Так рассказывает об этом сам Боголюбец Иоанн: стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ). А где же был он сам? Тут нет его; тут только еще две женщины, кроме Богоматери, привлеченные к кресту, конечно, тем же чувством любви к Спасителю. Послушаем далее, что он скажет: Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любяще, и проч. (ст. 26). Так вот он! Он, кажется, и не сказал бы о себе, если бы не приметил его Господь. – Видев стояща – что же? Ужели они стояли, как простые зрители? Если они любили Иисуса Христа, то ужели не скорбели, не плакали и не изъявляли всей непомерной тоски и горести? Да и как не скорбеть Иоанну, когда померкали самые светлые его надежды, – когда прекращалось то небесное веяние на все его существо, которым он одушевлялся, жил и думал жить вечно! А Пресвятая Матерь? Ей ли не скорбеть скорбью мучительной из всех скорбей, пронзившей сердце Ее, по предсказанию Симеона, острейшим оружием ( Лк.2:35 )? Что же Иоанн не сказал об этом ни одного слова? – Конечно для того, чтобы читатели сами догадывались и понимали. Святые писатели представляли происшествия с неуклонною точностию; углубляться же в чувства и мысли действующих лиц предоставляли благочестивому изучению верующих. – Обратимся к Иоанну. Мы сказали, что любовь Иоанна привела его к кресту. Нет сомнения, что она была сильна, чиста и свята. Если она и безмолвствовала, то язык чувств не умолкал и говорил красноречивее всех выражений слова. Этот голос, неслышимый целым миром, услышан был Иисусом Христом с креста. Такая беспримерная любовь не осталась без награды; и награда была примерная: Иисус Христос усыновил Иоанна Матери Своей сими словами: Се сын твой, се мати твоя ( Ин.19:26 и 27). Спаситель как бы так сказал: только твоей любви, возлюбленный ученик Мой, доверяю драгоценное Мое сокровище. Соблюди его, как сын, которым именоваться ты вполне достоин. – Да и кому бы лучше доверил Господь попечение о непорочнейшей и святейшей Матери Его, как не такому непорочному, каков был Иоанн? Он и выполнил в точности Божественное завещание, и был верным блюстителем спокойствия Богоматери до самого блаженного Ее успения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

206. Григорий (Лебедев), еп . Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//БТ. 1980. Сб. 21. С. 170–180. 207. Максимов Ю. В . [Рец. на кн.:] Глубоковский Н. Н. Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. М., 1999//АиО. 1999. 3(21). С. 380–381. 208. Тестелец Я. Г. Маршалл И. Х. Евангелие от Луки: Комментарий к греческому тексту: Реф. кн.: Marshall I. H. The Gospel of Luke: A commentary on the Greek text. Michigan, 1978//АиО. 2000. 1(23). С. 26–39; 2(24). С. 38–56; 3(25). С. 29–42; 4(26). С. 37–44; 1(27). С. 39–55; 2(28). С. 30–47; 3(29). С. 35–63; 2002. 1(31). С. 37–60; 2(32). С. 37–47; 3(33). С. 16–33; 4(34). С. 42–61; 2003. 3(37). С. 33–49; 4(38). С. 19–37; 2004. 1(39). С. 42–61.] Иоанн 209. Вестель Ю. А. В начале было слово: Очерк о первом стихе Евангелия от Иоанна//МБ. 1997. Вып. 4. С. 46–56. 210. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Комментарий к 3-й главе Евангелия от Иоанна: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]/Еп. Михаил (Мудьюгин) //БТ. 1973. Сб. 10. С. 102–109. 211. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15, 3 ): [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 151–155. 212. Прокопчук А., свящ. О плане построения Евангелия от Иоанна//БСб. 1999. 2. С. 41–46. 213. Строганов В., свящ . «Мехи новые» четвертого Евангелия//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 166–173. Лексический и структурный анализ текста Евангелия как богосл. трактата. 214. Экхарт М. Изложение Святого Евангелия от Иоанна. Гл. 2-я//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 138–150. См. также 453, 2059. Деяния святых апостолов 215. Левинская И. А. Деяния апостолов: Комментарий//МБ. 1998. Вып. 5. С. 46–58. 216. Левинская И. А. Бог высочайший в деяниях: язычество или иудаизм? ( Деян. 16, 16–18 ): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//МБ. 1999. Вып. 6. С. 52–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . О св. великомученике Прокопии (память его 8 июля), жившем также в III веке по Р. Х., повествуется, что он, бывши языческим воеводою, послан был нечестивым царем Диоклетианом с отрядом воинов в Александрию, чтоб там преследовать и мучить христиан, и на пути был обращен ко Христу следующим видением. В третьем часу ночи сделалось землетрясение, сопровождаемое громом и молниею. Великомученик Прокопий, называвшийся до крещения Неанием, услышал с неба голос: «Неание! зачем ты против Меня идешь?» С трепетом сказал Неаний: «Кто Ты, Господи? ибо я не могу узнать Тебя». Когда это он сказал, явился на воздухе пресветлый, как бы из кристалла, крест, и был глас от креста: «Аз есмь Иисус, распятый Сын Божий». За сим опять с высоты был глас от креста: «Сим знамением побеждай враги твоя, и мир будет с тобою». Так Неаний, подобно Савлу, явлением на пути Господа из гонителя обращен был в ревностного поборника имени Христова. Прибыв в Скифополь, новообращенный Прокопий уговорил золотых дел мастера сделать крест по подобию виденного им на пути. Когда крест был сделан, то внезапно на трех концах его – верхнем и боковых – появились самоизображенные лица Господа и архангелов Гавриила и Михаила. Мастер удивлялся, как появились сии изображения, и хотел их счистить, но всякий раз, как он принимался за кисть, рука его немела. Познав в этом особенное знамение благодати Божией, Прокопий, приняв от мастера крест, поклонился ему, облобызал его и, обернув в багряницу, всегда имел его при себе. С того времени он всегда преуспевал в бранях, одолевая врагов своих и особенно поборая невидимого супостата – диавола, которого окончательно победил крепким за Христа страдальчеством своим. Четвероконечный крест не есть крыж римский и печать антихристова Известно, что четыре конца осьмиконечного креста состоят из дщицы, на которой сделана была надпись I. Н. Ц. I., и подножия. Когда Господь шел на страдания, с дщицей ли и подножием нес Он крест Свой? Очевидно без них; ибо дщица и подножие были прибиты уже тогда, когда Он был распят. Так, относительно дщицы, евангелисты говорят: и возложиша, уже по распятии, повествует евангелист Матфей, верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь иудейский ( Мф.27:37 ). Бе же час третий, говорит Марк, и распяша Его. И бе написание вины Его написано: Царь иудейский ( Мк.15:26 ). То же самое подтверждают и евангелисты Лука ( Лк.23:38 ) и Иоанн ( Ин.19:19 и далее). Итак, несомненно, что, идя на страдание, нес Господь крест четвероконечный. Но этот же самый крест теми же четырьмя евангелистами и до распятия называется не крыжем римским и не печатью антихристовою, а прямо крестом, и мало того, даже крестом Христовым. Исходяще же обретоша человека Киринейска, именем Симона: и сему задеша понести крест Его ( Мф.27:32 ), говорит евангелист Матфей, и то же самое – евангелисты Марк с Лукою ( Мк.15:21 ; Лк.23:26 ). Распятие Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А подтверждение тому, что спасение зависит и от добрых дел, находим во множестве мест Писания, из которых особо отмечу: Мф. 16:27; 25:34–45; Ин. 5:29; Иак. 2:14–26; Рим. 2:6–13; 2 Кор. 5:10; 1 Тим. 6:18–19; Откр. 20:12–13. Сектант: Божественная благодать устраивает наше спасение сама, не оставляя возможности ей противиться, то есть действуя неотразимо. Поэтому здесь и речи нет ни о свободе, ни о заслугах человека. Это следует из притчи Спасителя, где господин повелевает рабу: пойди по дорогам и изгородям  и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14:23), и из прямых Его слов: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44). Священник: Вы, сектанты, и тут, выхватив из Писания две-три фразы, думаете, что постигли всё. Но оно ясно научает нас, что человек с самого сотворения увенчан от Бога свободной волей. Послушай Иисуса, сына Сирахова: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его… Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою (Сир. 15:14, 16), и еще: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (15:17). А  здесь  предостережение от лица Самого Бога: Вот, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение вам будет, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего (Втор. 11:26–27). И далее: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил  Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19; ср.: Втор. 30:15). То, что воля человека свободна и участвует в его спасении, ясно и из этих слов Господа: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37.) И через великого пророка Исаию говорит Он: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1:19–20). И богатому юноше Спаситель сказал: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17), а также: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (19:21).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Рядом со Спасителем были распяты разбойники. Страдания их были несколько меньше, так как они были не прибиты, а, по преданию, привязаны ко крестам. Такой вид казни предполагал медленную смерть, иногда в течение недели, а то и больше. Однако им к вечеру перебили голени ног. Истекая кровью, они умерли через несколько часов после кончины Господа Иисуса. Пытки Спасителя продолжались три часа… Но вот из уст Христовых прозвучали слова, которые доныне изумляют человечество. Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Это страшный, великий, потрясающий пример для нас. Ведь мы часто не выносим укоризненного взгляда, тона, а тем более слова. О ком же молился Христос? Мы думаем, что Его распинали только фарисеи, саддукеи, иудеи и римские воины. Это не так! Святые отцы утверждают, что и мы с вами распяли Его. Если бы каждый из нас не грешил, то не нужно было бы Спасителю Своею Кровию омывать грехи Адама и всех живших до нашего времени и до конца мира. Следовательно, Иисус молится об отпущении и наших с вами грехов. Закрылись Его уста. Наступило томительное молчание Спасителя… Мало было мучителям избивать, насмехаться, оплевывать Господа. Над Его головою они повесили в насмешку доску с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин.19:19 ). Это было сделано по распоряжению Пилата с целью унизить и вождей еврейских. Еще на суде, обратившись к разъяренной толпе, Пилат с укором вопрошал иудеев: «Царя ли вашего распну?» «Нет у нас царя, кроме кесаря», — кричала толпа. «Если ты не распнешь его, ты не друг кесарю», — вопили разъяренные фарисеи. Кесарь был человеком жестоким. Он мог казнить за один недоброжелательный взгляд в его сторону. Напуганный политической угрозой, Пилат приказал принести воды. Перед наро дом, в знак своей непричастности к смертному приговору торжественно омыв руки, он по римской традиции несколько раз ударил Иисуса римским хлыстом с металлическими наконечниками и предал Его смерти ( Мф.27:24-26 ). Святой Иоанн Златоустый говорит, что «Пилат руки умыл, а сердце осквернил». И теперь в раздражении на фарисеев он приказал над головой Христа прибить надпись «Царь Иудейский». Возмущенные фарисеи пришли к Пилату с требованием: «Напиши, что это Он считал себя царем Иудейским». Правитель бесцеремонно ответил им: «Что я написал, то написал» ( Ин.19:22 ), менять не буду.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Таковою Церковь и открылась через принятие апостолами сошедшего на них Духа Святого, Духа истины. Святые апостолы уже составляли единую Церковь : «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им» ( Деян.2:14 ) иудеям, обратившись к ним с первою проповедью. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам» ( Деян.2:37 ). Конечно, проповедовали с апостолом Петром и прочие апостолы, но Дух Святый устами писателя книги Деяний, приведшего речь только апостола Петра, а о прочих сказавшего, что они «стали» с ним, являет нам уже образовавшееся единство Церкви. В повествовании об исцелении апостолом Петром хроморожденного, дееписатель говорит: «Он, увидев Петра и Иоанна пред входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них... Но Петр сказал:... а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. ...Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» ( Деян.3:3–6,12 ). Это единодушие было исключительным свойством первенствующей Церкви, которая была обществом соединенных сердец «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» ( Деян.4:32 ). Тесная связь между всеми выражалась во взаимных молитвах о спасении ( Еф.6:18,19 ), в страннолюбивой и заботливой любви к бедным ( Деян.11:27–30 ; 1Кор.16:1–4 ; Рим.15:25,26 ), в общении посредством апостольских посланий ( Кол.4:15 ); во взаимном попечении по делам веры и в разрешении недоумений на соборах ( Деян.15:1–19 ; 1Кор.5:2–5,9–11 ; 1Пет.4:10,11 ). В чем же должно выявляться единство Церкви, без чего она теряет характер истинной Церкви Христовой? Как согласить единство Церкви с самостоятельностью частных церквей, например, Константинопольской, Русской и других? Спаситель поучал: «Сия есть Жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Посылая апостолов на вселенскую проповедь , Спаситель повелел: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). По этим словам, для всех необходима вера в Святую Троицу и таинства; следовательно, для единства Церкви необходимо единство в исповедании веры с ее таинствами. Равно для всех дана Спасителем заповедь о любви, как отличительном качестве ученика Христова ( Ин.15:12 ), и Спаситель говорил: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), то есть отлучал от Церкви упорного оскорбителя союза любви или церковного союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«Восходим в Иерусалим…» Именно теперь, в нынешние великопостные дни призывает нас Церковь начать это духовное восхождение. Вот в третье воскресенье Поста торжественно выносится и полагается на середине церкви Крест. Вот объявлено нам, за Кем мы следуем, куда восходим, свидетелями чего должны стать. И первым нашим духовным усилием в этом приготовлении должен быть вопрос: почему? Почему это страдание, эта трагедия, эта тьма были неизбежны? Ведь из Евангелия мы знаем, что в начале служения и проповеди Христа толпы людей ходили за Ним, тесня Его. Когда враги Христа послали своих слуг поймать Его на слове, те, вернувшись, сказали: Никогда человек не говорил так, как этот Человек (Ин. 7:46). Весь мip идет за Ним (Ин. 12:19), – с ужасом и сокрушением восклицали ненавидевшие Христа власть имущие. И если о чем говорят первые главы Евангелия, то как раз об успехе Христа. Но чем объяснялся этот успех? Из Евангелия так ясно виден ответ: исцелениями, немедленной помощью, которую оказывал Христос теснившим Его людям. Теснившим до такой степени, что не постеснялись они разобрать крышу дома, где Он находился, чтобы сверху опустить к Нему расслабленного. Иными словами, успех этот был вызван тем, чего извечно ожидает человек от Бога и религии, – ответом на никогда не смолкающий на земле вопль: «Помоги! Исцели!» И потому толпа, и потому успех. Но вот начинает Христос говорить о другом: об узком пути в Царство Божие, о скорбях и усилиях, неизбежных на этом пути, о стра­дании и смерти… И мы почти видим, как толпа эта начинает редеть, как создается постепенно вокруг Христа та пустота, которая закончится полным одиночеством и страшными словами Евангелия: Тогда все… оставив Его, бежали (Мф. 26:56). Но не значит ли это, что не земного успеха, не людей, веривших в Него только потому и только в ту меру, в какую Он исцелял и помогал им, искал Господь, а чего-то иного? А искал Он той трагедии, на которую пошел Своей волей, когда говорил ученикам: Вот, мы восходим в Иерусалим, и их – а с ними и всех нас – призвал следовать за Собою. Трагедия эта не была неизбежной – нет, но Христос вольно и сознательно сделал ее такой, ибо Сам захотел прямой встречи, решающего поединка со злом и смертью. «На сей час Я и пришел в мip» (ср.: Ин. 12:27), – говорит Он.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Далее Иоанн подробно описывает допрос у Анны; между тем допросу у К. не уделяется почти никакого внимания: упомянув о К. (Ин 18. 24), повествователь сразу переходит к рассказу об отречении ап. Петра (Ин 18. 25-27). С одной стороны, рассказ Евангелия от Иоанна подтверждает предположение о том, что Анна продолжал вмешиваться в дела первосвященников - своих близких родственников. (Ср. у Э. Ренана: «Судя по многим обстоятельствам, можно думать, что власть его (Каиафы.- М. К.) была лишь номинальной… Каиафа ничего не делал по собственному почину; их (Анны и Каиафы.- М. К.) имена привыкли соединять вместе, и притом имя Анны всегда даже ставилось впереди».) С др. стороны, в рамках повествования Евангелия остается необъясненной связь между содержанием допроса у Анны и теми обвинениями, о к-рых сообщили Понтию Пилату: Анна допрашивал Иисуса Христа о характере Его учения, а Пилат - о политических мотивах, о мессианстве Иисуса и Его Царстве. Евангелисты-синоптики единодушны в том, что именно о мессианском достоинстве Христа шла речь на суде у К. (Мф 26. 61-65; Мк 14. 57-64; Лк 22. 66-71) - событии, о к-ром умалчивает евангелист Иоанн. Возможно, он делает это сознательно, следуя своей тенденции дополнять повествование синоптических Евангелий, а не повторять его. Свидетельства евангелистов и Иосифа Флавия позволяют сделать вывод о лояльности К. к рим. власти. Срок правления К. был исключительно долгим по сравнению со сроками правления его предшественников. Иосиф Флавий, уделивший много внимания борьбе евр. народа за независимость в правление Понтия Пилата, не останавливается сколько-нибудь подробно на деятельности К. Евангелист Иоанн указывает на страх первосвященника и др. религ. лидеров евр. народа перед рим. властью. Решающим аргументом в осуждении Иисуса Христа оказывается угроза нелояльности к императору (Ин 19. 12, 15; ср.: Лк 23. 2). Помимо Евангелий в НЗ К. упомянут только в Деян 4. 6. Здесь К. вновь назван после «первосвященника» Анны и о нем говорится наряду с проч. представителями «первосвященнического рода».

http://pravenc.ru/text/1319886.html

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1. Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.). Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8). Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно. Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания. Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/30582.html

Как полагает Зизиулас, эта взаимосвязь «многих» и «Одного», указывает на то, что исторические основания единства в Евхаристии восходят к иудео-христианской традиции раба Божия или раба Господня, соотносящейся с сознанием своего единства народом Израиля, с которой, по его мнению, ассоциировал себя Иисус Христос 18 . Владыка указывает на то, что в Евангелии от Луки ( Лк.22:37 ) (ср. Ис.53:12 ) Господь определенно соотносит Себя с личностью раба Божия, как и в прочих местах, связанных со страданиями Иисуса Христа, а также на удивительное соответствие истории раба Божия со страданиями Господа ( Мф.27:38 или Мк.15:27 или Лк.23:32, 39 в соотнесении с Ис.53:9 ) 19 . Если для синоптиков в этом отношении наиболее характерным является обращение к образу раба Божия, то евангелист Иоанн Богослов в евхаристическом контексте использует образ Сына Человеческого (см. Ин.6 ). Однако при различии терминологий налицо единое сознание того, что в Евхаристии «многие» становятся «Одним», а «Один» включает «многих» – народ Божий 20 . Таким образом, утверждает Зизиулас, связь Евхаристии с пониманием единства «многих» c «Одним», предлагающим Себя от их имени, «является столь же древней, сколь и само христианство » 21 . Исходя из этого, он считает возможным говорить о «корпоративной личности» 22 Христа 23 , используя терминологию, предложенную библеистом Генри Робинсоном 24 , для объяснения такой особенности семитского мышления, как естественный переход от «одного» ко «многим» и наоборот 25 . В отношении Христа речь идет о Его восприятии с одной стороны как индивидуальности – открывшего Себя миру исторического Иисуса Христа, воплощенного Бога-Слова, а с другой стороны – Христа как Церкви 26 . Эта концепция является ключевой для понимания экклезиологии митрополита Иоанна, однако, как отмечает М.Вольф, даже его ученик и толкователь Пол Макпартлан, указывает на недостаточную ясность этой концепции в ее приложении ко Христу 27 . «Многие» в лице Церкви и «Один» Христос становятся одним Телом Христовым именно в Евхаристии, в ней расстояние между Христом и Церковью перестает существовать 28 . Поэтому в экклезиологии Зизиуласа именно Евхаристия занимает центральное место как идеальное Таинство единства и видимое воплощение тайны Церкви 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010