Ин.5:23 .  дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Но суд для Христа не был главным Его делом (ср. Ин.3:17 ), а только сопровождающим Его спасительную деятельность. Поэтому если здесь речь идет о почтении, которое люди должны иметь к Сыну, то это почтение должно основываться, конечно, прежде всего, на признании значения Сына как Спасителя всех людей. Сына люди должны чтить так, как они чтят Отца. Не только благочестивые люди, не знавшие, однако, доселе Сына, должны, узнав Его, перенести на Него то почитание, какое они доселе оказывали только Богу, но и неверующие во Христа иудеи, которые полагали, что, отрицая Сына, они воздают этим честь Богу ( Ин.8:49 ), могут под влиянием чудес, совершаемых Христом, уверовать в Него, особенно когда увидят, как Сын воскрешает мертвых (ср. Ин.12:42 ). Кто же будет упорно отказывать Сыну в подобающем Ему почтении, тот должен знать, что этим он будет оскорблять и Отца, Который послал Сына: нельзя в одно и то же время быть и почитателем Бога, и врагом Христа. Ин.5:24 .  Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Воскрешение мертвых Христос отчасти совершает уже и теперь. Есть немало людей мертвых духовно ( Мф.8:22 ; Откр.3:1 ). О них Христос и ранее говорил, что Он послан оживлять их ( Ин.3:14–18, 4:10–42 ). Теперь же Христос говорит, что они не только в переносном смысле мертвы, а на самом деле пребывают в состоянии смерти и только тогда могут восстать от этого смертного сна, когда уверуют во Христа, пойдут за Ним. Очевидно, что Христос не полагает различия между телесной и духовной смертью: ненормальное душевное и физическое состояние – такое же, в какое повергает человека и телесная смерть. С другой стороны, и вечной жизнью уже здесь, на земле, обладает тот, кто принял с верой учение Христа, и такую жизнь этот человек сохраняет уже навсегда (ср. Ин.4:14, 36 ). Из области смерти человек таким образом переходит в область жизни, а в силу этого освобождается и от всякого суда ( «на суд» – ες κρσιν, без артикля) и от того суда, который навлекает на себя сам неверующий своим неверием ( Ин.3:18 ), и от суда последнего, которому подвергнется все человечество по воскресении мертвых (стих 29). Впрочем, освобождение от последнего суда нельзя понимать как совершенное освобождение от обязанности являться на последний страшный суд. Нет, все люди, и верующие в том числе, будут судимы ( Мф.25:33–34 ), но для праведников, верующих во Христа, этот суд не будет иметь такого ужасающего значения, какое он будет иметь для неверующих ( 2Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседы с Никодимом и с самарянкой здесь перекликаются, только там вода и Дух по смыслу разделены, а здесь, наоборот, отождествлены. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, — говорит Иисус про воду из колодца Иакова, — а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей (буквально – αλλομνου, «бьющей ключом») в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). «Вода живая» (Ин. 4, 10) — δωρ  ζν — здесь совсем не природная вода… Слово ζν означает не просто «живая», а « живущая », то есть та, которая живёт. Епископ Кассиан (Безобразов) в своей книге «Водою и кровию и Духом (толкование на Евангелие от Иоанна)» указывает: «Как субъект жизни, «вода живая» есть личность… Для нас важно, что мы получили право толковать δωρ  ζν   в Ин. IV в смысле Божественного Лица Святого Духа». Кульминация беседы Христа с самарянкой, конечно же, выразилась в следующих словах Господа: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24). Эти слова возымели решающее воздействие на дальнейшую историю человечества. Они не отменяют вообще какие-то внешние, «культовые» формы поклонения Богу, без которых и невозможно совсем обойтись человеку как душевно-телесному существу, но просто показывают их относительность и задают правильную иерархию ценностей. В частности, они имею в виду также то, что всякая форма почитания, поклонения, славословия Бога может быть напрасна и не нужна, если она совершается с недолжным расположением чувств и состоянием души поклоняющихся. Интересно также сопоставить слова Ин. 4, 23 с аналогично построенной фразой в Ин. 5, 25: «…наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Обещанное здесь телесное воскресение мёртвых – ещё вовсе не данность в опыте. Ну разве что можно в прообразовательном смысле заключить, что есть в нашей жизни мёртвые, которые погребают своих мертвецов (Мф. 9, 22), как есть и те, кто, как блудный сын из известной притчи, «был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15, 32). Точно так же поклонение Богу в духе и истине – не столько данность, сколько заданность, идеал для каждого христианина, цель и смысл его жизни. Даже самым близким ученикам Иисусу порой приходилось жёстко замечать: «Не знаете, какого вы духа…» (Лк. 9, 55).  Только Бог-Троица как Любовь и совершенное единство в общении внутри Себя самого и может наставить каждого на такое поклонение. Главное – самим не закрываться от воздействия Духа истины в мертвящем законничестве, в неконструктивной ревности об истине, в суетном немирном обличении, выяснении отношений или борьбе против кого-то или чего-то. И плоды такого поклонения известны: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22).

http://pravmir.ru/zhazhdushhuyu-dushu-mo...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Во-вторых, сектанты говорят, что Христово крещение, в противоположность Иоаннову, водному крещению, должно совершаться не водой, а «Духом Святым и огнем», как засвидетельствовал сам Иоанн Креститель, сказав: «я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3,11 ; сн. Мк. 1:8; Лк. 3:16 ; Ин.1:26–33 ). – Но противоположность между крещением Христовым и Иоанновым заключалась не в том, что одно было благодатное духовное, а другое – водное, а в том, что крещение Иоанново только подготовляло людей к принятию Христа, вело к покаянию, т. е. к исправлению греховной жизни ( Мф. 3:1 – 3 ; Лк. 3:3–14 ); Христово же крещение очищает человека от грехов, возрождает его в новую, духовную жизнь и делает наследником царства небесного. Крещение Иоанново не сообщало крещаемым благодати Св. Духа, так как до прославления Христова ни на кого из них, кроме Христа, не сходил Дух Св. ( Ин. 7:39 ); в крещении же Христовом крещаемые получают дар Св. Духа, очищающий от грехов ( Ин. 3:5 ; Деян.2:38; 22:16 ; Тит. 3:5 ), подобно огню, очищающему металлы, почему и называется крещением «огнем». Крещение Иоанново, как подготовительное, с наступлением царства Мессии, потеряло свое значение для каждого человека, так как без него нельзя получить прощение грехов ( Деян. 2:38 ) и войти в царство небесное ( Ин. 3:5 ). 553 Несмотря на такое различие, Крещение Христово, подобно Крещению Иоаннову, должно совершаться в чувственной воде, так как Сам Установитель этого таинства повелел совершать его «от воды и Духа» ( Ин. 3:5 ). В-третьих, сектанты говорят, что под крещением нужно разуметь страдания, так как в Писании они называются иногда крещением: «можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь...чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» ( Мф. 20:22–28 ); «крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится» ( Лк. 12:50 ), сказал Иисус Христос. – Правда, в приведенных местах под крещением разумеются страдания Христа и Его учеников, но отсюда не следует, что вездне в Св. Писании это слово означает страдания или мучения, так как в некоторых местах, напр., Ин. 3:23 , никак нельзя понять его в этом смысле, а в других, при таком понимании, получаются несообразности вроде того, напр., что Спаситель велел апостолам мучить все народы, когда сказал: «идите, научите все народы, крестя их»... ( Мф. 28:19 ), и что Сам Он с апостолами мучил людей в Иудее, где «жил и крестил» ( Ин. 3:22 ). Несомненно, что некоторые из св. мучеников, напр., Александр (память его 9 июля) и др. не приняли водного крещения, так как были замучены до крещения и мученическая смерть была для них крещением; но это крещение особенное, исключительное и не может быть обязательно для всех, крещение же, установленное Христом, необходимо для всех верующих, – без него спастись нельзя. Поэтому первое не исключает второго. 554

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Все искусство и культура до Христа пребывали в распоряжении сатаны. И сегодня наблюдается то же самое, как некогда у языческих народов. Посему знай, о Феодул, что искусство и культура в целом какой бы то ни было эпохи не имеют самостоятельной ценности: все их значение кроется в божестве, которому они служат. И заметь, что ни в одном из этих помпезных языческих святилищ не явился Спаситель мира, предреченный Мессия, но [родился Он] в вертепе ( Лк.2:7 ). Впрочем, оный вертеп подземный и сумрачный, скромный и незамысловатый, все-таки во многом привлекательнее и внушительнее всех языческих пагод и храмов. Ведь в начале сотворения мира создал его Тот, Кто и родился в нем. Неизменна эта пещера и прочна, как мир, а между тем языческие пагоды и кумирни, сколь бы громадными и причудливыми они ни были, подтачиваются тленом времени и, если их подстоянно не подпирать, дремотно клонятся к своему падению и смерти. Вифлеемская же пещера и поныне такова и та же самая, какой была она 2000 лет назад, – безмятежна и постоянна, как Гималаи и Арарат. Ибо она дело рук Божиих, а не человеческих. В этом отдревле исконном Божием храме, старейшем всех прочих рукотворенных алтарей и прочнейшем всех их, в этом загоне для овец и ягнят, явился Тот, Кто сильнее людей, крепче мира и могущественнее айда и всех адских сил и всех зол. Феодул мой, явился Бог . Сын Божий, или Бог от Бога. Да смолкнут все доводы человеков и да оцепенеет слово в устах моих, Феодул. Внемли Его свидетельству, Его слову: Я сошел с небес ( Ин.6:38 ). Я пришел во имя Отца Моего ( Ин.5:43 ). Дабы все чтили Сына, как чтут Отца ( Ин.5:23 ). Я не один, но Я и Отец, пославший Меня ( Ин.8:16 ). Свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня ( Ин.8:18 ). Не принимаю славы (в серб.: свидетельства. – Пер.) от человеков ( Ин.5:41 ). Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне (в серб.: Отец, пославший Меня, свидетельствует о Мне. – Пер.) ( Ин.5:37 ). Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня (в серб.:... но есть Истинный, пославший Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

5) О ниспослании Святого Духа Ин.14:16–17:20 . «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас...». Объясн. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31:14:30 , таковы представители этого мира – иудеи, говорившие о Христе, что в Нём бес: Мф.12:24 ; знающими Духа истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святого Духа через слово Господа: Ин.15:3 . Действие Святого Духа было ещё предуготовительно: Ин.7:39 , и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святого Духа: Деян.2:1–4 . 6) О жизни по духу Гал.5:25 . «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны». Объясн. Ходить духом – значит обнаруживать в жизни своей те качества, кои суть плод духа: ст.22–23. Жизнь духовная – неистощимый источник утешений; но утешения эти не даром достаются: Лк.21:19 ; Евр.12:1 . Флп.4:5 . «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». Объясн. Возбуждая в филиппийцах радость о Господе, апостол просит быть кроткими, не заботиться ни о чём, но всё испрашивать молитвой у Бога и для пребывания в мире с Богом соблюдать всё, чему они научились у апостола: ст.4–9. Для страдальцев за Христа близость к Господу была признаком скорого окончания их страданий: Флп.1:23 . 7) О жизни вечной Мф.19:16 . «И вот некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Объясн. «Чтобы иметь жизнь вечную», необходимо соблюдать заповеди, слушать слово Иисуса Христа и веровать в Пославшего Его: Ин.5:24 ; кто будет веровать и креститься, спасён будет: Мк.16:16 , и при правой вере необходимо провождать добродетельную жизнь: 1Пет.2:12 . Мк.10:40 . «А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.5:33 .  Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Ин.5:34 .  Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Ин.5:35 .  Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Хотя Христос мог бы сослаться и на свидетельство, на то, что о Нем Иоанн Креститель высказался как «об истине» (т.е. сказал, что Христос есть истинный Мессия) перед посланными от Синедриона ( Ин.1:19–23 ), тем не менее Он этого не делает, потому что Иоанн как человек не мог дать решающего свидетельства о Христе. Если Христос и упоминает о свидетельстве Крестителя, то только в интересах Своих слушателей, чтобы дать им возможность воспользоваться всякими средствами к достижению спасения, которое Христос, очевидно, не считает для них невозможным. «Он был светильник». Это образное описание лица и деятельности Иоанна Крестителя напоминает собой то, что сказано в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова об Илии пророке ( Сир.48:1 ). Может быть, также Христос этим напоминал слушателям и пророчество Малахии о том, что перед пришествием Мессии должен выступить как Его предтеча пророк Илия ( Мал.4:5–6 ). Христос хочет сказать, что Иоанн Креститель имел такую же ревность о славе Божией, как и Илия. Выражение «был» ( ν) указывает на то, что общественная деятельность Крестителя уже окончилась в то время, когда Христос говорил эту речь. «Вы хотели малое время порадоваться...». Вместо того чтобы воспользоваться проповедью Иоанна для собственного обращения на истинный путь, иудеи только услаждались сознанием того, что среди них после долгого промежутка времени снова появился великий пророк, перед которым трепетали и цари. Да, для иудеев этот светильник, теперь уже потухший, светил напрасно! Ин.5:36 .  Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. Ин.5:37 .  И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но «живот вечный, который дал Отец в Сыне Своем», не есть дар внешний и не юридическая передача или ввод во владение на основании юридической правды, а дар внутренний, нравственно-индивидуальное всыновление через Иисуса Христа, есть «имение» в себе каждым верующим Сына Божия: «..живот вечный, – говорит евангелист Иоанн, – дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот» ( 1Ин.5:11–12 ). «Я есмь лоза, – говорит Иисус Христос, – а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет...» ( Ин.15:5–6 ); «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин. 14:23 ); «...Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). Таким образом, из свидетельства Св. Писания мы видим, что не дело только Иисуса Христа вменяется, но Сам Он усвояется человеку, через что верующий со Христом в Нем получает «сокровенный живот свой в Боге» ( Кол.3:3 ). Поэтому Апостол Петр свидетельствует, что в Иисусе Христе человек становится причастником Божественного естества: «...от Божественной силы Его, – говорит Апостол, – даровано нам все, потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам величия и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божественного естества...» ( 2Пет.1:3–4 ). Это «причастие Божественного естества» и усвоение человеку Христа есть уже действие благодати Духа Божия, благодати не Бога Творца, но Бога Творца и Спасителя человека: «...Аз умолю Отца, – говорит Иисус Христос ученикам, оставляя мир, – и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век Дух истины...» ( Ин.14:16 ). «Вы же знаете Его, яко в вас пребывает, и в вас будет»; «Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» ( Ин.14:17–26 ); «егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину.... Он Мя прославит, яко от Моего приимет» ( Ин.16:13–15 ). Поэтому рождение во Христе есть «рождение свыше – от Духа Божия»: «Аще кто не родится свыше, – говорит Иисус Христос, – не может видети Царствия Божия», поясняя, что «родиться свыше» значит родиться «водою и Духом» ( Ин.3:3–5 ). «...Все водимые Духом Божиим, – говорит Апостол, – суть сыны Божии. Потому что... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу.., чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:14–17 ); «чрез освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению» ( 2Фес.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Павел описывает новую природу христиан как облачение «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 24), утверждая тем самым, что и Его образ отражает Его праведность. Тема праведности Божией в проповеди Иисуса Христа явно не выражена, хотя и подразумевается. Так, требование человеческой праведности очевидно предполагает праведность Божию (Мф 5. 20; 6. 33). Наиболее значимые утверждения присутствуют в Евангелии от Иоанна, где Христос объединяет эту идею с темой обращения к Праведному Отцу (Ин 17. 25). Праведность имеет исключительное значение на этапе наступления суда Божия. Абсолютно праведный Бог будет судить абсолютно праведным судом (ср.: Рим 2. 5). Эта идея включает в себя и мысль о беспристрастности Божия суда (1 Петр 1. 17; Евр 6. 10; Рим 3. 5; 2. 11; Гал 2. 6). IV. Любовь и благодать. То, что Бог есть Бог любви,- важнейшее утверждение НЗ. Иисус Христос говорит о любви Отца к Нему как основании любви Бога к людям (Ин 17. 23). Для человека наивысшее желание - быть объектом Божией любви (Ин 14. 21, 23). Наиболее значимым в том, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего (Ин 3. 16), является не столько то, что Бог любит мир, сколько то, насколько полно Он возлюбил мир. Ап. Павел продолжает ту же линию мысли. В Послании, к-рое подчеркивает праведность Божию, он говорит с равной уверенностью о любви Божией: «...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5. 5). Эта любовь наиболее зрима в спасительной Жертве Божией для грешников. Ап. Павел утверждает, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5. 8). У ап. Павла это - главнейшая, основополагающая для его Посланий мысль. Любовь Божия - всемогуща. Ничто на всей земле и за ее пределами не способно отлучить народ Божий от Божественной любви (Рим 8. 38-39). «Любовь Бога» входит в состав благословения, к-рым завершаются Послания (2 Кор 13. 13); христиане - «возлюбленные дети» Бога (Еф 5. 1). Бог все делает ради Своего народа.

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010