Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Захаров Владимир Иванович; 20.03.1897, Москва - 14.12.1966, Ростов-на-Дону), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Из купеческой семьи. В 1916 г. окончил Московское коммерческое уч-ще. В 1916-1918 гг. учился на филологическом фак-те Московского ун-та, одновременно в Ин-те экспериментальной психологии проф. И. Челпанова (ныне Психологический ин-т им. Л. Г. Щукиной), был вольнослушателем МДА. В 1918 г. в связи со смертью отца оставил учебу и поступил на службу в Красную Армию. Работал делопроизводителем, завхозом, помощником зав. клубом на Московских командных курсах тяжелой артиллерии (нояб. 1918 - авг. 1919), на Екатеринославских командных инженерных курсах (1920-1922), в учебном отделе Главного управления военно-учебных заведений (1923). С 1923 г. был пономарем и иподиаконом в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . Позднее поступил послушником в московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужской монастырь , 22 авг. 1925 г. был пострижен в монашество с именем Иероним, в память почитаемых им блж. Иеронима Стридонского и Иеронима (итал. Джироламо) Савонаролы . Гомельским еп. Тихоном (Шараповым) был рукоположен 7 сент. 1925 г. во диакона, 21 сент.- во иерея. В сер. 20-х гг. познакомился с М. Е. Губониным , дружбу с к-рым поддерживал всю жизнь. После уклонения настоятеля Сретенского монастыря Можайского епископа Бориса (Рукина) в григорианский раскол И. уехал в Костромскую епархию, на родину матери. 10 янв. 1926 г. Костромским еп. Севастианом (Вести) был назначен духовником Свято-Троицкого жен. мон-ря в с. Н. Теляково (Сумароково) Галичского у. Костромской губ. В янв. 1928 г. вернулся в Москву, назначен помощником благочинного московских монастырей архим. сщмч. Петра (Руднева ; впосл. архиепископ). В том же году переведен настоятелем ц. арх. Михаила в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад). В 1929 г. возведен в сан игумена, 19 сент. 1930 г. вик. Московской епархии Подольский еп. Иннокентий (Летяев ; впосл. архиепископ) возвел И. в сан архимандрита. В 1931 г. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», приговорен к 5 годам ИТЛ. В 1931-1935 гг. отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала в качестве рабочего административно-хозяйственной части. В 1935 г. освобожден досрочно. В 1935-1944 гг. работал в различных учреждениях г. Костромы истопником, кассиром, бухгалтером.

http://pravenc.ru/text/293700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ СУББОТА [Церковнослав.        ; греч. Τ λδβλθυοτεΑγιον κα Μγα Σββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи , когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение . События В. с. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения (1 Кор 15. 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1-6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56). На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «                                                        » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8-11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (см.: Иларион (Алфеев), игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост.-христ. традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: им же мне мир распяся, и аз миру ( Гал.6:14 ) Слово о кресте Христовом было бы естественным предметом беседы в настоящую неделю (22 нед.) и тогда, когда не было бы других – особых – побуждений беседовать с вами о кресте. В апостольском чтении настоящей недели, – в словах, сейчас вами слышанных, – крест Христов восхваляется с такою поражающею силою и с указанием на такое важное значение его, что совершенно естественно избрать его предметом беседы. Но в настоящий день обстоятельства сложились, – не случайно, конечно, – так, что слово о кресте является не только естественным, но как бы неизбежным. Всё напоминает нам о кресте; всё побуждает нас беседовать о нём. И этот величественный храм, посвящённый Христу Распятому, основанный в честь всемирного воздвижения честнаго и животворящего креста Христова, и освящение его силою крестною, освящение в обители духовных крестоносцев – иноков: – всё вещает нам о кресте и требует от нас беседы о кресте. О распятии Христовом, о слове крестном вещали нам сегодня и евангельское и апостольское чтение, и вся служба воздвижения честнаго и животворящего креста, совершённая ради торжества освящения настоящего храма ( Ин.19:6–37 ; 1Кор.1:18–24 ). Знамение креста и благодать Св. Духа, даруемая нам ради крестных заслуг Иисуса Христа: вот видимый знак и невидимая сила, совершившая освящение храма. И где, для кого преимущественно воздвигнут и освящён храм сей? Он воздвигнут и освящён в обители иноческой, предназначен для молитвы преимущественно иноков крестоносцев, давших обет всемирно распинать плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и потому наиболее нуждающихся в напоминании о крестном подвиге, в беседе о кресте. Когда таким образом всё располагает к беседе о кресте; и вы, христолюбцы, с такою любовию стекшиеся на обновление храма сего, несмотря на время зимнее ( Ин.10:22 ), – стекшиеся в обитель духовных крестоносцев, и потому очевидно любящие слово крестное – для всех спасительное – с любовию, надеюсь, будете внимать слову крестному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Современная практика православного благочестия, 1 Части 1-4 фундаментального труда Пестова. Книга писалась в 50-е гг., «бестселлер» православного самиздата. «В своем изложении мы старались затрагивать лишь те самые важнейшие, основные вопросы жизни человеческой, от правильного разрешения которых зависят, как нам кажется, спасение души человека, просветление его разума истиной и озарение сердца той красотой образа, которая была задумана для каждого человека в предвечном плане мироздания Господом Богом. Для кого предназначается эта работа? Она не апологетического характера, и содержание ее не рассчитано на неверующих людей. Можно думать, что и не для всех верующих будет близко ее содержание.Мы надеемся, что она будет интересна для тех христиан, которые причастны к «нищете духовной» (Мф. 5, 3) — видят в какой-то степени свои грехи, страсти, пристрастия и стремятся к самосовершенствованию; для тех, кто хотел бы для своей души осуществить в какой-то мере слова пророка Давида: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102, 5): «обновляется» — т. е. душа очищается от греха и страстей и одевается в светлые одежды безгрешной юности; для тех, кто любит Господа (каждый в своей мере), хочет угождать Ему, хочет работать для Него, хочет посвятить Ему свою земную жизнь. Вот для них и предназначалась эта работа. Будем надеяться на то, что они найдут в ней те мысли (взятые нами из неисчерпаемой сокровищницы духовной литературы), которые помогут им идти к Царству Небесному, которое, по словам Господа, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).«Кто может вместить, да вместит», — говорит Господь.» Николай Евграфович Пестов Современная практика православного благочестия Том первый Часть первая Основы христианской веры Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 15,11 Предисловие Я сказал: вы боги. Ин. 10, 34; Пс. 81, 6 Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства. Схиархимандрит Софроний

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

преподобный Иустин (Попович), Челийский Содержание Часть пятая. Церковь — непрестанная Пятидесятница. Пневматол...    Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой — Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? — Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13; 1Кор.2:4—16; Еф.3:5).    Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело — Церковь, и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян.2:1—47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7—13, 15:26, 14:26), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим.    День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44—48, 11:15—16, 15:8—9, 19:6). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо — Святая Пятидесятница — при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым — в Церкви и Церковь Духом Святым — в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос — Глава и Тело Церкви; Дух Святой — душа Церкви (см. 1Кор.12:1—28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение — το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О Святой Троице Новый Завет состоит из книг, именуемых “Евангелием”, “Деяниями святых апостолов”, “Посланиями святых апостолов” и “Апокалипсисом”. По своему объему Новый Завет меньше, чем Ветхий Завет, но в нем содержатся истины, помогающие уяснить смысл Ветхого Завета и во многом обогащающие наше представление о Боге. Из Нового Завета мы получаем наиболее полное представление о том, что есть Бог. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: “Я и Отец — одно”(Ин. 10. 30), и: “видящий Меня видит Пославшего Меня” (Ин. 12. 45). В нескольких местах Спаситель говорит, что Он есть Сын Божий. Неоднократно в речи Господа встречается и упоминание о Святом Духе, Который ниспосылается от Отца по ходатайству Сына. И, наконец, Он напутствует апостолов словами: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28. 19). В отличие от Ветхого Завета, Новый Завет говорит о Боге как о едином существе в трех Лицах — об Отце, Сыне и Святом Духе. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из трех Лиц, так что они являют собою не трех Богов, но одного, единого Бога. И вместе с тем в Нем присутствуют три Божественные Личности, три Лица, три Ипостаси. Это сочетание единства и множественности остается для человеческого воображения непознаваемой тайной. Для человека, додумывающего свои мысли до конца, великое таинство Божественной природы есть доказательство того, что только Бог мог дать людям подобное откровение. И в самом деле, если бы правы были Вольтер и его последователи, утверждавшие, переворачивая библейскую истину, что человек создал Бога по своему образу и подобию, то, наверное, такой Бог был бы в высшей степени доступен человеческому пониманию. Ведь человек не в состоянии измыслить того, что он сам не понимает: непостижимое изобрести нельзя. Когда человек выдумывает нечто, он старается быть убедительным для других людей. Откровение же о природе Божественного в Новом Завете воспринимается нашим разумом как непостижимая тайна. Но тогда не является ли это наилучшим свидетельством в пользу того, что учение о Святой Троице имеет Божественное происхождение?

http://mospat.ru/archive/86422-o-svyatoy...

прот. Иоанн Козлов Крещение А) обдержно совершается иереем 1) Ев. Мф.28:18–19 : «И приступил Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вси языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа». 2) Вальсамон в толковании на 49 пр. св. Апостол (Полн. Кормчая I, 93): «Об епископах и пресвитерах упомянуло правило потому, что никому другому не дозволено крестить». 3) Писания мужей апостольских гл, 8. стр. 305, по сл. Игнатия Богон. к смирнянам: «Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно». 4) Иоанн Златоуст т. I. сл. 3 о священстве, стр. 418, а по 2 изд. стр. 426: «Если никто не может войти в царствие небесное, аще не родится водою и Духом ( Ин.3:5 ), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается вечной жизни ( Ин.6:53 ), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы»? 5) Киприан Карф. ч. I, п. 60, стр. 288–289 (а по 2 изд. 336): «Отсюда понятно, что крестить и давать отпущение грехов могут только в церкви предстоятели, имеющие основанием евангельский закон и Господнее распоряжение; а вне церкви ничто не может быть ни связано, ни разрешено, так как там нет никого, кто бы мог связать что-нибудь или разрешить». 6) Феодор Студит ч. 2. п. 157 к Антонию епископу Диррахийскому, стр. 396: «Мы, святейший, хотя в других отношениях ничтожны, но не так невежественны или невнимательны к божественным заповедям, чтобы повелеть ученику нашему, не имеющему священства, дерзновенно совершать действия священства, как-то: крестить младенцев, ибо в этом состоит обвинение». 7) Симеон Солунский т. 2. стр. 351: «Крестить – это дело всякого иерея, а обратить – учителя». Б). Крещение едино 1) 10 член Символа веры : «Исповедую едино крещение во оставление грехов». 2) Ефесеом гл. 4. ст. 5: «Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: един Господ, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Рассмотрев православное учение о происхождении и цели существования Церкви, мы подходим к вопросу: в чем же состоят существенные свойства истинной Церкви? Учение об этих свойствах в Символе веры излагается так: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », то есть Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Свойство апостоличности Церкви указывает на ее историческую сторону: она насаждалась и укреплялась святыми апостолами ( Откр.21:14 ); а первые три свойства относятся к сущности ее, онтологичны; в них и апостоличность находит свою подлинность. I часть Церковь есть единая. Если, по учению слова Божия, Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), то есть, защита и фундамент, опора истины, то она, естественно, может и должна быть только одна. Ведь, и по требованию человеческой логики, истина может быть только одна, и все, хотя бы в малейшей степени не согласное с нею, есть уже неправильность, ошибка, ложь. Так, 2х2=4 есть истина, и всякое утверждение о том, что 2х2 есть не 4, а какое-то другое число, будет уже неправильно. Если, по аксиоме, прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, то всякая другая линия, хотя бы в самомалейшей части не совпадающая с прямой линией, будет уже не кратчайшим расстоянием между двумя точками, а будет или кривой, или ломаной, но не прямой линией. Так и Церковь Христова: если истина Христова одна, и она вверена Церкви, которая есть ограждение истины, то, следовательно, и Церковь может быть только одна. Так учил о Церкви Своей Сам Господь. Он говорил не о многих церквах, а только об одной Своей Церкви «Создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ), говорил об одном Царстве Своем: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ), «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» ( Мф.13:47 ), об одном стаде и об одном дворе овчем: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Спаситель молил Отца Небесного о всех верующих: «Да будут все едино» ( Ин.17:21 ). Он повелел проповедовать одно учение ( Мф.28:19,20 ), установил одно крещение и одно причащение ( 1Кор.1:13, 10:17 ; Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Скачать epub pdf Глава первая Апокалипсис написан святым апостолом Иоанном Богословом во время его ссылки на Патмос – остров в Эгейском море, при императоре Домициане. В одно из воскресений, когда апостол находился в пещере, ему было видение, он услышал громкий голос, как бы трубный, говоривший: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу» ( Откр.1:10–11 ). Откровение было записано учеником апостола Иоанна – Прохором. По преданию, сохраненному христианами острова Патмос, апостол жил в пещере, где спал на голом камне. Этот камень, кстати, и сегодня можно там увидеть. Над пещерой сейчас находится монастырь Апокалипсиса. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» ( Откр.1:1–2 ). Это откровение не апостола Иоанна, а Иисуса Христа – Великого Властелина истории. Из Символа веры известно, что Христос имеет равенство власти – как Бог и как человек. Он участвует в Божественной власти над миром, и Откровение как раз и показывает, каким образом Иисус управляет мировой историей, и как творится воля Отца Небесного, Его Сына и Святого Духа. Почему сказано, что Откровение дал Христу Бог ? Потому что источником Божества является Бог Отец: Он в вечности рождает Сына и в вечности изводит из Себя Святого Духа. Поэтому и слава Христу подается Отцом – Христос в рождении Своем получает от Отца честь и славу, могущество и великолепие. Но здесь она дается Ему как человеку, и эта слава – не просто для того, чтобы Он в себе ее держал, а для того, чтобы показать Отца людям и возвестить то, что должно случиться вскоре. Откровение раскрывает тайну будущей жизни, тайну, которая совершается уже в нашем мире. Сказано «надлежит быть вскоре», потому что для Христа все – вскоре. И нам нужно помнить, что Суд – при дверях, что он будет скоро. Господь говорит в Евангелии: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:19–21 ). Суд начинается с явления Света – Иисуса Христа, Сына Божиего, то есть с Богоявления, с величайшего откровения Бога в лице Христа Спасителя. Суд – это раскрытие людей, их внутренних качеств. 1 Поэтому некорректно и неправильно говорить, что есть люди, отвергающие Христа, но вместе с тем делающие добрые дела. Если бы они по-настоящему делали добрые дела, то любили бы Христа, приняли бы Его всем сердцем, стремились бы к Нему и уверовали бы в то, что Он есть – Бог ! Ведь свет добрых дел исходит от Христа, Который Сам и есть Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир ( Ин.1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 9–10 (Ин.17:13–19)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 12. С. 81–96 (1-я пагин.) —81— истинный. Очевидно, таким образом, и не подлежит сомнению, что Ему всегда должна быть присуща сила охранять чтущих Его, в какое бы Он ни пожелал время, хотя бы и не было видимо присутствие Его с телом. В этом именно и заключается возможность и для нас иметь совершенную радость, как имеющих всегда вблизи себя Сопредстателя, могущего изнимать от всякого зла. Ин.17:14–15 . Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже Аз несмь от мира. 2188 Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от зла. 2189 Открывает необходимейшее для нас подаяние вышнего благоволения и от Отца, которое, говорит, в качестве как бы справедливого и подобающего воздаяния должно быть от Него подвергающимся ради Него опасностям. Ведь мир ненавидит ради Бога служителей Бога и исполнителей определенных Им законов, ни во что не считающих мирскую прелесть, которые и по справедливости должны получить содействие от Него и благодать и пребывание в благополучии. Опираясь некоторым образом на Него и надеясь на Него, ведя ради Него борьбу и не боясь подвергаться чрезмерным опасностям, как, в конце концов, могли бы они остаться без соответствующего их стараниям воздаяния? Поэтому Спаситель говорит, что «Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что не суть от мира, как —82— Я не от мира». Они приняли, говорит, и весьма охотно, Твое, Отец, слово, бывшее к ним чрез Меня, то есть евангельскую проповедь, легко отвращающую приемлющих её от мирской жизни и земных помыслов. Поэтому-то они и подверглись ненависти от мира, то есть от пожелавших помышлять о мирском и любящих эту чувственную и скверную жизнь. Ведь для мирских людей неприятны слова святых, всегда отвлекающие от зол этой жизни и открывающие нечистоту мирской жизни, обвиняя греховность мира и горькими обличениями поражая тех, которым доставляет приятность падение и вращение в земном зле, – а также ведя борьбу против всякого насилия, удаляя честолюбие и научая отрекаться и возможно далее сторониться от любостяжательности, как матери всех зол, но и повелевая находиться вне исконной прелести и захваченным в диавольские сети – идти к Богу всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010