" Матерью Сион назовет (каждый) человек, и Человек родил ся в нем, и Сам Вышний основал его» ( Пс.86:5 ). Что «назовет»? Очевидно вышеуказанные тайны относительно язычни­ков. Но эти тайны, говорит пророк, он узнал не от человека. Для него учителем является Христос, о Котором он возвещает далее: «и Человек родил ся в нем, и Сам Вышний основал его». Че­ловеком и Вышним пророк называет Христа; человеком – ради плоти, Вышним – ради Божества. Дивно и в высшей степени ясно пророк указал здесь на таинство, совершенное Христом в Сионе, – когда Он дал Себя осязать ученикам. Подлинно, в то самое время, когда человек «родил ся в нем», т.е. явился, Сам Вышний основал его, преподав там благодать Отца, и положив в основание Сиона веру в Себя, как Он сам говорит об этом устами Исаии: «вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). «Господь поведает (это) в писании народов и владык, – сих, бывших в нем» ( Пс.86:6 ). Какой Господь? Явив­шийся в Сионе, как человек, основавший его, как Вышний. Он сам повествует «в писании народов», т.е. в списке народов, потому что пророк сказал не об одном народе, чтобы не разумели народа иудейского, а о многих, чтобы указать на язычников. Словами: »и владык, – сих, бывших в нем» пророк указывает на апостолов, по­тому что они в Сионе облечены были в достоинство начальников. Вот тебе доказательство того и другого. Иоанн пишет, что Христос в Сионе сказал апостолам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Ясно, что здесь Христос поставил апостолов на­чальниками, и с такою властью послал их в мир. А Лука пред­ставляет Христа изъясняющим в Сионе таинства: «тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:45–47 ). Так указал Он и на вписание народов, т.е. на избрание язычников. Итак, не простой человек сообщает Сиону тайны, а поведал ему о всех их яснейшим образом человек, который есть Бог и Вышний. Пророк переменяет тон, потому что, оставив лицо Бога, опять заканчивает речь от собственного своего лица, желая показать славу Сиона по самой Его природе. Что же именно говорит он? «Ибо в тебе – жилище всех веселящихся» ( Пс.86:7 ). «Ибо», т.е. как. Пророк удивляется – как и в какой мере веселятся все обитающие в Сионе, когда вспоминают совершенные там чудеса. А обитают там те, кто живет Духом, потому что Сион есть храм Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

76. О Пасхе (22, 1). Мф. 63. Мк. 45. 77 . О споривших о том, кто – больший (22, 24). 78 . О просьбе сатаны (22, 31). Мф. 67. Мк. 47. 79 . Об уничижении (Христа) Иродом (23, 11) 13 . 80 . О плачущих женщинах (23, 27). 81 . О покаявшемся разбойнике (23, 39). 82 . О просьбе (отдать) тело Господа (23, 50). Мф. 68. Мк. 48. Ин. 18 14 . 83 . О Клеопе (24, 13). ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Блаженный Лука был антиохиец родом 15 и прошел всю словесную науку, изучив искусство врачевания тел, а позднее овладел и искусством врачевания душ. Сначала он хаживал за Христом и от Него принял семена благочестия, а позднее соединился с первоверховным Павлом и вошел в особенную близость с ним, став его последователем и спутником, точно так же, как Марк – первоверховного Петра. Некоторые же говорят, а вернее, Ориген 16 , что и Марк и Лука еще прежде креста Владыки были причислены к Семидесяти. А через пятьдесят лет после Вознесения Спасителя по поручению Павла он написал Евангелие к некоему Феофилу, вернейшему и боголюбивейшему, упомянув многое из того, что обошли молчанием другие Евангелисты. (1, 1). Как уже многие взялись 17 составлять повествования о совершенно известных между нами событиях. Он указал на некоторых, хотя и взявшихся за написание Евангелия, но далеко отклонившихся от истины. Ведь говорит он это не о Матфее и Марке, поскольку они не «взялись за написание», а написали. О совершенно известных, то есть достоверно подтвержденных, между нами, то есть истинными учениками Господа, событиях. А это и деяния, и слова, и чудеса, и учения, а попросту говоря, Его жительство во плоти. (1, 2) Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. «С самого начала» чудес и учений. Написав это, он показывает, что сам стал ходить за Ним позднее их. Поэтому он и узнал это от них, бывших с Ним всегда, видевших и слышавших каждое (из этих событий). Говорит же он о Двенадцати учениках. Называет здесь Христа Словом, Которое они увидели благодаря вочеловечению. Наименовал их служителями как бывших в послушании и посланных на проповедь веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11:12 ), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф. 13:24 ); зерну горчичному (см.: Мф. 13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф. 13:33 ); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф. 13:44 ); драгоценной жемчужине (см.: Мф. 13:45 ); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф. 13:47 ); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф. 18:23 ); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф. 20:1 ); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф. 22:2 ). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной. Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф. 5:3 ), изгнанным за правду (см.: Мф. 5:10 ), детям (см.: Мф. 19:14 ), о том, что Царство Его не от мира сего ( Ин. 18:36 ). Обращаясь к ученикам, Спаситель увещевает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12:32 ). Таким образом, Царство Божие уже даровано, уже осуществляется в жизни христиан. Через веру во Христа и следование Его заповедям люди приобщаются к тому Царству Божию, полнота которого будет реализована после Второго Пришествия Спасителя, но которое тем не менее уже незримо присутствует в Церкви, составляя сердцевину ее бытия. Этот опыт раскрывается и в православном богослужении, в особенности в Божественной литургии, которая является не только анамнезисом, воспоминанием о событиях прошлого (Тайной Вечери, страданиях, смерти и воскресении Спасителя), но и причастием будущей реальности 6 . Литургия – это «исполнение Церкви за трапезой Господней в Его Царстве» 7 . При совершении литургии уже реализуется обетование Спасителя: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем». Слова евхаристической молитвы ставят события прошлого, настоящего и будущего в один неразрывный ряд: «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия восставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». Царство Божие – «будущее», но в то же время оно уже даровано, и литургия уже возводит людей на небо, она уже есть «небо на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

45. Злой дух вложил в сердце Евы три главные страсти, – те же самые, которыми он позже искушал Христа Спасителя в пустыне Иерихонской, – дабы изгнать из ее сердца любовь, а именно страсть к земным наслаждениям (похоть плоти), похоть очес и жажду знания мирского, – и все это против Бога и Божией любви. А Иисус твердо отринул искушения (не так, как Ева): «Иди от Меня, сатана!» ( Мф. 4, 10 ). 46. Таков Сын Божий в начале Своего спасительного служения людям. А в конце Иисус говорит ученикам Своим «Идет князь мира сего (т. е. князь всех плотских мудрований и лжи) и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14, 30 ), т. е. ни единой от тех смертоносных страстей. Каково расстояние между Богом и сатаной, таково между любовью и плотскими похотьми. 47. Бог есть Любовь. Только через Бога можно любить творение Божие, и самое отвратительное. Потому первая заповедь гласит: «Люби Господа Бога своего», и только затем: «Люби ближнего своего». Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга. Как порывы теплого ветра, которые уступают место морозу. Даже самого себя человек не умеет любить, не имея любви к Богу. Только в Боге человек может любить себя как тварь Божию. О самолюбии же говорит блаженный Диадох : «Кто любит себя, тот не может любить Бога». 48. Когда Христос давал заповедь: «Люби ближнего своего», Он не имел в виду, как думают многие, что нужно любить только добрых и праведных, здоровых, видных и знатных, но и злых, и неправедных, и больных, и прокаженных, и горбатых, и слепых, и безобразных, и гадких, и отвратительных. Словом, всех тех, которых любил Он и никто другой. А это невозможно человеку, который не любит Бога, и который через любовь к Богу как через небесную призму не простирает любовь свою на все, что Бог создал. Как один из любящих любит не только своего возлюбленного, но и его увечного сродника, и не только его новую шелковую одежду, но и негодную, ветхую. 49. Любовь не есть просто сердечное ощущение. Любовь – царица всех чувств, благородных и положительных. Преподобный Феодор Эдесский говорит: «Любовь с полным правом называется матерью добродетели, главой закона и пророков». Все остальные благородные и положительные ощущения – как бы ее придворные дамы. Потому апостол и пишет Колоссянам, что любовь – совершенство. «Любовь... есть связь совершенства» ( Кол. 3, 14 ). А к Солунянам «Господь да управит сердца ваши на любовь Божию» ( 2Сол. 3, 5 ). Воистину, любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Итак, если псалом обращается к Богу, и Богу помазанному от Бога, то и тут утверждается о Двух Богах [на основании слов: жезл царства Твоего ]. Поэтому и Исайя обращается к Лицу Христа: И Савейцы, люди рослые, к Тебе перейдут и последуют за Тобою со связанными руками, и поклонятся пред Тобою, ибо в Тебе Бог. Истинно Ты — Бог наш и [другого] не знаем, Бог Израилев (Ис 45:14–15) 47 . И здесь [пророк] указывает на Двух Богов, говоря: в Тебе Бог и Ты — Бог , то есть на Того, Кто был в Помазаннике (Христе), и на Самого Помазанника. Кроме того, также и в Евангелии можно встретить слова: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) , то есть Один — Тот, Который был, а Другой — Тот, у Которого был. И имя Господь относится к Двоим: Сказал Господь Господу моему: Седи одесную Меня (Пс 109:1). И Исайя говорит также: Господи! кто поверил слышанному нами, и кому открылась мышца Господня? (Ис 53:1). Ведь он сказал бы: мышца Твоя , а не Господня , если бы не хотел, чтобы тут разумелись Господь Отец и Господь Сын. Да и в [книге] Бытия еще задолго до этого говорится: И пролил Господь на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с неба (Быт 19:24). Итак, либо ты отрицай, что это написано, либо кто ты таков, чтобы не считать, что написанное следует понимать так, как это написано, особенно же то, смысл чего заключен не в аллегориях и притчах, но в четких и простых выражениях? А если ты из тех, кто тогда не поддержал Господа, говорившего, что Он — Сын Божий , и не верил, что Он — Господь, то вспомни, что для таковых было написано: Я сказал: Вы — боги и сыны Всевышнего , и: Встал Бог в сонме богов (Пс 81:6,1) . Итак, если Священное Писание не побоялось назвать богами людей, ставших по вере сынами Божиими , то пойми, что с большим правом оно относит имя Господь к единому истинному Сыну Божию. “Итак, — говоришь ты, — я призываю тебя ныне на основании авторитета этих же Священных Писаний твердо заявить о двух Богах и двух Господах”. Да не будет! Ведь мы, ученики Утешителя, а не человеков, благодатью Божией рассматривая времена и причины [событий, находящихся в] Священных Писаниях, различаем Двоих — Отца и Сына, и даже Троих — вместе со Святым Духом, согласно понятию домостроительства, которое производит [в Боге множественное] число.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Ссылка автора на писанный закон (ст. 37) имеет целью в возможно резкой форме выставить противоречие в религиозных воззрениях Самарян: если бы Самаряне не руководствовались писанным законом, автору не понадобилось бы сопоставление их культа с законами Пятокнижия. Как бы то ни было, Самаряне приняли в свой канон только пять книг Моисеевых (отчасти, Иисуса Навина) и отвергли писания пророков, как позднейшие. Это обстоятельство подтверждает древность и подлинность Пятокнижия и делает вероятным мнение, что на канон самарянский имели влияние древние предания Израильского царства: состав священных книг, унаследованный от Иудеев, должен был быть шире по объёму, должен был заключать в себя и другие книги, которые несомненно существовали до разрушения Израильской столицы (Самарии). Что касается расширения понятия „закона Моисеева“ и распространения его на пять книг Моисеевых, то оно заметно ещё в книгах Паралипоменон, у Ездры и Неемии, а окончательно утвердилось незадолго до Рождества Христова, когда все пять книг стали предметом литургического употребления. Это можно видеть в прологе к книге Прем. Иисуса с. Сирах., у Филона и Флавия, и ещё яснее у писателей новозаветных, которые дают понятие о всеобщих обычаях евреев времени Христа. Из множества сюда относящихся, мест Нового Завета укажем наиболее важные. —87— Иисус Христос говорил ученикам ( Лк.24:44 ), что надлежит исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах; а в другом месте – Иудеям: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (т. е. закон Моисеев). Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, – как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). У апостола Павла находим выражение: Моисей пишет о праведности от закона 3761 , за которым приводится место из кн. Лев.18:5 . Следовательно, И. Христос и Апостолы вполне разделяли господствовавшие в современной им иудейской синагоге убеждения о происхождении Пятокнижия от Моисея и своим авторитетом подтвердили и освятили его для всей христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Магнит отменяет, следовательно, закон тяготения. Пётр. Никто не может сказать, что здесь нарушен порядок природы. Священник. Впрочем, все эти доводы и доказательства возможности чудес излишни, коль скоро мы видим действительно совершившимся хотя бы одно единственное чудо. Что чудеса уже совершились – это признают и язычники, и иудеи, и христиане. Когда христианство стало более и более распространяться, то оно встретило сопротивление со стороны ученых язычников и иудеев. Несмотря на все старания, им не удалось опровергнуть ни одного факта чудес, через которые христианство более и более приобретало себе последователей. Они приписывали чудеса чародейству и влиянию демонов. Когда однажды Иисус изгнал нечистого духа и исцелённый стал говорить, тогда народ пришёл в изумление, а некоторые сказали: «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» ( Лк.11:15 ). Пётр. Стало быть, когда не хотят верить, то стараются оправдать и подтвердить своё неверие благовидным предлогом и ложными основаниями. Священник. Чудеса, которые творил Христос, были настолько очевидны, настолько стояли выше всякого сомнения и подозрений, что язычники и иудеи не осмеливались отрицать их, ибо нашлись бы тысячи людей, которые сказали бы им: «Мы живые свидетели этих чудес, между нами живут ещё люди, которые сверхъестественным образом, через Иисуса, возвратились к своему здоровью после неизлечимой болезни, есть даже такие, которые были воскрешены Им из мёртвых. Когда распространилась весть о том, что Христос воздвиг из мёртвых Лазаря, то все устремились в Вифанию, чтобы видеть, что сотворит Христос». «Многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит» ( Ин.11:45–47 и т.д.). Пётр. Чудесного события они, следовательно, не отрицали. Священник. Но они, может быть, сумели это событие объяснить естественным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Что касается расширения понятия «закона Моисеева» и распространения его на пять книг Моисеевых, то оно заметно еще в книгах Паралипоменон, у Ездры и Неемии, а окончательно утвердилось незадолго до Рождества Христова, когда все пять книг стали предметом литургического употребления. Это можно видеть в прологе к книге Прем. Иисуса с. Сирах., у Филона и Флавия, и еще яснее у писателей новозаветных, которые дают понятия о всеобщих обычаях евреев времени Христа. Из множества сюда относящихся мест Нового Завета укажем наиболее важные. Иисус Христос говорил ученикам ( Лк.24:44 ), что надлежит исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах, а в другом месте – Иудеям: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (т. е. закон Моисеев). Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, – как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). У апостола Павла находим выражение: Моисей пишет о праведности от закона ( Рим.10:5 ), за которым приводится место из Лев.18:5 . Следовательно, И. Христос и Апостолы вполне разделяли господствовавшие в современной им Иудейской синагоге убеждения о происхождении Пятикнижия от Моисея и своим авторитетом подтвердили и освятили его для всей христианской Церкви. В Иудейской внебиблейской письменности первых веков христианской эры есть кое-какие подробности о происхождении Пятикнижия, но трудно определить, составляют ли они отголосок древнего предания или – продукт досужих измышлений Иудейских раввинов, потому что в них, напр., находим сообщение о разделении Моисеем всего Пятикнижия на отделы и стихи, а в некоторых случаях эти сообщения противоречат друг другу. Приведем те из данных Талмуда и Мидрашей, по вопросу о происхождении Пятикнижия, которые в том или другом отношении заслуживают внимания. Раввины находят различие по содержанию и внутреннему достоинству между первыми четырьмя книгами Моисея и Второзаконием, хотя согласно признают их происхождение от Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

О них без сомнения сказал впоследствии и апостол Павел в послании к Колоссянам, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 11:9 ), то есть в плоти Его. И златословесный Иоанн великий, указывая на это, говорил в толкований на Евангелия: «Владычняя плоть исполнена была всех благодатных дарований Божиих, всех даров мудрости, разумения, силы, знамений, всякого действия; и от Его полноты мы все приняли ( Ин. 1:16 ). Ибо с того времени, как те дары в полноте находятся в плоти Владычней, Он черпал из неё, как из вместилища, и давал дары ( Еф. 4:8 ) пророкам и апостолам». И он же опять, изъясняя то же самое в другом месте, говорит: «почиет на нем Дух Божий; тут обозначает сущность самого Духа Святого. А прибавляемое выражает действия Духа, дух мудрости и разумения, и прочие семь благодатных дарований Святого Духа, почивших на теле Владычнем». Ибо как Сын Божий и Бог совершенный, Христос имел от Себя неотлучным Духа святого, не как деиствующего, но как сопутствующего равночестному, по выражению соименного богословию. 44 Потому что исходит от Отца, скажу опять с богословами 45 , и почивает в Сыне, как равночестный и единосущный вечно соприсутствуя, и кому хочет подаемый и посылаемый от Него. А воспринятая Им одушевленная плоть и ипостасно в Нем пребывающая, как совершенный человек, есть начаток перстного смешения, и имеющий освятить Собою и обожить все сродное 46 , чтобы, по боговдохновенному апостолу, как в Адаме все умерли, так и во Христе ожили ( 1Кор. 15:22 ). И еще говорит: если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви ( Рим. 11:16 ). Итак воспринятый и обоженный в нем и осуществованием единородным Сыном Божиим чело- век оный сам в себе (лично), по сказавшим 47 так богословам, принимает всю полноту Божества ( Кол. 11:9 ), все богоприличные дарования Духа, для нас однородных с ним и сродных, как сказано выше. Ибо как непослушанием одного человека, говорит снова великий Павел тем же Римлянам, сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Потом он обратился к Иисусу Христу и исповедал свою веру в Него, как в Мессию: «Помяни мя, Господи», сказал он, «когда придешь в Царство Твое». Господь принял его раскаяние и сказал ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». При кресте Иисуса стояли и преданные Ему люди: Его Пречистая Матерь, благочестивые женщины – Мария Клеопова и Мария Магдалина, любимый ученик Иисуса, Иоанн, и многие другие, веровавшие в Иисуса. Видя Мать Свою, Спаситель знал, как много и глубоко страдает Она. Чтобы утешить Ее, Спаситель, указывая на Иоанна, сказал: «Жено, вот сын твой»; потом обратился к Иоанну со словами: «Вот Мать твоя». Ученик И. Христа понял желание своего Учителя: взял Мать Его в дом свой и до самой смерти Богоматери заботился о Ней, как добрый сын. 86. Смерть и погребение Христа ( Мф.27:45–66 ; Мк.15:33–47 ; Лк.23:44–56 ; Ин.19:28–42 ) В шестом часу дня (по нашему в двенадцатом) сделалась тьма, как ночью, и продолжалась до девятого (третьего) часа. Страдания И. Христа сделались чрезвычайно тяжкими, и Он громко воскликнул: «Или, Или, лима савахфани», т. е. «Боже мой, Боже мой, почто Ты оставил Меня?» Но враги не прекратили своих насмешек: «Илию зовет Он», говорили они. Предсмертная жажда стала мучить И. Христа и Он произнес: «Жажду!» Один из воинов, взяв губку и напитав ее уксусом, воткнул на трость и поднес ко рту Иисуса. Но чтобы не показать своего сострадания к Нему, воин повторил насмешку иудеев. «Постойте, посмотрим, придет ли Илия спять Его». И. Христос вкусил уксус и, зная, что теперь исполнилось все нужное для искупления людей, сказал: «Совершилось» (спасение людей) и вслед за этим громким голосом воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой!» Произнеся эти слова, Иисус Христос преклонил голову и умер. В минуту смерти Иисуса Христа завеса во храме, отделявшая святое святых от святилища, разодралась сверху донизу в знак того, что преграда между Богом и людьми разрушена чрез смерть Спасителя, земля потряслась, камни рассеялись, открылись гробы и многие тела усопших святых воскресли, вышли из гробов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010