в видимом и невидимом явил Свою сущность, имеющую не два естества, но одно. Так и утверждающие, будто Христос неописуем, как признающие в Нем одно естество, оказываются последователями приведенного мнения. Ибо что неописуемо, то и бестелесно. С другой стороны, при описуемости одно Лицо Христа не разделяется на два лица, как кажется некоторым. Ибо содержание образа и Первообраза по личности не разделяется, но по сущности они различны. Премудрый Дионисий говорит: «одно в другом, кроме различия по сущности» 257 . Так и относительно Животворящего Креста никто не скажет, что крестовидный образ есть нечто отличное от его первообраза, кроме различия по существу: пример близкий, и истина беспрекословная. Это первое из упомянутых доказательств. Второе. Если бы мы захотели изложить здесь все изречения святых, которые без всякого мудрования прямо утверждают, что Господь наш Иисус Христос изображается, но то наши рассуждения вышли бы за пределы приветствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В то же время нет оснований мыслить, что Отец и Сын - два разных Бога. Сказав: " через Которого " , апостол Павел поставляет первопричиной творения Отца, так как творческая сила Сына имеет начало в предвечном Отце. Творит Сын, но Творцом называем Отца в силу того, что Отец является источником бытия Сына. Об этом засвидетельствовал и Сам Господь в Евангелии от Иоанна, когда сказал апостолу Филиппу: " Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела " (Иоан.14:10). И поскольку Отец есть причина и начало Сына, то, соответственно, Отец же причина и начало всего, что произошло от Сына. Существуя вне времени и пространства, Бог Отец и Бог Сын по Своей божественной природе абсолютно бесплотны и не имеют какого-либо места пребывания. Поэтому рождение Сына следует понимать, как действие чисто духовное, которое не изменяет и не прибавляет ничего к совершеннейшей божественной сущности Отца, не умаляет и не отнимает ничего от равной Отцу божественной сущности Сына. Таким образом, Сын Божий, рождаясь из Отца, не отделяется от Него, но неразлучно и вечно пребывает в лоне Отца, имея тождественную Ему божественную природу. Для объяснения свойств таинственного неслитно-неразлучного сопребывания Отца и Сына духоносный проповедник божественного величия Христа применяет также весьма выразительное подобие: " Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его " (Евр.1:3). Этим красивым и многозначительным сравнением апостол Павел прекрасно объяснил взаимоотношение и равенство двух Лиц Святой Троицы. Подобно сиянию, происходящему от источника света, Сын непрестанно рождается и не имеет самостоятельного существования вне Отца. Это прекрасно согласуется со словами Спасителя о Своем бытии: " Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем " (Ин.6:57). Апостол говорит не о сиянии света, а о сиянии славы, указывая на важное качество творческих дел Отца и Сына, не имеющих ни в чем предела, наполняющих вселенную нескончаемым благом: " В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его " ( Ин.1:4,5).

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/21/...

Упразднитеся умом своим от всего суетного, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Аз есмь Господь, возвещаяй истину; не рекох: суетного взыщите, но – обратитеся ко Мне умом и сердцем, и спасетеся ( Ис.45:19, 22 ). Приидите ко Мне, и Аз упокою Вас; возьмите иго Мое на себя ( Мф.11:28 ), и ходите во всех путех Моих, в нихже повелех вам, да благо будет вам ( Иер.7:23 ). Избранные Мои не имут трудитися вотще; будут в покоищи вси, иже взыскаша Мене ( Ис.65:23, 10 ). Неправеднии же возволнуются и почити не возмогут ( Ис.57:20 ), – все, которые ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божией ( Еф.4:18 ). Вы же спасайтеся от рода сего развращенного ( Деян.2:40 ); не сообразуйтеся веку сему, по преобразуйтеся обновлением ума вашего ( Рим.13:2 ), и ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет ( Ин.12:36 ). А то наступит область темная ( Лк.22:53 ), исполненная неверия слову истины, и тогда всем сердцем, умом и помышлением обратитесь к попечению века сего, поработаете не Богу, но во зле лежащему миру (см. 1Ин.5:19 ). Берегитесь же, ибо дни века сего лукавы суть ( Еф.5:16 ); идите путем Господних повелений, идите, дондеже свет имате. Пришедший призвать из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ) не напрасно говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ибо всех сих языцы ищут ( Мф.6:25, 32 ). Видите, – говорит пророк, – яко вси ослепоша, не разумеша смыслити; вси путемы своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство ( Ис.56:10, 11 ). Ибо возлюбиша человецы паче тьму, неже свет ( Ин.3:19 ); и за то им мрак темный во веки блюдется ( 2Пет.2:17 ). Не без причины же Давид умолял Господа: отврати очи мои, еже не видети суеты; преклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти ( Пс.118:37, 36 ). Ибо суета мира сего, подобно дыму, повреждает зрение душ наших. И блажен, кто может сказать, как Павел: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и с Ним достигнуть воскресения из мертвых ( Фил.3:8, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Если под словом «чаша» сектанты разумеют здесь страдания, то что же они разумеют под словом хлеб? Вероятно, тоже страдания. Но о хлебе сказано, что Христос взял его в руки, преломил и раздал ученикам. Можно ли взять в руки страдание! Можно ли его преломлять? Конечно, нет! Сказано о хлебе, что Христос раздал ero, а о чаше, что подал ее ученикам. По толкованию сектантов, выйдет, что слова «раздал» и «подал» Апостолам значат, что Христос причинил им страдания. Очевидно, что разуметь под словом «чаша», в речи Спасителя на тайной вечере, страдания, это значит допускать бессмысленное и прямо кощунственное толкование слова Божия, то есть толковать его «к собственной погибели» ( 2Петр. 3:16 ). 4) Сектант (молокане, духоборы и «духовные христиане»): Причащение Тела и Крови Христовой должно быть не чувственное, а духовное, умственное, ибо Христос сказал: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которыя Я говорю вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Объяснение православного: Не сказал Христос: «Плоть Моя не пользует ни мало», а сказал «плоть не пользует ни мало»Ясно, что здесь говорится не о Плоти Христовой, а о другой какой-то плоти. Да о Своей Плоти Христос и не мог учить, что она не пользует ни мало, ибо немного раньше Он Сам сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, а Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в Нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин. 6:53–57 ). Кто же после столь ясных слов Христа может сказать, что Его Плоть не пользует ни мало? Только еретик или совсем неверующий во Христа человек. В каком же смысле сказал Христос, что «плоть не пользует ни мало, а дух животворит»? А вот в каком. Когда Христос учил, что для спасения нужно вкушать Плоть Его, Иудеи и «некоторые неверующие» подумали своим плотским умом, что Христос даст им на съедение живое Тело Свое, на которое они смотрели, как на обыкновенное человеческое тело, ибо и Христа считали только человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Бог мой забыл меня» 40:27), или прямо осмеяние веры в Господа: «пусть явит себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше» (66:9; ср. 5:19). Современники пророка, не веровавшие в Господа, «ненавидели и гнали» праведников (66:5) – «рабов Господа»; они «не принимали к сердцу» кончины праведника и не помышляли, что в самом уничижении праведник не бывает оставлен Господом, что, напротив, видимое благоденствие нечестивых исполнено зла (57:1–3). Современники пророка, очевидно, были проникнуты тем же настроением, как и жители Иерусалима, которые при Ахазе «пренебрегали» (ср. 53:3) водами Силоама, «текущими тихо», не имевшими видимой славы и блеска царей Рецина и «сына Ремалиина» (8:6), «затрудняли Бога» (ср. 43:24) своим неверием ( , Ис.7:13, 9 ), уповая вместо Господа на помощь ассириян или египтян. Господь и «камень, положенный Им в Сионе», т. е. Христос, были для них «камнем претыкания и камнем соблазна» (8:14, 15; 28:13, 16) 337 . Поэтому-то настроение Израиля, который не уверовал в Мессию, ради Его страданий (53:1; ср. Ин.12:38 ). св. Иоанн отожествляет с настроением того народа, к которому был послан пророк Исаия сказать: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ин.12:39–40 ) 338 . Далее, странна в изъяснении Гизебрехта мысль, что Израиль несет наказание не за свои грехи, и что он притом страдал «добровольно». Гизебрехт (179 стр.) говорит, что подобная же мысль заключается в 40:1–2: здесь будто бы пророк хочет сказать, что грехи народа уже прощены, – между тем, как уже в 3-м стихе говорится: «исправьте путь Господу» (ср. 43:25; 44:22 и др.), следовательно, о безгрешности народа нет речи: «сделано удовлетворение» (40:2) – ничто иное, как прошедшее пророческое (ср. 44:22 и 23). Неправильно говорит также (ibid.) Гизебрехт, будто в 50:2 делается различие между безгрешною матерью Израиля, т. е. между народом самим в себе, или как избранным от Бога, и между грешными детьми – современниками пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

О грядущих поколениях Своих учеников и последователей Иисус говорит так, будто они присутствуют рядом с Ним. Преодолевая пространство между настоящим и будущим, Он вмещает в Свою молитву всех тех, кто в течение веков будут приходить к вере благодаря миссионерским трудам апостолов и их преемников. Просьба о единстве повторяется четыре раза в близких по смыслу формулах: да будут все едино; да будут в Нас едино; да будут едино, как Мы едино; да будут совершены воедино. Последнее выражение включает глагол τελω, означающий «завершать», «заканчивать», «доводить до совершенства», «совершать», «выполнять». В начале молитвы этот глагол был употреблен в активном залоге: Я прославил Тебя на земле, совершил (τελεισας) дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин.17:4 ). Сейчас тот же глагол звучит в пассивном залоге: да будут совершены воедино (τετελειωμνοι ες ν), то есть приведены в то совершенство, которое имеет свое наивысшее выражение в единстве. Единство, в свою очередь, напрямую вытекает из любви, которой Отец возлюбил Сына и которую Сын хочет передать ученикам (да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет). О тесной связи между любовью и христианским совершенством апостол Иоанн говорит в Первом послании: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас… Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин.2:12, 17–18 ). Настойчивая просьба Иисуса о том, чтобы Отец сохранил Его последователей в единстве, вновь подчеркивает, что единство, о котором Он молится, не является плодом человеческих усилий. Это единство укоренено в Боге и передается людям прежде всего через Евхаристию. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жив будет Мною, – говорил Иисус иудеям ( Ин.6:57 ). Отец является источником жизни для Сына, а Сын – для Своих учеников. Эта жизнь передается ученикам вместе с Плотью и Кровью Сына Божия, которую они вкушают в Евхаристии. Одновременно им передается дар единства, присущий Отцу и Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все уклонились, сделались равно непотребными: нет делающего добро, нет ни одного» 55 . Сознававшие свое бессилие против греха, скорбели о том, ожидая спасения от обещанного Мессии – Иисуса. Весь Ветхий Завет был лишь «тенью будущих благ» и «детоводителем ко Христу», «Ходатаю Нового Завета», – говорит апостол Павел ( Евр.10:1 и 12:24). Так «обетованная земля» (Палестина) се её необычайно богатою природою 56 была лишь «тенью» будущего царства Божия на обновленной земле ( Откр.21 и 22). А имя вождя, введшего народ Еврейский в обетованную землю, Иисус Навин 57 , – знаменует будущего «Вождя спасения», Иисуса Христа, «приводящего многих сынов во славу» ( Евр.2:10 ; Мф.2:1–6 ), – «Пастыря доброго, положившего жизнь Свою за овец» ( Ин.10:11 ). Народ Еврейский, идя пустынею, возроптал раз против Бога. В наказание Господь послал на него ядовитых змей, которые жалили народ, и умерло множество народа.... И пришел народ к Моисею и сказал: «Согрешили мы, что говорили против Господа, помолись Господу, чтобы удалил от нас змеев». И помолился Моисей. И сказал Господь Моисею: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамени... и ужаленный, взглянув на него, останется жив» ( Чис.21:5–9 ). Это был опять прообраз Христа, вознесенного на крест в искупительную жертву за грехи наши, как на это указал Сам Господь в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию 58 в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). В ветхом Завете, по закону Моисееву, согрешивший, чтобы избегнуть наказания Божия за грех , а именно смерти, должен был принести в жертву за себя животное «без порока» внешнего, – овцу, тельца или ягненка, причем возлагал руку на голову жертвы, что означало, что грех с головы виновного человека переносился на голову невинного животного, которое затем и умерщвлялось 59 . Таким образом, за виновного человека умирало невинное животное. И вот Предтеча Иисуса, Иоанн Креститель, указывая на Него народу, возгласил: «Се, Агнец Божий, который берет на Себя грех Мира» 60 , – то есть грехи всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Пребывание же во Христе, не просто в нравственном общении с Ним, а в союзе (как ветвь с лозой), Христос поставляет в зависимость от исполнения христианами двух основных условий: вкушения Его Плоти и Крови, а также пребывания в Его любви, то есть верности Его заповедям ( Ин.15:9–10 ), причём источником последнего мыслится первое. « " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как... я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною»» ( Ин.6:56–57 ), то есть Моим Духом, Моей любовью и Моей силой. Эта же самая мысль выражена и в текстах наших литургий. Тело и Кровь Христовы здесь – источник оставления грехов, прощения согрешений, общения Духа Святого, наследия Царства Небесного, которое есть « " праведность и мир и радость во Святом Духе»» ( Рим.14:17 ; Лк.17:20–21 ), и залог жизни вечной. Таким образом, хвалебная жертва христиан в Евхаристии, в своем полном и подлинном значении, есть не что иное, как само вкушение жертвы Тела и Крови, вернее, те благодатные плоды, которые бывают от вкушения. Вкушение Тела и Крови Христовой поставляется потому в текстах наших литургий целью совершения Евхаристии, так что и само пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь является всего лишь условием к достижению указанной цели. « " Ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит быть закланным и дарованным в пищу верным»», – говорится в одном из литургийных песнопений. « " Верою и любовию приступим, да причастниками жизни вечной будем»», – поётся в другом. Действительно, Богу нужна не столько жертва уст, сколько то, чтобы Сам Христос изобразился в нас ( Гал.4:19 ), чтобы жизнь Божия обновила наше растленное грехом естество. На этой основе и жертва уст примет достойное содержание» [ 7 ] . Итак, истинные благодарение и хвала возможны только в том случае, если Сам Христос в нас будет жить и действовать; вселение же Христа в нас происходит главным образом через Таинство Причастия. Посему, истинное благодарение и достойное прославление Бога возможно только в теснейшей связи с Причастием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Верная душа говорит: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс. 37:22-23). Отвечает Христос: Вот Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Верная душа говорит: Господи Боже мой! На Тя уповах: спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя (Пс. 7:2). Отвечает Господь: Так как он на Меня уповал, то избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое (Пс. 90:14). Верная душа говорит: Не отвержи мене от Лица Твоего (Пс. 50:13). Христос отвечает: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37). Верная душа говорит: Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих (Пс. 142:2). Христос отвечает: Т ак возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится (Ин. 3:16-18). Верная душа говорит: Грехов юности моей и неведения моего не помяни (Пс. 24:7). Бог отвечает: Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и будет поступать справедливо, и сотворит правду и милость, будет жив и не умрет; все согрешения его, которые сотворил, не помянутся ему (Иез. 18:21-22). Верная душа говорит: Беззакония мои превысили голову мою, и подобно тяжелому бремени отяготели на мне (Пс. 37:5). Отвечает Господь: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13), и далее через апостола: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). Верная душа говорит: Скажу Богу: Ты Заступник мой, почему Ты меня забыл? (Пс. 41:10). И еще: Не забудь убогих Твоих до конца (Пс. 9:33). Отвечает Господь: «Разве забудет жена чадо свое, и не помилует рождение чрева своего? Если же и забудет жена, но Я не забуду тебя», – говорит Господь (Ис. 49:15). Верная душа говорит: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего: яко скорблю, скоро услыши мя (Пс. 68:18). Отвечает Господь: За грех немного опечалил его, и поразил его, и отвратил Лицо Мое от него, и он опечалился, и пошел унылый в путь свой; и Я пути его видел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему утешение истинное (Ис. 57:17-18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010