5:21) и Дух Животворящий (1 Кор. 15:45), Бог есть дух (Ин. 4:24); и: все от Бога, все Им и для Него создано (Кол. 1:16); и: Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3); и: послеши Духа Твоего и созиждутся (Пс. 103:30); и: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6); и кратко говоря, Само Богоначальное Слово о Себе сказало: Я и Отец одно и все Твое Мое и Мое Твое. (Ин. 10:30; 17:10). «И опять же принадлежащее Отцу и Его Сыну обще и Богоначальному Духу, как то: Божественные дела, святыня, источающая и неоскудевающая причина» в том, что сказано: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Из всего же сказанного видно, что всякое богословие соединительное есть и разделительное. И ни соединительное не позволительно разделять, ни разделительное — сливать. «Итак, объединяющие именования относятся ко всецелой Божественности… Таковы: “Сверхблагое”, “Сверхбожественное”, “Сверхсущественное”, “Сверхживое”, “Сверхмудрое”, а также все выражения отрицания, предполагающие превосходство; и все понятия причинности, как то: “Благое”, “Красота”, “Сущее”, “Порождающее жизнь”, “Мудрое”; и все другие наименования, которые Причина всего благого получает по Своим боголепным дарам. Признаки же раздельности — сверхсущественные имена и особенности Отца, Сына и Духа: они никак не могут быть переставлены или использованы как полностью общие». Приняв же Божественное знание через веру, не пребудем в неведении о данной нам благодати, за которую воистину пострадал Господь. Ибо ради этого и миро принял на главу Господь (Мф. 26:7), чтобы облагоухать Церковь нетлением. Посему никто да не намазывается зловонием неверия князя века [сего], и не отступим с правого пути, чтобы нам было возможно воспринять надежду вечных благ и вечной жизни во Христе [Col. 1437]Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.    От веры перейдем к занимающей второе место [по порядку] надежде, ибо вторая, напояемая первой, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

И так несомненно, что предвечное рождение Богом Отцом Сына источником своим имело любовь Отца к Сыну и что между ними существует вечный и непрерывный союз взаимной любви: Отец любит Сына, Сын любит Отца. Правда, внутреннее взаимное отношение Отца к Сыну и Сына к Отцу, по учению Священного Писания , состоит еще в том, что Отец знает Сына, и Сын знает Отца, то есть, во взаимном созерцании. Так, в Евангелии Иоанна говорится (1, 18), что Бога никто никогда не видал и что единородный Сын Его, сущий в недре Отчем, явил Его. В других случаях Сам Иисус Христос говорил, что Он знает Отца ( Ин. 7:29; 8:55 ); что никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ); и еще, отличая знание о Боге человеческое, даже приобретенное людьми путем Откровения, от Своего абсолютного знания, Он говорит, что только тот, кто от Бога, видел Отца (6:45–46). Но почему только Сын знает Отца (конечно, речь здесь идет о знании абсолютном, совершенном), ответ на это дает Сам Иисус Христос , говоря: Я знаю Отца, потому что Я от Него ( Ин. 7:29 ). Таким образом единосущие Сына с Отцом, рождение Сына из существа Отчего есть основание или источник совершенного знания, которое Сын имеет об Отце. И так как источник рождения Сына от Отца заключается в любви Божией, то, следовательно, и совершенное знание Отцом Сына и Сыном Отца основывается на их взаимной любви. Евангелист Иоанн в первом послании прямо говорит, что всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; а кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (4, 7, 8). Насколько высоко и совершенно знание о Боге, даваемое человеку любовью его к Богу, это показывают слова в той же главе: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (4, 12). Пребывание Бога в человеке и человека в Боге (ст. 13), конечно, дает человеку знание непосредственное, истинное, полное и совершенное, насколько то возможно для человека 16 . Но если человек получает истинное знание о Боге чрез любовь к Богу и притом единственно чрез любовь, то тоже можно предполагать и о знании Сына Божия. Мало этого. Иисус Христос прямо говорит, что Отец показывает Сыну то, что Сам творит, потому что любит Его ( Ин. 5:20 ). И так знание Отцом Сына и Сыном Отца основано на любви, проникается любовью и есть знание совершенное по причине любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Именно этим сознанием должна вдохновляться всякая молитва: только Господь действительно знает, в чем мы нуждаемся, знает наши действительные нужды, как наш всегдашний Помощник и Покровитель. И потому подобает всецело вверить себя Его любви: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». В этом и начало, и конец молитвы. Да будет Его святая воля! О почести горнего призвания В Евангелии есть трудные и суровые слова, – боится, укрывается от них косное и немощное сердце… Страшит и смущает максимализм евангельского идеала. «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», – говорил Господь ( Ин.13:15 ). И апостол повторял христианам: «Кто говорит, что в Нем пребывает, должен так поступать, как поступал Он» ( 1Ин.2:6 ). Это кажется невозможным… «Так кто же может спастись?» – недоумевали ученики. Но именно это «невозможное» и требуется от каждого христианина: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» ( Мф.5:48 ). От каждого христианина требуется «последование» Христу, и требуется безусловно: «Ко всем сказал: кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя и возьмет крест свой, и следует за Мной» ( Лк.9:23 ). Строгость заповеди скрепляется величием обетования: «и где есмь Я, там и слуга Мой будет…» ( Ин.12:26 ). – Так открывается единый и единственный христианский путь, – скорбный путь к славе… И слава страшит еще более скорби. Высшая радость христианской веры – в том, что «Слово плоть бысть…» ( Ин.1:14 ). Это было абсолютное богоявление, абсолютное Откровение, – Откровение Божественной премудрости и любви. И Откровение не только о Боге, но и о человеке… Ибо Сын Божий стал и Сыном человеческим… Во Христе как Богочеловеке открывается смысл человеческого бытия; и не только открывается, но осуществляется… Во Христе исполняется человеческая природа, – и пересозидается, воссозидается, новотворится… Сбывается человеческая судьба, свершается изначальный и предвечный совет Божий об устроении человека. В этом смысле Христос есть «Последний Адам» ( 1Кор.15:45 ), – то есть истинный человек; и в Нем – мера и предел человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Промыслом Божиим Иоанн жил на земле долее прочих апостолов. Он проповедовал в Римских провинциях Малой Азии, а после гонений Нерона поселился в Ефесе и управлял всеми малоазийскими Церквами. Во время гонений при Домициане (81–96 гг.) ап. Иоанна отправили в узах в Рим, хотели отравить ядом, потом бросили в котел с кипящим маслом. Ему чудом ничто не повредило. Тогда он был сослал на о. Патмос в Эгейском море, где написал Откровение о будущих судьбах мира и Церкви. При императоре Нерве (96–98 гг.) он возвратился в Ефес, где продолжил попечение о Церкви. В Ефесе по просьбам учеников он составил четвертое Евангелие, а также написал три Послания. Евангелист Иоанн скончался в начале II века, в возрасте более 100 лет, в царствование Траяна (98–117 гг.), и погребен в Ефесе, который до настоящего времени называется «Айя Селук», что значит «Святой Богослов». Память апостола и Евангелиста Иоанна 21 мая и 9 октября (н. ст.). 181 Апостол Филипп О жизни ап. Филиппа до призвания к апостольству нам ничего неизвестно, кроме того, что он был уроженцем Вифсаиды, по словам евангелиста, «из одного города с Андреем и Петром» ( Ин.1:44 ). Его имя упоминается в перечне имен апостолов в ( Мф.10:3 , Лк.6:14 ). На Тайной Вечери во время Прощальной беседы, когда Христос говорил о Своем отшествии к Отцу, Филипп под влиянием чувственных и земных представлений просил Спасителя: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин.14:8 ). По Вознесении ап. Филипп упоминается вместе с прочими апостолами в ( Деян.1:13–14 ), когда описывается избрание ап. Матфия. Предание говорит, что он впоследствии проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и скончался мученически при Домициане, распятый на кресте в Иераполе. То же предание гласит, что он был женат и имел трех дочерей. Память его празднуется Церковью 27 ноября (н. ст.) 183 . Апостол Нафанаил (Варфоломей) Имя «Нафанаил» переводится как «Дар Божий». Варфоломей – это имя по отцу (сын Толоми). Апостол Нафанаил был уроженцем Каны Галилейской. О призвании Нафанаила говорится в Евангелии от Иоанна, когда Господь назвал его истинным израильтянином, в котором нет лести: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему ТЫ знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» ( Ин.1:45–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:48–49 ). Это было весьма замечательное обстоятельство в жизни Спасителя нашего, на которое указывают приведенные нами слова из нынешнего евангельского чтения. Враги Христа – первосвященники и фарисеи – послали слуг своих взять и связать Его; но посланные возвратились, не исполнив поручения. Когда услышали они, как говорит Он, то никто из них не осмелился возложить на Него рук своих. Слово Божие, которое Он проповедовал, – этот меч духовный ( Еф.6:17 ), вырвал из рук их меч железный и расторг те оковы, в которые они хотели заключить Его. Они сами стояли теперь как ошеломленные и пораженные им. Когда же затем предстали они пред лицом своих начальников, пославших их, то на вопрос их: для чего вы не привели Его? – отвечали ясно и просто: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:45–46 ). Первосвященники и фарисеи, естественно, должны были теперь постараться о том, чтобы ослабить веру в высокое значение и силу слов этого человека и таким образом повредить Его успеху. Они слышат искреннее, задушевное свидетельство народа в пользу Человека, Которого они, начальники народа, давно отвергли и подвергли преследованию. Это приводит их в негодование, и вот они с гневом и запальчивостью кричат на своих слуг: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:47–49 ). Так грозно и грубо порицают они Спасителя и преданный Ему народ, но в существе дела произносят этим только суд над самими собою, подтверждая факт отпадения от Христа знатных и образованных. Рассмотрим и выясним эту печальную истину в ее тогдашнем и теперешнем значении. Рассмотрим ее как: а) древнее, однако и в настоящее время повторяющееся явление; б) раскроем его причины, которые люди привыкли искать вне себя, тогда как на самом деле они скрываются в них самих. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? – спрашивают первосвященники и фарисеи и думают, что ответ на этот вопрос их должен последовать такой: никто или почти никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И прежде всего, как вообще суд Божий над иудеями не был подобен судам человеческим, но был следствием дарования людям высочайшего блага – духовной жизни, наступления царства Божия, и неспособности иудеев к этому благу, так и ослепление притчами предполагает, что в притчах заключались глубокие истины для тех, которые их разумели, и что они были ослеплением для тех, которые их или не разумели или, разумея, не принимали тех истин. Таким образом, в то время, как одни ожесточались притчами, других были блаженны очи, что видели, и уши, что слышали притчи ( Мф. 13:16–17 ). Неразумение притчей вызывалось их формою, тем, что они предлагались народу без изъяснения, а непринятие скрывавшихся в них истин при разумении их объясняется свойством этих истин, содержанием притчей, причём первоначальною причиною и непонимания речи Христа и непринятия её было то, что иудеи не могли слышать слова Его ( Ин. 8:43 ), оно не вмещалось в них (поэтому Мк. 4:33 ). Следствие было одинаково: когда иудеи не понимали притчей Христа ( Ин. 10:6 ), они отходили от Него ( Ин. 6:60–66 ), и когда понимали их, они старались схватить Его ( Мф. 21:45–46 пар.), а между тем те и другие притчи заключали в себе глубокие истины и делали блаженными апостолов. Поэтому в притчах Христа форма и содержание нераздельны. Не входя в рассуждения о том, что такое притча, легко видеть ту особенность притчей Христа, что в них форма не была (не говорим уже чуждою, но даже) внешнею для содержания, внешним образом, как это бывает в художественных произведениях вообще и, в частности, в баснях. В притчах Христа образы служат формами или символами живых отношений (Его к народу), а не образами мыслей и чувств. Семя в Его притчах символизирует слово Его, потому что слово Его действительно растёт в человеческом сердце или заглушается, – всходит и растёт так, что человек не знает; Он уподобляет царство Божие доброму семени, вместе с которым вырастают плевелы, потому что как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века сего; Он уподобляет Себя пастырю, жениху, сыну хозяина виноградника, потому что Он действительно пастырь, жених, сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Небеса проповедуют славу Божию, когда нисходит на землю Тот, Кто на них, не лишаясь вышнего (ср. Ин. 1: 14 ). О делах рук Его возвещает твердь, когда Тот, Кто создал Адама (ср. Мф. 17: 1–2 ), со славою возводит его на самую твердь (ср. Деян. 1: 9–11 ), после уз – непорабощенного, после тления – нетленного, после смерти – бессмертного. День дню передает речь, день Владычнего Рождества – дню Царственного Креста, ибо, как первый видел Бога во плоти, происходящего из утробы, так второй видел Бога во плоти, висящего на древе. И ночь открывает ночи знание, ночь предательства – ночи Воскресения: ибо первая возвещает о падении Иуды, вторая же – о восстании Адама (ср. 1Кор. 15: 42–45 ). Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, очевидно, что голос ангелов, голос, который они обратили к женам-мироносицам и который перешел во весь род словесных ( Лк. 23: 56 ). Всякого слуха коснулась речь сия, и Бог даровал разумение слова, когда по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их – слова Петра и Иоанна (см. Деян. 4: 13 ), Андрея и Фомы и лика других неграмотных, святого отряда простецов, которых наняла Премудрость, чтобы они стали вестниками Ее словес (ср. Притч. 9: 1–6 ). В солнце поставил Он жилище Свое, Отец – в Сыне, ибо Он взошел для нас, как Солнце Правды (ср. Мал. 4: 2 ), ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2: 9 ). И Он как жених выходит из чертога Своего. Облеченный в белые одежды (ср. Откр. 7: 1–14 ), боговидный, лучезарный, вышел Он из небесного чертога – из покоя царственного гроба. Возрадуется, как исполин, пробежать поприще, когда, как победитель, пробежал от земли на небо, и приняли Его облака (см. Мк. 16: 19 ), как воскресшего из мертвых Победоносца. От края неба исход Его, и шествие Его до края неба, ибо Он нисшел оттуда, где пребывал, и туда, где Он пребывал, снова восшел с плотью (ср. Ин. 6: 62 ), Снисшедший к нам и Пребывавший с Отцом (ср. Ин. 10: 30 ), Восшедший ради нас и пришедший к Отцу вместе с начатком нашего [естества] (ср. Еф. 1: 20–23 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

И послушай евангелиста Иоанна, говорящего: И связав Его, вывели в преторию, и они не вошли, чтобы не оскверниться, но чтобы есть Пасху ( Ин. 18:28 ). Обычай этот у иудеев – вечером приносить жертву или вкушать Пасху, то есть вечером пятка. Латинянин. Так что же Христос? Разве не приобщался и Он опресноков до тридцати трёх лет? Христианин. Да, и не только опресноков, но и обрезание и всё, что относится к закону, Он исполнял не как противник Бога 45 , а как подобает людям. Латинянин. Апостол говорит: Вы бесквасны, и не празднуйте с закваскою порока и лукавства, но с опресноками ( 1Кор. 5:7–8 ) и: Малая закваска квасит все тесто ( 1Кор. 5:6 ). Христианин. О, какое неведение! Апостол говорит это как притчу. Символом злобы он называет закваску, а сама она не есть зло, да не будет! Но он показал вред и ущерб, от лукавства и злобы происходящий через закваску, как и Господь в Евангелиях открыл ученикам: Блюдите себя от закваски фарисеев и саддукеев, которая есть лицемерие ( Лк. 12:1 ). Латинянин. Об исхождении же Святого Духа мы хорошо говорим, что от Отца и Сына исходит Дух Святой. Так это или нет? Христианин. Очень плохо и опасно вы говорите; вот вы устанавливаете два начала. Таковым был Манес и Маркион. Послушай Господа, говорящего: Когда придёт Утешитель, Дух истины, Которого Я пошлю вам, Который от Отца исходит ( Ин. 15:26 ). Тогда чего большего ты ищешь? Латинянин. Но поскольку я слышу Господа, говорящего: Я и Отец – одно ( Ин. 10:30 ), я боюсь, как бы мне не разделить единое, или не умалить, как Арий и Несторий. Христианин. Услышь, человече, надёжное суждение, если хочешь. Когда мы говорим, что от Отца исходит Дух Святой, а не от Сына, мы не разделяем природу, как вы говорите, но ипостаси разделяем, как отцы, соборно, когда и папа Дамас председательствовал через местоблюстителя 46 , точно постановили, что отличительное свойство Отца – причинность и нерождённость, Сына – рождение, а Духа – исхождение. Если же Дух от Сына, то Сын стал бы отцом Духа, как вы говорите. В таком случае Отец – дед Духа, согласно вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но было все тихо во мраке ночном, Но спали апостолы тягостным сном. Забыв, что грозит им невзгода; И в сад Гефсиманский с дрекольем, с мечом, Влекомы Иудой, входили тайком Несметные сонмы народа! А. Апухтин Апостолы, утомившись, заснули; чрезмерная печаль ослабила их силы. «Вы все еще спите и почиваете? – обращается к ним Спаситель. – Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» ( Мф. 26:45 ). Появляется Иуда и с ним множество римских воинов и слуг иудейской элиты. Предатель, желая произвести все тайно, дал такое указание пришедшим с ним: «Кого я поцелую, Тот й есть; возьмите Его и ведите осторожно» ( Мк. 14:44 ). Но коварство не может укрыться. Поцеловав Спасителя, Иуда слышит кроткий вопрос: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» ( Лк. 22:48 ). Приблизившихся людей Господь спрашивает прямо: «Кого ищете?» Они ответили: «Иисуса Назорея». – «Это Я» ( Ин. 18:4–5 ), – открыто и громко сказал Господь. Пришедшие думали до этого взять Спасителя хитростью. Они не ожидали такого прямого, искреннего ответа. В словах Христа проявилась Божественная, небесная сила духа, и она произвела на пришедших необыкновенное, потрясающее действие – «они отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18:6 ). Когда злодеи пришли в себя, Спаситель Сам обращается к ним: «Я сказал Вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» ( Ин. 18:8 ). Господь проявляет заботу более об учениках, чем о Себе. И действительно, никто из апостолов не был схвачен. При этом Петр проявил неумеренную ревность – отрубил мечом ухо одному из пришедших. Но Господь тут же, «коснувшись уха его, исцелил его» ( Лк. 22:51 ). «Возврати меч твой в его место, – сказал Спаситель Петру, – ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф. 26:52 ). Это закон Божественной правды: кто желает лишить другого жизни, тот сам не избегнет наказания. Истина не физическим оружием защищается. Спаситель продолжил: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. 26:53 ). Римский легион – самый большой отряд, заключавший в себе около 10 000 воинов. То есть несметное число ангельских сил встало бы на защиту своего Владыки, если бы Он не предавал Себя на страдания добровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Слово «знамение» указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. В Священном Писании слово «силы» встречается в Мф.11:20–23 , когда Господь обличает Галилейские города, Вифсаиду, Хоразин и Капернаум: «Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись». Эти слова обычно понимаются в том смысле, что много физических сил затратил Господь, проповедуя в этих городах. Однако в действительности здесь имеются в виду силы в смысле чудес, совершенных Спасителем в этих городах. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа ( Деян.4:33 ). Это значит, что свидетельство апостолов подтверждалось и сопровождалось чудесными действиями. Слово «знамение» встречается, например, в Мф.12:39 – фарисеи просят у Христа знамения. Господь отвечает: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». В Ин.6:30 иудеи спрашивают Христа: «Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали?» Чудеса, как сверхъестественный образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естественными силами природы, например, переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы и т. д. Как дело творения, так точно и дело промышления, православная Церковь равно приписывает всем Лицам Пресвятой Троицы. Это учение заимствовано из Священного Писания, где промышление о мире равно усвояется всем трем Лицам Божества, и именно: 1) Богу Отцу. Например, в словах Спасителя: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин.5:17 ). Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010