На основе Своей любви Господь сотворил, творил и творит Церковь Свою, находящуюся в становлении до дня Господня; и одновременно она сама — день Господень, “восьмой день”, день Евхаристии, “невечерний день”, день новой жизни, нового эона; день вечного света, неразделённого тьмой. Этот день собран (совершен) из двенадцати учеников, как двенадцати часов светового дня: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Ин 11:9–10). Удерживающийся в Свете день отделён от тьмы. Как в начале творения отделил Бог свет от тьмы (Быт 1:4), так и при основании Церкви один из двенадцати учеников отделяется и исчезает во тьме: Иуда, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин 13:30). Отделяется “сын погибельный”: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин 6:70). К оставшимся в Свете Церкви, тем, кого не “объяла тьма”, Господь, обращаясь как к Своим детям, говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:34–35). Иисус, перед тем как дать ученикам “новую заповедь”, говорит: “куда Я иду, вы не можете придти”. Пётр спрашивает: “куда Ты идёшь?”. Он не видит внутренней связи между: “не можете придти” и новой заповедью любви, которая даётся для исполнения. Господь ещё раз повторяет, выявляя внутренний смысл, добавляя слова “теперь” и “после”: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною (Ин 13:36). “После” — после исполнения “новой заповеди”, но Пётр не может вместить этого, как каждый, не освободившийся от своего “Я”. Он опять задаёт вопрос: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя (Ин 13:37). Чтобы идти за Христом, необходимо приложить усилия, чтобы не на словах, а действительно отречься от самого себя; прежде чем “положить душу свою” за другого, надо так возлюбить его, как возлюбил Христос: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15:13–14). Отрекающийся от себя только на словах — отрекается от Господа. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:38). Пётр — как и предсказал Христос — “после” пошёл за Ним, “после” понял, о каком “камне” говорил ему Иисус: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Об этом он напишет в своём Первом Соборном послании (1 Пет 2:3–10). Он поймёт, что он — Пётр, “камень” только во Христе, в истинном Камне, в единстве с Ним, подобно Иоанну, Приступая к Нему, камню живому как живые камни (1 Пет 2:4–5).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

О неумеренном возлиянии вина речь в данном случае не идет. Евреи очень умеренно потребляли вино, причем только сухое. И пили его, разбавляя наполовину водой. В древности вино составляло одну из существенных частей в питании, тем более, что еда, в основном, была овощная, и вино содействовало перевариванию пищи. Кроме того, Иисус Христос и Его Мать не стали бы участвовать в брачном торжестве, если бы там было возможно пьянство. Нехватка угощения за столом – страшный позор для восточного человека. Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же€но? еще не пришел час Мой ( Ин.2:3-4 ). Без всякого сомнения, Божия Матерь просит Своего Сына помочь молодым, чтобы их праздник не был омрачен, хотя по форме Ее слова являются как бы простым сообщением. Живя тридцать лет вместе, Дева Мария знала, что Иисус сумеет помочь людям в беде. По сути же, Ее разговор со Христом является первым случаем ходатайства за нуждающихся перед Своим Сыном – Богочеловеком. Слово же€но является очень уважительным обращением к горячо и нежно любимой матери. Таким же словом «же€но» Иисус обращается к Своей Матери в последние минуты Своей земной жизни (см. Ин.19:26 ). Господь сказал: Что Мне и Тебе, Же€но? ( Ин.2:4 ). На первый взгляд, это отказ с выражением упрека, но после этих слов Божия Матерь сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте ( Ин.2:5 ). Следовательно, Она восприняла слова Сына не как отказ, а как готовность исполнить Ее просьбу, хотя Сам Иисус считал, что Его время еще не настало: Еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ). У евреев, как и у многих восточных народов, были приняты частые омовения. Поэтому в доме было шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры ( Ин.2:6 ). Мера или «бат» равнялись нашим полутора ведрам. Общая вместимость водоносов могла быть до 25 ведер. Иисус велел их наполнить до верха. Невольно Он сделал этих служителей свидетелями чуда. Затем Иисус говорит слугам: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду… ( Ин.2:8-9 ). Начальник пира не ведал, что произошло, попробовал новое вино, которое ему принесли, и оказался очень удивлен его хорошим качеством и даже был раздосадован, что лучшее угощение оставили на конец пира, когда уже все достаточно насытились: Распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются (не в смысле опьянения, а в смысле насыщения), тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе ( Ин.2:9-10 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Прежде всего мы узнаём о единосущии Отца и Сына: «Я и Отец — одно» ( Ин. 10:30 ). Это все христиане должны прочно усвоить, введя догмат о единосущии Троицы в Символ Веры. Приняв это исходное положение, мы можем извлечь из Евангелия информацию о функциональных различиях между Первым и Вторым Лицами Троицы. «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу» ( Ин. 5:30 ). «…как заповедал Мне Отец, так и творю» ( Ин. 14:31 ). Обратим внимание на следующую фразу: «Если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:15 ). Заметьте: прощает не Сын, а Отец — вот одно из функциональных различий. А может ли случиться такое, что Сын захочет простить кого-то, а Отец его не простит? Нет, этого никогда не произойдёт: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ). Когда Христос судит кого-то или возвещает что-то, Он судит и возвещает Сам, но от имени Отца, давшего Ему безграничные полномочия. «…Я не один, но Я и Отец, пославшийМеня» ( Ин. 8:16 ) и «…Как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин. 8:28 ). Вот в чём суть: Отец — воля, а Сын — исполнитель воли, но такой исполнитель, который всегда знает, в чём состоит эта воля. Это следует из Его собственных слов: «…Отец во Мне…» ( Ин. 14:10 ). Если Отец в Сыне, то и воля Отца в Сыне, и Сыну незачем каждый раз спрашивать Отца, чего Он хочет — Сын получает ответ изнутри себя самого. Что открывает нам Христос о своей земной миссии? Об этом всё сказано в одной фразе: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Все остальные места Евангелия, имеющие отношение к земному служению Христа, лишь развивают и детализируют это фундаментальное Откровение. Церковь сформулировала его в виде догмата Спасения, вошедшего в Символ веры: «Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася, распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена, и воскресшаго в третий день по писанием, и восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Фома Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады. Имя его имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др.-греч. Δδυμος – Дидим). Близнецом именуется апостол и в Евангелии ( Ин.11:16 ; Ин.20:24 ; Ин.21:2 ). Одно из толкований этого именования дает историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещенного в Цветной Триоди: «Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец». Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском ( Ин.21:1-2 ), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком. О том, что он был избран Христом одним из двенадцати апостолов, сообщается у евангелистов Матфея, Марка и Луки ( Мф.10:2-4 ; Мк.3:14-19 ; Лк.6:13-16 ), и это не единственные упоминания о нем в Священном Писании. Когда Иисус Христос намеревался идти в Иудею, чтобы воскресить Лазаря, жившего до своей смерти, с сестрами, в Вифании близ Иерусалима ( Ин.11 ), Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с ним» ( Ин.11:16 ), поскольку апостолы знали, что иудеи хотели побить камнями Христа. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа (отсюда и известный фразеологизм «Фома неверующий»): «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). После восьми дней Господь явился апостолам, среди которых в этот раз был и Фома, показал Свои раны со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Святой апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ).

http://azbyka.ru/test/apostol-foma

Так поступают и экуменисты. Они берут, например, некоторые священные тексты (вроде Ин.17:21 ), но не ищут добросовестного толкования и смысла заповеданного Богом единства верующих. Одновременно они намеренно замалчивают ряд других священных текстов ( Лк.12:51 ; Тит.3:10 ; 2Ин.1:0 ), где разделение прямо предпочитается небоугодному единству. «Да будут все едино!» ( Ин.17:21 ) — лозунг экуменистов. Этими евангельскими словами они стараются придать авторитет и привлекательность своему «грандиозному» плану объединения разномыслящих в вере, не требуя от них догматического единомыслия в истинной вере. Но почему же они не приводят 9й стих из той же Первосвященнической молитвы Спасителя, откуда видно, что моление Спасителя — «да будут все едино», не относится ко всем людям вообще, а лишь ко всем истинно верующим в Него? О них именно молится Господь, чтобы они не отступили от Истины, но составляли бы одно нерушимое единство вместе со всеми верными Ему людьми всех времен, — следовательно, и со всеми будущими поколениями, которые будут исповедовать истину. Вот собственные слова Христа: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне… Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» ( Ин.17:9, 11 ). «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино» ( Ин.17:20—21 ). Из этих слов Спасителя ясно, что лишь правильно верующие во Христа могут составлять истинное единство. Еретики же не могут входить в это созданное Христом единство! Еще выразительнее объясняет Спаситель, какое единство имеет Он в виду, говоря: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Для единства верующих во Христа образно указано то идеальное единство, которое существует между Сыном, воплощенной Истиной ( Ин.14:6 ), пришедшим свидетельствовать об Истине ( Ин.18:37 ), и Отцом, Который есть Истина ( Иер.10:10 ), и Святым Духом — Духом истины ( Ин.15:26 ). Все три Ипостаси Божественной Троицы суть едино, ибо все Они суть Истина. Отсюда следует, что и верующие могут быть едины только во исповедании Истины. Помимо Истины не может существовать подлинное единство, а лишь фиктивное «единство»!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Так точно и Иосиф Аримафейский, «знаменитый член совета», один из самых богатых Иерусалимлян, значит – достаточно независимый, и не дерзнул быть явным учеником Господа Иисуса. И сколько могло быть таких!.. Что до народа, из иудеев вообще и иерусалимлян в особенности, то веровавшие в Господа Иисуса явились с первого появления Его в этом городе, но подозрительна была их вера: «сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех;... знал Он, что в каждом человеке» ( Ин.2:24 и далее). Правда, толпы их сопровождали Его из Иудеи в Галилею, отыскивали и находили Его на берегах Галилейского озера, примыкали к толпам из других местностей и подолгу не отходили от Него ( Мк.3:7, 8 ); но несмотря на то, это не вело ни к чему существенному: не нашлось искренно и безусловно преданных учеников – иерусалимлян. Едва ли может подлежать сомнению, что они следили за Ним лишь из одного суетного желания – «видеть знамения», которых так часто и настойчиво требовали от Него ( Ин.6:26 ), или даже из более корыстных побуждений: «Иисус сказал им – истинно, истинно говорю вам, вы ищете меня потому, что ели хлеб и насытились». По крайней мере, то не может подлежать сомнению, что ни одно пребывание Господа Иисуса в Иерусалиме не обходилось без того, чтобы Иудеи не поднимали на Него своих рук и не искали убить Его ( Ин.5:16, 18 ; Ин.7:1 и далее, Ин.7:25, 30 ; Ин.8:59 и пр.). Озлобление против Него всего сильного и влиятельного среди еврейства Чем дальше шло дело, т. е. чем яснее обнаруживались дух и направление учения Господа Иисуса, тем сильнее развивалось озлобление против Него книжников и особенно фарисеев. Ни в чем, ни в слове, ни в деле, не был Иисус нарушителем Моисеева закона. Вся жизнь Его, чистая и светлая, была открыта для всех, и Он имел все право говорить Своим слушателям: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Закон, данный Богом, был для Него святыня, за которую Он стоял крепче, чем все они вместе взятые: «не дал ли вам Моисей закона? – и никто из вас не поступает по закону» ( Ин.7:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Эти исцеления уникальны (см. чудеса: значение для апологетики) тем, что всегда были немедленными и полностью успешными; неизвестно, чтобы происходили рецидивы, а болезни были с медицинской точки зрения неизлечимы, как в случае слепого от рождения ( Ин. 9 ). Иисус даже воскресил из мёртвых несколько человек, в том числе Лазаря, тело которого уже начало разлагаться ( Ин. 11:39 ). Иисус превращал воду в вино ( Ин. 2:7 и далее), ходил по воде ( Мф. 14:25 ), умножал хлебы ( Ин. 6:11 и далее), вернул слепому зрение ( Ин. 9:7 и далее) и паралитику – возможность ходить ( Мк. 2:3 и далее), изгонял бесов ( Мк. 3:10 и далее), исцелил множество самых разных болезней ( Мф. 9:35 ), в том числе проказу ( Мк. 1:40–42 ), и даже в нескольких случаях воскрешал мёртвых ( Мк. 5:35 и далее; Лк. 7:11–15 ; Ин. 11:43–44 ). На вопрос, Мессия ли Он, Иисус указал на чудеса в качестве свидетельства, подтверждающего Его слова: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают» ( Мф. 11:4–5 ). Это сочетание чудес было заблаговременно предсказано пророками в качестве особого знака пришествия Мессии (см. Ис. 35:5–6 ). Никодим даже сказал: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Уникальность смерти. Смерть Христа была окружена событиями, представляющими собой чудеса (см. смерть Христа). В их число входила тьма, павшая на землю от полудня до трёх часов дня ( Мк. 15:33 ), и землетрясение, от которого разверзлись гробы и разодралась завеса в храме ( Мф. 27:51–54 ). То, как Иисус принял жестокие муки распятия, было чудом. Чудом было Его отношение к тем, кто Его мучил и издевался над ним, когда Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). Чудом, в сущности, было и то, как Он умер. Иисус сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её; никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» ( Ин. 10:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

9-10). «Мысль солгать Духу Святому» (Деян 5. 1-3) также была внушена Анании «отцом лжи», а предательство Иуды состоялось после того, как «диавол… вложил в сердце» его это преступное намерение (Ин 13. 2). Согласие Иуды предать Христа стало поистине сатанинским грехом, поэтому после этого сатана беспрепятственно входит в сердце предателя (Лк 22. 3). Иисус Христос прямо называет Иуду «диаволом»: «...не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин 6. 70). В обращенном к ап. Петру обличении: «Отойди от Меня, сатана» (Мф 16. 23) - Христос, по мнению некоторых толкователей, называет сатаной не апостола, а диавола, к-рый продолжал Его искушать и к к-рому Христос уже обращался с такими же словами (Мф 4. 10). «Он (Иисус Христос.- М. И.) взглянул на мгновение чрез Петра и увидел за ним прежнего Своего врага…» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 281). Ослепленные злобой иудеи приписывали бесоодержимость Иоанну Крестителю (Мф 11. 18; Лк 7. 33) и даже Самому Христу (Ин 8. 52; 10. 20). Однако бесноватый не может ни исцелять больных (Ин 10. 21), ни изгонять бесов (Мф 12. 24-29; Лк 11. 14-15). «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф 12. 26; ср.: Мк 3. 23-27). Иисус Христос побеждает диавола не «силой веельзевула, князя бесовского» (Мф 12. 24), а «Духом Божиим» (Мф 12. 28) - это значит, что «сильный», т. е. диавол, уже «связан» (Мф 12. 29), «осужден» (Ин 16. 11) и «изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Однако он не прекращает ожесточенной борьбы как с Христом (Ин 14. 30), так и с Его последователями. Он просит сеять апостолов, «как пшеницу» (Лк 22. 31). «Как рыкающий лев», диавол «ходит... ища кого поглотить» (1 Петр 5. 8); он имеет «державу смерти» (Евр 2. 14); христиан он «будет ввергать… в темницу» (Откр 2. 10). Апостолам, совершавшим дело евангельского благовествования, сатана чинит всяческие препятствия (1 Фес 2. 18). Поэтому, объясняет ап. Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6.

http://pravenc.ru/text/171673.html

Но основа все-таки лежит в проповеданном слове: «уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам» (3 ст.). Пребывание в Иисусе Христе Сыне Божием ведет за собою и пребывание во Отце, с Которым Он едино есть, Которого Он открыл нам, как Отца, и привел нас в общение с Ним. II, 25. Таким образом, реальное общение верующих с Сыном и Отцем состоит в том, что жизнь их действительно коренится в Боге, в Нем возрастает и достигает совершенства. Верующий получает не только весть о жизни, которая явилась в Сыне, не только одно теоретическое познание об Отце, Которого открыл Сын, но саму жизнь в собственное обладание; Он может сказать о Себе: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19 ), и вместе с Сыном – Отец. В общении с Отцем и Сыном верующий обладает жизнью вечною и всеми отдельными дарами, силами и благами. Пребывающий в Сыне и Отце делается причастником той жизни, которою живет Сам Бог, жизни божественной, вечной, стоящей не только выше всяких временных ограничений, но и по своему содержанию полной и неиссякаемой, так как свой корень и источник она имеет в Самом Божестве. Но и пребывание во Отце, и сообщение вечной жизни немыслимы без посредства Того, Кто Сам есть ζω ανιος, явившаяся миру ( 1Ин.1:2 ). Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Отец дал Сыну власть над всякою плотью, чтобы Он дал вечную жизнь всему, что Он дал Ему ( Ин.17:2 ). И это есть воля Пославшего, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную ( Ин.6:40 ). Сам Спаситель говорит, что слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ); поэтому Апостол Петр от лица всех учеников Господа торжественно исповедал: «Господи... глаголы живота вечного имаши» ( Ин.6:68 ). Но чтобы получить от Него жизнь вечную, необходимо прийти к Нему ( Ин.5:40 ) чрез искреннюю веру в Его свидетельство о Себе, в свидетельство о Нем Отца и Писаний ( Ин.5:17–47 ); а все это, взятое вместе, составляет основу апостольской проповеди об Иисусе, как Христе Сыне Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Скачать epub pdf Глава VIII Ин.8:1 .  Иисус же пошел на гору Елеонскую. Иисус же иде в гору Елеонску, избегая ночного нападения. Ин.8:2 .  А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Заутра же паки прииде в церковь , и вси людие идяху к Нему. И сед учаше их. Людьми называет здесь тех, которые говорили: «Сей есть воистину пророк» ( Ин.6:14 ), и тех, которые говорили: «Сей есть Христос»; а иудеи, негодуя на это, смотри, как лукавят. Ин.8:3–4 .  Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; Приведоша же книжницы и фарисее к Нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде, глаголаше Ему: Учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии; " Ныне» ( π´ ατοφρ – на месте преступления) значит – явно, открыто, так что не может ничего возразить. Ин.8:5–6 .  ...а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. ...в законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши? Сие же реша искушающе Его, да Быша имели что глаголати Нань. Зная, что Иисус Христос милосерд и сострадателен, они думали, что Он пощадит жену, и таким образом они будут иметь обвинение против Него в том, что Он противозаконно щадит ту, которая по закону должна быть побита камнями. Ин.8:6 .  Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая [им]. Так обыкновенно часто делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили. Ин.8:7 .  Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Якоже прилежаху вопрошающе Его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде (первый) верзи камень на ню.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010