В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Святой Церковью двунадесятый праздник, который в некоторых местах сделался известным в IV, а в других в V веке. В VII веке, по выражению святого Андрея Критского , уже вся «вселенная» праздновала Рождество Богородицы 34 . Древние святые отцы составляли на этот праздник и произносили поучения, как то: святой Прокл, патриарх Константинопольский (V в.), святой Андрей Критский (VII в.), святой Иоанн Дамаскин (VIII в.). Каноны праздничной службы составлены теми же святыми Андреем Критским и Иоанном Дамаскином , а стихиры патриархом Сергием, Германом и другими. Все древнейшие памятники Востока и Запада свидетельствуют о единодушном праздновании Рождества Пресвятой Богородицы именно 8 сентября. Этот праздник имеет предпразднство (7 сентября) и попразднство (до 12 сентября). Паремии, читаемые на великой вечерне, указывают в Богоотроковице лествицу (см.: Быт. 28:10–17 ), уготовляемую для соединения неба и земли; врата ( Иез. 43:1, 44:1–4 ), чрез которые сый над всеми Бог, облеченный плотью, входит во вселенную ( Рим. 9:5 ; Евр. 1:6 ); дом Премудрости Божией (см.: Притч. 9:1–11 ), которая просветит и наставит всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:9 ), рассеяв тьму неверия и заблуждений. Евангельское чтение на утрене ( Лк. 1:39–49, 56 ) повествует словами Богоматери о величии Ее, восписуемом Богу Спасителю, и на Литургии ( Лк. 10:38–42, 11:27–28 ) – о посещении Господом Марфы и Марии, ублажении Богоматери некоей женщиной и Господом – слушателей Его; чтение из Апостола ( Флп. 2:5–11 ) говорит о самоуничижении Сына Божия в воплощении и последовавшем за сим прославлении Его. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/4 декабря Тропарь, глас 4 Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Кондак, глас 4 Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Сойкина, 1904. – 11, 16 с. Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря XII века. – СПб.: Тип. Елеонского, 1887. – 57 с, 6 л. ил. Может ли Священное Писание быть единственным источником христианского вероучения, как неправо мудрствуют сектанты-рационалисты: (Полемические беседы с молоканином Лушниковым 12 авг. 1913 г.). – Н. Новгород: Тип. Нижегор. Губ. правления, 1913. – 27 с. Некролог Г.Ф. Филимонова/ Кондаков Н.П. О научных задачах истории древнерусского искусства. – [СПб.], 1899. – С. 48–51. Необходимое разъяснение г-ну Симони по поводу 2-го Иконописного подлинника Антониева Сийского монастыря. – [СПб., 1907]. – 7 с. Новейшие воззрения на предмет и задачи археологии: Лекция, чит. студентам Ин-та во введении к курсу христианской археологии. – [СПб.]: Тип. Безобразова, 1880.– 4, 17 с. О некоторых памятниках древности в Турции и Греции. – СПб.: Тип. Елеонского, 1889. – 42 с. – Из: Христиан, чтение. – 1889. О следах на русском месте в Иерусалиме. – СПб.: Тип. Акад. наук, 1887. – 10 с. Об иконе Святой Троицы: По документам Синодального архива. – [СПб.]: Тип. Акад. наук, 1888 . – 9 с: ил. – Отт. из: Зап. Рус. Археол. о-ва. – Т. 3. Об иконопочитании. – [Н. Новгород]: Тип. Нижегор. Губ. правления, 1910 . – 18 с. Определения Стоглава о святых иконах. – СПб., 1885. – 33 с! – Отт. из: Христиан, чтение. – 1885. Отзыв на книгу В.Т. Георгиевского «Флорищева пустынь». – СПб.: Тип. Акад. наук, 1899. – 4 с. – Отт. из: Отчет о 39-м присуждении наград гр. Уварова. Отзыв о сочинении проф. Н.П. Лихачева «Историческое значение итало-греческой иконописи: Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных икон». – М.: Тип. Лисснера и Собко, 1914. – 16 с. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. – СПб.: Тип. Катанского, 1894. – XVI, 327 с: ил. – Библиогр.: Указатель важнейших сочинений О памятниках искусства и иконографии древнехристианских, византийских и русских. – С. 321–326. То же. – 2-е изд., доп. – СПб.: Тип.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«Когда Бог Слово соделался человеком, мы видим «славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин.1:14 ). Ибо то, что претерпел Он в теле, то возвеличил как Бог. Плотью Он чувствовал голод, а Божественно насытил алчущих. И если кто соблазняется Его телесными действиями, пусть удостоверится теми, в которых Он действует как Бог. Как человек Он спрашивает, где лежит Лазарь, а как Бог воскрешает его. Посему пусть никто не подсмеивается, называя Его отроком, указывая на Его возрастание с годами, на то, что Он ел, пил, страдал, – чтобы, отрицая свойственное телу, не отвергнуть совершенно Его ради нас пришествие. И потому как человеком Он стал не обыкновенным, естественным порядком, то, когда Он воспринял на Себя тело, Ему подобало показать свойственное телу, дабы не возобладали манихейские вымыслы. И опять-таки, действуя телесно, надлежало Ему не сокрывать свойственного Божеству, дабы у Самосатского не было оснований называть Его человеком – и причем человеком иным (λλον), помимо от Бога Слова». «Когда апостол Петр возглашает: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ) – то говорит не о Его Божестве, что Бог соделал Его Господом и Христом, а о Его человечестве, которое есть вся Церковь , господствующая и царствующая в Нем по Его распятии и помазуемая на Царство Небесное, чтобы владычествовать с Тем, Кто уничижил Себя за нее и воспринял ее, взяв на Себя образ раба. Ибо Слово и Сын Божий всегда был Господом и Богом; и не после распятия соделан Господом и Христом, но Его Божество соделало Господом и Христом Его человечество. И когда Спаситель говорит: «Отче Мой, Если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ), «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ) и «дух бодр; плоть же немощна» ( Мф.26:41 ) – то этим проявляет две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божественную, свойственную Богу. Человеческая воля, по немощи плоти, молится о том, чтобы страдание Его миновало, а Божественная к нему готова... Как человек Он отказывается от страдания, но как Бог, по Божественной сущности непричастный страданию, Он с готовностью принял страдание и смерть. Смерть не могла Его удержать, потому что в подобии человека был Бог, умерший по Своей воле и воскрешенный как Бог Своей собственной силой, о чем говорил и Давид: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» ( Пс.67:2 ); и затем: «Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися. Господь судит людем» ( Пс.7:7–10 ). Апостол же замечает: «Хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею» ( 2Кор.13:4 ). Сила Божия есть Сын, пострадавший по немощи, то есть от сочетания С плотью, и молившийся как человек, дабы миновало Его страдание, но пребывший живым по Своей Божественной силе».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Святые апостолы — первые святые свидетели о Господе Иисусе и Его богочеловеческом домостроительстве спасения мира (Ср. Деян 1:8, 22, 2:32, 3:15, 4:33, 5:32, 10:39, 41—42, 13:31, 22:15, 26:16; Ин 21:24—25; Лк 24:48); а их жития — живые и бессмертные свидетельства о Евангелии Спасовом как новой жизни, жизни благодатной, святой, богочеловеческой, и потому всегда чудотворной, чудотворной и истинной, как чудотворна и истинна и сама жизнь Спасителя. А христиане? Христиане это люди, через которых из поколения в поколение до конца мира и века продолжается святая, богочеловеческая жизнь Христова, и все они составляют одно тело, Христово тело ­­ Церковь, они сотелесники Христовы и друг другу члены (1 Кор 12:27, 12—14, 10:17; Рим 12:5; Еф 3:6). Поток бессмертной божественной жизни истек, и течет непрерывно из Господа Христа, и христиане им уплывают в вечную жизнь. Христиане суть Евангелие Христово — продолженное сквозь все века рода человеческого. В «Житиях святых» все обыкновенно, как и в Святом Евангелии, но и все необыкновенно, как во Святом Евангелии; но и то и другое — беспримерно истинно и реально. И притом истинно и реально той же богочеловеческой истинностью и той же богочеловеческой реальностью; и засвидетельствовано той же святой силой, божественной и человеческой: божественной всесовершенным образом и человеческой — опять же всесовершенным образом.    «Жития святых»? — Здесь мы на небе, потому что земля становится небом через святых Божиих. Здесь мы среди ангелов во плоти, среди христоносцев. А там, где они, там и весь Господь в них, и с ними, и среди них; там вся Вечная Истина Божественная, и вся Вечная Правда Божественная, и вся Вечная Любовь Божественная, и вся Вечная Жизнь Божественная.    «Жития святых»? — Здесь мы в раю, где пышно разрастается и растет все божественное, святое, бессмертное, вечное, праведное, истинное, евангельское. Потому что в каждом святом крестом процветало древо жизни вечной, божественной, бессмертной, и принесло много плода. А крест вводит в рай, вводит и нас за разбойником, который, на ободрение наше, первым вошел в рай после Всесвятого Божественного Крестоносца — Господа Христа, и притом вошел с крестом покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сила воздействия слов Христа Спасителя на народ не уменьшалась и тогда, когда люди слушали Господа продолжительное время. Не новость учения, не какой-нибудь внешний Эффект, а полнота внутреннего духа, проникнутого правдой Божией, пленяли их. При этой полноте духа слово всегда ново. Поэтому и впечатление, раз возбуждённое учением Спасителя, не уменьшалось, а всё более и более возрастало в народе. Иисуса Христа постоянно окружал народ, слагая в своём сердце каждое Его слово. Следуя за Господом, люди забывали свои житейские дела и насущные телесные потребности. Тысячи шли вслед за Учителем в пустыню, поддаваясь всеувлекающему действию Его слов, теснились вокруг Него, ловя каждое слово Учителя. Краткое слово, краткий призыв Спасителя обращали на путь правый грешников (Закхея, Мытаря, блудницу, разбойника). Даже люди, настроенные с предубеждением к Галилейскому Проповеднику, не могли устоять пред всепобеждающей силой Его слов. Слуги, посланные иудейскими архиереями и книжниками схватить Господа Иисуса в Иерусалимском храме, вернулись, не исполнив повеленного им. В своё оправдание они отвечали: “… Никогда человек не говорил так, как этот человек” (Ин. 7:46). Слова Господа настолько поразили слуг, что они забыли страх и последствия неисполнения приказа пославших их и в своё оправдание указали лишь на невиданную и неслыханную силу слов Учителя. Самаряне враждебно относились к иудеям, но когда в их городе они услыхали проповедь Спасителя, то просили пробыть у них несколько дней и с верою внимали Его учению (Ин. 4:39–42). Жене же самарянке, возвестившей им о приходе необыкновенного Человека, они говорили: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4:42). Слово Христа Спасителя было проникнуто божественной любовью. Это был голос несказанного милосердия и жалость к человеку и его нуждам, бедам и страданиям. Под действием этого голоса невольно размягчались самые ожесточённые сердца. Из любви божественной души Христа возникла творческая сила — слово, которое обладало таким могуществом и сладостью, что ему не могли противостать и те, кто хотел “уловить” Господа в слове. Даже ожесточённые книжники и фарисеи — и те удивлялись силе Его слов. Один же из них, после беседы Христа с саддукеями, вынужден был сказать: “Учитель! Ты хорошо сказал” (Лк. 20:37–39).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Притом, являясь кому Он хотел, Господь, если можно так выразиться, мог управлять Своею видимостью. С Лукою и Клеопой Он путешествовал, беседовал, возлег на вечерю и вдруг сделался невидим для Своих собеседников (см.: Лк.24:31). Иногда Господь являлся, но так, что Его сначала не узнавали даже очень близкие к Нему люди, постоянно видевшие Его до страданий, и не узнавали до тех пор, пока Он Сам не давал им знать каким-нибудь привычным для них действием. Например, Луке и Клеопе преломление хлеба напомнило былые встречи с Господом, и " онема отверзостеся очи и познаста Его " (Лк.24:31). Тивериадским рыболовам - чудесный лов рыб после повеления ввергнуть мрежу одесную страну корабля (см.: Ин.21:6, ср.: Лк.5:4-5). Марии Магдалине - привычное название по имени (см.:Ин.20:16). Наряду с такой способностью быть по желанию невидимым или видимым не во всех привычных подробностях воскресшее тело Спасителя имело свободу проникать чрез всякие вещественные преграды, не разрушая их. Как вышел Спаситель невозбранно из запечатанного гроба, не тронув ни камня, ни печатей, так и к Апостолам вошел " дверем заключенным " , не открывая их. Вообще прославленная плоть Сына Божия была с земной точки зрения настолько тонка материально, так свободна от обычных нам грубо-вещественных несовершенств и ограничений, что при первом явлении Господа Апостолы сначала " мняху дух видети " (Лк.24:37). Чтобы рассеять это мнение, им необходимо было не только " видеть руце и нозе Его " , не только " осязать Его и видеть... имуща плоть и кости " - необходимо было, чтобы Явившийся данную самими Апостолами " рыбы печены часть и от пчел сот... взем пред ними яде " (Лк.24:39,42,43). Только после этого " возрадовашася ученицы (доподлинно убедившись), что видят своего прежнего Учителя Господа " , распятого, погребенного и, значит, воскресшего (Ин.20:20). Таким образом, Воскресший Господь хотя и возвратился на некоторое время к земной жизни, но уже не принадлежал, в сущности, этому посюстороннему миру даже по Своей телесной природе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Символика, связанная с пастырем и стадом, присутствует во всех трех синоптических Евангелиях. Об Иисусе рассказывается, что, «видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» ( Мф. 9:36 ; Мр. 6:34 ). О Себе Иисус говорит, что Он послан «к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15:24 ). К общине Своих учеников Иисус обращается со словами: «Не бойся, малое стадо!» ( Лк. 12:32 ). В одной из притч Он рисует образ человека, оставившего в пустыне девяносто девять овец, чтобы найти единственную пропавшую овцу ( Лк. 15:4–6 ). В поучении о Страшном суде Он говорит, что Сын Человеческий «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» ( Мф. 25:32–33 ). Однако особую роль данная символика играет в четвертом Евангелии, где приведен диалог Иисуса с иудеями, почти целиком построенный на ней. Беседа ничем не отделена от того, что ей предшествовало в 9-й главе, – диалога с иудеями после исцеления слепорожденного, – и может восприниматься как прямое продолжение этого диалога. Однако она может также интерпретироваться как самостоятельный диалог, состоящий из двух частей: первой ( Ин. 10:1–21 ), произнесенной, предположительно, перед той же аудиторией, что и диалог с иудеями из предыдущей главы ( Ин. 9:39–41 ), и второй ( Ин. 10:22–42 ), произнесенной на зимнем празднике обновления храма. Если строго следовать указаниям, содержащимся в тексте, то перед нами две беседы, временной промежуток между которыми составляет около трех месяцев – от праздника кущей, выпадавшего на сентябрь-октябрь (с ним связаны все сюжеты, вошедшие вИн. 7:2–10:21), до декабрьского праздника обновления. Обе беседы объединены сходной тематикой и сходным образным строем. «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» Кто такие воры и разбойники, приходившие «прежде» Иисуса? Возможно, речь идет о различных лже-мессиях, о которых известно из истории Израильского народа, или о тех, кто, пользуясь недовольством римлянами, притязал на царскую власть в Израиле. В I веке, когда жил Иисус, в Иудее предпринимались неоднократные попытки захватить власть насильственным путем. О них красочно повествует Иосиф Флавий:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

4. Господь, через Евангелия делая очевидным эти козни, прежде всего изгоняет из душ человеческих неразумную похоть и гнев, говоря: [всякий], кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует 35 с нею в сердце своем (Мф 5:28) и [всякий], гневающийся на брата своего, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) 36 . Затем, торжествуя победу над тайными злоумышлениями тщеславия, изрекает: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:17–18). Также: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф 6:3). 5. Рассуждая об этом с благоразумием, повторяй слова пророка с пониманием: Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс 34:4) — они обращены к [бесам], рассеивающим семена плотских наслаждений. Также: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс 69:4) — это [сказано бесам], внушающим [нам] тщеславие и гордыню 37 . Послание пятое 1. Прими это послание, [мое] чадо в Господе монахиня Евлогия, и восхвали Бога. Сразу же после того, как я покинул [Константинополь], я еще пребывал в здравии, а все остальное время провел лежа в постели. Думаю, что я приближаюсь к концу [своего земного поприща] 38 . 2. Пусть твоя мысль [постоянно] представляет подобный конец и до него поспешает стяжать то, что приносит утешение после конца. А это есть добродетели, которые являются [под­линным] стяжанием души. Ибо Господь говорит: В терпении вашем стяжите душы ваша (Лк 21:19) 39 . А терпение порождают скорби по Богу, ибо Апостол говорит: от скорби происходит терпение (Рим 5:3). Пусть [никогда] не вводит тебя в заблуждение отвратительность плотских чувств. А отвратительностью я называю противоразумное наслаждение, ибо то, что кажется наслаждением чувств, становится отвратительностью во время [нашего] исхода [из жизни сей] 40 . Ибо телесные ощущения, будучи преходящими, приносят утешение [лишь] до кончины; добродетели же, восхищающие душу к будущему, утешают [нас] после кончины 41 . И радость ту никто не отнимет у души (ср. Ин 16:22). Избегай плотских удовольствий как производящих в душе отвращение и отправляющих [ее] в ад. Радушно возлюби добродетели, которые причиняют скорби плоти, но радуют душу. Добродетель [всегда] сопрягается с благом; Василий Великий говорит: “Веселие — конец добродетели и благости, как сказано [Пророком]: Возвеселится Господь о делех Своих (Пс 103:31) 42 . Приими добровольные скорби и достигнешь свершения добродетели. Не уклоняйся от невольных напастей и обретешь терпение, а через терпение обретет тебя Господь. Ведь Пророк говорит: Ты еси терпение мое (Пс 70:5) и терпя, потерпех Господа, и внят ми (Пс 39:2)”.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

39 [Возникает вопрос]: имеет ли это вообще какой-либо смысл? Ведь наша бескровная Жертва осуществляется, совершается и сопровождается святыми Ангелами. Поэтому, как мне кажется, Ангелы желают, чтобы и в их естестве, как и в нашей плоти, вселился по сущности Бог Слово, сотворивший их. 2. Они также желают, чтобы естество их, восседающее на херувимском престоле в лоне Отца, было поклоняемо и прославляемо нами, как поклоняется наше естество во Христе от них и от всякой зримой и незримой твари. Еще они желают иметь «ключи Царства Небесного» ( Мф. 16:19 ) и сесть «на двенадцати престолах» ( Мф. 19:28 ), творя суд, как Христос, в День Судный и как будут судить рыбари. 40 3. Итак, я говорю: Херувимы и Серафимы желают иметь такую же близость ко Христу, какую имел (ученик), «приклонившийся к груди Его» ( Ин. 21:20 ), и какую женщины-грешницы, возлившие миро [на главу Его], и умащать этим миром [ноги его] ( Мф. 26:7 ; Мк. 14:3 ; Лк. 7:37–38 ) Я говорю тебе о том, что величием своим превышает всё; ведь Христос сказал, что когда [Сын Человеческий] придет в День Судный, то Силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ) от страха и трепета перед Ним. Праведников же Он посадит и, подходя, будет служить им ( Лк. 12:37 ), 41 – Он, Который сотворил их. 4. Таковы столь великие блага, дарованные нам Христом, в которые «Ангелы желают проникнуть», то есть войти. Вопрос 5. Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? Ответ 1. Некоторые желали [найти ответ на этот вопрос] в словах [апостола]: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим. 5:20 ). На это можно возразить, что тогда следовало бы бесам куда больше быть спасенными. Ведь в них более чем в нас преизобилует грех. 2. Поэтому послушай [апостола] Павла, поучающего тебя о способе Вочеловечения Христа и о Его великой благости к нам. Ведь [апостол] говорит, что [это есть] тайна, «которую предназначил Бог прежде веков» ( 1Кор. 27 ), то есть Пришествие и благодать [Господа] к людям. 3. [Следует знать,] что Бог расположен к человечеству паче всякой твари в двух отношениях: во-первых потому что [человек] есть произведение Его собственных рук 42 и предызображение Его Домостроительства, 43 будучи, как и Христос, незримым и зримым, смертным и бессмертным живым существом; а во-вторых, потому что [Христос] стал человеком, сродным и единосущным, единоплеменным и едино видным с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Беседа Иисуса Христа с прав. Никодимом. Роспись собора вмч. Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском. XIX в. Беседа Иисуса Христа с прав. Никодимом. Роспись собора вмч. Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском. XIX в. В рассказе Ин 19. 39-42 Н. вместе с тайным учеником Господа, Иосифом Аримафейским , участвует в погребении Иисуса Христа, невольно исполняя пророчество о соучастии в Его страданиях (Ин 12. 32). Когда Иосиф снял тело Иисуса с креста, Н. принес большие сосуды с благовонным раствором смирны и алоэ, к-рыми Иосиф и Н. пропитали материю. Они завернули в нее тело, при помощи слуг положили его на носилки и перенесли в соседний сад, где находилась гробница. Н. принес около «ста литров» дорогих благовоний, что соответствует примерно 33-34 кг в пересчете на совр. меры ( Brown. 1966. Vol. 1. P. 941). Такое количество значительно превышает то, что потратила Мария в Вифании (Ин 12. 3), и использовалось, согласно ВЗ, при погребении царей (ср.: 2 Пар 16. 14; 4 Цар. 21. 18; 4 Цар. 21, 26). Состав и количество благовоний обычно рассматривается как свидетельство богатства Н. (Ин 19. 39 - Paulien. 1992. P. 1105). Именно присутствие Н. как фарисея позволило совершить обряд погребения согласно иудейским обычаям (Ин 19. 40). В заключительном эпизоде Н., словно выйдя из тьмы к свету, проявляет бесстрашие и мужество, к-рые становятся особенно заметны при сопоставлении с отсутствующими учениками и апостолами, к-рые после смерти Иисуса на кресте не показывали себя открыто, очевидно, из-за страха перед иудеями (Ин 19. 38; 20. 19); последнюю услугу Спасителю оказывают не избранные Им открыто ученики, а Его тайный последователь. В то же время Н. и в этом случае проявляет свои убеждения в полном молчании, действуя согласно своим представлениям о благочестии ( Edwards. 2004. P. 186; Haenchen. 1984. Vol. 2. P. 196). Безусловно, между первым и последним появлениями Н. в тексте существует некая связь, но, учитывая молчание самого персонажа, сложно найти для ее описания подходящие термины. Остается открытым вопрос, демонстрируют ли эти ритуальные знаки любви и почитания со стороны Н. как благочестивого иудея предел его веры или же говорят о чем-то большем ( Jonge. 1971. P. 34).

http://pravenc.ru/text/2565550.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010