Сила крестного знамения велика и на прогнание от нас диавола, противника Христова, и всех его наваждений и искушений. Как вода и огонь вместе жить не могут, так нет совмещения Христа с Велиаром. Подними, верующий христианин, руку на знамение Христово – супостат почувствует в нём Христа и далеко отбежит от тебя. Подними ещё руку на крестное знамение, – отбежит от тебя и всякий богопротивный помысел. У тебя есть на сии случаи и готовые краткие церковные молитвы: «Силою Креста Твоего, Господи, от всякого зла сохрани мя», также «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Как вместилище великой силы Божией, крестное знамение совершило и совершает великие чудеса и исцеления, о чём говорить пространно недостанет времени. О крестных ходах Начало крестных ходов, как прообраза, указано ещё ветхозаветной Церковью: Нав.3:3 . Прообразы их совершали также благочестивые цари: Давид: 3Цар.6:1–3:13, 15 ; 1Пар.13:1–7 :15и Соломон: 3Цар.8:1–5 ; 2Пар.5:2:6 . В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос: Ин.19:16–17 ; продолжателем сего божественного установления был Симон Киринейский: Мф.27:32 ; Ср. Мк.15:21 ; Лк.23:26 . На Крестоношение указывал и апостол, когда говорил: И так выйдем к Нему за стан, нося Его поругание ( Евр.13:13 ). Взглянем внимательнее в Священную Библию и там увидим: совершается ли что-нибудь особенно важное для народа Израильского, случай, где нужна молитва всего народа – нужно ли благополучно перейти многоводную реку ( Нав.3:9–17 ) или взять неприступную крепость ( Нав.6:5–19 ), нужно ли попросить помощи в войне ( 1Цар.4:3–4 ), устроено ли новое святилище ( 1Пар.16:1 ): – во всех этих случаях составлялось громадное народное шествие с преднесением «ковчега Бога, Господа, сидящего на херувимах, на котором нарицается имя Его» ( 1Пар.13:1–6 ; Нав.3:13:6:10–11:14 ; 1Цар.4:3 ). Таким образом, подобно тому, как сейчас мы, христиане, часто устраиваем торжественное молитвенное шествие, неся впереди Христово поругание ( Евр.13:12–13 ) – Его святой крест, в древности ветхозаветный Израиль устраивал такие же народные процессии при несении рукотворенного Ковчега Господня и изображений херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

18. Русские писатели-богословы. Выпуск 1. Библиографический указатель. Историки Церкви. М.: Пашков дом, 2 2001.460 с. 19. Русские писатели-богословы. Выпуск 2. Исследователи и толкователи Священного Писания . Библиографический указатель. М., 1999. 462 с. 20. Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биобиблиографический указатель. М.: Пашков дом, 2004.480 с. 21. Старокадомский М.А. Список трудов профессоров МДА: Ф. Голубинского , В. Кудрявцева, А. Введенского и о. Павла Флоренского. Б. м., 1969. 43 с. (Машинопись). 22. Указатель к «Творениям святых отцов» и к «Прибавлениям духовного содержания» за двадцать лет (1843–1862). М.: Тип. В. Готье, 1863. 24 с. 23. Указатель статей, помещенных в «Прибавлениях» к «Творениям святых отцов» за 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1886 годы. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1887. 36 с. 24. Указатель к журналу «Богословский вестник»: первое десятилетие, 1892–1901 гг./Сост. К.М. Попов. Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1903. 80 с. 25. Указатель к журналу «Богословский вестник»: второе десятилетие, 1902–1911 гг./Сост. К.М. Попов; Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1912. Оттиск из: БВ 1912. С. 1–32 (6-я пагин.); С. 33–48 (4-я пагин.); С. 49–64 (4-я пагин.); С. 65–82 (4-я пагин.). 26. Указатель к журналу «Богословский Вестник», издаваемый Московской духовной академией 1912–1918 гг. Л., 1951. 34 с. (Машинопись). 27. Философское содержание русских журналов начала XX в.: статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901–1922 гг.: библиогр. указ. в 2 вып./Отв. ред. А.А. Ермичев. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 2001. 480 с. 28. Флоренский П., свящ. Библиография по агиологии/Публ., предисл., примеч. иером. Леонтия (Козлова), С.Ю. Акишина//БВ 5–6. 2005–2006. С. 628–641. II. Библиотека: книжные фонды 2 См. также 58, 64, 197, 203, 346, 362, 429, 510, 548, 701. 29. Библиотека Московской духовной академии. Каталог гг.]. (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 504. Ед. хр. 32; Карт. 505. Ед. хр. 1). 131, 122 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1 . Открытие у свящ. писателей толкований на другие места Писания, напр. Ап. Петр во 2-ой гл. Деяний 25–36 ст., толкует псалом 15-й 8–11 ст. 2 . Отнесение параллельных или сходственных мест писания, в которых писатели поясняют друг друга, – напр. Ин.6:56 1Кор.11:27 . 3 . Исследование состава речи в связи с предыдущими мыслями, имеющими отношение к объясняемому месту. 4 . Изучение исторических сведений о возникновении той или другой книги. 5 . Знание языков, на которых написаны оригиналы книг (Еврейского и Греческого). 6 . Сличение разных переводов Св. Писания. 7 .Знание древней географии и хронологии. При всем этом должно руководиться свящ. преданием и творениями св. отцов и учителей церкви, «якоже они достигоша» (19 прав. 1 вс. соб.). Число и наименование законоположительных ветхозаветных книг. В ветхом завете книг законоположительных пять: Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Все эти книги известны под одним общим названием «Пятикнижия». Написаны они вождем народа Еврейского Моисеем, почему известны под именем книг Моисеевых или закона Моисеева. Писал он их постепенно, по мере сообщаемых ему откровений, которые Господь повелевал ему записывать вместе с повествованиями о народе Божием. Первоначально они составляли одну книгу, известную под именем Тора, т. е. Закон. Что писатель Пятикнижия есть именно Моисей, на это в разных местах Св. Писания находится множество указаний (Иис. Нав. 1, 7, 8 ; 1Езд.3:2 ; Мк.12:26, Деян.15:21 .). Книга Бытия В Еврейской Библии книга называется начальным словом ее «берешитъ», т. е. в начале; в Греческой – называется «Бытие», что указывает на содержащееся в ней повествование о происхождении мира и людей. Главный предмет книги – повествование о начале мира и человеческого общества и краткая история веры в избранном народе, в продолжение патриархальных времен. Время, место и цель написания книги Бытия. Некоторые (Филон и Иосиф Флавий) думают, что эта книга написана в бытность Моисея в земле Мадиамской, но скорее всего, она написана в странствование Аравийское, когда Моисей был уже богодухновенным пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

I. СИМОН ПЕТР, сын Иоанна 19 , родился в области Галилее, в селении Вифсаиды, брат апостола Андрея 20 и первый из апостолов. После того как он был епископом в Антиохии и проповедовал Евангелия тем из находившихся в рассеянии обрезанных, которые уверовали в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии 21 , он прибыл в Рим во второй год правления императора Клавдия 22 для одоления Симона волхва 23 и там занимал святительскую кафедру двадцать пять лет, до последнего года царствования Нерона, то есть до четырнадцатого 24 . В гонение Нерона распятый на кресте, он увенчался мученичеством: был повешен на кресте головой вниз, а ногами вверх, почитая себя недостойным быть распятым так, как его Господь. Он написал два послания, называемые соборными, и второе из них весьма многие не признают принадлежащим ему, поскольку это послание различается по стилю с первым. Но зато говорят, что ему принадлежит и Евангелие от Марка, который был его учеником и толкователем. Другие же книги – «Деяния» его, «Евангелие», «Проповедование», «Апокалипсис», «Завещание», – отвергаются как апокрифические сочинения. Погребенный в Риме, в Ватикане, близ Триумфальной дороги, он прославляется почитанием всего мира. II. ИАКОВ, называемый братом Господним 25 , по прозвищу Праведный, был, как некоторые думают, сыном Иосифа от другой жены, а как мне кажется, сыном Марии, сестры матери Господа ( Ин. 19:25 ) 26 , о которой упоминает Иоанн в своей книге. Сразу после страданий Господних Иаков был поставлен апостолами во епископы Иерусалима и написал одно только послание, причисляемое к семи соборным посланиям, которое, как уверяют, издано кем-то другим под его именем, хотя с течением времени приобрело авторитет. Гегесипп, близкий к временам апостольским, в пятой книге «Комментариев» говорит об Иакове: «Принял в управление церковь Иерусалимскую после апостолов брат Господень Иаков по прозвищу Праведный. Многие из апостолов назывались Иаковами. Сей же от рождения был свят, не пил вина и сикера 27 , не вкушал никакого мяса, никогда не стриг волос, не умащался благовонными маслами, не пользовался баней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время поклонения Святому Кресту на середине храма Православная Церковь в стихире «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается» прославляет страдания, унижения и поношения, которые претерпел Божественный Страдалец, Спаситель мира, пригвожденный ко Кресту. Вспоминает Церковь , как издевались над Христом, прежде чем распять Его на Кресте: как Его заушали бренною рукою, ругались над Ним, одевали в одежду поругания, поили оцтом, смешанным с желчью, прободали Его ребра и т. д. И заканчивается стихира такими словами: «И вся терпит мене ради осужденнаго». Это скорбное песнопение вызывает у нас молитвенно-покаянное настроение, внушает нам сокрушение о наших грехах, за которые Христос был распят на Кресте. Под действием этого песнопения мы невольно переносимся на Голгофу и просим милосердного Господа Иисуса Христа, да простит Он нас грешных по Своему неизреченному человеколюбию. И помянет нас во Царствии Своем. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе . Ин.19:26–27 Великая скорбь на Голгофе... Последние минуты ужасных, нестерпимых страданий переживал Христос, прибитый ко Кресту железными гвоздями. У Креста стояла Его Пречистая Матерь и любимый ученик Иоанн Богослов. Христос видел их с Креста, видел и понимал, чувствовал их скорбь, их душевные страдания. В страшных мучениях умирал Он на Кресте, и Его страдания вызывали невыносимую боль в сердце Пречистой Матери Его. «Увы Мне, Чадо Мое возлюбленное; увы Мне, Свете Мой», – взывала Она, бия Себя в грудь. Так невыразимо тяжело было Матери Божией видеть умирающего возлюбленного Сына Своего. Ее Материнское сердце обливалось кровью от одной мысли о приближающейся смерти Его. Но вот взоры скорбной Матери и умирающего Сына встретились. " Жено! – слышит Она Его ласковый голос, – се сын Твой». И взор Его обратился к любимому ученику. Потом говорит Он ученику: «Се Матерь твоя». И взглядом указал на Свою Пречистую Мать. «И с этого времени, – замечает Иоанн Богослов, – ученик сей взял Ее к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Глава 4. Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына (§ 5–8); Глава 5. Различие Лиц Святой Троицы, исходящее из самих Их имен и других понятий, встречающихся в Священном Писании (§ 9–11); Глава 6. Другие свидетельства Священного Писания о Святой Троице. Различие Приказывающего и Исполняющего не вводит Двух Богов и Двух Господов (§ 12, 13); Глава 7. Содержащееся в Священном Писании различие Отца и Сына как невидимого и видимого, сокрытого и открытого, неявленного и явленного (§ 14–16); Глава 8. Общность имен Отца и Сына (§ 17); Глава 9. Утверждение Священного Писания о Единстве Бога не противоречит единству Божества Отца и Сына (§ 18, 19); Глава 10. Доказательство того, что Сын не тождествен Отцу и Святому Духу, основанное на Евангелии от Иоанна (§ 20–25); Глава 11. Свидетельства о том же из других Евангелий. Субстанциальность Сына как Духа Божия (§ 26); Глава 12. Христология: единство Лица Иисуса Христа и двойство Его природ и природных действий (§ 27–30); Глава 13. Ересь Праксея (модализм) — разновидность иудейства (§ 31). А. Фокин   1. По-разному диавол противоборствует истине. Иногда он стремится сокрушить ее под видом ее защиты. [На сей раз] он настаивает на том, что есть только Единый Господь, Всемогущий Творец мира, чтобы изобрести ересь на основании утверждения о Его единстве. Диавол говорит, что Сам Отец сошел в Деву, Сам от Нее родился, Сам пострадал, наконец, что Он Сам — Христос. Этот змей забыл, что он, искушая Христа после Иоаннова крещения, приступил к Сыну Божиему , ибо знал, что Бог имеет Сына, знал это даже из самого Священного Писания, на основании которого строил свое искушение: Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф 4:3). А также: Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, — то есть Отец [заповедает], — и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф 4:6; Пс 90:11–12). Или, возможно, он упрекал Евангелие во лжи, на самом деле говоря: “Пускай [Его] видели Матфей и Лука, я же к Самому Богу приступил, Самого Всемогущего искушал лицом к лицу. Только потому я и приступил, чтобы искусить [Его]. Напротив, если бы это был Сын Божий, я бы, пожалуй, не удостоил Его вниманием”. Все же сам диавол от начала лжец (см. Ин 8:44) , кого бы он ни привлек на свою сторону, как, например, Праксея.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Есть в мире христианская конфессия, не расслышавшая слов Богоматери о Ее почитании -  протестанты. В основном это отношение не то, чтобы хулы – но безразличия. Говорить о Богородице им просто неинтересно. Если бы Евангелисты вовсе не упомянули о Марии, протестантский мир ничего бы не потерял – ведь образов благочестивых семейств в Писании и так хватает. Тайна Приснодевы закрыта от них, и в этом есть Божия мудрость. Потому что мать царя знают и любят лишь те, кто живет в царском доме. Наверное, больше всего Богородицу любят и знают монахи. Почему? Потому что Пречистую можно узнать только чистым сердцем. Сердце же очищается постом и молитвой, слезами покаяния и тяжелым трудом послушания. Монашеское смирение открывает величие Преблагословенной, ибо подобное познается подобным. А еще монахи более нас знают и любят Божию Матерь, потому что монашество – школа любви к Богу и ближнему, а Христа никто из людей никогда не любил так, как Она. Путь духовной жизни, путь любви - это дорога, по которой уже прошли однажды пречистые стопы Богоматери. Это стезя трудная, полная слез и скорбей. Узкая тропа, по которой прежде всех идут избранные дети Господни, монахи. Одно из последних слов страждущего на Кресте Спасителя было направлено к Марии: «Жено! се, сын Твой», и к апостолу Иоанну: «се, Матерь твоя!» (см.Ин.19,26-27) Традиционное православное толкование  видит в данных словах усыновление Богоматери всех верующих в Сына Ее. Познается истинность этого толкования не ухищрениями библеистики, но опытом церковной жизни. Материнскую заботу Богородицы чувствует всякий, кто когда-нибудь молился Ей. Именно переживание благодатной помощи Владычицы Небесной расположило русский народ воздвигнуть несметное количество храмов в Ее честь. Достаточно посмотреть, сколько храмов и монастырей на нашей земле посвящено Пречистой Деве, чтобы понять – Она здесь хозяйка. И если горячая молитва в этих храмах не иссякнет, Церковь будет несокрушимой. Как непобедима Та, Которой мы поем: «Взбранной Воеводе победительная».

http://radonezh.ru/analytics/nikto-ne-ly...

И вот тогда произошло то, ради чего они и находились у Креста. Произошло то, за что мы сейчас благодарим Пречистую Деву Марию каждое мгновение своей жизни, потому что видим неисчислимую помощь, которую Она оказывает роду человеческому. Спаситель, обращаясь к Ней и ученику Своему Иоанну Богослову, произнес знаменательные слова. Показывая на ученика, Он сказал Божией Матери: «Жено! Се, сын Твой». А показывая на Нее, сказал ученику: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26–27). Этими словами по учению святых отцов все человечество было усыновлено Божией Матери. Каждый из нас стал с того момента Ее чадом, о котором Она как любящая мать имеет попечение до скончания века. Если бы у учеников Христа хватило веры, то они оказались бы рядом и увидели бы этот знаменательнейший момент человеческой истории — посвящение человечества Божией Матери. Мы, просвещенные Святым Духом в Таинстве Святого Крещения, должны быть более внимательными к своей жизни, памятуя о том, что ничего случайного не бывает. Даже трагические события происходят не просто сами по себе и настигают нас не по воле каких-то злых людей, но являются действием Божией любви по отношению к нам. Через эти события Господь выстраивает нашу жизнь так, чтобы она максимально способствовала достижению всеми нами спасения, чтобы еще здесь, на земле, мы прикоснулись к радости Богопознания. Если у нас есть вера, как у многочисленных святых людей, которых мы прославляем, всей своей жизнью засвидетельствовавших истину, то Господь входит в нашу жизнь, и она становится совершенно иной. Человек всегда, в каждое мгновение своего существования — радостное или скорбное — получает от Бога только благо. И вдохновляясь этим, с большей самоотдачей, а значит, и с большей пользой для себя продолжает стремление к вечной жизни, к Богу, к воплощению тех идеалов, которые нам открыло Священное Писание, рассказывая о земной жизни Христа. Очень важно во все церковные праздники вспоминать не только о радости, которой наполнено каждое евангельское событие, в честь которого этот праздник установлен. Необходимо делать из него выводы для нашей повседневной жизни, оценивать вспоминаемое событие с практической точки зрения, стараясь осознать духовные законы, положенные в основание нашего земного существования.

http://pravoslavie.ru/129993.html

И Ее славное успение – это исполнение слов апостола Павла: «никто из нас да не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14: 7–8). Располагая событие этого праздника рядом с началом нового года церковного, нового года жизни под покровом благодати Божией, Святая Церковь сообщает ему особое значение: постоянное обновление жизни души в новом рождении через покаяние и участие во всем церковном строе жизни. Так и поется: «Обновлены из тления к жизни непрекращающейся» (стихира на «Господи, воззвах», творение Стефана Святоградца). И в этих трудах покаяния первая Помощница наша и Молитвенница – Матерь Божия, Которой мы все родные – от того времени, когда Сын Ее с креста обратился – сначала к Ней Самой: «Жено! се, сын Твой», а потом и к апостолу Иоанну: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 26– 27). Сама «Владычица один дух с Господом, Сыном и Богом Своим, – писал в своем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Так и святые Божии человеки один дух с Господом, так и все благочестно живущие на земле. Великая тайна и великая честь земнородным!» (Иоанн Кронштадтский, праведный. Дневник. 2 августа 1864 г.). На праздники принято делать подарки. И мы Матери Божией тоже можем делать подарки. Любовь и усердие человеческие украшают изображения Божией Матери на иконах расписными одеждами и дорогими ризами, которых Она не имела в жизни, но которые символизируют красоту Ее духовную, символизируют великие богатства Ее души. Конечно, благочестиво украшать Ее иконы цветами, но еще лучше, достойнее, праведнее украшать свою душу цветами неувядаемых добродетелей, исполнением заповедей Сына Ее. Не найти подарка, который может быть дороже и приятнее Матери Божией. Лучший дар наш для Нее – принести Ей наши смиренные и покаянные молитвы о духовном несовершенстве своем. «Молебную службу мою приими», – так обращаемся мы к Матери Божией в молитвах утренних. Не только просим принять, но молим: «Богу Благоутробному принеси». От нас зависит, будут ли пусты руки Царицы Небесной, простертые в молитве к Христу Спасителю.

http://pravoslavie.ru/64271.html

Иисуса ввели в дом Анны, вернее, в ту часть дома, которую занимал Анна. Каиафа занимал вторую половину. Сад был общий. «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его». Но Анна не был первосвященником, облеченным властью. Следовательно, вопрос его был праздным, и «Иисус» соответственно «отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего». Если на самом деле интересуешься учением, не надо связывать учителя и приводить насильно. А если связал, тем самым выразив недоверие, – «что спрашиваешь Меня?» Теперь уже надо обращаться «к независимым источникам», к посторонним свидетелям. Вот и «спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил». Но люди не выносят, когда с них срывают маску лицемерия. «Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» Это был первый удар, который притерпел воплотившийся Бог . Казалось бы, молния тут же должна поразить святотатца. Но вместо этого Иисус по-прежнему спокойно и терпеливо отвечает: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» «Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе», в другую половину дома. «Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он», все еще ожидая главного момента своей жизни, снова пока «отрекся и сказал: нет». Наконец, «один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся» ( Ин.18:19–27 ), и даже «начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух» ( Мф.26:74 ). И тут он понял, куда завело желание совершить великий подвиг! «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» ( Лк.22:61–62 ), или, как пишет Марк, «начал плакать...» А когда кончил? Говорят, всю жизнь плакал, слыша пение петуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010