Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51 , и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29 . В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29 ; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8 . 1Кор.10:20–21 . «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20 ; Пс.105:35:38 ; Вар.4:7 ; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25 ; Мф.26:26–28 . 1Кор.11:25–27 . «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55 ; 1Кор.10:16 , так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34 . Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28 . Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скачать epub pdf Глава 6 Отшествие Иисуса Христа в Галилею и чудесное насыщение Им народа в пустыне (1–15). Чудесное укрощение бури (16–21), прибытие в Капернаум (22–24) и беседа о хлебе жизни (25–71). 1. Ин. 6:1 . После сего пошёл Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. Мф. 14:13, 21:1 . 2. Ин. 6:2 . За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Ин 4:45 . После сего пошёл Иисус и пр.: из всех событий от второй ( Ин. 5:1 ) до третьей ( Ин. 6:4 ) во время общественного служения Христова Пасхи и даже до праздника кущей после этой третьей Пасхи ( Ин. 7:2 ) ев. Иоанн описывает только (в 6 главе) два – чудесное напитание хлебами и чудесное хождение Господа по морю и излагает одну речь Христову о хлебе жизни, тогда как первые три евангелиста описывают очень много событий из продолжительного времени тогдашней деятельности Христа в Галилее, судя по сравнению их хронологии с хронологией Иоанновой. Значит, здесь в ряду повествований Иоанновых перерыв, и – очень длинный, простирающийся на события почти целого года: ибо беседа по исцелении расслабленного при Вифезде была на второй Пасхе ( Ин. 5:1 ), а события, описываемые в 6 главе, – перед третьей Пасхой ( Ин. 6:4 ). Значит, выражение Иоаннова повествования, что после сего пошёл Иисус на ту сторону моря Галилейского и за Ним последовало множество народа не так нужно понимать, что это случилось непосредственно после беседы по исцелении расслабленного и народ пошёл за Ним из Иерусалима, а так, что после помянутой беседы Господь ушёл из Иерусалима и Иудеи, пришёл в Галилею и там жил и действовал, как повествуют первые три евангелиста, долго и много; перед третьей Пасхой Он пошёл однажды к морю или на ту сторону ( πραν) моря Галилейского, Тивериадского, и за Ним в это время следовало множество народа. – Моря Галилейского: см. прим. к Мф. 4:18 , – В окрестности Тивериады: собственно – моря Галилейского, Тивериадского (по другому названию). Морем Тивериадским Иоанн называет море Галилейское и в другом месте Евангелия – Ин. 21:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 7 1–13. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. – 14–53. Выступление Христа в храме и Его речи. Ин.7:1 .  После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. На празднике Пасхи, о приближении которого Иоанн упоминал в предыдущей главе ( Ин.6:4 ), Христос, очевидно, не был. Он путешествовал в это время и в летние месяцы, следовавшие за означенной Пасхой, по Галилее, так как в Иудею идти в это время было для Него опасно ввиду враждебных замыслов со стороны иудеев. На время этого галилейского путешествия приходятся события, о которых рассказывается в Евангелии Матфея ( Мф.15 ) и Марка ( Мк.7:1–8:10 ): спор с фарисеями о преданиях старцев ( Мф.15:1–20 ), путешествие Христа по верхней Галилее до границ Финикии, где Он исцелил дочь хананеянки, возвращение оттуда в северо-восточную область Галилейского моря и второе насыщение народа, после чего Христос со Своими учениками переправился через море в страну Далмануфскую, находившуюся в области Геннисаретской ( Мф.15:21–39 ; Мк.7:24–8:10 ), где фарисеи и саддукеи потом требовали от Него знамения с неба. В это именно время, между возвращением в страну или область Геннисаретскую и тем требованием знамения, с каким фарисеи и саддукеи обратились ко Христу, и совершилось, по всей вероятности, отшествие Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Ин.7:2 .  Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. О празднике Кущей см. комментарии к Лев.23:33 и сл. Ин.7:3 .  Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин.7:4 .  Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Из слов братьев Христа (о братьях Христовых см. комментарии к Мф.1:25, 13:55 ) видно, что они знали, с одной стороны, об уменьшении последователей у Христа в Галилее ( Ин.6:66 ), с другой, о том, что в бытность Свою в Иерусалиме Господь собирал вокруг Себя большое число слушателей ( Ин.3:26, 29, 4:1 ; ср. Ин.2:23 ). «Там, в Иерусалиме, – говорят Христу братья, – Тебе только и можно теперь найти Себе учеников, если Ты вообще имеешь каких-либо учеников!» Перед теми именно учениками Христос и должен совершать Свои дела, потому что тамошние жители надежнее, чем легкомысленные галилеяне. Нужно Христу идти в Иудею и потому, что Он высказывает притязание на титул Мессии, ибо только в Иерусалиме люди в состоянии оценить как должно деятельность Христа. Там, в Иерусалиме, Мессия должен объявить об открытии Своего Царства и оттуда владычествовать над всей израильской землей и над целым миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между тем смотри, какое у них развращение и упорство. Когда Он проповедовал и учил словами, они говорят: «какое же Ты дашь знамение» ( Ин.6:30 )? А когда представлял доказательства в делах, тогда говорят Ему: «если Ты Христос, скажи нам прямо». Таким образом, когда вопиют дела, они ищут слов; а когда учат слова, прибегают к делам, всегда настаивая на противном. А что они спрашивали не с тем, чтобы знать, это показал конец. В самом деле, на Того самого, которого считали столько достоверным, что принимали Его свидетельство даже о Себе самом, – на Того самого, едва только изрек Он несколько слов, тотчас начали бросать камни. Значит и то, что они окружили Его, и то, что настоятельно спрашивали, – делалось с лукавством. Да и самый образ вопроса являл в них великое недоброжелательство. «Скажи нам прямо, – говорят, – если Ты Христос»? Хотя всегда, бывая во время праздников, Он все говорил «прямо» и ничего не говорил тайно, однако же они для того обращаются к Нему с льстивыми словами и говорят: «долго ли Тебе держать нас в недоумении», чтобы, вызвав Его, опять найти какой-нибудь повод к обвинению. А что они всегда спрашивали Его с этой целью, – не для того, чтобы научиться, но чтобы уловить Его в словах, – это видно не отсюда только, но и из многих других мест. Так и тогда, когда они приступили и спрашивали: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет» ( Мф.22:17 ), и когда беседовали о разводе с женою, и когда спрашивали о той, о которой говорили, что она имела семь мужей, – они были уличены в том, что предлагали вопросы не с желанием знать, но со злым намерением. Но в тех случаях Он обличает их, говоря: «что искушаете Меня, лицемеры» ( Мф.22:18 ), – показывая тем, что Он знает их тайные намерения; а здесь ничего такого не говорит, научая нас не всегда обличать наветников, но многое переносить с кротостью и незлобием. Итак, поскольку безумно было требовать свидетельства слов, когда проповедовали о Нем дела, то послушай, как Он им отвечает, частью указывая на то, что они без нужды этого требуют и не для того, чтобы научиться, частью показывая, что Он уже дал ответ более ясный, чем на словах, то есть, ответ в делах. «Я сказал вам, и не верите, – говорит, – дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» ( Ин.10:25 ). Это самое часто говорили между собою и умереннейшие из них: «как может человек грешный творить такие чудеса?» ( Ин.9:16 ); и опять: не «может бес отверзать очи слепым» ( Ин.10:21 ); и также: «таких чудес... никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин.3:2 ). И видя знамения, которые Он творил, говорили: «это Христос» ( Ин.7:41 ), а другие говорили: «когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» ( Ин.7:31 ). Да и эти самые (которые теперь спрашивали) хотели уверовать в Него на основании дел, говоря: «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» ( Ин.6:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ин.10:9–10 . «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52 . Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9 , люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17 , Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26 , и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–2 . Ин.10:29 . «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5 ; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14 ; 2Кор.4:3–4:3:14 ; Еф.4:18 . Ин.12:36 . «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них». Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10 . Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31 ; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21 ; 1Ин.2:11 . 1Пет.5:6–7 . «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1 ; 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:24–25 . «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.8:25 .  Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Фарисеи уже несколько раз слышали заявление Христа о Своем достоинстве и, показывая, что все это им прискучило, с пренебрежением спрашивают: «кто же Ты?» ( σ τς ε); Они как бы хотят побудить Христа высказаться яснее. Но Христос не отвечает им на вопрос, а с гневом бросает им слова: «Прежде всего, что Мне и говорить с вами!» ( τν ρχν τι κα λαλ μν). Христос говорит иудеям, что они недостойны и слушать Его слова, до того они упорны (толкование свт. Иоанна Златоуста , Евфимия Зигавина и др. отцов) 28 . Ин.8:26 .  Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Христос только что указал на тщетность Своих обращений к иудеям: что бы Он ни говорил им, они оставались невосприимчивыми. Поэтому Он должен бы не отвечать на их запросы, а судить их за упрямство – они сами вызывают Его на это. Но Он не хочет судить, Его назначение совершенно иное ( Ин.3:17, 8:15 ) – Он пришел спасать мир, следовательно, и врагов Своих ( Ин.5:34, 40 ). А это Он делает через возвещение воли Божией о спасении людей, чем Он и занят был во все те дни ( Ин.7:14, 33 и сл.; Ин. 8:12, 31 ). Да, Он мог судить фарисеев, но Пославший Его истинен, верен Своим обещаниям, исполняет их. Посему и посланный Им Христос не дает Себя увлечь в суетные пререкания с фарисеями, так как это отвлекло бы Его от Его великой задачи. Он будет возвещать миру только то, что слышал и продолжает слышать от Пославшего. А слышит Он о том, что Бог хочет спасти людей. Ин.8:27 .  Не поняли, что Он говорил им об Отце. Так как Христос в этот раз называл Бога только «Пославшим Его», а не прямо «Отцом», то не удивительно, что фарисеи не хотели понять, что Христос говорил им о Своем Отце – Боге. Ин.8:28 .  Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Христос не обращает внимания на такое непонимание. Он снова начинает говорить (ср. стих 21) о Своем удалении от народа, но на этот раз изображает Свое удаление не как добровольное, а как дело насилия со стороны иудеев, к представителям которых Он сейчас обращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О переставлении гор см. комментарии к Мф.17:20 . Мф.21:22 .  и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Ср. Мк.11:24 ). Слова Спасителя имеют здесь приблизительно тот же смысл, как и в Мф.7:7 . Мф.21:23 .  И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? (Ср. Мк.11:27–28 ; Лк.20:1–2 ). Как мы видели, это событие нужно относить ко вторнику, когда Христос возвратился в Иерусалим. Он ходил в здании храма ( περιπατοντος ατο – Марк) и учил (Матфей и Лука). В это время, по словам Матфея, подошли к Нему первосвященники и старейшины, а согласно Марку и Луке, еще и книжники. Нужно думать, что это была официальная депутация от Синедриона. Златоуст говорит: «Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но в том же смысле ( Ин.2:18 )». О знамениях начальники храма теперь не просят, как при первом очищении храма ( Ин.2:18 ), потому что тогда Христос не был еще известен как Великий Чудотворец. Но теперь Он совершил уже много знамений, которые также подводятся под общее выражение τατα . Мф.21:24 .  Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; (Ср. Мк.11:29 ; Лк.20:3 ). На вопрос начальников Спаситель не дает прямого ответа. Он отвечает контрвопросом, от ответа на который зависело и решение вопроса, предложенного первосвященниками и старейшинами. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос начальников Самому, Он предлагает ответить на него им. «Спрошу вас об одном» ( λγον να) – дам вам один вопрос, скажу только несколько слов, не более. Мф.21:25 .  крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? (Ср. Мк.11:30–31 ; Лк.20:4–5 ). Когда Иоанн проповедовал и крестил, то власти послали священников и левитов допросить, кто он ( Ин.1:19 и сл.). Это, в сущности, равнялось вопросу, какой властью он это делает и кто дал ему эту власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы сознаём чрезвычайную трудность вопроса, ибо 42 г. н.э. противоречит общепринятым представлениям истории. Однако надеемся, что найденная дата истинна, так как она получена на основе свидетельства Евангельской Истины и Священного Предания, ибо мы не раз убеждались, что Евангелие «Само о Себе свидетельствует» (Ср. Ин. 8:14 ). Впрочем, есть некоторые подтверждения. Так например, перепись населения в Палестине, при которой родился Иисус Христос, была в правление Сирией Квиринием ( Лк. 2:2 ). Пульпий Сульпипий Квириний (по латыни Квирин) был прокуратором Сирии от 6 г. до 11 г. н.э., и умер в Риме в 21 г. н.э. с.134]. Из принятой даты распятия 42 г. н.э. следует, что Рождество Христово было либо в 7 г., либо в 8 г. н.э. Если принять, что Благовещение Пресвятой Деве – 25 марта – было в пятнипу (как полагает св. Димитрий Ростовский ), то Рождество Христово – в воскресенье – 25 декабря 5515 г. (7 г. н.э.). Тогда число лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 34 года и 88 дней. Если же положить, что Благовещение было в воскресенье, то Рождество Христово – во вторник, 25 декабря 5516 года (8 г. н.э.) 21 . Известно, что Антиохийский епископ Феофил (176–186 гг.), введший один из первых эру от «Сотворения мира», указывал дату Рождества Христова – 5515 г. от с. м. Эта эпоха получила название антиохийской. Знаменитая александрийская богословская школа применяла своё счисление лет, по которому Рождество Христово соответствовало консульскому году Сульпиция Камериана и Гая Поппея, а это 9 г. н.э. В Священном Писании содержится неоспоримое свидетельство о времени пришествия и страдания Христа-Владыки – это пророчество Даниила-пророка. Посмотрим, как эти пророчества согласуются с принятой датой? В 9-й главе читаем: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет постановление о восстановлении Иерусалима, до Христа-Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Феофил.). Этим было сказано всё, произнесён был приговор над всей дальнейшей историей народа еврейского, и Пилат предал, наконец, Его им на распятие. Некоторые подробности об этом предании передаёт ев. Матфей ( Мф. 27:24–25 ), которыми здесь и нужно дополнить сказание Иоанново. – И взяли и повели: т. е. обвинявшие, чрез посредство своих рабов и римских солдат, которые должны были совершить казнь. 17. Ин. 19:17 . И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; Мф. 27п. 18. Ин. 19:18 . там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Мф 27п. Неся крест: сначала Сам нёс, а потом Симон Киринеянин (ср. Мф. 27 и парал.). – Голгофа: см. прим. к Мф. 27:33 . – Распяли Его: см. прим. к Мф. 27:35 . – По ту и по другую сторону: см. прим. к Мф. 27:38 . 19. Ин. 19:19 . Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Мф. 27п. 20. Ин. 19:20 . Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Лк. 23:38 . 21. Ин. 19:21 . Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Ин 19:15, 12, 18:39 . 22. Ин. 19:22 . Пилат отвечал: что я написал, то написал. Сказания краткие первых евангелистов Иоанн восполняет некоторыми частными чертами относительно надписи на кресте. – Написал, т. е. приказал написать, надпись и поставил на кресте: по римскому обычаю осуждённый на распятие нёс во время пути к месту казни дощечку с надписью на ней той вины, за которую он осуждён на распятие; по распятию эта дощечка прибивалась к верхнему рогу или концу креста. Этим обычаем воспользовался Пилат, чтобы ещё раз уязвить членов Синедриона. Так как они обвиняли Господа в том, что Он присвоил Себе царское достоинство, то Пилат и приказал написать эту Его вину, в посрамление Синедриону: Царь Иудейский распят по требованию представителей народа иудейского! – Надпись сделана была, вопреки обычаю, на трёх языках: еврейском – национальном, местном; греческом – общераспространённом, и римском – языке победителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Узнаете вы, что Я в Отце...». Знание здесь имеется в виду опытное или основанное на опыте. Это познание апостолы получат из явлений Христа по воскресении ( Ин.20:21 ; Деян.1:3 ), из показания или свидетельства Ангелов, явившихся тотчас по воскресении и вознесении Христа, и, наконец, из собственного внутреннего опыта апостолов, которые почувствовали после воскресения Христа, что существует теснейшее общение между Христом и Отцом и между ними и Христом. Ин.14:21 .  Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Несколько расширяя здесь круг лиц, которые могут удостоиться, подобно апостолам, Его явлений, Христос говорит, что для того, чтобы быть достойным такого явления, нужно соблюдать заповеди Христа. В таком соблюдении заповедей человек проявляет свою любовь ко Христу, а за эту любовь он будет возлюблен и Отцом, и Христом, Который и будет такому человеку являться. «Искренно любящие не могут долго оставаться без свидания» (архиепископ Иннокентий). Ин.14:22 .  Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Здесь речь Господа снова прерывается. Апостол Иуда, которого евангелист отличает от упомянутого в Ин.13:30 Иуды Искариота, не понимает, почему Христос хочет явиться только апостолам. Очень вероятно, что Иуда усмотрел в предыдущих словах Христа указание на Его второе пришествие, которого ученики ожидали в непродолжительном времени, и поэтому ему казалось странным, что Христос при этом втором пришествии, которое Он Сам же изображал как пришествие во славе ( Мф.25:31 ), явится только верующим в Него. Об апостоле Иуде (Иаковлеве) см. комментарии к Мф.10:3 . Некоторые (например, Сильченков) видят здесь указание не на апостола, а на брата Господня Иуду («Прощальная беседа», с. 191), но с таким мнением нельзя согласиться, потому что во всей беседе Господь обращается только к апостолам, которых Он избрал ( Ин.15:16, 19 ), а братья Господни до Его воскресения «не веровали в Него» ( Ин.7:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010