49:16). Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам? 5. Итак, путем покаяния. сделаем себя достойными (причащения Святых Таин); лучше же сказать: путем покаянных дел, принесем себя Могущему сделать из недостойных достойными; и таким образом с надеждой и непостыждающей верой приступим, помышляя не только о видимом, но и о невидимом. Потому что Сей Хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества; и являя это, божественный Павел сказал: «Обновил есть нам путь новый и живый завесою, сиречь плотию Своею» (Мф. 10:19–20), и ею жительство наше возводится на небо: потому что там пребывает Сей Хлеб; и мы входим в истинная Святая Святых благодаря в непорочности принесенной жертве Тела Христова. «Да приступаем, братие, истинным сердцем во извещение веры» (Мф. 10:22). Называется же Св. Причастие «Тайнами» по той причине, что это — не только то, что мы видим, но и — нечто духовное и непостижимое; потому что это именно и говорит Господь: «Дух есть иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» (Ин. 6:63); если же ты смотришь только на то, что явно — видно, то никакой пользы ты не приобрел; если же взираешь на дух, т. е. предлежащий Сей Хлеб видишь духовным образом, то, причастившись, ты оживотворишься. Потому что Он — «не гиблющее брашно, но Брашно пребывающее в живот вечный» (Ин. 6:27), Хлеб истинный, Который сходит с неба, живой и дарующий миру жизнь (Ин. 6:33); не вкушающий от Него не будет жить; вкушающий же будет жить во век, не только воскреснув, но и избежав наказания (муки) и получив вечнующее царство. Так, вот, об Этом Хлебе не только во время Тайной Вечери Господь сказал Своим Ученикам, но и открыто уча в синагоге, ясно предвозвестил, говоря: «Хлеб, егоже Аз дам вам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин. 6:51); и затем: «Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный» (53). О, чудо! Ах, какое величие любви, которую Бог богато излил на нас! Возродил нас Духом, и мы стали единый дух с Ним, как говорит Павел: «Прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем» (1 Кор. 6:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В евангельских повествованиях, как и в Ветхом Завете, небо является местом, откуда люди слышат голос Божий. Когда Иисус, крестившись от Иоанна, выходил из воды, «се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ; Мр.1:11 ; Лк.3:22 ). В момент Преображения те же слова звучат из облака, то есть, опять же, с неба ( Мф.17:5 ; Мр.9:7 ; Лк.9:35 ). В другом случае, когда Иисус прервал обращенную к иудеям речь, чтобы обратиться к Богу с молитвой: ответ Отца пришел с неба ( Ин.12:28 ). Небо, согласно Евангелиям, является жилищем не только Отца, но и Сына. О Себе Иисус говорит как о «сшедшем с небес» ( Ин.4:13; 6:38 ). Он называет себя хлебом, «который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин.6:33,50–51,58 ). Первосвященнику на суде Он говорит: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ; Мр.14:62 ). По окончании Своей земной миссии Иисус на глазах учеников вознесся на небо ( Лк.24:51 ; Деян.1:9 ) и воссел одесную Бога ( Мр.16:19 ). И пока ученики еще смотрели на небо, им явились два ангела, которые сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). Богатейшую семантику понятий «небо» и «небеса» следует учитывать при рассмотрении как молитвы «Отче наш», так и других евангельских текстов, где говорится об Отце Небесном, Царстве Небесном, о Сыне, сшедшем с небес. В этом словоупотреблении не следует видеть лишь архаизм, требующий метафорического толкования. Духовное и материальное и в жизни современного человека не полностью разделено. Оно может быть разделено в философском дискурсе, но на практике феномены духовной жизни по-прежнему остаются привязанными к материальным предметам и явлениям. Писатели древней Церкви делали четкое различие между небом материальным и тем «небом», которое метафорически выражает духовную реальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 3 Игумения Каллиста, настоятельница Казанского монастыря в 1865-1867 гг. Переведена из Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, где была настоятельницей 23 года. См.: Зеленецкий А.Ф., прот. Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь. Краткий исторический очерк с фотографическими снимками. Казань, 1910. С. 102-103; Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С. 33-34. 4 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 91-93; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. Казань: Типография Императорского ун-та, 1879. С. 100-101. 5 См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 93. 6 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 7 См.: Ключевская Е. П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии. Вып. 1 (22). 2012. Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. С. 158 8 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 51 об., 52. 9 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 87. Д. 1. Л. 13 об., 14. 10 См.: Малов Е.А, свящ. Историческое описание церквей г. Казани. Вып. 1. Казань: Типография Императорского ун-та, 1884. С. 184. 11 Малов Е. А., свящ. Указ. соч. С. 103. 12 См.: Зеленецкий А. Ф., прот. Указ. соч. С. 134. 13 См.: Ключевская Е. П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI - начало XX века. СПб.: Славия, 2009. С. 43.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

breves tractatus ad aedificafionem ecclesiae pertinentes); 5) толкование на притчи Соломона и 6) на евангелие (по Иерониму). Под последним сочинением, кажется надо разуметь все четвероевангелие, так как Иероним в De vir. ill. 25 говорит вообще о комментарии на евангелие, а в epistola ad Algas. 121:6. Migne XXII. 1020: Theophilus Antiochenae ecclesiae septimus post Petrum apostolum episcopus, qui quattuor Evangelistarum in unum opus dicta compingens ingenii sui nobis monumenta reliquit, haec super hac parabola ( Лк. 16:1 сл.) in suis commantariis est locutus et cet. Известный с именем Феофила латинский текст четырех книг комментариев или аллегорий на четвероевангелие начинается толкованием четырех символов евангелистов (человека, льва, орла, тельца) применительно к началу каждого евангелия (Матфея, Марка, Иоанна и Луки). Затем первая книга содержит краткое толкование на Евангелие Матфея: родословие (сравнивается с родословием Луки) и рождение Господа (1 гл.), поклонение волхвов, избиение Вифлеемских младенцев, поселение св. семейства в Назарете (2 гл.), явление Иоанна Крестителя (3 гл.), искушение Господа в пустыне (4 гл.), потом нагорная беседа (5–7 гл.), исцеление слуги капернаумского сотника (8 гл.). – затем: 9:15–17:20:24–25:37; 10:16:23, 27:29, 30; 13:44–47; 14:13–38; 18:8–12; 19:30 (тут и Ин. 2:2 ); 11:16–17; 12:1:10, 13:20, 29:32, 42; 13:31:32, 44; 14:19:23, 24:36; 15:22–27; 17:26; 13:55; 14:3–11; 18:22–24; 17:1–2 ( Лк. 9:28–29 : Преображение); 19:24; 20:1–16; 21:18–37; 22:23–33; 24:7–16:18, 19:20, 36:40, 41; 25:1–11:15; 21:2 сл. ( Лк. 19:30 . Мк. 11:8 : Торжественный вход Господа в Иерусалим); 26:32 сл. Мк. 14:36 , Ин. 18:10 (Тайная вечеря и взятие Господа); 27:51 ( Мк. 15:17–36 ; Лк. 23:43 ); 28:1, Ин. 20:17 ; Лк. 24:5 . Вторая книга содержит изъяснительный обзор на места из евангелия Марка: 1:2–6:13; 2:3–5:11; 4:20:37–39; 5:2:3, 9; 5:12:22–25; 6:34–37:31, 39 ( Лк. 19:12 сл. Мф. 25:21 сл.); 7:35; 5:41 ( Ин. 11:33–38, 39 ; Лк. 7:14 ). Евангелие Луки (книга третья): 1:15; 3:8:9; 8:16; 11:33; 9:28–29:33; 10:13 ( Мф. 15:24 ); 7:12–15; 10:30–36; 12:16:80.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исключительное благовестие для человеческого рода: Причащение – это святое таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина приемлет Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, соединяется с Ним, получает прощение грехов и залог вечной жизни. Это святое таинство установил Сам Спаситель на Тайной вечере. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и дал Своим ученикам, сказав: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Затем взяв чашу, возблагодарил Бога и дал им, говоря: Пиите от нея вси. Сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ; ср. 1Кор.11:24–25 ). Это святое таинство по своей безмерной важности составляет сущность самого главного христианского богослужения, святой Литургии. На ней принесенные хлеб и вино призыванием (эпиклезой) и действием Святого Духа освящаются и пресуществляются в Тело и Кровь Владыки Христа. Ко святому таинству Причащения может приступить каждый член Православной Христовой Церкви, каждый православный христианин: от грудного младенца до старца. Ибо в нем человеческое существо соединяется с Самим Спасителем. Соединившись с Ним, человек живет Им и Его вечной жизнью. Спаситель Сам сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь имать живот вечный... Ядый Мя, и той жив будет Мене ради ( Ин.6:55, 54, 57 ). Имея в виду Святое Причащение, Спаситель именует Себя хлебом Божиим... который сходит с небес и дает жизнь миру ( Ин.6:33 ), хлебом жизни, к которому приходящий не будет алкать ( Ин.6:35 ), хлебом, сходящим с небес, хлебом живым, дарующим причастнику бессмертие и вечную жизнь ( Ин.6:50–51 ). Так как в святом таинстве Причащения причастник приемлет само Пресвятое Тело и саму Пречестную Кровь Господа Иисуса Христа, то ему необходимо приготовление к этому святому таинству. Приготовление совершается постом и молитвой, ибо пост и молитва очищают душу от всякого греха и скверны. При этом человек должен, испытывая себя, покаянием очистить свою совесть от грехов. Лишь будучи так подготовленным, человек может достойно причаститься. Если же он приступит ко святому Причащению неподготовленным – то навлечет на себя страшное прещение. Об этом говорит святой апостол Павел: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2. Патрология 51. Св. отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского Творения. Издание 2-е исправленное и дополненное (под редакцией проф. А.П. Шостьина). Части 1-я и 2-я. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. 472 стр. и 494 стр. (Отдельное приложение 1902 года). 52. Св. отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Творения. Издание 2-е исправленное и дополненное (под редакцией проф. А.П. Шостьина). Части 3-я и 4-я. —9— Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. 524+II стр. и 480 стр. (Отдельное приложение 1903 года). 53. Св. отца нашего и исповедника Евстафия Епископа Антиохийского Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу сестер его. Перевод Н.П. Кудрявцева, под редакцией М.Д. Муретова. 1908, II, 7–8, 1–14. (В приложении). 54. Св. отца нашего Ефрема Сирина Творения. Издание 4-е. Части 1-я и 2-я. Сергиев Посад, 1895. 77+404 и 430+2 стр. (Отдельное приложение 1911 года). 55. Св. отца нашего Аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом Христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические. Издание 3-е, исправленное. С предисловием и под редакцией С.И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911. XI+1+435+X+1+87. С изображением святого. (Отдельное приложение 1910 года). 56. Св. отца нашего Кирилла Архиепископа Александрийского толкование на Евангелие от Иоанна. Книги четвертая, пятая и шестая ( Ин.6:38–10:17 ) (Творений св. отцов том 66-й и часть 13-я Творений св. Кирилла). Перевод и примечания М.Д. Муретова. 1902, I, 1, 1–16; 3, 17–32; II, 5, 33–48; 7–8, 49–64; III, 9, 65–80; 11, 81–96; 12, 97–112; 1903, I, 1, 113–128; 3, 129–144; II, 5, 145–160; 7–8, 161–176; III, 9, 177–192; 11, 193–208; 1904, I, 1, 209–224; 3, 225–240; II, 5, 241–256; 6, 257–272; 7–8, 273–288; III, 11, 289–304; 12, 305–320; 1905, I, 1, 321–336; 2, 337–352; II, 7–8, 353–384; III, 9, 385–400; 10, 401–416; 1906, I, 2, 417–432; 3, 433–448; 4, 449–464; II, 7–8, 465–501 и титул. (В приложении). 57. Св. отца нашего Кирилла Архиепископа Александрийского толкование на Евангелие от Иоанна. Книги седьмая, осьмая, девятая и десятая ( Ин.10:18–16:13 ) (Творений св. отцов том 69-й 2519 и часть 14-я Творений св. Кирилла). Перевод и примечания М.Д. Муретова. 1906, III, 9, 1–16; 1907, I, 1, 17–32; II, 5, 33–48; 6, 49–64; 7–8, 65–80; III, 9, 81–96; 10, 97–112; 11, 113–128; 12, 129–144; 1908, I, 1, 145–160; 2, 161–176; 3, 177–192; 4, 193–208; II, 5, 209–224; 6, 225–240; 7–8, 241–256; III, 9, 257–272; 10, 273–288; 11, 289–304; 12, 305–320; 1909, I, 1, 321–336; 2, 337–352; 3, 353–368; 4, 369–384; II, 5, 385–400; 6, 401–422 и титул. (В приложении).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Прилагательное, которое Новоселов здесь использует, можно более точно перевести на английский как theurgic ( теургический). 11 Там же, 7. Новоселов был горячим и бескомпромиссным сторонником афонского движения имяславев (там же, lii – предисловие Полищука). 19 Хомяков не проводит такой параллели, хотя она могла бы подтвердить его интуицию, выраженную в следующей цитате. 21 Как показывает В.М. Лурье в своем комментарии (Хомяков, Сочинения, т.2, 352), даже столь близкий к Хомякову его единомышленник, как Гиляров-Платонов, не мог уверовать в то, что для Хомякова было ключевым, а именно: в небесную природу православной Церкви на земле, при том что во всех остальных пунктах он с Хомяковым соглашался. Различие между существующей в истории и несуществующей идеальной Церковью, проводившееся Гиляровым-Платоновым в пику Хомякову, позже, как считает Лурье, было подхвачено Вл. Соловьевым. 23 Как признается Новоселов, он смог принять и сделать собственной эту мысль только после долгого ее обдумывания и проверки на личном опыте, так как именно противоположный взгляд (который теперь казался ему странным, противоречащим интуиции и абсурдным) был «распространен в современном “христианском” человечестве» (там же, 9-10). 26 См., напр., Serge Bolshakoff, The doctrine of the unity of the church in the works of Khomyakov and Moehler (London : Society for promoting Christian knowledge, 1946); Louis Bouyer, The Church of God: Body of Christ and Temple of the Spirit, Charles Underhill Quinn, trans. (Chicago, Ill.: Franciscan Herald Press, 1982), 96 27 Климент Александрийский, Педагог, ed. O. Stählin, rev. U. Treu,1.46.2-3. Климент так истолковывает Ин 6.32-33, 51 28 Именно это тело тождественно, с одной стороны, тому, которому причащаются в Евхаристии, а с другой – мистически понимаемой Церкви: «”Прилепляющийся к Господу есть один дух [с Ним]”(1 Кор 6.17), “тело духовное”», (1 Кор 15.44)» (Климент Александрийский, Строматы, ed. O.Stählin, rev. L. Früchtel and U. Treu [далее Строматы], 7.8 Строматы 8.3); то есть, “святая Церковь” ( τ δ σμα τοτο πνευματικν, τουτστιν γα κκλησα…[ Str 7.87.4]). Ибо «[Христос] есть хлеб небесный и духовная пища» (ср. 1 Кор 10.3).... “И хлеб, который Я дам, есть Моя плоть” (Ср. Ин 6.51), Он говорит -- конечно, тому, чья плоть питается Евхаристией. Или вернее сказать, эта “плоть” есть то самое “тело Его”, которое есть Церковь (Кол. 1.24), ... благословенное собрание» (Климент Александрийский, Извлечения из Фeoдoma,ed. O.Stählin, rev. L. Früchtel and U. Treu [далее Извлечения], 13.1-4, ср. англ. перевод Кэйси ( The Excerpta ex Theodoto of Clement of Alexandria, R.P. Casey, trans. and notes. London: Christopher, 1934). Я следую Франсуа Саньяру ( Extraits de Théodote,F. Sagnard, introduction, trans. and notes. Paris: Cerf, 1948) в атрибуции этого и других фрагментов, входящих в Извлечения, Клименту.

http://bogoslov.ru/article/2957641

разъяснять их. На вопрос учеников: „почему в притчах говоришь им?“ Господь отвечал: „потому что вам дано знать тайны царства небесного, а тем не дано, ибо кто имеет, дастся ему и преумножится, а кто не имеет, и что имеет, отнимется у него; потому в притчах им говорю, что видя не видят и слыша не слышат и не разумеют; и исполняется с ними пророчество Исаии, говорящее: слухом услышите и не уразумеете, и взирая не узрите и не увидите, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слушали, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и ушами не услышат, и сердцем (не) уразумеют и (не) обратятся, и (не) исцелю их“ ( Мф.13:10–17,34,35,51 ср. Мк.4:11 сл. 33–34; Лк.8:10 ). Точно также тайну Своих страданий, смерти и воскресения Господь ясно открывал ученикам, что ученики хотя и не понимали, но верили Своему Наставнику ( Мф.16:21 дал. 17:9; Лк.9:44–45 ). Напротив, неверовавшей толпе и фарисеям, книжникам, законникам и священникам Господь открывал эту тайну прикровенным образом и в загадочных словах, например о разрушении храма и тридневном восстановлении его (Ин.:19–22), о ядении плоти и питии крови Сына Человеческого ( Ин.6:43–60 ), о знамении Ионы пророка ( Мф.12:39–40 ). Для учеников этот прикровенный язык Христа не имел существенно-необходимого значения, ибо им сообщалась тайна в прямой и ясной речи, коей они хотя и не разумели, но были преданы Господу и верили в Него. Неверовавший же народ и его руководители, хотя также не понимали прикровенных слов Христа, однако ж таинственность их вызывала в них невольный страх ко Христу, заставляла их невольно повиноваться Ему (при изгнании торгашей из храма, при взятии Господа Ин.2:14 сл. 18:6: 8) и преждевременно не налагать на Него своих рук ( Ин.7:25,30–32 сл. 44 др.). Такое же устрашающее значение для неверия имели и некоторые таинственно-символические чудеса Христа – потопление свиней и иссушение смоковницы, как знамения неизбежной гибели всего нечистого и бесплодного, то есть язычества и иудейства. Таинственность всегда имеет в себе нечто устрашающее. Эта таинственность лица и учения Христа служила для неверов и врагов Его тем,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Узкий путь есть путь смирения, послушания, терпения, кротости и отвержения самого себя, то есть воли своей. Широкий путь есть путь гордости, непослушания, нетерпения и самолюбия. Этот к аду, тот к небу ведет. Избирай, каким хочешь идти путем: или узким и низким к небу, или широким и высоким к аду. А третьего в святом Писании не видим. т. 3, с. 120.] Знаешь ли, христианин, что делают мореплаватели во время великой бури? Тогда они, не имея надежды к спасению, бросают якорь в глубину морскую и закрепляют его в земле, чтобы таким образом корабль и себя с кораблем спасти; чем и спасаются от потопления. Так подобает делать и христианам, которые в море мира сего в корабле Церкви Святой плавают, и в этом подражать корабельщикам. Когда сатана воздвигает на них бурю искушений, бед и напастей, должны всю человеческую надежду оставлять и прибегать к Богу, сердца свои колеблющиеся и бедствующие утверждать в любви Божией. От любви ли Божией хочет их враг отторгнуть и потопить в глубине грехов и законопреступлений? В любви Божией утверждать кораблик сердца своего должны. В отчаяние ли хочет ввергнуть? В той же любви якорь упования своего и спасения укреплять должны, помня написанное: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3: 16–17) – и держась милостивых Божиих обещаний, утвержденных клятвою Его в укрепление колеблющегося сердца нашего: Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33: 11); и еще: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5: 24); и еще: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6: 47); и еще: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8: 51). В этих непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение мы имеем, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу (Евр. 6: 18–19). т. 3, с. 127–128.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Итак, призыванием «да будет воля Твоя» мы осуждаем свою прошлую греховную жизнь, протекшую по воле диавола, и теперь желаем на земле жить так, как если бы мы жили на небе с добрыми Ангелами, о чем и говорит апостол: Наше бо житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). Поэтому ум наш, как подобный Ангельскому уму, должен приходить в служение, подобно Ангельскому умному служению, в искании совершенства в молитве и богохвалении. Прошением «хлеб наш насущный даждь нам днесь» мы просим у Бога пищи для поддержания телесной жизни внешнего человека в виде вещественного хлеба и иных благ и для души – пищи для внутреннего человека, пищи духовной, что есть слово Божие, святые Таинства, благодать, питающая ведением и созерцанием тайн Божиих. Мы должны прежде всего искать Царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ), поэтому прошение хлеба должно разуметь в более духовном смысле, ибо Христос Бог есть «хлеб наш». Об этом и Сам Господь говорит: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе; аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ). О ядущих же под видом хлеба Тело Христово и пиющих под видом вина Кровь Его Господь сказал, что они в Нем пребывают и Он в них ( Ин.6:56 ). Христос – «хлеб наш» – есть хлеб жизни только для верующих и знающих Отца и почитающих Церковь Сына Его, поэтому бояться надо, чтобы не отпасть от Церкви, не лишиться Тела Христова, святого причащения и жизни вечной. Сам Господь, вразумляя нас, говорит: Аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Мы просим у Бога каждодневно давать нам хлеб наш насущный, то есть имеющий действие на сущность души, над-сущный – высший всех сущностей, каковым есть Хлеб, сшедший с небес, к славе души и тела, чтобы быть причастником будущей жизни и вечных благ. Далее, в пятом прошении «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» мы испрашиваем милосердие Божие. Отпущайте, и отпустят вам ( Лк.6:37 ), – поучает Господь. Он обещает прощение грехов наших, если сами мы, уподобляясь Богу в добродетели, прощаем братьям нашим, то есть, приступая к Благодетелю, бываем сами благодетельны, приступая к Человеколюбцу, бываем сами человеколюбивы, ибо всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть ( 1Ин.3:15 ), который не может достигнуть Царствия Небесного, ни жить с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010