III. Царство славы будет в будущей жизни. В сем Царстве будут праведники и верующие: и видех небо ново и землю нову ( Откр.21:1 ). Праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца ( Мф.13:43 ). Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первем ( Откр.20:6 ). Любовью здесь управляемы будут верные: ибо вера и надежда в смерти престанут, а любовь вечно пребудет ( 1Кор.13:13 ). § II Царство греха. О нём пишет Апостол: да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле ( Рим.6:12 ). Из сего царства никто не исключён: в беззаконних, – говорит Давид, – зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя ( Пс.50:7 ). Истинный Христианин до конца жизни противится царству сему, всячески старается сбивать оковы, грехом налагаемые, и при содействии благодати Божией, от оного освобождается. § ΙII Царство смерти. Не было ещё никого на свете, кто бы от сей мучительной власти избавился: ибо верно слово Господне: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ). И сие царство непосредственно произошло от царства греховного Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия ( Рим.3:23 ). Смерть царствова и над несогрешившими ( Рим.5:14 ). Бессмертный Царь, смертию Своею, разрушил царство смерти так, что все Христиане с Павлом хвалиться могут: где ти смерте, жало? И мы теперь, хотя и умираем (ибо се положен предел, егоже не прейдём); однако с надеждою получения благ вечных, и смерть нам есть дверь к Царствию Небесному, начало лучшей жизни, прешествие от земли на Небо, к Ангелам, к святым, к Богу. §. IV Царство сатанинское. Все неверующие под игом сего царства стенают. Оно так пространно, что заключает в себе оба царства: царство греха и смерти. Ибо диавол есть ходатай греха: будете яко бози ( Быт.3:5 ), а, следовательно и смерти: оброцы бо греха смерть ( Рим.6:23 ), – говорит Павел. Грех и смерть – сии два плода сатанинской злобы – заразили ядом своим всю землю. Прежде пришествия Господа Иисуса царство сие блистало в полном великолепии. Везде были видны олтари, везде курились жертвенники; но кому? – Духовом неприязненным; в единой только Иудейской церкви было истинное Богослужение: ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его ( Пс.75:2 ). Но и сии, как видно из Священного Писания , весьма часто устремлялись в идолослужение. Когда же пришёл Христос, тогда царство сие рассыпал, а утвердил благодатный Свой престол. Посему-то пред страданием Своим сказал: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), истребится, то есть в конец царство сатанинское, а станет Царство Моё, которое вечно не рассыплется. Не видно ли теперь ясного события? Восток, Запад, Север, Юг – славят Единого Бога в Троице. Европа, Азия, Африка, и Америка – поклоняются Распятому; славно имя Его во вселенной. Хотя и доднесь есть много неверующих: ибо между пшеницею нельзя не быть плевелам; однако мы надеемся, и с Церковью единодушно молимся: да Бог подаст им ум разуметь словеса Своя, и да наставит их на путь правый: проповедатися бо подобает Евангелию по всей вселенней ( Мф.24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Как полагает Зизиулас, эта взаимосвязь «многих» и «Одного», указывает на то, что исторические основания единства в Евхаристии восходят к иудео-христианской традиции раба Божия или раба Господня, соотносящейся с сознанием своего единства народом Израиля, с которой, по его мнению, ассоциировал себя Иисус Христос 18 . Владыка указывает на то, что в Евангелии от Луки ( Лк.22:37 ) (ср. Ис.53:12 ) Господь определенно соотносит Себя с личностью раба Божия, как и в прочих местах, связанных со страданиями Иисуса Христа, а также на удивительное соответствие истории раба Божия со страданиями Господа ( Мф.27:38 или Мк.15:27 или Лк.23:32, 39 в соотнесении с Ис.53:9 ) 19 . Если для синоптиков в этом отношении наиболее характерным является обращение к образу раба Божия, то евангелист Иоанн Богослов в евхаристическом контексте использует образ Сына Человеческого (см. Ин.6 ). Однако при различии терминологий налицо единое сознание того, что в Евхаристии «многие» становятся «Одним», а «Один» включает «многих» – народ Божий 20 . Таким образом, утверждает Зизиулас, связь Евхаристии с пониманием единства «многих» c «Одним», предлагающим Себя от их имени, «является столь же древней, сколь и само христианство » 21 . Исходя из этого, он считает возможным говорить о «корпоративной личности» 22 Христа 23 , используя терминологию, предложенную библеистом Генри Робинсоном 24 , для объяснения такой особенности семитского мышления, как естественный переход от «одного» ко «многим» и наоборот 25 . В отношении Христа речь идет о Его восприятии с одной стороны как индивидуальности – открывшего Себя миру исторического Иисуса Христа, воплощенного Бога-Слова, а с другой стороны – Христа как Церкви 26 . Эта концепция является ключевой для понимания экклезиологии митрополита Иоанна, однако, как отмечает М.Вольф, даже его ученик и толкователь Пол Макпартлан, указывает на недостаточную ясность этой концепции в ее приложении ко Христу 27 . «Многие» в лице Церкви и «Один» Христос становятся одним Телом Христовым именно в Евхаристии, в ней расстояние между Христом и Церковью перестает существовать 28 . Поэтому в экклезиологии Зизиуласа именно Евхаристия занимает центральное место как идеальное Таинство единства и видимое воплощение тайны Церкви 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

—435— ревнуя о славе Бога, презирают земную жизнь и всякие мучения 21, 18–19. Священие: различные образы его 10, 34–37. 21, –17, 18–19. 95 сл., – святится то, что приносится Богу, – «святит» Себя Христос, то есть «посвящает и приносит» Себя как Жертву непорочную б, 51. 39, –7, 30. 185. Священники христианские: облеченным божественным священнослужением и тем, кому вверен дом Христа, подобает прежде от плодов вкусить, чего образом служит распорядитель пира в Кане 2, 11, – образом священнодействующих в церквах, то есть учителей в них и служителей божественных жертвенников, служат Аарон и его сыновья 5, 35. 386, – не должны уклонятся от изъяснения божественных предметов в виду трудности и опасности этого дела гл. 1, стр. 2. Священнодействие: – священнодействовать – ερουργσαι (об апостолах) – слово веры 15, 12–13, – проповедь евангелия обитателям всей земли 15, 14–15. Священство, – священнослужители: не должно удостаивать священства новообращенных и преждевременно, до надлежащего срока, крещенных 2, 24, – осуждаются те, кои увлекают инородца и еще пришельца, вводя его во святое святых скинии (храма), позволяя закалать Агнца не омытыми еще руками и еще не оглашенного увенчивая священническим достоинством 4, 26. 296–297, – священнослужителей посвящение совершает Христос Сам чрез Себя при божественных жертвенниках, чрез подаяние Духа являя их общниками Своей собственной природы и преобразуя некоторым образом человеческую природу в сверхчеловеческую силу и славу 20, 22–23. 260. Седекия 10, 11. Седмица: праздник седмиц см. пятидесятница. Седьмой день указует на время пришествия Спасителя 6, 32–33. 483. «Сей» Ин.1:7 выразительно указует на доблесть Предтечи 1, 7, – в 1, 34 – евангелист с особенною выразительностью указует на единственность Сына Божия, как Сына в собственном ипостасном смысле, из сущности Отца 1, 34, – в 6, 52 иудеи этим словом выражали презрение ко Христу и свою надменность 6, 52–53. Семидесяти перевод св. Кирилл сравнивает с еврейским подлинником ( Ис.6:9–10 ) –12, 38–40.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Людмила 1 февраля 2017, 21:41 Многих сил, здоровья, крепости, милости Божией на многая и благая лета! Анатолий 7 мая 2016, 15:35 Многая лета! Андрей 11 февраля 2016, 12:36 Благодарю ! За статью !!! Ксения 7 февраля 2016, 23:43 Дорогому нашему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу многая лета и дай Бог, чтобы наша Единая Апостольская церковь, Русская ПРавославная Церковь сохранила свою чистоту во Христе, очень беспокоит встреча нашего любимого Патриарха с еретиком папой римским 12 февраля на Кубе.... Галина Игловская 7 февраля 2016, 20:24 Восхищаюсь словом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси- обдуманным,точным,емким, огненным. Такое впечатление, что в сердце Свят. Патриарха Кирилла написано Евангелие, и огнем живущего в нем Духа Святого Патриарх воздействует на души и сердца людей, пробуждая в них и укрепляя веру в Бога, возогревая утраченную любовь (зачастую она у нас чрезмерно обширно подается в речах, но, увы, почти отсутствует на деле). Причем это слово не просто книжное, аморфное, оторванное от действительности, но всегда наполненное внутренней силой и непоколебимой убежденностью в Истине, сверкающей хрустальной чистотой в роднике Православия. Слово Святейшего исполнено чувством победы над мировым злом- победы во Христе Иисусе;оно всегда конкретно-ситуативное, неразрывно связанное как с современными реалиями жизни, с социумом, так и будущностью. Я глубоко уверена, что при всей каноничности и незыблемости догматов Церкви тайна Божьего домостроительства остается тайной- в связи с изменяющимися условиями жизни,с глубинными процессами исторического бытия. И открывается она Христом, который творит " все новое " (Отк. 21:5), только Его посланным, Его ставленникам, по Божьему изволению. И здесь важна не сама буква закона,за которую сегодня многие ратуют, а Дух Христов.И как важно донести потомкам и пронести сквозь сумятицу времени и умов эту Истину- бережно и в страхе Божием- не растеряв ее по дороге, не смешав с многочисленными человеческими вожделенными стремлениями и наклонностями, не содержащими в себе этого Духа. " Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.Пребудьте во Мне, и Я в вас.Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками " (Ин. 14:27; 15:4,8). Да прославлено будет имя Христово- высокое и святое!

http://pravoslavie.ru/87973.html

Однако все это — наглядные примеры из истории. Но не истории желает обучать апостол коринфских христиан. Он увещевает их, имея в виду их жизнь в настоящее время. Читая послания апостола Павла, мы не должны забывать, что направлены они были к тем новообращенным христианам, которые еще вчера были язычниками и не могли немедленно, в мановение ока отказаться от своих языческих верований и традиций. Так, например, многие христиане в Коринфе по привычке продолжали участвовать в языческих празднествах, продолжали вкушать так называемую «идоложертвенную» пищу в языческих храмах, тем самым (пусть даже внешне) принимая участие в идолослужении, то есть в служении бесам, что абсолютно недопустимо. «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу,— пишет апостол.— Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10, 20-21). " Ведь мы — храм Бога Живого«,— напоминает он. Понятие о Церкви как храме Божием приготовлено уже Ветхим Заветом, что показывают цитируемые места из Библии. Бог на заре истории Израиля обещал Своему народу: «Поставлю жилище Мое среди вас» (Лев. 26, 11). Он, Помощник и Покровитель, обещал Свое постоянное присутствие. Чувственное и видимое жилище Его — Скиния Завета, впоследствии храм. «Теперь,— говорит апостол Павел,— место ощутимого и действенного присутствия Живого Бога — не каменный храм на Сионе и никакая другая точка на карте Земли, а живые люди, христиане, каждый в отдельности и все вместе как Церковь». Мы помним, как уже Господь Иисус Христос у колодца Иакова говорил самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 21-23). Но все же как и где будет происходить это поклонение? — В Новом храме, о котором говорили загадочные для современников слова Господа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/10/9...

« Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? » (1 Кор. 1:12-13). В последнее время приходит такая аналогия в связи с праздником Пятидесятницы, когда мы противопоставляем два вышеупомянутых библейских события. Земная Церковь, образовавшаяся таким чудесным образом в крещении «Духом Святым и огнем», впоследствии сама претерпела всё то же «вавилонское» рассеяние, когда люди, заговорившие на одном евангельском языке, с веками также перестали понимать друг друга, да и сердца многих опять окаменели. И всё по тому же промыслу Божьему было попущено их рассеяние и разделение на различные «конфессии». Они, конечно, неравноценны в духовном плане. Но всегда со стороны найдутся искренне верующие инославные, которые могут в чем-то подправить нас, православных, если у нас действительно есть желание видеть в самих себе прегрешения и ошибки, притом что сам православный мир уже давно не един, а разногласия по поводу понимания Предания и канонов у нас не меньшие, чем среди протестантов по поводу понимания Писания. Это ли не основа для истинного экуменизма, к которому нас призывают завещательные слова Христа из Его «первосвященнической» молитвы: « Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня » (Ин. 17:21-23). И в христианском мире давно уже есть тоска по такому единству – не единству снизу, сходному с тем, что испытывали строители башни в кратковременном порыве «все как один», а благодатному и соборному единству свыше в братской любви, где гармония целого не подавляет неповторимости частей, как в одном едином теле каждый член имеет специальное назначение (см. 1 Кор. 12). В этом смысле истинная Церковь не дана нам в готовом виде, но выявляется в этом мире подобно Царству Божиему, которое одновременно и «внутри» или «посреди нас» (Лк. 17:21), и в то же время оно взыскуемо и ожидаемо: « Да приидет Царствие Твое ». Как и Христос, Который с нами «во все дни до скончания века», но Которого мы еще ожидаем: « Ей, гряди, Господи Иисусе !» (Откр. 22:20). Как и Дух Святой, пришествие Которого уже состоялось, но всё же мы просим: «Прииди и вселися в ны…», и пусть это будет завершением всей нашей жажды Бога и любви к Нему, дабы Сам Дух Святой пришел на помощь в нашей слабости и ходатайствовал за нас «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

http://pravmir.ru/mysli-na-den-pyatidesy...

15) 10-е Евангелие — Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя ; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...                   Все пункты этой схемы, за исключением 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария , то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения — воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям 6, 8 и 9.

http://bogoslov.ru/article/398799

18 . С Евр.: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня». 19 . Отверзите мие врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. «Под вратами правды разумей, – говорит св. Афан., – преспеяние в добродетели». Так же и бл. Феодорит. 20 . Сия врата Господня: праведнии внидут в ня, т.е. «врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые» (Злат.). «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца»? – говорит св. Афанасий. «Врата Господня есть сам Господь, по реченному Им: Аз есмь дверь овцам ( Ин. 10:9 )» (Бл. Феод.). 21 . С Евр.: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня, и соделался моим спасением». 22 . Камень егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. Камень есть Христос Спаситель, поскольку Он Сам отнес к себе сии слова псалмопевца после того, как предложил Евреям притчу о виноградарях, убивших наследника хозяина винограда ( Мф. 21:42 ). К Спасителю относили сии слова и св. Апостолы ( Деян. 4:11 ; Еф. 2:20 ; 1Пет. 2:6 ). «Зиждущими, – говорит св. Злат., – Он назвал Иудеев, – законоучителей, книжников и фарисеев, которые отвергли Его... Но этот отвергнутый камень явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны. И так смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный Иудеями оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавших из Иудеев и язычников ( Еф. 2:14–15, 20 )» (Злат. Так же св. Афан. и бл. Феодорит). 23 . От Господа бысть сей. Т.е. «совершившееся, говорит пророк, не было делом человеческим, никто из людей, ни из Ангелов, ни из Архангелов не мог составить такого угла... Но только один Бог: это собственно Его дело» (Злат.) И есть дивен в очесех наших. «Дивен этот угол, союз двух народов в деле благочестия. Хорошо Он сказал: в очесех наших; потому что это дивное дело очевидно не для всех, гораздо очевиднее и яснее для верующих» (Злат.). 24 . Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь. Сей стих, – по замечанию св. Злат., – и в его время пел народ и приходил от него в восторг, особенно во время Пасхи, как и теперь поется он в сей великий праздник. А этим св. Церковь ясно дает разуметь, что под днем она разумеет день воскресения Христова. «Какой же этот день, кроме воскресного дня Господня», говорит св. Афанасий. «Пророк, – поясняет бл. Феод., – называет от Бога сотворенным тот день, в который камень сей, по страдании, воскрес». Св. Злат. под днем здесь разумеет не течение солнца, но важные и дивные дела, совершенные Спасителем в продолжение сего дня, т.е. время искупления и спасения людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1) то, что является мудростью в глазах мира, есть безумие в глазах Божиих: называя себя мудрыми, обезумели (Рим 1, 22); Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор 1, 20); Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3, 19); 2) то, что является мудростью в глазах Божиих, есть безумие в глазах мира: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор 2, 14); слово о кресте для погибающих юродство есть (1 Кор 1, 18); благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1, 21); мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие (1 Кор 1, 23); потому что немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1, 25); 3) то, что является безумием в глазах мира, есть мудрость в глазах Божиих: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27). Из-за того, что мудрость по Богу есть безумие для мира, безумным называют Самого Христа (см.: Ин 10, 20), а также апостола Павла (см.: Деян 26, 24). Таким образом, Спаситель и апостол Павел могли стать примерами для юродивых — для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел, стать во всем, следовательно и в этом, подражателями Христа и святых, по слову апостола: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11, 1; ср.: 1 Кор 4, 16; Еф 5, 1; Флп 3, 17; 2 Тим 3, 9). Как еще более сильный призыв звучит утверждение святого апостола Павла: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27). Теперь быть безумным в глазах человеческих становится путем избранных, путем, который соответствует Божественному избранию или даже призыву. Более того, апостол Павел подчеркивает свое безумие: Мы безумны Христа ради (1 Кор 4, 10) и призывает к нему: Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор 3, 18). Не являются ли безумные во Христе, или более точно: безумные Христа ради (moroi dia Hriston), по выражению апостола Павла, христианами, принявшими последнее утверждение как заповедь и применившими его буквально? Не могут ли они сказать вслед за апостолом: Мы безумны Христа ради?

http://pravoslavie.ru/6093.html

Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.) В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали ( Eger. Itiner. 32-34). Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в.: для вечера Вел. понедельника это Быт 1. 1-3. 20 (или 1. 1-3. 24), Притч 1. 2-9, Ис 40. 1-8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17-28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Вел. вторника - Быт 6. 9-9. 17, Притч 9. 1-11, Ис 40. 9-17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1-2), Мф 24. 3-26. 2 (или 24. 1 - 26. 2), для вечера Вел. среды - Быт 18. 1-19. 30, Притч 1. 10-19, Зах 11. 11b - 14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14-16 (или 26. 3-16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник - на Елеонской горе; Евангелие в Вел. среду читалось в часовне Воскресения Господня ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258-265). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я - Иер 9. 2-10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18-23 (или Мк 11. 12-26) для Вел. понедельника, Ин 12. 27-33 (или Лк 12. 35-59) для Вел. вторника, Лк 13. 31-35 (или Мк 14. 1-11) для Вел. среды. Приведен ипакои (тропарь), к-рый должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 72-74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. 598-623).

http://pravenc.ru/text/150085.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010