Это восхождение окончательно совершается в Вознесении, которое означает удаление Христа из этого мира. О Вознесении Господнем сообщает кратко евангелист Марк ( Мк.16:19 ): «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога», пространнее – евангелист Лука ( Лк.24:51 ): «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо», и в Деяниях апостольских ( Деян.1:9 ): «...Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Здесь самое событие только обозначено в образах внешнего отдаления с поднятием на воздух (как это и изображается на иконе). Но оно знаменует удаление, исчезновение из этого мира уже окончательное: и ранее Господь скрывался из глаз учеников после явления Своего, становясь невидимым ( Лк.24:31 ), как бы истаевая перед ними. Теперь же это удаление совершается не в пространство, не в даль, но в высь, «в небо». Оно было пережито, прочувствовано учениками как уход из этого мира, им предуказанный. В прощальной беседе Господь говорит об этом: «Дети! недолго уже быть Мне с вами... куда Я иду, вы не можете придти ( Ин.13:33 )... когда я пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе ( Ин.14:3 )... еще немного, и мир уже не увидит Меня ( Ин.14:19 )... Я иду к Отцу Моему ( Ин.14:12, 16:16 )... лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 )... Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду ко Отцу ( Ин.16:28 )... И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). В Евангелии от Иоанна нет прямого рассказа о Вознесении Господнем, как у евангелистов Марка и Луки. Верный обычному своему правилу, он не повторяет, но восполняет их повествование. В данном случае он дает, так сказать, богословие Вознесения, которое и составляет центральную ось прощальной беседы: удаление Христа из мира, то есть Вознесение, и пришествие Утешителя. Иными словами, тому, что символически ознаменовалось как событие в мире физическом, здесь дается смысл и сила метафизическая или метакосмическая: удаление Христа из мира, которое естественно напрашивается на сопоставление с Его пришествием в мир, – («В мире был» – Ин.1:10 ) и Его новым, вторым Пришествием в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Катерина 20 декабря 2023, 08:48 Мне кажется, не стоит так ветхозаветно интерпретировать рассказ. Вероятно,только описанные в рассказе потери уже ставших взрослыми детей, подвигли женщину к глубокому покаянию, необходимому для исправления состояния ее души в Вечности, только так она получила шанс избежать вечной геены огненной. Что касается ее детей - но это же не чурки с глазами, а другие люди с их поступками, в рассказе ни словом не упомянуто, какими духовно они стали, проведя свое детство в атмосфере обмана ближнего своего. И такая ранняя смерть или инвалидность были, как тут хорошо и к месту приводят святоотеческую цитату, благом для них. Ведь Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов:э Галина И. 19 декабря 2023, 22:33 Алла, вы упустили из внимания словосочетание " ненавидящих Меня " . Т.е. Бог наказывает детей до третьего и четвертого рода, НЕНАВИДЯЩИХ Его. Отцы это объясняют, см. ссылки в ком.Сергию. Галина И. 19 декабря 2023, 21:19 Сергий19 декабря 2023. Вы ошибаетесь. См. толкования святых отцов на Ин.9,2/http://bible.optina.ru/new:in:09:02, - подробно и жестковато для заблуждающихся. Бог иногда попускает детям страдать за грехи их родителей (3 Цар. 11:12, 21:29), но это в случаях " некоторой генеалогии духовных болезней " (иеромонах Иов (Гумеров)). Всеобъемлющий и краткий его ответ на вопрос: " Отвечают ли дети за грехи предков или нет " , - вы можете прочитать на сайте Православие.Ru./http://pravoslavie.ru/6955.html/. Алла 19 декабря 2023, 19:33 Ирина, " Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои " . Думаете Бог так шутил что ли с Моисеем? Сергий 19 декабря 2023, 16:53 Ирине. Ну так апостол Иоанн Богослов прямо упоминает, что дети действительно могут быть неповинны, однако нести ответственность за грехи родителей. Апостолы спрашивают: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Значит, физические недуги чада вполне могут быть следствием дурных поступков матери.

http://pravoslavie.ru/157822.html

Ничто не могло заставить его замолчать и не повышать голоса на царя Ирода, обличая его кровосмешение ( Мф.14:3–4 ). На протяжении всех христианских веков святой Иоанн был примером и вдохновителем бесчисленных отшельников, пустынников и постников, а также смелых обличителей людских неправд. Засим сонм Христовых Апостолов. Все они – изначально разные типы людей, отражающие все разнообразие характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот суть люди не говорящие, но делающие. Петр – тип человека, моментально вдохновляемого к любому добру, но столь же быстро страшащегося всякой напасти. Юный Иоанн, молчалив, как и его брат Иаков, однако прямолинеен и последователен до конца. Стоит он и под крестом своего Учителя, подвергая свою жизнь смертельной опасности ( Ин.19:26 ). Филипп – тип человека открытого и общительного. При его посредстве некоторые эллины захотели войти в контакт с Иисусом ( Ин.12:21 ). Он приводит Нафанаила ко Господу. Его Господь спрашивает: Где нам купить хлебов, чтобы их накормить? ( Ин.6:5 ). В заключительной Иисусовой беседе он обращается с просьбой: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас ( Ин.14:8 ). На это Иисус отвечает ему: Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ). Фома – тип человека неустрашимого, но здравомыслящего. Когда Господь услышал о смерти Лазаря, то немеделенно решил отправиться из Галилеи, в которую они только что прибыли, в Иерусалим, где – по всей видимости – Ему уже была устроена смертельная западня. Тогда Фома возгласил среди испуганных учеников: Пойдем и мы умрем с Ним ( Ин.11:16 ) 13 . А когда его известили, что Иисус воскрес, он не захотел поверить, если (в серб.: пока. – Пер.), как говорил, не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его ( Ин.20:25 ). Когда же воскресший Победитель смерти явился снова, то Фома, удостоверившись, воскликнул: Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:28 ). Апостол Фома был и остался образцом смелого реалиста. Иуда Искариотский – типичный предатель Бога, души, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он своего рода казначеем святой апостольской дружины, носил ящик для сбора пожертвований, из которого похищал деньги, присваивая их себе. Лукаво притворялся другом сирот и нищих, однако все знали, что он вор ( Ин.12:6 ). За тридцать сребреников предал он Господа своего иудейским старейшинам – таким же, как и он.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О неумеренном возлиянии вина речь в данном случае не идет. Евреи очень умеренно потребляли вино, причем только сухое. И пили его, разбавляя наполовину водой. В древности вино составляло одну из существенных частей в питании, тем более, что еда, в основном, была овощная, и вино содействовало перевариванию пищи. Кроме того, Иисус Христос и Его Мать не стали бы участвовать в брачном торжестве, если бы там было возможно пьянство. Нехватка угощения за столом – страшный позор для восточного человека. Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же€но? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 3–4). Без всякого сомнения, Божия Матерь просит Своего Сына помочь молодым, чтобы их праздник не был омрачен, хотя по форме Ее слова являются как бы простым сообщением. Живя тридцать лет вместе, Дева Мария знала, что Иисус сумеет помочь людям в беде. По сути же, Ее разговор со Христом является первым случаем ходатайства за нуждающихся перед Своим Сыном – Богочеловеком. Слово же€но является очень уважительным обращением к горячо и нежно любимой матери. Таким же словом «же€но» Иисус обращается к Своей Матери в последние минуты Своей земной жизни (см. Ин. 19, 26). Господь сказал: Что Мне и Тебе, Же€но? (Ин. 2, 4). На первый взгляд, это отказ с выражением упрека, но после этих слов Божия Матерь сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). Следовательно, Она восприняла слова Сына не как отказ, а как готовность исполнить Ее просьбу, хотя Сам Иисус считал, что Его время еще не настало: Еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). У евреев, как и у многих восточных народов, были приняты частые омовения. Поэтому в доме было шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Ин. 2, 6). Мера или «бат» равнялись нашим полутора ведрам. Общая вместимость водоносов могла быть до 25 ведер. Иисус велел их наполнить до верха. Невольно Он сделал этих служителей свидетелями чуда. Затем Иисус говорит слугам: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду… (Ин. 2, 8–9). Начальник пира не ведал, что произошло, попробовал новое вино, которое ему принесли, и оказался очень удивлен его хорошим качеством и даже был раздосадован, что лучшее угощение оставили на конец пира, когда уже все достаточно насытились: Распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются (не в смысле опьянения, а в смысле насыщения), тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 9–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Христианское учение о триедином Боге позволяет избежать этих крайностей. Оно дает возможность представить Бога с полнотою жизни и совершенства вне отношений Его к миру. Эта полнота божественной жизни состоит в вечном и совершенном общении всех Божественных Лиц.В основе этого общения Божеских Лиц лежит любовь, так как, по свидетельству Откровения, «Бог есть любовь» ( Ин. 4:8 ). Но что же является объектом этой любви. При отрицании догмата Троичности у нас нет возможности указать такой объект. В самом деле, если Бог един и единоличен, то ясно, что объектом любви божественной является или мир, или Сам Бог. Но мир конечен и ограничен, поэтому он не может вместить в себя всю полноту бесконечной любви Божией. Не может быть таким объектом и Сам Бог, потому что любовь, обращенная на самого себя, есть самолюбие, что немыслимо в Боге, так как порицается и в человеке. Догмат Троичности устраняет эти сомнения и недоумения, так как он указывает объекты любви Божией, вполне соответствующие бесконечности этой любви. Такими объектами любви Божией и являются божественные Ипостаси, о чем ясно говорит нам Священное Писание. Сына оно называет «возлюбленным» от Отца и прямо свидетельствует: «Отец любит Сына и показывает Ему все» ( Ин. 5:20 ). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» ( Ин. 10:17 ). « Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» ( Ин. 15:9 ). С другой стороны, Священное Писание говорит и о Сыне: «Люблю Отца и как заповедовал Мне Отец, так и творю» ( Ин. 14:31 ), а о Духе Святом Священное Писание говорит, что чрез Него, как Духа любви, любовь Божия излилась и на нас (Тим. 5:5). Таким образом, догмат о Троичности лиц в Боге уясняет нам внутреннюю жизнь Божества, как наполненную любви, и этим дает основу для всего христианского настроения и поведения человека. Если в основе жизни божественной лежит любовь, то, очевидно, то же начало любви должно лежать и в основе жизни человека, созданного по образу Божию и в особенности в основе жизни христианина, так как «любовь Божия к нам открылась в том, что послал Бог в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него » (1 Ин. 4:9 ). Отсюда прямой вывод: «Будемлюбить Его (Бога) потому что Он прежде возлюбил нас» ( Ин. 4:19 ). И еще: «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( Ин. 4:11 ). Таким образом, ясно, что все христианское нравоучение тесно примыкает к учению о Триедином Боге и вся нравственная жизнь в этом именно догмате получает свою опору и основание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Несколько раз [иудеи] брали камни, чтобы побить ими Иисуса за то, что сделал Он Себя Сыном Божиим (в серб, букв.: ...за то, что строил Он из Себя Сына Божия. – Пер.) ( Ин.19:7; 8:59; 10:31–36 ) 38 . Постановили они отлучать любого еврея от синагоги, стоило тому только выступить в поддержку Иисуса и встать на Его сторону ( Ин.9:22 ). Как-то раз схватили они некую женщину в прелюбодеянии и, томимые неутолимой жаждой человеческой крови, повели ее [на казнь], чтобы побить камнями. Оказался здесь и Он, [Иисус]. «Вот удобный случай искусить Его», – подумали они. Но все свершилось к их собственному посрамлению. Ибо когда вопросили Его, что думает Он: убивать ее или нет – Иисус ответил им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень ( Ин.8:7 ). Грозные и неожиданные слова. И разбежались они все, как голодные псы от зачервивевшей овцы, когда хозяин пройдется палкой по их мордам. Но даже во тьме своего озлобления против Господа не могли они отрицать Его досточудных дел. На одном из своих сборищ священники и фарисеи поставили такой вопрос: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит ( Ин.11:47 ). И естественно – по предложению первосвященника Каиафы – приняли решение убить Его. «Во имя спасения народа» – такое обоснование дали они собственному приговору. Се сатана хочет [спасти] еврейский народ [руками] своих мрачных «апостолов», убивая истинного Спасителя рода человеческого! Однако сии мракобесы не способны были видеть у себя за спиной [оного] сатану, диктовавшего им то, о чем они должны мыслить, что говорить и что делать. Боялись они только народа. Бога не боялись – ничуть, ни на грамм, словно Бог для них и не существовал; а народа опасались. Во многих местах Евангелия отмечено, что боялись они народа, но нигде не написано, что имели страх пред Богом. Этот народ невежда в законе, проклят он – говорили они во гневе ( Ин.7:49 ). А сами, ненавистники народа и «знатоки» Закона, чаще всего забывали Божию заповедь: Не убий. Пытались они унизить Иисуса в глазах народа. Поэтому смеялись над Ним ( Мф.9:24 ; Лк.23:11 ) и говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его ? ( Ин.10:20 ). И в другой раз опять-таки: Обольщает народ ( Ин.7:12 ). И далее: В Нем бес ( Ин. 8, 48 )... и Он изгоняет бесов... силою веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:24 ). На это Иисус ответил им превосходно: Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и дом, разделившийся сам в себе, падет (в серб.: погибнет. – Пер.). Если же и сатана разделился сам в себе, то как устоит царство его? ( Лк.11:17–18 ). Иными словами, если бесы изгоняют бесов из людей, то значит они посеяли раздор между собой и стали воевать друг против друга. Как тогда устоять и не пасть царству сатаны? И еще говорит им Господь: Если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями ( Мф.12:27 ). Здесь Господь, конечно, имеет в виду Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ин.12:16 .  Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Как ученики прежде не поняли слов Христа о Себе как о храме, который будет сперва разрушен, а потом восстановлен ( Ин.2:19 ), так и по отношению ко входу Господню в Иерусалим они обнаруживают непонимание того, что в этом исполнились ветхозаветные пророчества о Христе. Только после прославления Христа они поняли, что и сами послужили к осуществлению этих пророчеств, приведя к Господу осла, на котором Он и совершил вхождение в Иерусалим ( «и это сделали Ему»). Ин.12:17 .  Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Ин.12:18 .  Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Ин.12:19 .  Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. «Народ», т.е. толпа народа ( χλος), бывшая в Вифании при воскрешении Лазаря; разъяснял «народу», т.е. опять толпе ( χλος), которая встречала Христа в воротах Иерусалима, что сделал Господь в Вифании. Этим и объясняет евангелист восторг, с которым встречен был Христос. Фарисеям тогда показалось, что уже «весь мир» или весь народ идет за Христом, и они побуждают этими соображениями друг друга к более решительным действиям против Христа. Ин.12:20 .  Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Эллины, о которых здесь упоминает Иоанн, принадлежали, по-видимому, к так называемым «прозелитам врат» и пришли в Иерусалим для поклонения (ср. Деян.24:11 ). В какой день случилось следующее происшествие евангелист не указывает. Ин.12:21 .  Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Эти прозелиты видели, как иудейский народ встречал своего Мессию, с ожиданием Которого они не могли не быть ознакомлены прежде, и пожелали «видеть Иисуса», т.е. познакомиться с Ним («видеть» же Его они могли и прежде). С просьбою познакомить их с Христом они обращаются к апостолу Филиппу. Иоанн, говоря, что Филипп был из Вифсаиды Галилейской (см. Лк.9:10 ), этим самым дает понять, что Филипп мог быть известен этим «эллинам», по всей вероятности, пришедшим из Десятиградия, в отношении к которому Вифсаида занимала соседнее место (ср. Мф.4:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 10. Пшеничное зерно Рассказ евангелиста Иоанна о воскрешении Лазаря (Ин., гл. 11), следующий непосредственно за повествованием о пребывании Иисуса в Иерусалиме на празднике обновления, был рассмотрен нами в книге о чудесах Иисуса 352 . За ним следует несколько эпизодов, которые будут рассмотрены совместно с повествованиями синоптиков о последних днях земной жизни Иисуса: вечеря в Вифании ( Ин.12:1–11 ), Его торжественный вход в Иерусалим ( Ин.12:12–19 ), умовение ног ученикам на Тайной Вечере ( Ин.13:1–20 ) и предательство Иуды ( Ин.13:21–30 ). В настоящей главе нам предстоит рассмотреть эпизод, не имеющий прямых параллелей у синоптиков. Он помещен в Евангелии от Иоанна сразу после рассказа о торжественном входе Иисуса в Иерусалим. 1. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет…» Эпизод начинается с обращения Еллинов к апостолам с просьбой организовать их встречу с Иисусом: Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: Господин! Нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин.12:20–24 ). Филипп не впервые появляется в Евангелии от Иоанна в паре с Андреем 353 . В рассказе о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами Иисус спрашивал у Филиппа: Где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Первый ответ пришел от Филиппа, второй – от Андрея ( Ин.6:5–9 ). Тот факт, что Филипп в рассматриваемом эпизоде не обращается к Иисусу напрямую, а сообщает ему о просьбе Еллинов через Андрея, может объясняться близостью этих учеников, происходивших из одного города – Вифсаиды Галилейской ( Ин.1:44 ). По другому объяснению, Филипп обращается к Андрею, потому что тот был старше (по возрасту или по времени призвания) 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава LV Вся эта глава есть речь воплощенного Слова Божия; это-слово любви, глаголемое устами воплощенного Бога, Отрока Господня, Искупителя. Вся эта глава близко напоминает Евангелия. Так: призвание к водам, дарующим жизнь, пиющие от которых не возжаждут во век ( Ин. 4:13–14, 7:37 ); воспоминания о Давиде и 109 Псалме (по ср. с Мф. 22:42–45 ; Лк. 20и Мк. 12:32 ); указание на призвание всех народов ( Мф. 28:19 ) и на прославление Бога Отроком Господним (Ин. 17ср. со стихом 5); предупреждение Израильтян в 6 стихе, чтобы они искали Господа, пока Он близко (по ср. с Ин. 1:4–5 и Ин. 12:35–36 ); указание 7 ст. на милосердие Божие (по ср. с Ин. 6:37 ); учение Господа, преподанное Никодиму ( Ин. 3:1–12 ) по ср. с ст. 8–9 настоящей главы Исаии, и наконец учение о Слове Божием, уподобляемом семени ( Мф. 13 и пар.), мы находим и в последних стихах пророка, где благодатное учение Господа, уподобляется сходящей с небес благотворной влаге, которая орошая землю, производит плоды, так что „вместо терновника вырастет кипарис, и вместо крапивы мирт“. Ясность видения пророка за много веков до мирового события, которое изменило и освятило душу человека, не только поразительна, – но и глубоко умилительна для души человеческой, во прахе плоти созерцающей великие промышления Божии о спасении человечества, дарующие даже слабому уму его доказательства человеческие о приуготовлении мира к восприятию Грядущего Искупителя. 1 . Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. „Кто жаждет, иди ко Мне и пей“ ( Ин. 7:37 ); „А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век“. ( Ин. 4:14 ). Так глаголал Источник жизни ко всем людям: не к одним праведным, но и к грешникам, которым нечем заплатить Богу, у которых нет ничего, кроме неоплатных долгов пред правосудием Владыки мира. Он им даром предлагает воду: живительные дары Духа Святого, вино под видом которого преподается верующим сама животворная кровь Спасителя, пролитая за грехи мира, и молоко, которое, как многие думают, здесь в пророчестве изображает чистейшую плоть человеческую и символизирует плоть Христову, даруемую вместе с кровью всеочищающим таинством приобщения верных. На эту мысль наводят и следующие стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но как согласить с явлением отпадения от Христа, которое здесь представляется возможным, то, что Господь говорил раньше ( Ин.6:39 и сл.; Ин.10:28–29 ) о безопасности, обещанной уверовавшим в Него? То Он утверждает, что Отец хочет, чтобы Сын не потерял никого, то теперь говорит об отпадающих от Него и погибающих. Вопрос этот разрешается легко, если припомнить, что Иоанн считает отпадающих от Христа неистинными Его последователями. «Они вышли от нас, но не были наши», – говорит Иоанн о противниках христианства, бывших христианах ( 1Ин.2:19 ). Ин.15:7 .  Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Господь только что говорил о необходимости для апостолов пребывать во Христе. Теперь же Он указывает и на пользу, которую они получат от этого: их молитвы будут услышаны (ср. Ин.14:13–14 ). Господь говорит это, конечно, имея в виду, что человек, пребывающий в Нем, будет молиться о том, чего желает для людей и Христос. Ин.15:8 .  Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Чтобы побудить учеников к совершению добрых дел ( «плода»), Христос говорит им, что они прославят чрез то Отца Его и станут в полном смысле учениками Христа. Очевидно, Христос знает, что ученикам этот мотив представляется весьма сильным, что им хочется прославить Бога и быть не по имени, а на деле учениками Христа. Ин.15:9 .  Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Ин.15:10 .  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Как Отец любит Христа за то, что Он исполняет Его волю, так и ученики могут сохранить за собой любовь Христа, исполняя Его волю, выраженную в Его заповедях. Ин.15:11 .  Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Все, что говорил выше Христос (стихи 1–10), сказано с той целью, чтобы апостолы могли усвоить себе «радость Христову» – ту радость, которую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час. Эта радость, конечно, проистекает оттого, что Он сознает Свое единство с Богом. И апостолы будут иметь «совершенную» или полную радость, когда пребудут в общении с Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010