13. Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании, и опасно, чтобы кто либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная о каком духе разуметь написанное; то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым. Ибо как Христом (Помазанным) называется Аарон, и Давид, и Саул, да и другие называются христами, между тем как один есть истинный Христос: равным образом, поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святый; ибо многому дается наименование духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и сей дышущий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша сие, чтобы не почесть тебе одного вместо Другого, по причине одинакового наименования. О душе нашей говорить Писание: изыдет дух его, и возвратится в землю свою (Пс. 145, 4). И о сей же душе говорится в другом месте: созидаяй дух человека в нем (Зах. 12, и). Об Ангелах говорится во Псалмах: творяй Ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Пс. 103, 4). И о ветре говорится: духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския (Пс. 47, 8), и: якоже в дубраве древо духом восколеблется (Пс. 47, 5). И в другом месте: огнь, град, снег, голоть, дух бурен (Пс. 143, 8). О добром учении сам Господь говорить: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6, 63), то есть, они духовны: Дух же Святый не изрекается языком. Он имеет жизнь, как Премудрый, дает силу говорить, и Сам беседует. 14. И хочешь ли знать, что Он беседует и говорит? Филипп, по откровению Ангельскому, пошел путем, ведущим в Газу, в то время, когда Евнух ехал. И рече Дух Филиппу: приступи и прилепися колеснице сей (Деян. 8, 29). Видишь? Дух говорить слышащему. И Иезекииль говорит так: нападе на мя Дух Господень, и рече ко мне: сия глаголет Господь (Иез. 11, 5). И в другом месте: рече Дух Святый к находившимся в Антиохии Апостолам: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2). Видишь? Что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает и со властию посылает. И Павел говорить: точно, яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя: яко узы и скорби мене ждут (Деян. 20, 23). Ибо сей благий освятитель Церкви и помощник и учитель Дух Святый, Утешитель, о Котором сказал Спаситель: Той вы научит всему, (не сказал: научит только) но и воспомянет вся, яже рех вам (Ин. 14, 26); ибо не иное учение Христово, а иное Духа Святого, но одно и то же. Предвозвестил Павлу имеющее с ним случиться: чтобы он, узнав сие наперед, был благодушнее. Сие сказано для того, чтобы объяснить слова: глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть, чтобы, то есть, ты не почел сего Духа простым изречением уст, но добрым учением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

В по-късно време става символ на вечните мъки, на мъчението на осъдените, като адския огън «дето червеят им не умира, и огънят не угасва» ( Марк 9:44 ). В този смисъл думата геена е използвана постоянно от Господ, сама или с добавката огнена (ср. Мат. 18.8, Лук. 16:14 , Мат. 5:29–30, 10:28, Марк. 9:43–45 , Лук. 12:6 , Мат. 5:22, 18:9, Марк. 9:47 , Иак. 3:6 ). Виж също ад. Гений на императора – почитане гения на императора; своеобразен култ към обожествяване приживе на римския император, чрез което се целяло постигането на духовно единство в Римската империя. Този култ бил задължителен за всички граждани и поданици на империята. Генисарет, «Генисаретската земя» – неголяма област северозападно от Генисаретското езеро (наричано още Тивериадско езеро). Св. Георги Софийски Нови (св. Георги Кратовски) – светец, мъченик за Христа. Родом от гр. Кратово, Македония. Съден от турците в София, той твърдо отстоявал вярата си. Св. Георги намерил смъртта си на кладата през 1515 година. Църквата чества паметта му на 11 февруари – деня на мъченическата му смърт. Извън речника: Св. Георги Софийски Нови. Св. патриарх Герман Цариградски – борец за светите икони. Живял и бил ръкоположен за епископ на град Кизик в Мала Азия. Заемал Константинополската катедра от 715 до 730 година. Извън речника: Св. Герман Константинополски.. Гетсимания, Гетсиманската градина (Гефсимания, Gethsemane, The Garden of Gethsemane; Мат 26:36, Мк 14:32 , Лк 22:39 , Ин. 18:1 ) – название на свещеното за християните място в подножието на Елеонската гора около Йерусалим, където с големи душевни страдания и до кървава пот се молил нашият Господ преди кръстната Си смърт, и където произнесъл изкупителната Си първосвещеническа молитва (Мат. 26:36–46, Марк 14:26–42 ; Лук. 22:39–46 , Иоан 18:1 ). Св. евангелисти наричат Гетсимания «място, село», а св. Йоан Богослов описва Гетсимания като градина с маслинени дървета. В нея Господ често се усамотявал с учениците Си (Лука 22:39). Там Той в последните дни от земния Си живот бил предаден от Юда Искариотски (Мат 26:36) и арестуван в присъствието на молещите се с Него ученици след Тайната вечеря. В Гетсимания са погребани родителите на Пресвета Богородица – праведните Иоаким и Анна, св. праведни Йосиф Обручник и Божията Майка, а през IV в. над погребалната пещера е бил построен храм в памет на Успението Й. Днес Гетсимания е с квадратна площ, обградена със стена, а в градината има все още древни маслинени дървета. Извън речника: Елеонската гора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   13. Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании, и опасно, чтобы кто либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная о каком духе разуметь написанное; то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым. Ибо как Христом (Помазанным) называется Аарон, и Давид, и Саул, да и другие называются христами, между тем как один есть истинный Христос: равным образом, поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святый; ибо многому дается наименование духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и сей дышущий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша сие, чтобы не почесть тебе одного вместо Другого, по причине одинакового наименования. О душе нашей говорит Писание: «изыдет дух его, и возвратится в землю свою» (Пс. 145:4). И о сей же душе говорится в другом месте: «созидаяй дух человека в нем» (Зах. 12:1). Об Ангелах говорится во Псалмах: «творяй Ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» (Пс. 103:4). И о ветре говорится: «духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския» (Пс. 47:8), и: «якоже в дубраве древо» духом восколеблется (Пс. 47:5). И в другом месте: «огнь, град, снег, голоть, дух бурен» (Пс. 143:8). О добром учении сам Господь говорит: «глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» (Ин. 6:63), то есть, они духовны: Дух же Святый не изрекается языком. Он имеет жизнь, как Премудрый, дает силу говорить, и Сам беседует.    14. И хочешь ли знать, что Он беседует и говорит? Филипп, по откровению Ангельскому, пошел путем, ведущим в Газу, в то время, когда Евнух ехал. «И рече Дух Филиппу: приступи и прилепися колеснице сей» (Деян. 8:29). Видишь? Дух говорит слышащему. И Иезекииль говорит так: «нападе на мя Дух Господень, и рече ко мне: сия глаголет Господь» (Иез. 11:5). И в другом месте: «рече Дух Святый» к находившимся в Антиохии Апостолам: «отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их» (Деян. 13:2). Видишь? Что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает и со властию посылает. И Павел говорит: «точно, яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя: яко узы и скорби мене ждут» (Деян. 20:23). Ибо сей благий освятитель Церкви и помощник и учитель Дух Святый, Утешитель, о Котором сказал Спаситель: «Той вы научит всему», (не сказал: научит только) но и «воспомянет вся, яже рех вам» (Ин. 14:26); ибо не иное учение Христово, а иное Духа Святого, но одно и то же. Предвозвестил Павлу имеющее с ним случиться: чтобы он, узнав сие наперед, был благодушнее. Сие сказано для того, чтобы объяснить слова: «глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть», чтобы, то есть, ты не почел сего Духа простым изречением уст, но добрым учением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3533...

Все, здесь изложенное, составляло предмет наших академических чтений, с самого вступления нашего на академическую кафедру, – сначала по частям и вне системы, при объяснении отдельных мест Нового Завета, в виде экскурсов, – а в последние годы – в виде систематического обозрения основных понятий Нового Завета. Поправки. (Страницы корпусом, строки петитом и сверху страниц). 3 28 после: взаимоотрицающие – опущено: себя. 4 5 надо: «нового». 2 1– 22 Посланий. 6 19 философа. 20 наиболее. 9 8 вм. к надо: по. 27 «более». 12 39 прим. вм. политичность надо: эгоистичность. 13 8 Дан. 18 11 духе 24 35 дополнить: Ср. 2Пет.3:5–7 , – где Логосу усвояется миротворение и миропромышление, – ср. наше «Бог – Слово и воскресение Христово» стр. 9 сл. 26 13 вм. вражденных надо: враждебных. 33  20 Наполняющего. 38  25 оправдание (. 39  3– 4 последовательное движение... состоящее. 40 25 надо: 10). 27 надо: ( Рим.41   10 приб. Мф.5:48. 45 8 вм. была надо: было. 47 53 вм. Симон надо: Симона. 48 10 вм. оδ надо о. 38 authentici. 44 οκοδομεται. 3 Подпись Вундта на известном послании германских профессоров в защиту зверства Вильгельмовщипы может быть рассматриваема как временное и случайное падение добросовестности научного сознания в узкую политичность национального политиканства. 4 Замечательно в Новом Завете различие терминов γαϑν добро, благо – в нравственно-религиозном смысле и αλν – хорошее, прекрасное – в практическом и эететеческом: Мф.26:10–24 , – 1Кор.7:1,8,26 , – 9:15 др. мн. У греков термины не только не различались строго, но даже объединены были в одном составном слове αλογαϑα. He различаются и в Еврейской Библии и у LXX; евр. перев. и γαϑς и αλς. Столь же примечательно, что русский язык объективную – γαϑν и субъективную – μακαρισμς сторовы Добра обединяет в терминах от одного корня: благо и блаженство. 5 Агнцем, взявшим грех мира ( Ин.1:26–30 , – Деян.8:32 , – иску­пителем людей от суетной (греховно-плотяной и смертной) жизни, переданной от отцов (прародителей согрешивших) своею драгоценною кровью Агнца непорочного и чистого, предназначенного прежде сложения мира, но явившегося в последние времена для людей, уверовав­ших чрез Hero в Бога, воскресившего Его из мертвых и давшего Ему славу, чтобы у них (людей) была вера и упование на Бога ( 1Пет.1:18–21 ). На евр. и греч. жертва значит заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ин.19:5-6. Изыде же Иисус вон, нося тернов венец и багряну ризу. И глагола им: се Человек! Егда же видеша Его архиереи и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни!    Показал Господа всех нечестиво поруганным и издевательствами солдат невыносимо тяжело оскорбленным, надеясь, что несколько удовлетворится и прекратится необузданная ярость иудеев даже и от одного столь жалкого и бесславного зрелища. Но они оказались столь далекими от того, чтобы сказать или сделать что человеколюбивое по отношению к Нему или проникнуться милосердным настроением, что, превзойдя даже зверскую свирепость, устремились к еще большему злу, с более горячею настойчивостью стали требовать Его осуждения и вынуждали предать Его самой постыдной казни. В самом деле, какое наказание может быть столь жестоким, как распятие на дереве? Но, как кажется, одним только наставникам иудейским премудрейший Евангелист усвоил начало столь великого нечестия. В самом деле, заметь, с какою тщательною точностью говорит: «Когда же увидали Его архиереи и слуги, возопили, говоря: распни, распни!» Между тем как простой народ хотя немного стесняется зол, причиненных Христу, — быть может, он припоминал совершенные Им чудеса, — они и даже первые начинают обвинение и возжигают ярость подчиненного им народа к беззаконным жестокостям. Поэтому истинно сказанное Богом о них у пророков: «Потому что обезумели пастыри и Господа не взыскали, посему не уразумело все стадо и рассеялись» (Иер.10:21). И истинно это слово. Так как не получали руководства от вождей к познанию Христа находившиеся в положении стада, то есть простой народ, то и погиб и впал в гибельное безрассудство по отношению ко Христу.    Действительно, пусть исследует кто-либо начало этого нечестия, и он усвоит его начальникам иудейским. Ведь у них вначале было нечестивейшее совещание (Ин.11:47-53) — они подкупили предателя священными деньгами и уговорили продать Его им (Мф.26:14-16, пар.); они присоединили отряд воинов к служителям и повелели связать Его, как бы одного из бесчестнейших разбойников, они привели Его к Пилату и, видя Его подверженным бичеванию и преданным поруганиям от всех, увеличили свою ярость и издавали слова неизмеримой злости. Их цель была убить владыку виноградника, ибо они думали, что безопасно завладеют наследством Его (Мф.21:38, пар.) и, как скоро был бы устранен Христос, опять будут начальствовать и получать почести от всех. Но, как Псалмопевец говорит, «Обитающий на небесах посмеется им и Господь поругается им» (Пс.2:4), ибо не осуществилось ни одно из намерений их, но положение дел, вопреки их желаниям, приняло совершенно противоположное направление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

«Защитительные слова…» посвящены опровержению иконоборческой аргументации и подробному изложению богословских оснований иконопочитания. С этой целью И. Д. обращается прежде всего к разъяснению понятий «образ» (εκν) и «почитание» (προσκνησις). Рассуждая об «образе», он дает его определение ( Ioan. Damasc. De imag. I 9. 3-6; III 16. 2-5), указывает цель его существования (Ibid. III 17, 25) и выделяет 6 его видов: естественный (φυσικ) образ (Ibid. III 18); Божественный замысел (ννοια), в соответствии с которым сотворены все вещи (Ibid. III 19); человек как образ Божий (Ibid. III 20); видимые знаки невидимых вещей (Ibid. III 21); ветхозаветные прообразы новозаветных событий (Ibid. III 22) и напоминания о прошлом (Ibid. III 23). Кроме этого И. Д. поясняет, что может быть изображено, а что - нет и как изображение возможно (Ibid. III 23 sqq.). Обращаясь к понятию «почитание» (προσκνησις - в рус. переводах обычно «поклонение»), И. Д. выделяет его особый вид - почитание с поклонением (κατ λατρεαν),- подобающий одному Богу (Ibid. III 28. 2-4) и отличающийся от различных способов почитания тварных существ и вещей (Ibid. III 33-40), и указывает на необходимость строго различать эти 2 вида почитания (Ibid. I 4. 4-6, 37-45; I 8. 76-87; I 14; III 41. 16-54). Важным пунктом, разделяющим позиции иконоборцев и иконопочитателей, было понимание теми и другими характера отношения образа к первообразу. И. Д. разъясняет этот вопрос, указывая на тесную связь одного с другим (Ibid. I 36. 1-4) и следующую из нее возможность поклонения образу Того, Кто достоин поклонения (Ibid. I 16. 4 sqq.; II 21. 5 sqq.; III 16. 5 sqq.), а также на присутствие в образе силы и благодати Того, Кто в нем изображен (Ibid. I 36. 4-6; 47. 19 sqq.; II 14. 20, 34; III 55, 90-91, 113). Обращаясь к аргументам иконоборцев, к-рые они выдвигали против иконопочитания, И. Д. рассматривает и опровергает требование духовного, нематериального культа, основанное на Ин 4. 24 (Ibid. I 36. 7-31; 11, 12. 23-35, 21, 25); тезис о неизобразимости Божества как основание для отказа от иконопочитания (Ibid. I 4. 62-85; 51. 1-3; 55; 67. 16-19; II 5; 10. 12-77; 19. 7-9); указание на ветхозаветный запрет делать изображения (Ibid. I 12; 15. 17-30; 21. 79-93; II 14. 35-45; 20. 15-16, 19-23, 31-36; III 4-9; 11. 10-19; 23. 8-10; 26. 2-18; 36. 3-7) и поклоняться им (Ibid. I 8. 76-84; 14. 7-19; 27. 3-18; II 12. 2-19; 14. 22; 22. 1-4; III 10. 35-39; 26. 2-45; 34. 28-32; 36. 4-7; 37-39); представление об иконопочитании как о «новшестве», якобы не имеющем оснований в Свящ. Предании (Ibid. I 21, 23, 25, 33, 60; II 6, 7, 10, 16, 18, 20; III 11, 41, 68), и утверждение, что иконопочитание является возрождением языческих традиций (Ibid. II 10. 48-92).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Все ли грешники подвергнутся в одинаковой степени мучениям? Нет. Как в царстве блаженной жизни будут разные степени блаженства, по мере добрых дел каждого: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ); и еще: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41–42 ) — так и в области адских мучений будут разные степени наказаний. Соразмерно грехам своим одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель Христос, когда сказал: Раб, же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ); так же о фарисеях: Поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они приимут тем большее осуждение ( Лк.20:47 ); отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому , который не послушает проповеди апостолов ( Мф.10:15 ), и  Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам  — Хоразину и Вифсаиде ( Мф.11:22 ). Апостол Павел ясно проповедовал, что на всеобщем суде праведный Судия воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ). Согласно с Писанием Свв. Отцы и Учители Церкви проповедовали, что будут различные роды мучений для грешников. Так, преп. Ефрем Сирин на вопрошения христолюбцев: все ли грешники пойдут в одну муку или мучения будут различны? — положительно ответствует: «Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть ад, где пребывают грешники, и дно адово — самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится ( Притч.5:22 ). И как есть разности в грехах, так есть разности в мучениях. И как есть различие наказаний здесь, так и в будущем веке: то есть иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница. Те, которые осквернили себя ересью, услышат: Нечестивый… не будет взирать на величие Господа ( Ис.26:10 ). Живущие во вражде между собою, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час суда найдут себе неумолимое осуждение и, как ненавистные, будут посланы в кромешную тьму и нескончаемый огонь, потому что пренебрегли легкой заповедью Господней, которая гласит: любите друг друга ( Ин.15:17 ) и отпущайте до семьдесят крат седмерицею ( Мф.18:22 )» 27 .

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

8. Предвидел ли Иисус Христос предательство Иуды? И если предвидел, то почему избрал его в число Апостолов? Евангелисты не оставляют сомнения в том, что Иисус не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце ( Ин.2:25 ), и потому часто проникал в сердца и помышления Своих слушателей – и тем более мог постигать склонности ближайших учеников Своих и предвидеть их действия ( Мф.26:31–35 ). Само избрание Апостолов сделано Иисусом уже во второй год Его служения – то есть после того, как ученики Его достаточно ознакомились с учением Его и были подготовлены к делу, для которого избирались – и сделано было после продолжительной и без сомнения горячей молитвы Богочеловека к Отцу Небесному. Если же, при всём том, в лик Апостолов включён был и сын погибели, то, как догадываются некоторые, сие было попущено было Отцом Небесным, по особому некоему смотрению, чтобы тот крест Голгофский, который суждено было Ему некогда понести, не оставлял Его всю жизнь и был перед очами Его в лице одного из ближайших учеников и спутников Его, Присутствие сего ученика вблизи Богочеловека должно было исторгать из любящего сердца Его болезненные вопли к Отцу Небесному и о том, чтобы мимо прошла чаша страданий, ожидающих Его, и о спасении сына погибельного ( Ин.17:12 ); присутствие Иуды при Иисусе было как бы обоюдоострым оружием, которое проникало в сердце Иисуса и возмущало радости Его, испытываемые им от веры учеников и обращения грешников. Нагорная проповедь ( Мф.5, 6 и 7 главы; Лк.6:17–49 ) Со времени избрания Апостолов Иисус Христос начинает ряд нравственных бесед, которые служат кодексом Его нравоучения и, по всей вероятности, не раз повторялись Им перед избранными учениками и перед народом, то как особые нравственные поучения, то как выводы из Его притчей и длинных бесед (Сравните: Мф.6:14,15 ; Мк.4:21 ; Лк.11:33 ; Мф.5:18 ; Лк.16:17 ; Мф.5:29 ; Мк.9:43,45,47 ). На равнине одного возвышенного холма, носящего ныне название Горы блаженств, Иисус Христос, окружённый Своими учениками и народом, собравшимся не только из Иудеи, Галилеи и Переи, но и из 10-градия ( Мф.4:25 ) и даже из приморских мест Тира и Сидона ( Лк.6:17 ), и скорбя о нём, как о не имущем пастыря ( Мф.9:36 ), предлагает ему учение и новые заповеди – лучшие и высшие, нежели заповеди Закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«Сам Господь изначала сотвори человека, и остави его в руце произволения его: аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения. Предложил ти огнь и воду, и на неже хощеши, и простреши руку твою: пред человеком живот и смерть, и еже аще изволит, дастся ему» ( Сир.15:14–17 ). Внешнее исполнение закона по букве не могло бы назваться «жизнью», если бы оно не одухотворялось внутренним настроением исполнителя. Очевидно, область свободы заходит далее границ внешней юридической праведности, касаясь отчасти и настроения. «Второзаконие» от свободных нарушителей закона отличает людей, любящих закон и принимающих его к сердцу (4:9, 23, 6:5, 6, 8:1). Естественному человеку приписывается свобода иметь или не иметь сердце, расположенное к исполнению заповедей Божиих (5:19). Закон в своих требованиях возвышался до глубокой нравственной настроенности человека, и фактически она проявлялась в естественных добродетелях человека. «Отпущаются греси ея многи, яко возлюби много» ( Лк.7:47 ), говорит Спаситель грешнице. Очевидно, может быть и естественная любовь, любовь же – прежде всего настроение, а не внешнее дело и внешний поступок. Разграничение естественного и духовного добра или, по терминологии протестантов, гражданской свободы от свободы in rebus spiritualibus лишь относительно и не исключает возможности деятельного, до некоторой степени, конечно, участия в последних. Творческим, благодатным фактором ( Иер.31:18 . Иез.11:19 . Мф.19:26 , 2Кор.5:17 . Еф.2:1, 5, 8, 10 . Кол.2:13 , Флп.2:12 ) не исключается естественный фактор в обращении человека, состоящий в активном участии самого человека, почему в других местах Писания обращение называется делом самого человека, а необращение ставится ему в личную вину ( Мф.3:7 , Ин.5:40 . Деян.3:19. 9,35. 26:18 . 2Кор.6:2 , 2Фес.1:9 и др.). Человек не совершенно пассивен в деле своего спасения, но и сам отчасти содевает его чрез свободное восприятие благодатного слова и сознательное отвращение от греха. Благодать идёт навстречу естественной решимости человека (притча о блудном сыне – Лк.15:11–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Александр Север в своей моленной поставил с изображениями Авраама, Орфея, Аполлония Тианского и лик Христа Спасителя. Неизвестно, каковы были черты этого лика». Евангелие, конечно, вернейший источник сведений о Господе нашем, но оно даже учение и чудеса Господни изображает немногословно, а о внешности Спасителя говорит весьма кратко. Из показаний евангелистов можно узнать, или вернее вывести, очень немногое, именно: что внешним образом Господь не отличался от Своих учеников, или вообще от галилеян ( Мф.26:69–75 ); что, будучи кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ), Он иногда одушевлялся во время беседы и тогда говорил со властию, так, как никто из людей говорить не может ( Ин 7:44–47 ), а в обыкновенное время говорил тихо, опустя очи ( Лк.6:20 ), может быть, от этого казался старше Своих лет ( Ин.8:57 ). По Воскресении внешний вид Его настолько изменился, что и ученики Его иногда не узнавали ( Мф. 7:17 ; Лк.24:16 ; Ин.21:12 ). Вот все, что можно узнать из Евангелия. На памятниках древнехристианского искусства Господь Иисус Христос изображался разным образом. Первоначальный образ представления, самый древний – это символически. Спаситель изображался в виде рыбы ( χθυ’ς), в виде креста, в виде агнца, в виде доброго пастыря, несущего на плечах заблудшую овцу, в виде Орфея, игрою на лире укрощающего зверей... К не менее глубокой древности относится господствующий ныне обычай изображать Христа в длинном хитоне, с длинными волосами и небольшою раздвоенною бородою. Г. Муравьев в «Римских письмах» и Мартиньи упоминают об иконе II века, на которой Спаситель изображен сходно с ныне принятым подобием. Она находится в римских катакомбах Каллиста, и снимок приложен в сочинении Мартиньи. На других древних памятниках, а именно христианских гробницах (саркофагах) Господь изображается также довольно сходно с нынешним: в длинном хитоне и мантии, со свитком, жезлом, крестом или ключами в руках, но не в зрелом возрасте, а юным, безбородым и кудрявым. Обычай изображать Христа в этом последнем виде сохранялся еще до Х века, как видно, например, на мозаиках базилики святого Марка в Венеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010