50. Укоризна монаху – блуждающее око. Блуждающее око причиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия. 51. Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда. 52. Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него. 53. Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким; а у кого взор блуждает, тот соберет на себя бремя. Ибо сказано: парение похоти пременяет ум незлобив (Иер. 4, 12). 54. Если по увлечению дашь глазам волю смотреть на суету, то скорее останови их, чтоб не впасть в срамоту плотоугодия. 55. При распалении плоти не касайся тела, чтоб не произвести сильнейшего распаления. 56. Будь внимателен к себе, монах, будь внимателен, встречаясь с женщинами. 57. Бегаешь змеи, угрызающей тело, паче бегай женщины, которая угрызает душу. 58. Кто занимается красотою женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ее, а кто замедляет у дверей дома ее, тот уподобляется идущему по льду; потому что недалеко от него поползновение. 59. Что два борца, то монах в обществе с женщиною. Но трезвенный соберет корысти, а сам не будет окраден. 60. Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтоб не осквернился ум твой. Якоже бо дым очима (Притч. 25, 20), так и срамное слово вредно душе. 61. Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония бес нечистоты». Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога (Рим. 8, 7). 62. Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим. 63. Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17), говорит Божественное Писание. Как псу, усильно противься демону блуда; никак не соглашайся увлечься таким помыслом; потому что от искры много бывает угольев, и от худой мысли умножатся худые пожелания. Старайся истреблять воспоминание о них паче зловония тинного. 64. Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святый увеселяется чистотою и обитает в человеке. 65. Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АНДРЕА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 23 , С. 658-659 опубликовано: 26 апреля 2015г. ИОАНН АНДРЕА [Джованни д " Андреа; лат. Iohannes Andreae; итал. Giovanni d " Andrea] († 7.07.1348, Болонья), средневек. канонист, получил от современников титул «источник и глашатай канонического права» (juris canonici fons et tuba). Родители И. А.- отец Андреа и мать Новелла - были уроженцами Тосканы. Ок. 1270 г. они переехали в Болонью, где, вероятно, род. И. А. Начальное образование он получил в принадлежавшей его отцу школе грамматики, потом учился в Болонском ун-те, где нек-рое время изучал богословие, затем стал заниматься правом. Наставниками И. А. в изучении рим. права был Мартин Силлимани, в изучении канонического права - Эджидио Фоскарари и ведущий декреталист того времени Гвидо де Байсио (иначе Гвидо Архидиакон). Будучи студентом, И. А. терпел нужду и был вынужден зарабатывать средства на жизнь и обучение, давая уроки, однако, по собственному признанию, считал преподавание неинтересным и обременительным занятием. Степень д-ра канонического права И. А. получил между 1296 и 1300 гг., как впосл. он сам писал, против собственного желания, благодаря настойчивости и «благому обману» (dolus bonus) наставника Гвидо де Байсио, не взявшего с него установленной платы. Преподавал в Болонье (вероятно, сначала декретальное право , а с 1303 читал ординарные (главные) лекции по «Декрету» Грациана), а также в Падуе (в 1307-1309, когда на Болонью был наложен интердикт , и в 1319).

http://pravenc.ru/text/469800.html

С мужчинами ему скучно; а если увидит женщин, просветляется, бегает взад и вперед, чтобы оказать свои услуги; тогда откуда берется у него и голос к пению, уменье сказать острое слово, посмеяться и показать себя занимательным и приятным. 49. Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой. 50. Укоризна монаху – блуждающее око. Блуждающее око причиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стязей целомудрия. 51. Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда. 52. Кто питает плоть тела своего, тот питает злыя похоти, и срамные помыслы не оскудевают у него. 53. Кто обуздывает очи свои, то сделается легким; а у кого взор блуждает, то соберет на себя бремя. Ибо сказано: парение похоти пременяет ум незлобив ( Прем.4:12 ). 54. Если по увлеченью дашь глазам волю смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия. 55. При распалении плоти не касайся тела, чтоб не произвести сильнейшаго распаления. 56. Будь внимателен к себе, монах, будь внимателен, встречаясь с женщинами. 57. Бегаешь змеи, угрызающей тело, паче бегай жены, которая угрызает душу. 58. Кто занимается красотою женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ея, а кто замедляет у дверей дома ея, тот уподобляется идущему по льду; потому что недалеко от него поползновение. 59. Что два борца, то монах в обществе с женщиною. Но трезвенный соберет корысти, а сам не будет окраден. 60. Не преклоняй слуха своего к речам срамным, чтоб не осквернился ум твой. Якоже бо дым очима ( Прит.25:20 ), так и срамное слово вредно душе. 61. Если безпокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да истребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты.» Ибо знаем сказавшаго: мудрование плотское вражда на Бога ( Рим.8:7 ). 62. Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим. 63. Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог ( 1Кор.3:17 ), говорит Божественное Писание.

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Янаушек Ф. (1830–1904) — немецкая трагическая актриса. 50 Гаррик Давид (1717–1779) — английский актер, один из создателей реалистической манеры игры на европейской сцене; основное место в его репертуаре занимали пьесы Шекспира. 51 Дависон Богумил (1818–1872) — знаменитый немецкий трагический актер, выступал в Петербурге. 52 Олридж Айра (1804–1867) — знаменитый трагический актер, по происхождению негр. Впервые посетив Россию в 1858 году, Олридж затем приезжал почти каждый год с шекспировскими спектаклями, в которых играл с огромным успехом. 53 …наш Василий Васильевич — Самойлов В. В. (1813–1887) — артист петербургского театра. 54 «О, защитите нас, святые силы неба!»— слова Лира в трагедии Шекспира «Король Лир». 55 Осип Афанасьевич — Петров О. А. (1807–1878) — выдающийся русский певец-бас, создатель русской вокальной школы. Одна из его лучших партий — Бертрам в опере Мейербера «Роберт-Дьявол». 56 Самойлов… Ришелье этакой…— В сезон 1865–1866 гг. Самойлов с большим успехом играл роль кардинала Ришелье в одноименной исторической драме Бульвера. 57 Коломяги — дачное место под Петербургом. 58 Леонова Д. М. (1835–1896) — русская оперная певица-контральто. 59 Анна Денман. — Английский скульптор и рисовальщик Джон Флаксман (1755–1826) женился в 1781 году на Анне Денман, которая оказала огромное влияние на развитие его таланта; вместе с нею он отправился в Рим, где пробыл семь лет, и первым из английских скульпторов обратился к изучению античных образцов. Как художник, Флаксман приобрел общеевропейскую известность своими иллюстрациями к Гомеру и Данте. 60 Спекулянты пенькового буяна. — Пеньковый буян в Петербурге — так называлась пристань на Неве для выгрузки кож, масла, сала, пеньки и т. д. 61 И мир существовать; никто б не стал… — стихи из «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина. 62 Канаус — персидская шелковая ткань. 63 «Трубят голубые гусары» — первая строка стихотворения Г. Гейне («Es blasen die blaue Husaren») в переводе М. Михайлова (1858). На слова этого перевода композитором Кюи был написан романс. 64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

49 См. на сей счёт ряд ценных наблюдений в кн.: Poffet J.-M. La methode exegetique d’Heracleon et d’Orig–ne. Fribourg, 1985. P. 275–281. 50 См. Bammel C. Origen’s Pauline Prefaces and the Chronology of his Pauline Commentaries//Origeniana Sexta. Orig–ne et la Bible. Lowen, 1995. P. 495 f. 51 Мы ориентируемся на издание и исследование этих фрагментов: Scherer J. Le Commentaire d’Orig–ne sur Rom. III.5–V.7. Le Caire, 1957. См. также: Hammond-Bammel C. P. Der Romerbrieftext des Rufin und seine Origenes-Ubersetzung. Freiburg, 1985. S. 20 f. 52 Здесь была найдена весьма обширная рукописная библиотека (более 2000 папирусных страниц), содержащая преимущественно произведения Дидима Слепца, но в ней найдены также и обрывки трёх сочинений Оригена. Предполагается, что рукописи, многие из которых датируются VI в., принадлежали монастырю преподобного Арсения Великого. См. Koenen L., Muller-Wiener W. Zu den Papyri aus dem Arsenioskloster bei Tura//Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 2. 1968. S. 41–63. 53 Мы опираемся на издание (с параллельным немецким переводом): Origenes. Commentarii in Epistulam ad Romanos. Ubersetzt und eingeleitet von Th. Heither//Fontes Christiani. Bd. 2,1–2,5. Freiburg-Basel-Wien, 1990–1996. 54 Руфин буквально говорит, что “сами книги интерполированы” (interpolati sunt ipsi libri), но современные исследователи предполагают такой смысл этого высказывания, что в книгах имеются лакуны (die Bucher Lucken aufweisen). См. Hammond-Bammel C. P. Указ. соч. P. 53. 55 См. Scherer J. Le Commentaire. P. 85–121; Chadwick H. Rufinus and the Tura Papyrus of Origen’s Commentary on Romans//The Journal of Theological Studies. Vol. 10. 1959. P. 10–42. 56 Ср. рассуждение Златоустого отца по поводу фразы в Рим 1:16: “Что означает это различие? Ведь он сам много раз говорил, что ни обрезание есть что, ни необрезание: как же теперь разделяет, ставя иудея выше эллина? Что это значит? Конечно, не то, что первый больше получает благодати потому только, что он первый, так как тот же самый дар даётся и иудею и язычнику; но слово прежде употреблено только для обозначения порядка.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

38 Т. е. дара самоопределения и личного подвига, которым утверждается в человеке желание всегдашнего пребывания в добре. 39 Т. е. оных правителей. 40 Т. е. Евангельское учение. 41 Оригинал: « τν κοφων » (т. е. «легких», «неполновесных») 42 Т.е. Искупление человеческого рода. 43 Скобки принадлежат оригиналу. 44 Оригинал: «по самовластию», «по своей воле». 45 Т. е. завершение. 46 Гал. 4:4; Еф. 1:10. 47 Т. е. нашим Прародителям: Адаму и Еве. 48 Скобки принадлежат оригиналу. 49 Т. е. заповедь Божию, данную в Раю. 50 Т. е. человеческая природа. 51 Разъяснение этого находится в последующей фразе. 52 Т. е. быть готовым пойти на смерть. 53 Имеются в виду те явления ангелов, которые происходили в Ветхом Завете, в Новом Завете и в житиях святых, когда ангелы являлись в образе людей. 54 Т. е. как личности. Разъяснение своей мысли автор дает в последующей фразе. 55 Вся эта фраза может быть переведена и в том смысле, что вина человека была настолько велика, что судебное положение требовало, чтобы выступил Кто-то выше, чем человек. 56 В оригинале здесь так: «Не имея никаким из естеств воспользоваться для этой цели». 57 «Истощание Божьего Слова» означает, что предвечное Слово Божие, Бог и Творец, воспринимает естество смертного человека и все тяготы, связанные с человеческой жизнью и смертью, все — за исключением греха. 58 Оригинал: «человеколюбие»: «первое человеколюбие Божие заключалось в творении человека и в милости Его к грешному человечеству; второе — в Его пришествии к нам во плоти». 59 Чистым от греха. 60 Рим. 8:3: «В подобии плоти греховной». 61 Оригинал: «и перед Самим Собою». 62 Скобки принадлежат оригиналу. 63 Пс. 19(18), 1—2. 64 «Икономия», п ο -слав. «смотрение», по-рус. «домостроительство» — обозначает общий план Искупления человеческого рода, совершенного Спасителем. 65 Вероятно, автор здесь имеет в виду историю сотворения человека и грехопадения Первых Людей и последовавших на основании сего несчастий. 66 « Τλιας », т. е. Илиада, каковым словом в поговорке означалась нескончаемая вереница несчастий, повесть о нескончаемых бедствиях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

55 В оригинале: Ñfiwdšsmeroj-«бoлee змеиный». Сравнительная степень не качественного прилагательного всегда привлекает особое внимание. Хотя можно догадаться, на кого намекает Роман, заговаривая о другом змее, однако он не ставит слов женского рода (хотя средств достаточно), намеренно задерживая объяснение: аÛтн-»сия, она, сама» появляется только в с. 52 (в переводе 51). 56 Неологизм Романа: Ñfiopl " ktouj – «убитых змеем» есть последнее (из шести) употребление семемы Ôfij – «змей» в этом икосе. Жестокое, но правдивое изображение Евы как alter ego змея, выраженное сопоставлением обоих, заканчивается диалектично: она не только смертельно кусает мужа, но и сама становится жертвой змея. 57 В оригинале prèhn- " прежде, сперва», сопоставляемое со всеми потомками из строки 2: если бы «прежде» Адам не пал, то не было бы смерти в человеческом естестве. Конструкция повторяется в следующем икосе, подчеркивая идею. Французский издатель почему-то считает это слово бессмысленным и думает, что это ошибка переписчика. Мы рукописи не видели, но по смыслу – все в порядке. 58 Метафора осаждаемого города продолжается во второй строке: рана – это словно пробоина в стене (греч. plhg " - одновременно «удар» и «рана от удара»), от которой смерть распространяется на весь город (т.е. всех потомков Адама). Gr. подсказывает апостольский источник идеи: в нем же (Адаме) вси согрешихом ( Рим. 5:13 ). 61 В оригинале maggane‹ai- " колдовство» во множественном числе. Gr. видится здесь сложная кухня, подобная той, что используют ворожеи. Он также указывает на словарь Суды, где это слово означает какую-то похлебку; однако мы не нашли там этого (в версии TLG). Скорее всего, означает то, что кулинары называют секретом кухни. 62 В оригинале: Ôrexin… tÁj gastrimarg…aj. При невозможности точно передать по-русски, нам пришлось отнести «ярость» семемы marg- к вполне нейтральному Ôrexin. 63 В рукописи отсутствует 92 и 93. Издатели предлагают, в целом, одну и ту же конъектуру, из которых метрически наиболее удачна конъектура Gr.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

48 . Точный признак исхождения ума от мира страстей – это обильные и продолжительное время изливаемые слезы. 49 . О чем ум памятует, в том и его жизнь. 50 . Чтение с бдением и частыми поклонами просветит твой ум, и ты не будешь походить на мертвеца. 51 . Ум на что взирает, от того и приемлет образы. 52 . Душа в естественном своем состоянии доходит до познания Божией премудрости: от познания Божией твари возносится она к Богу. 53 . Когда чувства заключены безмолвием, тогда познаешь естественные помыслы души и какие сокровища имеет она сокрытыми в себе. 54 . Образ Божий в невидимой душе разумной. 55 . Естественное состояние души заключается в ведении Божиих тварей чувственных и мысленных. 56 . Добродетель естественна и есть здравие души. 57 . Души, когда очистятся, видят низшие чины и высшие чины духов и друг друга в своем чине. Видят души, но не телесно, созерцают естество духовно, оком естественным, то есть прозорливым. 58 . Разумная душа или по естеству делает правду, или превыше естества восхищается в созерцании Бога, или нисходит пасти свиней, как расточившая богатство своей рассудительности. 59 . Невозможно подвижнику избавить душу свою от погибели, если он щадит свое тело. 60 . Когда душа вошла в покой от страстей, не боится она смерти. 61 . Любовь от молитвы, а молитва от пребывания в уединении (отвлечения от суетного). 62 . Удаляйся от зрения мира, прекрати свидания с людьми, бойся смущения душевной беседы, и молитва твоя будет чище. 63 . Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу. 64 . В праздности сокрыта верная смерть, ибо дается вход бесам, которые мучительски облекают человека страстями. Потому псалмопение и непрестанная молитва охраняют нашу душу. 65 . Всегда и везде храни (свое) сокровенное делание – непрестанное собеседование с Богом. 66 . Быть злопамятным и молиться – то же, что сеять на море и ждать жатвы. 67 . Кто достиг уже совершенства в житии, тот стяжал непрестанную молитву, ибо достиг высоты добродетелей и соделался обителью Пресвятого Духа, и Сам Дух молится всегда ( Рим.8:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Место в Деяниях Событие География Робинсон (1976) Джуитт (1979) Послания (1999) Макрей (2003) Кинер (2013–16) Рождение 2 пол. 10-х гг. Обращение на пути в Дамаск Дамаск Авг-окт.34 Между 31 и 34 Дамаск, Аравия (33–35) Иерусалим Кон.37 Тарс, Сирия, Киликия (35–46) Между 34/35 и 40? Павел в Антиохии Антиохия Ок. 40–47? Второе посещение Иерусалима, во время голода Иерусалим Первое миссионерское путешествие Пергия, Атталия, Антиохия Писидийская, Икония, Листра, Дервия Весна 45-весна 49 Кон.47-сер.48 Апостольский Собор в Иерусалиме Иерусалим Авг-окт.51 Нач.49 Второе миссионерское путешествие Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины, Коринф, Эфес Кон.49 или нач.50-осень 52 Лето 49-лето 51 Третье миссионерское путешествие Эфес, Троада, Македония, Милет, Тир, Кесария Весна 53-весна 58 Авг.51-май 54 Пребывание в Иерусалиме Иерусалим Пребывание в Кесарии Кесария Лето 57-лето 59 Лето 57-лето 59 Лето 54-июнь 56 Путешествие в Рим Сидон, Миры, Крит, Мальта, Сиракузы, Регия, Путеолы Осень 59-зима 60 Осень 59-зима 60 Осень 60-весна 61 Осень 56-зима 57 Первое заключение в Риме Весна 61-весна 63 Май 57-фев.59 Более поздние путешествия, второе заключение в Риме Смерть Зима 67–68 64–67? 23 Cp.: Keener C.S, Acts. Vol. 2. P.1449 (автор, однако. отмечает. что эта датировка – не более чем догадка). 25 Benedktus PP. XVI. Specialis Annus Sacer ad recolendum bis mitlesimum annum a natali die Sancti Pauli Apostoli. P.670. 26 Датой рождения Иисуса Христа принято считать 5–6 годы до Р.Х. О том, каким образом Иисус мог родиться за несколько лет до «Рождества Христова». см. в: Иларион (Алфеев) , митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. С.257–262, гл.5, 2. О возрасте апостолов см.: Там же. С.537, гл.12, 5. 27 См., в частности: Hengel M. Zur urchristlichen Geschichtsschreibung. S.72 (32–34гг.); Jewett R. A Chronology of Paul’s Life. P.30; Hubaut M.A. Paul de Tarse. P.29–57; Baslez M.F. Saint Paul. P.401–405. 34 Jewett R.A. Chronology of Paul " s Life (схема помещена в конце книги и не имеет пагинации). Выстраивая хронологию жизни Павла, Джуитт отдает предпочтение Павловым посланиям как первичному источнику перед книгой Деяний как вторичным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2. Деян.2:3. 3. 1Пет.2:6. 4. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. С.3. 5. Слово 2-е. О думающих оправдаться делами. §§61-63//Там же. С.33-34. 6. Слово 4-е. О крещении//Там же. С.92. 7. Там же. С.94. 8. Слова подвижнические. Слово 1-е//Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.16. 9. Марк Подвижник. Цит. соч. С.94. 10. Рим.7:14. 11. Иак.1:25; 2:12. 12. Там же. С.74. 13. Беседа 12//Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1904. С.96. 14. Гал.3:27. 15. Макарий Египетский. Цит. соч. С.102. 16. Там же. С.102. 17. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.1. СПб., 1855. С.56. 18. Николая Кавасилы, архиепископа Фессалоникского семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С.48. 19. Там же. С.51. 20. Там же. С.55. 21. Марк Подвижник. О крещении. Цит. соч. С.92. 22. Николай Кавасила. Цит. соч. С.27. 23. Слово 83. О покаянии//Исаак Сирин. Цит. соч. С.390. 24. Рим.7:14. 25. Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.83. 26. Слово 60-е//Слова преподобного Симеона Новаго Богослова. Вып.2. 2-е изд. М., 1890. С.86-87. 27. Там же. С.88. 28. Рим.1:21. 29. Слово 10-е//Симеон Новый Богослов. Цит. соч. Вып.1. 1-е изд. М., 1879. С.79-82. 30. Слово 61-е//Симеон Новый Богослов. Цит. соч. Вып.2. 2-е-изд.-М., 1890. С.92-93. 31. Слово 61-е//Там же. С.93. 32. Слово 60-е//Там же. С.89-90. 33. Слово 61-е//Там же. С.101. 34. Слово 82-е//Там же. С.366-367. 35. Слово 3-е. О покаянии//Марк Подвижник. Цит. соч. С.71. 36. См. прим. III,11. 37. Аквилонов Е. Новозаветное учение о Церкви. 2-е изд. 1904. С.80. 38. Служебник. М., 1977. С.562. 39. Там же. С.566. 40. Там же. С.566. 41. Там же. С.572. 42. Там же. С.576. 43. Там же. С.581. 44. Там же. С.584. 45. Там же. С.585.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010