Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о поклонении Богу Ин.4:23–24 . «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Объяснение. Если бы сказано было поклоняться в одном духе и не было бы добавлено ещё и истине, то, конечно, телесные движения в деле молитвы были бы излишни; но ведь поклоняться в духе и истине значит без притворства и лицемерия: 1Ин.3:18 . Не духом, а только телом можно лицемерить, а что истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях, об этом нам свидетельствует и Слово Божие: 1Кор.6:20 ; Мф.28:9 ; Лк.22:41 ; Ин.13:15 ; Рим.12:1 . Деян.17:25 . (Бог)... «Не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё». Объяснение. Бог не требует служения, как нуждающийся в нём, но требует его как всеблагий Отец, создавший людей для блаженства и вечной жизни, которых они не могут иначе обрести, как только чрез служение Богу: Мф.4:10 . Не требует Бог жертвы для своего блага, но требует для нашего блага и потому ставит в пример вдовицу, пожертвовавшую всё, что она имела: Лк.21:2–4 . Не отрицается, а утверждается Священ. Писанием прославление Бога не одной душой, но и телом в молитве: 1Тим.2:8 ; 1Кор.6:20 . Деян.28:8 . «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошёл к нему, помолился и, возложив на него руки (свои), исцелил его». Объяснение. Отсюда видно, что было в обычае у апостолов возлагать руки на больных для сообщения им исцеляющей благодати Святого Духа. Сопоставляя это место с другими местами кн. Деяний, приходим к заключению, что в апостольские времена в Церкви Христовой возложение рук употреблялось для сообщения трояких даров: 1) общих всем верующим (без различия между мирянами и духовными): Деян.8:17; 2 ) свойственных различным ступеням священства, например, диаконам: Деян.6 :б; или пресвитерам: Деян.14:23 ; и 3) потребных для исцеления от болезней тела: – Деян.28:8 , но всё сие производит один и тот же Дух: 1Кор.12:11 . В этом же 8 ст. говорится, что святой апостол Павел помолился, да и вообще в книге Деяний часто молитва сопровождалась внешним, телесным действием – преклонением колен: Деян.7:60:9:40:20:36:21:5 ; отсюда вразумление тем, кто отвергает нужду и значение телесного поклонения: 1Кор.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» ин седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й. На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу» . К тропарям трипеснцев припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» ; к Богородичнам трипеснцев – припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию...». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию...», и ирмос канона праздника: «Яко одушевленному Божию кивоту...». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Еже от века таинство...». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными будничными припевами; см. Часослов). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Да веселятся Небеса...». «Благо есть...» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326). Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час. Примечание. «Ектения и 3 великия поклоны, без отпуста утрени, и дается святый елей братии, поется же и стихира самогласна. И час 1-й...» (Типикон, 25 марта).

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

Сектант: 3) Не нужно строить храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин. 4:21 ). Объяснения православного: 3) Христос, изгнавший из храма нарушивших святость его (Мк. 11:16), сказавший о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 17), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужений не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали самаряне ( Ин. 4:20 ), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев ( Втор. 12:13–14 ), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв. И слова Христа, обличающие непонимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа да у сектантов, врагов Креста Христова. Сектант: 4) Не нужно храмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:48 , Иса. 66:1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). Объяснения православного: 4) Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назарей разрушит место сие» ( Деян. 6:13–14 ), то есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет», что Он не связан одним каким-нибудь определенным местом, что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез. 43:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Исповедание мессианства Иисуса Христа – основание Церкви; Отличие святоотеческого истолкования Мф. 16:18 от учения Католической Церкви. (Сам ап. Петр в 1Петр 2:4 «камнем» называет Господа); Литургический аспект Мф. 16:19 ; Господь впервые открыто говорит о Своих страданиях, крестной смерти и воскресении. Прикровенные указания на это? Отношение ап. Петра к откровению тайны Мессии страдающего; Сопоставление Мф. 16:22–23 с искушением Господа в пустыне; Новая цель в воспитании учеников; Следование за Господом в крестоношении; Ин 6:69 : «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – исповедание ап. Петра, тождественное приведенному в Мф. 16:16 . Особенности в повествовании Ин (смысловые, событийные, географические). II. Преображение Господне. Связь со Страстями Смысловая связь с исповеданием ап. Петра. Обетование явления Царства Божия ( Мф. 16:25 ; Мк. 9:1 ; Лк. 9:27 ); Явление Мессии во славе; Свидетели Преображения. С кем и о чем беседовал Господь во время Преображения ( Лк. 9:32 )? Желание ап. Петра удержать явление Царства. Неуместность пожелания; Облако славы. Глас из облака; Явление Святой Троицы (литургическое толкование); Кондак праздника; Значение события в евангельской истории. II – 2 (14). Учение Господа по пути на Страсти: притча о добром самарянине, учение о покаянии, учение о молитве Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 91; 2, с. 198, 200, 203, 205, 210–213, 253–254; 3, т. 2, с. 130–134; 4; 5; 6; 7, с. 15; 15; 16] Домашнее задание Указать главы Евангелий, посвященные пути на Страсти. Значение слов: «динарий», «законник», «Закон», «священник», «левит», «фарисей», «мытарь». Понятие «ближний» в Ветхом Завете? Чем предваряется притча о добром самарянине ( Лк. 10:25–29 )? Содержание и толкование притчи ( Лк. 10:25–37 ) с. 126–129]. Призыв к покаянию (до Преображения) в служении: – Иоанна Крестителя; – Господа Иисуса Христа (ссылки на Евангелие обязательны); – Ответ Господа на обвинения фарисеев (Галилейский период: Мф. 9:11–13 и парал.). Указать в повествовании Лк. (Путь на Страсти) примеры истинного покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

«Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать. Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от масоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта – погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаж. Иероним). Ис.57:3 . Но при­близьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя пре­любо­дея и блудницы! Ис.57:4 . Над кем вы глумитесь? про­тив кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы пре­ступле­ния, семя лжи, «Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы... семя лжи». Вот в каких резких и энергичных выражениях пророка Исаия делает обращение к своим нечестивым современникам. Все эти образы и характерные выражения, будучи вполне понятными и сами по себе, на почве ветхозаветной теократии, где союз Израиля с Господом обычно уподоблялся интимному брачному союзу, приобретают особенную выразительность и силу, при сопоставлении их с новозаветными евангельскими параллелями ( Мф.12:39 ; Мф.27:25, 40 ; Лк.23:21 ; Ин.8:44 ). Особенно уместно вспомнить здесь известною характеристику иудеев, сделанную Самим Господом, в которой Он устанавливает их духовное родство с «с отцом лжи» ( Ин.8:41–44 ). Ис.57:5–11 . С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76 . Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг ( 1Цар.19:13 ; 4Цар.17:10, 31 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.23:17 ; 2Пар.28:3 ; Иер.2:20 ; Иер.3:6 ; Иер.19:2–6 ; Иез.16:20 ; Иез.20:26 ; Иез.23:37 ; и пр. и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вскоре после восшествия на Папский престол Л. вступил в конфликт с рим. знатью. По-видимому, причины конфликта были политическими или экономическими, т. к. противники Л. не выдвинули своего кандидата на Римскую кафедру. Намеки на заговор рим. знати против папы содержатся в переписке Алкуина с Арноном Зальцбургским, к-рый в 798 г. посетил Рим, чтобы получить паллий. Заговор возглавили видные чиновники папской курии - примицерий нотариев Пасхалий, племянник покойного папы Адриана I, и сацелларий Кампул, к-рые ранее посещали двор Карла Великого в качестве послов (упом. в послании папы Адриана I кор. Карлу Великому от 778 г.- Codex Carolinus. 61//MGH. Epp. T. 3. P. 589). 25 апр. 799 г. во время процессии (litania maior) в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Лючина), когда Л. проезжал близ греч. мон-ря св. Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите), заговорщики напали на него, стащили с коня, попытались выколоть ему глаза и отрезать язык, затем затащили его в монастырский храм и снова пытались изувечить. В Liber Pontificalis умалчивается о том, что в мон-ре св. Сильвестра состоялось низложение Л., обвиненного в лжесвидетельстве, симонии и блуде ( Alcuin. Ep. 179//MGH. Epp. T. 4. P. 297). Ночью понтифика перевезли в греч. мон-рь св. Эразма на Целии, где к нему вернулись зрение и слух (LP. T. 1. P. 4-5). Как долго продолжалось заключение папы, неизвестно. Согласно Liber Pontificalis, камерарий Альбин и другие верные люди помогли ему бежать и найти убежище в базилике ап. Петра. Вскоре представитель Карла Великого Вирунд, аббат Ставло и Мальмеди, и герц. Винигиз доставили Л. в Сполето (с учетом расстояния между Римом и Сполето это могло произойти в мае). Узнав об этих событиях, Карл Великий послал к папе архикапеллана Хильдебольда, архиеп. Кёльнского, и гр. Аскария (Аскерика). Л. решил лично отправиться на переговоры к франк. королю, к-рый находился в Падерборне и готовился к войне с саксами. До Падерборна папа ехал в сопровождении почетного эскорта кор. Италии Пипина. Хотя Л. был оказан торжественный прием (Карл Великий дал понять, что занимает сторону папы и не признаёт низложения), сравнение церемонии с визитом папы Стефана II (III) (752-757) к кор. Пипину Короткому указывает на то, что отношение короля к папской власти изменилось (в частности, он не придерживал уздечку и стремена, когда папа спешивался, и не вручил ему полагавшиеся дары). Л. подарил королю реликвии первомч. Стефана и освятил собор в Падерборне.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Иеросхимонах Рафаил! Вы же носите имя великого Архангела Божия Рафаила. Помните ли Вы, что в переводе значит это имя? Истинный путеводитель! А Вы куда ведете овец Христовых?! Если устрояемое Вами – обрыв в погибель, то явно препровождаете не к Жизни-Христу (Ин. 14:6). Слепые вожди слепых (Мф. 15:14), - называл Господь тех, кто не внял Его призыву войти в единение с Ним через Церковь – Тело Его Святое (1 Кор. 12:12; Рим. 12:4). Только в Церкви Свет и полнота истины. А все, что вне, — блуждания вспять: от света во тьму, - это дело как раз ослепших. А те, кого врачует сам Христос (Ин. 9:5-7), видят Свет, и Свет открывает им истину, и Истина наставляет на правый путь, и верные чада Христовы руководствуются голосом первопроходцев и патриотов Небесной отчизны, которые всегда были патриотами и родины земной (Рим. 9:3), — апостолов и святых отцов церкви Христовой. Таковые являются нашими Покровителями и молитвенниками, они ведут народ Божий в селения Небесные, — а Вы куда?! Себя не жалеешь, но народ-то причем? Столько десятилетий мучились под игом безбожников, а теперь разорители под клобуками и схимническими куколями им на смену пришли! Одумайся, иеросхимонах Рафаил! Подумай о любящем каждого и всем человеком хотящем спастися и в разум истины прийти ( 1 Тим. 2:4) Христе Боге. Как же Он любит каждую душу! Не губи, умоляю, ни своей и ни чьей души! Каждая – достояние Христово. Покайся во дни Великого поста. И радостию друг друга обымем. Христос Воскресе из мертвых! Как же не последовать за Христом? Вернитесь, дорогие наши любимые братья и сестры во Христе, в Его Единую Святую Соборную и апостольскую Церковь! это мать. Не отдавайте Святую на поругание хамам. (Быт. 9:25). Не слушайте вы этих бредней! Вернитесь на истинный путь правды и Света. Не питайтесь вы этой блевотиной (Притч. 26:11), поумнейте! Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак. 1:5). Взыщите, дорогие, спасительную пищу, исцеляющую и укрепляющую на узком пути (Мф. 7:14) спасения, единственно ведущем к жизни вечной с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

http://pravoslavie.ru/102555.html

«О совершенно известных между нами событиях» – περ τν πεπληροφορημνων ν μν πραγμτων, т.е. о событиях, совершенно закончивших свое течение. Некоторые понимают глагол πληροφορεν в смысле «приводить к полной уверенности», но такое значение имеет этот глагол только в приложении к лицам (например, Рим.4:21 ; Кол.4:12 ), а не к событиям. «Между нами», т.е. между христианами. Лк.1:2 .  как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, «Как передали нам...». Это – придаточное предложение, относящееся к первому стиху и разъясняющее, чем в своих повествованиях руководились «многие». «Как» – точнее: «соответственно тому как» ( καθς). «Передали». Значит, предание, и именно устное, было источником, из которого почерпали материал для своих повествований «многие». От кого шло это «предание» – сказано в следующих словах. «Бывшие с самого начала», т.е. с самого начала тех «событий» (стих 1) или с открытия общественного служения Христа роду человеческому, которое совпадает с призванием апостолов (Евфимий Зигавин; ср. Ин.15:27 ; Деян.1:21 и сл.). «Очевидцами и служителями Слова». Здесь подразумеваются апостолы и те ученики Христовы, которые сопровождали Христа, начиная с самого выступления Его на общественное служение. Так как они сначала уже были очевидцами всего, что совершал Христос, то они же впоследствии, по вознесении Христа, сделались и проповедниками Евангелия (слова το λγου в смысле «учения», «проповеди» ср. Деян.14:25 ). У синоптиков термин «слово» в смысле обозначения второго Лица Святой Троицы, как у Ин.1:1 , не встречается. Блаженный Феофилакт из этого стиха делает вывод, что евангелист Лука не принадлежал к числу учеников Христовых, но сделался христианином в позднейшее время. Но он, конечно, мог собрать вполне точные сведения о жизни Христа от апостола Павла и других апостолов и родственников Христа (ср. Евсевий Кесарийский , «Церковная история», V, 8). Лк.1:3 .  то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Только Такой Бог может спасти человека! В основе правильного исповедания Лиц Святой Троицы также лежит принцип спасения: если Сын и Святой Дух не равны Отцу, то честное, истинное исповедание невозможно, ибо Бог недоступный, далёкий, не снисшедший к Своему гибнущему в грехах чаду — ложный бог! И все ереси, чем бы они ни были вызваны, в конце концов так или иначе были направлены на то, чтобы окончательно оторвать грешников, даже в их уповании, от горнего Отечества, которое приблизилось к ним для возрождения жизни (Мф 3:2; 4:17). Другими словами, тщились украсть Воскресение — средоточие Евангелия. Господь Сам свидетельствовал о единстве желания, слов и дел во взыскании и спасении погибших Своих чад: когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить (Ин 10:38); Я сказал вам, и вы не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (Ин 10:25). Откровение о Боге, о Его сокровенном желании проявлялось во времени постепенно. Сначала в пророчествах, в “образах и сенях” Ветхого Завета; затем непосредственно в Воплощении, Рождестве, Обрезании и Крещении Христа. Сильно и удивительно оно звучало в Его проповедях, исцелениях, страдании, Кресте, смерти. И наконец, откровенно торжествующе — в Воскресении и Вознесении. Всё это обращено лично к каждому человеку. За каждой Божией мыслью, словом, делом стоит поиск пропавшего, оживление мёртвого и дарование общей с Ним вечной жизни. Благая Весть — это поиск в человеке хотя бы малой причастности к Божией любви: в памяти ли, в смутном желании, страдании или в печали о её утрате, хотя бы и еле заметной. Поиск в человеке живого следа Божьего сыновства, уже неспособного к самостоятельному бытию, так как оно растрачено, попрано тлением и распадом. У пророка Исаии и в Евангелии такая внутренняя обречённость, опустошённость человека уподобляется уже надломленной, а значит, бесплодной тростинке и еле курящемуся, как бы готовому вот-вот угаснуть льняному фитильку (Ис 42:3; Мф 12:20). Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Человек — это желание”. Желанием раскрывается для нас и Господь. Свидетельствуют об этом желании дела, которые Он творит. Поэтому вся жизнь Христова на земле была утверждением Евангельской истины: людей, сидящих в тени смертной (см. Мф 4:16), достиг дар милостивой любви Бога, прощающего за счёт Самого Себя .

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

25, 26), может так и остаться непроросшим и потому бесплодным (Ин. 12, 24). У других же, попадая на добрую землю, дает всходы и приносит соответствующий плод. То есть, деятельная устремленность верующего к тому, чтобы изобразился в нем Христос (Гал. 4, 19), является необходимой для раскрытия в нем полученных в таинстве даров благодати. Это раскрытие и означает искомое приобщение Духу Святому. Притча о " закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все " (Мф. 13, 33), наглядно выражает характер этого таинственного приобщения человека Духу Святому в Церкви и действительное значение в этом процессе таинств. Как закваска, положенная в тесто, может оказать свое действие постепенно и при вполне определенных условиях, так и " закваска " благодати таинства, иначе говоря, Дух Святой может " переквасить " в " новое тесто " (1 Кор. 5, 7) и изменить, сделав своим причастником, некогда плотского, хотя и крещеного, человека в духовного (1 Кор. 3, 1-3) не моментально, не магически, но при исполнении им вполне конкретных духовно-нравственных требований, указанных в Евангелии. От христианина, таким образом, получившего талант благодати оправдания даром (Рим. 3, 24), зависит как умножение этого таланта, что и есть сопричастие Духу Божию, так и погубление его в земле своего сердца (Мф. 25,18). Однако и то, и другое употребление термина означает не различие в понимании святости, но лишь оценку одного и того же явления с разных сторон. Новозаветное употребление термина исходит из того, какими призваны быть верующие, как получившие дар благодати Крещения и давшие при этом " обещание Богу доброй совести " (1 Пет. 3, 21), хотя в настоящий момент они еще и плотские, то есть грешные и несовершенные. Церковная же традиция, принимая это новозаветное именование, увенчивает ореолом славы и христиан, евангельской жизнью осуществивших (Иак. 2, 17) свое призвание. И это не только педагогический шаг Церкви, это и акт доктринальный. Причисляя христианина к лику святых, Церковь этим не просто предлагает еще один пример веры и жизни, дает живое назидание всем верным чадам, но исповедует и утверждает великую истину христианской религии о богоподобной природе человеческого существа и указывает на характер той веры, которая способна возвести христианина силою Святого Духа в состояние обетования, состояние Нового Адама, гармоничного, обладающего естественными, то есть богоподобными свойствами.

http://radonezh.ru/analytics/svyatye-kak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010