36–44 ст. Но, так как наказание Божие грешникам всегда бывает соединено с милостью, то и в настоящем случае, возвещая устами пророка разрушение Иерусалима и пленение иудеев, Бог чрез того же пророка обещает и великую милость Свою этому обреченному на разрушение городу и отверженному народу. Эта милость Божия к народу Своему выразится в следующем: а) «И ныне так говорит Господь Бог Израилев об этом городе (ко граду), о котором ты (пророк) говоришь: он предан будет в руки царя вавилонского мечем, голодом и мором» (36), вот Я соберу их из всех стран (от всея земли), по которым (идеже) рассеял их в гневе Своем, в ярости и великом огорчении, и возвращу их на это место и поселю в безопасности» (37 ст.). Это другими слова значит, что город Иерусалим, которому пророк от имени Божия возвещает неизбежное разрушение и запустение (о немже ты глаголеши: предан будет и т. д. ср. 3 и 24 ст., а также 34:2), не навсегда останется в таком положении: жители его, которым теперь предстоит рассеяние по разным странам, снова возвратятся сюда и будут жить в безопасности (см. подобные обетования выше: Иер. 30:3, 10; 31:8–12, 23, 27–28 ), тогда Иерусалим вновь обстроится, как сказано выше ( Иер. 30:18; 31:38–40 ) и пребудет в безопасности, как говорит пророк несколько выше ( Иер. 33:16 ). Посажду я во уповании (καθι ατος πεποιθτας – 37 ст.) – ср. выше: Израиль пребудет в надежди (23:6) и: почиет (Израиль) и всякаго добра исполнен будет, и не будет устрашаяй тя (30:10) и ниже: насажду (φυτεσω) я в сей земле с верою (32:41). б) «И (снова) будут они Моими людьми, а Я буду их Богом (33 ст.), и дам им новый (ин) путь жизни и новое (ино) сердце, чтобы они боялись Меня (благоговели предо Мною) во все дни жизни (см. русск. пер.) на благо им самим и потомкам их» (39 ст.). Здесь, видимо, повторяется обетование, изложенное выше ( Иер. 31:33 ), которое несколько яснее выражено у пр. Иезекииля в следующих словах: дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас и сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Скачать epub pdf Почему Церковь так настаивает на том, что Иисус именно телесно, физически воскрес из мертвых? Что это меняет в Его учении? Слова «учение Иисуса» могут сбивать с толку – «учение» это что-то, что можно отделить от учителя. Учение Будды не изменилось бы (и никак бы не пострадало) если бы выяснилось, что никакого Гаутамы Будды на свете не было, а «четыре благородных истины» выдвинул кто-то другой. Это же можно сказать про большинство других учителей – платонизм, как философская концепция, мог бы существовать и без Платона. Если бы Платон умер в юности, к тем же идеям мог бы прийти и кто-нибудь другой. Но «учение Иисуса» невозможно отделить от самого Иисуса. Значительная часть Его учения свидетельствует о Нем Самом. Все учителя говорили как посланники от лица истины, и только Иисус сказал, что Он и есть истина ( Ин.14:6 ). Они говорили о том, что желают обратить людей к свету – Иисус говорил, что Он есть Свет Миру ( Ин.8:12 ) Он говорил, что сошел с небес ( Ин.6:38 ), что видевший Его видел Отца ( Ин.14:9 ), что именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день ( Мф.25:31 ). Иначе говоря, Он утверждал, что в Его лице мы встречаем Бога, Создателя всего существующего, Того, кто определяет нашу временную и вечную участь. Эти поразительные откровения вызвали – как и можно было ожидать – крайне враждебную реакцию: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Ин.10:33 ) Иисуса обвинили в богохульстве и мятеже, и приговорили к распятию. После того, как Он умер на Кресте и был погребен, Он воскрес из мертвых и явился ученикам. Бог , которого, по словам обвинителей, якобы хулил Иисус, воскресил Его из мертвых – это полагает печать Божиего одобрения на всем, что Иисус сказал и сделал в годы Своего земного служения. То, что Он говорил о Себе, истинно – Отец Небесный подтвердил это, вернув Его к жизни. Это означает, что Иисус – не древний учитель, от которого остались кое-какие наставления. Он действительно Бог, Судия и Спаситель. Он жив сейчас. Как говорит апостол Павел, «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим.6:9 ) и мы можем обратиться к Нему в покаянии и вере; мы можем воззвать к Нему – и Он услышит. Люди могут присоединиться к созданной Им Церкви подданными Его Царства, поступить к Нему на службу, заключить с Ним завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

«Многое и другое сотворил Иисус», свидетельствует Евангелист Иоанн Богослов, «но если бы написать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Может быть, придет кому-нибудь на мысль спросить, для чего Господь наш Иисус Христос во время земной жизни Своей совершал так много чудес? Чудеса Спасителя нужны были и для Него Самого и для людей. Они, во-первых, свидетельствовали о божестве Иисуса Христа и о том, что Он воистину послан Богом Отцом в мир. Иудеи, как известно, не имели веры к словам нашего Спасителя. Они часто требовали у Него знамений и посылали к крестителю Иоанну спросить о Нем. «Вы, говорил Иисус Христос иудеям, посылали к Иоанну, и он свидетельствовал о истине... Я же имею свидетельство, большее Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить (т. е. чудеса), самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:33,36 ). Лучшие из иудеев сами убеждались, что Иисус есть Божий посланник, когда были свидетелями чудес Его. Так потаенный ученик Спасителя Никодим, когда пришел к Нему в первый раз, заявил: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин.3:2 ). Видишь, Никодим узнает, что Иисус Христос от Бога послан, по чудесам. Так и другие многие убеждались в этом по этому же признаку. После чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир ( Ин.6:14 ), т. е. Мессия, предсказанный пророками. И Сам Спаситель считал непростительным неверие после того, как люди были свидетелями чудес Его. Аще не творю дела Отца Моею, не имите Ми веры: аще ли творю и Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем ( Ин.10:37–38 ). Чудеса, во-вторых, нужны были для людей, с которыми обращался Спаситель: они содействовали зарождению и укреплению веры в Иисуса Христа. Но, кроме того, сколько через них благодеяний оказал Спаситель страждущим, немощным и одержимым от духов нечистых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Объясн. Рассматривая это место святитель Златоуст вопрошает: «что сие значит? и отвечает сам: – что один грех мог повлечь смерть и осуждение; а благодать изгладила не только сей единый грех, но и другие грехи, за ним последовавшие». Христос заплатил гораздо больше, нежели мы были должны. Его уплата, в сравнении с долгом, то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей, но, чтобы воспользоваться этим искуплением Христовым, необходимо веровать и креститься во имя Христово: Деян.16:30–33 ; соблюдать Его заповеди: Ин.14:21 ; и быть ветвью на лозе Христовой: Ин.15:5 , т.е. в Церкви Его: Еф.2:20–21:5:23 . Рим.5:18–19 . «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдой одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Объяснение. Эти стихи составляют вывод из сделанного апостолом сравнения между Адамом и Иисусом Христом, которое можно выразить так: Адам преступник; Христос праведник. Там осуждение, здесь оправдание. Там смерть, здесь жизнь. Там – непослушание Адама, здесь послушание Христа. Чрез Адама грешны многие, чрез Христа праведны многие, представившие тело в жертву живую... отвращающиеся зла: Рим.12:1–9:11 , и подвигом добрым подвизающиеся: Еф.2:10 ; Мф.25:34–35 . 2Кор.5:21 .«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом». Объяснение. Бог устроил так, что Христос пред судом и мнением человеческим явился грешником, заслуживающим казни: Лк.22:22–23 , а на самом деле Он был искупительной жертвой за грехи человечества: 1Пет.2:24 ; 1Ин.3:5 . Этой искупительной жертвой воспользуются те, кто служит Господу: Ин.12:18 , и слушает Его посланников: Лк.10:16 . Еф.1:7:11 . «В Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его... в Нём мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей». Объяснение. Приступающий к Господу в таинстве Крещения: Ин.3:5 , и Причащения: Ин.6:53–54 , или Покаяния: Деян.2:38 , и исполняющий все условия, как следует, становится искуплённым: 1Пет.2:23–24 ; но вводящие пагубные ереси тем сами отвергаются искупившего их Господа: 2Пет.2:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Термин «истина» (λθεια) является одним из ключевых в Евангелии от Иоанна 1158 . В беседе с самарянкой Иисус говорит об истинных поклонниках, которые поклоняются Богу «в духе и истине» ( Ин.4:23–24 ). Свой суд и Свое свидетельство Иисус называет истинными ( Ин.8:13–16 ). Наконец, дважды Иисус отождествляет с истиной Самого Себя. Один раз в беседе с иудеями, когда говорит об Иоанне Крестителе: «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» ( Ин.5:32–33 ; здесь «свидетельство о Мне» идентично «свидетельству об истине»). Второй раз – в беседе с Фомой, которому говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). В свете этих высказываний Спасителя познание истины должно пониматься как познание Его Самого. Речь идет не о рациональном познании. На вопрос Пилата: «Что есть истина?» ( Ин.18:38 ) Иисус ничего не ответил, потому что Истина – это Он Сам, воплотившийся Сын Божий, пришедший в мир, чтобы указать людям путь к Богу и повести их этим узким путем, через тесные врата ( Мф.7:13–14 ) в дом Своего Отца. И познание истины происходит не через разум, а через принятие человеком внутрь себя Тела и Крови Христа. Но Пилат не смог бы этого вместить, как не вместили этого иудеи, слышавшие беседу Иисуса о небесном хлебе. В заключительном сегменте рассматриваемой части анафоры («И кто доволен возглаголати силы Твоя…») продолжается тема, звучавшая в молитве Херувимской песни («Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми…»): прославление Бога и предстояние престолу Божию превосходят возможности человеческого языка и разума. О Боге Отце Следующая часть анафоры имеет тринитарный характер и основана на перечислении имен, относящихся к каждому из Лиц Святой Троицы. Молитва соткана из библейских аллюзий, наполнена цитатами из псалмов, пророческих книг, посланий апостола Павла. Первая часть молитвы посвящена Богу Отцу: Владыко всех, Господи небесе и земли и всея твари, видимыя же и невидимыя, Седяй на престоле славы и призираяй бездны, безначальне, невидиме, непостижиме, неописанне, неизменне, Отче Господа нашего Иисуса Христа…

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пророчество Спасителя, как нам известно, исполнилось: храм Иродов был уничтожен до основания римлянами при императоре Веспасиане. Юлиан Отступник пытался восстановить его, но, по сказанию историка Аммиана Марцеллина, постройка не увенчалась успехом, будучи чудесным образом несколько раз разрушаема. Нам же дороги и те камни, на которых стоял второй храм, где совершилось множество знаменательных библейских событий. Тут Господь Саваоф являл Славу Свою, здесь находился кивот с манной, скрижалями Завета и прозябший жезл Аарона; в указанном святилище воспиталась Пренепорочная Богоотроковица Мария, но важнее всего то, что Спаситель мipa часто бывал в нем, ибо, как Он сам говорил, «Ему надлежало быть в дому Отца Его Небесного» ( Лк. 2:49; 19:47; 21:37–38 ; Мк. 11:27 ). Здесь встретил Его праведный Симеон, поднявши на руки при вдохновенных словах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром!» Сюда Христос в детстве приходил на праздник Пасхи с родителями по плоти; здесь Он, будучи 12-летним отроком, удивил мудростию еврейских законоучителей, сюда на кровлю Он был перенесен при искушении от диквола; отсюда Он изгнал бичом торжников; здесь избавил от осуждения жену-блудницу и ублажил вдовицу, принесшую две лепты; сюда Он при кликах народа «Осанна! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» торжественно вступил за несколько дней до вольного страдания; здесь Он многократно учил народ, обличал книжников, фарисеев и саддукеев, а главное, словом и чудесами утвердил истину Своего Божества ( Ин. 7, 8 и 10 гл.). Нигде так ясно и подробно Спаситель не объяснял, что Он Бог, как в храме. Вот Его речи: «Тогда (евреи) сказали Ему: Кто же Ты? Иисус сказал: от начала Сущий. Как и говорю вам» ( Ин. 8:25 ). Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам, прежде, нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 8:58 ). «Я и Отец Одно» ( Ин. 10:30 ). Тут иудеи схватили каменья, чтобы побить Его... за то, что Ты, говорили они Спасителю, будучи человек, делаешь Себя Богом ( Ин. 12:31–33 ). Иисус отвечал им: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мip, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: «Я – Сын Божий» (ст.36), верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Как известно, петухи поют трижды: первое пение петухов бывает еще глубокой ночью, до рассвета; второе ассоциируется с рассветом 116 ; третье бывает с наступлением утра. Выражение «в полночь, или в пение петухов, или поутру» ( Мк. 13:35 ), употребленное Иисусом, скорее всего указывает на первое пение петухов. Если у Марка Иисус предсказывает, что отречение произойдет до вторых петухов, то текст прочих Евангелистов подразумевает, что это произойдет до первых петухов. Горячий и импульсивный Петр заявляет, что никогда не соблазнится (у Марка слово «никогда» отсутствует). Иисус отвечает ему, что он трижды отречется от Него: использован глагол παρνομαι («отрицать») в пассивном залоге. Предсказание предваряется словами «истинно говорю тебе», придающими ему характер настойчивости и убедительности. Однако Петр, со своей стороны, продолжает настаивать, что не отречется от Учителя даже в случае смертельной опасности. К Петру присоединяются и другие ученики, среди которых уже нет Иуды. В Евангелии от Иоанна предсказание об отречении Петра является частью беседы на Тайной вечере: Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды ( Ин. 13:36–38 ). Здесь сюжет начинается с вопроса Петра: «куда Ты идешь?», за которым вскоре последует вопрос Фомы: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» ( Ин. 14:5 ). Евангелист рисует общую картину недоумения учеников, которым Иисус сначала говорит: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь» ( Ин. 13:33 ), а затем призывает их не смущаться и не устрашаться ( Ин. 14:27 ), обещая, что, хотя они и будут иметь скорбь, она сменится радостью, которой никто не отнимет от них, потому что они вновь увидят Его ( Ин. 16:20–22 ). Именно в этом контексте разворачивается беседа с Петром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ин 9:34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Выведенные из себя фарисеи объявляют исцеленному, что он, очевидно, уже родился грешником, обремененным грехами при самом своем проявлении на свет. Так говорили фарисеи, принимая во внимание его прежнюю болезнь, которая, по их мнению, вызвана была грехами исцеленного (ср. Пс. 50:7, 57:4). Затем они выгоняют его. Этим они ясно показали, что им нечего сказать против той истины, какую высказал этот простец (стих 31). Со своей стороны пострадавший за Христа человек обнаружил всем своим образом действий, что в нем постепенно совершился переход от доверия, которое он сначала имел к Христу как к чудесному целителю, к вере в Него как в посланника Божия, как в благочестивого и сильного Молитвенника, Которому  Бог  дает власть совершать чудеса. Ин 9:35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Ин 9:36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Ин 9:37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Ин 9:38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. Когда Христос от кого-то услышал, что фарисеи выгнали исцеленного, Он приблизился к нему, чтобы помочь достигнуть полной веры в Него. Встретив его, Христос просил его: « веруешь ли ты в Сына Божия?» Христос этим показывает исцеленному, что Ему известно, как этот человек защищал Его перед фарисеями. Исцеленный, как сказано выше, утверждал, что Иисус от Бога (стих 33). В этом исповедании уже лежал зародыш веры в Иисуса как в Богопосланного Мессию. Ведь слепой должен же был сообразить, что Христос не напрасно послал его омыть глаза в Силоамском источнике. Он не мог не понять, что его исцелитель этим намекал на пришествие «посланника от Бога» (Силоам значит «посланный» ). В то время иудеи, особенно обделенные судьбой, вроде слепца только и думали о посланнике, который должен был прийти от Бога для облегчения их страданий, о Том Мессии, Который был обещан пророками.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Каждый раз, когда в Евангелиях мы видим вспышки религиозной ненависти ко Христу, они связаны с тем, что заявляет Иисус о своем Божественном статусе: «Иисус же говорил им: Отец моей доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он Отцем Своми называл Бога, делая Себя равным Богу » (Ин. 5,17-18). Каждый иудей ощущал, что в устах Христа «Сын Божий» звучит совсем не так, как привычное и всем знакомое выражение псалмопевца («я сказал вам: вы боги, сыновья Вышнего вы все» – Пс. 81,6). Если слова псалма воспринимались как исповедание чудесной, невозможной, милостивной близости Творца к избранному им народу, то слова Христа звучали с интонацией естественного, незаслуженного и неподаренного родства с Единственным Богом. Поэтому – вопль протеста из оскорбленного сердца иудеев: «Он делает Себя равным Богу!». Вновь и вновь приходится настаивать: Христа распяли не за проповедь любви или покаяния. Его распяли не за то, что Он был добрым человеком. Его распяли не за то, что Он говорил о фарисеях и о негативных сторонах религиозной жизни Израиля. Его распяли не за то, что Он говорил о Каиафе, Ироде или о Понтии Пилате. Его распяли исключительно за то, что Он говорил о Себе Самом. Вот опять Христос говорит: «Я и Отец одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его» (Ин. 10,31). А вот дальнейшее очень стоит запомнить тем, кто делает из Христа морализатора: «Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10, 32-33). Христос останавливает гнев иудеев напоминанием псалма, говорящего всем людям – «вы боги». И Сам же вновь не дает им вернуться в мир ясных ветхозаветных представлений о Боге: «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10,38) И опять гнев толпы: «тогда опять искали схватить Его» (Ин. 10,39). Итак, не за «добрые дела» казнили Христа, а за то, что он говорил о Себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Так, Он воскресил из мертвых единственного сына вдовы Наинской повелением: «…Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7, 14). Он воскресил и единственную двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира словами: «…Девица! встань!» (Лк. 8, 54). Он воскресил и четверодневного мертвого Лазаря, брата Марфы и Марии, призывом: «…Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Из этих трех воскрешений, с точки зрения исследуемого предмета, наиболее интересно последнее. Поэтому остановимся на нем подробнее. Господь знал, что для человека смерть была мучительным состоянием, чем–то ужасным. Этим и объясняется то, что Христос, воскресение и жизнь, прослезился у гроба Своего друга Лазаря. Когда Господь увидел плачущих иудеев, Он восскорбел, как человек, духом… и возмутися Сам (Ин. 11, 33). Он подошел к могиле, …опять скорбя ренно… (Ин. 11, 38). Безгрешная человеческая природа Господа глубоко потрясена. Он охвачен скорбью. Он плачет и пытается сдержать внутреннее волнение и ужас при виде мертвого друга, пленника холодных объятий смерти. Но «слезы» Жизни были уже преддверием победы. Все, что затем произойдет на глазах у пораженных учеников и толпы иудейской, будет предвосхищением трехдневного Воскресения Спасителя. И Господь молится [ ], прежде чем повелеть Лазарю воскреснуть, но это была молитва не о воскресении мертвого, а о немощи и маловерии тех, кто при этом присутствовал. Это подтвердил Сам Господь, когда сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11, 41–42). Что молитва была не о воскресении мертвого, доказывается и тем, что Лазарь воскрес не сразу после молитвы. Он воскрес, когда услышал повеление: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Святитель Иоанн Златоуст, подвигаемый этим чудом, начинает характерный диалог со смертью и адом и говорит: «О сила смерти! О могущество силы, удерживающей душу! О ад! Совершилась молитва, и ты не освобождаешь мертвого? Нет, говорит ад. Почему? Потому что мне не дано повеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010