1846. В греческом тексте Септуагинты (ed. A. Rahlfs) этих слов нет, однако цитация свт. Амвросием ветхозаветных текстов уже сама по себе представляет важное свидетельство разночтений, поэтому я оставляю эти слова как продолжение цитаты из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. 1847. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду христианских авторов–комментаторов. 1848. В трактате «О девстве» (16. 98) в ореховый сад входит Слово Божие. 1849. См.: Чис.17:8. 1850. См.: Песн.6:11; ср.: Песн.4:13. 1851. См.: Мф.26:69 и след.; Лк.22:55 и след.; Мк.14:68 и след.; Ин.18:17 и след. 1852. См.: 2 Тим.2:19. Возможно, свт. Амвросий напоминает также о том эпизоде в евангельских событиях, когда Господь говорит Петру: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:17), а не только о том, что Господь заранее знал о падении ап. Петра. 1853. Дальнейшие рассуждения находят параллель в других сочинениях свт. Амвросия, в частности «О девстве» (15. 94–95), где в качестве четырех страстей (коней) названы ira, cupiditas, uoluptas, timor. В Abr. (2 8. 54) свт. Амвросий указывает на Платона как на создателя образа крылатой упряжки, однако Платон говорит, что душа — «это соединенная сила окрыленной парной упряжки и возничего» (Phaedr. 246а, пер. А.Н. Егунова). 1854. Свт. Амвросий повторяет здесь четыре добродетели души, о которых говорит Торкват в трактате Цицерона «О пределах блага и зла»: prudentia. temperantia, fortitudo, iustitia (fin. 1. 45–50), хотя в tuse. 3 17 вместо temperantia Цицерон называет frugalitas. Эти добродетели восходят еще к Платону (Phaed. 69с, Leg. 630b, 964b, 965d). Свт. Амвросий помещает эти четыре добродетели в апологетическую речь иудейского священника Елеазара, Iacob 2 10 43. 1855. Ср.: Флп.3:13–14. 1856. См.: Ин.3:14; Чис.21:9. 1857. В 4 Цар. колесница Израиля. 1858. Перевод основан на правке, предложенной Шенкелем (tharsis — in mare) 1859. См.: 1 Кор.9:24. То есть пальма — как знак отличия, награды. 1860. См.: Песн.2:17. 1861. См.: Песн.1:12, 4:10–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью; «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит Ап. Павел ( 1Кор.5:7 ). Посему особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в светлый день Пасхи. Но как прав. христиане имеют обычай принимать Св. Тайны в продолжение великого поста и в светлый день воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении литургии, в этот день благословляются и освящаются во храме особенные приношения верующих или брашна, обыкновенно называемые пасхами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Как причащение истинной Пасхи, т. е. Тела и Крови Христовых, бывает для вечной жизни ( Ин.6:54 ), так вкушение от пасох, напоминающих о истинном причащении, служит знаменательным выражением живой веры, что мы в праздник Пасхи «смерти празднуем умерщвление, иного жития вечнаго начало», – веры в предначатие иной блаженной жизни. Получившие жизнь обыкновенно начинают принимать пищу, принятие которой есть признак жизни и служит к радости ( Лк.8:55,15:23–24 . Деян.16:34 ) и укреплению сил для делания. «Даяй пищу всякой плоти, – так Церковь руководствует нас произносить пред принятием пищи, – исполни сердца наша радости и веселия, да всегда всякое довольство имуще преизобилуем во всякое дело благое во Христе Иисусе». Так мы, ожив с воскресшим Христом, в знак возрождения своего в новую жизнь и подкрепления сил для делания добрых дел в царстве благодати, приемлем благословенные пасхи, свидетельствуя веру свою в Воскресшего из мертвых, Который и Сам принятием пищи уверял в истине Своего воскресения и Своей жизни ( Лк.24:35,43 . Ин.21:13 . Деян.10:41 ). Употребление освященных пасох в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить ядению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно ( Исх.12:3–4 ). Так по благословении и освящении христианских пасох, верующие в первый день светлого праздника, пришед из храмов Божиих в свои жилища и окончив подвиги поста и в знак радостного единения, все семейно имеют тотчас и телесное подкрепление; – прекращая говение, все семейно вкушают благословенную пасху, и употребляют ее во всю светлую седмицу 478 . Можно думать, что на это семейно-радостное вкушение пасох указует св. Иоанн Златоуст в слове своем на Пасху, в коем призывает он всех к радостнейшему торжеству ее: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все восприимите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим». Вечерня в день Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

М. сентября х 8 Рождение Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. Ап. зачало 282: 1Тим.2:1–6 . (На молебне благодарственном). х 9 х Рождение Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА. Ап. и Ев. см. 8 Сентября. 28 х Воспоминание победы, одержанной над генералом Левенгауптом. (1708 г.) Ап. з172:280: 2Кор.2:14–16 , 1Тим.1:17 . М. октября 11 х Взятие крепости Шлиссельбургской (1702 г.). Ап. и Ев. см. 28 Сентября. х 13 х Рождение Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА. Ап. и Ев. см. 8 Сентября. М. ноября х 8 Тезоименитство Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА. На молебне св. Арханг. Михаилу: Ев. Мф. з52:54: 13:24–30, 36–43. Праздник всех кавалерских Российских орденов. х Восшествие на Всероссийский престол Его Величества, Благочестивейшего Государя ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, Самодержца Всероссийского. Ап. 111: Рим. Ев. Мф. з90: Мф.22:15–22 . х 24+ Тезоименитство Е. И. В. Благоверной Государыни Великой Княгини ЕКАТЕРИНЫ МИХАИЛОВНЫ. Кавалерский праздник ордена св. Екатерины. На молебне св. Великомученице Екатерине: Ев. Мф. з62: 15:21–28. 30 х + Кавалерский праздник ордена св. Апостола Андрея Первозванного. На мол. св. Апост. Андрею Первозванному: Мф. з9: Мф.4:18–23 . М. декабря х Тезоименитство Его Величества, Благочестивейшего Государя ИΜΠΕΡΑТΡΑ НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, Самодержца Всероссийского. Тезоименит. Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА. На молебне св. Николаю Чудотворцу: Ев. Ин. з36: Ин.10:9–16 . х 25 Воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Французов, и с ними 20 язык. (Молебен особенный). (Парем. см. выше, 25 Декаб., на стр. 26-й). Апостол. Евангелие. М. января х 1 Празднуется Рождение Е. И. В., Благоверного Государя Великого Князя АЛЕКСИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и Рождение Е. И. В. Благоверной Государыни Великой Княгини ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Вечерня в Великую Пятницу. Вечером в Пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф аримафейский, называемый благообразным (Мк. 15, 43), т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли со креста для погребения Пречистое тело Господа (Ин. 19, 8–40). Время снятия с креста тела Господня. Православная Кафолическая Церковь освящает в Великую Пятницу Великим вечерним богослужением, при котором Церковь воспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть; ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу и приобретено примирение Его с нами. В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова об обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести израильтян в покой и явить на них славу свою паче всех язык, елицы суть на земли, преобразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа — Искупителя мира (Исх. 33, 11–23; Евр. 4, 3–10). Во второй паремии — о благословении Иова, после претерпленных им тяжких испытаний (42, 12–16); в третьей — слова об уничижении и прославлении Господа, умножением чад Церкви Его (Ис. 52, 13–53, 1–12, 54, 1). Чтением Апостола — проповедует о Христе, Который иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 23–2, 2); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдания и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии тела Господа с креста (Мф. 27, 1–38; Лк. 23, 39–43; Мф. 27, 39–54; Ин. 19, 31–37; Мф. 27, 55–56). После молитв пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни — на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресвятой Богородицы, которой в день сретения Господня во храме иерусалимском, в 40–й день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и тебе же самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Незнакомец, взяв хлеб (9:16; 22:19; Деян 27:35), благословил (9:16), преломил (22:19; Деян 2:46; 20:7,11; 27:35; 1 Кор 10:16; 11:24) и подал им (4:17; 11:11–12; 24:42). Используемые выражения — те же самые, что в рассказе о насыщении пяти тысяч и о Тайной Вечере. Ученикам дано понять смысл происходящего таинства, и одновременно они узнают Иисуса, после чего Он сразу становится невидим для них. Не горело ли в нас сердце наше — эта метафора обычно означала не чувство восторга или подъема, а скорее неудержимое стремление излить скорбь в слове или молитве. Ученики хотят сказать, что они узнали Воскресшего вначале бессознательно, и их внутреннее чувство искало выражения до того момента, когда они смогли Его увидеть. И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим — мысль о том, что другие ученики еще ничего не знают о Воскресении, делала для них задержку невозможной. Которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону — почему Лука сообщает о первом явлении Симону только в такой косвенной форме, а другие Евангелисты вовсе не упоминают об этом, мы не можем знать. Очевидно тем не менее, что это событие было неотъемлемой частью устного предания, что засвидетельствовано в 1 Кор 15:5. Явление ученикам (24:36–43) В этом отрывке Лука подчеркивает, что воскресший Христос является ученикам не как видение, но как человек, обладающий плотью, что Его Тело по воскресении осязаемо и реально. Здесь трудно усматривать, однако, полемику с докетизмом, поскольку говорится о физической реальности Его Тела после, а не до Воскресения. Будучи человеком из плоти и крови, воскресший Иисус может, однако, появляться и исчезать таким путем, который недоступен обычным людям, см. учение апостола Павла о теле духовном (1 Кор 15:35–54). Связь с рассказом в Ин 20:19–23 настолько очевидна, что невозможно отрицать единое предание, на которое опирались оба Евангелиста. То, что вначале воскресшего Иисуса видят отдельные люди, а затем — множество людей, отражено также в Мф 28:9–10,16–20; Ин 20:11–18,19–23.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Но для христианина истина как телесного, так и духовного воскресения в вечную жизнь всего яснее открывается из того внутреннего начала, которое в нем действует. Сие начало есть Перворожденный всея твари ( Кол.1:15 ), начаток умершим ( 1Кор.15:20 ) – Христос. Ибо как в Нем живот бе ( Ин.1:4 ), так в Нем и оживление всех человеков. Он есть то жизнодательное Слово, которое искони было с Богом ( Ин.1:1 ), и есть Бог действующий вся во всех ( 1Кор.12:6 ), по силе живота неразрушаемого. Он рече, – и быша ( Пс.148:5 ). Он рек: да будет свет, и бысть ( Быт.1:3 ), – сотворим человека (–ст. 26), и бысть первый человек в душу живу (–2, 7). Он рек: в оньже день снесте, смертию умрете (– ст. 17), и смерть царствова и над несогрешившими по подобию преступления Адамова ( Рим.5:14 ): но Он речет, – и воскреснут мертвии, и востанут вси сущии во гробех во мгновении ока ( 1Кор.15:52 ). Он речет, – и будет небо ново и земля нова ( Апок.21:1 ), где праведницы просветятся, якоже солнце ( Мф.13:43 ). Тогда, по покорении всех врагов под нозе Его, и последний враг испразднится смерть ( 1Кор.15:25–26 ), и следовательно будет действовать один живот. Якоже бо о Адаме, говорить апостол, вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор.15:22 ); и якоже облекохомся во образ перстного, тако облечемся и во образ небесного (–ст. 49) Духом Его Святым, живущим в нас и имеющим оживотворить и мертвенная телеса наша ( Рим.8:11 ). Мы воскреснем, говорит Писание, так, что тленное сие облечется нетлением и мертвенное сие облечется бессмертием ( 1Кор.15:54 ). Сими высокими истинами будучи проникнуты пророки, апостолы и мученики радовались в болезнях смертных и мучениях жесточайших, какие только могла изобрести злость человеческая, бешенством ада вооружаемая. Сими истинами должен утешаться и каждый последователь Евангелия и каждый любитель истинной мудрости. Утешься в потере своей и ты, ревностный сын Церкви, утешься! Благодарные слезы сирых, не ведущей шуйце, облагодетельствованных, сопроводят душу представившейся к Отцу щедрот и всякие утехи. Ее вера, даровавшая исцеление ей болящей, и любовь, открывшаяся наипаче в любви к благолепию храмов, служат залогом ее преселения во храм Царя славы. Утешься и ты, в добродушии и благоговении пребывающая почтенная матерь, оплакивающая преждевременную кончину дщери своей! Болезненна разлука сия матернему твоему сердцу: но представление добродетелей, коими скончавшаяся стяжала себе вечный кров, должно быть непорочным услаждением благочестивой твоей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

54 2-м стихом Евангелия Петра прямо исключается даже всякое предположение такой связи, потому что там ясно говорится, что, заканчивая суд, Пилат «встал»; предполагается, следовательно, что в последний момент суда Пилат (а не Иисус) сидел на судилище. Относительно этого момента автор Евангелия Петра совершенно согласен с Евангелием Иоанна. 56 Das Evangelium des Petrus, Ss. 43, 68; cp. Geschichte des New Kanons, S. 536. – Первым и самым горячим защитником противоположного мнения, что св. Иустин знал Евангелие Петра, что большинство евангельских цитат заимствовано им из этого именно Евангелия, был Креднер (см. его «Beiträge zur Einleitung in die biblischen Schriften», Bd. I, Halle, 1832, SS. 92–267); ему следовали особенно Швеглер, Целлер, Гильгенфельд. Краткий очерк споров по этому вопросу см. у W. Bousset, Die Evangeliencitate Iustins d. Märtyrers, Göttingen, 1891. 57 Разумеем именно Гарнака, мнение которого о зависимости Иустина от Евангелия Петра изложено нами выше. Гильгенфельд же с некоторым даже торжеством заявляет теперь в своём журнале: «Zeitschrift für Wissenschaftliche Theologie» (1893, Ηef. 4, S. 447), как он ещё 42 года назад доказывал, что Иустин пользовался каким-либо неканоническим Евангелием, – и притом, по всей вероятности, Евангелием Петра! Источником рассматриваемого легендарного известия св. Иустина Гильгенфельд считал, однако, и ранее не Евангелие Петра, а Акты Пилата (Über die Evangelien Iastins, Halle, 1850, S. 241). 58 Нельзя же, в самом деле, считать серьёзно примечательными чертами сходства такие, например, черты: подобно Евангелию Петра (стих 2) Иустин (Apolog. I. 40; Dial. с. Tryph. 103) называет Ирода Антипу царём; но ср. Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22–26; или употребляет в одном месте (Dial. 97) выражение: λαχμν βλλοντες (Евангелие Петра стих 12); ср. Ин.19:24 : λχωμεν; или говорит о бывшем собрании против Христа «Ирода, царя иудейского, иудеев и Пилата с воинами» (Apol. I, 40; Евангелие Петра, стих 1); ср. Деян.4:27 . Зависимость Иустина от последнего места ясно доказывается особенно тем, что и у него, как у Дееписателя, цитируется при этом одно и то же место Пс.2:1–2 . Небольшое значение имеют и другие, указываемые Тарпаном на стр. 38–39, сродные черты. Ср. также А. Lois, L’Evangile et L’Apocalypse de Pierre, p. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа. 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа. Каноны, опубликованные в составе Analecta Hymnica Graeca (собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей). Кроме 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов. 26 мч. Маманту, 2 сент.; 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; 38 вмч. Артемию, 20 окт.; 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; 52 мц. Анастасии, 22 дек.; 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 63 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 32. Об активном начале зачатия Христа Далее мы исследуем активное начало зачатия Христа, в отношении которого будет рассмотрено четыре пункта: 1) был ли активным началом зачатия Христа Святой Дух; 2) можно ли говорить, что Христос был зачат от Святого Духа; 3) можно ли говорить, что Святой Дух является отцом Христа по плоти; 4) принимала ли Пресвятая Дева Мария активное участие в зачатии Христа. Раздел 1. Должно ли усваивать совершение зачатия Христа Святому Духу? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что совершение зачатия Христа не должно усваивать Святому Духу, поскольку, по словам Августина, «как нераздельна сущность Троицы, точно так же нераздельны и дела Троицы» 53 . Но совершение зачатия Христа было делом Божиим. Следовательно, похоже, что его не должно усваивать Святому Духу в большей степени, нежели Отцу или Сыну. Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4, 4 ), каковые слова Августин разъясняет так: «Он был послан постольку, поскольку родился» 54 . Но послание Сына, как было показано выше (I, 43, 8), в первую очередь усваивается Отцу Следовательно, и Его зачатие, вследствие которого Он «родился от жены», должно в первую очередь усваивать Отцу. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Премудрость построила себе дом» ( Прит 9, 1 ). Но Премудрость Божия – это Христос, согласно сказанному [в Писании] о Христе как о «Божией Силе и Божией Премудрости» ( 1Кор. 1, 24 ). Дом же этой Премудрости суть тело Христово, которое также названо Его храмом, согласно сказанному [в Писании]: «Он говорил о храме тела Своего» ( Ин. 2, 21 ). Следовательно, похоже, что совершение зачатия Христа должно по преимуществу усваивать Сыну а не Святому Духу Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Дух Святой найдет на тебя» ( Лк. 1, 35 ). Отвечаю: хотя зачатие тела Христова было произведено всей Троицей, его принято усваивать Святому Духу потрем причинам. Во-первых, потому, что это приличествует причине Воплощения, если рассматривать его со стороны Бога. В самом деле, Святой Дух, как было показано в первой части (I, 37, 1), есть Любовь Отца и Сына. Но то, что Сын Божий принял Себе плоть из чрева Приснодевы, явилось следствием превосходящей всяческое разумение любви Божией, в связи с чем читаем: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» ( Ин. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010