Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:33–36). Об этом напоминает всем Христос Своим возвращением за Иордан перед восхождением в Иерусалим в повествовании апостола Иоанна Богослова (Ин 10:40), а в синоптических Евангелиях — во время пути на Страсти из Галилеи в Иерусалим. И пока Он оставался там, где явился миру во славе Святой Троицы, откуда начал Свое служение, многие пришли к Нему (Ин 10:41) и приняли то, что свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель, как истинное: и многие там уверовали в Него (Ин 10:42). Когда Иисус, узнав о болезни Лазаря, призвал учеников идти опять в Иудею, они начали прекословить Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин 11:8). И только Фома сказал не как сопровождающий Учителя на смерть, а как следующий Его путем: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16). Здесь — “с Ним” — со Иисусом, а не с Лазарем 30 . Фома не отделяет Его Страсти от Его славы, как сыны Зеведеевы, просившие почетных мест в Царстве (Мф 20:20–21; Мк 10:35–37), в его словах — понимание сокровенного смысла Нового Исхода: “через Страсти Господь входит в славу Царства” 31 . Дом Пасхи Пасха по-еврейски буквально значит ‘переход, перемена места’. В Ветхом Завете Пасха — праздник в воспоминание перехода Израиля из “дома рабства” в земле египетской в Землю Обетованную, текущую молоком и медом, красу всех земель (пасхой также называли жертвенного пасхального агнца). Ветхозаветный Исход завершился чудесным переходом сынов Израилевых через Иордан напротив Иерихона. На этом же месте — начало Нового Завета с Новым Исходом. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28). На месте ветхозаветной Вифавары, дома перехода, является миру Новый Пасхальный Агнец во славе Святой Троицы, чтобы спасти мир от смерти греха, уничтожив ее “жало” Своей добровольной смертью. Он начинает Домостроительство новой Вифавары — нового Дома Пасхи. «Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Чин чтения двенадцати Евангелий – очень древний. Еще в первые века христианства это Богослужение в Иерусалимской Церкви совершалось в течение целой ночи, а Святое Евангелие зачитывалось в разных местах, связанных с описываемыми событиями: на Елеонской горе, на которой Господь учил учеников Своих перед страданиями, в Гефсиманском саду, где Спаситель был схвачен, и на Голгофе, где был Он распят. Всю ночь люди с горящими свечами шли по крестному пути Господа и сопереживали Страстям Христовым. Но, вспоминая страдания Спасителя, Церковь Христова одновременно воодушевляется несказанным торжеством скорого пречудного воскресения Господа. И потому мы с вами уже в первом Евангельском чтении слышали строки, в которых говорится о неизреченной славе Спасителя: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем ( Ин.13:31 ). И пусть пред людским взором сейчас стоит крест – древо страданий Христовых, но в сиянии Божественной славы он становится Животворящим и Жизнеутверждающим Крестом Господним, преобразуясь из орудия позорной казни в благодатный источник нашего спасения, в Древо жизни. Чем ближе в Евангельских чтениях мы подходим к крестным мукам Спасителя, чем сильнее боль нашего сопереживания Ему, тем возвышенней звучит прославление Христа в антифонах, следующих за каждым из двенадцати страстных Евангелий. Мы сопереживаем событиям земной жизни Господа. Вот мысль о предательстве уже созрела в помыслах Иуди ных, и сатана вошел в него. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей ( Ин.13:27 ). И вот Господь взят стражниками, предстал пред первосвященником Каиафой, оклеветан, поруган: Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам ( Мф.26:67 ). От Каиафы повели Иисуса Христа в преторию. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? ( Ин.18:29 ). Страдания и унижения Господа умножаются: И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся Царь Иудейский! И били Его по ланитам ( Ин.19:2–3 ). Прозвучал однозначный вывод Пилата, сделанный для иудейского народа: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины ( Ин.19:4 ). Но в злобном исступлении настроенная книжниками и фарисеями, преисполненная ненависти толпа ожесточенно кричала в ответ: возьми, возьми, распни Его! ( Ин.19:15 ). Пилат же, убоявшись, принимает страшное решение: Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели ( Ин.19:16 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии — слово ибо ( показывает причинную связь: принятие свидетельства Христа есть подтверждение того, что Бог истинен, потому что Иисус говорит слова Божии. Ибо не мерою дает Бог Духа — поскольку Бог Отец не мерою дает Духа Сыну, Сын говорит слова Божии, ср. 1:32. Отец любит Сына и все дал в руку Его — о любви как отношении между Отцом и Сыном см. 10:17; 15:9; 17:23–24,26. Иисус обладает полной властью действовать во имя Отца. Верующий в Сына имеет жизнь вечную — кульминация главы. Вера или неверие в Сына решает всё. Иоанн непосредственно связывает веру и вечную жизнь, в то время как апостол Павел вводит “промежуточное” понятие праведности, или оправдания. Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем — единственное место в Ин, где говорится о гневе Божием. В НЗ это эсхатологическое понятие, но у Иоанна оно, так же как и жизнь вечная, относится к настоящему времени (см. Рим 1:18). Суд над людьми происходит в зависимости от их отношения к Иисусу, и как только это отношение веры или неверия установлено, выносится приговор или к вечной жизни, или к гневу Божиему. То, что этот приговор вступает в силу уже сейчас, не отменяет его эсхатологического значения. 8. Самарянка (4:1–42) Эпизод с самарянкой не имеет параллели в синоптических Евангелиях, хотя обращает на себя внимание особый интерес Луки (Лк и Деян) к самарянам и к женщинам, — как и ко всем вообще людям, к которым было принято относиться с пренебрежением. Додд 15 указывает, что диалог в ст. 31–34 схож по форме с диалогом в Мк 3:31–35 (семейные отношения как образ духовного родства) и в Мф 4:1–4=Лк 4:1–4 (как и в Ин, пища как образ духовной жизни). Речь, обращенная к ученикам, напоминает Мф 9:37–38 и все притчи о зерне и урожае, в особенности Мк 4:3–9,26–29,30–32. Синоптические Евангелия указывают на близость великого урожая, который в них рассматривается как событие будущего: хотя Царство Божие уже живет среди людей в служении Иисуса, оно еще как бы первоначальное зерно. В Ин этот временной интервал исчезает (настанет время и настало уже). У Иоанна Царство Божие не уподобляется лежащему в земле зерну, но представляет дар и вызов современникам Иисуса — воду живую, вечную жизнь и служение в Духе.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (ср.: Зах.1:3 ; Флп.2:12 ; Еф.2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, жаждут, и наготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ; ср.: Ис.55:1 ; Ис.12:3 ; Иоиль.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпаюшие ее из источников спасения ( Ис.55:1 ; ср.: Ис.21:3 ; Ис.40:29–31 ). Ту же истину выразил Господь наш в Ин.15:1–7 . Он назвал себя там «виноградной лозой», а учеников своих «ветвями». И сказал Господь: «пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин.15:4 ). Ясно, что людям необходимо быть в теснейшем единении со своим небесным учителем, чтобы преуспевать в добре. Кто же «не пребудет» со Христом, «извергнется вон, как ветвь, и засохнет» ( Ин.15:6 ), несмотря на то, что Господь пролил кровь свою «во оставление грехов» всего мира ( Мф.26:28 )). Подобным образом Ап. Павел сравнивает людей в их естественном, безблагодатном состоянии с «дикой маслиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

А об ожесточении фараона можно сказать, «что ожесточен был египетский тиран, это не в том смысле надо понимать, будто Бог нарочно силою Своею влагал в душу его ожесточенное противление, но что так произошло потому, что произволение его, по склонности ко злу, не принимало слова, имевшего целью умягчить его ожесточение» 30 . Как видим, доводы, представленные Кальвином, не совсем соответствуют букве Святого Писания. Слова Спасителя: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин. 6:44 ), «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» ( Ин. 15:16 ) и слова апостола Павла: «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ) – дали основание заявить Кальвину, что «те, кто утверждает, что учение о спасении распространяется на всех людей без исключения, жестоко заблуждаются» 31 , а также заключить, что благодать Божия действует на людей избирательно, а удостоившиеся ее не в силах ей противостоять. Однако приведенные цитаты никак не подтверждают учение Кальвина о безусловном предопределении и безусловном действии благодати Божией в деле спасения человека, а тем более о насильственном привлечении человека к Богу. Они лишь подтверждают то, что ничего в мире не происходит без ведома Бога и Его воли. Ведь в тех же главах содержатся и слова Спасителя: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» ( Ин. 6:40 ). Слово Божие учит, что благодать Божия, получаемая нами по заслугам Искупителя, распространяется на всех людей и является всеобщей: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:3–4 ); «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух... Ибо Я не хочу смерти умирающего... но обратитесь, и живите!» ( Иез. 18:31–32 ); «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Во-вторых, великое ослабление веры и любви христианской, усиленная деятельность антихриста, который многими чудесными действиями прельстит многих и объявит себя Христом, но, в конце концов, будет побежден силою Иисуса Христа ( Мф.24:24, 24:10–12 ; 2Фес.2:3, 4, 8, 9, 11 ; Откр.19:19–21 ). В-третьих, усилившиеся бедствия народов, странные знамения в природе ( Мф.24:29 ); наконец, после всего этого явление Сына Божия на небесах во славе с Ангелами ( Мф.24:30–31 ). Тогда соберутся все народы от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф.24:31 ). В этих последних словах указывается на воскрешение тел человеческих, которое имеет быть в «последний день». Воскрешение тел совершится таким образом: разрушенное, вследствие смерти, на составные части тело, будет восстановлено и воссоединится снова с той самой душой, которая обитала в нем во время земной жизни его. Конечно, для такого восстановления тела и воссоединения его с душою не требуется, чтобы абсолютно все материальные частицы тела были восстановлены, так как и при жизни тела от него часто отделяют материальные части, однако тело не прекращает своего существования. О воскрешении тела Слово Божие учит ясно и определенно. В Ветхом Завете праведный Иов надеялся на воскрешение плоти (19:25–26). Эта же надежда укрепляла в страданиях и семерых братьев с матерью, о которых рассказывается во второй книге Маккавеев (7:9). Эта же надежда утешала Марфу при гробе Лазаря ( Ин.21:24 ). Сам Иисус Христос обещал воскрешение тела в «последний день» тем, которые достойно будут причащаться Его тела и крови ( Ин.6:54 ). Он говорит: «наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Особенно ясно говорит Апостол Павел о воскрешении тел в 15 главе первого послания Коринфянам; здесь он, между прочим, высказывает такие слова: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (15:44:53).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Ин. 5:19, 8:16, 7:18, 6:36 . Я ничего не могу и пр.: уверение в справедливости суда, который имеет произвести Сын Божий Господь Иисус Христос, уверение, выраженное в общем положении, ещё ранее высказанном (ст. 19; см. прим. к сему стиху). «Слова сии и им подобные, как и выше сказано, указывают на равенство Сына с Отцом. Я не могу творить ничего нового и чуждого от Отца: ибо Я не имею ни воли, ни силы, отличной от Отчей» (Феофил.). – Как слышу: от Отца, который, по силе единения Его с Сыном и любви к Нему, открывает Ему Себя совершеннейшим образом (ст. 20, ср. 3 и прим.), так что посему суд, производимый Христом, есть вместе суд и Бога Отца, и потому этот суд совершенно праведный, правильный, справедливый. – Ибо не ищу Моей воли и пр.: суд Мой мог бы быть неправедным в одном только случае, если бы, слыша или зная волю и определение Божие, Я не последовал бы этой воле Отца, а творил бы волю Свою, отдельную и несогласную с волею Отца; но этого не может быть, ибо воля Отца есть воля и Моя, они совершенно согласны между собою и противоречия или разногласия между ними быть не может (ст. 19). Следовательно, суд Мой – суд Божий и, следовательно, суд праведный. «Я так сужу, как бы и Сам Отец судил... Нет у Меня хотения иного, отдельного от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему, как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне; ибо суд тем и другим производится с одною мыслью. – А что Он беседует об этом человекообразно, и этому не удивляйся: ведь иудеи ещё считали Его простым человеком» (Злат.). 31. Ин. 5:31 . Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Ин. 8:54 . Если Я свидетельствую и пр.: оправдание самосвидетельства Господа о равенстве Своём с Отцом, с сильным обличением неверия иудеев – до 47 ст. Связь дальнейшей речи с предшествующею такова: что Я сказал о равенстве Моём как Мессии Сына Божия с Богом Отцом Моим, то несомненно истинно. Но если вы не верите Моему свидетельству о Себе Самом, то для полного уверения вашего у Меня есть другие свидетели о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Хула на Духа Святого – 1) упорное и сознательное отвержение спасительной  благодати Божьей; 2) поношение или отрицание бытия третьего Лица Пресвятой Троицы; 3) богохульство вообще. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». ( Мф.12:31–32 ). Под хулой на Духа Святого Богочеловек Иисус Христос подразумевал отрицание, оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого – оскорбление Своего человечества. Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Хула на Духа Святого – это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати. Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго К основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя Афанасия Великого , святителя Василия Великого , святителя Иоанна Златоуста , преподобного Исидора Пелусиота , преподобного Симеона Нового Богослова и блаженного Феофилакта Болгарского . Святитель Афанасий Великий (293–373) Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера. В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий ( Ин.13:31 ).

http://azbyka.ru/xula-na-duxa-svyatogo

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых нномыслящими с Православной Церковью в вопросе о толковании Священного Писания Ин. 5:39 . «Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Объяснение. Писание, читаемое без исследования, может возбуждать недоумения, и могут быть некоторые места толкуемы ошибочно: 2Пет.3:16 . Посему-то и требуется при чтении Писания руководство более сведущих учителей и пастырей Церкви: Тит.1:9 ; Деян.8:30–35 ; 2Пет.1:20–21 . Что в деле спасения необходимо не одно новозаветное, но и ветхозаветное Писание, об этом свидетельствуется: Ин.5:45–46:20:30 . 2Пет.3:16 . «Как он (апостол Павел) говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания». Объяснение. Главная причина «неудобовразумительности» в Писании заключается в том, что разум Божий безмерно превосходит разум человеческий: Ис.55:8–9 ; 1Кор.3:19 ; поэтому люди, не усвоившие главных истин Христова учения, тем более не могут усвоить деталей этого учения: 1Кор.2:14 . Отсюда глубоко заблуждаются те, кто не признаёт необходимости руководства в деле спасения Священным Преданием, хранимым и передаваемым Церковью: 1Тим.3:15 ; 2Пет.1:19–20 ; Деян.8:30–31 ; 2Фес.2:15 . 1Ин.2:27–28 . «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться перед Ним в пришествие Его». Объяснение. Эти слова нужно разуметь не в отношении к каждому члену Церкви порознь, так как в ней есть и дети, имеющие нужду в научении, дети, по возрасту и по знанию требующие наставления, вразумления и учения, для всего этого есть и должны быть в Церкви отцы, учители, воспитатели, пастыри духовные: Еф.4:11–12 ; Рим.10:14–15 . Не всякий и взрослый может понимать по надлежащему Писание: Деян.8:30–31 ; 2Пет.1:20 ; 1Кор.8:2 , потому что в нём есть нечто неудобовразумительное: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010