Скачать epub pdf Седмица 6-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 40. (11,47–57) О ХРИСТОВОЙ ПОБЕДЕ НАД СМЕРТЬЮ Немногие капли Крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя воедино (11,183). Христос один совершил великое и спасительное Искупление и уврачевание души (30,172). Смерть Христа соделалась для нас спасением, и смертью Его навсегда умерщвлен грех (31,142). Ради пленного Адама пришел Ты в страну нашу, Господи, как соглядатай, и извел его из стана того крепкого, который обольстил и увлек его (25,143). Благодарение Благому, освободившему род наш от рабства диавола и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за неправду нашу… Небо и земля и все, что на них да славословят вместе с нами Возвеличившего род наш, потому что обновил Он образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам (25,279). На уничижение пришел (Господь), чтобы всем даровать Жизнь: хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою (26,173). Умер Он Своим телом для нашего мира, чтобы Своим телом оживить нас для Своего мира (29,327). Он из любви к нам все претерпел: исшедши из самых… недр Отеческих, благоволил приять зрак раба, испытать все человеческие (нужды), потерпеть озлобления и бесчестие от иудеев; наконец, приял Крест и поносную смерть, чтобы посредством веры в Него избавить нас, пресмыкающихся по земле и обремененных бесчисленным множеством тяжких грехов (35,370). Для того снисшел Единородный Сын Божий, чтобы нас возвести и поставить выше небес (36,566). Христос избавил нас Своею Кровию от смерти и грехов: Он и искупил нас, и не обнаружил никакого превозношения в отношении к искупленным, призывая мертвых к жизни, исцеляя всякую болезнь и душ, и телес (21,450). Эта смерть (Господа) спасла погибельную вселенную; эта смерть соединила Небо с землею; эта смерть разрушила власть диавола, соделала людей Ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на престол Царский (42,764). И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот доказательство этому представлено на земле во святых, а вечность подтвердит это покоем, исполненным блаженства (25,396).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Валерий Грат был префектом Иудеи в 15–26 годах. Из рассказа Иосифа следует, что Анан был смещен при нем, после чего один за другим на пост первосвященника назначались Исмаил, Элеазар, Симон и Каиафа. Один из этих лиц был сыном Анана. В другом месте Иосиф упоминает о том, что у Анана было пятеро сыновей, «которые все стали первосвященниками после того, как он сам очень продолжительное время занимал это почетное место». 281 «Такое счастье не выпадало на долю ни одного из наших первосвященников», – отмечает историк. 282 Служение первосвященника, по закону Моисееву, должно было быть пожизненным ( Чис.35:25 ), и частая смена первосвященников при римлянах шла вразрез с освященной веками традицией. Возможно, именно тот факт, что первосвященники до Каиафы сменялись практически ежегодно, послужил причиной троекратного упоминания в Евангелии от Иоанна о том, что Каиафа был на тот год первосвященником ( Ин.11:49, 51; 18:13 ). Иудейская элита относилась к бывшим первосвященникам с уважением и сохраняла за ними титул первосвященников. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что Иосиф Флавий, говоря об одном из бывших первосвященников, называет его этим титулом, несмотря на то что он был смещен за пятнадцать лет до этого. 283 В Евангелии от Луки Анна упоминается наряду с Каиафой в качестве первосвященника, хотя к тому времени он таковым уже не был ( Лк.3:2 ). Анна и Каиафа упоминаются также в Деяниях ( Деян.4:5–6 ). Сохранению за бывшим первосвященником титула и некоторых привилегий способствовала также широкая сеть родственных связей между ним и другими лицами, занимавшими пост первосвященника. О том, что Анна был тестем Каиафе, мы узнаем только из Евангелия от Иоанна, но в этом не было ничего необычного: помимо пяти упоминавшихся сыновей у Анны могла быть и дочь, на которой был женат Каиафа. И Анна, и Каиафа, согласно имеющимся свидетельствам, принадлежали к партии саддукеев. 284 Словосочетание «первосвященники и фарисеи», встречающееся у Матфея и Иоанна ( Мф.21:45; 27:62 ; Ин.7:45; 11:47 ), можно воспринимать как указание на то, что первосвященники не принадлежали к партии фарисеев. Хотя между фарисеями и саддукеями имелись серьезные вероучительные различия, в политических вопросах они часто выступали как единомышленники (можно вспомнить ремарку Иосифа Флавия: «когда они занимают правительственные должности... то саддукеи примыкают к фарисеям, ибо иначе они не были бы терпимы простонародьем» ). 285 В резко отрицательном отношении к Иисусу и желании расправиться с Ним саддукеи и фарисеи были едины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2:6).    Собрашася вкупе. По-еврейски: сговорились в собрании совещательном... Перевод LXX: συνηχθησαν επι το αυτο. Халдейский перевод: associate sunt una- вступили в сообщество и союз. Симмах: και υπαρχοι συσκεπτονται ομοθυμαδον. Начальники совещаются единодушно, чтобы, действуя поодиночке, не замешкаться или не оказаться слабыми и не потерпеть неудачи — се, сговорились действовать заодно, основали общество. (Еврейское слово: иасад — в этом смысле два раза встречается: у Ис. 44:28,— об основании Киром храма в Иерусалиме,— и в Исх. 9:18 — об основании или начале земли Египетской (Пс. 101, 26, 81:5)ю К этому можно подвести и другое значение, какое может иметь слово сие, если производить его от сур, arcanum,— секрет, тайна, именно — совещаться тайно о каком-либо деле, установить свои о нем понятия и виды и средства и таким образом воодушевить и подкрепить себя на дело. (В таком смысле, кроме сего места, оно встречается еще в (Пс. 30:14).) Как основание есть начало и главная часть здания; так и совещание есть как бы идеальное построение дела, по которому должно вестись потом оно и при самом исполнении. Исполнение сего пророчества очевидно в неоднократных совещаниях против Христа (Ин. 9:22): о взятии Его лестью (Ин. 11:47-53); о вопросах Ему (Мк. 12:13; Мф. 22:34-35); о пресечении распространения Евангелия (Деян. 4, 15-17, 5:33); об изыскании ложных свидетельств (Мк. 14:55); а потом — в определениях римского сената и указов императоров.    На Господа. Вот на Кого направили стрелы свои! Вот на Кого вооружились все и всеми силами и способами! На Того, Кто есть Господь всяческих (Иегова Сый),— от Коего все получило свое бытие и без Коего ничто не существует и существовать не может! Таков Бог в нераздельной Триипостасности естества, но здесь, может быть, разумеется преимущественно Бог Отец, так как о Боге Сыне, Мессии, тотчас прилагается слово. Подразумевать здесь и Духа Святого дают повод очевидные противления Ему иудеев, и Господом обличенные, и Апостолами замеченные (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

14 Глаза… исполнены любострастия: краткое изречение, означающее тех, «кто с вожделением смотрит на женщину, с которой хочет вступить в развратную связь». В переводе Филлипса это звучит так: «Их глаза не могут смотреть на женщину без вожделения». Им не достаточно согрешить самим, они должны «прельстить» и других, т. е. совратить их с пути истинного (ср.: Рим. 1:32 ). Сыны проклятия (букв, «дети проклятия») – евр. идиома (ср.: 1Пет. 1:14 ). Они отвергли Христа, Единственного, кто мог искупить их, освободив от проклятия. 15,16 Валаам – классический пример лжеучителя, который уводит людей с праведного пути. В Чис. 22 – 24 показано, как Валаам тратил время, чтобы пророчествовать против Израиля в угоду Валаку. В конце, после неудачных словесных попыток погубить Израиль, он стремится сделать это в моральном плане ( Чис. 31:16 ; ср.: 25:1–9; Отк. 2:14 ). Валаам – прототип лжеучителя, который ищет награды или популярности, убеждая людей в том, что нужно снизить высокие требования Бога. Петр здесь расширяет пример, который приводится в Иуд. 11 . Поведение Валаама называется безумным, потому что оно противоречит здравому смыслу. 17 Безводные источники: создают обманчивое впечатление наполненности. Слово мглы может относиться к непостоянству лжеучителей: их учение колеблется под действием разных веяний (ср.: Еф. 4:14 ). Эта фраза может также указывать на их неспособность оросить «освежающим дождем», который они обещают излить, или на нечто, лишенное смысла и лишь заслоняющее свет. Мрак вечной тьмы: это образ адского мрака (см.: ст. 4). 18 Надутое пустословие (пустое хвастовство): эти словом обозначают того, кто пытается представить себя большим, чем есть на самом деле. Уловляют (в ст. 14 то же слово переведено как «прельщают»). Лжеучителя часто прельщают своим учением новообращенных, которые еще не укоренились в вере. 19 Эти учителя освобождают от обязательств служить Христу и возрастать в Нем (ср.: 1:3–11). Поступая так, они упускают из виду, что такого рода свобода возвращает к узам прежнего греха (ср.: Рим. 6 и Ин. 8:31–36 ). 20 Этот стих относится либо к учителям, либо к их жертвам, а возможно, и к тем, и к другим. См. примечание к слову «познание» в 1:2. Хуже может относиться к словам Иисуса в Мф. 12:45 и Лк. 11:26 , хотя иногда здесь усматривают связь с Лк. 12:47,48. 21 Лучше бы: вследствие того, что отвергли пути Божьи во Христе, у них нет пути спасения (ср.: Евр. 6:4–8; 10:26–31 ). Пути: см. коммент, к ст. 2. Правды: здесь подчеркивается нравственный результат следования за Христом. 22 Первая пословица встречается в Прит. 26:11 , а вторая, вероятно, взята из внебиблейского источника – древней истории Ахикара (History of Ahikar). He исключено, что Петр также имеет в виду Мф. 7:6 . 3:1–16 Напоминание о пришествии Господа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

    5:5. Иудаистская традиция гласит, что нарушительница супружеской верности мгновенно умирала, как только выпивала горькую воду, смешанную с землей из скинии (Чис. 5); в позднейших преданиях рассказывается о раввинах, которые испепеляли взглядом нерадивых учеников. Истории о возмездии, осуществляющемся чудесным путем, встречаются не только в Ветхом Завете (напр.: Чис. 16:28—35; 4 Цар. 2:24; 2 Пар. 26:16—21), но и в греческой традиции.     5:6. У евреев было принято хоронить людей в тот же день, когда они умерли, хотя жена обычно знала о погребении мужа (5:7). Вероятно, у Анании и Сапфиры не было родовой гробницы, поскольку большую часть своей собственности они передали церкви.     5:7—11. Ветхий Завет (напр.: Втор. 21:21) и позднейший иудаизм (Свитки Мертвого моря, раввины и др.) предписывали за некоторые преступления смертную казнь, чтобы другие «устрашились» (ст. 11); таким образом, это наказание служило сдерживающим средством.     5:12—16 Чудеса продолжаются    Хотя чудотворцев среди древних учителей было немного, лишь о наиболее выдающихся из них дошли сведения, что они совершали чудеса, подобные тем, что приписываются здесь «апостолам, причем эти сведения относятся к позднейшему времени. В источниках, близких по времени к указанным учителям, чудеса обычно связываются с богами, обитающими в храмах (об отношении первых христиан к языческим богам см. в 1 Кор. 10:20).     5:12. О «притворе Соломоновом» см. в 3:11 и в коммент. к Ин. 10:23.     5:13. Местоимение «никто», по-видимому, относится к неверующим, а не к христианам (2:42,47) (в отличие от некоторых греческих философских школ, напр, школы Пифагора, где только избранные считалисьдостойными приблизиться к учителю). Многие неевреи посещали «синагогу и верили в Бога Израиля, хотя и не были полностью обращенными в иудаизм и не соблюдали предписаний еврейского закона (см. коммент. к 10:2); возможно, здесь подразумевается подобная группа «посторонних» евреев, которые с уважением относились к последователям Иисуса, но еще не обратились в христианскую веру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Следующий запрет встречается только у Луки: никого на дороге не приветствуйте. Ввиду того, что контекст запрета обнаруживается в Мф, он скорее всего представляет опущенную Матфеем часть их общего с Лукой источника. Для понимания этой заповеди надо знать, что многословные и занимающие немало времени приветствия на Востоке представляют собой особое искусство и социально значимую церемонию. В виду наступающего Суда над миром ученики должны оставить восточное равнодушие ко времени и ценить всякую минуту, которая может быть употреблена для исполнения возложенной на них миссии. Приветствие при входе в незнакомый дом мир дому сему, наоборот, предписывается ученикам (10:5). Обычай приветствия со стороны входящего и слова приветствия соответствовали повседневной практике, поэтому в заповеди совершать то, что и так все делают, надо искать более глубокий смысл. Слово мир неотделимо от содержания Благой Вести, ибо означает пришедшее спасение (Ин 14:27; Деян 10:36), и обычная формула приветствия означает здесь не пожелание, но дар, который может быть принят или отвергнут. Выражение сын мира могло означать ‘мирный, миролюбивый человек’ или ‘человек, предназначенный для мира, удостоенный мира’; конечно, здесь имеется в виду второе. Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому — участь Содома (Быт 19) превратилась в поговорку, ср. Ис 1:9–10 и раввинистическое изречение “народ содомский никогда не восстанет вновь”; если у содомлян нет надежды, тем меньше ее у жителей городов, отвергнувших Евангелие. Хоразин более нигде не упоминается в Писании (кроме параллельного места у Матфея) и обычно отождествляется с нынешним городком Керазе в трех милях севернее Тель Хума. Тир и Сидон — приморские города, которые устойчиво ассоциировались с языческим миром; в ВЗ Тир часто упоминается как город, заслуживший Божию кару (Ам 1:9–10; Ис 23:1–18; Иер 25:22; 47:4; Иез 26–28). Вретище ( ‘власяница’), сотканное из козьего волоса, считалось траурной одеждой (Откр 6:12; 11:3); пепел — также знак траура, им посыпали голову или садились в него (Иов 2:8; Иона 3:6), о сидении на рубище и пепле в знак траура см. Ис 58:5; Есф 4:3. Прототип изречения о Капернауме — царь Вавилонский в образе Люцифера, говорящий взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и приговор ему — низвержен в ад, в глубины преисподней в Ис 14:13–15.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Ты — мой Врач единый! Гниение души несчастной исцели и, как повязками с елеем и вином, меня Ты уврачуй делами покаянья и умиления, и слез моих ручьями. Лк.10:34, 17:12–20 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Тебе, как хананеянка, зову: помилуй, Сын Давида! Как кровоточивая, касаюсь края риз Твоих и плачу над собой, как Марфа и Мария над телом Лазаря. Мф.9:20, 15:22 . Ин.11:33 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Слез потоки льются пред Тобой и, словно миро из сосуда, их проливаю на Твою главу; с мольбой к Тебе взывая, как блудница, прощение прося. Мф.26:6–7 . Мк.14:13 . Лк.7:37–38 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О милосердный Спасе! Есть ли тот, кто более, чем аз, грешил перед Тобой? Прими мое Ты покаянье! Прими того, кто в страхе, но с любовью вопиет: «О милостивый Боже! Ты меня помилуй!» Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Аз — творение Твое, помилуй и, как Пастырь, Ты отыщи меня, заблудшего! Спаси от волка лютого и приведи на пастбище овец Твоих, Христе! Пс.118:176 . Лк.15:4–7 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О милостивый Спасе! Когда, как Судия, воссядешь на Престол, тогда явлена будет всем слава неприступная Твоя. О какой ужас, какой страх объемлет всех! Ибо воочию увидят пещь горящую, и вострепещут, и восплачут на Страшном праведном Суде Твоем, Христе! Мф.25:31, 41:47 . Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. О преподобная Марие! Матерь Света Невечернего тебя и просветила, и освободила от мрака низменных страстей. Ты восприяла Света благодать! Так просвети и тех, кто с верой славит твой славный подвиг веры и любви. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. О мати преподобная! Божественный Зосима, как ангела, узрел тебя во плоти! И, затем, на чудо сие новое взирая, со трепетом Христа воспел! Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас! Ты, о Андрее, и Крита — похвала, и покаяния учитель, и слава преподобных! Ты можешь к Богу смело обращаться! Молюсь тебе: молитвами твоими, да разорву навек аз узы все греха. Слава: О Отче безначальный! О Сын собезначальный! О Ты, Утешитель благой и Душе правый! О Ты, Родитель Слова Божьего! О Слово безначального Отца! О Дух живой и зиждущий! О Троице единая! Помилуй днесь меня!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Со времен Ирода совершенно прекратились бывшие до тех пор у иудеев в обычае наследственность и пожизненность первосвященнического достоинства. Ирод и его преемники, равно как и римляне, назначали и низлагали первосвященников по своему произволу, и большей частью теперь первосвященники оставались в своей должности только непродолжительное время, так что от 37 по 68 год по Р. Х. Флавий насчитывает двадцать восемь первосвященников (по году с небольшим на каждого первосвященника). Анна, или Анан, сын Сифа, был из них девятым; в первосвященническое достоинство он был возведен Квиринием, первосвященствовал в течение всего только семи лет (7–14 гг.), а потом был лишен своей должности Валерием Гратом. Среди иудейского народа он пользовался большим уважением и имел значительное влияние даже и после своего низложения, так что все пять сыновей его впоследствии были возведены в первосвященническое достоинство. Во время производства суда над Иисусом Христом действительным первосвященником был зять его Иосиф Каиафа (около 18–36 гг.), сам же Анан, или Анна, до этого времени уже более двадцати лет как не занимал этой должности, он имел только первосвященнический титул, место и голос в верховном совете ( Мф.26:3, 57 ; Ин.11:49, 18:13 и др.). Впрочем, фактически в делах синедриона ему еще принадлежало решающее значение. И это понятно. Когда Валерий Грат лишил Анана его первосвященнического достоинства, он возвел на его место сначала Измаила бен Фабия, а затем сына его Елеазара и, наконец, зятя его Каиафу; но священническая партия не придавала важного значения этому низложению, так как оно в глазах строгих блюстителей закона было недействительным и даже святотатственным. Тем не менее если, по Иоанну (18:13 и далее), Иисуса Христа привели сначала к Анне, то на это следует смотреть только как на дело вежливости и особенного уважения к личности бывшего первосвященника, а на происходившее в его доме – лишь как на частный и предварительный допрос; а что Анна часто упоминается прежде Каиафы ( Лк.3:2 ; Деян.4:6 и др.), то причина этого заключалась исключительно в его влиятельности как прежде бывшего первосвященника, пользовавшегося народным доверием, и как тестя действительного первосвященника Каиафы. Каиафа, двенадцатый первосвященник со времени вступления на престол Ирода Великого, подобно тестю своему, был саддукей, одинаково коварный и беззастенчивый, как и Анна, но обладавший меньшей силой характера и воли. Высокомерный и деспотический первосвященник Анания (47–59 гг.) был именно тем лицом, пред которым должен был защищаться апостол Павел ( Деян.23 ). Последний из иудейских первосвященников Фаниа, или Фанас, из знатного священнического рода, как мы сказали уже, был возведен в первосвященническое достоинство народом уже во время иудейской войны (67–68 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

3:1–18 Поклонение идолу или смерть Автор книги стремится показать тесную связь между сном Навуходоносора и золотым истуканом, которого он приказал соорудить на поле Деире (1). Истукан, по–видимому, представлял самого царя (ср.: 2:38: Ты – эта золотая голова). В таком случае, тот факт, что истукан весь был сделан из золота (скорее всего, имел покрытие из листового золота), в отличие от виденного во сне (2:31–33), указывает на болезненно самолюбивую реакцию Навуходоносора на объяснение Даниила (2:44–45). Семь раз настойчиво повторяется, что Навуходоносор поставил истукана (ст. 1, 2, 3, 5, 7, 12, 14). Царь, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу (2:37), использовал все это лишь для собственного прославления. И в этом ключ, вскрывающий поверхностность исповедания им Бога (2:47). Огромные размеры истукана (90 футов высоты и 9 футов ширины) требовали хорошо укрепленного фундамента. Две особенности повествования подчеркивают нарастающее напряжение послания. Во–первых, это повторение в ст. 2–3 списка чиновников, а в ст. 5, 7, 10 – списка музыкальных инструментов. (Цитры и симфонии, вероятно, греческого происхождения, что указывает на обширное влияние греческой культуры.) Тем самым создается эффект присутствия. Сама церемония имела религиозный характер и, вне всякого сомнения, оказывала сильное воздействие на чувства ее участников. Что касается трех еврейских юношей, то они сознавали, что богослужение – это поклонение истинному Богу «в духе и истине» (ср.: Ин.4:24 ; Рим. 12:1–2 ). Во–вторых, это ярко выраженная природа конфликта между земным городом и градом Небесным. Выбор между идолопоклонством и смертью (4–6). Речь идет не только об исполнении заповедей Божьих ( Исх. 20:4–6 ), но и о поклонении человека, сотворенного по образу и подобию Божьему ( Быт. 1:26–27 ; Еф. 4:24 ; Кол. 3:10 ; ср.: Мф. 22:20–21 ), творению человеческих рук. В этих обстоятельствах вера Седраха, Мисаха и Авденаго сияет ярче пламени, пылающего в печи ( Евр. 11:34 ), и служит мощным свидетельством верности слову Божьему ( 2Кор. 4:11,136,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

§ 395. Христианам должно с молитвою и благодарением пищу принимать. 1) Христианам должно знать, что все: пища, питие, одеяние и прочее есть Божий дар. Как, желая коснуться чужого добра, просим у хозяина дозволения, иначе считается хищением и воровством, когда чужого касаемся без воли хозяина, так тем более должно просить благословения у Бога, когда хотим пищи и пития касаться, ибо все Божие есть, а не наше. Посему повелено нам, как нищим и убогим, просить: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», а без этого надобно опасаться, как бы и нам Бог не посчитал хищением, когда Его добра без благословения Его касаемся. 2) Апостол говорит: «освящается пища словом Божиим и молитвою» ( 1Тим 4:5 ). 3) С благодарением должно пищу принимать, ибо этот дар от Бога, всех благих Подателя, подается нам, как поет Псалмопевец: «Очи всех на Тебя, Господи, уповают, и Ты даешь им пищу благовременно; открываешь руку Свою, и насыщаешь все живущее по благоволению Твоему» ( Пс.144:15–16 ). 4) Христиане не так должны пищи, пития и прочих благ Божиих причащаться, как делают язычники, которые, не зная Бога, всех благ Подателя, не просят у Него этих благ и не благодарят Благодетеля, хотя Он их и питает, как Своих людей, но должно им верою у Бога всего, и насущного хлеба, просить, и, получая, благодарить от сердца Благодетеля. 5) Христос, Сын Божий, и словом нам это, повелевая, заповедал молиться: «Отче! хлеб наш насущный даждь нам днесь», и примером Своим показал, как написано: " Воспев (после последней Вечери), пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ; см. еще места св. Писания: Ин.6:11 ; Мф.14:19 ; Мк.6:41 ; Лк.9:16 ). Также и о первых христианах повествуется, что, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» ( Деян.2:46–47 ). То же должны и нынешние делать, если не хотят быть Богу неблагодарными и ложными христианами. Примечай здесь, христианин, что здесь говорится о хлебе, который без обиды ближнего снискивается, а не о таком, который воровством, хищением, лихоимством, лихвою или процентом, лестью, лукавством и прочею неправдою ищется. Ибо на такой хлеб, как беззаконно снисканный, бесстыдно и беззаконно и благословения просить у Бога, Который «возненавидел беззаконие» ( Евр.1:9 ). От такого хлеба и от снискавшего его удаляется благословение Божие, но вместо того приходит проклятие, подвергающее его вечному осуждению как законопреступника. И такой есть ложный христианин, поскольку явно противится заповеди Божией: «не укради» ( Исх.20:15 ), и заповедавшему Богу не покоряется. Также, если хотим принимать пищу и питие с молитвою и благодарением, как от руки Божией подающей, то должно беречься в употреблении их погрешить излишеством, как выше сказано. Нет также благословения Божия пище и питью, употребляемым ради обжорства, пьянства и бесчинной роскоши. Но одной умеренности, когда она приносит плоды от благословенных трудов и во славу Божию, посылается Божие благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010