Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 47; 2006 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Ин 19:23 Ежегодно 10/23 июля Русская Православная Церковь празднует Поло­жение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в память обретения этой святыни в 1625 году. Но прежде чем попасть в Москву, чтимая реликвия сменила не одного владельца: ее история восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно Евангельскому повествованию, риза Господня (хи­тон) по жребию досталась одному из воинов: Итак сказали друг другу: не ста­нем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий (Ин 19:24). Риза Господня в Грузии (I в. — 1616 г.) Об обстоятельствах перенесения ризы Господней из Иерусалима повествуется в различных восточных сказаниях: армянских, грузинских и сирийских 1 . По преданию, воин, ко­торому досталась риза Господня, был грузином, и он впоследствии пере­нес ее в Грузию, где она и сохранялась вплоть до начала XVII столетия. Согласно другому восточному сказанию, в пределах Иверии (Грузии) еще со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете — древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, а затем вернулся во Мцхету 2 . Вот что повествуется об этом в Житии святой равноапостольной Нины просветительницы Грузии. Прибыв в Грузию (315 г.), святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иверийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая, праведная и целомудренная жизнь была известна всем и привлекала к святой взоры, слух и сердце народа. Многие, и особенно жены еврейские, стали часто приходить к Нине, чтобы послушать из ее уст новое учение о Царствии Божием и вечном спасении, и начинали тайно принимать веру во Христа. Это были Сидония, дочь первосвященника карталинских евреев Авиафара, и шесть других женщин-евреек. Вскоре уверовал во Христа и сам Авиафар, после того как услышал толкования святой Нины на древние пророчества об Иисусе Христе и как они исполнились на Нем как Мессии.

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

7. О святом Крещении О святом крещении пророчествовалось в Ветхом Завете: «И возьму вас из народов... и окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой»... ( Иез.36:24–27 ). «... откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» ( Зах.13:1 ). «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Господь обещал крещение и указал его важность: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). После Своего Воскресения Христос заповедывает крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Из чего состоит крещение? 1) Покаяние в языческой жизни: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ( Деян.2:38 ). «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ). Евнуху Филипп сказал: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься ( Деян.8:37 ). " веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ). 2) Вера в Спасителя и искупление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). 3) Познание Божией истины, научающей новой христианской жизни; посему говорится, о Боге: что «родил Он нас словом истины» ( Иак.1:18 ). Посему христиане называются – «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающаго во век» ( 1Пет.1:23 ). Крещение посему соединяется с научением, когда говорится, что Христос освятил Церковь (т.е. верующих), «очистив банею водною (крещением – Деян.22:16 ) посредством слова» (научением Христовой истины – Ин.15:3 ). Так и ап. Павел, уверовавший в призвавшаго его Христа, был научен ап. Ананией и крещен ( Деян.9:3–18 ; Деян.22:6–16 ). Так и ныне в Церкви бывает предварительное научение (оглашение), а затем, крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава IV. Начало премудрости Чего нам должно искать Ищите прежде Царствия Божия ( Мф.6:33 ) Все мы желаем себе благоденствия и мирного жития, и вот для того все стараемся о снискании себе благ мира сего. Но видимое все временно, невидимое же, Богом обетованное блаженство вечно, непроходимо и неизменно. И Господь не велит нам потому гоняться за временными благами, а заповедует искать вечных благ более и прежде, чем тех. Ищите, – говорит Он, – прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ); все необходимое для временной жизни дано нам будет от Бога, и притом при малом труде, если только будем искать Царствия Божия всеми силами. Но где же искать Царствия Божия? Господь сказал нам: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Оно есть не иное что, как покорность воле Божией, преданность Богу ума и сердца и происходящая от сего – любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и воздержание ( Гал.5, 22 ). Как же все это приобретается? Божественным учением, как сказано: и будут все научены Богом ( Ин.6:45 ). И Писание говорит нам: един ваш учитель есть Христос ( Мф.23:8 ). Итак, учение Христово или закон Господень только научает нас, как искать Царствия Божия, как достигнуть вечной, подобной Господу Богу, блаженной жизни, которая уготована нам на небесах. Ибо Господь на небеси, как сказано, уготовал престол Свой ( Пс.10:4 ); там же и те должны быть, которые ныне внимают Его учению и исполняют повеления Его. Идеже есмь Аз, – Господь сказал, – ту и слуга мой будет ( Ин.12:26 ). Так вот, как Царствие Небесное приобретается соблюдением заповедей Господних! Потому и сказано: хранение законов утверждение нерастления есть; нерастление же творит близь быти Бога ( Прем.6:19 ). Может ли кто кроме учения Господня достигнуть Царства Небесного. В Писании сказано: Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум ( Притч.2:6 ). – Кто бо от человек познает совет Божий? Или кто помыслит, что хощет Бог ? Едва разумеваем, яже на земли, и, яже в руках, обретаем (понятие) с трудом: а яже на небесех, кто изследи? ( Прем.9:13–16 ) Потому и взывал премудрый Соломон пред Богом: волю же Твою кто позна, аще бы не Ты дал еси премудрость? И тако исправишася стези сущих на земли, и, яже Тебе угодна, научишася человецы, и премудростию спасошася ( Прем.9:17–19 ). Значит, погибает тот из нас, кто учения Господня знать не хочет или знает, да не покоряется, кто воле Господней противится. Ненавидяй премудрость безумен есть, презираяй вразумление Господне, окаянен есть ( Прит.2:18 ). Сей, как сказано, с земными деяниями своими постави дом свой при аде ( Прит. 2, 18 ). Те, которые мыслят только о земном, – их конец погибель ( Флп.3:19 ), – говорит апостол Павел. Потому он и сказал всем нам: что только истинно, что боголюбезно, что только добродетель, о том помышляйте ( Флп.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

11. О причащении Спаситель обещал дать особое небесное питание: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:27 ). Спаситель объявил, что Он Себя Самого даст в благодатную, живительную пищу верным Своим : «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жив вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:49–51 ). Без причащения Тела и Крови Христовых нет спасения: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядуший Меня жив будет Мною»... ( Ин.6:53–57 ). Господь исполнил это обещание, давши на Тайной вечери Тело и Кровь Свои под видом хлеба и вина: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: Сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:17–20 ). Совершение этого священнодействия завещано Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Христиане всегда совершают это священнодействие, приобщаясь Тела и Крови Христовых: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор.10:16 ). Это таинственное священнодействие будет совершаться до Второго пришествия: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал... всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:23–26 ). Нельзя причащаться Святого Тела и Крови Христовых недостойно, потому что за это Господь карает:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

1) Евангелисты с особенною подробностию повествуют об обстоятельствах рождения Иисуса Христа, а именно: а) о благовестии Ангела Деве Марии ( Лк. 1:31, 35 ); б) о вразумлении Иосифа ( Мф. 1:20, 21 ); в) о самом рождении ( Лк. 2:6, 7 ); г) о поклонении пастырей, которые обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслях ( Лк. 2:16 ); д) о пришествии волхвов с востока, которые пришедши в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его ( Мф. 2:11 ); е) об обрезании и принесении в храм, где Симеон принял Младенца на руку своею ( Лк. 2:21–38 ). Евангелисты Матфей и Лука, в доказательство того, что Иисус Христос по плоти происходил от семени Авраама ( Быт. 22:18 ), Исаака ( Быт. 26:28 ) и Иакова ( Быт. 28:14 ), излагают родословие Его, первый в линии нисходящей, начиная с Авраама, а второй – в восходящей до Адама ( Мф. 1:1–17 ; Лк. 3:23–38 ). А евангелист Иоанн, изобразив Божество Иисуса Христа, как Слова Божия, говорит: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1:14 ), и в своем послании замечает: «всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» ( 1Ин. 4:2, 3 ). Излагая земную жизнь Иисуса Христа, евангелисты замечают, что Он проходил по городам и селениям, «благодательствуя и исцеляя вся» ( Деян. 10:38 ), и повсюду был признаваем за истинного человека, так что, по выражению отечественного богослова, «ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине Своего человечества» («Правосл. догмат. богосл.» преосвящ. Макария. Спб. 1851 г., т. 3., стр. 74). Сам Господь называл Себя человеком ( Ин. 8:40 ), и особенно часто – Сыном человеческим ( Ин. 3:13, 14, 1:51, 5:27, 6:27, 62 ; Мф. 8:20, 11:19, 11:32, 40, 18:11, 20:28 , Мк. 6:31, 9:12 ; Лк. 22:48 ). Св. апостолы также называли Его потомком Давида по плоти ( Рим. 1:3, 9:5 ), мужем ( Деян. 17:31 ), другим Адамом ( 1Кор. 15:45–49 ), и вообще человеком: «един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2:5 ; Рим. 5:15 ; 1Кор. 15:21, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Огласительное богословие В Дусе Святе чаду моему возлюбленному, всечестной девице Анне Алексеевне Орловой-Чесменской в назидание души и во спасение дарствует крупицы духовного брашна духовник ея Фотий. Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в познание же, во спасение и в живот вечный Православныя Восточныя Церкви чадам, благородным и благочестивым отрокам воспитывающимся при 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге и для испытания на публичных экзаменах изложено сие Божественное законоучение, сиречь святое огласительное богословие веры кафолическия и апостольския, Церкви Восточныя законоучителем и настоятелем онаго корпуса, – а ныне первокл. Юрьева монастыря архимандритом Фотием. Слушано и смотрено трикратно митрополитом Михаилом Новгородским и Санкт-Петербургским и на публичном экзамене в 1824 году 6 сентября, в 1818 – 17 сентября, в 1819–1820 годах окончательно слушано и одобрено. 1820-го года сентября 23 дня Господи, к кому идем, глаголы живота вечнаго имаши; и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос Сын Бога Живаго. ( Ин. 6:68–69 ) Огласительное богословие веры кафолическия и апостольския Церкви восточныя Вопрос 1. Что особенно и непрестанно в житии сем должен делать человек? Человек особенно и непрестанно должен в житии сем познавать Бога и соблюдать Его святую волю. Ибо в сем состоит все спасение его и живот вечный, как глаголет святый Апостол и Евангелист: Се же есть живот вечный ( Ин. 17:3 ), да знают Тебя единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Вопрос 2. Что к тому ведет человека? Ведет к сему человека самое естество ( Рим. 1:19–20 ) и Откровение Божие ( Ин. 5:35 ). Бог с начала вел человека к себе, более действуя на внутреннее его естество, а чрез сие и на внешнее: но когда внутреннее большей части людей заключалось чрез погружение в чувствительность, то Бог дух небесного Своего учения заключил в письмена священных книг и начал более действовать чрез Откровение воли Своея вне человека и таким образом вести его к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. М. Лукьянов. Фотография ателье Буллы. 1910 г. Сергей Михайлович (23.08.1855, Москва - 2.09.1935, Ленинград), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор. Отец Л.- надворный советник М. И. Лукьянов, главноуправляющий имениями князей Юсуповых, дядя - сенатор. Главноуправляющими имениями Юсуповых были и деды Л. по материнской (П. И. Геффет, уроженец Страсбурга) и отцовской (мещанин И. М. Лукьянов, приписанный к московскому купечеству) линиям. Л. учился в пансионе Гернет и в немецкой школе при ц. св. Петра в С.-Петербурге, а с 1869 г., после вынужденного отъезда семьи из столицы,- в Полтавской, с 1872 г.- в Иркутской гимназиях. Последнюю окончил в 1874 г. с золотой медалью. Семья отличалась религиозностью; Л. вместе с отцом совершал паломничества в Спасо-Преображенский Валаамский и Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ри, многократно бывал в Киево-Печерской лавре . В 1874 г. поступил в столичную Медико-хирургическую академию, где учился вместе с В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым, окончил ее с отличием по специальности «лекарь» (19 дек. 1879). За выпускное конкурсное сочинение («Характер метаморфоза в лихорадящем организме и оценка важнейших теорий лихорадочного процесса»), к-рое было признано лучшим, Л. наградили премией Иванова. До нач. XX в. служение Л. было связано с преподавательской и научно-практической деятельностью в медицинских ин-тах, в т. ч. в Николаевском клиническом военном госпитале, в Военно-медицинской академии, в 44-м пехотном Камчатском полку, при Департаменте таможенных сборов, в Александро-Мариинском девичьем ин-те, в клиниках и ун-тах Варшавы, Берлина, Лейпцига, Гёттингена и др. С 1886 г. Л. являлся экстраординарным, с 1889 г.- ординарным профессором кафедры общей патологии Имп. Варшавского ун-та. В 1894 г. Л. был избран директором с.-петербургского Ин-та экспериментальной медицины Э.

http://pravenc.ru/text/2110883.html

митрополит Владимир (Сабодан) Литература 1 . Антоний, архим. Догматы богословия. СПб., 1857. 2 . Антоний (Храповицкий) , митр. Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917. 3 . Он же. Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов-греко-католиков. Ужгород, 1922. 4 . Антоний, митр. Сурожский. О Церкви. (Катихизическая беседа). «ЖМП», 1967, 5 . Апостол Петр и Римский епископ. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып. 10, 1955. 6 . Арсеньев Н. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1922. 7 . Он же. О литургии в таинстве Евхаристии. Париж, 1927. 8 . Он же. Церковь – организм или государство? «Вестник Братства православных богословов в Польше». Варшава, 1935. 9 . Он же. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1949. 10 . Афанасьев Н., прот. Принципы Церкви, о причинах в древности прихода к Церкви еретиков и раскольников. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып.7, 1949. 11 . Он же. Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. 12 . Он же. Кафолическая Церковь . «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Bыn.II, 1957. 13 . Он же. Церковь Духа Святаго. Париж, 1971. 14 . Болотов В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. К вопросу о соединении абиссин с православной Церковью. СПб., 1888. 15 . Босфоров С. К вопросу о соединении Церквей. Царьград, 1922. 16 . Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1917. 17 . Он же. Очерки учения о Церкви. «Путь», 1925, 1926, 1926, 1929, 15; 1929, 16 . Он же. Петр и Иоанн. Париж, 1926. 19 . Он же. Едина Святая Соборная и Апостольская Церковь – JFAS, 1931, june, 20 . Он же. Проблема Церкви в современном русском богословии – «Theology», 1931, 134. 21 . Он же. Пути к церковному единству. «Sobomost», 1935, 2. 22 . Он же. Иерархия и таинства. «Путь», 1935, 23 . Он же. Тезисы о Церкви. Протоколы 1-й Конференции православных богословов в Афинах, 1936, Афины, 1939. 24 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского собора. «Вестн. Рус. Зап.-Европ. Патриаршего Экзархата» (далее – «ВРЗЕПЭ»), 1966,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Свод евангельских сказаний «Воскресное чтение», 1817 Около Иерусалима, за долиною Иосафатовою, при подошве горы Елеонской была весь, именуемая Гефсиманиею. Туда Господь наш удалялся из Иерусалима на время ночи в последние дни пред страданием Своим; там же, в Масличном саду, молился Он до кровавого пота пред самым отшествием Своим на вольную страсть нашего ради спасения. Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам и что в ней паслись стада жертвенных животных: оттуда же повели на заклание и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. После того как по знаку предателя толпа вооруженных слуг архиерейских с оружием и дрекольями взяла Господа Иисуса, добровольно предавшего Себя в руки врагов Своих, все ученики оставльше Его бежаша, и Святейшего святых, как преступника, повели на суд первее всего в первосвященнику Анне, тестю Каиафы. Надлежало проходить чрез поток Кедрский, на котором был устроен небольшой мост, и здесь, по преданию древности, Иисус Христос, стертый столпившимся народом в самый поток, испил от струй его в утоление жажды, возбужденной в Нем необыкновенными страданиями, душевными и телесными, и таким образом буквально исполнил пророчество псалмопевца: От потока на пути пиет, сего ради вознесет главу ( Пс. 109 ). Из долины Иосафатовой поднялись на Сион и привели Господа в дом первосвященника, находившийся в этой части города ( Ин. 18:12–14 ). Из всех учеников только Петр и Иоанн осмелились последовать за небесным Учителем своим, но и то – недолго. Сей последний знаем бе архиереови, и потому вошел во двор его, а Петр остался пред дверьми. Иоанн, желая ввести с собою Петра, обратился к придвернице, чтобы она пропустила его, и раба дверница введе Петра, но тотчас же заметила ему: Еда и ты ученик еси Человека Сего? Как ни любил Петр Господа и Учителя своего, но из страха отрекся от Него: глагола: несмь ( Ин. 18:15–17 ). Архиерей допрашивал Иисуса Христа об учении и учениках Его. Что Мя вопрошаеши? отвечал ему Господь. Вопроси слышавших, что глаголах им: се сии ведят, яже рех Аз. Нечестивый раб нечестивого первосвященника почел ответ Господа дерзостью и ударил Его по ланите, сказав: Тако ли ошвещаеши архиереови? Аще зле глаголах, сказал на сие Спаситель, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши? ( Ин. 18:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Скачать epub pdf 45. Неделя 2 по Пасхе. О явлении Спасителя апостолу Фоме. Апостолы Фома и Иоанн в свете Христова воскресения (Ин. 20:19–31) «Господь мой и Бог мой »( Ин. 29:28 ). Почему, благочестивые слушатели, воскресение после Пасхальной седмицы святая Церковь связывает с апостолом Фомой? Чудо Христово воскресения имеет ближайшее отношение к Самому Иисусу Христу. Это Он воскрес. Это Он всей смертью и воскресением потряс мир и изменил всё направление мировой истории. С другой стороны это величайшее событие коснулось и людей и в первую очередь, ближайших к Христу – Его апостолов и жён-мироносиц. Как они отнеслись к чуду воскресения Христа, как оно повлияло на них? Что поучительного и назидательного дают для нас первые встречи апостолов с воскресшим Спасителем? Из всех апостолов наиболее ярко и поучительно пережил встречу с воскресшим Христом апостол Фома. Вот почему святая Церковь и посвящает ему второе воскресение по Пасхе. Но прежде чем остановить свой духовный взор на апостоле Фоме, остановим его сначала на апостолах вообще, на их отношениях к воскресению Христа. Ученики Спасителя не подготовили себя к вере в Его воскресение. Хотя Христос при жизни и не раз говорил им, что Ему предстоит пострадать и в третий день воскреснуть ( Мф. 12:40 ; Мф. 16:21 ; Мф. 17:22–23 ; Мф. 29и прочее), однако, они были далеки от веры в реальность этих предстоящих величайших событий. Наступив, эти события застали их врасплох. Ибо всё, что говорил им Спаситель, не глубоко было усвоено ими, а из Писания они ещё не знали, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых ( Ин. 20:9 ). Наоборот, они надеялись, что Он – Тот, Кто должен избавить Израиля ( Лк. 24:21 ), т. е. должен не умереть, а сделаться Царём-Освободителем Еврейского народа. Страдания, смерть Христа ошеломили апостолов, крайне озадачили их и повергли в уныние, страх и горечь от неоправданных надежд. Всё вдруг рушилось и заходило в тупик в их представлении о своём Учителе. Что им оставалось делать? От неожиданности и страха перед наступившими событиями (взятием Христа, судом над Ним и проч.), они рассеялись ( Мф. 26:56 ). Кроме апостолов Петра и Иоанна никто из них не искал встречи с Учителем, пребывающим сначала на Кресте, а потом и в гробе. Часть из них готова была оставить Иерусалим, как это мы видим из примера шедших в Эммаус ( Лк. 24:13 ). Отчего всё это происходит, братия и сестры?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010