Одиннадцатый член символа веры Чаю воскресения мертвых. Тексты ,,Дорога в очах Господних смерть святых Его». ( Пс. 115:6 ). „Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». ( Притч. 2:23 ). „Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываиотся, но надежда их полна бессмертия». ( Притч. 3:1–4 ). „Оживут мертвецы Твои, Господи, возстанут мертвые тела». ( Ис.26:19 ). „Мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин. 5:25; 6:29 ). „Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными». ( 1Кор. 15:51 ). „Когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». ( 2Кор. 5:1 ). „Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит такь, что оно будет сообразно славному телу Его». ( Флп. 3:20–21 ). „Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем». ( 2Тим. 2:11–12 ). Изречения „Самое общее достояние людей надежда; ею владеет и тот, у кого ничего не осталось». (Фалес). „Дух есть единственная реальность, на которую мы имеем доказательства». (Д. С. Милль.). „Из всех добродетелей надежда есть по преимуществу христианская добро-детель и может служить лучшим показателем, христиане мы или нет. Многие обладают милосердием, т. е. общей добротою сердца или даже известной долей веры, но нет у них постоянной надежды, постоянного влечения к небу». (Рескин). „Долго я сопротивлялся, – наконец сдался: когда ветхий человек обращается в прах, новый возстает. И пока ты не слышишь слов: умри и возстань», ты лишь усталый гость на пиршестве». (Гете). „Если твари низших степеней разрушаются для возсоздания, умирают для новой жизни, – человек ли, венец земли и зеркало неба, падет во гроб для того только, чтобы разсыпаться в прах безнадежнее червя, хуже зерна горчицы?» (Филарет, М-т М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

По учению св. апостола Павла, ветхозаветный «закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр.10:1 , ср. Кол.2:17 ) и «был детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ). Заключая в себе образы важнейших событий и предметов новозаветных, хотя подобные тени или легкому очертанию их, Ветхий Завет в различных лицах, действиях, установлениях религиозных живописал будущия тайны новоблагодатной Церкви Христовой, которые в ней и нашли полное и ясное выражение свое, и тем имел целью – приготовить еврейский народ к восприятию великих и чудных дел Божиих, имевших открыться при явлении царства Мессии – Сына Божия. Для достижения этой цели Господь Бог употреблял не только обетования и пророчества, но и прообразования, имевшие прямое отношение к Мессии. Что Бог действительно сделал многие события Ветхого Завета образами событий, имеющих быть в Церкви Христовой, разительные доказательства этого представляют нам сам Иисус Христос , св. евангелисты и апостолы, которые многие места из ветхозаветных священных писаний прилагали в прообразовательном смысле к событиям и лицам новозаветным ( Ин.3:14–15 ; Мф.12:39–40, 16, 4 ; Гал.4:22–26 ; Кол.2:11 ; 1Кор.10:1–2 ; Евр.6:20–7, 25 и мн. др.). На этом основывается так называемый типический или прообразовательный смысл Священного Писания или такое разумение его, что исторические лица, события и обряды Ветхого Завета, имея современно-исторический смысл, вместе суть предварительные образы или знаки, Богом определенные представлять собою будущие события, касающиеся лица Иисуса Христа, установлений Его и судеб основанной Им Церкви. В ветхозаветных сенях и гаданиях, между прочим, многочастно и многообразно предызображены дивный образ нашего спасения чрез крестные страдания Сына Божия и само орудие – древо Креста. Различные прообразы Креста Христова потщились всячески указать и выразуметь богомудрые отцы, также учители Церкви Христовой и выразили свое понимание в толкованиях Священного Писания и в прекрасных песнопениях и молитвах для прославления крестных страданий и смерти Иисуса Христа в установленные праздники. Мы поставляем задачей этого очерка указать по церковным песнопениям Православной Церкви предызображения креста Христова в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Предисловие Многие из святых отцов о сердечном делании, блюдении помыслов и хранении ума сказали различными словами, как каждый из них научен был Божией благодатью, но одинаково по смыслу, восприняв прежде слово Самого Господа, сказавшего: От сердца исходят помышления злые и оскверняют человека (см. Мф.15,19–20 ), и научившего внутренность сосуда очищать (см. Мф.23,26 ), и произнесшего, что в духе и истине подобает поклоняться Отцу (см. Ин.4,24 ). К этому же приводит и апостол, говорящий: Если молюсь языком, то есть устами, дух мой молится, то есть голос мой, ум же бесплоден. Помолюсь же духом, помолюсь же и умом (см. 1Кор.14,14–15 ). И это апостол завещал об умной молитве и еще подтвердил, сказав так: Хочу пять слов умом моим сказать, нежели тьму слов языком (см. 1Кор.14,19 ). И святой Агафон сказал: «Телесное делание – только лист, внутреннее же, то есть умное, – это плод». Страшное изречение произносит притом святой этот: «Всякое дерево, – говорит, – не приносящее плода доброго, то есть хранения ума, бывает срубаемо и ввергаемо в огонь (см. Лк.3,9 )». И еще сказали отцы, что [если] кто устами только молится, о уме же небрежет, тот молится воздуху, ибо Бог внимает уму. И Варсонофий Великий говорит: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку – всуе трудится во внешнем». И святой Исаак телесное делание без умного назвал подобным неплодной утробе и сосцам сухим, ибо к познанию Бога, – сказал он, – приблизить оно не может. И многие святые отцы говорили так, и все согласны в этом; так и блаженный Филофей Синаит, говоря об иноках, только [внешнее] делание имеющих, по простоте же не ведающих мысленной брани, побед и поражений и потому небрегущих об уме, повелевает молиться о них и научать, чтобы как они от исполнения злых дел удерживаются, так в еще большей мере очищали бы ум, который есть зрительная сила души. Ведь прежде бывшие святые отцы от всего соблюдали ум и обрели благодать, и в бесстрастие и чистоту душевную пришли, не только отшельники и во внутренних пустынях в уединении жившие, но и в монастырях пребывавшие, – не только от мира далеко отстоящих, но и в городах находящихся; как Симеон Новый Богослов и старец его Симеон Студийский посреди царствующего града 1 , в большой Студийской обители (в таком многолюдном городе!), как светила, просияли дарованиями духовными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ) . Поминовение усопших — богоугодное действие ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших. Смерти – как исчезновения, или прекращения существования – нет; физическая (телесная) смерть состоит во временном разлучении души и тела . Смерть человека – это завершение земного пути, своеобразный рубеж: после него душа продолжает существовать в виде развоплощенного духа. Если человек умер в вере, в праведности, он, по благости Божьей, становится наследником вечной блаженной жизни. Как сказал Господь Иисус Христос, « Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век » ( Ин.11:26 ). Заметим, что умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкв и. Учение Церкви о поминовении усопших Православная Церковь учит, что не все ее члены после телесной смерти находятся в состоянии блаженства ( Мф.7:21 ). На основании обещания Господа Иисуса Христа ( Мф.21:22 ), древней церковной практики, основанной на Предании святых апостолов, православные христиане, движимые любовью, молятся о своих единоверцах, и не только о них. Возможность уверовать и изменить свою жизнь сохраняется у каждого человека до его смерти. Душа усопшего, не достигшая Царства Небесного и оказавшаяся в аду, не может самостоятельно освободиться от адовых уз. Однако её участь может быть изменена по молитвам о ней со стороны членов Церкви: она может получать некоторое утешение, пребывая в аду, но может, в итоге, и обрести Царство Божие, достичь состояния блаженства. Те, кто умирают, находясь в тесном благодатном единстве с Богом и Его святыми, переселяются после смерти в райские обители и могут ходатайствовать перед Богом за живых. Любовь не умирает Плодом жизни любого человека является только одно – любовь , которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до  Страшного Суда , усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких.

http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» (229) – май 2022 26 мин., 28.05.2022 Библиография. «Фома» – май 2022 Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2022. FOMA.RU Обложка : Пейзажное фото (Marc-Olivier Jodoin/Unsplash), где рука указывает на дальний берег широкой реки, из-за которого светят мощные, проникающие повсюду, лучи невидимого солнца. На уровне неба - надпись: ХОРОШО НАМ быть с Тобой. Внизу обложки - обозначение актуальной темы: ОТ ПАСХИ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ: О ЧЕМ НАПОМИНАЕТ ЭТО ВРЕМЯ (См. в разделе «Вера» статью диакона Игоря Цуканова «От Воскресения до Вознесения. Что происходило в эти 40 дней?» - С.28-39). Пролог : Леонид Мартынов. « В эту душную ночь ..»). Стихотворение. 1949. Фото//Фома. - – май 2022. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. - – май 2022. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 17 мая. Юбилей воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви. лет назад, преодолев длившийся 80 лет раскол, Русская Православная Церковь Заграницей воссоединилась с Русской Православной Церковью. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали в Храме Христа Спасителя Акт о каноническом общении. Зарубежная Церковь вошла в Московский Патриархат как самоуправляемая «в делах пастырских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских»]. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.4; 1 мая. Фомина неделя. [Фомина неделя — так в Церкви называют воскресенье, следующее за Пасхой. В этот день христиане вспоминают уверение апостола Фомы. Во время первого явления воскресшего Господа Своим ученикам апостола Фомы не было среди них. И когда он услышал их рассказ, то сказал, что не поверит, пока сам не не увидит раны от гвоздей и не вложит руку в рану на ребре Спасителя. И вот спустя несколько дней Господь снова является ученикам, и апостол Фома тоже был среди них. Обратившись к нему, Господь сказал: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:27-28) ]. Ил.: Неверие Фомы. Мозаика. Италия, Венеция. Собор святого Марка. XII в. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-229-...

Синаксарь во Святой Великий Четверг ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ Стихи на Божественное умовение: Ученикам на вечери мыл ноги Бог, Нога Которого потом на (древо) опиралась, когда-то запрещенное в Эдеме. Стихи на Тайную Вечерю: Двойная вечеря: ибо вмещает пасху ветхую И Пасху новую — Владыки Кровь и Тело. Стихи на необычайную молитву: Молитва — труд до (капель) крови на лице, Христе, Отцу молился Ты открыто, Страшился смерти, этим обманув врага. Стихи на предательство: Обманщики людей! Зачем нужны мечи и колья Против Того, Кто добровольно умрет, чтоб мир спасти? Святые отцы, всё премудро устроившие, преемственно от божественных апостолов и Священных и Божественных Евангелий заповедали нам в святой и Великий Четверг вспоминать четыре (события): 1) Божественное умовение (ног); 2) Тайную Вечерю и установление Святых Таин; 3) необычайную молитву и, наконец, 4) предательство. Поскольку иудейская пасха приходилась на вечер пятницы, а (этой) прообразовательной (пасхе) уместно было сопровождаться и явлением истинной в том, чтобы Агнец — Христос принес Себя в жертву за нас, — то Он, по словам святых отцов, ел пасху с учениками раньше времени, в вечер четверга. Ибо это навечерие и вся пятница считаются у евреев одним днем, — так они исчисляют сутки. [Как говорят некоторые, в том числе и святой Златоуст], Господь с апостолами совершили ее и тогда по закону: во-первых, стоя, препоясанными и обутыми в обувь свою, опираясь на посохи, (соблюдая) и прочее, что повелено, — чтобы не сочли Его нарушителем закона. Приготовил же всё Зеведей — он и был человек, несущий кувшин воды (Мк. 14, 13; Лк. 22, 10), по мнению Афанасия Великого, хотя другие думают иначе. Потом, когда уже наступила ночь, Господь, открывая ученикам превосходнейшее, преподал им в горнице и таинство новой Пасхи. Во время вечери, говорит (Евангелие), Он возлежал с двенадцатью (ср.: Ин. 13, 2; Мф. 26, 20). — Очевидно, не это была законная пасха, потому что (здесь) вечеря, возлежание, хлеб и вино, а там все испеченное на огне и опресноки, (была же она) прежде начала вечери [ибо так пишет божественный Златоуст].

http://pravoslavie.ru/1866.html

Скачать epub pdf Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Наума [Наум.2:1–3:5]/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1894. Т. 3. 8. С. 211–226 (1-я пагин.). (Продолжение) —211— напр., Иудеи думали, что надобно разрывать одежды при хуле на Бога. Когда Христос Спаситель говорил, что Он – Сын Божий, то Каиафа разорвал одежду на себе и воскликнул, говоря: хулу глагола ( Мф.26:65 ). То же сделали и божественные ученики Павел и Варнава, находясь в Ликаонии. Когда они исцелили одного больного и видевшие это событие поражены были изумлением, то жрецы хотели принести им (апостолам), как богам, жертвы и говорили: Бози уподоблшеся человеком снидоша к нам. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермия : понеже той бяше начальник слова ( Деян.14:8–12 ). А поскольку совершаемое ими было некоторого рода богохульством, то они, последуя иудейским преданиям и неписанным обычаям, разодрали одежды свои. Но как не вытекающий из закона и совершенно бесполезный, этот обычай подвергается порицанию. Посему иудеям, соблюдающим его, но удаляющимся от истинного благочестия, Бог всяческих говорил: обратитеся ко мне всем сердцем вашим, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша ( Иоил.2:12:13 ). Как у некоторых был обычай разрывать одежды, когда кто-нибудь злословил; так был обычай – дуть в лицо больных какою-либо болезнью. Это делали в особенности и весьма странно те, которые обыкновенно производили заклинания и показывали вид, что они рачительными припевами (волшебными) освобождают страждущих от духов (нечистых) и от болезней. Вот из этого свойственного им обычая и берет образ и говорит: взыде вдыхаяй в лице твое, очевидно Кир и отъемляй от оскорбления, ибо, как я сказал, некоторые воображали, что они могут сделать это дуновением в лицо других. —212— Согласно с мудростью и истиной будет сказать, что власть диавола и тиранствовавшего над нами греха стеснена, и смерть как бы взята в плен и тление уничтожено совсем; ибо восшел из ада и воскрес Христос, вдыхаяй в лице святых апостолов и говоря: приимите Дух Свят ( Ин.20:22 ). Таким образом мы освободились от всякого зла, и, сделавшись причастниками Св. Духа, возвращаемся к древней красоте естества и духовно преобразуемся в первый образ; ибо при содействии Духа в нем воображается Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Глава 9 1. Исцеление слепорожденного 1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. История исцеления слепорожденного занимает в 9-й главе Евангелия от Иоанна сравнительно небольшое пространство: всего семь стихов (1–7). Однако оставшаяся часть главы (стихи 8–41) является прямым продолжением этой истории. Таким образом, собственно рассказ о чуде занимает около 1/6 данной главы: все остальное – это богословский комментарий к нему. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения» В Евангелиях упомянуты многие случаи исцелений от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 иМф. 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мр. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мр. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). И Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21 :14Лк. 7:21). Однако только в Евангелии от Иоанна рассказывается об исцелении человека, слепого «от рождения». В других случаях мы не знаем никаких подробностей о слепых, которых исцеляет Иисус: от рождения ли они были слепыми или стали таковыми на каком-то этапе своей жизни, и если да, то по какой причине. Можно предположить, что слепой, описываемый Иоанном, – единственный слепорожденный из всех упоминаемых в Евангелиях слепцов. Поэтому рассказанная Иоанном история имеет особый смысл, отраженный в восторженных словах самого исцеленного: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» ( Ин. 9:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Содержание    Слава Богу! — Всегда была и есть надежда хотящим спастися; и в нынешнее время явилась благодать Святого Духа. Как виноградная лоза на неплодной земле, в стране Сибирской, Томской губернии, в округе Кузнецка Сарчумыского форпоста, от родителей благочестивых, из дворян, отца Алексея, матери Домникии, родился сей юноша Петр и вырос в добром воспитании в доме родителей своих. Потом находился в военной службе; напоследок предал себя самого на службу Господу Богу во иноческую жизнь, да предстоит как свеча одушевленная пред Богом, в радость и торжество Ангелам, со всеми угодившими Богу. Имея 20 лет от рождения своего, он выполнил Божии заповеди. Воистину желателен для Господа Иисуса Христа такой служитель и много приятнее Ему всяких вещественных даров, приносимых Ему во храмах, хотя и они благоприятны Ему. Хотя Господь знает спасать всех желающих спастися, во всяком звании, со всем тем — как небо разнствует от земли, так мирское обычное супружеское житие отстоит от чистого иноческого пребывания, к которому Христос всех приглашает, глаголя: «Продаждь имение твое и дай нищим... и гряди вслед Мене» (Мф. 19:21).    Но верою и любовию ко Христу Спасителю нашему; ослепила очи наши суета века сего более, чем слепорожденных младенцев, хотя мы сами знаем многих великих святых прославленных, которые в иноческом чине Богу служили. О, какое великое благо — пойти вслед Христа и по Его хотению проводить свою жизнь, и по смерти, на бесконечные веки в неизреченной Его славе и радовании, при Нем быть, по глаголу Самого Христа Господа: «хощу, да идеже буду Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12:26) О неоценимое достоинство служить Христу, все достоинства превосходящее! И юноша Петр предызбрал себе его в здешней стране, один из толикого множества народа, послушав Христа зовущего, и управил житие свое в угождение Христу.    Сам Господь Иисус Христос был послушлив Отцу Своему даже до смерти: выполняя веления Отца Своего, смирил Себя до бесконечного уничижения, оставил небеса и небесное богатство, жил на земли в нищете. И блаженный юноша Петр, поревновав святых отец житию, возлюбил единого Христа; для Него, подобно святому апостолу Павлу, «вся уметы быти вмени» (Флп. 3:8) и всех своих любезных родных, и отца, и мать, и братьев, и сестер остаи вил, от друзей и от всего сладкого и красного житеиского, прельщающего на сем свете, удалился и вселился в пустынные пределы, по слову преподобного Илариона Великого: «прилепися к пустыне, как бы к матери своей любимой... Мать твоя молоком тебя воспитала, пустыня научит тебя любить Бога всем сердцем и напоит тебя разумом духовным, которым упремудришься провождать жизнь свою в самобеднейшей нищете и злострадании постническом».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4135...

Тайная вечеря, будучи одним из важнейших событий священной истории Нового Завета и моментом установления главного христианского таинства – Евхаристии – находилась, и находится в центре внимания библеистов и литургистов. Не умолкают споры относительно того, была ли она пасхальной трапезой или нет; как исторический день ее совершения соотносится с днем Пасхи того года и т. д. Настоящий доклад посвящен отнюдь не богословскому осмыслению Тайной вечери как таковой и не обычному для исследователей евангельской хронологии вопросу о времени ее совершения, но лишь краткому анализу представлений литургистов конца XIX–XX веков о возможном чине Тайной вечери и о соотношении этого предполагаемого чина с чином Евхаристии ранних христиан. Наиболее раннее из сохранившихся описаний Тайной вечери содержится в 1 Послании св. ап. Павла к Коринфянам, где, помимо прочего, сообщается о том, как во время этой вечери Господь Иисус Христос установил совершение Евхаристии ( 1Кор 11:23–29 ). Кроме ап. Павла, о Евхаристии, совершенной на Тайной вечере, говорят евангелисты Матфей, Марк и Лука ( Мф. 26:6–30 ; Мк. 14:22–26 ; Лк. 22:14–20, 39 ). В повествовали о Тайной вечере в Евангелии от Иоанна установление Евхаристии не упоминается (по крайней мере, прямо; тем не менее, ряд экзегетов усматривают те или иные литургические мотивы в рассказе об умовении ног ученикам), поэтому мы не рассматриваем соответствующие главы Евангелия от Иоанна – также как и не имеющую очевидной связи с чином Тайной вечери и чином раннехристианской Евхаристии, но крайне важную для богословия Евхаристии беседу Христа в Капернаумской синагоге о Хлебе небесном ( Ин. 6:24–66 ). Названные четыре повествования трех синоптиков и ап. Павла, будучи бесценным свидетельством о первой Евхаристии в истории, являются и важнейшими источниками по истории христианского евхаристического богослужения; в той или иной форме рассказ о Тайной вечере входит в состав подавляющего большинства анафор – евхаристических молитв Церкви, т. е. именно того материала, который в наибольшей степени привлекает внимание литургистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010