Наконец, как известно, люди, хотя и знают путь к достижению спасения и получают помощь от Бога, могут, по своей греховной наклонности и по своей свободе, уклоняться от истинного пути. Посему нужны для них руководители, которые бы наблюдали за ними и направляли бы их на истинный путь. Сам Иисус Христос во время Своей земной жизни преподавал людям разные законы, указывал побуждения для исполнения заповеди Его, обличал грешников, прощал грехи. Посему и в Церкви Своей Он поставил особых руководителей в лице апостолов, им вверил духовное управление, дал власть пасти Церковь , вязать и решить грехи членам ее, отсекать непокорных от Церкви ( Ин.21:15–17 ; Мф.18:18 ; Ин.20:22–23 ; Мф.18:17 ), а апостолы предали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви ( Деян.20:28 ; 1Тим.5:19–22 и др.). Итак, Господь основал Церковь на земле для спасения людей. Посему она должна продолжать то же дело, для которого Он и приходил на землю. Она должна хранить и проповедовать Им преподанное учение, освящать членов своих таинствами, воспитывать их, руководить и приготовлять к вечной жизни. Сообразно с этим и Церковь , как основанное Самим Господом Иисусом Христом и посему благоустроенное земное учреждение, есть общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из указанного определения Церкви и ее назначения ясно можно видеть, кто принадлежит и кто не принадлежит к ней. Принадлежат к ней все, кто хранит православную веру, принимает закон Божий, подчиняется установленному Богом священноначалию и принимает св. таинств. Не принадлежат же к Церкви Христовой все те, которые не веруют в Иисуса Христа, или неправильно содержат учение Его, не повинуются Церкви, не принимают священноначалия и св. таинства. Эти лица не принадлежат в Церкви Христовой по ясному указанию Самого Господа: иже не имет веры осужден будет ( Мк.16:16 ). Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Веруйте в Евангелие». В греческом тексте здесь стоит ν τ εαγγελ – «в Евангелии». Выражение это необычно в Новом Завете – глагол πιστεειν везде употребляется с предлогом винительного падежа. Поэтому лучше с некоторыми древними кодексами (например, с Оригеном ) читать выражение τ εαγγελ без всякого предлога и переводить «веруйте Евангелию», т.е. Богу, Который говорит людям в Евангелии. Прочее см. комментарии к Мф.4:12, 17 . Мк.1:16 .  Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Мк.1:17 .  И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. Мк.1:18 .  И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. Мк.1:19 .  И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; Мк.1:20 .  и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. О призвании первых 4-х учеников см. комментарии к Мф.4:18–22 . Евангелист Марк упоминает о работниках, какие были у Зеведея (стих 20), об этих работниках Матфей не говорит. Призвание это, конечно, было уже не первое. Как видно из Евангелия Иоанна, означенные здесь четыре ученика были призваны к последованию за Христом уже давно – после крещения Христа на Иордане ( Ин.1:35 и сл.). Мк.1:21 .  И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. Содержания Мк.1:21–28 нет у евангелиста Матфея, но есть у Луки ( Лк.4:31–37 ). «Приходят» – конечно, Господь с четырьмя Своими учениками. «В Капернаум» (см. Мф.4:13 ). «В субботу». В греческом тексте здесь стоит множественное число ( τος σββασιν), но оно у евангелиста Марка употребляется в смысле единственного (ср. Мк.2:23, 27 ). «В синагогу» (см. Мф.4:23 ). «Учил». Содержание учения Христова здесь, вероятно, было такое же, какое указано выше, в 15-м стихе. Мк.1:22 .  И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Мк.1:23 .  В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснение. Не сказано, что Христос есть глава церквей, а Церкви одной, как и в другом месте говорит апостол: Один Господь, одна вера, одно крещение: Еф.4:5 . Отсюда такой вывод, что истинная Церковь Христова есть единая святая соборная и апостольская, которая, по апостолу: столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 . г) О святости Церкви Христовой Кол.1:12–13 . «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего». Объяснение. «Призвавшего нас к участию в наследии святых во свете», – это одно и тоже, что к участию в Церкви Христовой, в качестве члена её. В понятии о Церкви Христовой необходимый признак её составляет святость. Церковь свята потому, что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства: Ин.17:17–20 ; Еф.5:25–27; 2:19–20 . д) Взаимная связь Церкви земной с Церковью небесной Еккл.9:5 . «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению». Объяснение. Здесь приводится мнение людей, не верующих в загробную жизнь и мздовоздаяние. Сам же Соломон другую веру имел: Еккл.11:9 . Один только Бог Сам Собою, Своим всеведением знает всё. Святые же Ангелы и угодники Божии знают тайны человеческого сердца не сами по себе, а вследствие откровения им от Бога, или по благодати Божией, обитающей в них: Дан.2 ; Деян.5:3–9; 27:22 . После смерти ведение святых людей получает большее совершенство, ибо они водворились в жилище Господа: 2Кор.5:2:8 ; Лк.23:43 ; а отсюда полное доказательство для взаимной связи Церкви земной с Церковью небесной. е) Вечность Церкви Христовой Мф.28:20 . «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Объяснение. Слова Иисуса Христа о вечности Пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20–22 , удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18 ; Деян.16:4–5:20:17–28 ; Еф.1:22–23:2:20–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И так, вот что значат вышеприведенные слова Апокалипсиса! В таковом же несобственном смысле писание именует людей и богами, ( Ин.10:34–37 ) 6 . Неужели посему и самым делом человек есть бог и нет Бога-Творца и Промыслителя мира? Весьма неразумно было бы подобное суждение! А таково именно заключение знакомого твоего, выводимое им из 6 стиха, 1-й главы Апокалипсиса. Укажи ему, что ясное и непререкаемое учение о священстве содержится в следующих местах священного писания и пусть прочитает их со вниманием: ( Мф.16:17–20 ) 7 , ( Мф.28:19–20 ) 8 . ( Ин.20:21–24 ) 9 , ( Деян.1:23–26 ) 10 , ( Деян.20:17, 28 ) 11 , ( 1Кор.3:9 ) 12 , ( 1Кор.4:1 ) 13 . ( Еф.4:7, 11–14 ) 14 , ( 1Тим.5:1–16 ) 15 ( 1Тим.4:22 ) 16 , ( Тит. 1:3–10 ) 17 и многие другие. Из сих мест св. писания легко усмотрит он, что в древней церкви Христовой были особые пастыри и учители верующих, именуемые Епископами и Пресвитерами, которые пасли стадо Христово, или, иначе сказать, учили верующих путям спасения, приносили молитвы свои за них к Богу, совершали Таинства и управляли всею церковию; в сан сей поставлялись они возложением рук Епископа; что верующие всегда оказывали им во всем послушание, яко строителям Таин Божиих и слугам Христовым и принимали их, как Ангела Божия, или как Христа Иисуса. ( Гал. 4:14 ) 18 , что они имели право и власть настоять всегда благовременне и безвременне, обличать и запрещать тех, кого усматривали бесчинно ходящими. Такое звание Епископа и Пресвитера существует и до ныне в православной церкви Христовой, какое существовало в церкви Апостольской; и следовательно молоканы не признают Епископов и Пресвитеров и не покоряются им вопреки ясному учению Слова Божия, вопреки свидетельству истории церкви Христовой всех времен, начиная со времен св. Апостолов. Не преступно ли это? Не гибельно ли для душевного их спасения? Конечно так. Слушаяй вас, сказал Христос Апостолам, которых преемники в православной церкви суть Епископы и Священники, мене слушает; а отметаяйся вас, мене отметается. ( Лк.10:17 ). Следовательно, не явно ли, не очевидно ли, что молоканы отмещутся самого Христа, когда не принимают пастырей церкви, которых сам Дух Святый поставляет пасти стадо Христово ( Деян.20: 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

Беспоповцы неправильно думают, что до 50-цы в церкви не было священства? А Христос то кто? Ведь Он, «архиерей вечных благ» ( Евр.9:11, 7:21 ), Он – Пастырь добрый ( Ин.10:11 ). В молитве во время литургии пред пением «иже херувимы» (когда поют) священник, обращаясь ко Христу, молится: «непреложно и неизменно был еси человек и архиерей нам был еси» (Служебник). В молитве св. Амвросия Медиоланского пресвитерам, готовящимся к служению литургии, говорится: «иерей и жертва чудесне и неизреченне Ты Сам предложенный». Кроме Христа были пастыри – апостолы. Простецы ли они были? Нет, они уже имели некоторую власть на совершение таинств, напр. покаяния ( Мф.16:18 ; Ин.20:21–23 ). Все это до 50-цы. Симеон Солунский II, 303: «После Преображения великий и единый Архиерей, все содержащий в Себе и всем соделавшийся радии нас, поставил первых (12 апостолов) иерархами, а вторых (70) иереями». По словам св. Прокла апостолы после Вознесения до 50-цы «целые дни проводили в молитве» и совершали таинство св. причащения (см. ст. «Причащение», Б, § 22. стр. 377). У Иеронима V, 438: «Апостолы поставляются Христом как бы первыми священниками и учителями веры, когда Христос говорить: шедше научите вся языки, – крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф.28:19 )». Самое лучшее объяснение того, какую имели апостолы власть до дня 50-цы Иероним дает в ч. 3, на 151 стр. (см. ст. «Апостолы», буква К, стр. 52; другие доказательства, в той же статье). 9) Апостолы до 50-цы были миряне, потому что благодать епископства они получили в день сошествия Св. Духа, как о том читаем в Писаниях свв. отцов и учит. ц. т. 1, 265. Ибо на святых апостолах «не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен ( Ин.7:39 ). Иоанн Златоуст 8, 589: «Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а лишь сделал способными к приятию». Феофилакт на Иоанна ( Ин.7:39 ), стр. 198: «Духа Св. еще на было дано... Его еще не было». Он же на Деяния (стр. 46 по изд. 1871 г.): «Апостолы рукополагались в это время (в день 50-цы) в учители вселенной». Иероним 5, 439: «Тех, коих Христос послал для проповеди евангелия и крещения народов, Дух Святой поставил предстоятелями церкви». Дионисий Ареопагит в гл. 5 пишет: «Знаменай, когда хиротонисашася священнии ученицы, и яко Иисус паче Бог сый, не сам хиротониса, но обещася послати от Отца Дух Святый, егда яко огненныи языцы явишася им» (Выписки Агапова ч. 1, стр. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

О продаже свечей в храме О церкви Христовой Об одеждах духовных лиц Лк.20:46 . «Любят ходить» – указывает на незаконное присваивание книжниками покроя одежд священников для тщеславия. Священники носят длинные одежды не для тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. О жертвоприношении О сущности сектантства О гонениях О Ветхом Завете О таинстве св. Причащения Лк.22:15–20 . Под словами: «сие творите в Мое воспоминание», должно разуметь все то, что совершил и сказал в это время Господь, а Он взял хлеб... говоря: «сие есть Тело Мое», и также и чашу (19–20). Разве не так поступают и священнослужители православной Церкви? Именно так, и этим исполняют повеление Божие: Ин.6:55–57 ; 1Кор.10:16; 11:23–27 . Кто будет судить мир? О гонениях О крещении Лк.23:43 . В крещении погружаемый в воду выражает веру в то, что Христос из-за него умер и был погребен, а своим поднятием из воды, – что Христос воскрес из мертвых: Кол.2:12 . Благоразумный же разбойник удостоился рая от Христа еще до смерти и воскресения Христова, стало быть, этот единичный случай не может служить поводом к отрицанию водного крещения, установление которого подтверждено Господом по воскресении: Мф.16:15–16 . О молитве за умерших О праздновании воскресного дня О Свящ. Писании Ветхого Завета О таинстве причащения Об озарении свыше О священническом благословении Из Евангелия св. ап. Иоанна Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О Причащении и разумении Священ. Писания О божестве И. Христа О чтении Свящ. Писания О священ. изображениях Об искуплении О крещении О пастырстве О почитании Пр. Богородицы О крещении О Миропомазании О почитании священных изображений Ин.3:14 . Медный змей сделан был по повелению Божию: Числ.21:8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завете и на крышке ковчега: Исх.30:1, 6–8 . Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т. е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4 . Но этот случай не дает повода к отрицанию почитания креста и св. икон, как нельзя, например, уничтожить Св. Писания только потому, что его некоторые люди извращают: 2Петр.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Объясн. Христос обитает только в тех, кто любит Его и соблюдает слова Его: Ин.14:23 ; Лк.10:16 . Нельзя говорить самоуверенно, что в нас Христос или Дух Святой, но нужно испытывать себя, в вере ли мы и таковы ли, какими должны быть: Евр.2:1–3 . Еф.4:17–18 . «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их». Объясн. Под суетою ума апостол полагает то, что язычники изменили славу нетленного Бога: Рим.1:21–23 ; подобны язычникам и те люди, которые предались суете ума своего и противятся истине: 2Тим.3:7–8 ; они хотя и говорят, что знают в делах веры всё, но на самом деле ещё ничего не знают, как должно знать: 1Кор.8:2 , и к собственной своей погибели превращают Писания: 2Пет.3:16 . О заблуждающихся Мф.18:12–14 . «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Объясн. Радуется Сын Человеческий о той заблудшей овце, которая нашлась, но не о тех, которые ещё блуждают. Человеку предложены путь жизни и путь смерти: Иер.21:8 , и чего он пожелает, то и дастся ему: Сир.15:17 ; если заблудший пожелает вернуться на путь истины, то не только он, но и обративший его получает прощение множества грехов: Иак.5:19–20 . Лк.15:7 . «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Объясн. Не ясно ли отсюда, что для спасения нужно быть около пастыря в «стаде» – Церкви Христовой: 1Пет.5:1–2 ; удаляющиеся от неё считаются пропащими – заблудшимися, и только об найденной, а не блуждающей овце бывает радость на небесах. Заблуждающиеся в вере и не обращающиеся в лоно Церкви таковы: 1Тим.1:7 ; Тит.1:10–11 ; Иуд.18–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Примечание: Итак, братии принадлежало, право только выбирать и предоставлять кандидатов на священные должности; а рукополагать братия не имели права. Когда после проповеди диакона Филиппа уверовали самаряне, то для рукоположения были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн потому, очевидно, что кроме апостолов никто не имел права возлагать рук. (Чит. Деян.8:5–7 ). б) Апостолы передали это право и своим преемникам – епископам, которых они ставили на свое место: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). 11 . Сила этого рукоположения. Чрез рукоположение сообщается поставляемому лицу особый дар Духа Святого для священного служения: по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ).Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги ( Деян.8:17–18 ). 12 . Власть, данная апостолам и их преемникам: И Я говорю: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 . Ср. Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ). Из Милита же послав в Ефес, он [апостол Павел] призвал пресвитеров Церкви. И когда они пришли к нему, он сказал им: …внимайте себе и всему стаду, котором Дух Святой поставил вас пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:17–28 . Ср. 1Петр.5:1 ). Для того я и пишу, сие в отсутствии, чтобы не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению ( 2Кор.13:10 . Ср. 2Кор.10:8 ). В частности только апостолам и их преемникам Иисус Христос вручил право:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иеромонах Авель 06 марта 2020г. 17:07 Поэтому всякое приближение к истине есть приближение к Богу, а всякое заблуждение есть удаление от Него. Таким образом, всякий осмысленный вопрос существен для нашего спасения. -- очевидна подмена Ипостаси Христа (Истины) на " человеческую осмысленность " . Логосы сущих в Боге не есть " человеческая осмысленность " , тем более, что призван человек созерцать и логосы, которым в творении нет аналога... Так что просто выдумки говорите... Как-то урезаете Истину до человеческой рефлексии. Это самообман. иеромонах Авель 04 марта 2020г. 18:25 По поводу Прем.2:22-23 (Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.) -- эти строки можно толковать как раз против смерти за пределами рая и как то, что смерть вошла как тление во всю видимую тварь... Потому что человек пал и всё подчинённое ему (видимая тварь) пало с ним и подчинено воле (диавола) подчинившего его (Адама). Алексей Владимирович Гоманьков 06 марта 2020г. 01:34 На мой взгляд, из стиха 23 2-ой главы книги Премудрости Соломона однозначно следует, что нетленность (бессмертие) человека есть образ вечного бытия Бога, т. е. она является (точнее, являлась) одним из аспектов образа и подобия Божия, которыми человек был наделён при сотворении (Быт 1:26-27) и которыми он ОТЛИЧАЛСЯ от всей прочей твари. Поэтому слово «мир», употребляемое в следующем 24-ом стихе никак нельзя толковать как «всю видимую тварь». Речь здесь идёт вовсе не о природном физическом мире, а о мире ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ, о мире как синониме слова «человечество», о том мире, который в качестве ответа на вопрос «где?» образует форму «в мирУ», а не «в мирЕ» (ср. аналогичное употребление слова «мир» в Мф 5:14, 13:38, 18:7, Ин 6:33, 12:19, 14:31, 15:19, 16:20, 17:21, 18:20). Таким образом, нетленность – это уникальное свойство человека, тогда как вся остальная тварь (по крайней мере, живые существа) была сотворена тленной независимо от того, будем ли мы связывать эту тленность со словом «смерть» или нет.

http://bogoslov.ru/article/6025020

Христос осмотрел все в храме. Но на ночь удалился с Своими учениками из Иерусалима в Вифанию. См. изд. Сто картин. § 32. Страстная Седмица. – Среда. Предательство Иуды. (Лк.22:1–16, Мк.14:1–2, Мф.26:3–5, 14–16) За два дня до Пасхи, т. е. в среду, собрался весь Синедрион 23 во дворец первосвященника Каиафы и стали советоваться, как бы им взять Христа хитростию и умертвить, лишь бы не в самый праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. В то время как первосвященник и книжники на совете еще не решили, каким способом и где бы им схватить Иисуса, является к их услугам изменник Иисуса Христа, близкий ученик Его, сребролюбивый Иуда Искариот. «Что вы мне дадите,» сказал Иуда, «я вам продам Его?» Рады были такому предложению члены синедриона. Они предложили ему за его услугу сумму, именно: тридцать серебренников (т. е. на наши деньги от 18–25 руб.). Иуда рад был и этой сумме; он принял ее. После этого опять возвратился в общество учеников Христовых слушать последние завещания Спасителя. С этой минуты Иуда искал случая схватить Иисуса где-нибудь в уединенном, безлюдном месте. Это было в среду. § 33. Великий Четверг. (Ин.13:21–30) Под вечер в четверг Христос пришел в Иерусалим на Пасху в приготовленную, убранную горницу, никем незанятую. Ученики вошли вместе с Ним. Он умыл ноги ученикам Своим и внушал им служить другим также, как Он служил им самим. Наступил час вкушать пищу; сели за стол. Ученики стали пить из чаши. Христос, предвидя, что Его собеседник предаст Его, возмутился духом. Вслед за чашею началось обыкновенное вкушение пищи. Христос с скорбию при этом сказал: «истинно, истинно говорю вам: один из вас, идущий со Мною, предаст Меня.» Ученики изумились; от слов Христа опечалились; стали озираться друг на друга; все (кроме одного из них – Иуды) недоумевали: ужели найдется между ними кто-нибудь такой злой и неблагодарный. Осмелились спросить Самого Господа, кто это из них предатель. «Не я ли, Господи? Но я ли?» раздались в горнице голоса учеников. Христос на эти расспросы тихо, ясно и прямо говорит любимому своему ученику Иоанну: «из вас предаст Меня тот, кто теперь со Мною обмакивает в блюдо, и кому Я, обмакнувши кусок хлеба в блюдо, подам его.» Такой кусок подал Господь Иуде. В Иуду вошел сатана. После этого Иуде уже невыносимо было долее оставаться в обществе святых и чистых, добрых душ. Христос, жалея Иуду, но, не стесняя его свободы, сказал Ему: «что делаешь, делай скорей.» Иуда встал и вышел. Была уже темная пора: была глубокая, темная, страшная ночь... § 34. Учреждение Св. Евхаристии (или Таинства Причащения в Великий четверг). (Мф.26:26–29, Лк.22:19–20)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010